успенский шаровкин женский монастырь официальный сайт
РАСПИСАНИЕ БОГОСЛУЖЕНИЙ 2 НОЯБРЯ — 28 НОЯБРЯ
2 НОЯБРЯ, ВТОРНИК. ПРП. ГАВРИИЛА САМТАВРИЙСКОГО.
8:00 — ПОЛИЕЛЕЙНАЯ УТРЕНЯ, ЛИТУРГИЯ
17:00 — ВСЕНОЩНОЕ БДЕНИЕ
4 НОЯБРЯ, ЧЕТВЕРГ. КАЗАНСКОЙ ИКОНЫ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ
6 НОЯБРЯ. ДМИТРИЕВСКАЯ РОДИТЕЛЬСКАЯ СУББОТА
8:00 — ЗАУПОКОЙНАЯ УТРЕНЯ, ЛИТУРГИЯ
17:00 — ВСЕНОЩНОЕ БДЕНИЕ
7 НОЯБРЯ. ВОСКРЕСЕНЬЕ. НЕДЕЛЯ 20 ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦЕ. ГЛАС 3. МЧЧ. МАРКИАНА И МАРТИРИЯ
9:00 — ЛИТУРГИЯ, МОЛЕБЕН, ПАНИХИДА
11 НОЯБРЯ, ЧЕТВЕРГ. МЧ. АНАСТАСИИ РИМЛЯНЫНИ
8:00 — УТРЕНЯ, ЛИТУРГИЯ
13 НОЯБРЯ. СУББОТА. АПП. СТАХИЯ И ИЖЕ С НИМ.
8:00 — УТРЕНЯ, ЛИТУРГИЯ
17:00 — ВСЕНОЩНОЕ БДЕНИЕ
14 НОЯБРЯ, ВОСКРЕСЕНЬЕ. НЕДЕЛЯ 21 ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦЕ. ГЛАС 4. БЕССЕБРЕННИКОВ И ЧУДОТВОРЦЕВ КОСЬМЫ И ДАМИАНА АСИЙСКИХ
9:00 — ЛИТУРГИЯ, МОЛЕБЕН, ПАНИХИДА
18 НОЯБРЯ, ЧЕТВЕРГ. МЧЧ. ГАЛАКТИОНА И ЕПИСТИМИИ
8:00 — УТРЕНЯ, ЛИТУРГИЯ
20 НОЯБРЯ, СУББОТА. МЧЧ. 33-Х В МЕЛИТИНЕ
8:00 — УТРЕНЯ, ЛИТУРГИЯ
17:00 — ВСЕНОЩНОЕ БДЕНИЕ
21 НОЯБРЯ, ВОСКРЕСЕНЬЕ. НЕДЕЛЯ 22 ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦЕ. ГЛАС 5. СОБОР АРХИСТРАТИГА МИХАИЛА И ПРОЧИХ НЕБЕСНЫХ СИЛ БЕСЛОТНЫХ
9:00 — ЛИТУРГИЯ, МОЛЕБЕН, ПАНИХИДА
25 НОЯБРЯ, ЧЕТВЕРГ. СВТ. ИОАННА МИЛОСТИВОГО
8:00 — УТРЕНЯ, ЛИТУРГИЯ
27 НОЯБРЯ, СУББОТА. АП. ФИЛИППА
8:00 — УТРЕНЯ, ЛИТУРГИЯ
17:00 — ВСЕНОЩНОЕ БДЕНИЕ
28 НОЯБРЯ, ВОСКРЕСЕНЬЕ. НЕДЕЛЯ 23 ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦЕ. ГЛАС 6. НАЧАЛО РОЖДЕСТВЕНСКОГО ПОСТА. ПРП. ПАИСИЯ ВЕЛИЧКОВСКОГО
Главная
Чудо возрождения Успенского Шаровкина монастыря
Вам приходилось сталкиваться с чудесами в своей жизни? Позволим себе утверждать, что с тем человеком, который имеет счастье быть верующим и любить Бога, чудеса случаются каждый день. Когда мы благодарим Бога, то видим их на каждом шагу. Одно из таких многочисленных чудес – это возрождение Успенского Шаровкина монастыря, который располагается на живописном месте, на холме неподалеку от реки Жиздры. Еще в XVI веке Божья Матерь избрала себе это место. Благоговейный инок Феогност Шаровка поселился здесь для прохождения уединенного подвига. Скромный монах не думал о суетной славе и имел своей целью лишь служение Богу. Но Богу уже тогда было угодно, чтобы здесь собралась монашеская община. Как о жизни благочестивых иноков на этом месте узнали богатые князья и даже царь Иоанн Грозный, который сам посетил эту обитель? Можно утверждать, что произошло Божие чудо: монастырь расцвел за короткое время.
Но враг рода человеческого не мог терпеть расцвета на святом месте: в святой обители были и пожары, и набеги иноплеменников. В конце XVIII века, последовало ее закрытие, а в 1937 году был закрыт и последний приходской храм на ее территории. Служащий священник Успенской церкви о. Иоанн Жуков был расстрелян 28 августа 1937 года. Достойный служитель Матери Божией ушел в вечную жизнь как мученик в день Ее Успения. И в этом мы можем усмотреть чудо Божие: ведь то, что в 20-е годы было уничтожено столько верующих, дало нам сонм святых мучеников, за страдания которых Бог помиловал Россию. Вместо того, чтобы с насмешкой посмотреть в экран телевизора на «последнего попа», люди молитвами новомучеников вдруг стали обращаться к Богу – сначала тайно, а потом уже и явно исповедуя веру.
Трудные времена пережила обитель в советские годы: ее разграбили и осквернили, в храме разместили скот. Но говорят, что и в развалинах бывшего храма невидимо стоит его ангел-хранитель. Горяча была молитва и простых деревенских бабушек, которые стали собираться в разрушенных стенах для празднования Рождества и Пасхи. Замечательна жизнь одной из них, Евдокии, ныне уже почившей. Эта скромная женщина всю жизнь безбоязненно исповедовала веру, за что даже была выгнана супругом, будучи уже беременной, из своего собственного дома на улицу. На работе ее ловили и насильно пытались влить в рот водку, чтоб посмеяться над ее верой. Евдокия долгие годы ждала, надеясь увидеть своими глазами возрождение Шаровкина монастыря – и дождалась!. Потихоньку храм был более-менее приведен в порядок и в нем стало возможно совершать службы. Днем начала возрождения монастыря стали считать 25 декабря, день памяти свт. Спиридона Тримифунтского.
В январе 2016 года для возрождения обители сюда прибыли сестры из Никольского Черноостровского монастыря в г. Малоярославце. Это событие произошло неожиданно для всех, прямо на Рождество Христово. Зима, холод, неустройство, недоверие односельчан встретили первых насельниц на новом месте послушания. Но монастырская «закалка» не дала унынию поселиться в их душах. Кто-то из сестер помнил, из каких руин возрождался их родной Черноостровский монастырь. Первым, самым главным делом была молитва. Сестры стали молиться утром и вечером, литургия стала совершаться чаще. Чтимая икона обители — «Благодатное небо»- чудесным образом становилась ярче и светлее. Потихоньку к ней потянулся народ. Божия Матерь через Свою икону стала помогать всем и утешать в скорбях. Из сестер и прихожан создалась дружная сплоченная семья. Она посылает обители помощников чудесным образом.
Обитель постоянно испытывает особую милость Пресвятой Богородицы: вот уже второй год Ее чудотворная икона «Калужская» посещает монастырь, оставаясь в нем на всю ночь. Сестры монастыря вместе с паломниками из православных лагерей уже во второй раз они имели возможность помолиться перед иконой ночью. Все отмечали необычайное ощущение от ночной молитвы. В этот момент можно сказать Божией Матери все, что лежит на сердце, не торопясь, не беспокоясь, что кто-то тебя увидит. Со многими происходили невидимые чудеса: менялись души, в людей вливалась новая жизненная сила. Люди говорили, что так не хочется уезжать из этого тихого уголка и возвращаться в круговорот бесконечных проблем в миру.
Многие, находясь в этом круговороте, часто вспоминают Шаровкин монастырь, желая как можно быстрее снова приехать в это благодатное место. Действительно, Пресвятая Богородица слышит все наши просьбы и невидимо помогает. Люди приезжают с благодарностью, рассказывают о разрешении своих серьезных проблем. Значит, это святое место воскреснет. И это чудо совершается на наших глазах. Мы, насельницы обители, от всего сердца благодарим Бога за то, что Он удостоил нас быть Его соработниками в благодатном деле помощи нуждающемуся миру. Хочется сказать от всего сердца: слава Богу за все!
Подать записку
Дорогие братья и сестры, просим внимательно относиться к заказу поминовений! Принимаются имена только крещеных христиан православного вероисповедания.
ПОДРОБНЫЕ ИНСТРУКЦИИ ПРИ ЗАКАЗЕ ПОМИНОВЕНИЙ:
1. Составляете список имен. Имена пишутся в родительном падеже (например: Фотинии, Геннадия, Надежды);
2. При оплате поминовений на карту, просим в сообщении получателю перевода писать «требы»;
3. Имена для поминовения необходимо отправлять в SMS на номер телефона 89108688123 или на электронную почту fsharovkin@mail.ru; обязательно указывайте в сообщении: название поминовения, сумму и дату перевода, Ф.И.О. отправителя.
Пример сообщения: Иван Иванович И., 26.05.21, 300 р. Сестр. помин. о здравии: имена
4. Реквизиты для перевода за пожертвования указаны в конце раздела;
5. При заказе поминовений просим ориентироваться на следующие суммы пожертвований:
ОДНОРАЗОВЫЕ ПОМИНОВЕНИЯ
ПАНИХИДА И МОЛЕБЕН ЕЖЕНЕДЕЛЬНО:
ЕЖЕДНЕВНЫЕ ПОМИНОВЕНИЯ
1 имя на 40 дней — 200 р.
на полгода — 400 р.
на год — 800 р.
1 имя на 40 дней — 100 р.
на полгода — 400 р.
на год — 800 р.
ПОМИНОВЕНИЕ НА ПОСТ
ТРИ ТРЕБЫ (ПРОСКОМИДИЯ, ПСАЛТИРЬ, СЕСТРИНСКОЕ ПОМИНОВЕНИЕ) — 1 ИМЯ НА ТРИ ТРЕБЫ:
на полгода — 1200 р.
ДОЛГОСРОЧНЫЕ ПОМИНОВЕНИЯ РАЗ В НЕДЕЛЮ
40 дней — 100 р. (1 имя)
полгода — 300 р.
год — 600 р.
ВСЕ АКАФИСТЫ 1 ГОД РАЗМЕР ПОЖЕРТВОВАНИЯ УКАЗАН ЗА 1 ИМЯ:
КИРПИЧИК ИМЕННОЙ
П ожертвования можно перевести на карту Сбербанка
4276 2200 1180 6422
по номеру телефона: 89108688123 Дарья Дмитриевна В
(для звонков по телефону — обращение по монашескому имени — мать Елисавета)
При переводе с карт Сбербанка других областей (не Калужской) возможна комиссия (1%)
Также пожертвование можно отправить на Яндекс кошелек: 410016065972784
Наши реквизиты:
Калужское Отделение №8608 ПАО Сбербанк г.Калуга
История обители
Незаслуженно забытый Успенский Шаровкин монастырь, расположенный на кромке обрыва над старицей реки Жиздры у села Ильинское под Перемышлем, по праву можно назвать жемчужиной Калужской земли. Этот удивительный небольшой монастырь, основанный в начале XVI века местночтимым подвижником иноком Феогностом Шаровкой, как монастырь просуществовал сравнительно недолго, но, в то же время, пережил богатую и сложную историю.
Успенский Шаровкин монастырь был основан в центре владений князей Воротынских. Именно под их неусыпным попечительством были отстроены великолепные каменные здания монастыря. Были поставлены иконостасы, иконы для которых писал сам игумен Прохор, сложилась редкая библиотека. Огромные вклады по душам погибших князей Воротынских сделал и царь Иван Васильевич IV Грозный. И позднее царский двор, и дворянские семьи — Чичерины, Юшковы — делали большие вклады. Многие из них заканчивали свои земные дни в монастыре на Жиздре.
Значение Шаровкина монастыря как духовного и культурного центра признавалось и позднее. При царе Феодоре Алексеевиче он был приписан к Донскому монастырю. Архимандриты столичного монастыря с любовью и заботой начали возводить новые здания на берегу Жиздры. Они заказывали здания по образцу лучших московских построек времени Петра Первого, нанимали артели лучших каменщиков и резчиков по белому камню. Среди мастеров, работавших на строительстве Шаровкина монастыря, есть имена, которые встречаются в документах по строительству таких выдающихся памятников архитектуры, как Новый Монетный двор в Москве, храм Рождества Богородицы в селе Подмоклово на Оке, Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь.
Всего в приходе было 302 двора, в которых насчитывалось 1746 жителей обоего пола.
В 1766 году, уже будучи заштатным, монастырь сгорел. После пожара настоятель и братия были переведены в Свято-Введенскую Макариевскую Жабынскую пустынь около Белева.
В Шаровкином монастыре остались лишь уцелевшие каменные постройки — церковь Успения Божией Матери с приделом во имя Иоанна Богослова и церковь во имя Преподобного Сергия Радонежского, ставшие приходскими.
История монастыря настолько интересна, что в 1863 году Церковноисторическое описание Перемышльского Шаровкина Успенского монастыря составляет иеромонах Леонид, в будущем — архимандрит Леонид Кавелин, прах которого покоится в самом центре Троице- Сергиевой Лавры.
Разработка проектной документации по церкви Успения Божией Матери проводилась в 2015-2016 годах в рамках Государственного контракта МК РФ с ООО «Специальная Научная Реставрационная Проектно-Производственная Мастерская» (Москва). Была проведена большая работа в архивах, выполнены натурные исследования памятника и разработан проект реставрации, согласованный и утвержденный в установленном порядке.
Своими земельными владениями Шаровкин монастырь обязан князьям Воротынским. Первое известное земельное пожалование обители относится к 1547 году, когда князь Александр Иванович Воротынский дал монастырю деревню Башкатову на речке Столбне (деревня запустела после Смутного времени) и «слободку Гордикову, да слободку Феденевскую, да слободку Зыкову, да слободку Яковлевскую Федорова да слободку Привалову».
В 1550-х годах он же сделал большой вклад из своей вотчины в Новосильском уезде, впоследствии ее центром стало село Глубки. В это владение входили пашни, луга, леса и рыбные ловли.
В Белевском уезде монастырь получил и еще одну крупную вотчину — село Стромки с деревнями, которое вложил князь Михаил Иванович Воротынский. Оба брата дали также монастырю луга и рыбные ловли на Жиздре. В 1584 году сыновья князя Михаила Ивановича Воротынского дали в монастырь деревню Козменки.
В конце XVI века Шаровкин монастырь заселил подмонастырскую слободу. Это произошло после 1564 года («в приправочных книгах Ивана Яхонтова да Ондрея Бестужева 72 [1564] году тово селца Слободки не написано»). Это была Слободка Ильинская, которая на протяжении веков меняла свой статус. На рубеже XVI-XVII веков новое поселение было селом с деревянной церковью пророка Илии. В слободке жили монастырские служки, выполняющие определенные работы: повар, рыбак, кузнец.
В Смутное время земли монастыря запустели, многие крестьяне были убиты или уведены в плен. Дозорная книга 1620 года приводит ошеломительные данные о после «литовского разорения» запустевших крестьянских дворах, пустошах, которые были деревнями, о пашне, лесом поросшей, пустых мельницах и храмах.
Из принадлежащих Шаровкину монастырю в Перемышльском уезде 26 селений в 1620 году были населены только 7. В них дозорщики насчитали только 18 дворов, 124 двора запустели после Смуты.
Согласно архивным материалам во время существования монастыря внутри монастырских стен располагались кроме храмов жилые покои настоятеля и братские кельи, многочисленные хозяйственные постройки.
За оградой монастыря на примыкающей территории были устроены конные и скотные дворы, и обширные фруктовые сады.
В 1620 году на территории «…церкви обе и трапеза и колоколница каменные…. На монастыре кельи игуменская да келарская, келья козначеева да изба гостиная, да изба поваренная. На монастыре двор конюшеной, около монастыря ограда каменная … В монастыре ж два сада десятины две, а кругом садов тын».
На территории около монастыря упоминаются также следующие постройки «за монастырем конюшеной дворец, а на дворе изба, живут служки да конюхи, да за монастырем был коровей дворец, а ныне пуст, да возле монастыря два сада старые Яблоновые да вишневой, десятины две ж».
В подмонастырской вотчине по переписной книге 1678 года насчитывалось 69 крестьянских дворов.
По описи 1684 года в монастыре также имелись 4 жрттницы, полные хлеба, внутри был разведен сад с яблонями, грушами и сливами, за стенами находился второй сад на две десятины, а кроме того был посажен хмельник.
На конюшенном дворе стояло 6 породистых и 18 рабочих лошадей, скотный двор был наполнен коровами, овцами, свиньями.
По приходной книге 1702 года казначея монаха Феофана монастырь успешно продавал сельскохозяйственную продукцию. «Продано орехов десеть четвертей, взято за них деветь рублев с полтиною». Продавали в этом году «рогатую скотину» — две коровы, 3 подтелка (всего за 10 рублей), а также сорок баранов, двадцать свиней (6 рублей 70 копеек).
По межевым книгам 1687-1689 гг.: «В той же меже озер с рыбными ловлями: озеро Бирилева Тишь князь Михайлово, озерко Козловское, Озерко Подгорное Тишь, Мытовая Тишь, Афремово, озерко Романово, Малая Тница, Романова Тишь, Гордиково.
Да к Шаровкину монастырю река Жиздра оба берега с рыбными ловлями от Усть верхнего истоку князь Михайлова озера вниз до Гордиковского старого перевозу, что езживали ис Перемышля в Лихвин, а от того Гордиковского старого перевозу вниз рекою Жиздрою до починка Афонки Палкина, правой берег с рыбною ловлею, а левой берег девича Егорьевского монастыря, что в Перемышле. Да к Шаровкину монастырю за рекою за Жиздрою с правой стороны озер, коих в монастырской вотчине к сельцу Нижнему Олопову прилегло: озеро Дубовое, озерко Исацкое, озеро Плеское, Тишь новая да к Шаровкину ж монастырю за рекою ж за Жиздрою в заповедном лесу у села Покровского озер с рыбными ловлями: озеро Липовское, озерко Коростышево, озерко Тесное, озерко Синеево, озерко Судожна».
В Донской монастырь, к которому обитель на Жиздре была приписана в 1684 году, поставлялись натуральные продукты: мука с монастырских мельниц, ягоды (в основном брусника), мед, и особенно много разнообразной рыбы.
Во главе вотчин стояли приказчики, назначаемые монастырем. В наказе властей Шаровкина монастыря слуге Михаилу Ларионову, при назначении его приказчиком в белевскую вотчину село Стромок (1696 год), описаны все формальные отношения с крестьян, доходы в пользу приказчика, судебные издержки в спорах, пошлина на свадьбу, подношения на праздники и даже обязанность крестьян звать приказчика на пир.
Приказчик же должен был «в тех вотчинах о монастырском всяком деле и пашне радеть, и меж крестьян всякая расправа чинить, и от старой монастырской земли и от обид крестьян оберегать… А судить ему, прикащику, суд, чтоб тут были староста и выборныя люди, а судить бы ему, прикащику, в правду — правого не винить, виноватого не править, чтоб ему, прикащику, все чинить против сего нашего наказу».
Позднее, с расширением братии монастыря, обязанности руководителей отдельными вотчинами взяли на себя «посельские старцы». В расходной книге 1722 года указано жалование таких монахов: «Перемышлской вотчины села Варваренок ттоселскому монаху Дорофею рубль. Белевской вотчины села Стромка поселскому монаху Никону рубль. Новосилской вотчины села Глубок поселскому монаху Никифору осмь алтын две денги».
Значительный доход монастырь получал от сдачи в аренду мельниц. В 1702 году их было четыре. В Белевском уезде на речке Мезгея (оброк 18 рублей в год), в сельце Нижнем Олопове на речке Столбне (6 рублей), в деревне Кузменках на речке Пторе (20 рублей), в деревне Митино на речке Песочне (8 рублей).
На Жиздре монастырю принадлежал перевоз, который сдавался в аренду. Обилие озер и стариц, которые в этих местах назывались «тишь», с рыбными ловлями, также давало доход.
В 1716 году было «всего за тем Шаровкиным монастырем в селе Ворваренках, в сельце Петровском в деревне Погореловой, в сельце Нижнем Олопове,в деревне Каменках двор монастырский да крестьянских» — сто дворов, «да нищецких восмь, да солдацких три двора».
Жилые помещения в монастыре почти не менялись по характеру. Это были деревянные одноэтажные кельи, одинарные или двойные, которые разделялись сенями.
В 1718 году в монастыре строили новые кельи. Плотники были вызваны из белевского села Стромки. Возводился отдельный корпус для бывшего казначея Донского монастыря Филарета, который стал наместником в Шаровкиной обители.
Опись 1729 года показывает целый комплекс жилых помещений, благоустроенных, со стеклянными окончинами и изразцовыми печами. «Кельи властелинские, поземные о пяти жилъях, промежду ими сени проходные мшаные, крыты тесом. А в тех кельях три печи ценинных, а четвертая муравленая. У тех кельях семнадцать окон косящатых, в тех окнах окончины стеклянные, оболончатые. В дверях затворы на железных петлях, двенатцать дверей на железных подставках, скосы и задвишки, в четверых дверях замки нутреные, на задворке кухня, крыта дранью.
Кельи филаретовские двойные, промежду ими сени проходные, мшеные, крыты тесом. На задворке кухня, крыта тесом. Да сарайчик, где ставятся коляски.
Келья бранкая, другая сторожевая, промежду ими сени поземные, крыты дранью, в них печи кирпичные, три окна, косящятые оконницы стеклянные, оболоничные, шесть окон волоковых со окончеными стеклянными.
Кельи с комнатою и с сенми, крыты дранью, две печи ценинные, семь окон косящатые, оконницы стеклянные, оболоничные, окно волоковое со оконченою. На задворке кухня, крыта дранью.
Келья брацкая со комнатою и сенми, крыта дранью, печь кирпичная. В оной келье пять окон косящатых со оконченами стеклянными, облончатыми.
Кельи двойные с сенми, крыты дранью, а в оной келье четыре окна косящатых, окончены стеклянные, оболончатые. А оныя кельи против церкви Сергия Чюдотворца».
Опись 1729 года показывает и довольно большую пасеку: «В саду пчелинаго заводу дватцать четыре улья с пчелами».
В 1763 году жилые здания монастыря выглядели гораздо скромнее: «Настоятелская келья об адном апартаменте, длиною 8, широтою 2 сажени 1 аршин, в ней два покоя. Брацкая об одном апартаменте, длиною и с сенми 6 сажен 2 аршина, широтою 2 сажени 1 аршин».
В 1763 году были составлены подробные, так называемые «офицерские» описи имущества всех монастырей. Но кроме этого, были подсчитаны все доходы с земель и хозяйства. Сохранился отрывок документа с перечислением оброков с вотчин Шаровкина монастыря. Основной доход обитель получала от большого производственного комплекса, поставленного на сданной в аренду в 1742 году земле на реке Песочне.
История Песоченского (Митинского) чугунолитейного завода началась с 1742 года. Компания московских первой гильдии купцов Ивана Кирилловича Баташева и братьев Дмитрия и Михаила Ивановичей Митрофановых занималась винокурением. На берегу речки Песочни они тоже задумали построить винокуренный завод. Но обнаружили, «что удобно то место к построению железных водяных заводов, потому что имеютца разных помещиков дикие и непроходимые леса». Земля была нанята у Шаровкина монастыря.
По документам у монастыря с управляющим завода Д.И. Митрофановым были многопрофильные отношения. «У деревни Митино отдано в прошлом 1742 году генваря с 10 числа впредь на 20 лет генваря по 10 число прошлого ж 1762 году под строение железного заводу московскому первой гильдии купцу Димитрию Иванову сыну Митрофанову и речки Песочной и у Митенки монастырской земли 5 десятин да подле р. Аки в лугу, называемом Оспе, 10 десятин, да для ссыпки хлеба у реки Жиздры по строение дву анбаров, где имеет он струговою пристань да при оном же заводе монастырская мелница об одном поставе, за которую землю, сенные покосы и мелницу ималось оброку в год по 110 рублев.
А прошлого 1762 году и поныне оной Митрофанов оною землею, сенные покосы и мелницею владение имеет. Да сверх того оброку безденежно и безлопаточно во оной Шаровкин монастырь и во отпуск в Донской монастырь мололось всякого хлеба по 200 четвертей в год.
Да на речке Песочне в урочище Яковлеве построена от того ж купца Димитрия Митрофанова толчея и при той толчее отдано сенного покосу одна десятина из оброку с прошлого 1761 году генваря с 10 числа впредь на 5 лет, будущего 1766 го генваря по 10 число, за которую толчею и сенные покосы шлется оброку в Донской монастырь по 5 рублей в год».
Официальных отношений с владельцами заводов у приходских храмов села Ильинского после секуляризации церковных земель быть не могло. Но владельцы Песоченского завода во многом помогали церкви. Большие вклады на строительство делала А. Г. Тимирязева и братья Криворотовы в конце XIX века.
Секуляризация церковных владений 1764 года внесла значительные перемены в жизнь верховий Оки, региона, который по традиции называли «монастырщиной». Тысячи монастырских крестьян стали государственными и были переведены на необременительный оброк. Села и деревни, ранее принадлежащие монастырям, поступали в полное распоряжение Коллегии Экономии и стали называться экономическими.
Основные средства к существованию сельское духовенство получало от треб и традиционных пожертвований в натуральной форме от прихожан. Монастыри были разделены на классы, а часть их была выведена за штат и должна была существовать на собственные средства. В их число был определен и Шаровкин монастырь.
После упразднения Шаровкина монастыря в 1776 году за двумя приходскими храмами в с. Ильинском был оставлен земельный надел, которым пользовался причт Успенской и Сергиевской церквей. Было проведено межевание земель и составлены планы, некоторые из которых сохранились в Калужском архиве.
Анализ земельных документов Перемышльского уезда с 1782 по 1917 год показал, что этот надел оставался всегда одинаков — 61 десятина с саженями, число которых при разных подсчетах незначительно менялось.
Приход храмов составляли жители села Ильинского, деревень Митиной, Добринки и Ермашевой, а также все работники Песоченского завода. В 1815 году в 129 дворах насчитывалось 458 душ мужского пола, а всего в приходе было около тысячи прихожан.
По тому же обследованию зажиточность крестьян можно установить по наличию скота в каждом дворе (кроме рабочих завода). Так, в Ильинском на 69 дворов было 110 лошадей и 104 коровы, в Митинке на 61 двор было 105 лошадей и 71 корова, в Ермашевке на 38 дворов 77 лошадей и 67 коров, в Добринке на 20 дворов 44 лошади и 50 коров. Эти цифры показывают, что приход храмов села Ильинского до 1917 года был не только многочисленным, но и вполне зажиточным.
В 1776 году был составлен Геометрический специальный план села Ильинского с деревнями. На плане четко очерчены границы и поставлены размеры в саженях вдоль границ территории, выделенной Перемышльским духовным ведомством церковному причту. Территория внутри монастырской ограды показана контуром без размеров. Судя по всему, к моменту составления плана ограда уже утратила свое функциональное значение.
В 1809 году была выполнена копия плана 1776 года с внесением некоторых дополнений. Так пострадавшие в пожар 1774 года храмы были показаны условно, как здание с крестом без купола. Границы участка, выделенного причту и границы территории внутри бывшей монастырской ограды сохранились без изменений.
Анализ архивных документов показал, что закрепленные за церквями участки сохранялись до 1917 года.