успенский собор ивангородской крепости
Ивангород. Церковь Успения Пресвятой Богородицы.
Карта и ближайшие объекты
Статьи
Ивангородская крепость была заложена в 1492 году высочайшим повелением великого князя Московского, первого Государя Всея Руси Ивана III-го. По тем временам крепость была одним из самых мощных укреплений, оберегающих западные границы Руси. В 1498 году внутри крепости строится деревянная Никольская церковь. В царствование Государя Иоанна Грозного на ее месте строится каменная церковь. В 1558 году рядом с Никольской возводится церковь во имя Успения Божией Матери с приделом-пристройкой Покрова Пресвятой Богородицы.
О перестройке придела в ведомостях Нарвского Преображенского собора за 1755 г. говорится: «При Ивагородской Успенской церкви была запустелая церковь во имя Покрова Богородицы и получено было дозволение, обновив сию, обратить в теплую, а 1755 г., по прошению, получен и св. антиминс.» Здешняя церковь была построена вместе с крепостью, а крепость построена в 1492 г. В формуляре крепости Нарвы сказано: « По воле вел. кн. Иоанна Васильевича III в 1492 г. построен Ивангород, крепкий замок, с тройною к реке стеною… Построение начато выписанными из лучших краев мастерами в день св. Троицы и окончено в день Успения Пресвятой Богородицы. Внутри замка построена церковь св. Николая чудотв., а потом Успения Пресвятой Богородицы».
Церковь Ивангородская квадратная. С севера, запада и юга она окружена каменною крытою галереей; с востока находятся три полукружия алтаря. С запада к галерее и алтарю примыкает каменный храм Успения Божией Матери, а над ним колокольня. Церковь в длину 2 саж., в ширину – 8 саж. 1 арш., высота до креста 15,5 саж., ширина пристройки 3 саж. 1 арш. Стены церкви сплошные, сложены из местной плиты, на известковом растворе… Стены сохраняют первобытный вид; связи стен железные. Наружные стены гладкие, оштукатурены и выбелены. Карниз сделан из выдающейся плиты, «теремки» под карнизом полукруглые.
Кровля шатровая, на 4 ската, железная, окрашена медянкой. Фонарь круглый, сквозной, сложенный из той же плиты, с 8-ми окнами, утвержден на стенах и на парусах, сведенных от углов стен, сверху покрыт плитным куполом. Глава в виде луковицы помещена над серединою церкви, на пирамидальной крыше фонаря, покрыта железом и окрашена медянкой. Крест восьмиконечный, концы его сделаны в виде копья.
Церкви принадлежат: каменные лавки, построенные в 1880 г. вместо прежних сгоревших, они приносят церкви доход в год 1964 руб. и участок земли, отведенный городом для церковного дома. Причт помещается в церковном каменном доме и куплен 20 декабря 1882 г. на сумму 7 500 руб., вырученную с лавок. На отопление выдается из церковных сумм священнику 40 руб. и псаломщику – 20 руб. в год.
Приход здешний заключается частью в городе, частью в деревнях; всех прихожан муж. пола 951, жен. 958. Прихожане большей частью занимаются хлебопашеством, в дер. Венкуль и Саркуль занимаются нагрузкою товаров на иностранные корабли, приходящие в Нарву. Прихожане большей частью неграмотны. Есть учителя из самих крестьян, обучающие детей в своих домах. В дер. Венкуль – одноклассное земское училище, в нем учится 39 человек обоего пола.
«Историко-статистические сведения о С.-Петербургской епархии», выпуск 10. С.-Петербург, типография Департамента Уделов (Моховая, №36), 1885 г.
Вплоть до конца ХХ века Успенская церковь Ивангорода была не слишком популярна среди исследователей. Возможно, это было вызвано, с одной стороны, историческими пробелами, касающимися её начала, что затрудняло изучение, а с другой, заметным типологическим отличием этого храма от большинства памятников русской архитектуры. Предположительно о времени постройки Успенской церкви высказывались ещё в дореволюционную эпоху. Многие авторы, начиная с первого историка Нарвы Г. Ганзена, положили в основу датировки антиминс храма, на котором было написано: «Повелением благочестивейшей великой государыни нашей, императрицы Елизаветы Петровны всея России, благословением Святейшаго Правительствующего Синода, священнодействием же преосвященнейшего Стефана, епископа Псковского и Нарвского, в богоспасаемом граде Пскове выдан лета 1744, мая в 29 день. Смиренный Симеон, епископ Псковский и Нарвский». Исходя из этого, возведение церкви датировали 1744 годом. Другие авторы относили время создания храма к ХVI или ХVII веку. Так, журналист Н.А. Скоробогатов, написавший под псевдонимом Ругодивцев очерк истории Нарвы, высказал предположение об основании Успенской церкви «в начале ХVII века», а историк искусства Е.А. Кальюнди датировал её примерно 1558 годом, когда в самом начале Ливонской войны Нарва была взята русскими войсками. Современный архитектор-реставратор О.В. Гусева пишет: «На территории Большого Бояршего города находятся две церкви: Успенская и Никольская. В летописях нет дат их строительства, и только Никольская церковь упоминается в переписной книге 1498 года. Это обстоятельство, а также особенности объёмной композиции церквей и их архитектурные качества, аналогов которым не находилось, не давали возможности исследователям однозначно определить возможную дату их появления на земле Бояршего города.
Осквернённый и разграбленный во время большевисткой коммуны храм простоял два года без богослужений. После падения Эстляндской трудовой коммуны 19 января 1921 года Ивангород отошёл к независимой Эстонии. Крепость стала военным объектом; богослужения в Успенском храме возбновились и продолжались вплоть до присоединения Эстонии к СССР в 1940 году. В 1921 году, после окончания ремонта, его заново освятили. Интересно, что хотя церковь находилась на территории Эстонской республики, в которой не велась антирелигиозная пропаганда, молодёжь не испытывала особого рвения к религии. С 1925 года на землю под Успенской и Никольскими церквями стало заявлять права военное ведомство, а в 1929 году посещение богослужений чрезвычайно усложнилось в связи с ужесточением допуска гражданских лиц в пределы крепости, являвшейся военным объектом. Но приход преодолел все невзгоды, и в 1930-х годах, во многом благодаря деятельности священника Александра Киселёва, приходская жизнь нормализовалась. После ввода советских войск в Эстонию и начала «советизации» бывшей независимой республики, Успенская церковь была закрыта. Во время военных действий под Нарвой в 1944 году храм серьёзно пострадал; были уничтожены кровли церкви, частично разрушены её купол и барабан придела, пропали церковные колокола, а также особо чтимый Тихвинский образ Божией Матери, находившийся здесь по преданию с 1558 года. Большую часть церковного имущества, впрочем, вывезли ещё в 1941 году; впоследствии она бесследно исчезла. В 1945 году была образована комиссия, которая обследовала храм и составила акт о причинённом ущербе. Реставраторы пришли в Успенскую церковь, признанную памятником архитектуры, лишь в 1976 году. К тому времени аркада северной галереи рухнула ещё в 1974 году. В 1976-1985 годах были произведены консервационные, исследовательские и реставрационные работы. В начале 1990-х годов храм вернули верующим.
Из журнала «Православные Храмы. Путешествие по Святым местам». Выпуск №107, 2014 г.
Из журнала «Православные Храмы. Путешествие по Святым местам». Выпуск №107, 2014 г.
Из книги-путеводителя: «Аграфенин А. А. «Ивангородский музей и окрестности». Издательство ГБУК ЛО «Музейное агентство». Санкт-Петербург, 2019
ХРАМ УСПЕНИЯ В ИВАНГОРОДСКОЙ КРЕПОСТИ
Полное наименование :
Православная местная религиозная организация Приход Успенского храма г. Ивангорода Гатчинской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)
Юридический адрес : 188490 Ленинградская область город Ивангород улица Кингисеппское шоссе дом 1Б
Показать полностью.
ИНН 4721002072 КПП 470701001 ОГРН 1034700000785
Расчетный счет : 40703810547010000009
банк : Ф. ОПЕРУ БАНКА ВТБ (ПАО) В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ
Г. САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
БИК 044030704
к/с 30101810200000000704
С уважением игумен Довмонт (Беляев)
гл.бух-р Духницкая Н.А.
Дорогие братья и сестры, мы будем очень рады, если Вы будете посещать наш сайт и страницу нашего батюшки Довмонта :
ХРАМ УСПЕНИЯ В ИВАНГОРОДСКОЙ КРЕПОСТИ запись закреплена
РАСПИСАНИЕ БОГОСЛУЖЕНИЙ УСПЕНСКОЙ ЦЕРКВИ (в крепости).
Показать полностью.
РАСПИСАНИЕ БОГОСЛУЖЕНИЙ УСПЕНСКОЙ ЦЕРКВИ (в крепости)
24 октября – (воскресенье) Неделя 18-я по Пятидесятнице. Память святых отцов VII Вселенского Собора. Накануне вечером, в 17.00 всенощное бдение. Утром в 9.00 часы, Литургия и Молебен.
31 октября – (воскресенье) Неделя 19-я по Пятидесятнице. Апостола и Евангелиста Луки. Утром в 8.00 полиелейная Утреня, в 9.00 часы, Литургия и Молебен.
4 ноября – (четверг) Празднование Казанской иконе Божией Матери. Накануне вечером, в 17.00 Полиелей. Утром в 9.00 часы, Литургия и молебен.
6 ноября – Дмитриевская родительская суббота. Накануне вечером, в 17.00 Заупокойный парастас. Утром в 9.00 Литургия и Панихида.
7 ноября – (воскресенье) Неделя 20-я по Пятидесятнице. Накануне вечером, в 17.00 всенощное бдение. Утром в 9.00 часы, Литургия и Молебен.
14 ноября – (воскресенье) Неделя 21-я по Пятидесятнице. Бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана Асийских. Накануне вечером, в 17.00 Всенощное бдение. Утром в 9.00 часы, Литургия и молебен.
21 ноября – (воскресенье) Неделя 22-я по Пятидесятнице. Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных. Накануне вечером, в 17.00 Всенощное бдение. Утром в 9.00 часы, Литургия и молебен.
28 ноября – (воскресенье) Неделя 23-я по Пятидесятнице. Мучеников и исповедников Гурия, Самона и Авива. Накануне вечером, в 17.00 Всенощное бдение. Утром в 9.00 часы, Литургия и Молебен. Начало Рождественского поста.
4 декабря – (суббота) Введение во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. Накануне вечером, в 17.00 Всенощное бдение. Утром в 9.00 часы, Литургия и Славление Празднику.
5 декабря – (воскресенье) Неделя 24-я по Пятидесятнице. Накануне вечером, в 17.00 всенощное бдение. Утром в 9.00 часы, Литургия и Молебен
После того, как снесли нашу часовню, распорядок изменился:
РАСПИСАНИЕ, ПРЕДСТОЯЩИХ СЛУЖБ,
вывешивается при входе в храм.
Исповедь начинается за полчаса до начала Литургии.
В ХРАМЕ РЕГУЛЯРНО СОВЕРШАЮТСЯ ТРЕБЫ.
Такие требы, как крещение, отпевание (очные и заочные), освящение квартиры, причащение больных и венчание совершаются по личной договорённости с настоятелем (телефон указан в контактах).
Друзья, мы будем очень рады, если Вы будете посещать наш сайт и страницу нашего батюшки Довмонта :
ХРАМ УСПЕНИЯ В ИВАНГОРОДСКОЙ КРЕПОСТИ запись закреплена
ПРАЗДНОВАНИЕ КАЗАНСКОЙ ИКОНЕ БОЖИЕЙ МАТЕРИ (В ПАМЯТЬ ИЗБАВЛЕНИЯ МОСКВЫ И РОССИИ ОТ ПОЛЯКОВ В 1612 Г.)
1 октября 1552 года, в праздник Покрова Пресвятой Богородицы, ночью, Иоанн IV, предводитель русских воинов, готовившихся к решительному штурму татарской Казани, вдруг услышал благовест московских колоколов.
Показать полностью. Царь понял, что это – знамение милости Божией: по молитвам Взбранной Воеводы Господь восхотел обратить к Себе народ казанский.
Покорением Казани под покровом Пресвятой Богородицы было завершено дело, начатое в 1164 году святым князем Андреем Боголюбским († 1174; память 4 июля). Волга – главный водный путь страны – стала русской рекой. Из татарского плена было освобождено 60 000 русских людей. Началось просвещение татар светом Евангельской истины. Явились первые мученики – святые Петр и Стефан (память 24 марта). Новоучрежденная Казанская епархия вошла в состав Русской Церкви и вскоре просияла своими архиепископами: святителем Гурием († 1563; память 5 декабря) и святителем Германом († 1567; память 6 ноября).
Но особенно способствовало возвышению Православия среди волжских магометан явление в городе Казани 8 июля 1579 года чудотворной иконы Божией Матери.
Трудно шло дело проповеди Евангелия в покоренном царстве среди закоренелых мусульман и язычников. Пресвятая Богородица, покровительница проповедников Слова Божия, еще в земной Своей жизни разделявшая со святыми Апостолами благовестнические труды, видя старания русских миссионеров, не замедлила послать им Небесную помощь, явив Свою чудотворную икону
28 июня 1579 года страшный пожар, начавшийся около церкви святителя Николая Тульского, истребил часть города и обратил в пепел половину Казанского Кремля. Злорадствовали поклонники Магомета, думая, что Бог прогневался на христиан. «Вера Христова, – говорит летописец, – сделалась притчею и поруганием». Но пожар в Казани явился предзнаменованием окончательного падения ислама и утверждения Православия на всей златоордынской земле, будущем Востоке Русского государства.
Город вскоре начал вставать из руин. Вместе с другими погорельцами, недалеко от места начала пожара строил дом стрелец Даниил Онучин. Его девятилетней дочери Матроне явилась в сонном видении Божия Матерь и повелела достать Ее икону, зарытую в земле еще при господстве мусульман тайными исповедниками Православия. На слова девочки не обратили внимания. Трижды являлась Богородица и указывала место, где укрыта чудотворная икона. Наконец, Матрона со своей матерью стали рыть в указанном месте и обрели святую икону. На место чудесного обретения прибыл во главе духовенства архиепископ Иеремия и перенес святой образ в близрасположенный храм во имя святителя Николая, откуда, после молебна, перенесли его с Крестным ходом в Благовещенский собор – первый православный храм города Казани, воздвигнутый Иоанном Грозным. Во время шествия получили исцеление два слепца – Иосиф и Никита.
Список с иконы, явленной в Казани, изложение обстоятельств ее обретения и описание чудес были посланы в 1579 году в Москву. Царь Иоанн Грозный повелел устроить на месте явления храм в честь Казанской иконы Божией Матери, где и поместили святую икону, и основать женский монастырь. Матрона и ее мать, послужившие обретению святыни, приняли постриг в этой обители.
В Никольском храме, где был совершен первый молебен пред Казанской иконой, был в то время священником будущий Патриарх Ермоген, святитель Московский († 1612; память 17 февраля). Через пятнадцать лет, в 1594 году, уже будучи митрополитом Казанским, он составил сказание о священных событиях, очевидцем и участником которых был: «Повесть и чудеса Пречистая Богородицы честного, славного Ея явления образа, иже в Казани». С большой фактической точностью описаны в повести многие случаи исцеления, совершившиеся от чудотворной иконы по молитвам верующих. Рукопись «Повести» – автограф Святейшего Патриарха Ермогена – целиком воспроизведена в факсимильном издании: Сказание о чудотворной Казанской иконе Пресвятыя Богородицы. С предисловием А. И. Соболевского, М., 1912.
Небольшая икона, обретенная девочкой Матроной на недавно присоединенной инородческой окраине Российского царства, стала вскоре всенародной святыней, знамением Небесного покрова Божией Матери, явленного всей Русской Церкви, ибо душа православного народа чувствовала особое участие Пречистой Владычицы в исторических судьбах Родины. Не случайно Казанский образ является списком с древней Влахернской иконы (празднование 7 июля) и относится по иконографическому типу к иконам, именуемым Одигитрия-Путеводительница. Много раз «Матушка Казанская» указывала путь к победе русским православным воинам в исполнении их священного долга перед Богом и Родиной.
В год явления ее в Казани (по другим источникам двумя годами позже) начался знаменитый поход «за Казань» (за Уральские горы) блаженного Германа, казачьего атамана Ермака Тимофеевича Повольского († 1584), увенчавшийся присоединением Сибири. За несколько десятков лет русские землепроходцы-миссионеры прошли на восток, «встречь солнца» многие тысячи километров и в праздник Покрова в 1639 году вышли в первое плавание по Тихому океану, благовествуя спасение окрестным народам.
В соборе Казанского девичьего монастыря икона находилась до начала ХХ в., а в 1904 г. Россию потрясло известие о похищении святыни. Святотатственное событие произошло в ночь с 28 на 29 июня 1904 г.
К явленной иконе имелось несколько риз. Праздничная надевалась на Рождество Христово, Пасху и в дни празднования Казанской иконы, будничная, или повседневная, – в остальные дни. Праздничная риза была золотая. На нее надевалась другая риза, низанная крупным жемчугом, бриллиантами, изумрудами, яхонтами и др. драгоценными камнями. Будничная, не менее драгоценная, московской работы, сплошь низанная жемчугом, имела золотые венцы с бриллиантовыми розами, множеством других украшений и драгоценных камней. А в 1767 году императрица Екатерина II приложила к иконе еще и бриллиантовую корону. Видимо именно из-за такого обилия драгоценностей явленная Казанская икона была похищена из Казанского девичьего монастыря шайкой 28-летнего Варфоломея Стояна. Воры вскоре были пойманы, и в ноябре 1904 года в Казани состоялся судебный процесс. Однако, что стало с чудотворной иконой, в ходе следствия окончательно выяснить не удалось. На суде было высказано мнение, что икона была сожжена, так как на квартире Стояна в печи были найдены обгоревшие остатки икон. Мать сожительницы Стояна Кучеровой, показала на суде, что обе иконы были порублены и сожжены Стояном. Сам же Стоян отрицал участие и в краже, и в уничтожении иконы, сознаваясь лишь в покупке краденых драгоценностей. Стоян и его подельник Комов были приговорены к лишению всех прав, имущества и к ссылке на каторжные работы на 12 и 10 лет соответственно.
Потеря первоначального образа не умаляет благодатной силы всего множества списков с Казанской иконы, через которые Пресвятая Богородица помогает нам Своим ходатайством перед Своим Сыном по плоти, а по ипостаси Сыном Божиим, Господом нашим Иисусом Христом
Церковь Успения Пресвятой Богородицы (Ивангород)
Мiръ Россия Ленинградская область Ивангород Церковь Успения Пресвятой Богородицы (Ивангород)
Церковь Успе́ния Пресвято́й Богоро́дицы — приходская церковь начала XVI века в Ивангородской крепости.
Содержание
История [ править ]
Каменная церковь была построена в 1507—1509 годах на территории Ивангородской крепости. Предположительно, её автором был Марк Грек. В храме имелся придел во имя Покрова Богородицы.
Исследователи расходятся во мнениях в определении точной даты его основания (от конца XV до середины XVI вв.).
Во время шведского владычества в Ивангороде православную церковь переосвятили в лютеранскую. После взятия Нарвы и Ивангорода русскими войсками в 1704 году церковь была закрыта.
В 1744 году по приказу Екатерины II храм восстановили для православного богослужения.
В 1757 году Покровский придел Успенской церкви преобразован в самостоятельную церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы.
Храм обновлялся в 1757, 1838—1846, 1896—1901 годах.
В 1944 году, во время военных действий под Нарвой, церковь сильно пострадала и была закрыта. В 1976—1985 гг. она была отреставрирована. С 1987 по 1988 год церковь использовалась как концертный зал.
В 1991 (1994) году храм возвращён Русской Православной церкви. В 2010 году в храме устроен придел в честь новомученика Александра Волкова.
Престольные праздники [ править ]
Как добраться [ править ]
Адрес: Ленинградская обл., Кингисеппский р-н, г. Ивангород, Крепость
Почтовый адрес: 188490, Ленинградская область, г. Ивангород, Кингисепское шоссе, дом 1-б
Храм Успения Пресвятой Богородицы
Московский Патриархат. Гатчинская Епархия. Церковь Успения Пресвятой Богородицы в Ивангородской крепости, г. Ивангород.
Успенская церковь Ивангорода и её венецианские прототипы (Михаил Мильчик, Дмитрий Петров)
Михаил Мильчик, Дмитрий Петров
УСПЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ ИВАНГОРОДА И ЕЕ ВЕНЕЦИАНСКИЕ ПРОТОТИПЫ
Рассмотрение работ итальянских архитекторов на Руси в царствование Ивана III (1462—1505) и Василия III(1505—1533), как правило, ограничивалось постройками Московского Кремля: его стенами и башнями, рвом, а также Успенским и Архангельским соборами и Грановитой палатой. 1 Однако теперь, по-видимому, наступает новый этап изучения этой проблемы, связанный прежде всего с публикацией новых данных о других памятниках, предположительно построенных итальянскими мастерами в начале XVI в. 2 В частности, ряд открытий был сделан при реставрации 1970—1980-х гг. крепости Ивангород и находящихся там двух церквей — Успения с приделом Покрова Богородицы и св. Николая.
Для изучения приемов и почерков итальянских архитекторов, строивших на Руси, этот комплекс имеет особое значение, ибо краткость сообщений русских летописей и огромные лакуны при изложении строительной истории его начального этапа в данном случае восполняются ливонскими источниками. Учитывая, что крепость уже была предметом специального исследования, 3 темой настоящей статьи является первая ивангородская церковь. Ранее она никогда не вызывала интереса историков архитектуры, вероятно, потому что не была известна дата ее возведения, а серьезные типологические отличия затрудняли определение ее места среди других памятников русского зодчества. 4
Естественно, что строительство церкви теснейшим образом было связано с крепостью, и потому напомним, что последняя была возведена за два этапа в 1492—1499 гг. и 1507—1509 гг. итальянскими мастерами, из которых, благодаря письму бургомистров Нарвы в Ревель, нам известно имя зодчего второго этапа. Это Маркус Грек. Хроника 1508 г. Кристиана Бомховера подтверждает, что крепость возвели «gregenundewalen» (греки и итальянцы). О том же сообщает императорский посол Даниил Принц из Бухова, посетивший Москву в 1576—1578 гг. 5 В дальнейшем Ивангород в 1581 —1590 гг., а затем с 1612 г. и вплоть до его взятия войсками Петра I в 1704 г. находился в руках шведов.
Время постройки крепостных церквей неизвестно. Долгое время предполагалось, что церковь св. Николая была возведена в 1496 г., а Успения — в 1558 г. Недавно было высказано предположение о строительстве последней в 1507—1509 гг. 6 Обоснованию этой датировки, а также доказательству венецианского происхождения ее типа и посвящена наша статья. Пока же кратко скажем о последующей истории Успенской церкви.
Первое документальное подтверждение существования церкви относится к 1615 г., когда она была зарисована секретарем голландского посольства Антонисом Хутеерисом 7 с боевого хода Переднего города. На гравюре Адама Олеария, посетившего Ивангород в 1633 г., церковь показана условно (в виде двух зданий под двускатными кровлями). 8 На гравюре Мериана 1664 г., по-видимому, показана колокольня, построенная шведами для церкви. 9
В 1681 г. шведская администрация обмерила церковь (два плана и восточный фасад) в связи с намечавшимся приспособлением ее под протестантскую. Тогда она должна была получить барочное завершение. 10 На чертеже фасада как существующее показано конусообразное покрытие куполов, вероятно, устроенное после 1615 г. Вход в церковь в это время находился в восточном торце северной галереи. Это первый в истории русской архитектуры проектно-обмерный чертеж, имеющий к тому же особое значение для нашей темы.
В 1748 г. развалилась деревянная колокольня храма, после чего последовал указ Синода о ее восстановлении и о ремонте храма. 1 Осенью 1757 г. Покровский придел, до того времени пустовавший, был освящен как теплый храм. 12 Чертеж восточного фасада 1757 г. 13 показывает, что в середине XVIII в. над церковью была устроена высокая двухъярусная шатровая кровля, сохранявшаяся до 1944 г., а над приделом сделали сложную барочную колокольню, на которую можно было попасть через лестницу, устроенную в диаконнике.
В 1838—1846 гг. был произведен ремонт, заложены кирпичом арочные проемы галереи, а в закладках сделаны окна.
Весь храм побелен. Изменения в архитектуру церкви были внесены с согласия императора Николая I, осматривавшего ее вместе с известным архитектором Александром Брюлловым, и это несмотря на то, что архитектор получил распоряжение «при перестройке церкви не переменять ни внутреннего, ни наружного вида». 14 В 1896 и 1901 гг. Успенская церковь была превращена в теплую. С восточной стороны северной галереи возвели апсидообразную пристройку, с южной стороны сооружена пристройка большого размера, в центре западного Фасада устроен деревянный тамбур входа. За работами по поручению императорской Археологической комиссии надзирал академик Г. И. Котов. 15
Во время войны в 1944 г. были уничтожены кровли церкви, частично разрушены ее купол и барабан придела. Аркада северной галереи рухнула в 1974 г. В 1976—1985 гг. под руководством архитектора И. А. Хаустовой сотрудниками Ленинградского филиала института «Спецпроектреставрация» были произведены консервационные, исследовательские и реставрационные работы; их результаты использованы при написании настоящей статьи. 16
Архитектура Успенской церкви и особенности ее конструкции
Церковь стоит в самой большой части крепости — на территории Большого Бояршего города, в 14 м от его западной стены. Храм представляет собой сложную композицию из двухъярусной трехапсидной церкви с галереей и одноэтажного одноапсидного придела у юго-восточного угла церкви. Основной объем церкви и придел — бесстолпные и перекрыты куполами на световых барабанах. На первом ярусе в основном объеме находится одностолпная палата.
Фундаменты церкви покоятся непосредственно на скальном основании и состоят из двух рядов необработанных известковых блоков. В процессе расчистки пола придела были найдены остатки растесанной каменной алтарной преграды с двумя проемами. Подклет галереи с трех сторон окружает подклет основного объема. Однако если с севера галерея доходит до северо-восточного угла, то с южной стороны она заканчивается, не дойдя до стены придела 2,5 м. Между галереей и подклетом, таким образом, получается открытая наружу камера, в полу которой было обнаружено захоронение. 17
Входной проем в подцерковье находится на южном фасаде. Галерея перекрыта коробовыми сводами с распалубками над окнами. Секция над входом отделена от галереи пониженной подпружной аркой.
Подклет церкви представляет собой одностолпную палату 7,2х7,4 м, перекрытую так называемым «монастырским» сводом. Столб имеет капитель. Пяты распалубок свода опираются на консоли в виде капителей.
Подклет церкви и алтаря соединяется тремя проемами. Изгиб боковых проходов вызван большей внутренней шириной подклета алтаря по сравнению с подклетом церкви. Трехапсидный подклет алтаря сильно вытянут в направлении восток—запад и пререкрыт цилиндрическими сводами (шелыга в том же направлении), по сложной кривой примыкающими к полукруглым восточным стенам.
На втором этаже основной объем храма окружает галерея. Она перекрыта крестовыми сводами, опирающимися с внешней стороны на квадратные столбы, а с внутренней — на консоли в стенах церкви. Северный и южный фасады галереи имеют быть перемещенными в пространстве — в отличие от собственно архитектурных памятников, — привлечь их для нашего анализа.
Хотя в центральной и северной Италии мы знаем достаточно сооружений со световыми барабанами, 51 однако нас интересуют только круглые барабаны с окнами, близкими по форме к прямоугольным, а не с круглыми или гранеными, как это делалось в большинстве центрических построек конца XV—начала XVI вв., имевших барабаны.
Очень близкую к Успенской церкви композицию с купольной ротондой на квадратном основании, окруженной прямоугольной двухъярусной арочной галереей, мы находим на миниатюре Джироламо да Кремона «Трубящий ангел» из библиотеки Пикколомини собора в Сиене, выполненной в 1473 г., 52 или в уже упоминавшейся картине Томмазо ди Стефано «Поклонение волхвов» (первая пол. XVI в.), 53 где церковь того же типа является также крепостной.
Православные церкви Константинополя итальянцы во второй половине XV в. изображали в виде массивных параллелепипедов с широкими барабанами (иногда украшенными аркатурой), завершенными куполом. Некоторые из них снабжены дополнительными барабанами с куполом. 54
Большой, достаточно массивный четверик, украшенный тонким карнизом-тягой с гладким барабаном, вытянутыми окнами и даже небольшим аркатурным поясом, мы находим в иллюминированных кодексах с трактатом Филарете, 55 неоднократно переписывавшихся в конце XV—начале XVI в. На своде капеллы Масколи в венецианском соборе Сан Марко в мозаике «Введение во храм», выполненной во второй четверти XV в. Микеле Джамбоно, изображен купольный храм с большим световым барабаном, украшенным аркатурой. Барабан покоится на мощном кубическом объеме. С одной стороны к четверику примыкает апсида, с другой — открытая галерея с аркадами. С боку — пристройка (придел?) с таким же, но меньшим световым барабаном.
Нельзя не отметить, что и в самой итальянской архитектуре XV — начала XVI в. барабан или купол, хотя и редко, но встречается. Последний может находиться как на оси симметрии здания (алтарь капеллы Коллеони в Бергамо, 1473 г.) так и быть смещенным с нее (колокольня церкви Санта Мария деи Мираколи в Венеции).
В Венеции же традиция использования куполов со световыми барабанами существовала с древнейших времен. 56 Палладиум города — Сан Марко имел такие барабаны. По-видимому, сила традиции была столь велика, что даже здания совершенно иного типа (например, доминиканская церковь Сан Джованни э Паоло) также в эту эпоху получили купола.
В конце XV—начале XVI в. прием перекрытия куполом (с барабаном или без него) бесстолпного кубического объема стал весьма распространенным, что видно из следующей таблицы:
Перекрытие куполом бесстолпного кубического объема в церквах Венеции
|
К перечисленным выше примерам, несомненно, следует присоединить еще четыре несохранившихся церкви 57 и два широко известных памятника, типологически несколько отличающихся от приведенных в таблице. Это, во-первых, купол церкви Сан Дзаккариа (архитектор Мауро Кодусси, около 1485 г.), опирающийся на стены центрального нефа, но имеющий барабан (устроенный из парапетных стенок над куполом), и, во-вторых, перекрытия верхней площадки лестницы Скуолы Сан Джованни Эванджелиста (Мауро Кодусси, около 1498 г.), представляющей собою пространственную ячейку кубической формы, завершающуюся куполом.
Наиболее близкой композиционной аналогией ивангородской церкви является алтарная часть церкви Санта Мария деи Мираколи (пресбитерий). Обе они имеют мощный кубический объем, на который водружен световой барабан с куполом. Обе представляют собой двухъярусную структуру: церковь Мираколи включает в себя крипту, встречающуюся в Венеции значительно реже, чем подцерковья в древнерусских памятниках изучаемой эпохи. Несмотря на разную абсолютную высоту сравниваемых храмов, в основе их внутреннего построения использован один и тот же прием определения общей высоты сооружения: высота от пола до основного, наиболее развитого, антаблемента, завершающего четверик, отложена дважды. 58 Правда, в венецианских церквах этот антаблемент находится в пятах подпружных арок, а в ивангородской — над тромпами. Однако, по-видимому, более важно то, что в последней церкви применен простой рациональный способ построения внутреннего пространства, никогда не встречающийся на Руси, но очень близкий к аналогичному венецианскому приему.
Церковь Успения, кроме того, имеет деталь, русской архитектуре неизвестную. Это — тромпы особой двухъярусной формы. До XVII в. на Руси тромпы вообще не использовались, однако и в XVII в. такая их форма неизвестна. В Венеции похожая по конструктивной логике деталь известна лишь в одном памятнике (церковь Санта Фоска на острове Торчелло, XI в.), но там нижний ярус представляет собой парус. Паруса же в Венеции применялись для всех купольных перекрытий построек в конце XV — первой половине XVI в.
Использование ступенчатых тромпов в сочетании с вертикальными поверхностями, по-видимому, характерно для ломбардских построек XII в. (церковь Сан Микеле в Павии, собор в Пьяченце). 59 Форма тромпа, совершенно аналогичная конструкциям ивангородской постройки, известна в миланской церкви Санта Симпличиана (XII в.) 60 Франческо ди Джорджо в церкви Санта Мария делла Грация аль Кальчиано (1484— 1490 гг.) около Кортоны 61 использует для перехода к восьмигранному куполу простую «заворачивающуюся» плоскость.
С. С. Подъяпольский показал, что Аристотель Фьораванти, создавая вполне ренессансный по построению внутреннего пространства Успенский собор в Московском кремле, тем не менее для конкретных деталей использовал формы ломбардского зодчества XI—XIV вв. 62 В интересующую нас эпоху применение нетрадиционных для «классического» Возрождения конструктивных форм было явлением распространенным. Поэтому использование в ивангородской церкви элементов ломбардского строительства XII в. не представляется чем-то необычным.
Ее архитектурный декор достаточно скромен. Фактически он представлен аркатурным поясом на барабане, аркадой галерей, антаблементами внутри и снаружи церкви, капителью столба и консолями подклета. Казалось бы, что общего может быть между великолепием ренессансного архитектурного декора в Венеции и маловыразительными формами ивангородской постройки? Тем не менее именно здесь, в Венеции, наряду с роскошно декорированными, покрытыми богатой резьбой архитектурными формами постоянно используется и упрощенный, «отредактированный» вариант ордерной архитектуры, напрямую связанный с предшествующей эпохой — готикой XIV—XV вв.
Кроме того, следует помнить, что мягкий серый плитняк, из которого построен ивангородский храм, в отличие от достаточно плотного московского известняка, а тем более от белого истрийского камня и мрамора, из которого выполнялась резьба в Венеции, почти не поддается обработке. Как уже говорилось, архитектурный декор нашей церкви — единственное исключение из сотен памятников Новгородско-Псковской земли XI—XVII вв.
Архивольты галерей Успенской церкви имеют вид простой плоской ленты, завершенной тонким маленьким карнизом. Подобную форму мы с легкостью находим в венецианских постройках: во внутренних аркадах церкви Санта Мария Формоза (М. Кодусси, 1492 г.), окнах и «закомарах» дормитория монастыря Сан Джорджо Маджоре (Дж. Буора, 1496— 1507 гг.), нижнем ярусе аркад Старых Прокураций (1500— 1532 гг.), Фонтего деи Тедески (А. Скарпаньино, 1505— 1508 гг.), аркадах церкви Санта Мария Маджоре (после 1503 г.), аркадах Фабриче Веккио на Риальто (1520— 1522 гг.).
Низкие квадратные столбы галереи с капителью в виде валика, отсекающего фриз от руста столба, сам фриз и завершение в виде облома не очень ясного профиля, приближающееся к выкружке, база столба в очень упрощенной имитационной форме (полувал, полочка, четвертьвал, плинт), повторяющая аттическую базу, по-видимому, не являются характерными для Венеции, но после начала строительства в 1492 г. здания CapitaneriadelPortoс его лоджией на квадратных столбах 63 к концу первой четверти XVI в. становятся излюбленным приемом венецианских архитекторов. 64 Впрочем, следует заметить, что собственно «схематизированная» «тосканская» капитель постоянно используется в венецианских постройках XIV—XV вв.
Аркатурный пояс барабана церкви по своей структуре очень похож на внутренний аркатурный пояс церкви Санта Мария деи Мираколи, 65 а также на аркатурный пояс, завершающий коммунальный дворец города Ези, исполненный в 1497— 1500 гг. по модели Франческо ди Джорджо Микеланджело да Милано и его сыном Альвизом. 66 В последнем случае, в отличие от ивангородской постройки, где применен гусек, в качестве консоли использована плоская и невыразительная коническая капитель.
Итак, мы постарались показать, что Успенская церковь связана с типологическим рядом купольных храмов, в большом числе строившихся в Венеции на рубеже XV—XVI вв., и соответствует поискам наиболее совершенной центрической композиции, столь актуальным для Италии эпохи Высокого Возрождения. Ее архитектура, созданная на основе ясных и простых пропорций в ордерной тектонике (отсутствие конкретных ордерных форм объясняется, по-видимому, плохим качеством строительных материалов), и особенно детали в упрощенном виде отражают характерные черты не только венецианских, но и ломбардских построек. Последнее вполне естественно, ибо в Венеции тогда работало значительное количество ломбардских мастеров.
О датировке Успенской церкви
Как уже говорилось, дореволюционные авторы, писавшие об Ивангородской крепости, время строительства церкви указывали по-разному: одни — 1744 г. когда был выдан антиминс на освящение храма, 67 другие — XVII в. 68 Е. А. Кальюнди, справедливо замечая, что «датировка упомянутого антиминса может относиться, по-видимому, лишь к новому освящению церкви», предполагал, что основана она была в 1558 г., 69 когда русскими войсками была взята Нарва, что означало успешное начало Ливонской войны.
Теперь, на основании анализа русских и итальянских аналогов форм и деталей Успенской церкви, становится очевидным, что ее следует отнести к первой трети XVI в. Исходя же из конкретных фактов строительной истории крепости датировку можно ограничить его первым десятилетием. Было бы преждевременным связывать возведение храма с первым строительным этапом истории крепости (1492—1498/1499 гг.). Более вероятным представляется второй (1507—1509 гг.). И вот почему. В переписных книгах Шелонской пятины 1498 г., когда строительство Большого Бояршего города было близко к завершению, упоминается лишь одна церковь: «внутри города церковь Никола Святый». 70 Следовательно, возведение Успенской церкви скорее относится ко второму этапу, а ее заказчиком тогда должен был быть великий князь Василий III. Заметим, что его царствование отмечено усиленным строительством храмов в честь Покрова Богородицы: это огромные соборы в собственной резиденции (Слобода, 1513 г.), суздальском Покровском монастыре (1518 г.), по его указу строятся Покровские обыденные церкви в Новгороде (1522, 1527 гг.) и Пскове (1522 г.). Именно этому празднику посвящен придел Успенской церкви, почти равновеликий самому храму.
В таком случае можно предположить, что архитектором церкви был Маркус Грек, под руководством которого, как известно, проходила реконструкция и расширение крепости на ее втором этапе.
К сожалению, трудно сказать что-либо определенное о его месте в итальянской архитектуре. Несомненно лишь, что это был мастер средней руки, а не «велми великой мастер». 71 Тем не менее ему удалось из маленького бесстолпного храма создать достаточно репрезентативное сооружение, напоминавшее купольные пресбитерии и капеллы церквей Венеции, строившихся в ту же эпоху, что и Ивангородская крепость.
Успенская церковь в Ивангороде, по-видимому, не оказала серьезного влияния на развитие русской архитектуры XVI в., оставшись единственным, изолированным памятником. Ее тип не получил дальнейшего развития. Несомненно, однако, что н контексте разработки в XV—XVI вв. европейской архитектурой проблемы центрических построек это сооружение, доста точно органично совместившее в себе центрическую идею, сложные условия заказа и соответствие каноническим требованиям православия, должно занять, может быть, и скромное, но все же отдельное место. Ивангородская церковь ярко характеризует эпоху Ивана III и Василия III — время активного претворения итальянского наследия, создания новых архитектурных типов и образцов, время расцвета творческих исканий.