успенский кафедральный собор яранск
Успенский кафедральный собор яранск
В 2018 году юбиляром является еще один городской храм – Успенский собор.
Несколько слов об истории храма.
Современный Успенский собор появился в Яранске в 90-е годы XVIII века на месте деревянного храма Успения Пречистыя Богородицы. Известно о том, что 1 июня 1790 года была получена грамота, выданная Преосвященнейшим Лаврентием, на построение «каменного храма во имя Успения Пресвятой Богородицы с приделом в честь Усекновения Главы Иоанна Предтечи» (Сборник храмораздатных грамот…, Вятка, 1914.-С.318).
С 1798 года в храме начали проходить службы.
По названию его и улица, на которой он находился, стала зваться Успенской.
При соборе в 1815-1817 гг. была воздвигнута церковь во имя Преображения Господня, представлявшая собой теплый кирпичный храм, прямоугольный, в центральной части увенчанный невысоким куполом и имевший двухъярусную колокольню. С прошением о постройке этого храма обратились к Преосвященному Гедеону протоиерей Василий Неволин «с братиею и старостою церковным мещанином Андреем Шевелевым» (Сборник храмораздатных грамот, с.423).
Приделы Преображенской церкви были освящены в честь Владимирской Божией Матери и Святого Николая Чудотворца.
Оба эти храма имели один приход, состоявший из горожан и жителей 80-ти селений. Здесь также были и те, кто ходил ранее в обветшавшие со временем Владимирскую и Входоиерусалимскую (от Владимирского женского монастыря) церкви.
Из Владимирской церкви в Успенский собор была в свое время передана икона Владимирской Божией Матери, с которой каждый год в конце июня после торжественного богослужения прихожане шли крестным ходом в место, называвшееся Монастыркой – туда, где находилась разрушившаяся церковь.
Колокольня стоявшей рядом Преображенской церкви являлась общей для двух храмов.
Огромный, весом около 515 пудов, колокол, находившийся здесь, был изготовлен прапрадедом известного русского художника-пейзажиста И.И. Шишкина Дмитрием Афанасьевичем. Об этом в свое время было сообщение в газете «Губернские ведомости».
В 30-е годы прошлого века Преображенская церковь была закрыта, и в здании ее расположилась ремонтная мастерская машинно-тракторной станции.
В 50-х же годах ее полностью разрушили, и теперь на том месте, где стояла красавица-церковь, находится жилой дом.
Когда не стало общей колокольни, для колоколов Успенского собора был выстроен во дворе храма двускатный навес звонницы. Она существует приблизительно в таком виде и по сей день. И знаменитый колокол сейчас на ней. Ему в 2015 году исполнилось целых 200 лет!
Об устройстве собора
В Успенском соборе имеются три престола: в центре (освященный в честь Успения Божией Матери), в левом приделе (освященный во имя иконы Божией Матери «Утоли моя печали»), в правом приделе (во имя Нерукотворного образа Христа Спасителя).
Иконостас XVIII века выполнен в виде триумфальной арки, возносящейся в небо, он резной и позолоченный.
В центре его, над царскими вратами, помещена икона Успения Пресвятой Богородицы.
Раз в году в честь соответствующего ей праздника она покидает свое постоянное место и устанавливается в центре храма для поклонения.
Особенного внимания заслуживает хранящийся в Успенском соборе Нерукотворный образ Христа Спасителя.
Он очень древний, может быть, древнее самого Яранска.
Одна из легенд гласит, что в далеком XV столетии русские поселенцы этого края, терпя притеснения и разные обиды со стороны иноверцев, решили просить заступничества у царя Иоанна VI Грозного.
Царь, занятый покорением Казани, прислал в город икону.
С той поры, когда жившие вокруг недруги начинали чинить безобразия, на них исходили болезни и другие несчастия. Помолившись же на святой образ, получали эти люди исцеление и облегчение.
Икона очень тяжёлая, однако, её всегда выносили из храма в трудные для города времена как заступницу. Яраничи молились ей о хорошем урожае, об избавлении от падежа скота.
Лик от времени потемнел, но его не реставрируют — так решили прихожане.
Раз в год икону выносят в центр собора в неделю Торжества Православия, чтобы прихожане могли ей поклониться. В знак особого почитания каждое воскресение перед чудотворным образом служится вечерня с Акафистом Иисусу Сладчайшему.
Внешне собор представляет собой большой храм, относящийся к стилю «вятский классицизм». Отличают его благородная простота четких геометрических форм, лаконичный декор и гладкие стены фасадов. Спроектирован он был вятским архитектором Филимоном Меркурьевичем Росляковым.
Тип храма – крестовокупольный; в основе его – четверик с выдающейся вперед папертью, апсидой и выступами вспомогательных ходов.
Цилиндр с куполом расположен на столбах-пилонах. Из центра купола поднимается цилиндрический барабан; на нем – еще один небольшой купол с золоченой главкой и крестом. Над центральной частью сооружения расположены люкарны – оконные проемы.
Фасады здания имеют красивые карнизы с дентикулами. По всей окружности четверика – попарно между окнами – расположены пилястры. Среди других украшений здесь еще можно отметить пояски и кессоны.
Окна храма большие, арочные, находятся они в нишах, называемых кассетами.
Собор был построен из красного кирпича, а затем побелен. Яркой голубой краской покрыты оба купола, большой и малый; пояски цилиндров и ниши оконных кассет – синие; кровля четверика – зеленого цвета. Он очень красив и любим яраничами.
Вот какая разная судьба у двух храмов, стоявших когда-то по соседству…
А Успенскому собору в этом году исполняется уже 220 лет.
Марина Лутошкина.
Этот и другие материалы читайте в газете НВВ №07 от 16.02.2018 г.
(Яранск, Санчурск, Кикнур, Тужа).
Успенский кафедральный собор (Яранск)
Кафедральный собор Успения Богородицы — православный кафедральный собор в Яранске. Главная церковь Яранской епархии Вятской митрополии. Собор имеет статус памятника архитектуры федерального значения.
Содержание
История [ править ]
Успенский приход — самый древний в Яранске. Он был основан параллельно с закладкой крепости на берегу реки Ярани в 1591 году.
Первая деревянная Успенская церковь служила гарнизонным храмом. Впервые упоминается в 1601 году.
Существующее каменное здание построено в 1790—1798 годах по проекту архитектора Ф. М. Рослякова. Известно, что постройка собора производилась на добровольные пожертвования прихожан.
Храм имеет приделы во имя Образа Спаса Нерукотворного и иконы Божией Матери «Утоли моя печали». Известно что по названию собора нынешняя улица Карла Маркса в Яранске именовалась ранее Успенской.
Собор имеет статус памятника архитектуры федерального значения.
С 2012 года является Кафедральным собором новообразованной Яранской и Лузской епархии.
Описание [ править ]
Кирпичное четырёхстолпное здание в стиле классицизма в форме одноэтажного четверика с большим световым барабаном и сферическим куполом с люкарнами над центральной частью. Центральный вход оформлен фронтоном, выдвинутым вперёд. Храм имеет приделы во имя Спаса Нерукотворного Образа и Усекновения главы Иоанна Предтечи. Колокольня до сегодняшнего дня не сохранилась.
Престольные праздники [ править ]
Как добраться [ править ]
Адрес: г. Яранск, ул. Карла Маркса, 15
Паломнику [ править ]
Информация о расписании богослужений отсутствует. Вы можете помочь в заполнении подраздела.
Успенский кафедральный собор
В 1798 году в Яранске завершилось строительство Успенского собора. Благословил возведение храма в 1790 году Преосвященнейший Лаврентий, епископ Вятский и Слободской, отписав грамоту «на построение в г. Яранске вместо ветхого Успенского собора каменного храма во имя Успения Пресвятой Богородицы. «
Новый собор решили строить всем миром, на добровольные пожертвования жителей города. Яраничам такое было не впервой. Девятью годами ранее, в 1781 году, прихожане всех городских храмов совместно возвели из камня Кладбищенскую церковь. Нынешний Успенский собор стоит на месте, где прежде располагался одноимённый деревянный храм. Располагаясь внутри крепости, Успенский храм уже изначально планировался как церковь для её военного гарнизона и членов семей служащих людей. Проект для здания Успенского храма подготовил местный губернский архитектор Филимон Меркурьевич Росляков (1758-1806). Первый губернский зодчий Вятского края, титулярный советник Росляков плодотворно работал на стыке двух художественных направлений, предпочитая классические каноны и свойственную им упорядоченность.
Внешний облик нового собора Успения Пресвятой Богородицы стал во многом отражением новых тенденций в тогдашней церковной архитектуре России. Щедрому и насыщенному деталями барокко пришёл на смену строгий и торжественный классицизм, постепенно получивший распространение и в провинции. Яранск всегда славился своими благотворителями, а помогать храмам считалось у местных купцов особенно почётным. В строительство и обустройстве Успенского, как и возведённого в 1851 году огромного Троицкого собора, равно как и других храмов, меценаты вложили немало средств. Так, купец 2-й гильдии Рощин был награждён орденом Святой Анны и золотыми медалями за большой вклад в строительство яранских храмов, обеспечения существования земского училища, публичной библиотеки, Дома трудолюбия, Мариинского детского приюта и др. Выходец из костромских крестьян, он носил звание почётного гражданина города, ставшего ему второй родиной. В 1817 году, рядом с Успенским собором воздвигли тёплый кирпичный храм с двухъярусной колокольней, освящённый в честь Преображения Господня и имевший Никольский и Владимирский приделы. В отличие от своего соседа-собора слева, Преображенская церковь была навсегда закрыта в 1930-е годы, а в 1950-е полностью разрушена.
После Октябрьской революции в Яранске один за другим стали закрываться городские храмы. Гонения и репрессии обрушились как на простых прихожан, так и на священников и епископов Яранской земли. Успенский собор считается единственным в Яранске, который никогда не закрывал дверей перед верующими. Однако, по некоторым данным, храм некоторое время был закрыт в 1930-е годы, а вернули прихожанам его лишь в 1940-е. Так или иначе, фасады Успенского собора и основные элементы внутреннего убранства сохранились в первозданном виде и по сей день. В памяти прихожан Успенского собора навсегда остался его настоятель в 1993-1997 годах архимандрит Макарий (Коробейников), известный благочестием, любовью к церкви и заботой о людях. Ни одного пришедшего в храм он не оставил без мудрого совета и отеческого наставления. Отец Макарий был погребён возле алтаря собора, у придела в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали».
Главный иконостас Успенского собора величественно возвышается в обрамлении резных колонн; его врата выглядят действительно по-царски: высокие, красивые, щедро украшенные. Мало в каком российском храме сегодня можно увидеть столь богатый и превосходно сохранившийся иконостас фактически ХVIII века: золочёный, многосоставный, отделанный искусной резьбой. Посетители храма нередко сравнивают его внутреннее убранство с богатой музейной экспозицией многочисленных икон самых различных техники письма и датировки. Образы можно разглядывать часами! И не удивительно, ведь в Успенский собор во времена советской власти привозили немало святых и чудотворных икон из закрытых или разрушенных церквей не только города, но и всего Яранского района. Каждое воскресенье в один и тот же час в Успенском соборе Яранска свершается молебен с акафистом Иисусу Сладчайшему пере Нерукотворным образом Спасителя. Этот образ был и остаётся наиглавнейшей и важнейшей святыней храма.
Из журнала «Православные Храмы. Путешествие по Святым местам». Выпуск №276, 2018 г., Алексей Кротов
Успенский собор Яранск Кафедральный
Становление собора
Впервые в официальных документах деревянная предшественница Успенского храма упоминается в 1601 году, а спустя почти столетие, летом 1790-го, Преосвященнейший Лаврентий, епископ Вятский и Слободской отписал грамоту «на построение в г. Яранске вместо ветхого Успенского собора вновь каменного храма во имя Успения Пресвятой Богородицы. ».
Новый собор решили строить всем миром, на добровольные пожертвования жителей города. Яраничам такое было не впервой. Девятью годами ранее, в 1781 году, прихожане всех городских храмов совместно возвели из камня Кладбищенскую церковь.
Нынешний Успенский собор стоит на месте, где прежде располагался одноименный деревянный храм. По сведениям местных краеведов, деревянная церковь строилась в северо-восточном участке поселения, на территории современных улиц Карла Маркса, Кирова, Гоголя и Свободы. Впоследствии этот район стал центральной частью города. Располагаясь внутри крепости, Успенский храм уже изначально планировался как церковь для ее военного гарнизона и членов семей служилых людей.
Проект для здания Успенского храма подготовил местный губернский архитектор Филимон Меркурьевич Росляков. Первый губернский зодчий Вятского края, титулярный советник Росляков занимал этот высокий и ответственный пост в течение двадцати лет. За это время он выполнил 2722 дела по своему ведомству, составил 16 инвентарных книг с записями профилей и фасадов различных зданий, для чего создал в общей сложности 1337 рабочих чертежей.
Внешний облик нового собора Успения Пресвятой Богородицы стал во многом отражением новых тенденций в тогдашней церковной архитектуре России. Щедрому и насыщенному деталями барокко пришел на смену строгий и торжественный классицизм, постепенно получавший распространение и в провинции. Зодчий Росляков плодотворно работал на стыке этих двух художественных направлений, предпочитая классические каноны и свойственную им упорядоченность.
Успенский собор считается единственным в Яранске, который никогда не закрывал своих дверей перед верующими. Однако, по некоторым данным, храм некоторое время был закрыт в 1930-е годы, и его вернули прихожанам лишь в 1940-е. Так или иначе, фасады Успенского собора и основные элементы внутреннего убранства сохранились в первозданном виде и по сей день.
Архитектура собора Успения Пресвятой Богородицы в Яранске
Поистине этот храм сооружен как красиво, так и рационально. Четырехстолпное здание, сложенное из крепкого кирпича, имеет форму одноэтажного четверика с большим световым барабаном-ротондой. Еще на заре христианства его первые храмы были одновременно и местами, где поминались святые мученики, погибшие за веру. Поэтому в ходе строительства храмов Церковь часто использовала в качестве архитектурного образца античные пантеоны и мавзолеи, круглые в плане. Впоследствии они могли породить ротонду как существенный элемент композиции храмовых зданий, во многом благодаря влиянию мастеров итальянского церковного зодчества.
Ротонда Успенского собора перекрыта сферическим куполом. Его центральную часть в основании изысканно обрамляет своеобразный «венок» декоративных световиков-люкарн.
Люкарны известны еще в Англии эпохи XV века. В фасадной части крыши прорезалось или надстраивалось окно, зачастую украшенное лепниной и иным декором, придавая зданию черты индивидуального колорита. Чем дороже и пышнее была отделка люкарн, тем богаче и авторитетней считались владельцы дома. С утилитарной же точки зрения люкарна долгое время оставалась едва ли не единственным источником освещения чердаков. В христианских храмах люкарны широко применялись в купольных покрытиях, имея круглые, либо прямоугольные рамы.
Основной объем Успенского собора Яранска превалирует над остальными его строениями. К примеру, трапезная собора невелика; ее помещение расположено с тыльного торца здания. Центральный вход оснащен выдвинутыми вперед, за основную вертикаль фасада, фронтонами. Вход на территорию храма осуществляется через двойные ворота, выполненные в традициях классицизма и оснащенные треугольными фронтонами.
Внутри Успенского собора Яранска
Приятный налет старины, которым визуально отличаются стены храма от окружающей его городской архитектуры Яранска, существенно дополняет удивительная и таинственная атмосфера сокровенного, намоленного места, присущая старым церквям. Кажется, что здесь, под массивными сводами, все еще живет век восемнадцатый, такой невероятно далекий и одновременно ощутимый почти физически.
Между восемью массивными колоннами царит удивительный свет, причудливо играющий свечными отражениями на резьбе иконостасов, под пологом высокого купола, на рамах старинных образов.
Колонны собора представляют собой гладкие пятигранные столпы, которые между собой соединяются полукружьями широких арок. Размеры внутреннего пространства невелики, здесь рационально используется каждая единица площади, поэтому в трех колоннах устроены специальные углубления для хранения различных церковных принадлежностей, а в одной оборудован вход на хоры.
Во внутренней конструкции основного объема храма строители использовали коробовые своды; такие же цилиндрические своды применены и для трехчастного алтаря. Коробовый свод в поперечном сечении образует не обычную, а трехцентровую, либо даже многоцентровую, дугу; за счет этого он обладает большим распором и надежнее обычного перекрывает помещения большой площади в таком храме, как Успенский, имеющем широкую ротонду.
Главный иконостас Успенского собора величественно возвышается в обрамлении резных колонн; его врата выглядят действительно по-царски: высокие, красивые, щедро украшенные. Мало в каком российском храме сегодня можно увидеть столь богатый и превосходно сохранившийся иконостас фактически XVIII века: золоченый, многосоставный, отделанный искусной резьбой.
Посетители храма нередко сравнивают его внутреннее убранство с богатой музейной экспозицией многочисленных икон самых различных техники письма и датировки. Образы можно разглядывать часами! И неудивительно, ведь в Успенский собор во времена советской власти привозили немало святых и чудотворных икон из закрытых или разрушенных церквей не только города, но и всего Яранского района.
График работы и богослужения
Собор открыт ежедневно с 7:00 до 19:00. Точное расписание богослужений лучше узнавать заранее на епархиальном сайте.
Контакты
Как добраться самостоятельно к храму
Яранск. Кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы.
Карта и ближайшие объекты
Статьи
На архивных фотографиях мы видим два каменных храма, расположенных рядом. Это два храма Успенского собора г. Яранска. Оба храма были теплыми. Первый, слева, построен в 1798г. (по другим данным в 1790г.), имел главный престол в честь Успения Божией Матери, в приделах в честь Нерукотворного Образа Спасителя и Усекновения главы Иоанна Предтечи. Успенский храм имеет высоту 17,5 саженей, длина 10,5 саженей, ширина 12,5 саженей. Своды коробовые, в середине котловые. В храме поставлены 8 пятигранных гладких столбов, соединенных между собой арками, три из них имеют углубления для хранения церковных принадлежностей, в одном устроен вход на хоры. Окна в три света, полукруглые. Алтарь трехчастный с котловыми сводами. Второй храм, Преображенский, на фото справа (ныне не существует), построен в 1817г., имел три престола: главный в честь Преображения Господня, в приделах в честь Владимирской иконы Божией Матери и Николая Чудотворца. Закрыт в 1930-х годах, разобран в 1950-х.
По материалам Вятских Епархиальных Ведомостей, № 13, 1873г. и «Известий ИАК» № 48 за 1913г.
На юго-западе Вятской земли, на высоком правобережье реки Ярани стоит Яранск. Поначалу здесь был основан укреплённый населённый пункт в ряду небольших городов-крепостей. Они строились в Казанском наместничестве для защиты новых границ российского северо-востока, а особенности после 3-й Черемисской войны (1581-1585). Официальной датой основания Яранска считается 1584 год, причём местные краеведы говорят и о более ранней датировке первых здешних поселений.
Впервые в официальных документах деревянная предшественница Успенского храма упоминается в 1601 году, а спустя почти пару столетий, летом 1790-го, Преосвященнейший Лаврентий, епископ Вятский и Слободской отписал грамоту «на построение в г. Яранске вместо ветхого Успенского собора каменного храма во имя Успения Пресвятой Богородицы. » Новый собор решили строить всем миром, на добровольные пожертвования жителей города. Яраничанам такое было не впервой. Девятью годами ранее, в 1781 году, прихожане всех городских храмов совместно возвели из камня Кладбищенскую церковь. Нынешний Успенский собор стоит на месте, где прежде располагался одноимённый деревянный храм. Располагаясь внутри крепости, Успенский храм уже изначально планировался как церковь для её военного гарнизона и членов семей служилых людей. Проект для здания Успенского храма подготовил местный губернский архитектор Филимон Меркурьевич Росляков (1758-1806). Первый губернский зодчий Вятского края, титулярный советник Росляков плодотворно работал на стыке двух художественных направлений, предпочитая классические каноны и свойственную им упорядоченность.
Внешний облик нового собора Успения Пресвятой Богородицы стал во многом отражением новых тенденций в тогдашней церковной архитектуре России. Щедрому и насыщенному деталями барокко пришёл на смену строгий и торжественный классицизм, постепенно получивший распространение и в провинции. Яранск всегда славился своими благотворителями, а помогать храмам считалось у местных купцов особенно почётным. В строительство и обустройстве Успенского, как и возведённого в 1851 году огромного Троицкого собора, равно как и других храмов, меценаты вложили немало средств. Так, купец 2-й гильдии Рощин был награждён орденом Святой Анны и золотыми медалями за большой вклад в строительство яранских храмов, обеспечения существования земского училища, публичной библиотеки, Дома трудолюбия, Мариинского детского приюта и др. Выходец из костромских крестьян, он носил звание почётного гражданина города, ставшего ему второй родиной. В 1817 году, рядом с Успенским собором воздвигли тёплый кирпичный храм с двухъярусной колокольней, освящённый в честь Преображения Господня и имевший Никольский и Владимирский приделы. В отличие от своего соседа-собора слева, Преображенская церковь была навсегда закрыта в 1930-е годы, а в 1950-е полностью разрушена.
После Октябрьской революции в Яранске один за другим стали закрываться городские храмы. Гонения и репрессии обрушились как на простых прихожан, так и на высших священников, епископов Яранской земли. Так архиепископ Евсевий, в миру Евгений Рождественский был арестован, сослан и расстрелян в 1937 году, по всей видимости, в Сиблаге НКВД. В 1981 году он был причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских. Успенский собор считается единственным в Яранске, который никогда не закрывал дверей перед верующими. Однако, по некоторым данным, храм некоторое время был закрыт в 1930-е годы, а вернули прихожанам его лишь в 1940-е. Так или иначе, фасады Успенского собора и основные элементы внутреннего убранства сохранились в первозданном виде и по сей день. В памяти прихожан Успенского собора навсегда остался его настоятель в 1993-1997 годах архимандрит Макарий (Коробейников), известный благочестием, любовью к церкви и заботой о людях. Ни одного пришедшего в храм он не оставил без мудрого совета и отеческого наставления. Настоятель Макарий был погребён возле алтаря собора, у придела в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали».
Из журнала «Православные Храмы. Путешествие по Святым местам». Выпуск №276, 2018 г.