успенский собор пюхтицкого монастыря

Пюхтицкий Успенский женский монастырь

Мiръ Эстония уезд Ида-Вирумаа Пюхтицкий Успенский женский монастырь

успенский собор пюхтицкого монастыря

Пюхтицкий Успенский монастырь — женский ставропигиальный монастырь Русской Православной Церкви, основан в 1891, никогда не закрывался, расположен в деревне Куремяэ волости Иллука (Ида-Вируский уезд Эстонии). Пюхтица (Pühtitsa) по-эстонски означает «святое место». Эстонское название монастыря — Pühtitsa Jumalaema Uinumise naisklooster.

Содержание

История [ править ]

До 1893 года [ править ]

История создания обители связана с образом Успения Божией Матери: по преданию, в районе, где ныне располагается монастырь, местным жителям явилась Богородица, и на месте её явления была найдена Успенская икона Божией Матери. В XVI веке местные жители рядом с дубом, где была найдена икона, построили часовню иконы Божией Матери.

Княгиня Е. Д. Шаховская лично обращалась ко многим людям с просьбами и письмами по вопросам устроения православия в Эстонии. В частности, в 1888 году княгиня переписывалась со святым праведным Иоанном Кронштадтским, который прислал ей своё благословение и 200 рублей для Пюхтицкого монастыря и на просветительские цели. Ответ Елизавете Дмитриевне отца Иоанна от 26 сентября 1888 году: «Ваше сиятельство, достоуважаемая княгиня Елизавета! Получил ваше письмо и с сердечным сочувствием прочитал его. Да наградит Вас Господь за ваше посильное содействие в утверждении Православия в крае, где Господь судил Вам жить и действовать на благо народу и во славу Божию… Вы просите у Бога чуда для успешного распространения Православия и для оказания помощи бедным эстам и латышам. Бог есть Бог чудес во все времена… Он сотворил и сотворит чудеса в Вашем братстве и утвердит Ваше дело до конца. Имею честь прислать на нужды общества 200 рублей. Сердечно Вам кланяюсь, княгиня. Ваш покорный слуга и богомолец — протоиерей Иоанн Сергиев».

Вот что пишет княгиня Шаховская юристу Ф. Н. Плевако: «Мы — русские, православные, должны пойти навстречу нашим эстонским братьям и дать им то, без чего на земле человеку жить нельзя: церковь, школу, уход за больными… и чего они, будучи бедны, сами себе дать не могут. … Прежде всего, цифры, сообщаемые священниками приходов, указывают на следующие нужды: 1) надо призреть 88 стариков и немощных; 2) надо везде лечить народ, лишенный в Эстляндии врачебной помощи; 3) надо создать приют для сирот (22 круглых, 84 не имеющих одного из родителей) и образцовую школу для эстонских православных девочек, из которых могли бы получиться школьные учительницы».

29 апреля 1891 году последовало Высочайшее соизволение на отчуждение Богородицкой горы, вместе с недостроенной на ней лютеранской кирхой, в полное и исключительное владение православной церкви.

15 августа 1891 года епископ Рижский Арсений (Брянцев) совершил торжественное открытие Пюхтицкой Успенской женской общины. К этому дню заботами княгини Е. Д. Шаховской на Богородицкой горе был окончен новый деревянный дом для помещения сестёр. В этот же день Александр III подарил богатые священнические облачения в пюхтицкую церковь. В том же году при общине открылся приют для детей бедных родителей, а в следующем году начался приём больных в устроенной при общине лечебнице. К концу 1891 года община состояла из 21 послушницы, 22 воспитанниц приюта и 2 сестёр милосердия.

Прилив богомольцев на Богородицкую, или Святую гору стал день ото дня возрастать, и это послужило поводом к возбуждению братством, с княгиней Е. Д. Шаховской во главе, нового ходатайства о преобразовании общины в монастырь, что и было уважено Св. Синодом. Пюхтицкая Успенская женская община по определению Св. Синода от 23 октября 1893 года была преобразована в монастырь.

1894—1980 годы [ править ]

Ансамбль монастырский построек спроектировал архитектор М. Т. Преображенский. Кроме келейных корпусов, он включает Трапезный храм свв. прав. Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы (1895), ограду со Святыми воротами.

Здесь погребён один из благодетелей монастыря — русский государственный, общественный и культурный деятель, губернатор Эстляндии князь Сергей Владимирович Шаховской. Его вдова — княгиня Елизавета Дмитриевна Шаховская — поставила храм во имя преподобного Сергия Радонежского (1895) с усыпальницей князя. Спустя 45 лет она сама нашла здесь последний приют. Главный Собор Успения Пресвятой Богородицы был возведен позже, в 1908—1910 годах (архитектор А. А. Полещук), на месте первоначального малого храма.

В 1920-1930-е годы обитель находилась на территории независимой Эстонии. После Второй Мировой войны власти СССР были вынуждены признать за монастырями право на существование. В первые послевоенные годы помощь монастырю оказывал митрополит Ленинградский и Новгородский Григорий (Чуков). С 1961 года большую заботу о Пюхтицком монастыре проявлял епископ (с 1968 — митрополит) Таллинский и Эстонский Алексий (Ридигер). По его инициативе в монастыре построен дом для «представительских целей» с домовой церковью Свт. Алексия и вмц. Варвары (1986). После избрания митрополита Алексия Патриархом Московским и всея Руси и вторичным провозглашением независимости Эстонии монастырь получил статус ставропигиального.

1990 — настоящее время [ править ]

В 1989 году открыто подворье Пюхтицкого монастыря в городе Когалыме.

В монастыре построен крестильный храм Иоанна Предтечи и священномученика Исидора Юрьевского (1990). В Москве при храме Николая Чудотворца в Звонарях открыто подворье Пюхтицкого монастыря. В 2006 году в обители перезахоронены останки архиепископа Нарвского Евсевия (Гроздова)

В настоящее время (2012 год) в обители около 120 монахинь и послушниц.

Престольные праздники [ править ]

Контакты [ править ]

Kuremäe küla Illuka vald Ida-Virumaa 41200 ESTONIA

Источник

Храмы монастыря

Архитектурный комплекс Пюхтицкого монастыря отличает гармоничное единство с мировоззрением, жизнью и бытом насельниц. Время и беды пощадили ансамбль: многие здания дошли до современников в своем первозданном виде.

«И люди, и природа, и святыни, – можно прочитать в книге почетных гостей, – вот основные условия, которые влекут сюда людей. Но самое главное сердца, души человеческие привлекаются благодатию Божией, все здесь освящающей, наполняющей неотмирным духовным светом. Как бы снимается с душ человеческих бремя житейской суеты и заботы».

Архитектурный ансамбль монастыря как национальное достояние находится под охраной государства.

Церковь во имя Святителя Николая и Преподобного Арсения Великого

успенский собор пюхтицкого монастыря

Трапезная церковь во имя прав. Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы

успенский собор пюхтицкого монастыря

Церковь во имя Сергия Радонежского

успенский собор пюхтицкого монастыря

От Трапезного храма аллея из столетних лип ведет к вершине Святой горы. Здесь в тихом уединении стоит деревянная церковь во имя Сергия Радонежского. Строгий абрис ее с шатровым завершением усиливает впечатление вознесенности к небу. Редкий по красоте и изяществу резной иконостас церкви выполнен из пород светлого дуба. Привлекают внимание уникальные, тончайшей работы металлические венки с фарфоровыми цветами – последний дар князю Сергею Шаховскому.

Успенский собор

успенский собор пюхтицкого монастыря

успенский собор пюхтицкого монастыря

успенский собор пюхтицкого монастыря

Архитектурный комплекс Пюхтицкого монастыря отличает гармоничное единство с мировоззрением, жизнью и бытом насельниц. Время и беды пощадили ансамбль: многие здания дошли до современников в своем первозданном виде.

Душа монастыря, его духовное сердце – пятиглавый собор во имя Успения Божией Матери, построенный по проекту Александра Полещука в 1910 году.

Величественный и монументальный, увенчанный золочеными крестами, он господствует над равнинной округой, органично сливаясь со сдержанной красотой северной природы.

В архитектурном облике Успенского собора, в гармоничном сочетании медных куполов, светлых подкупольных барабанов и высоких стен, сложенных из облицовочного, прекрасной фактуры кирпича цвета песчаника с орнаментальным узором и арочным обрамлением из красного кренгольмского кирпича, прослеживается влияние московско-ярославской школы.

«Яко един камень» смотрится храм во всем многообразии цветов.

Трехпрестольный, рассчитанный на 1200 человек, он вместителен и просторен. Средний, главный престол посвящен Успению Божией Матери; правый, южный придел – Преподобному Серафиму Саровскому Чудотворцу, «печальнику земли русской», и Преподобному Иоанну Лествичнику, наставнику монашества; левый, северный – почитаемому Святителю Николаю Мирликийскому Чудотворцу и Святому великомученику Димитрию Солунскому Мироточивому.

Церковь во имя свт. Алексия и вмчц. Варвары

Источник

Построим вместе!

онлайн-трансляции на YouTube-канале монастыря

Расписание богослужений

Дорогие братья и сестры!
В связи с высоким уровнем риска распространения коронавируса с 30 октября богослужения в монастыре будут проходить в закрытом режиме. В остальное время монастырь для посетителей открыт.
Надеемся на ваше понимание, просим прощения и святых молитв!

Kallid vennad ja õed!
Seoses koroonaviiruse leviku kõrge riskitasemega alates 30. oktoobrist toimuvad jumalateenistused kloostris suletud uste taga. Ülejäänud aja on klooster külastajatele avatud.
Loodame Teie mõistvale suhtumisele, palume andestust ning palvetage meie kõigi eest!

Пюхтицкий Успенский монастырь по благословению Святейшего КИРИЛЛА Патриарха Московского и всея Руси проводит 11-12 декабря 2021 года Международную научно-практическую конференцию ДЕСЯТЫЕ ПЮХТИЦКИЕ ЧТЕНИЯ (подробнее. )

Мысли на каждый день года. Неделя девятнадцатая по Пятидесятнице

успенский собор пюхтицкого монастыря

Святитель Феофан Затворник

Под терниями и волчцами, подавляющими слово Божественной истины, кроме богатства, сластей и скорбей житейских, в нынешнее время надо разуметь и разные ложные учения, распространяемые учеными, потерявшими истину и сбившимися с пути к ней. Таких учений у нас расходится много: иные гласно и открыто идут против истины; другие – под условными намеками, понятными, однако, тем, к кому направляются.

Неделя 19-я по Пятидесятнице. Притча о сеятеле

успенский собор пюхтицкого монастыря

Митрополит Сурожский Антоний

Божие слово мы слышим из года в год в Евангелии, читаемом в церкви, мы сами читаем его изо дня в день; что же мы услышали в этом евангельском чтении? Мы встретили Бога и поверили в Него; мы встретили Господа нашего Иисуса Христа, мы назвались Его именем, христианами: но какие плоды принесли мы? Мы знаем Бога, – знаем, что Бог есть Любовь, любовь неистощимая, любовь бездонная, любовь крестная, такая любовь, которая себя отдала на полное растерзание и беззащитность, чтобы нас спасти. Разве мы похожи на Того Бога, в Которого мы верим.

Проповедь митрополита Таллинского и всея Эстонии Евгения в Пюхтицком монастыре в праздник Покрова Пресвятой Богородицы 14 октября 2021 года

Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Сегодня Церковь прославляет Пресвятую Богородицу. Чудное явление Царицы Небесной произошло в середине X века в Константинополе.

Проповедь митрополита Таллинского и всея Эстонии Евгения в Ильинском скиту Пюхтицкого монастыря 2 августа 2021 года

Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Сегодня церковь Илии Пророка в Васкнарве отмечает свой престольный праздник. Пророк Илия жил в IX веке до Рождества Христова. Иногда люди задаются вопросом, что такое пророческое служение и полагают, что пророк − это предсказатель будущего. Будущее предвидели и великие святые. Святые знали не всё. Из Жития святых мы узнаём, что некоторым святым была открыта их личная кончина, кончина других людей или великие события в жизни государства и общества. Мы также знаем, что будущее по попущению Божию мог прозревать и дьявол, используя падшую природу человека. Кто же такой Пророк?

Проповедь митрополита Таллинского и всея Эстонии Евгения в Пюхтицком монастыре в день памяти св. блаж. Екатерины Пюхтицкой 8 мая 2021 года (Суббота Светлой седмицы)

Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Христос Воскресе! Воистину Воскресе! Это пасхальное приветствие мы слышим две тысячи лет. Сердечно приветствую и поздравляю всех вас, дорогая Матушка Игумения с сестрами святой Обители, паломники, которые в это непростое время прибыли сюда. Сегодня мы прославляем Воскресшего Христа и угодницу Божию святую блаженную Екатерину Пюхтицкую, которая подвизалась в этом монастыре. Блаженная старица является покровительницей Пюхтицкой Обители, ее насельниц, паломников, посещающих монастырь, а также всех, кто возносит к ней свои молитвы.

ДОБРОТОЛЮБИЕ избранное для мирян

– Как множеством яств обременено будучи, тело наше делает ум каким-то беспечным и неподвижным; так и будучи измождено чрезмерным воздержанием, соделывает созерцательную часть души унылою и несловолюбивою (неохочею рассуждать). Подобает убо образ питания телесного соразмерять с состоянием сил и крепостью тела: когда оно здорово – утеснять его сколько потребно, а когда немоществует – послаблять ему несколько. Подвизающемуся не следует расслабевать телом, но быть в силе, сколько требуется для подвига, чтобы, хотя телесными трудами, очищалась надлежаще и душа.

– Когда при приходе каких-либо братии или какого-либо странника тщеславие, пользуясь сим случаем, придет в движение и, надымая нас своим ядом, станет подстрекать не нарушать своего о пище устава, тогда наипаче благопотребно послабить несколько меру обычного пищеприятия. Ибо таким обч разом и беса отошлем от себя с оплакиванием безуспешности своего покушения, и закон любви разсудительно исполним, и тайну воздержания нашего чрез послабление его сохраним невыказанною.

– Пост как орудие, благоустроящее хотящих к целомудрию, имеет цену, но не пред Богом. Почему подвижникам благочестия не должно высокоумствовать по поводу его, но от единой веры в Бога чаять достижения своей цели.

Источник

«Три ступени» на Журавлиной горе

В 2016 году, в праздник Успения Пресвятой Богородицы, исполняется 125 лет со дня основания Пюхтицкого Успенского ставропигиального женского монастыря в Эстонии. Сейчас это одна из самых известных обителей нашей Церкви, во многих смыслах образцовая. Для немалого числа женских монастырей России Пюхтица была и остается школой благочестия и живым примером не прерывающейся монашеской традиции.

Не оставленный народ

В 1219-1220 годах состоялся Датский крестовый поход в Эстонию. В результате вся северная Эстония была захвачена.

Но полного исчезновения Православия не произошло.

В первой половине XVI века в Эстляндии было введено лютеранство. Для православных наступили времена неприкрытых притеснений. Православные храмы разрушались, прихожане чувствовали себя сиротами, брошенными, оставленными. Именно в это время измученному и уставшему православному народу Эстляндии явилась Сама Божия Матерь.

«Лучами своими озаряя»

В Сыренецкой летописи XVI века сохранилось свидетельство о чудесном знамении в местечке Куремяэ. Было раннее летнее утро. Простые пастухи, как всегда, пасли скот под горой. И вдруг на самой горе они увидели Светозарную Деву в дивном лазурном одеянии. Божия Матерь простертыми руками указывала на источник, испокон веков протекавший под горой. Когда пастухи хотели подойти поближе и устремились на гору, видение исчезло. Когда они стали удаляться, Дева вновь предстала их взорам.

Пастухи вернулись домой и рассказали об этом чудесном явлении жителям своей деревни. Уже на следующий день на рассвете селяне отправились на гору. Эти простые труженики также были удостоены видения Пречистой Девы в сиянии чудного света.

В расщелине дуба крестьяне обрели икону Успения Божией Матери

На третий день у горы собрались крестьяне уже со всех окрестных деревень. Пресвятая Дева почтила и их Своим явлением. Там, где Она стояла, — у подножья горы — забил источник ключевой воды. Потом Пресвятая стала подниматься к самой вершине и, остановившись у величавого дуба, скрылась от людских взоров. Крестьяне отправились к тому месту, где стояла Пресвятая Дева Мария. В расщелине дуба они обрели икону Успения Божией Матери.

Жители этих мест по сей день возлагают особое упование на Пресвятую Богородицу, веря, что Божия Матерь освятила Своим пришествием и всю окрестность. В «Сказании о Пюхтицких иконах Божией Матери» есть такие слова: «несравненный светозарный образ Пречистой Девы Богородицы, лучами своими озаряя Пюхтицкую обитель, радуя души православных, являет всем, что Игумения на сей Святой горе — Сама Царица Небесная, некогда здесь явившаяся и не оставляющая Своим заступничеством малое стадо Христово, покрывая безграничным милосердием Своим всех, с верою прибегающих к Ее всесильной помощи и предстательству».

Местность эту с тех пор стали называть «Пюхтица» («Pühitsetud»), что значит «Святое место». А источник у подножия Журавлиной горы более чем за триста лет прославился многими чудотворениями и исцелениями.

На месте чудесного явления иконы, у древнего дуба, была построена часовня в честь Успения Божией Матери, где и находился обретенный образ.

Первое письменное упоминание о Пюхтицкой часовне относится к 1608 году (по крайней мере это самый ранний сохранившийся исторический документ).

Ежегодно в праздник Успения Пресвятой Богородицы здесь служил священник из русской части г. Нарвы. На торжества стекались паломники со всей Эстонии. Казалось, Святая гора, усеянная огоньками свечей, возносится под молитвенное пение с земли на небо.

Недостроенная кирха

В начале XIX в. Пюхтицкая гора перешла в собственность немецких баронов, враждебно относившихся к православным. Икону пришлось перенести в с. Сыренец, где был православный приход. Но место обретения образа не было забыто: ежегодно в день Успения Богородицы от Сыренца к часовне на Богородицкой Горе совершался Крестный ход с чудотворным образом. Путь в 30 километров был не из легких: православным часто приходилось идти по колено в болоте, прижимая икону к груди.

Любопытно, что немецкие бароны — хозяева территории — предприняли попытку умалить достоинство часовни. Для этого они педантично стали выстраивать рядом кирху, размер которой должен был вызывать ощущение «торжества протестантизма» и незначительности и серости Православия. Попытка была провальной.

29 апреля 1891 года последовало Высочайшее соизволение на отчуждение Богородицкой горы, вместе с недостроенной на ней лютеранской кирхой, в полное и исключительное владение Православной Церкви. Кирхе суждено было стать конструктивной основой для Успенского храма.

Навстречу эстонским братьям

С.В. Шаховской одним из первых осознал саму необходимость создания на Богородицкой горе иноческой обители.

Усилиями князя и его супруги в 1885 году на Богородицкой горе был открыт Пюхтицкий православный приход и построен храм для обретенной ранее иконы, а в 1887 году в местечке Иевве (ныне город Йыхви) по его инициативе было открыто Отделение Православного прибалтийского братства (под председательством княгини Е. Д. Шаховской), при котором постепенно появились приют для сирот, лечебница с аптекой, школа для детей малоимущих родителей и рукодельная. Все эти благотворительные учреждения в Иевве стали своего рода подготовительным этапом к основанию Пюхтицкой женской обители на Богородицкой горе.

Кроме того, именно князь Шаховской ходатайствовал о выкупе самой земли Богородицкой горы, что и произошло в 1891 году.

Князь искренне полюбил Пюхтицкую гору и завещал похоронить его на ней. Случилось так, что он скоропостижно скончался 12 октября 1894 года, в возрасте всего 42 лет. За 9 лет своего служения губернатором Эстляндии (1885-1894 гг.) князь успел во многом изменить историю сего края.

Вдова Сергея Владимировича, княгиня Елизавета Дмитриевна Шаховская, поселилась на Богородицкой горе и занялась при монастыре широкой благотворительностью. Ежегодно в праздник Успения княгиня участвовала в организации приёма богомольцев и участников крестного хода, во множестве стекавшихся в Пюхтицу.

Чтобы понять ее отношение к месту своего служения и окружающим людям, достаточно узнать, что писала княгиня Шаховская известному юристу Ф.Н. Плевако: «Мы, русские, православные, должны пойти навстречу нашим эстонским братьям и дать им то, без чего человеку на земле жить нельзя: церковь, школу, уход за больными. ».

На Богородицкой Горе над усыпальницей губернатора Эстляндии князя С.В. Шаховского его вдовой в 1895 году был сооружён деревянный храм во имя преподобного Сергия Радонежского. По прошествии многих лет уже совсем другой жизни и княгиня Елизавета Дмитриевна Шаховская была погребена рядом с супругом.

Варвара Первая

Торжество открытия общины на Богородицкой горе было приурочено к празднику Успения Божией Матери 1891 года. Именно с этого момента ведет свою историю Пюхтицкая обитель.

Пюхтицкая община очень скоро была утверждена в статусе монастыря во главе с игуменией — монахиней Варварой (Блохиной), прибывшей в Эстонию из Костромы в 1888 году.

Благодаря ее усердию на Святой горе появились жилые дома-келии, временная трапезная, здание приюта для детей, необходимые хозяйственные постройки, был построен соборный храм в честь Успения Пресвятой Богородицы. В него перенесли чудотворную икону Успения, долгие годы находившуюся в ближайшей Сыренецкой церкви. Рядом с соборным храмом была устроена Трапезная церковь во имя святых Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы для богослужений в зимнее время.

Игумения Варвара сумела учинить строгий монастырский порядок, присущий старинным монастырям. По сохранившимся рассказам, первые пюхтицкие сёстры сами носили камни и брёвна для постройки жилых домов-келий, обрабатывали до 200 десятин земли, обучали детей-сирот в монастырском приюте грамоте и рукоделиям, ухаживали за больными в лечебнице.

Труд сочетался с молитвой: все положенные по уставу монастырские богослужения совершались неукоснительно. Из числа насельниц были созданы два монастырских хора — на церковнославянском и эстонском языках. Основанная недалеко от монастыря богадельня «Гефсиманский скит» содержалась на средства обители.

Есть на что

В становлении монастыря огромную роль сыграл св. Иоанн Кронштадский

Отец Иоанн (Сергиев), прославленный Церковью как праведный Иоанн Кронштадский, часто посещал Пюхтицу, духовно окормлял сестёр, присылал новых насельниц и помогал строящейся обители материально. В становлении Пюхтицкого монастыря святой сыграл огромную роль. Однажды, беседуя с игуменией Варварой, батюшка указал ей на вершину горы и сказал: «Матушка Варвара, смотрите, какой великолепный собор у вас на горе стоит!». — «Батюшка, хорошо бы собор, да не на что, — ответила матушка игумения, — даже и речи не может быть!». А батюшка, словно и не услышав её слов, вновь говорит: «Матушка! Посмотрите, какой великолепный собор у вас на горе стоит. ».

На строительство требовались огромные средства, которых у монастыря не было, но отец Иоанн благословил создание нового собора.

Весной 1908 года была разобрана первая Успенская церковь. Весь камень пошёл на строительство фундамента нового храма. 15 июня состоялась закладка трёхпрестольного Пюхтицкого собора.

Собор воздвигался быстро: уже 15 августа 1910 года, на престольный праздник, архиепископ Рижский и Митавский Агафангел совершил чин великого освящения храма и главного престола в честь Успения Богоматери.

С именем праведного Иоанна Кронштадтского связана история еще одной святыни монастыря — Пюхтицкой иконы Богородицы. В 1894 году сестры обители, горячо любившие батюшку, написали и подарили ему в день Ангела икону, на которой запечатлено явление Пресвятой Богородицы у источника в Пюхтице. Внизу на иконе подпись: «Протоиерею отцу Иоанну Ильичу Сергиеву, труд живописиц Успенскаго женскаго монастыря на Святой горе Эстляндской губернии. 1894 г. 19 октября».

Отец Иоанн много молился перед этой иконой до самой своей кончины.

Богородица сказала монахине: «Я Сама к тебе приду»

Образ Богородицы «У источника» батюшка завещал одной благочестивой петербургской чете. Престарелые супруги передали икону насельнице закрытого к тому времени Санкт-Петербургского Иоанновского монастыря. Сама Пресвятая Богородица явилась монахине Вирсавии во сне, открыв Свою волю о возвращении образа в Пюхтицкую обитель. Богородица сказала монахине: «Я Сама к тебе приду». Случилось это на Пасху 1946 года. Вскоре мать Вирсавия умерла, а образ Божией Матери «У источника» в день празднования иконе Боголюбской (18 июня / 1 июля) вернулся в обитель.

Бомбы, которые не попадают

«Стал бомбить монастырь по расчетам. Вдруг небо раскрылось, вижу — стоит вся в голубом Женщина и говорит: “Сынок, не разоряй Мой Дом!”»

Через несколько дней после возвращения иконы в монастырь приехал неизвестный никому военный, попросивший встречи с матушкой Рафаилой. В беседе он рассказал удивительную историю. Во время войны он был летчиком, получившим приказ разбомбить монастырский собор. «Помню, подлетаю к монастырю, — рассказывал военный, — а вся гора в тумане. Было это при ясной солнечной погоде. Я развернулся, сделал круг — вновь ничего не видно. Стал бомбить по расчетам. Вдруг небо раскрылось, вижу — стоит вся в голубом Женщина и говорит: “Сынок, не разоряй Мой Дом!”»

После беседы с игуменией Рафаилой летчик зашел в собор, увидел икону Пюхтицкой Божией Матери, именуемую «У источника», и сразу узнал в ней Ту, Которую видел когда-то над монастырем.

Местные жители подтверждают этот рассказ: в годы войны не раз они видели над монастырем бомбы, которые неведомой силой были относимы в сторону.

От Ленина до Хрущева

Пюхтицкий монастырь знал много скорбных дней, разделив годы страданий со всей Русской Церковью. Первая мировая война, а затем октябрьский переворот в России, образование Эстонского независимого государства. Лазареты для тифозных больных в соборном храме, национализация монастырских земель и упразднение монашества как сословного различия.

В 1920 году, чтобы хоть как-то сохранить монастырь, его преобразуют в «Благотворительную христианскую Пюхтицкую женскую трудовую общину» во главе с почётной председательницей — княгиней Е.Д. Шаховской.

В 1935 году Трудовая община вновь обрела статус монастыря, подчинённого Синоду Эстонской Апостольской Православной Церкви. Правительство выделило ему в аренду 102 гектара земель.

Не успела обитель оправиться — началась Вторая Мировая война. Три года фронт держался всего в 30 километрах от Пюхтицы, за рекой Нарвой, где шли ожесточённые бои.

Надо ли говорить, какими были послевоенные годы! Сытым не ходил никто — ни человек, ни скотина. Соха вновь прильнула к пашне, лес пилился вручную, мешки с зерном разместились на плечах монахинь — их несли не одну версту, ночью. Божьей милостью получалось и лошадей с коровами содержать, и огороды обрабатывать.

Хрущевские гонения не обошли стороной и Пюхтицу — монастырь хотели закрыть. В 1960 году был сметён с лица земли один из красивейших соборов Таллина — храм Пюхтицкого монастырского подворья. Верующие пытались обращаться к властям с просьбой сохранить храм, однако реакция была предсказуема. В самом монастыре планировали устроить дом отдыха для шахтёров, а в таллинском Александро-Невском кафедральном соборе — планетарий.

О пользе иностранной печати

Наиболее действенным в те годы средством от посягательств советской власти на Церковь часто оказывалось положительное упоминание какой-либо обители или храма в иностранной печати. По приглашению епископа Алексия Пюхтицкую обитель вскоре посетили делегации Константинопольской Церкви, Евангелической церкви Франции, Всемирного совета церквей. Итогом многочисленных положительных откликов в иностранной печати стала невозможность закрытия Пюхтицкого монастыря.

3 января 1968 года указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия I (Симанского) седьмой настоятельницей Пюхтицкой обители (1968-2011 гг.) была назначена монахиня Варвара (в миру Валентина Алексеевна Трофимова). Матушка начинала свой иноческий путь в Пюхтице. В сане игумении ей предстоял нелегкий труд восстановления монастыря: починка куполов, крестов, крыш храмов и других зданий, проведение отопления, воды, электричества, украшение собора настенной живописью. Со всеми этими вопросами хрупкая матушка справлялась смиренно и безропотно. И, конечно, неустанная ежедневная работа по устроению монашеской жизни.

В 1988 году — когда вся историческая Русь праздновала 1000-летие своего Крещения — в Пюхтицкой обители развернулось масштабное церковное строительство: были выстроены Георгиевская часовня, колокольня Сергиевской церкви, первая в Эстонии церковь-крестильня для крещения с полным погружением. В то же время обитель была обнесена «крепостной» оградой из гранитного камня с двумя новыми башнями.

После распада СССР были закрыты границы и установлен визовый режим с Эстонией. Богомольцам стало труднее добираться до Пюхтицы — их поток зримо слабел. В те годы обитель была пустынна как никогда. Но те, кто хотел, добирались вопреки всем международным перипетиям.

Матушка Варвара отошла ко Господу 8 февраля 2011 года, более 40 лет прослужив Господу в сане игумении. До сих пор сестры Пюхтицкой обители с неизменной любовью и теплотой вспоминают «матушку-строительницу». Святейший Патриарх Кирилл отметил: «Более сорока лет матушка со смирением и кротостью несла возложенное на нее Священноначалием нелегкое послушание, отдавая все свои силы, здоровье и дарования благоустроению монастырской жизни. Являя пример стойкости, преданности Церкви и верности своему призванию, она сумела создать в обители неповторимую атмосферу подлинной христианской любви, мира и духовной радости. Во многом благодаря трудам схиигумении Варвары Пюхтицкая обитель стала настоящим форпостом Православия в Эстонии, куда за духовным утешением и поддержкой съезжались многочисленные паломники».

Узнайте сами

Сегодня Пюхтица пытается жить так же, как и вчера, как и сто лет назад. Живая связь с прошлым делает это прошлое настоящим, в монастыре особенно дорожат этой — не всем монастырям предоставленной — милостью жить в сохраненной традиции дореволюционного монашества. Сестры знают то или иное монастырское дело так хорошо, потому что учились у «профессионала», который, в свою очередь, перенял опыт у подвижницы — современницы оптинского старчества эпохи его расцвета. Из этих страниц складывается бесценная книга.

Монастырь по-прежнему упорно и безропотно трудится, в поте лица добывая свой хлеб. Здесь знают цену этого хлеба — мастерски косить научат любого. При этом правило безвозмездного гостеприимства по-прежнему в силе и не подлежит пересмотру даже во время международных политических потрясений и экономической нестабильности. Каждого встретят, накормят, согреют, спать уложат — и не забудут напомнить о важности посещения богослужений.

Несмотря на аграрно-технологические ноу-хау, труд в обители не перестает быть тяжелым и напряженным. Иноческое преодоление ветхого человека, сосредоточенная молитва, борьба с соблазнами мира — все это никуда не уходит даже во внешне «комфортном» монастыре, даже охраняемом древней монашеской традицией. Монастырь продолжает борьбу. Славное прошлое еще больше обязывает «держать высоту» в настоящем и будущем.

Паломники по-прежнему едут в Пюхтицу. Сами эстонцы, в целом люди достаточно нерелигиозные, считают этот монастырь своей жемчужиной, очень гордятся им, возят сюда своих гостей, берегут его. То-то и удивительно. Этнические же эстонцы, переходящие в Православие, становятся настолько «пламенеющими» верой, что могут научить этому многих русских — «потомственных православных».

Источник, забивший на месте явления Пресвятой Богородицы простым пастухам, до сих пор считается святым. Даже лютые морозы не могут заковать его во льды. Историй чудесных исцелений в этих водах — множество.

До сих пор сохранился и старый дуб, под которым эстонские крестьяне нашли образ Успения Богоматери. Ученые полагают, что ему не менее 1000 лет. Его высота 26,5 метра, обхват ствола свыше 4 метров. Разумеется, его также почитают святым, поэтому немудрено, что каждый паломник считал своим первостепенным долгом унести с собой хотя бы щепку этого дуба. Со временем его могли растащить до состояния полного исчезновения. Поэтому сегодняшняя ограда вокруг него кажется более чем уместной.

Рядом стоит воссозданная часовенка XVI века, внутри которой находится часовня старая. Вокруг — монастырское кладбище, которое может рассказать свои удивительные истории.

«Идите в Пюхтицу, там три ступени до Царствия Небесного»

Праведный Иоанн Кронштадтский говорил: «Идите в Пюхтицу, там три ступени до Царствия Небесного».

Езжайте в Пюхтицу и попробуйте это узнать сами.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *