Красавец Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь
Более полумиллиона паломников ежегодно посещают город Печоры в Псковской области, чтобы соприкоснуться с его главной святыней — Псково-Печерским Свято-Успенским монастырем. Находясь в Пскове, и мы решили его посетить, благо монастырь располагается всего в 50 км от столицы области, на самой границе с Эстонией. Кстати, Печоры был раньше посадом при монастыре.
Церковь Сорока мучеников Севастийских и церковь св. Варвары на площади возле входа в монастырь:
До XIV века на месте будущей обители жили иноки-отшельники, точных свидетельств о том был ли это монастырь и сколько он насчитывал иноков, не сохранилось.
Пещера «Богом зданная» становится известной местным жителям с 1392 года. В 1470 году в пещере поселился иеромонах прп. Иона, бывший Псковский священник. Прп. Иона выкопал пещеру, в которой устроил церковь Успения Пресвятой Богородицы, освященную в 1473 году. Вокруг этого храма и собралась будущая знаменитая обитель. Со временем пещеры из келий превратились в кладбища-мощехранилища.
Святые врата под Петровской башней, главный вход в обитель:
Церковь Николы Вратаря со звонницей, построенная не позднее 1565 г.:
Михайловский собор (1820 г.):
Вид на нижнюю, главную часть монастыря:
В Псково-Печерском монастыре сохранилась коляска, оставленная Анной Иоанновной во время ее приезда в обитель. Существует три версии того, как коляска осталась в монастыре. По первой версии Анна Иоанновна проездом в октябре 1732 года была в монастыре, но на обратном пути выпал густой и мокрый снег, поэтому императрица была вынуждена оставить коляску и пересесть на сани. По второй версии коляска Анны неожиданно сломалась, пока императрица была на монастырском богослужении, и ей пришлось оставить ее там. Существует и более романтическая легенда появления коляски Анны в монастыре: проезжая по Печорской земле, на спицу колеса коляски обвилась змея, а по поверью, это было дурным знаком и ехать далее было нельзя. Так Псково-Печерский монастырь обрел еще одну реликвию:
Главный и древнейший соборный храм монастыря освящен в честь великого праздника Успения Божией Матери.
Первоначально на этом месте священноиноком Ионой была ископана небольшая церковь. Когда она была готова, отец Иона обратился с просьбой об освящении к священнослужителям Псковского собора Святой Троицы, но они отказались из-за необычности местоположения храма. Тогда преподобный Иона испросил благословение Новгородского архиепископа Феофила, который повелел Псковским священникам освятить храм.
Освящение состоялось 15(28) августа 1473 года, в самый день великого праздника Успения Пресвятой Богородицы.
Крестьянин Иван Дементьев отделил храму Пресвятой Богородицы участок земли с восточной стороны до ручья Каменца и к югу от пещерной церкви Успения, там, где сейчас стоят храмы Сретения Господня и Благовещения Пресвятой Богородицы.
Так в 1473 году было положено основание Псково-Печерского монастыря. С этого года исчисляют историю обители.
Место отца Ионы заступил священноинок Мисаил, который устроил на Святой горе общежительный монастырь. Построил келий и деревянную церковь во имя преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских.
Церковь Успения Пресвятой Богородицы вторично (после перестройки) была освящена в августе 1523 года при игумене Дорофее. В то же время по заказу псковских купцов Василия и Феодора иконописец Алексий Малый написал икону Успения Пресвятой Богородицы в житии.
Множество чудес было явлено от Псково-Печерской иконы Успения Пресвятой Богородицы. Уже освящение первого храма обители при преподобном Ионе ознаменовалось чудом исцеления слепой женщины, которая получила зрение от иконы Успения Божией Матери, называемой «старая». По преданию, эта икона чудесным образом была явлена в пещере в 1472 году. От иконы, написанной Алексием Малым, совершилось множество чудес, небольшая часть которых записана в летописи.
В главном приделе Успенского собора хранятся два чтимых списка с чудотворной Псково-Печерской иконы Божией Матери «Умиление», которая, как и образ Успения Пресвятой Богородицы, явила множество чудес.
Неприятель за пять месяцев осады тридцать раз штурмовал Псковский кремль, но города так и не взял. В память этого события каждый год в седьмую Неделю по Пасхе чудотворную икону «Умиление» носили крестным ходом из Псково-Печерского монастыря в Псков.
Икона Пресвятой Богородицы «Умиление», которую носят крестным ходом, находится на столпе у клироса в главном приделе Успенского собора. А в иконостасе, справа от царских врат, помещена еще одна икона «Умиление», XIX века. Сам иконостас главного придела изготовлен в середине XVIII века, он украшен резьбой с позолотой.
Храм Успения Пресвятой Богородицы устроен в горе. Земляные своды облицованы кирпичом и поддерживаются тринадцатью мощными столпами.
В главном приделе за возвышением находится царское место. Это специальная сень, где в старину молился царь, когда посещал Псково-Печерский монастырь для богомолья.
В продолжение иконостаса главного придела за столпами, поддерживающими свод, устроен иконостас придела в честь основоположников русского монашества преподобных Антония и Феодосия Печерских. Этот придел был первый раз освящен в 1523 году, а в середине XVIII века перестроен и освящен заново.
В глубине Успенского собора, у южной стены, в специально устроенной нише почивают мощи святого игумена обители преподобномученика Корнилия.
По традиции Псково-Печерского монастыря ежедневно (кроме воскресных и праздничных дней) в шесть часов утра у мощей преподобномученика Корнилия совершается братский молебен. Из года в год, из века в век молятся ему иноки.
Адрес: Россия, Псковская область, город Печоры Дата основания: 1473 год Основные достопримечательности: собор Успения Пресвятой Богородицы, церковь Покрова Пресвятой Богородицы, собор Михаила Архангела, церковь Благовещения Пресвятой Богородицы, церковь святого Лазаря, церковь Сретения Пресвятой Богородицы, надвратная церковь Святителя Николая Чудотворца, звонница Святыни: мощи преподобных: Марка, Ионы, Лазаря, Симеона (Желнина), преподобной Вассы, преподобномученика Корнилия, десница святой Татианы, чудотворные иконы: Успения Божией Матери, Божией Матери «Умиление», Святителя Николая Чудотворца Координаты: 57°48’36.7″N 27°36’51.2″E Объект культурного наследия Российской Федерации
Более пяти столетий насчитывает это знаменитое сооружение, возведенное во имя укрепления Православной веры. Не совсем точные, порою отрывистые упоминания в летописи, дошедшей до современности, отправляют нас в конец XIV века. В предании говорится, что сначала местные охотники посетили место, где в последующем и образовалась святая обитель. Здесь они ощутили невиданный душевный подъем и полную гармонию окружающей природы.
Псково-Печерский монастырь с высоты птичьего полёта
Позже земельные угодья перешли во владение местного крестьянина – Дементьева Ивана. Во время вырубки леса под одним из поваленных деревьев чудесным образом открылся вход в пещеру, увенчанный таинственной надписью: «Богом зданныя пещеры» (созданные).
Передаваемые из поколения в поколение предания местных жителей сохраняют сведения о том, что здесь нашли себе пристанище люди, пришедшие из далекой Киево-Печерской лавры. Именно здесь они нашли спасение от разорительных набегов татар. Именно народная память и сохранила для потомков имя преподобного Марка – первого инока, основавшегося в этих местах.
История становления Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря
Часовня на Святой горе
Дальнейшее развитие также перемежено набегами и попытками уничтожить монастырь. Западные завоеватели стремились всеми силами уничтожить оплот православия вблизи своих границ, а также снизить влияние на проживающие вокруг и рядом народы. Кроме того, нельзя было не заметить усиления торгово-экономической и военной важности существования форпоста государства Российского.
Строительство Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря
Именно XVI век можно с уверенностью назвать периодом существенного развития обители. Особая заслуга в этом лежит на игумене Дорофее. Под его руководством Успенская церковь не только была обновлена, отремонтирована, но и значительно увеличена в размерах – расширена. Активно велось строительство других храмов и возведение прочих строений, столь важных и необходимых для цельного комплекса. История сохранила потомкам имя посланника Великого князя Московского в город Псков – Мисюра Мунехина. Этот дьяк организовал работы в совершенно ином масштабе, существенно развив и усовершенствовав весь комплекс. Признанием его заслуг перед людьми и Господом стало решение о захоронении умершего в монастырской пещере. Здесь его могила стала первой.
Башня Верхних решеток
Важной датой для монастыря принято считать 1521-й год. В святыню передали икону Успения Богоматери «в житии», наделенную чудотворными способностями. В это же время изменилось и расположение комплекса в целом. Теперь он не ютился на горе, а спустился вниз, в долину протекающей рядом реки Каменца, а кельи для монахов разместили напротив Успенского собора.
Важную роль в обустройстве жизни и деятельность святыни, в общий ее уклад внес игумен Герасим. По образу монастыря Киево-Печерского здесь разрабатывается и внедряется в жизнь устав обители, устанавливаются и присваиваются чины церковной службы. С тех пор и по сей день беспрекословно выполняется строгое правило ежедневного богослужения, проводимого в Успенском соборе.
Собор Михаила Архангела
Признание и известность Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря
Обязательно следует упомянуть имя игумена преподобномученика Корнилия. Именно во времена его деятельности Псково-Печерский монастырь достигает наивысшей точки своего развития. Неуклонно росла и известность святыни в мире. Все шире расходилась по окрестностям молва о чудесных исцелениях, спасении жизни и души человеческой здесь. Год от года возрастало число паломников и «богомольцев». Место, которое совсем недавно считали «убогим», получало вместе с посетителями существенные богатства, драгоценные вклады и подношения. Расширялись угодья, подчиненные монастырю, росло число вотчин. Все это сделало обитель богатейшей и очень влиятельной в округе. Вместе с ростом благосостояния увеличивалось и количество добрых «богоугодных» дел. Оказывалась существенная помощь беженцам и переселенцам, восстанавливались разрушенные строения, а из плена вызволяли своих людей. Постепенно прочие монастыри, входившие в состав Псковской епархии, уступали лидирующие позиции Псково-Печерскому монастырю, роль которого неуклонно возрастала.
Коляска императрицы Анны Иоанновны, Надвратная церковь Святителя Николая Чудотворца
Обороноспособность Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря
Приблизительно с середины XVI века возрастает напряженность на прилегающих к святыне территориях. Немецкий Ливонский орден заявляет о своих претензиях на данные земли, активизируя подготовку к их завоеванию. Это вынуждает принимать решение по переустройству структуры монастыря, обращая особое внимание на обороноспособность. Таким образом, Псково-Печерский монастырь в середине 16-го столетия постепенно превращается в мощное крепостное сооружение, имеющее высокую стратегическую значимость.
В истории остался след, который оставили героические защитники обители во времена завоевательных войн со стороны войска польско-литовского. Сторожевые войска, находившиеся в этом форпосте, наносили урон неприятелю, пытавшемуся захватить осажденный Псков. Наивысшая опасность нависла над защитниками пустоши, когда многотысячное войско вражеское пыталось захватить поселение, защищенное лишь стенами и несколькими сотнями стрельцов.
Надвратная церковь Святителя Николая Чудотворца
Чудесные события Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря
История монастыря насыщена множеством различных событий, в которых раз за разом подтверждалась невероятная благодатная сила и роль святого места, на котором был размещен этот комплекс.
Сами не раз нападавшие враги народа русского заявляли, что крепость удерживает какая-то высшая сила. Они отмечали, что невозможно было войти на территорию и окончательно сломить сопротивление защитников даже через внушительные пробоины в стенах монастыря. И постепенно они начинали бояться продолжать нападение.
Дом наместника монастыря
Помогли иконы монастыря выстоять и защитникам осажденного неприятелем Пскова. Посланные в город иконы Божьей матери «Успенье» и «Умиление» подтвердили свою чудотворную силу. Защитники города отразили порядка 30 попыток захватить город и выстояли.
В первые годы XVII века на русскую землю вновь хлынули полчища поляков, литовцев и шведов. Пользуясь временными трудностями на Руси, они как стервятники набросились на ее владения, стремясь завоевать новые земли.
Важную роль в укреплении монастыря именно в военном плане сыграл царь Петр Великий. По его указу монастырь со всех сторон был обнесен высоким земляным валом и глубоким рвом, по дну которого пустили воды реки Каменца. Были сооружены защитные бастионы, установлены пушечные батареи. Теперь крепость-монастырь готова была противостоять самому злому, коварному и сильному врагу.
Петровская надвратная башня над Святыми вратами
Позже территория монастыря оказалась относительно в глубине земель российских, и жизнь в ней приняла более мирный уклад. Но уже во времена нашествия Наполеона чудодейственные иконы монастыря вновь помогли защитить российскую государственность, ее народ и земли.
Тяжелый ХХ век Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря
На этот сложный период времени монастырь выпали две войны, через которые он героически прошел вместе с народом русским. После предательского мирного соглашения несколько лет территория монастыря находилась под эстонским управлением. Так вышло, что несколько лет монастырь находился в подчинении одновременно у двух епархий – таллиннской и прибалтийской.
Большой урон святыне был нанесен в годы Великой отечественной войны немецко-фашистскими оккупантами. Не только разрушения, которым подверглись здания и храмы комплекса, но и вывоз многих ценностей стали серьезным ударом для духовного братства.
Успенский пещерный храм
Дополнили картину бед, выпавших на долю монастыря, и гонения и притеснения на его обитателей сначала немцев, а затем, после освобождения, и Советской власти. Через многие беды, страдания и гонения пришлось пройти священнослужителям.
Вместе с тем, после окончания разрушительной войны много усилий было сосредоточено на том, чтобы восстановить святыню, придать ей первозданный вид, привести в порядок монастырское хозяйство. Главная роль в этом богоугодном деле выпала на долю архимандрита Пимена, бывшего в те года наместником обители. Кстати, в дальнейшем ему суждено было стать Патриархом Московским и всея Руси.
Красота и величие Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря
Весьма необычаен Псково-Печерский монастырь и в наши годы. Столетняя история развития, а также забота и внимание современников превратили эту обитель в настоящую святыню для русского человека. Великолепный архитектурный комплекс, красивые исторически воспроизведенные стены монастыря, общая длина которых более 800 метров, увенчаны 9 высокими и мощными башнями. А внутри расположилось множество храмов и других монастырских сооружений.
В конце прошлого столетия внутренние помещения были тщательно отреставрированы. Чуть позже монастырю из эстонского города Тарту была возвращена его знаменитая библиотека.
В наше время монастырь продолжает трудиться в полном соответствии со сложившимися в нем вековыми традициями. Проходят богослужения, идут занятия в воскресной школе, развивается детский хор.
Невозможно переоценить важность этого святого места и самого монастырского комплекса для духовного воспитания всего православного народа. Такие святые места всегда будут почитать, беречь и украшать люди верующие, люди русские…
Псково-Печерский монастырь, 1 класса, в 3 верстах от заштатного города и железнодорожной станции Печер, в 43 верстах от Пскова. Название свое он получил от огромных пещер, выкопанных в горе, у реки Каменца, в которых в древние времена жил некий отшельник старец Марк. В 1473 году священно-инок Иона (в мире Иоанн) устроил здесь небольшую обитель и церковь во имя Успения Божией Матери. По его преставлении, инок Мисаил в исходе XV века над горою построил новую большую обитель с церковью во имя преподобных Антония и Феодосия Печерских, но вскоре монастырь был разорен лифляндцами и начал возвышаться только по возобновлении его в 1519 году дьяком Псковским Мисюрем Мунехиным и подъячим Ортюшею Псковитянином. Монастырь полтора века служил для Псковского края твердым оплотом против врагов Церкви и Отечества — шведов, поляков и литовцев, и назывался у литовцев «Домом Пречистой Богородицы».
Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году».
Исторической датой основания монастыря считается 1473 год, когда была освящена пещерная Успенская церковь, выкопанная преподобным Ионой у ручья Каменца в песчаном холме. Преемник преподобного Ионы иеромонах Михаил построил на горе кельи и церковь, но вскоре монастырь подвергся нападению врагов. Деревянные постройки были сожжены, имущество разграблено. И только через полвека монастырь смог подняться после нападений со стороны врагов. В начале 16-го века была обновлена и расширена Успенская церковь, построен придел во имя преподобного Антония и Феодосия Киево-Печерского. Возводились другие монастырские строения и храмы. Кельи монастыря стали ставить в долине Каменца напротив Успенского храма.
Псково-Печерский монастырь со временем становится не только местом спасения человеческих душ, а мощной крепостью на северо-западе Руси. В 1701 году по велению царя Петра I монастырь обнесли земляным валом и глубоким рвом с водой. Часть земляных укреплений Петровской эпохи сохранилась до наших дней. Для защиты монастыря установили пять бастионов, у ворот поставили батарею. На главной крепостной Никольской башне был установлен государственный герб. В 1815-1827 году на территории монастыря воздвигли храм в честь Архистратига Божия Михаила, в память о событии 1812 года.
В годы Великой Отечественной войны во время военных действий храмы и строения в монастыре подверглись частичным разрушениям. С 1960 года была начата реставрация крепостных стен и башен. В настоящий момент Псково-Печерский монастырь превратился в выдающийся историко-культурный памятник. Крепостные стены с девятью башнями и общей длиной примерно 810 метров окружают монастырский комплекс, образуемый рядом храмов.
Расположенный в 340 км на юго-запад от Санкт-Петербурга и в 50 км на запад от Пскова, Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь ведет свою историю уже более 500 лет. Здесь, на северо-западных рубежах России, на древней Псковской земле были взращены семена Православной веры, посеянные на Руси еще в Х веке святой равноапостольной княгиней Ольгой, которая, по преданию, родилась в веси Выбутской близ Пскова. Летопись повествует о том, как в конце ХIV века изборские охотники, отец и сын Селиши, слышали в глухом лесу близ ручья Каменца “гласы поющих неизреченно и прекрасно” и ощутили благоухание “яко от множества фимиама”. Вскоре местные крестьяне приобрели эти земли; по жребию они достались Ивану Дементьеву, который поселился неподалеку, у реки Пачковки. Однажды, когда он рубил лес на склоне горы, одно из поваленных деревьев, падая, увлекло за собой другие. Под корнями одного из них открылся вход в пещеру, а над входом надпись: “Богом зданныя пещеры”.
Преемник преподобного Ионы иеромонах Мисаил возвел на горе келии и храм, но вскоре монастырь подвергся нападению лифляндцев. Деревянные постройки были сожжены, имущество разграблено. Когда же святотатцы стали бесчинствовать в Успенском храме монастыря, вышедший из алтарной части огонь изгнал их из обители. Тем временем из Изборска подоспел русский отряд, довершивший уничтожение лифляндцев. Монастырь долго бедствовал после этого потрясения: набеги, хотя и менее дерзкие, продолжались. Иноземные завоеватели еще не раз пытались стереть обитель с лица земли, так как видели в ней прежде всего оплот Православия и русского влияния на близ живущее местное население балтийских племен (эстов и сету), а также организатора хозяйственной деятельности в крае и, наконец, русский военный опорный пункт.
Расцвет обители в ХVI веке
Только через полвека, при игумене Дорофее, вновь поднялась и расцвела обитель: в 20-е годы ХVI века была обновлена и расширена Успенская церковь, устроен придел во имя преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских. Также возводились другие храмы и монастырские строения. Строительством руководил государев дьяк, обладавший властью полномочного представителя великого князя Московского в Пскове, Мисюрь Мунехин, который повел работы с большим размахом. За заслуги по устроению обители он первым из мирян был похоронен в монастырской пещере.
В 1521 году монастырь обрел чудотворную икону Успения Богоматери “в житии” (с житийными клеймами). Этот образ был написан иконописцем Алексеем Малым по заказу псковских “торговых людей” Василия и Феодора (Феодор позднее принял постриг с именем Феофил и скончался в обители). В этот период монастырь переместился с горы вниз, в долину Каменца, келии были поставлены против Успенского храма.
К концу 20-х годов ХVI века, при игумене Герасиме, упорядочилась внутренняя жизнь обители: игумен составил общежительный устав по образцу Киево-Печерского, учредил чин церковной службы по преданию древних монастырей, постановив, чтобы богослужение совершалось ежедневно в Успенском соборе. И сегодня свято хранит обитель древние традиции, соблюдая строгий общежительный устав. Настоящий расцвет обители связан с именем ее игумена преподобномученика Корнилия.
Противостояние польско-литовскому войску
Приграничное положение обители оставалось опасным. В середине ХVI века усиливается натиск на псковскую землю со стороны немецкого ливонского ордена. Это привело к тому, что Псково-Печерский монастырь постепенно становится не только местом спасения христианских душ, не только миссионерским и просветительским центром, но и мощной крепостью северо-западной Руси.
В начале ХVII века монастырь пережил множество нападений шведских, литовских и польских завоевателей, которые пользовались внутренними трудностями Русского государства и бесчинствовали на западных его рубежах. В 1701 году Петр I повелел обнести монастырь земляным валом и глубоким, наполненным водой рвом (остатки земляных укреплений Петровской эпохи сохранились до наших дней). На важнейших пунктах соорудили 5 бастионов, у ворот поставили батарею. Печерская крепость получила значение общегосударственной: в знак этого на главной крепостной Никольской башне был установлен государственный герб.
В 1703 году, благодаря новым укреплениям, маленькому отряду под командованием воеводы Ивана Назимова удалось отбить нападение двухтысячного войска шведов. Это было последнее сражение у стен монастыря. Ништадтский мир (1721 г.) отодвинул границу страны на запад и положил конец оборонной миссии Псково-Печерского монастыря.
В 1812 году Русской земле вновь угрожал завоеватель. Быстро продвигавшиеся наполеоновские войска заняли Полоцк. Угроза оккупации нависла и над Псковом. Тогда по просьбе псковичей в город принесли из монастыря иконы Божией Матери “Успение” и “Умиление”, хоругвь с изображением Спаса Нерукотворного. 7 октября был совершен крестный ход с чудотворными святынями. В тот же день русские войска отбили Полоцк, Псков оказался вне опасности. В память этого события по инициативе героя войны генерал-фельдмаршала П.Х. Витгенштейна в Печерской обители был воздвигнут храм в честь Святого Архистратига Божия Михаила (1815-1827 г.г.).
Монастырь в ХХ веке и в наши дни
В ХХ веке монастырю вместе с Отечеством пришлось пройти через две войны. Но древнии традиции, бережно хранимые в монастыре, не были нарушены даже в самые страшные для русского монашества времена. Молитвами Пречистой Богородицы Псково-Печерская обитель промыслом Божиим была по договору 1922 г. отнесена к буржуазной Эстонии и оставалась там вплоть до 1940 г., чем и была спасена от всеобщего разорения и осквернения. Бедствия, постигшие наше Отечество в годы Великой Отечественной войны, не обошли стороной и обитель. Подверглись разрушениям Трапезная и Братский корпус, стена Михайловского собора. Другие храмы также пострадали от артиллерийских обстрелов.
В тяжелое время войны обитель возглавлял игумен Павел (Горшков). После освобождения Печор он был арестован, осужден на 15 лет и скончался в тюремной больнице в возрасте 80 лет. Многие годы туристам, посещавшим монастырь, рассказывали о его мнимом сотрудничестве с гитлеровцами. Лишь спустя 52 года игумен Павел был реабилитирован. Тогда, в первый год войны, братия не случайно выбрала его своим наместником. Благодаря избранной им тонкой и умной линии поведения с оккупационным режимом, сохранилась обитель со всеми ее ценностями и святынями, сохранилась братия. Мало того, уповая на милость Божию, он укреплял своей верой других, организовывал продуктовую помощь пленным красноармейцам в лагерном пункте №134 Пскова, больным и престарелым Псковского дома инвалидов и богадельне на Завеличье. Есть свидетельства и о том, что в войну в монастырских пещерах укрывались советские разведчики. Один из них при посещении обители в 1984 году лично подтвердил этот факт. Так святая обитель-крепость и в минувшей войне оставалась негасимым светильником православной веры, надежной опорой нашим соотечественникам выстоять в это тяжелое для всей страны время.
Прославился монастырь и в мирные годы духовными подвигами своих насельников, по молитвам которых не оскудевает милость Божия к ищущим Небесного утешения у Печерских святынь. Во все время существования обители в ней не гас огонь старческого служения. Все, кто приходили за духовным утешением и советом, находили таковые в беседах с великими молитвенниками. При посещении Печерской обители семьей Государя Николая II последний имел духовную беседу с подвизавшимся тогда в монастыре старцем Феодосием.
После Великой Отечественной войны в Псково-Печерскую обитель приехали старцы с Валаама, перед войной перевезенные со святого острова в Финляндию. Иеросхимонахи Михаил (Питкевич), Лука (3емсков) и другие старцы были как бы духовным мостом, соединяющим Старый Валаам и святую Печерскую обитель. В обители провел последние годы жизни Митрополит Вениамин (Федченков).
Обитель все эти годы продолжает благоукрашаться. В 1980-е годы по благословению митрополита Иоанна (Разумова) наместником архимандритом Гавриилом (Стеблюченко 1975-1988), ныне Архиепископом Благовещенским и Тындинским, были проведены большие реставрационные работы: обновлена живопись храмовых стен, завершена реставрация монастырских стен, начатая еще при архимандрите Алипии, построен новый братский корпус, в Никольском храме устроен придел в честь преподобномученика Корнилия, отремонтированы помещения пекарни и библиотеки. Усердием следующего настоятеля (1988-1992) архимандрита Павла (Пономарева), ныне митрополита Рязанского и Михайловского, вернулась в обитель монастырская библиотека, хранившаяся в Тарту, построены новые здания лечебницы, иконописно-реставрационной и швейной мастерских, в городе устроен Дом милосердия для одиноких пожилых людей, возвращены монастырю 100 га пахотной земли. Наместник архимандрит Роман (Жеребцов) продолжил реконструкцию монастырских построек, храмов, его заботами построен деревянный братский корпус и начато покрытие медью крепостных стен и башен.
В настоящее время архимандрит Тихон (Секретарев), наместник монастыря с 1995 года, продолжает благочестивую традицию своих предшественников по сохранению монастырского устава и благоустройству и украшению обители. Окончено строительство братского каменного корпуса у башни Нижних решеток с баней и прачечной, завершены работы по покрытию медью крепостных стен, ведется строительство хозяйственного комплекса, отреставрированы купола храмов, росписи на фасаде Успенского храма, проведена реставрация в Михайловском храме.
Бережно сохраняются в обители ее многовековые традиции. По благословению Его Святейшества, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II во Всероссийские святцы внесены местночтимые преподобные отцы Марк, Иона, преподобная мать Васса. С 1994 г. в монастыре в 4-ю неделю по Пятидесятнице празднуется память преподобных отцов Псково-Печерских, а в 1998 г. восстановлено празднование в честь чудотворной иконы Божией Матери “Умиление”, совершаемое в 7-ю неделю по Пасхе. Впервые за много лет (с начала ХХ вю) в июле 2000 года чудотворная икона Божией Матери “Умиление” Псково-Печерская побывала во Пскове на освящении часовни в честь св. равноап. кн. Ольги. Монастырь продолжает катехизаторскую и издательскую деятельность.
Псково-Печерская обитель, со дня основания беззаветно служившая Богу, с самого начала своей истории подвергалась испытаниям и несчастьям. Труды первых строителей были уничтожены набегом лифляндцев, которые разрушили и сожгли все деревянные постройки монастыря, разграбили монастырское имущество. В середине XVI века над Россией нависла опасность вторжения польско-литовских завоевателей с северо-западных рубежей. На их пути стояла Печерская обитель. Опасность вторжения иноземцев стала одной из причин начала строительства каменной ограды вокруг монастыря в 1558 году. Массивная ограда из каменных плит с семью крепостными башнями и тремя укрепленными воротами была возведена к 1565 году. Каменные стены сделали монастырь почти неприступной крепостью.
В настоящее время крепостные монастырские стены протяженностью 810 метров укреплены девятью башнями. У каждой башни есть свое название. 1. Петровская (над Святыми вратами обители). 2. Никольская (к ней примыкает Никольский храм). 3. Башня «Нижних решеток». 4. Благовещенская. 5. Изборская. б. Тарарыгина. 7. Башня «Верхних решеток». 8. Тайловская. 9. Тюремная. На месте, где ныне возвышается Михайловский собор, некогда стояла Брусовая башня.
Богом зданные пещеры
Позже, когда храм и пещеры приводили в более благолепный вид, наружную стену укрепили кирпичом, заложив при этом надпись. Но тогда уже и без надписи всем было известно, что Псково-Печерская обитель действительно создана и утверждена Богом. «Всякий, кто входит в полумрак Богом зданных пещер монастыря, невольно чувствует благоговейный трепет от соприкосновения с вечностью». При входе в пещеры покоятся мощи преподобных Печерских Марка, Ионы, Лазаря прозорливого и преподобной матери Вассы.
Святая гора обители
На Святой горе до 1523 года находилась деревянная церковь в честь преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских, на месте которой устроен придел в честь тех же преподобных в Успенском соборе, с южной стороны. Во время обновления разрушившейся монастырской стены наместником архимандритом Алипием (Вороновым) на Святой горе была поставлена часовня в честь преподобных Антония и Феодосия.
Печорская крепость сыграла значительную роль во время Ливонской войны (1558-1583 годы). Первое боевое крещение крепость получила в 1581 году, когда многочисленная армия польского короля Стефана Батория осаждала древний Псков. Все попытки овладеть городом оставались безуспешными, а смелые вылазки псковичей изматывали силы осаждающих. Помимо всего в лагере противника начал ощущаться недостаток продовольствия, тёплой одежды, боеприпасов. Задержка жалованья раздражала наёмных солдат. Для подъёма боевого духа войск и пополнения иссякших запасов продовольствия и боеприпасов Баторий приказал своим наёмникам осадить и взять Изборск и Печорскую крепость, чьи гарнизоны в тылу неприятеля мешали снабжению королевской армии. 5 ноября 1581 года польское войско, окружив Печорскую крепость с восточной и южной сторон, сразу же начали бить из трёх пушек по одной из крепостных стен. На другой день противнику удалось пробить стену и подвести сюда свои войска. Защитники крепости под предводительством воеводы Юрия Нечаева мужественно оборонялись. Потеряв много убитыми и ранеными, враг был вынужден отступить. В этом сражении были взяты в плен Крансбек, Кетлер и другие польские военачальники. Баторий, узнав о поражении своих войск под Печорами, решил послать туда новый отряд с четырьмя пушками под командованием опытного военачальника венгра Боремиссы. Король предупредил его, что если крепость не будет взята, то обратно отряду лучше не возвращаться. Борнемисса, прибыв к Печорскому монастырю-крепости, прежде всего разделил свой отряд на две части: венгров с четырьмя пушками поставил на ново месте, а немцев, которые были при первой осаде, с тремя пушками оставил на прежнем месте. Теперь крепостную стену начали обстреливать в двух местах, чтобы деорганизовать защитников и ослабить их сопротивление. После двухдневной стрельбы из пушек северо-западная стена была пробита до самой земли. Немцы и венгры начали штурмовать монастырские стены одновременно с двух сторон, рассчитывая, что защитники не смогут выдержать такого натиска. Битва продолжалась более пяти часов, но монастырь устоял. 14 ноября противник предпринял новый штурм участка стены, прилегающей к Никольской башне. Некоторым солдатам противника удалось даже забраться на башню. С другой стороны крепости осаждающие пытались выломать железные ворота. Но защитники сражались стойко. Им помогали женщины, старики и дети, заряжая ружья и пищали, обливая врагов кипятком. Войска Батория не выдержали такого отчаянного сопротивления и, оставив убитых, с позором бежали от монастыря. Не сумев штурмом взять Печорскую крепость, противник решил овладеть ею путём продолжительной осады. Но всё было напрасно. Мужественные защитники монастыря с честью выполнили свой долг. Двухмесячная осада закончилась позором для врага.
Сохранился рапорт благочинного монастырей Псковской епархии архиепископу псковскому и порховскому Арсению, который был подан в 1908 году с жалобой на Успенский Печорский монастырь за то, что тот вторгался с крестными ходами в те сёла, которые обслуживались другими монастырями. Известно, что крестные ходы были важной статьёй дохода монастырей в те времена. Большую спекуляцию развернули монахи вокруг пещер, находившихся на территории монастыря. Эти пещеры с постянной температурой воздуха (около пяти градусов тепла) и достаточно влажным воздухом имеют свойство замедлять биологические процессы гниения и разложения, поэтому тела похороненных здесь разлагаются очень медленно (более ста лет!), почти незаметно. Пещеры прослыли святыми. И сюда, «в святые места», потекли толпы верующих. Многие именитые люди платили баснословные деньги за место в катакомбах, так как считалось, что погребение здесь освобождало их от всех земных грехов. Монастырская казна богатела. 2 февраля 1920 года по Тартускому мирному договору, город Печоры и Печорский уезд отошли к Эстонии и оставались там вплоть до присоединения Эстонии к СССР в 1940-м году. За эти годы, как и за всю свою историю, обитель не была закрыта. Сохранились несколько своего рода расписок представителей монастырской братии. К примеру нравы монахов в достаточной степени характеризует хотя бы такой документ: «10 ноября 1925 года. Настоящим, согласно определению Синода Ап.-Православной церкви Эстонии от 24 октября с. г. за № 31, даю подписку в том, что без соответствущего разрешения о. настоятеля Печорского монастыря, архимандрита Иоанна, не буду никуда отлучаться из монастыря и принимать гостей в своей келье, ни тем более употреблять с ними спиртные напитки. Архимандрит Аркадий».
16 января 1945 года Печорский район был передан из Эстонской ССР в состав Псковской области. 28 июля 1959 года указом патриарха Алексия I наместником обители был назначен игумен Алимпий (Воронов)(в 1961 году возведён в сан архимандрита), до 1975 года трудившийся в деле восстановления и сохранения Псково-Печорского монастыря. Отец Алимпий не позволил закрыть монастырь в тяжёлые для церкви годы хрущёвской антирелигиозной кампании, благодаря его усилиям в 1973 году в обитель вернулись некоторые сокровища из ризницы, которые фашисты всё-таки смогли вывезти в Германию. Был произведён ремонт крепостных стен, храмов и монастырских построек, не знавших реставрации более 50 лет.
Главной достопримечательностью города Печоры является историческая крепость, а также памятники архитектуры Успенского Псково-Печёрского монастыря. Его стены сохранились (если не считать небольших переделок) в том виде, в каком они были построены в 1558-1565 годах. Деревянные конструкции на крепостной стене (крыши и подмостки), сгоревшие при пожаре 1688 года, восстановлены в 1961-1969 годах.
Несколько дальше храма Николая Чудотворца стоит Михаиловская церковь, памятник архитектуры ХIХ века. Церковь построена в 1827 году в честь победы, одержанной над наполеоновскими войсками в 1812 году под Полоцком русским корпусом генерала Витгенштейна вместе с псковскими ополченцами. Строительство осуществлялось по проекту петербургского архитектора А. И. Руска в стиле классицизма. Внутри церкви на двух колоннах прикреплены две мемориальные доски с именами воинов корпуса, павших в битве под Полоцком. Церковь имеет с трёх сторон паперть, западная из них выходит за крепостную стену. Это единственное церковное здание монастыря, имеющее выход за стены Печёрской обители. Через главные ворота Никольской башни можно пройти к нижней площадке монастыря. Эту дорогу называют «кровавым путём». По местному преданию такое название связано с именами Ивана Грозного и настоятеля монастыря Корнилия, которому царь собственноручно отсёк голову, когда тот с братией встречал Грозного у святых ворот монастыря. Но потом царь, гласит предание, раскаялся и сам отнёс обезглавленное тело Корнилия в пещеру. В действительности же Грозный, узнав о связи с монастырём бежавшего в Литву князя Андрея Курбского, заподозрил в измене Корнилия, его ближайших помощников монаха Вассиана и зодчего Заболотского и казнил их. Почти у самого подножия оврага на правой стороне стоит придворная двухместная коляска императрицы Анны Иоанновны, подаренная монастырю в знак особой милости вместе с дорогими ризами, украшенными драгоценностями.
В юго-западной части обители находятся Успенская и Покровская церкви. Они производят впечатление единого ансамбля, хотя построены в разное время. Эти церкви имеют один общий фасад. В настоящее время его уже трудно разделить на две самостоятельные части. Первоначально Успенская церковь представляла собой небольшую пещеру (пять проходов в ширину и три в длину), выкопанную в песчаном склоне. В таком виде она и была освящена в 1473 году. Впоследствии она подверглась неоднократным переделкам. В 1523 году церковь была углублена в гору, а в ней сделан придел. В 1750 году над Успенским храмом была построена Покровская церковь. Очевидно к этому времени Успенская церковь уже имела каменную стену. Издалека весь ансамбль прекрасно воспринимается вместе с пятью главками. Купола были отстроены в ХVIII столетии в стиле барокко по образцу куполов церквей Киево-Печёрской лавры. Главная часть иконостаса в Успенской церкви отделана мелкой резьбой по дереву. В церкви есть несколько икон, имеющих художественную ценность, особенно икона «Успение» Божьей Матери, образец псковской живописи ХVI столетия. Написана она псковским иконописцем Алексеем Малым и подарена монастырю в 1521 году. Более ранних произведений живописи в обители до настоящего времени не сохранилось.
Рядом с пещерами, в юго-восточной части нижней площадки, расположена Большая звонница, построенная в 1523 году. Это типично псковское сооружение имеет 6 пролётов разных размеров в соответствии с колоколами. Сейчас на звоннице 13 колоколов. Почти все они отлиты псковскими мастерами. Сохранились два колокола работы литейщика Тимофея сына Андреева (1540 и 1544 годы). В 1558 году мастерами Кузьмой сыном Васильевым и Логином сыном Семёновым отлит большой (высота 170 см) колокол для Печорского монастыря. Все колокола имеют декоративное убранство в виде рельефных надписей, полоски растительного орнамента с вписанными фигурками животных. В настоящее время здание звонницы несколько изменило свой первоначальный вид. В начале ХVIII века было переделано покрытие звонницы, надстроен один дополнительный звон и пристроены Часовая башенка и нижний входной тамбур. Большая звонница является центром композиции ансамбля главной монастырской площадки.