успенский собор московского кремля фрески

СТЕНОПИСЬ

В 1481 году, после освящения нового храма, духовник великого князя и видный политический деятель ростовский архиепископ Вассиан «дал сто рублев мастерам иконникам, Денисию, да попу Тимофею, да Ярцу, да Коне» писать в Успенский собор иконостас. Вероятно, эта же артель мастеров во главе с прославленным Дионисием в конце XV-начале XVI века расписала в технике фрески алтарную преграду собора, и его алтарные помещения. Частично эти самые древние фрески не только Кремля, но и Москвы сохранились до наших дней.

В 1513-1515 годах по указу великого князя московского Васи­лия III храм был расписан целиком. Каким он стал тогда, мы, к сожалению, пред­ставить не можем. Пожар 1626 года очень сильно повредил все фрески. И в 1642 году царь Михаил Федорович указал расписать Успенский собор стенным письмом заново. Для выполнения этой работы было призвано около ста пятидесяти искусных живописцев не только из Москвы, но и из многих других русских городов. Возглавили эту большую артель художников царские изографы Иван и Борис Паисеины, Сидор Поспеев, Бажен Савин, Марк Матвеев, Степан Ефимьев.

успенский собор московского кремля фрескиуспенский собор московского кремля фрескиуспенский собор московского кремля фрески

В первый год провели подготовительные работы. Следуя царскому указу, живописцы должны были повторить состав и расположение росписей 1515 года, для чего Иван Паисеин и его помощники сняли с них на бумагу контурные переводы и лишь после этого сбили старую штукатурку со стен и нанесли новый левкас. В течение одного летнего сезона 1643 года в основном завершили работу по украшению живописью интерьера Успенского собора. В общей сложности было написано 249 сюжетных композиций и 2066 отдельных фигур, на позолоту фона истратили 1721 золотой червонец.

Живописцы использовали смешанную технику фрески и темперной живописи по сухой штукатурке, тщательно и многократно прописывая лики, складки одежд, уподобляя настенную живопись плотному иконному письму.

Роспись Успенского собора отличается продуманностью, ясностью построения. В главах помещены различные образы Бога, верхние части стен занимают иллюстрации Евангелия, их расположение соответствует последовательности богослужений в течение года. В двух следующих ярусах помещены Житие Богоматери и иллюстрации посвященного ей торжественного гимна – Акафиста. В нижнем ряду написаны изображения семи Вселенских соборов. На западной стене помещена огромная композиция «Страшный суд». На круглых столпах написаны многочисленные фигуры мучеников.

© 1997-2021 ФГБУК «Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль»

Источник

Московский Кремль. Часть 2. Успенский Собор.

Цитата сообщения Майя_Пешкова

Его Величество-Московский Кремль. Часть 2.Успенский Собор

успенский собор московского кремля фрески

Успенский собор

успенский собор московского кремля фрески

Успенский собор Вид с юга Май 2001 г.

Успенский собор на протяжении шести столетий был государственным и культовым центром России: здесь поставляли великих князей, а удельные присягали им на верность, венчали на царство, короновали императоров.

успенский собор московского кремля фрески

Вид с восточной стороны (на алтарные апсиды)

Успенский собор Московского Кремля — православный храм, расположенный на Соборной площадиМосковского Кремля, Патриарший кафедральный собор Патриарха Московского и всея Руси (с 1991 года).Главный храмРусского государства. Старейшее полностью сохранившееся здание Москвы.

Предшественники собора

успенский собор московского кремля фрески

Дмитрий Михайлович убивает Юрия Даниловича Московского в Орде. Из «Царственного летописца»

успенский собор московского кремля фрески

При реставрации в 1913 году при вскрытии пола в алтарной части обнаружили склеп, который был сочтен гробницей Юрия Даниловича. При раскопках внутри и вокруг современного Успенского собора было обнаружено большое количество могил, как богатых, так и бедных, самые ранние из которых относятся к XII веку. Самые богатые могилы находятся под центральной частью современного собора, так что вполне возможно что в XII веке на этом месте уже стоял деревянный собор.

успенский собор московского кремля фрески

Иван Данилович Калита

Идею строительства нового собора брату Юрия Ивану Калите подал митрополит Петр. Собор торжественно заложили 4 августа 1326 года.

успенский собор московского кремля фрески

Митрополит Петр (икона XV века)

успенский собор московского кремля фрески

успенский собор московского кремля фрески

Успенский собор Ивана Калиты. Реконструкция С. В. Заграевского

Простояв около 150 лет, белокаменный собор Калиты обветшал. От пожаров белый камень обгорал и крошился, стены становились непрочными. После очередного пожара летом 1470 года собор практически развалился и решено было строить новый.

успенский собор московского кремля фрески

Этот собор заложил митрополит Филипп весной 1472 года. Строить собор пригласили мастеров Кривцова и Мышкина, о которых ничего, кроме фамилий, неизвестно. Филипп распорядился строить новый собор по образцу Владимирского Успенского собора, но крупнее его. Мастера довольно точно повторили форму Владимирского собора

успенский собор московского кремля фрески

успенский собор московского кремля фрески

Аполлинарий Михайлович Васнецов (1856–1933). Московский Кремль. Соборы. 1894 г.

успенский собор московского кремля фрески

успенский собор московского кремля фрески

Биография Фиораванти с большой полнотой прослеживается по документам. Он происходил из семьи болонских архитекторов, родился около 1420 года и у себя на родине был известен скорее как инженер, чем как архитектор.

В Москву Фиораванти прибыл в апреле 1475 года и сразу же по прибытии взялся за дело. Остатки стен собора Кривцова и Мышкина были разобраны всего за неделю. Он обложил стены хворостом, поджег и после разбил тараном потерявший свою прочность после обжига известняк.

Надо сказать, что в русских летописях сохранилось очень подробное описание строительства Успенского собора. Помимо описаний церемоний освящения соборов, переноса мощей московских святителей и др. есть и немало технических подробностей.

успенский собор московского кремля фрески

Успенский собор был завершен в 1479 году. «Бысть же та церковь чудна велми величеством и высотою, светлостью и зъвоностью и пространством, такова же преже того не бывала в Руси, опроче Владимерскыа церкви, видети бо бяше ея мало отступив кому, яко един камень» (Цитирую по Клоссу и Назарову).
Архитектурные особенности

Архитектура Успенского собора довольно необычна для русского зодчества. В плане это шестистолпный пятиглавый собор.
Строгий мерный ритм расстановки столбов отразился во всем композиционном строе здания, проникнутом беспримерной для русского зодчества математичностью построения.

успенский собор московского кремля фрески

. Henry Charles Brewer (1866–1950). Успенский собор Московского Кремля. Слева от собора — церковь Ризоположения.

Деление на неравноценные восточную и западные части подчеркнуто и тем, что в алтаре добавлены два дополнительных массивных столба, поставленных в середине пролетов арок, переброшенных к восточной стене.

успенский собор московского кремля фрески

Еще более осложнила задачу Фиорованти необходимость построения апсид, без которых не мог обойтись православный храм. В итоге зодчий вышел из положения, сделав апсиды глубокими, как пеналы и как бы вдвинутыми в восточную часть здания. Кроме того, с боков снаружи их прикрывают небольшие стенки (выступы угловых лопаток). Самих апсид пять.

Устройство сдвоенных узких апсид у боковых нефов обусловлено необходимостью разместить в алтарной части, помимо основного престола, жертвенник и приделы (Поклонения веригам апостола Петра, Похвалы Богородицы и Дмитрия Солунского), существовавшие у храма предшественника

успенский собор московского кремля фрески

Оксана Павлова. Сердце России. 2002 г.

Это пятиглавие в Успенском соборе сдвинуто к востоку в соответствии с традицией, при которой основной световой барабан размещался над амвоном. Как средний, так и угловые барабаны в соборе расположены над одинаковыми по размерам ячейками и поставлены на одной высоте, причем восточные отчленены иконостасом. В итоге центричность композиции присутствует лишь во внешней композиции здания, в его завершении, где средний барабан господствует своими размерами над угловыми. Прием взят из композиции крестово-купольного храма.

успенский собор московского кремля фрески

Часть иконостаса Успенского собора в Кремле.

Но там он естественнен, так как средние членения шире угловых. Здесь же Фиораванти пришлось пойти на некоторую хитрость. Если посмотреть внутри здания, видно, что отверстия в куполе равны. Диаметр же центрального барабана приблизительно на метр превышает диаметр отверстия, на котором высится глава. Образовавшееся в главе «лишнее» пространство Аристотель остроумно использовал как тайник: туда в случае опасности можно было отнести через крышу церковную казну.
Несмотря на все проблемы, здание удалось построить так, что в нем преобладает ощущение цельности внутреннего пространства

успенский собор московского кремля фрески

Успенский собор московского Кремля. Фото: Патриархия.Ru

успенский собор московского кремля фрески

Рака митрополита Филиппа, Успенский собор

Гладь стен прорезается широким аркатурно-колончатым поясом со щелевидными окнами (несомненно восходящим к поясу владимирского Успенского собора). Верхний ряд окон сильно поднят и частично захватывает поле закомар. Перспективные порталы вместе с центральным куполом выделяют основную вертикальную ось здания. Апсиды равной высоты несколько понижены по отношению к основному объему. С запада к собору пристроена крытая паперть. Мнение о том, когда она была построена, у исследователей расходятся.

успенский собор московского кремля фрески

Положение Ризы Господней в Успенском соборе Московского Кремля

успенский собор московского кремля фрески
успенский собор московского кремля фрески

Первые фрески появились в соборе через два года после построения храма, в 1481 г.. когда были расписаны алтарная преграда, Петроверигский и Похвальский приделы. В 1513-1515 гг. храм был украшен росписью полностью.

успенский собор московского кремля фрески
успенский собор московского кремля фрески
Часть росписей 1481 г. дошла до наших дней, фрески же начала XVI века были полностью переписаны в 1642-1643 гг. Однако содержание фресок не изменилось: согласно царскому указу были повторены первоначальные сюжеты фресок, снятые «на образцы».
успенский собор московского кремля фрески
успенский собор московского кремля фрески
Успенский собор, будучи кафедральным, с самого начала играл видную роль в идейно-политической жизни Москвы и всего Российского государства. Уже вскоре после его постройки он стал местом коронации русских государей.
успенский собор московского кремля фрески
успенский собор московского кремля фрески
Здесь в 1498 г. Иван III короновал великим князем внука Дмитрия (сына Ивана Ивановича Молодого и Елены Волошанки) в обход своего старшего сына Василия от Софьи
Палеолог. успенский собор московского кремля фрескиХотя впоследствии, в самом начале XVI в., Иван III и отстранил Дмитрия от политической жизни, склонившись в пользу Василия, однако разработанный в 1498 г. по византийскому образцу пышный ритуал коронации продолжал существовать, а в дальнейшем лег в основу коронации Ивана IV в 1547 г. царским венцом.
успенский собор московского кремля фрески
Успенский собор быстро стал довольно крупным землевладельцем. Первые земельные вклады в Успенский собор восходят к концу XV в., когда его земли начали отделяться от земель митрополичьей кафедры.
. успенский собор московского кремля фрески
успенский собор московского кремля фрески
Собор часто страдал от пожаров. Пытаясь по возможности освободить от лишних нагрузок верхи здания, Аристотель пошел на такой рискованный шаг, как устройство на соборе деревянных кровель, с последующей опайкой их жестью. Кровли были уложены посводно и постоянно худились. Уже в 1493 г. собор дважды зажгла молния. Губительным оказался пожар 1547 года. В нем пострадала западная паперть собора и обгорел колончатый фриз над нею.
успенский собор московского кремля фрески

В 1547 году здесь было впервые совершено венчание на царство Ивана IV.
XVII век

В начале XVII века продолжился рост вотчин Успенского собора и в 1630-х годах размер достиг максимума.
Земельные владения собора были наделены значительными льготами. Первая жалованная грамота была дана еще в 1575 году Иваном Грозным. Борис Годунов в 1598 году дал новую жалованную грамоту.

В 1605 году давал подобную грамоту Лжедмитрий I. По грамоте Михаила Федоровича от 1625 года крестьяне Успенского собора должны были платить почтовый налог, давать хлеб на содержание стрелецкой пехоты и принимать участие в построении и починке различных укреплений, от остальных пошлин они были освобождены.

успенский собор московского кремля фрески
Мономахов трон» (копия, ГИМ)

Неоднократно в XVII проводились поновления росписей. В 1642-1643 году проводились обширные работы по восстановлению стенного письма. Работы проводила группа царских и «городовых» иконописцев под руководством Ивана Пасеина. Фрески согласно царскому указу повторяли живописные сюжеты 1513-1515 гг.
успенский собор московского кремля фрески

Коронация императрицы Елизаветы Петровны в Успенском соборе

Кроме того в соборе были устроены слюдяные двери с медными решетками. По окончании работ большая часть лиц, принимавших в них участие получили от царя щедрые подарки сукнами, соболями, серебряными кубками и ковшами.

В 1660-х годах поновлялась живопись наружных стен: над алтарями, над северными и западными дверьми. В 1673 году под руководством Симона Ушакова были написаны вновь находившиеся над южными дверьми образа Спаса Нерукотворного и Пречистой Богородицы со святыми. В 1653 году были предприняты обширные работы по капитальному ремонту иконостаса. Возобновлена живопись, сделаны серебряные оклады на иконы и серебряные подсвечники.

Лжедмитрий I, вступив в Москву, венчался в Успенском соборе на царство 21 июля 1605 г. патриархом Игнатием, сменившим Иова, отправленного в ссылку.

В мае 1606 г. в Успенском соборе состоялось венчание самозванца с Мариной Мнишек. Маленькой ростом Марине сделали скамеечки, чтобы она могла прикладываться к образам.

успенский собор московского кремля фрески
Преподобный Сергий Радонежский в житии. Москва, 1480-90-е. Музеи Московского Кремля. Происходит из Успенского собора Московского Кремля

Поляки, приехавшие с ней в Москву и присутствовавшие на свадьбе, вели себя вызывающе. После избрания в 1606 г. на Красной площади Василия Шуйского его сторонниками царем он отправился в Успенский собор, где дал «крестоцеловальную запись» в том, что при нем не будет нарушений феодальноп законности, совершавшихся при Грозном и Годунове.
успенский собор московского кремля фрески
В Успенском соборе, Верещагин

Другое шумное церковное выступление было организовано в Успенском соборе в связи с затянувшейся осадой Калуги, где укрылся после отступления от Москвы с остатками своего войска Болотников.

успенский собор московского кремля фрески

Исход борьбы был еще неясен, и в Успенском соборе в присутствии царя, патриарха Гермогена, царского двора и московских жителей специально привезенный из Старицы бывший патриарх Иов освободил москвичей от прежних клятв, в том числе «царю Дмитрию», под лозунгом которого развивалось восстание.

успенский собор московского кремля фрески
Христос Acheiropoietos (нерукотворенный)

12-го века Новгородской иконы из Успенского собора в Московском Кремле

Пострадал собор и во время разорения Москвы польскими войсками и большим отрядом немецких наемников в 1611-1612 гг. Серебряные предметы из него пошли на изготовление денег для уплаты войску. К этому же времени относится и утрата золотой крышки раки митрополита Петра.
успенский собор московского кремля фрески
Коронование царя Михаила Феодоровича в Успенском соборе

В XVII веке (а вероятно и ранее) дворы Успенских соборян были расположены в Кремле около Тайницких ворот. Земля, на которой были расположены дворы богородицких священнослужителей, принадлежала Успенскому собору, но сами строения, дворы, составляли частную собственность, принадлежали тем, кто там жил. Если какой-нибудь священнослужитель Успенского собора умирал, или почему-либо должен был выйти из состава его причта, то заместитель умершего или ушедшего приобретал его дом за ту цену, которую назначал протопоп с братией
успенский собор московского кремля фрески
Соборная площадь Московского Кремля

В начале XVII века была произведена реформа в сфере управления русской церковью. А в 1721 году вместо единого патриарха во главе русской церкви была поставлена коллегия духовных сановников.
успенский собор московского кремля фрески

Святой Георгий. Конец 11-начало 12 века. Москва На лицевой стороне: Богоматерь Перивлепта. 174 х 122. Успенский собор Московского Кремля.

успенский собор московского кремля фрески
После уничтожения патриаршества духовенство Успенского собора подчинилось на некоторое время местоблюстителю партиаршего престола. С 1711 года к участию в церковном управлении был привлечен Сенат. Такой порядок управления продолжался до 1721 года, когда был учрежден Синод.
успенский собор московского кремля фрески
С этого времени священно- и церковнослужители Успенского собора стали в полную зависимость от св. Синода. От него исходили распоряжения о церковных службах и церемониях, совершавшихся в Успенском соборе они назначали и смещали причетников и священнослужителей этого собора.
успенский собор московского кремля фрески
Богоматерь Одигитрия (Двусторонняя икона, на обороте Святой Георгий). Успенский cобор Московского Кремля

1 сентября 1742 г. была учреждена Московская епархия, а 18 марта 1743 года по Высочайшему указу Успенский собор был изъят из епархиального ведомства и подчинен непосредствено св. Синоду; при этом протопоп собора Никифор Иоаннов был назначен асессором в Московскую Синодальную Контору.
успенский собор московского кремля фрески
Торелли С. «Коронование Екатерины II». 1777 г

успенский собор московского кремля фрески
Иллюминация на Собороной площади по случаю коронации Александра I.Федор Алексеев

успенский собор московского кремля фрески

Коронация. Книга Александра II.

успенский собор московского кремля фрески
Шествие к Успенский Кафедральный собор.Александр II. Коронация

успенский собор московского кремля фрески
Митрополит молится Александр II. Коронация.В.Тимм

успенский собор московского кремля фрески
Коронация Портреты царя и Царицы.Александр II. Коронация С 1764 года наступает новый период в способе содержания Успенского собора. В этом году были введены духовные штаты. Была произведена полная секуляризация духовных имуществ. У Успенского собора тоже были отобраны его владения и вотчины.
Вместо отобранных вотчин священнослужителям было назначено жалованье.
Кроме жалования священно- и церковнослужителям была назначена известная сумма и на содержание и самого собора
успенский собор московского кремля фрески
Коронации императора Александр II в 1856 году в Успенском соборе Московского Кремля. На картине изображен момент коронации, в которой царь венчает его императрица

успенский собор московского кремля фрески
Анри-Пьер Леон Pharamond Бланшар.Фейерверк

XIX век
Успенский собор как и вся Москва сильно пострадала во время войны 1812 года. Пожар, начавшийся в Москве 2 сентября в самый день вступления французов в Москву и продолжавшийся до 8 сентября истребил почти три четверти московских зданий. Кремль уцелел от пожара, хотя опасность загореться была настолько велика, что находящийся в нем со своей гвардией Наполеон должен был на время оставить его. Но что пощадил огонь, то не пощадил неприятель.

успенский собор московского кремля фрески

Появление Архангела Михаила Иисусу Навину, старинной иконы из Успенского собора в Москве

Кроме разграбления собора французы совершили и осквернение его. Так они устроили посреди собора горн, в котором переплавляли ризы с икон и пережигали священные парчевые облачения. Снявши дорогое паникадило они повесили на крюк, на котором оно висело, весы, и взвеишвали на них получавшиеся от плавки слитки золота и серебра. После их ухода на одном из столпов собора была найдена надпись, гласившая, что в Успенском соборе наполеоновскими солдатами было переплавлено всего 325 пудов серебра и 18 пудов золота.
успенский собор московского кремля фрески

Спас Эммануил с архангелами (ангельский деисус)

Вошедшие в Кремль русские войска (первым вошел полк князя Шаховского) нашли в соборе кучи навоза и гниющих овощей, заколоченные досками царские врата, расцарапанные и лишенные глаз лики образов. Тела митрополитов Ионы и Петра были выброшены из рак.

успенский собор московского кремля фрески
Спас «Ярое Око». Икона из Успенского собора Московского Кремля

В 1856 г. в соборе устроили отопление. В связи с этим западное крыльцо собора превратили в закрытый тамбур, а во время подготовки к коронации в 1896 г. Николая II сделали новые металлические переплеты и дубовые двери по рисунку известного архитектора К.М. Быковского.
успенский собор московского кремля фрески
успенский собор московского кремля фрески
успенский собор московского кремля фрески
успенский собор московского кремля фрески
успенский собор московского кремля фрески
В.Серов

успенский собор московского кремля фрески
успенский собор московского кремля фрески
Саккос. Россия, конец 19 века. Облачение изготовлено к коронации Николая II в 1896 году

Успенский собор, как и весь Кремль, был закрыт в связи с размещением в Кремле правительства РСФСР. Последняя служба в храме, прошедшая на Пасху, вдохновила художника П.Д.Корина на замысел картины «Русь уходящая».
Памятники Кремля, в том числе и Успенский собор, стали музеями не сразу после Октябрьской революции, а лишь спустя шесть лет.
В октябре 1922 г. Успенский собор, наряду с другими храмами и монастырями, а также частью иных древнейших памятников Кремля, вошел в состав самостоятельного музейного объединения под наименованием «Управление музеями-соборами Кремля».
успенский собор московского кремля фрески
Богоматерь Владимирская, Успенский собор Московского кремля. 1-я четверть 15 века

В период конца 10-х начала 20-х годов XX века были произведены реставрации и раскрытия многих древних икон. План реставрации был намечен еще в конце 1917 г., а летом 1918 г. к работе приступила реставрационная мастерская по сохранению и раскрытию памятников древнерусской живописи, располагавшаяся до 1921 г. в Кремле, в помещении бывшей Синодальной конторы.
Позже она была переведена в бывший дом Московского археологического общества на Берсеневской набережной, а с 1924 г. преобразована в Центральные государственные реставрационые мастерские.
успенский собор московского кремля фрески
Спас Златые Власы. Икона 13 века ярославской школы. Спаситель Zlaty Власия (золотые Волосы) / Успенский собор в Москве.

На протяжении 1930—1940-х гг. из Успенского собора и других памятников Кремля, прежде всего упраздненных, продолжалась выдача предметов, главным образом из драгоценных и цветных металлов, в Госфонд, Рудметаллторг, Антиквариат (только за 1930 г. было сдано 1219 предметов). Иконы, «представлявшие интерес для антирелигиозной работы» (числом 240) передали в Антирелигиозный музей.
успенский собор московского кремля фрески
Состояние кремлевских памятников, в том числе Успенского собора, оставалось тяжелым. Протекала кровля, а денег на ремонт не поступало, зимой и весной стены покрывались густым инеем, на полу образовывались ледяные наросты, из-за чего приходилось закрывать собор для доступа посетителей. Все это приводило к значительному ухудшению состояния монументальной и станковой живописи.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *