успенский собор ивангородской крепости

Ивангород. Церковь Успения Пресвятой Богородицы.

успенский собор ивангородской крепости

успенский собор ивангородской крепости

успенский собор ивангородской крепости

успенский собор ивангородской крепости

Карта и ближайшие объекты

успенский собор ивангородской крепости

Статьи

Ивангородская крепость была заложена в 1492 году высочайшим повелением великого князя Московского, первого Государя Всея Руси Ивана III-го. По тем временам крепость была одним из самых мощных укреплений, оберегающих западные границы Руси. В 1498 году внутри крепости строится деревянная Никольская церковь. В царствование Государя Иоанна Грозного на ее месте строится каменная церковь. В 1558 году рядом с Никольской возводится церковь во имя Успения Божией Матери с приделом-пристройкой Покрова Пресвятой Богородицы.

О перестройке придела в ведомостях Нарвского Преображенского собора за 1755 г. говорится: «При Ивагородской Успенской церкви была запустелая церковь во имя Покрова Богородицы и получено было дозволение, обновив сию, обратить в теплую, а 1755 г., по прошению, получен и св. антиминс.» Здешняя церковь была построена вместе с крепостью, а крепость построена в 1492 г. В формуляре крепости Нарвы сказано: « По воле вел. кн. Иоанна Васильевича III в 1492 г. построен Ивангород, крепкий замок, с тройною к реке стеною… Построение начато выписанными из лучших краев мастерами в день св. Троицы и окончено в день Успения Пресвятой Богородицы. Внутри замка построена церковь св. Николая чудотв., а потом Успения Пресвятой Богородицы».

Церковь Ивангородская квадратная. С севера, запада и юга она окружена каменною крытою галереей; с востока находятся три полукружия алтаря. С запада к галерее и алтарю примыкает каменный храм Успения Божией Матери, а над ним колокольня. Церковь в длину 2 саж., в ширину – 8 саж. 1 арш., высота до креста 15,5 саж., ширина пристройки 3 саж. 1 арш. Стены церкви сплошные, сложены из местной плиты, на известковом растворе… Стены сохраняют первобытный вид; связи стен железные. Наружные стены гладкие, оштукатурены и выбелены. Карниз сделан из выдающейся плиты, «теремки» под карнизом полукруглые.

Кровля шатровая, на 4 ската, железная, окрашена медянкой. Фонарь круглый, сквозной, сложенный из той же плиты, с 8-ми окнами, утвержден на стенах и на парусах, сведенных от углов стен, сверху покрыт плитным куполом. Глава в виде луковицы помещена над серединою церкви, на пирамидальной крыше фонаря, покрыта железом и окрашена медянкой. Крест восьмиконечный, концы его сделаны в виде копья.

Церкви принадлежат: каменные лавки, построенные в 1880 г. вместо прежних сгоревших, они приносят церкви доход в год 1964 руб. и участок земли, отведенный городом для церковного дома. Причт помещается в церковном каменном доме и куплен 20 декабря 1882 г. на сумму 7 500 руб., вырученную с лавок. На отопление выдается из церковных сумм священнику 40 руб. и псаломщику – 20 руб. в год.

Приход здешний заключается частью в городе, частью в деревнях; всех прихожан муж. пола 951, жен. 958. Прихожане большей частью занимаются хлебопашеством, в дер. Венкуль и Саркуль занимаются нагрузкою товаров на иностранные корабли, приходящие в Нарву. Прихожане большей частью неграмотны. Есть учителя из самих крестьян, обучающие детей в своих домах. В дер. Венкуль – одноклассное земское училище, в нем учится 39 человек обоего пола.

«Историко-статистические сведения о С.-Петербургской епархии», выпуск 10. С.-Петербург, типография Департамента Уделов (Моховая, №36), 1885 г.

Вплоть до конца ХХ века Успенская церковь Ивангорода была не слишком популярна среди исследователей. Возможно, это было вызвано, с одной стороны, историческими пробелами, касающимися её начала, что затрудняло изучение, а с другой, заметным типологическим отличием этого храма от большинства памятников русской архитектуры. Предположительно о времени постройки Успенской церкви высказывались ещё в дореволюционную эпоху. Многие авторы, начиная с первого историка Нарвы Г. Ганзена, положили в основу датировки антиминс храма, на котором было написано: «Повелением благочестивейшей великой государыни нашей, императрицы Елизаветы Петровны всея России, благословением Святейшаго Правительствующего Синода, священнодействием же преосвященнейшего Стефана, епископа Псковского и Нарвского, в богоспасаемом граде Пскове выдан лета 1744, мая в 29 день. Смиренный Симеон, епископ Псковский и Нарвский». Исходя из этого, возведение церкви датировали 1744 годом. Другие авторы относили время создания храма к ХVI или ХVII веку. Так, журналист Н.А. Скоробогатов, написавший под псевдонимом Ругодивцев очерк истории Нарвы, высказал предположение об основании Успенской церкви «в начале ХVII века», а историк искусства Е.А. Кальюнди датировал её примерно 1558 годом, когда в самом начале Ливонской войны Нарва была взята русскими войсками. Современный архитектор-реставратор О.В. Гусева пишет: «На территории Большого Бояршего города находятся две церкви: Успенская и Никольская. В летописях нет дат их строительства, и только Никольская церковь упоминается в переписной книге 1498 года. Это обстоятельство, а также особенности объёмной композиции церквей и их архитектурные качества, аналогов которым не находилось, не давали возможности исследователям однозначно определить возможную дату их появления на земле Бояршего города.

Осквернённый и разграбленный во время большевисткой коммуны храм простоял два года без богослужений. После падения Эстляндской трудовой коммуны 19 января 1921 года Ивангород отошёл к независимой Эстонии. Крепость стала военным объектом; богослужения в Успенском храме возбновились и продолжались вплоть до присоединения Эстонии к СССР в 1940 году. В 1921 году, после окончания ремонта, его заново освятили. Интересно, что хотя церковь находилась на территории Эстонской республики, в которой не велась антирелигиозная пропаганда, молодёжь не испытывала особого рвения к религии. С 1925 года на землю под Успенской и Никольскими церквями стало заявлять права военное ведомство, а в 1929 году посещение богослужений чрезвычайно усложнилось в связи с ужесточением допуска гражданских лиц в пределы крепости, являвшейся военным объектом. Но приход преодолел все невзгоды, и в 1930-х годах, во многом благодаря деятельности священника Александра Киселёва, приходская жизнь нормализовалась. После ввода советских войск в Эстонию и начала «советизации» бывшей независимой республики, Успенская церковь была закрыта. Во время военных действий под Нарвой в 1944 году храм серьёзно пострадал; были уничтожены кровли церкви, частично разрушены её купол и барабан придела, пропали церковные колокола, а также особо чтимый Тихвинский образ Божией Матери, находившийся здесь по преданию с 1558 года. Большую часть церковного имущества, впрочем, вывезли ещё в 1941 году; впоследствии она бесследно исчезла. В 1945 году была образована комиссия, которая обследовала храм и составила акт о причинённом ущербе. Реставраторы пришли в Успенскую церковь, признанную памятником архитектуры, лишь в 1976 году. К тому времени аркада северной галереи рухнула ещё в 1974 году. В 1976-1985 годах были произведены консервационные, исследовательские и реставрационные работы. В начале 1990-х годов храм вернули верующим.

Из журнала «Православные Храмы. Путешествие по Святым местам». Выпуск №107, 2014 г.

Из журнала «Православные Храмы. Путешествие по Святым местам». Выпуск №107, 2014 г.

Из книги-путеводителя: «Аграфенин А. А. «Ивангородский музей и окрестности». Издательство ГБУК ЛО «Музейное агентство». Санкт-Петербург, 2019

Источник

ХРАМ УСПЕНИЯ В ИВАНГОРОДСКОЙ КРЕПОСТИ

успенский собор ивангородской крепости

успенский собор ивангородской крепости

успенский собор ивангородской крепости

успенский собор ивангородской крепости

Полное наименование :
Православная местная религиозная организация Приход Успенского храма г. Ивангорода Гатчинской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

Юридический адрес : 188490 Ленинградская область город Ивангород улица Кингисеппское шоссе дом 1Б

Показать полностью.
ИНН 4721002072 КПП 470701001 ОГРН 1034700000785

Расчетный счет : 40703810547010000009
банк : Ф. ОПЕРУ БАНКА ВТБ (ПАО) В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ
Г. САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
БИК 044030704
к/с 30101810200000000704

С уважением игумен Довмонт (Беляев)
гл.бух-р Духницкая Н.А.

Дорогие братья и сестры, мы будем очень рады, если Вы будете посещать наш сайт и страницу нашего батюшки Довмонта :

успенский собор ивангородской крепости

ХРАМ УСПЕНИЯ В ИВАНГОРОДСКОЙ КРЕПОСТИ запись закреплена

РАСПИСАНИЕ БОГОСЛУЖЕНИЙ УСПЕНСКОЙ ЦЕРКВИ (в крепости).
Показать полностью.

РАСПИСАНИЕ БОГОСЛУЖЕНИЙ УСПЕНСКОЙ ЦЕРКВИ (в крепости)

24 октября – (воскресенье) Неделя 18-я по Пятидесятнице. Память святых отцов VII Вселенского Собора. Накануне вечером, в 17.00 всенощное бдение. Утром в 9.00 часы, Литургия и Молебен.

31 октября – (воскресенье) Неделя 19-я по Пятидесятнице. Апостола и Евангелиста Луки. Утром в 8.00 полиелейная Утреня, в 9.00 часы, Литургия и Молебен.

4 ноября – (четверг) Празднование Казанской иконе Божией Матери. Накануне вечером, в 17.00 Полиелей. Утром в 9.00 часы, Литургия и молебен.

6 ноября – Дмитриевская родительская суббота. Накануне вечером, в 17.00 Заупокойный парастас. Утром в 9.00 Литургия и Панихида.

7 ноября – (воскресенье) Неделя 20-я по Пятидесятнице. Накануне вечером, в 17.00 всенощное бдение. Утром в 9.00 часы, Литургия и Молебен.

14 ноября – (воскресенье) Неделя 21-я по Пятидесятнице. Бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана Асийских. Накануне вечером, в 17.00 Всенощное бдение. Утром в 9.00 часы, Литургия и молебен.

21 ноября – (воскресенье) Неделя 22-я по Пятидесятнице. Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных. Накануне вечером, в 17.00 Всенощное бдение. Утром в 9.00 часы, Литургия и молебен.

28 ноября – (воскресенье) Неделя 23-я по Пятидесятнице. Мучеников и исповедников Гурия, Самона и Авива. Накануне вечером, в 17.00 Всенощное бдение. Утром в 9.00 часы, Литургия и Молебен. Начало Рождественского поста.

4 декабря – (суббота) Введение во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. Накануне вечером, в 17.00 Всенощное бдение. Утром в 9.00 часы, Литургия и Славление Празднику.

5 декабря – (воскресенье) Неделя 24-я по Пятидесятнице. Накануне вечером, в 17.00 всенощное бдение. Утром в 9.00 часы, Литургия и Молебен

После того, как снесли нашу часовню, распорядок изменился:

РАСПИСАНИЕ, ПРЕДСТОЯЩИХ СЛУЖБ,
вывешивается при входе в храм.
Исповедь начинается за полчаса до начала Литургии.

В ХРАМЕ РЕГУЛЯРНО СОВЕРШАЮТСЯ ТРЕБЫ.

Такие требы, как крещение, отпевание (очные и заочные), освящение квартиры, причащение больных и венчание совершаются по личной договорённости с настоятелем (телефон указан в контактах).

Друзья, мы будем очень рады, если Вы будете посещать наш сайт и страницу нашего батюшки Довмонта :

успенский собор ивангородской крепости

ХРАМ УСПЕНИЯ В ИВАНГОРОДСКОЙ КРЕПОСТИ запись закреплена

ПРАЗДНОВАНИЕ КАЗАНСКОЙ ИКОНЕ БОЖИЕЙ МАТЕРИ (В ПАМЯТЬ ИЗБАВЛЕНИЯ МОСКВЫ И РОССИИ ОТ ПОЛЯКОВ В 1612 Г.)

1 ок­тяб­ря 1552 го­да, в празд­ник По­кро­ва Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы, но­чью, Иоанн IV, пред­во­ди­тель рус­ских во­и­нов, го­то­вив­ших­ся к ре­ши­тель­но­му штур­му та­тар­ской Ка­за­ни, вдруг услы­шал бла­го­вест мос­ков­ских ко­ло­ко­лов.
Показать полностью. Царь по­нял, что это – зна­ме­ние ми­ло­сти Бо­жи­ей: по мо­лит­вам Взбран­ной Во­е­во­ды Гос­подь вос­хо­тел об­ра­тить к Се­бе на­род ка­зан­ский.

По­ко­ре­ни­ем Ка­за­ни под по­кро­вом Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы бы­ло за­вер­ше­но де­ло, на­ча­тое в 1164 го­ду свя­тым кня­зем Ан­дре­ем Бо­го­люб­ским († 1174; па­мять 4 июля). Вол­га – глав­ный вод­ный путь стра­ны – ста­ла рус­ской ре­кой. Из та­тар­ско­го пле­на бы­ло осво­бож­де­но 60 000 рус­ских лю­дей. На­ча­лось про­све­ще­ние та­тар све­том Еван­гель­ской ис­ти­ны. Яви­лись пер­вые му­че­ни­ки – свя­тые Петр и Сте­фан (па­мять 24 мар­та). Но­во­учре­жден­ная Ка­зан­ская епар­хия во­шла в со­став Рус­ской Церк­ви и вско­ре про­си­я­ла сво­и­ми ар­хи­епи­ско­па­ми: свя­ти­те­лем Гу­ри­ем († 1563; па­мять 5 де­каб­ря) и свя­ти­те­лем Гер­ма­ном († 1567; па­мять 6 но­яб­ря).

Но осо­бен­но спо­соб­ство­ва­ло воз­вы­ше­нию Пра­во­сла­вия сре­ди волж­ских ма­го­ме­тан яв­ле­ние в го­ро­де Ка­за­ни 8 июля 1579 го­да чу­до­твор­ной ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри.

Труд­но шло де­ло про­по­ве­ди Еван­ге­лия в по­ко­рен­ном цар­стве сре­ди за­ко­ре­не­лых му­суль­ман и языч­ни­ков. Пре­свя­тая Бо­го­ро­ди­ца, по­кро­ви­тель­ни­ца про­по­вед­ни­ков Сло­ва Бо­жия, еще в зем­ной Сво­ей жиз­ни раз­де­ляв­шая со свя­ты­ми Апо­сто­ла­ми бла­го­вест­ни­че­ские тру­ды, ви­дя ста­ра­ния рус­ских мис­си­о­не­ров, не за­мед­ли­ла по­слать им Небес­ную по­мощь, явив Свою чу­до­твор­ную ико­ну

28 июня 1579 го­да страш­ный по­жар, на­чав­ший­ся око­ло церк­ви свя­ти­те­ля Ни­ко­лая Туль­ско­го, ис­тре­бил часть го­ро­да и об­ра­тил в пе­пел по­ло­ви­ну Ка­зан­ско­го Крем­ля. Зло­рад­ство­ва­ли по­клон­ни­ки Ма­го­ме­та, ду­мая, что Бог про­гне­вал­ся на хри­сти­ан. «Ве­ра Хри­сто­ва, – го­во­рит ле­то­пи­сец, – сде­ла­лась прит­чею и по­ру­га­ни­ем». Но по­жар в Ка­за­ни явил­ся пред­зна­ме­но­ва­ни­ем окон­ча­тель­но­го па­де­ния ис­ла­ма и утвер­жде­ния Пра­во­сла­вия на всей зла­то­ор­дын­ской зем­ле, бу­ду­щем Во­сто­ке Рус­ско­го го­су­дар­ства.

Го­род вско­ре на­чал вста­вать из ру­ин. Вме­сте с дру­ги­ми по­го­рель­ца­ми, неда­ле­ко от ме­ста на­ча­ла по­жа­ра стро­ил дом стре­лец Да­ни­ил Ону­чин. Его де­вя­ти­лет­ней до­че­ри Мат­роне яви­лась в сон­ном ви­де­нии Бо­жия Ма­терь и по­ве­ле­ла до­стать Ее ико­ну, за­ры­тую в зем­ле еще при гос­под­стве му­суль­ман тай­ны­ми ис­по­вед­ни­ка­ми Пра­во­сла­вия. На сло­ва де­воч­ки не об­ра­ти­ли вни­ма­ния. Три­жды яв­ля­лась Бо­го­ро­ди­ца и ука­зы­ва­ла ме­сто, где укры­та чу­до­твор­ная ико­на. На­ко­нец, Мат­ро­на со сво­ей ма­те­рью ста­ли рыть в ука­зан­ном ме­сте и об­ре­ли свя­тую ико­ну. На ме­сто чу­дес­но­го об­ре­те­ния при­был во гла­ве ду­хо­вен­ства ар­хи­епи­скоп Иере­мия и пе­ре­нес свя­той об­раз в близ­рас­по­ло­жен­ный храм во имя свя­ти­те­ля Ни­ко­лая, от­ку­да, по­сле мо­леб­на, пе­ре­нес­ли его с Крест­ным хо­дом в Бла­го­ве­щен­ский со­бор – пер­вый пра­во­слав­ный храм го­ро­да Ка­за­ни, воз­двиг­ну­тый Иоан­ном Гроз­ным. Во вре­мя ше­ствия по­лу­чи­ли ис­це­ле­ние два слеп­ца – Иосиф и Ни­ки­та.

Спи­сок с ико­ны, яв­лен­ной в Ка­за­ни, из­ло­же­ние об­сто­я­тельств ее об­ре­те­ния и опи­са­ние чу­дес бы­ли по­сла­ны в 1579 го­ду в Моск­ву. Царь Иоанн Гроз­ный по­ве­лел устро­ить на ме­сте яв­ле­ния храм в честь Ка­зан­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри, где и по­ме­сти­ли свя­тую ико­ну, и ос­но­вать жен­ский мо­на­стырь. Мат­ро­на и ее мать, по­слу­жив­шие об­ре­те­нию свя­ты­ни, при­ня­ли по­стриг в этой оби­те­ли.

В Ни­коль­ском хра­ме, где был со­вер­шен пер­вый мо­ле­бен пред Ка­зан­ской ико­ной, был в то вре­мя свя­щен­ни­ком бу­ду­щий Пат­ри­арх Ер­мо­ген, свя­ти­тель Мос­ков­ский († 1612; па­мять 17 фев­ра­ля). Через пят­на­дцать лет, в 1594 го­ду, уже бу­дучи мит­ро­по­ли­том Ка­зан­ским, он со­ста­вил ска­за­ние о свя­щен­ных со­бы­ти­ях, оче­вид­цем и участ­ни­ком ко­то­рых был: «По­весть и чу­де­са Пре­чи­стая Бо­го­ро­ди­цы чест­но­го, слав­но­го Ея яв­ле­ния об­ра­за, иже в Ка­за­ни». С боль­шой фак­ти­че­ской точ­но­стью опи­са­ны в по­ве­сти мно­гие слу­чаи ис­це­ле­ния, со­вер­шив­ши­е­ся от чу­до­твор­ной ико­ны по мо­лит­вам ве­ру­ю­щих. Ру­ко­пись «По­ве­сти» – ав­то­граф Свя­тей­ше­го Пат­ри­ар­ха Ер­мо­ге­на – це­ли­ком вос­про­из­ве­де­на в фак­си­миль­ном из­да­нии: Ска­за­ние о чу­до­твор­ной Ка­зан­ской иконе Пре­свя­тыя Бо­го­ро­ди­цы. С пре­ди­сло­ви­ем А. И. Со­болев­ско­го, М., 1912.

Неболь­шая ико­на, об­ре­тен­ная де­воч­кой Мат­ро­ной на недав­но при­со­еди­нен­ной ино­род­че­ской окра­ине Рос­сий­ско­го цар­ства, ста­ла вско­ре все­на­род­ной свя­ты­ней, зна­ме­ни­ем Небес­но­го по­кро­ва Бо­жи­ей Ма­те­ри, яв­лен­но­го всей Рус­ской Церк­ви, ибо ду­ша пра­во­слав­но­го на­ро­да чув­ство­ва­ла осо­бое уча­стие Пре­чи­стой Вла­ды­чи­цы в ис­то­ри­че­ских судь­бах Ро­ди­ны. Не слу­чай­но Ка­зан­ский об­раз яв­ля­ет­ся спис­ком с древ­ней Влахерн­ской ико­ны (празд­но­ва­ние 7 июля) и от­но­сит­ся по ико­но­гра­фи­че­ско­му ти­пу к ико­нам, име­ну­е­мым Оди­гит­рия-Пу­те­во­ди­тель­ни­ца. Мно­го раз «Ма­туш­ка Ка­зан­ская» ука­зы­ва­ла путь к по­бе­де рус­ским пра­во­слав­ным во­и­нам в ис­пол­не­нии их свя­щен­но­го дол­га пе­ред Бо­гом и Ро­ди­ной.

В год яв­ле­ния ее в Ка­за­ни (по дру­гим ис­точ­ни­кам дву­мя го­да­ми поз­же) на­чал­ся зна­ме­ни­тый по­ход «за Ка­зань» (за Ураль­ские го­ры) бла­жен­но­го Гер­ма­на, ка­за­чье­го ата­ма­на Ер­ма­ка Ти­мо­фе­е­ви­ча По­воль­ско­го († 1584), увен­чав­ший­ся при­со­еди­не­ни­ем Си­би­ри. За несколь­ко де­сят­ков лет рус­ские зем­ле­про­ход­цы-мис­си­о­не­ры про­шли на во­сток, «встречь солн­ца» мно­гие ты­ся­чи ки­ло­мет­ров и в празд­ник По­кро­ва в 1639 го­ду вы­шли в пер­вое пла­ва­ние по Ти­хо­му оке­а­ну, бла­го­вест­вуя спа­се­ние окрест­ным на­ро­дам.

В со­бо­ре Ка­зан­ско­го де­ви­чье­го мо­на­сты­ря ико­на на­хо­ди­лась до на­ча­ла ХХ в., а в 1904 г. Рос­сию по­тряс­ло из­ве­стие о по­хи­ще­нии свя­ты­ни. Свя­то­тат­ствен­ное со­бы­тие про­изо­шло в ночь с 28 на 29 июня 1904 г.

К яв­лен­ной иконе име­лось несколь­ко риз. Празд­нич­ная на­де­ва­лась на Рож­де­ство Хри­сто­во, Пас­ху и в дни празд­но­ва­ния Ка­зан­ской ико­ны, буд­нич­ная, или по­все­днев­ная, – в осталь­ные дни. Празд­нич­ная ри­за бы­ла зо­ло­тая. На нее на­де­ва­лась дру­гая ри­за, ни­зан­ная круп­ным жем­чу­гом, брил­ли­ан­та­ми, изу­мру­да­ми, яхон­та­ми и др. дра­го­цен­ны­ми кам­ня­ми. Буд­нич­ная, не ме­нее дра­го­цен­ная, мос­ков­ской ра­бо­ты, сплошь ни­зан­ная жем­чу­гом, име­ла зо­ло­тые вен­цы с брил­ли­ан­то­вы­ми ро­за­ми, мно­же­ством дру­гих укра­ше­ний и дра­го­цен­ных кам­ней. А в 1767 го­ду им­пе­ра­три­ца Ека­те­ри­на II при­ло­жи­ла к иконе еще и брил­ли­ан­то­вую ко­ро­ну. Ви­ди­мо имен­но из-за та­ко­го оби­лия дра­го­цен­но­стей яв­лен­ная Ка­зан­ская ико­на бы­ла по­хи­ще­на из Ка­зан­ско­го де­ви­чье­го мо­на­сты­ря шай­кой 28-лет­не­го Вар­фо­ло­мея Сто­я­на. Во­ры вско­ре бы­ли пой­ма­ны, и в но­яб­ре 1904 го­да в Ка­за­ни со­сто­ял­ся су­деб­ный про­цесс. Од­на­ко, что ста­ло с чу­до­твор­ной ико­ной, в хо­де след­ствия окон­ча­тель­но вы­яс­нить не уда­лось. На су­де бы­ло вы­ска­за­но мне­ние, что ико­на бы­ла со­жже­на, так как на квар­ти­ре Сто­я­на в пе­чи бы­ли най­де­ны об­го­рев­шие остат­ки икон. Мать со­жи­тель­ни­цы Сто­я­на Ку­че­ро­вой, по­ка­за­ла на су­де, что обе ико­ны бы­ли по­руб­ле­ны и со­жже­ны Сто­я­ном. Сам же Сто­ян от­ри­цал уча­стие и в кра­же, и в уни­что­же­нии ико­ны, со­зна­ва­ясь лишь в по­куп­ке кра­де­ных дра­го­цен­но­стей. Сто­ян и его по­дель­ник Ко­мов бы­ли при­го­во­ре­ны к ли­ше­нию всех прав, иму­ще­ства и к ссыл­ке на ка­торж­ные ра­бо­ты на 12 и 10 лет со­от­вет­ствен­но.

По­те­ря пер­во­на­чаль­но­го об­ра­за не ума­ля­ет бла­го­дат­ной си­лы все­го мно­же­ства спис­ков с Ка­зан­ской ико­ны, через ко­то­рые Пре­свя­тая Бо­го­ро­ди­ца по­мо­га­ет нам Сво­им хо­да­тай­ством пе­ред Сво­им Сы­ном по пло­ти, а по ипо­ста­си Сы­ном Бо­жи­им, Гос­по­дом на­шим Иису­сом Хри­стом

Источник

Церковь Успения Пресвятой Богородицы (Ивангород)

Мiръ Россия Ленинградская область Ивангород Церковь Успения Пресвятой Богородицы (Ивангород)

успенский собор ивангородской крепости

Церковь Успе́ния Пресвято́й Богоро́дицы — приходская церковь начала XVI века в Ивангородской крепости.

Содержание

История [ править ]

Каменная церковь была построена в 1507—1509 годах на территории Ивангородской крепости. Предположительно, её автором был Марк Грек. В храме имелся придел во имя Покрова Богородицы.

Исследователи расходятся во мнениях в определении точной даты его основания (от конца XV до середины XVI вв.).

Во время шведского владычества в Ивангороде православную церковь переосвятили в лютеранскую. После взятия Нарвы и Ивангорода русскими войсками в 1704 году церковь была закрыта.

В 1744 году по приказу Екатерины II храм восстановили для православного богослужения.

В 1757 году Покровский придел Успенской церкви преобразован в самостоятельную церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы.

Храм обновлялся в 1757, 1838—1846, 1896—1901 годах.

В 1944 году, во время военных действий под Нарвой, церковь сильно пострадала и была закрыта. В 1976—1985 гг. она была отреставрирована. С 1987 по 1988 год церковь использовалась как концертный зал.

В 1991 (1994) году храм возвращён Русской Православной церкви. В 2010 году в храме устроен придел в честь новомученика Александра Волкова.

Престольные праздники [ править ]

Как добраться [ править ]

Адрес: Ленинградская обл., Кингисеппский р-н, г. Ивангород, Крепость

Почтовый адрес: 188490, Ленинградская область, г. Ивангород, Кингисепское шоссе, дом 1-б

Источник

Храм Успения Пресвятой Богородицы

Московский Патриархат. Гатчинская Епархия. Церковь Успения Пресвятой Богородицы в Ивангородской крепости, г. Ивангород.

успенский собор ивангородской крепости

Успенская церковь Ивангорода и её венецианские прототипы (Михаил Мильчик, Дмитрий Петров)

Михаил Мильчик, Дмитрий Петров

УСПЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ ИВАНГОРОДА И ЕЕ ВЕНЕЦИАНСКИЕ ПРОТОТИПЫ

Рассмотрение работ итальянских архитекторов на Руси в царствование Ивана III (1462—1505) и Василия III(1505—1533), как правило, ограничивалось постройками Московского Кремля: его стенами и башнями, рвом, а также Успенским и Архангельским соборами и Грановитой палатой. 1 Однако теперь, по-видимому, наступает новый этап изучения этой проблемы, связанный прежде всего с публикацией новых данных о других памятниках, предположительно построенных итальянскими мастерами в начале XVI в. 2 В частности, ряд открытий был сделан при реставрации 1970—1980-х гг. крепости Ивангород и находящихся там двух церквей — Успения с приделом Покрова Богородицы и св. Николая.

Для изучения приемов и почерков итальянских архитекто­ров, строивших на Руси, этот комплекс имеет особое значение, ибо краткость сообщений русских летописей и огромные лакуны при изложении строительной истории его начального этапа в данном случае восполняются ливонскими источниками. Учитывая, что крепость уже была предметом специального исследования, 3 темой настоящей статьи является первая ивангородская церковь. Ранее она никогда не вызывала интереса историков архитектуры, вероятно, потому что не была извест­на дата ее возведения, а серьезные типологические отличия затрудняли определение ее места среди других памятников русского зодчества. 4

Естественно, что строительство церкви теснейшим образом было связано с крепостью, и потому напомним, что последняя была возведена за два этапа в 1492—1499 гг. и 1507—1509 гг. итальянскими мастерами, из которых, благодаря письму бур­гомистров Нарвы в Ревель, нам известно имя зодчего второго этапа. Это Маркус Грек. Хроника 1508 г. Кристиана Бомховера подтверждает, что крепость возвели «gregenundewalen» (греки и итальянцы). О том же сообщает императорский посол Даниил Принц из Бухова, посетивший Москву в 1576—1578 гг. 5 В дальнейшем Ивангород в 1581 —1590 гг., а затем с 1612 г. и вплоть до его взятия войсками Петра I в 1704 г. находился в руках шведов.

Время постройки крепостных церквей неизвестно. Долгое время предполагалось, что церковь св. Николая была возведе­на в 1496 г., а Успения — в 1558 г. Недавно было высказано предположение о строительстве последней в 1507—1509 гг. 6 Обоснованию этой датировки, а также доказательству венеци­анского происхождения ее типа и посвящена наша статья. По­ка же кратко скажем о последующей истории Успенской цер­кви.

Первое документальное подтверждение существования цер­кви относится к 1615 г., когда она была зарисована секрета­рем голландского посольства Антонисом Хутеерисом 7 с боевого хода Переднего города. На гравюре Адама Олеария, посети­вшего Ивангород в 1633 г., церковь показана условно (в виде двух зданий под двускатными кровлями). 8 На гравюре Мериана 1664 г., по-видимому, показана колокольня, построенная шведами для церкви. 9

В 1681 г. шведская администрация обмерила церковь (два плана и восточный фасад) в связи с намечавшимся приспособ­лением ее под протестантскую. Тогда она должна была полу­чить барочное завершение. 10 На чертеже фасада как сущест­вующее показано конусообразное покрытие куполов, вероятно, устроенное после 1615 г. Вход в церковь в это время нахо­дился в восточном торце северной галереи. Это первый в ис­тории русской архитектуры проектно-обмерный чертеж, имею­щий к тому же особое значение для нашей темы.

В 1748 г. развалилась деревянная колокольня храма, после чего последовал указ Синода о ее восстановлении и о ремонте храма. 1 Осенью 1757 г. Покровский придел, до того времени пустовавший, был освящен как теплый храм. 12 Чертеж вос­точного фасада 1757 г. 13 показывает, что в середине XVIII в. над церковью была устроена высокая двухъярусная шатровая кровля, сохранявшаяся до 1944 г., а над приделом сделали сложную барочную колокольню, на которую можно было по­пасть через лестницу, устроенную в диаконнике.

В 1838—1846 гг. был произведен ремонт, заложены кир­пичом арочные проемы галереи, а в закладках сделаны окна.

Весь храм побелен. Изменения в архитектуру церкви были внесены с согласия императора Николая I, осматривавшего ее вместе с известным архитектором Александром Брюлловым, и это несмотря на то, что архитектор получил распоряжение «при перестройке церкви не переменять ни внутреннего, ни наружного вида». 14 В 1896 и 1901 гг. Успенская церковь была превращена в теплую. С восточной стороны северной галереи возвели апсидообразную пристройку, с южной стороны сооружена пристройка большого размера, в центре западного Фасада устроен деревянный тамбур входа. За работами по по­ручению императорской Археологической комиссии надзирал академик Г. И. Котов. 15

Во время войны в 1944 г. были уничтожены кровли цер­кви, частично разрушены ее купол и барабан придела. Аркада северной галереи рухнула в 1974 г. В 1976—1985 гг. под ру­ководством архитектора И. А. Хаустовой сотрудниками Ле­нинградского филиала института «Спецпроектреставрация» были произведены консервационные, исследовательские и рес­таврационные работы; их результаты использованы при напи­сании настоящей статьи. 16

Архитектура Успенской церкви и особенности ее конструкции

Церковь стоит в самой большой части крепости — на тер­ритории Большого Бояршего города, в 14 м от его западной стены. Храм представляет собой сложную композицию из двухъярусной трехапсидной церкви с галереей и одноэтажного одноапсидного придела у юго-восточного угла церкви. Основ­ной объем церкви и придел — бесстолпные и перекрыты ку­полами на световых барабанах. На первом ярусе в основном объеме находится одностолпная палата.

Фундаменты церкви покоятся непосредственно на скальном основании и состоят из двух рядов необработанных известко­вых блоков. В процессе расчистки пола придела были найдены остатки растесанной каменной алтарной преграды с двумя про­емами. Подклет галереи с трех сторон окружает подклет ос­новного объема. Однако если с севера галерея доходит до северо-восточного угла, то с южной стороны она заканчивает­ся, не дойдя до стены придела 2,5 м. Между галереей и подклетом, таким образом, получается открытая наружу камера, в полу которой было обнаружено захоронение. 17

Входной проем в подцерковье находится на южном фасаде. Галерея перекрыта коробовыми сводами с распалубками над окнами. Секция над входом отделена от галереи пониженной подпружной аркой.

Подклет церкви представляет собой одностолпную палату 7,2х7,4 м, перекрытую так называемым «монастырским» сво­дом. Столб имеет капитель. Пяты распалубок свода опираются на консоли в виде капителей.

Подклет церкви и алтаря соединяется тремя проемами. Из­гиб боковых проходов вызван большей внутренней шириной подклета алтаря по сравнению с подклетом церкви. Трехапсидный подклет алтаря сильно вытянут в направлении вос­ток—запад и пререкрыт цилиндрическими сводами (шелыга в том же направлении), по сложной кривой примыкающими к полукруглым восточным стенам.

На втором этаже основной объем храма окружает галерея. Она перекрыта крестовыми сводами, опирающимися с внешней стороны на квадратные столбы, а с внутренней — на консоли в стенах церкви. Северный и южный фасады галереи имеют быть перемещенными в пространстве — в отличие от собствен­но архитектурных памятников, — привлечь их для нашего анализа.

Хотя в центральной и северной Италии мы знаем достаточ­но сооружений со световыми барабанами, 51 однако нас инте­ресуют только круглые барабаны с окнами, близкими по форме к прямоугольным, а не с круглыми или гранеными, как это делалось в большинстве центрических построек конца XV—начала XVI вв., имевших барабаны.

Очень близкую к Успенской церкви композицию с куполь­ной ротондой на квадратном основании, окруженной прямо­угольной двухъярусной арочной галереей, мы находим на миниатюре Джироламо да Кремона «Трубящий ангел» из биб­лиотеки Пикколомини собора в Сиене, выполненной в 1473 г., 52 или в уже упоминавшейся картине Томмазо ди Стефано «Поклонение волхвов» (первая пол. XVI в.), 53 где цер­ковь того же типа является также крепостной.

Православные церкви Константинополя итальянцы во вто­рой половине XV в. изображали в виде массивных параллеле­пипедов с широкими барабанами (иногда украшенными арка­турой), завершенными куполом. Некоторые из них снабжены дополнительными барабанами с куполом. 54

Большой, достаточно массивный четверик, украшенный тонким карнизом-тягой с гладким барабаном, вытянутыми ок­нами и даже небольшим аркатурным поясом, мы находим в иллюминированных кодексах с трактатом Филарете, 55 неодно­кратно переписывавшихся в конце XV—начале XVI в. На сво­де капеллы Масколи в венецианском соборе Сан Марко в мо­заике «Введение во храм», выполненной во второй четверти XV в. Микеле Джамбоно, изображен купольный храм с боль­шим световым барабаном, украшенным аркатурой. Барабан по­коится на мощном кубическом объеме. С одной стороны к четверику примыкает апсида, с другой — открытая галерея с аркадами. С боку — пристройка (придел?) с таким же, но меньшим световым барабаном.

Нельзя не отметить, что и в самой итальянской архитектуре XV — начала XVI в. барабан или купол, хотя и редко, но встречается. Последний может находиться как на оси симмет­рии здания (алтарь капеллы Коллеони в Бергамо, 1473 г.) так и быть смещенным с нее (колокольня церкви Санта Мария деи Мираколи в Венеции).

В Венеции же традиция использования куполов со свето­выми барабанами существовала с древнейших времен. 56 Пал­ладиум города — Сан Марко имел такие барабаны. По-видимому, сила традиции была столь велика, что даже здания совершенно иного типа (например, доминиканская церковь Сан Джованни э Паоло) также в эту эпоху получили купола.

В конце XV—начале XVI в. прием перекрытия куполом (с барабаном или без него) бесстолпного кубического объема стал весьма распространенным, что видно из следующей таб­лицы:

Перекрытие куполом бесстолпного кубического объема в церквах Венеции

ЦерковьАрхитекторДата
Без световых барабанов
Сан Микеле ин Изола, алтарьСан Лио, капелла ГуссониСанта Апостоли, капелла КорнароСан Джоббе, капелла Грима ниМауро Кодусси Пьетро Ломбар де Мауро Кодусси1469—1478 гг. около 1480 г. 1483—1499 гг.
Антонио Гамбеллоначало XVI в.
Со световыми барабанами
Сан Джоббе, алтарьСанта Мария деи Мираколи, ал­тарьСан Рокко, алтарьСан Сальватор, алтарьСан Себастьяно, алтарьСан ДжеминьяноСан Джованни ЭлемосинариоАнтонио Гамбелло, ПьетроЛомбардеПьетро ЛомбардеБарталамео Бон Джорджио Спавента, Тулио ЛомбардеА. Скарпаньино« «« «около 1472 г.1481 — 1489 гг.1489—1508 гг. 1507—1534 гг.начата в 1508 г. 1523 г.1525—1527 гг.

К перечисленным выше примерам, несомненно, следует присоединить еще четыре несохранившихся церкви 57 и два широко известных памятника, типологически несколько отли­чающихся от приведенных в таблице. Это, во-первых, купол церкви Сан Дзаккариа (архитектор Мауро Кодусси, около 1485 г.), опирающийся на стены центрального нефа, но имею­щий барабан (устроенный из парапетных стенок над куполом), и, во-вторых, перекрытия верхней площадки лестницы Скуолы Сан Джованни Эванджелиста (Мауро Кодусси, около 1498 г.), представляющей собою пространственную ячейку кубической формы, завершающуюся куполом.

Наиболее близкой композиционной аналогией ивангородской церкви является алтарная часть церкви Санта Мария деи Мираколи (пресбитерий). Обе они имеют мощный кубический объем, на который водружен световой барабан с куполом. Обе представляют собой двухъярусную структуру: церковь Мира­коли включает в себя крипту, встречающуюся в Венеции зна­чительно реже, чем подцерковья в древнерусских памятниках изучаемой эпохи. Несмотря на разную абсолютную высоту сравниваемых храмов, в основе их внутреннего построения использован один и тот же прием определения общей высоты сооружения: высота от пола до основного, наиболее развитого, антаблемента, завершающего четверик, отложена дважды. 58 Правда, в венецианских церквах этот антаблемент находится в пятах подпружных арок, а в ивангородской — над тромпами. Однако, по-видимому, более важно то, что в последней церкви применен простой рациональный способ построения внутрен­него пространства, никогда не встречающийся на Руси, но очень близкий к аналогичному венецианскому приему.

Церковь Успения, кроме того, имеет деталь, русской архи­тектуре неизвестную. Это — тромпы особой двухъярусной фор­мы. До XVII в. на Руси тромпы вообще не использовались, однако и в XVII в. такая их форма неизвестна. В Венеции похожая по конструктивной логике деталь известна лишь в одном памятнике (церковь Санта Фоска на острове Торчелло, XI в.), но там нижний ярус представляет собой парус. Паруса же в Венеции применялись для всех купольных перекрытий построек в конце XV — первой половине XVI в.

Использование ступенчатых тромпов в сочетании с верти­кальными поверхностями, по-видимому, характерно для лом­бардских построек XII в. (церковь Сан Микеле в Павии, собор в Пьяченце). 59 Форма тромпа, совершенно аналогичная кон­струкциям ивангородской постройки, известна в миланской церкви Санта Симпличиана (XII в.) 60 Франческо ди Джорджо в церкви Санта Мария делла Грация аль Кальчиано (1484— 1490 гг.) около Кортоны 61 использует для перехода к восьми­гранному куполу простую «заворачивающуюся» плоскость.

С. С. Подъяпольский показал, что Аристотель Фьораванти, создавая вполне ренессансный по построению внутреннего про­странства Успенский собор в Московском кремле, тем не менее для конкретных деталей использовал формы ломбардского зод­чества XI—XIV вв. 62 В интересующую нас эпоху применение нетрадиционных для «классического» Возрождения конструк­тивных форм было явлением распространенным. Поэтому ис­пользование в ивангородской церкви элементов ломбардского строительства XII в. не представляется чем-то необычным.

Ее архитектурный декор достаточно скромен. Фактически он представлен аркатурным поясом на барабане, аркадой га­лерей, антаблементами внутри и снаружи церкви, капителью столба и консолями подклета. Казалось бы, что общего может быть между великолепием ренессансного архитектурного деко­ра в Венеции и маловыразительными формами ивангородской постройки? Тем не менее именно здесь, в Венеции, наряду с роскошно декорированными, покрытыми богатой резьбой ар­хитектурными формами постоянно используется и упрощен­ный, «отредактированный» вариант ордерной архитектуры, на­прямую связанный с предшествующей эпохой — готикой XIV—XV вв.

Кроме того, следует помнить, что мягкий серый плитняк, из которого построен ивангородский храм, в отличие от до­статочно плотного московского известняка, а тем более от бе­лого истрийского камня и мрамора, из которого выполнялась резьба в Венеции, почти не поддается обработке. Как уже го­ворилось, архитектурный декор нашей церкви — единственное исключение из сотен памятников Новгородско-Псковской зем­ли XI—XVII вв.

Архивольты галерей Успенской церкви имеют вид простой плоской ленты, завершенной тонким маленьким карнизом. По­добную форму мы с легкостью находим в венецианских по­стройках: во внутренних аркадах церкви Санта Мария Фор­моза (М. Кодусси, 1492 г.), окнах и «закомарах» дормитория монастыря Сан Джорджо Маджоре (Дж. Буора, 1496— 1507 гг.), нижнем ярусе аркад Старых Прокураций (1500— 1532 гг.), Фонтего деи Тедески (А. Скарпаньино, 1505— 1508 гг.), аркадах церкви Санта Мария Маджоре (после 1503 г.), аркадах Фабриче Веккио на Риальто (1520— 1522 гг.).

Низкие квадратные столбы галереи с капителью в виде ва­лика, отсекающего фриз от руста столба, сам фриз и завер­шение в виде облома не очень ясного профиля, приближаю­щееся к выкружке, база столба в очень упрощенной имитационной форме (полувал, полочка, четвертьвал, плинт), повторяющая аттическую базу, по-видимому, не являются ха­рактерными для Венеции, но после начала строительства в 1492 г. здания CapitaneriadelPortoс его лоджией на квад­ратных столбах 63 к концу первой четверти XVI в. становятся излюбленным приемом венецианских архитекторов. 64 Впрочем, следует заметить, что собственно «схематизированная» «тос­канская» капитель постоянно используется в венецианских по­стройках XIV—XV вв.

Аркатурный пояс барабана церкви по своей структуре очень похож на внутренний аркатурный пояс церкви Санта Мария деи Мираколи, 65 а также на аркатурный пояс, завершающий коммунальный дворец города Ези, исполненный в 1497— 1500 гг. по модели Франческо ди Джорджо Микеланджело да Милано и его сыном Альвизом. 66 В последнем случае, в отли­чие от ивангородской постройки, где применен гусек, в каче­стве консоли использована плоская и невыразительная кони­ческая капитель.

Итак, мы постарались показать, что Успенская церковь свя­зана с типологическим рядом купольных храмов, в большом числе строившихся в Венеции на рубеже XV—XVI вв., и со­ответствует поискам наиболее совершенной центрической ком­позиции, столь актуальным для Италии эпохи Высокого Воз­рождения. Ее архитектура, созданная на основе ясных и простых пропорций в ордерной тектонике (отсутствие конкрет­ных ордерных форм объясняется, по-видимому, плохим ка­чеством строительных материалов), и особенно детали в упрощенном виде отражают характерные черты не только ве­нецианских, но и ломбардских построек. Последнее вполне естественно, ибо в Венеции тогда работало значительное коли­чество ломбардских мастеров.

О датировке Успенской церкви

Как уже говорилось, дореволюционные авторы, писавшие об Ивангородской крепости, время строительства церкви ука­зывали по-разному: одни — 1744 г. когда был выдан антиминс на освящение храма, 67 другие — XVII в. 68 Е. А. Кальюнди, справедливо замечая, что «датировка упомянутого антиминса может относиться, по-видимому, лишь к новому освящению церкви», предполагал, что основана она была в 1558 г., 69 ког­да русскими войсками была взята Нарва, что означало успеш­ное начало Ливонской войны.

Теперь, на основании анализа русских и итальянских ана­логов форм и деталей Успенской церкви, становится очевид­ным, что ее следует отнести к первой трети XVI в. Исходя же из конкретных фактов строительной истории крепости да­тировку можно ограничить его первым десятилетием. Было бы преждевременным связывать возведение храма с первым строительным этапом истории крепости (1492—1498/1499 гг.). Более вероятным представляется второй (1507—1509 гг.). И вот почему. В переписных книгах Шелонской пятины 1498 г., когда строительство Большого Бояршего города было близко к завершению, упоминается лишь одна церковь: «внутри го­рода церковь Никола Святый». 70 Следовательно, возведение Успенской церкви скорее относится ко второму этапу, а ее заказчиком тогда должен был быть великий князь Васи­лий III. Заметим, что его царствование отмечено усиленным строительством храмов в честь Покрова Богородицы: это огромные соборы в собственной резиденции (Слобода, 1513 г.), суздальском Покровском монастыре (1518 г.), по его указу строятся Покровские обыденные церкви в Новгороде (1522, 1527 гг.) и Пскове (1522 г.). Именно этому празднику посвя­щен придел Успенской церкви, почти равновеликий самому храму.

В таком случае можно предположить, что архитектором церкви был Маркус Грек, под руководством которого, как из­вестно, проходила реконструкция и расширение крепости на ее втором этапе.

К сожалению, трудно сказать что-либо определенное о его месте в итальянской архитектуре. Несомненно лишь, что это был мастер средней руки, а не «велми великой мастер». 71 Тем не менее ему удалось из маленького бесстолпного храма со­здать достаточно репрезентативное сооружение, напоминавшее купольные пресбитерии и капеллы церквей Венеции, строи­вшихся в ту же эпоху, что и Ивангородская крепость.

Успенская церковь в Ивангороде, по-видимому, не оказала серьезного влияния на развитие русской архитектуры XVI в., оставшись единственным, изолированным памятником. Ее тип не получил дальнейшего развития. Несомненно, однако, что н контексте разработки в XV—XVI вв. европейской архитекту­рой проблемы центрических построек это сооружение, доста точно органично совместившее в себе центрическую идею, сложные условия заказа и соответствие каноническим требо­ваниям православия, должно занять, может быть, и скромное, но все же отдельное место. Ивангородская церковь ярко ха­рактеризует эпоху Ивана III и Василия III — время активного претворения итальянского наследия, создания новых архитек­турных типов и образцов, время расцвета творческих исканий.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *