успенский собор коломенский кремль
vittasim
Коломенский кремль. Прогулка 9. Храмы Соборной площади Коломны. Успенский собор
Коломна во второй половине XIV в. являлась центром большого каменного строительства, связанного с выдающимся значением города в подготовке борьбы с Ордой. Первое, разобранное в 1672, здание Успенского собора было заложено в 1379 году после победы дружины московского князя Дмитрия Ивановича над татарами при реке Воже. Победоносные дружины возвращались в Коломну как раз на праздник Успения пресвятой Богородицы. Перед Куликовской битвой, в 1380 году, собор старались закончить столь спешно, что по прибытии Дмитрия с войсками в Коломну, верхняя часть храма обвалилась. Успенский собор — единственный памятник Коломны, постройка которого отмечена летописью. Впрочем, летопись отметила даже не закладку храма, а его катастрофу: «В лето 6888 (1380). Падеся на Коломне церковь каменаа, уже свершениа дошедши, юже създа благоверный великий князь Дмитрий». Эта запись во всех списках летописи предшествует повести о Куликовской битве.
Схема кремля и 9я прогулка (включая все предыдущие)
Но вернемся к истории Успенского собора. Храм был восстановлен вскоре после Куликовской битвы: запись о росписи собора в 1392 г. «подписана бысть на Коломне церковь камена Успение богородици, юже създа князь Дмитрей Ивановичь» дополняется в Степенной книге существенным пояснением: «дотоле еще за десять лет», т. е. за 10 лет до 1392 г.— в 1382 г. Очевидно это произошло до карательной экспедиции Тохтамыша. Таким образом, памятник датируется 1379—1382 гг.
Вот что говорится об Успенском соборе в писцовой книге гор. Коломны 1577—1578 гг. Прежде всего храм здесь имеет очень существенный эпитег «Донской»: «В городе же на Коломне церковь соборная Успение пречистые богородицы Донская. » Это наименование поддерживалось именем главной «святыни» собора — иконы Донской богоматери, ставшей, после победы над татарами, вторым после Владимирской иконы богоматери национальным палладиумом Руси. Далее здесь упоминается придел Дмитрия, который называет и Павел Алеппский: «Да у церкви ж у Пречистые богородицы в приделе в Дмитреи Великом». Наконец, писцовая книга отмечает хоры с двумя приделами: «Да в соборной же церкви Пречистые богородицы придел Леонтей Ростовский чюдотворец на полатех. да. на полатех придел Никита великий. »
Павел Алеппский, как личный секретарь, сопровождал антиохийского патриарха Макария, направлявшегося по своим церковным делам из Сирии в Москву. Из-за «моровой язвы» они вынуждены были остановиться в Коломне, поселиться здесь в одной из келий епископа и прожить с 17 августа 1654г. до 30 января 1655г. Павел Алеппский оставил очень подробное описание Успенского собора: «Четвертая церковь, именно соборная, есть великая церковь, кафедра епископа. Она весьма величественна и высока и как бы висячая; в нее всходят по высокой лестнице с трех сторон, соответственно трем ее дверям». Уточнить описание Павла Алеппского пытались археологи. Неоднозначно воспринимаются упоминания Павла Алеппского о «высоте» и «приподнятости» церкви. Обычно это расценивается как указание на наличие подклета и обходных галерей-гульбищ, но фундаментов таких галерей не найдено и, скорее всего, к каждому из входов в собор вела отдельная лестница.
« Она вся из тесаного камня, приподнята на значительную высоту и кругом имеет кайму скульптурной работы во всю толщу ее стен. Косяки дверей и окон походят на отшлифованные колонны — работа редкостная, так что косяки кажутся изящными, как тонкие колонны. Церковь имеет три высоких купола, снизу приподнятых. Верх большого купола покрыт кругом красивыми, четырехугольными, резными из деревянных досок фигурами в виде крестов величиною с ладонь. На куполах — позолоченные кресты. Большой купол находится над хоросом, остальные два — над обоими алтарями, ибо церковь имеет три алтаря, как обыкновенно все их церкви».
« Один из них во имя св. Димитрия; в нем имеются его иконы. Здесь постоянно совершается литургия. Главный алтарь имеет три больших окна со стеклами, и в нем висят, по их обыкновению, два больших зеркала, к которым священники всегда подходят, смотрятся в них и расчесывают свои волосы. В хоросе, перед (царскими) дверями этого алтаря, помещен большой круг наподобие амвона; он высокий, стоит на деревянных восьмиугольных и круглых колоннах, которые все позолоченные и резные, и имеет две лестницы, из коих одна пред царскими вратами, по ней всходит дьякон для ектении; другая лестница с западной стороны, по ней он всходит для чтения Евангелия. Архиерейское место каменное, с очень большим куполом, помещается близ южных дверей, ибо церковь имеет, по их обыкновению, три двери: две из них выходят на хорос с южной и северной стороны, а с западной — большая дверь. Все эти двери с двумя створами из чистого железа. Над каждой из них наверху образ, над большой дверью образ Успения Богородицы, дабы народ знал имя церкви. Таков у них обычай во всех их церквах, и какой это прекрасный обычай!»
«Храм в Коломне» Художник Владимир Луговик х.м. 50х70 1987
«Что касается иконостаса, то у них принято ставить икону того (святого или праздника), в честь которого церковь, на место иконы Господа, а напротив нее, на место иконы Владычицы, икону Троицы: три ангела, Авраам и Сарра и трапеза. Так и в этой церкви поставлена икона Успения Владычицы на месте иконы Господа. Около нее стоит икона Владычицы весьма старинная, которая, как нам говорили, всегда творит чудеса. К ней имеют большую веру. На этой иконе висит много привесов из золота, серебра и жемчуга».
«Верхний иконостас у них устраивается не так, как принято в стране казаков и греков, но Господь помещен в средине, справа и слева Иоанн Креститель и св. Дева, подле них два ангела; завершается правый ряд Петром, Иоанном Златоустом, Василием и двумя другими апостолами; напротив них Павел, св. Николай, Григорий и другие два апостола — с каждой стороны пять больших икон с изображениями во весь рост. Над этим рядом находится изображение Владычицы и пророков, предвозвестивших о Ней, с той и в другой стороны. У них нет, как у нас, лампад с маслом, ибо оно дорого и зимой замерзает, ни больших медных подсвечников, но большие, толстые, расписные свечи в каменных в резьбою столбах, утвержденных (в полу); на верху столба жестяной кружок, в который вставляют большие и малые свечи, так как у них принято, что всякий, кто приходит в церковь, приносит с собою свечу, которую собственноручно ставит перед образом».
«Крыша как этой церкви, так и всех вышеупомянутых церквей, походит на кедровую шишку или на артишок; она ни плоская, ни горбообразная, но с каждой из четырех стен церкви есть нечто вроде трех арок, над которыми другие, поменьше, потом еще меньше кругом купола — очень красивое устройство. Все покрыто досками для защиты свода от дождя и снега, дабы он не портился. Под этою церковью много склепов и подвалов. Над нарфексом есть еще ярус, где помещается казнохранилище епископа; мы видели его богатство — несколько сундуков полных серебряными и золотыми монетами».
Успенский собор в Коломне.Рисунок постройки 1378—1382 гг
Постепенно в соборе формируется богатая библиотека, поскольку после кончины епископов их книги передавались в кафедральный храм. К середине XVI века здесь насчитывалось 98 книг. 33 из них были написаны на пергамене — это больше, чем в каком-либо другом коломенском храме или обители того времени.
Успенский собор в эпоху Димитрия Донского. Реконструкция Н.Н. Воронина.
«В алтарном помещении находился престол «каменной, на нем индития – бархат золото с серебром травчетой, украшенный кружевом серебряным, на средине престола – бархат червчатой». На престоле было Евангелие, покрытое бархатом червчатым. Позади, т. е. к востоку от престола, находилось архиерейское горнее место, обито сукном зеленым, столпи обиты сукном же червчатым. Над горним местом образ Положение во гроб Господа нашего Иисуса Христа, посторон пречистые Богородицы со апостолы, писаны на краске. Да в том горнем месте животворящий крест болшой запрестолной деревянной, вызолочен сусалным золотом и серебром, по обе стороны того креста написаны страсти Господни. Рядом располагались две богато украшенные иконы «пречистые Богородицы напрестолной» и Одигитрии. «По обе стороны горнего места две рипиды медные полуженые».
«В олтаре ж на жертвеннике» находилась индития из золотного атласа. «На той же индитии крест круживо белое. На том же жертвеннике покров тафтяной червчатой» с кружевным крестом. «По полям того покрова тафта зеленая». На жертвеннике стояли серебряные сосуды. Рядом находились два кадила и четыре укропника. На жертвеннике располагался «образ Спаса Нерукотворенного со ангелы».
Далее в Описи 1681 г. зафиксировано убранство интерьера пространства для молящихся или собственно храма. «Да в церкви ж Божии царские двери и сень и столпи вызолоченные резные, а на сени написан образ Господа Саваофа. Да на правой и по левой стороны царских дверей местных икон: на правой образ Господа Вседержителя, писан твореным золотом. Образ пресвятыя Богородицы Успения со апостоли и со святители, писан твореным же золотом. Да у тех же образов пелены отлас золотной цветной травчатой по червчатой земле, опушка отласу зеленого, подложена крашениною, одна лазоревою другая зеленою, а вместо иконостасов те образа по полям прикрыты дорогами желтыми да червчатыми.
На другой стороне того ж Богородична образа образ пресвятые Богородицы Успения в окладе, оклад басемной, да пять венцов чеканных, да прикладу два венца, три гривенки серебреные басемные золочены, да крестов серебреных болших два, малых шесть, и в том числе один золочен, да денег десять алтын две денги. Да над тем же Богородичным образом образ Нерукотворенного Спаса писан на полотне в рамах. У царских дверей по левую сторону образ чюдотворца Николая Можайского резной, в резном киоте, киот и столпи и верхняя корона и крест распятие Господне и пред ним подсвечник резной золочен сусалным золотом, венец медной золочен чеканной, а в нем три камени простых в гнездах серебреных, у чюдотворца на руках учинены внов поручи жемчужные, низаны по черному отласу с канителью, у них шесть пугвиц серебреных золоченых гладких да прикладу два креста серебреных, один позолочен, да денег четыре колечка завес шолковой.
Над киотом позади кароны два образа, образ Вседержителя Спаса в аршин писан на празелени. Образ пресвятые Богородицы Одигитрии в окладе, оклад и венец серебреной басемной золочен. Над царскими дверми вверху деисусы. Напреди образ Вседержителя Спаса, по правую руку образ пресвятые Богородицы со архангелом и со апостолы, восмь икон по левую сторону, образ Иоанна Предтечи со архангелом же и апостолы, восмь же икон, всего семнадцать икон, да перед теми иконами одиннатцать подсвечников деревянных точеных, золочены сусалным золотом. Над деисусами в другом тябле дванадесятые Господских и Богородичных праздников осмнатцать икон. В третьем тябле посреди образ пресвятые Богородицы с превечным Младенцом седящъ на престоле, по сторонам пророков семнатцать икон. В четвертом тябле посреди образ Господа Саваофа, седящего на херувимах, по обе стороны праотцов семнатцать икон.А тябла писаны розными красками.
Во оной же церкви четыре столпа каменных круглых. У правого архиерейское место обито сукном светлозеленым, внутри того места обито сукном лазоревым. На степенях сукно ж зеленое ветхо, над архиерейским местом внутри на тябле образ Господа Саваофа, да образ пресвятые Богородицы, да образ архангела Гавриила, да евангелистов Иоанна да Луки, да Матфея, да Марка, да образ пресвятые Богородицы Знамения, по сторонам писаны пророки».
«Да на правой стороне у южных сторонних дверей подле стены три гробницы складены в кирпич, в них лежат епископы Коломенские и Коширские. Варлам погребен в 73-м году октября в 21-м числе при благоверном царе и великом князе Иване Васильевиче всеа Русии. Иосиф во 133-м году генваря в 27-м числе при благоверном царе великом князе Михаиле Феодоровиче всеа Русии. Рафаил в 161-м году февраля в 11 числе. На гробницах поставлены образы Всемилостивого Спаса, в подножии у Спасова образа в молении Иоанн Богослов да Никола чюдотворец со иными святыми и со апостолы. Образ пресвятые Богородицы Владимирские, на образе венец. Образ царя Константина и матери его Елены, писан на красках. Гробницы покрыты сукном зеленым, мерою того сукна в длину восмь аршин с вершком, поперег два аршина.В главах на стенах в олтаре и церкви шездесят три окошка болших с решетками железными, а в них шездесят три оконницы слюдяных».
«В соборной церкви помост камень белой в аршин мерою, та церковь длина и ширина по семи сажен с четвертью. Вышина от помосту до сводов семь сажен с полусаженью. В дверях трои затворы железные створные з засовы с замками».
Описанию наружного облика собора в Описи 1681 г.: «На Коломне в городе возле архиерейского двора соборная церковь во имя пресвятыя Богородицы Успения каменная о пяти главах. На настоящей главе крест корсунской железной прорезной, позолочен весь, на четырех главах кресты корсунские ж железные, опаяны железом белым немецким, местами золочены, у тех же крестов по четыре чепи, главы опаяны железом белым же немецким, покрыта тесом.
Окна четверика и алтаря украшены фигурными наличниками, которые составлены из вертикальных боковых полуколонок с бусинами посредине и завершений. У нижних наличников эти завершения полукруглые, у верхних – килевидные.
Богатые западный и северный перспективные порталы собора составлены из многочисленных резных элементов.
Более скромен по оформлению южный перспективный портал памятника.
Барабаны оформлены аркатурно-колончатыми поясами и профилированными карнизами
Наружный облик здания частично искажен в XVIII – XIX вв. После пожара 1739 г. деревянная крыша храма «о четырнадцати фронтонах» (по числу прясел) была заменена железной четырехскатной. В позднее время разобрали первоначальные крыльца, располагавшиеся у западного и боковых фасадов. В 1802 г. изменена форма глав. В конце XIX в. сбили аркатуру на барабанах и наличники окон. Этот декор восстановлен в 1958 – 1963 гг.
В конце XIX века на пожертвования жителей Коломны проводились работы, о масштабах которых свидетельствует сохранившаяся надпись: «В благополучное царствование Благочестивейшаго Господаря Императора Александра III освятися св. престол и храм сей во имя Успения Пресвятыя Богородицы, после полной реставрации Высокопреосвященеейшим Сергием Митрополитом Московским и Коломенским в лете от Рождества Христова 1894 в 30 день месяца июля».
Конструкция храма традиционна для русских церквей Данный памятник представляет собой четырехстолпное трехапсидное пятиглавое здание, но новые веяния, характерные для XVII века, не миновали собор стороной. Фасады расчленены на два яруса карнизом, закомары отсутствуют, лопатки на боковых фасадах не соответствуют расположению столпов и внутреннему членению храма. Внешний облик храма строгий, монументальный, наружное убранство бедно, что не характерно для того времени
Пространство для молящихся слегка вытянуто по оси восток-запад, но в целом в плане оно близко к квадрату. К нему примыкает алтарная часть с мощной средней апсидой и двумя боковыми со сравнительно тонкими стенами, несколько скошенными к центру. Над апсидой диаконника помещалась ризница с входом в нее через лестницу внутри южной стены средней апсиды.
В нижней части собор сложен из белого камня (высота блока 25 см, длина—18—45 см), выше — из кирпича (29X15X9 см). В северной стене к западу от портала начинается лестница, поднимающаяся далее внутри западной стены и выводящая на своды храма.
Три пышных резных типичных для XVII века перспективных портала вводят внутрь; при этом ось южного и северного входов приходится на линии восточной пары столбов. Внутренние столбы не отвечают плоским наружным лопаткам боковых фасадов. Алтарная часть, против обычного, существенно увеличена в восточную сторону. Четыре круглых внутренних столпа расположены таким образом, что средний продольный неф имеет большую ширину, чем боковые продольные нефы. При этом средний поперечный неф незначительно превосходит по ширине соответствующий восточный неф и существенно шире западного поперечного нефа. Между упомянутыми столпами, а также между ними и стенами переброшены пониженные подпружные арки, пяты которых расположены на одном уровне.
В 1929 году собор был закрыт, разорён и разграблен, могилы коломенских архиереев осквернены. Утрачены все иконы, Царские врата и некоторые детали уникального резного иконостаса, уничтожены все колокола. Некоторое время в соборе был склад, затем храм пустовал. Настенная живопись осыпалась — ей грозило полное уничтожение.
Успенский собор. Июль 1980 года
Успенский собор и колокольня. Июль 1980 года
Главы собора Успения Пресвятой Богородицы в Коломне Московской области. Вид с колокольни Ново-Голутвина монастыря. Июль 1980 года
Археологическое открытие, могущее пролить свет на «темное время» – конец XIII–первую треть XIV века – было сделано в 1978–1983 годах. Исследователям удалось найти архитектурные фрагменты храма, предшествовавшего собору Дмитрия Донского, построенному около 1380 года. Найденные обломки должны были принадлежать зданию, построенному за несколько десятилетий (если не за столетие) раньше собора Донского и, вероятно, мастерами не московской, а иной школы, причем храм в кремле, предшествовавший собору Донского, и церковь на Городище, http://vittasim.livejournal.com/34859.html, строились с небольшим временным интервалом, допускающим единый стиль работы мастеров (максимум десять–пятнадцать лет), но первый – не позднее 1300 года, а вторая – не ранее 1307. Храм в Кремле строила Рязань, а церковь Иоанна Предтечи – Москва. Посвящение престола храма в Коломенском кремле, предшествовавшего собору Донского, мы не знаем. Но вряд ли он был Успенским: такое посвящение более соответствовало кафедральному статусу, а в Коломне во времена ее принадлежности Рязанскому княжеству епархии, конечно, быть не могло.
Орнаментный блок из коломенских раскопок
Религиозная жизнь здесь начала возобновляться в 1989 году. К 1999 Успенский собор был отреставрирован и 29 августа его освятил Патриарх Алексий II. Восстановлен иконостас. Все образы для него написали коломенские мастера. Устроен новый мраморный пол с подогревом. Было восстановлено более 1000 м2 настенных росписей!
Успенский собор (Коломна)
Успенский собор — кафедральный собор в городе Коломне на Соборной площади Коломенского кремля.
Содержание
История [ править ]
Трёхкупольный Успенский собор был заложен в 1379 г. великим князем Димитрием Донским в честь победы русских войск над Золотой Ордой при реке Воже.
В 1380 г. в строящемся храме святой Димитрий молился перед Куликовской битвой. Вскоре после победы собор был достроен. Он стал главным храмом в Коломенской епархии, которая появилась в 1353 г.
Главной святыней храма была Донская икона Божией Матери, работы Феофана Грека. Перед образом молился, отправляясь в Казанский поход, царь Иоанн Грозный. После победы он увез чудотворный образ в Москву, приказав сделать для Коломенского Успенского храма два точных списка.
Собор был памятником «московского стиля» XIV-XV веков. Предполагают, что в росписи храма в 1392 г. принимал участие Феофан Грек (фрески не сохранились). В нижнем, основном, храме были пределы Успения Божией Матери и св. влм. Димитрия Солунского, небесного покровителя князя Димитрия Донского. В верхнем храме – престол в честь святого мученика Никиты и святителя Леонтия Ростовского. В соборе хранились частицы мощей св. Иоанна Предтечи и преп. Стефана Савваита.
Храм был богато украшен, иконы были в серебряных окладах, в храме были дорогие пелены, одну из которых вышила супруга Великого князя Иоанна III, Софья Палеолог. В храме была богатая библиотека. В соборе погребены многие коломенские архиереи: епископы Варлаам (+1565), Иосиф (+1615), Рафаил (+1653), архиепископ Никита (+1704), епископ Антоний (+1716), митрополит Иоанникий (+1723), епископы Савва (+1749), Феодосий (+1787), Феофилакт (+1788).
С 1581 по 1586 гг. в соборе служил святитель Иов, Будущий Патриарх Московский и всея Руси, тогда – епископ Коломенский. Основанный святым князем Димитрием Донским собор простоял до 1672 г., когда при архиепископе Коломенском Никите (духовнике патриарха Никона) из-за ветхости был разобран, а на его месте за десять лет возвели новый пятиглавый храм под руководством зодчего Мелетия Алексеева. В нижней части стен нового собора был использован белый камень первого древнего храма. В это же время была возведена шатровая колокольня собора, ныне примыкающая к стоящему поблизости Тихвинскому храму.
В 1804 г. собор был вновь расписан.
В начале XIX в. настоятелем был протоиерей Михаил Дроздов, отец митрополита Московского и Коломенского Филарета. Позже в храме неоднократно служил и проповедовал сам свт. Филарет. В 1880 г. в соборе проходили церковные торжества в связи с празднованием 500-летия Куликовской битвы.
В 20-ые годы ХХ в. церковным старостой Успенского собора был святой мученик Димитрий Вдовин (1883-1942), прославленный Русской Православной Церковью в 2002 г. в лике новомучеников и исповедников Российских.
В 1929 г. храм был закрыт и разграблен, разорены захоронения коломенских епископов.
В 1989 г. собор был возвращен верующим. Возрождение древней Коломенской святыни продолжалось десять лет. Всего в храме было воссоздано более полутора тысяч квадратных метров настенной росписи.
В 2001 г. в соборе постелили новый мраморный пол. Для сохранности росписей и икон собора в холодное время года пол подогревается.
Великое освящение вновь воссозданного собора 29 августа 1999 г. совершил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.
Современное состояние [ править ]
С 1992 г. издается первая в Подмосковье ежемесячная православная газета «Благовестник».
С 1994 г. работает благотворительная столовая на 130 человек.
Ежегодно проводятся летние православные лагеря для детей и молодежи.
Престольные праздники [ править ]
Как добраться [ править ]
Адрес: Московская область, г. Коломна, ул. Лазарева, д. 16 А
Паломнику [ править ]
Информация о расписании богослужений отсутствует. Вы можете помочь в заполнении подраздела.