успенский собор рязани раскраска

Рязанский Успенский собор

успенский собор рязани раскраска

Успенский собор Рязанского Кремля построен в 1693—1699 годах зодчим из крепостных Яковом Григорьевичем Бухвостовым. Стилизованное изображение собора является одним из символов Рязани.

Содержание

История [ править ]

Сначала Успенским назывался Рождественский собор, построенный на рубеже XIV-XV веков. С годами храм пришел в ветхость, и стал мал для кафедрального собора. Ходатайствовать о строительстве нового Успенского кафедрального собора начал еще в 1677 году митрополит Иосиф, который просил у царя Федора Алексеевича дозволения построить новую соборную церковь на том месте, где была зелейная (пороховая) палата.

успенский собор рязани раскраска

Постройка началась в 1684 году, но в ночь на 18 апреля 1692 г. чуть недостроенный собор рухнул по причине неправильных расчетов или слабости грунтов под фундаментом.

В 1702 году собор был освящен митр. Стефаном. В XVIII столетии собор стоял долго запущенным, служа приютом голубям и галкам. По стенам собора пошли трещины. При епископе Симоне (Лагове) в 1800 году встал вопрос о сносе обветшавшего собора и строительстве нового, но было принято решение о возможности ремонта существующего собора.

По окончании восстановительных работ, 15 августа 1804 года собор был вновь освящен. Успенский собор стал местом совершения летних богослужений, в то время как старый Рождественский собор оставался зимним.

Колокольня Успенского собора строилась с 1789 по 1840 год на месте воротной Глебовской башни кремля.

В соборе хранились чудотворные Феодотьевская и Муромская иконы Пресвятой Богородицы.

К сожалению, сведения в дневнике С.Д. Яхонтова, касающиеся Рождественского и Успенского собора перемешиваются. Трудно понять, например, к каком собору относятся сообщения о захвате собора обновленцами в 1920-х и о кратковременном возвращении храма православным. В 1929 году Рождественский собор был отдан под архив, Успенский собор был закрыт предположительно в то же время. С. Яхонтов также сообщает об опасной трещине в западной стене Успенского собора и о сборе верующими средств на срочный ремонт, чему советская власть всячески препятствовала.

С 1992 года Успенский собор находится в совместном пользовании Рязанской епархии и Рязанского историко-архитектурного музея-заповедника.

В 2008 году собор окончательно передан епархии, в летнее время в нем проводятся богослужения.

Описание [ править ]

успенский собор рязани раскраска

Большой кирпичный шестистолпный пятикупольный собор на подклете. В архитектуре здания, увенчанного пятиглавием, сочетается традиционная для древнерусских городских кубических храмов композиция с характерным для конца XVII в. стремлением к строгой симметрии наружного объема, с четко выраженной этажностью и завершением фасадов прямым карнизом вместо закомар. Стены неоштукатуренного здания, прорезанные тремя рядами окон, украшены богатым белокаменным декором в духе нарышкинского барокко.

Колокольню украшают колонны коринфского ордера и скульптуры трубящих ангелов.

Внутреннее пространство храма украшает грандиозный резной иконостас.

Престольные праздники [ править ]

Как добраться [ править ]

Адрес: Россия, 390000, Рязань, Рязанский кремль

Паломнику [ править ]

В летнее время собор открыт для посещений и в нем проходят богослужения.

Актуальную информацию о богослужениях можно узнать на официальном сайте Рязанской епархии.

Источник

Как рязанские музейщики «берегли» Успенский собор

успенский собор рязани раскраска

И для того, чтобы наглядно представить это, мы обратимся отнюдь не к церковным изданиям, а к самой что ни на есть советской газете «Труд»:

Что там, за древними вратами?
В Рязани погибает уникальный архитектурный ансамбль

Одна моя хорошая знакомая преподает немецкий язык в школе и очень любит историю. Приобщает к ней ребятишек. Класс, где она руководителем, каждую неделю помогает реставраторам.
Как-то раз встречаемся мы, она рассказывает: «В прошлое воскресенье работали мы с ребятами в Успенском соборе, расчищали алтарь от строительного мусора. Входим внутрь, смотрим — а иконостас весь в лесах до самого потолка. Что с ним, интересно, спрашиваем у реставраторов — те плечами пожимают. Мы пошли в историко-архитектурный музей, поинтересовались, но там тоже ни¬чего не ответили. Ребятишки говорят: «Это, наверное, военная тайна».

Заинтригованный, я пришел на вал древнего Рязанского кремля. Успенский собор в этот раз был закрыт. Многочисленные желающие тщетно приникали глазом к створу дверей, пытаясь узнать, что же сокрыто в тишине. Действительно, что же там, за древними вратами?

Когда подошли художники-реставраторы и открыли наконец массивную, кованную железом дверь Успенского собора, нам представилась картина, от которой кошки заскребли по сердцу. Под ногами хлюпала вода. В воздухе витал застоялый запах нежилого, давно не проветриваемого помещения. Доски строительных лесов гнили, покрываясь черно-зелеными разводами. Но самое страшное ожидало нас у иконостаса, куда мы пробрались через частокол бревен и досок. Весь его нижний ряд — восемь икон врат — был поражен плесенью. Нежный лик Богоматери затянуло белой коростой.

В самом начале бурного петровского века крепостной архитектор Яков Бухвостов возвел на крутом берегу реки Трубеж Успенский собор, увенчав его пятью главами. Собор получился громадным. Больше Василия Блаженного и даже известной церкви Вознесения в Коломенском. Деревянный его иконостас шириной более 20 метров, с ажурной, словно светящейся изнутри резьбой поражал красотой, формой и размерами. Больше рязанского был только знаменитый резной иконостас Софийского собора в Новгороде, но его сожгли фашисты во время войны.

Шли годы. Иконы подновлялись, частично переписывались. Уже в наши дни художник-реставратор Георгий Брагин проделал труднейшую и кропотливейшую работу по восстановлению красочного слоя в местах его утрат.

Лет пять назад Успенский со¬бор в последний раз принял посетителей — экспонировались картины местных художников. Чуть раньше тихо и незаметно прекратил свое существование находившийся здесь планетарий. На дверях надолго повисли замки, началась подготовка к реставрации.

Вскоре рабочие из Рязанской специальной научно-реставрационной мастерской поставили леса для обследования росписи прошлого столетия на потолке. Но дело безнадежно затянулось: специалисты в Рязань все не ехали, а леса все стояли. Как выяснилось, именно леса и оказались губительными для древней росписи.

Комиссия уехала с чувством исполненного долга, а тревожные акты надолго осели в ящике письменного стола директора Рязанского историко-архитектурного музея-заповедника Л. Максимовой. Новая комиссия, собравшаяся еще через год, обнаружила, что ничего из предписаний не выполнено. Только тогда строители-реставраторы с завидной оперативностью проделали все положенные работы. Разобрали леса в алтаре, побелили потолок и стены, остеклили разбитые окна, повесили на них панцирную сетку. Но, похоже, запоздали. Теперь уже и неспециалист мог увидеть, что живопись разрушена: мелкие белые точки, как сыпь, покрывали красочный слой.

Срочно пригласили художников-реставраторов. И тут выяснилось поистине невероятное. Когда потребовалась документация по иконостасу, оказалось что уникальная ценности нигде не значится. Ни в каких инвентарных книгах. Иконостаса как бы не существовало в природе.

Фондовая комиссия музея в авральном порядке постановила: «Принять на хранение 113 икон конца XVII и начала XVIII века из Успенского собора как историческую и художественную ценность». Вот так — для этого, как видите, нужно было почти безнадежно загубить огромную художественно-историческую и культурную ценность.

То, что произошло с Успенским собором, не частный случай. И. Ильенко, один из ведущих архитекторов-реставраторов, сказала в недавнем разговоре со мной: «Плохо в Рязани относятся к памятникам зодчества. Нет культуры ухода за зданиями. Нет людей, которые постоянно бы следили за их состоянием. На словах все вроде бы «за», а на деле. »

Памятники истории и культуры на древней рязанской земле преданы забвению, дряхлеют и ветшают на глазах, потихоньку рассыпаясь в прах. Порча иконостаса, отнесенного специалистами к четвертой категории (самой высокой по государственной классификации), только подвела черту под общей безрадостной картиной, порожденной, прямо скажем, удивительным невежеством и равнодушием товарищей из музея, из управления культуры облисполкома.

Странно, нелепо, но факт: люди, призванные по долгу службы беречь и сохранять, на деле способствовали разрушению. «Все, конечно, виновны»,— со вздохом говорит теперь Л. Максимова, имея, наверное, в виду те многочисленные комиссии, которые лишь фиксировали и, ничего не сделав, уезжали. Весьма удобная позиция. Во вселенской вине словно растворяется и собственная вина директора музея-заповедника.

К счастью, некоторые иконы удалось спасти. Но реставратор Г. Брагин с горечью говорит:
— Работа над ними завершена, однако везти их в Рязань мы просто боимся. Загубят так же, как фрески в Пощупове той же Рязанской области. Мы их очистили от слоя копоти и вернули первородный авторский цвет. А что было потом.

Потом настенные фрески Богословского монастыря, относящиеся к XVII столетию, загубили самым простейшим способом. Древнюю обитель, куда отправили фрески, памятник республиканского значения, отдали под милицейские склады. Фрески осыпались, превратились в горстку известковой пыли. Погибла для будущих поколений еще одна уникальная ценность.

Вполне вероятно, та же участь постигнет иконостас Успенского собора. Ведь решительных мер к его спасению никто в Рязани не принимает. Работники музея громоздят различные причины: то не закончен ремонт кровли, то что-то еще. А меж тем работает, и то не каждый день, всего один кровельщик. Да еще школьники-энтузиасты. А им говорят одно: следует дождаться-де комиссии из Министерства культуры РСФСР (которая, кстати, «едет» уже второй год).

Но время-то не ждет. Вот уже и на стены, на потолок перекинулась плесень, выбрасывая свои ядовитые споры. Есть опасность, что в бревнах, из которых сделан каркас иконостаса, завелся беспощадный и ничем неистребимый грибок.

Слушая все уклончивые объяснения, порожденные равнодушием, как не вспомнить истовую работу наших предков. Они поднимали соборные стены и украшали их красотой, никого не дожидаясь, ни на чью милость не уповая.

Так что же сказать сегодня моей знакомой учительнице и её ученикам, бескорыстно помогающим реставраторам? Что сказать тысячам рязанцев, которым небезразлична судьба родного города, готовящегося встретить свое 900-летие.
Валерий ЯКОВЛЕВ.
РЯЗАНЬ.

Как думаете, сняли гражданку Максимову за такое безобразие с должности? Как бы не так. Она и после этого продолжала беззастенчиво восседать в кресле директора!

Времена менялись. В 1993 году музеем был заключен договор с Рязанской епархией о совместном использовании Соборной Колокольни, а также договор о совместном использовании Успенского собора, что позволило возобновить здесь богослужения.
«Совместное использование» со стороны музейных работников заключалось в том, что они взимали плату с верующих за вход в храм.

Наконец в 2007 году уволили директора Рязанского музея Людмилу Максимову.

К сожалению, разнузданная кампания лжи и клеветы, развязанная «защитниками истории и культуры», продолжается до сих пор. Идут злобные нападки на Рязанскую епархию, лживо утверждается, что якобы «музей выгоняют на улицу, уничтожают».

И старательно «забывают», как на самом деле рязанские музейщики «берегли» культурное историческое наследие, варварски отнеслись к иконостасу Успенского собора Рязанского кремля.

Источник

Успенский собор Рязани

успенский собор рязани раскраска успенский собор рязани раскраска

Пятиглавый Успенский собор в Рязани — самый яркий городской архитектурный памятник XVII века, возведенный в 1693–1699 годах архитектором Яковом Бухвостовым. Исторический собор является одним из символов Рязани и доминантой комплекса Кремля.

Жемчужина внутреннего убранства собора — самый высокий в России семиярусный иконостас.

В летнее время в соборе проходят богослужения, и он открыт для посетителей. Побывать в храме можно как во время богослужений вместе с прихожанами, так и с экскурсиями от комплекса музеев Рязанского кремля.

успенский собор рязани раскраска

Расписание богослужений в Успенском соборе Рязани в 2021 году

Службы проходят с мая по октябрь, каждый день:

Для прихожан двери собора открыты с 7:30 до завершения вечерней службы. В зимнее время собор не работает.

Настоятель: митрополит Рязанский и Михайловский Марк.

успенский собор рязани раскраска

Историческая справка

В 1677 году на месте старой пороховой палаты решено было возвести новый Успенский храм, в дополнение к уже существующему. Но, в процессе строительства, что-то пошло не так, и в 1692 году вся конструкция рухнула. Тогда на этом месте решили построить собор. Вторая попытка была уже более удачной. Работы над новым кирпичном сооружением шли около семи лет, в период с 1693 по 1699 год. После завершения основных работ, внутри обустроили невероятных размеров и красоты иконостас, сохранившийся до наших дней. Освятил свежепостроенный собор митрополит Стефан (Яворский) в 1702 году.

Уже в следующем после освещения году, храм вновь пришел в бедственное положение. Зимой через многочисленные щели внутрь наметало снег, а летом залетали птицы, угрожая испортить невероятной красоты иконостас. Неоднократно ураганный ветер сильно повреждал купола.

Успенский собор Рязанского Кремля неоднократно пытались ремонтировать, но к концу XVIII века состояния здания ухудшилось настолько, что даже находиться внутри него было не безопасно. Только к 1804 году собор смогли окончательно восстановить, заодно осветив его еще раз.

успенский собор рязани раскраска

В 1789 году на месте бывшей Глебовской башни Рязанского кремля началось строительство отдельно стоящей соборной колокольни, закончить которую смогли только к 1840 году, завершив тем самым имеющийся сегодня архитектурный ансамбль.

В 1850-е годы реставрировали иконостаса и стенную живопись

В XX веке Успенский собор, как и многие другие храмы в то время, пострадал от рук Большевиков — в 1929 году собор закрыли, а старинные росписи закрасили. Позже внутри открыли планетарий, а еще через время стали организовывать музейные экспозиции.

Только в 1992 году в собор вернули Рязанской епархии и осветили. Тогда же начали проходить первые службы, первое время не чаще, чем пару раз в год. К слову, выставки на территории собора проходили вплоть до 2007 года.

успенский собор рязани раскраска

Архитектура

У летнего кафедрального собора Рязанской епархии имеется пять куполов, стоящих на большом кирпичном подклете — в ширину 31 метр и в длину 45 м, а если считать с галереями то 41 метр в ширину и 56 метров в длину. Выполнен он в так называемом стиле «московское или нарышкинское барокко», ориентированном на современную для того времени европейскую архитектуру.

Работавший над собором зодчий Яков Бухвостовый, смог объединить традиционную для России храмовую архитектуру, с типичной для конца XVII века симметричностью фасадов и прямыми карнизами. Снаружи стены здания декорированы уникальной для тех лет белокаменной резьбой с кружевами. В некоторых местах ширина стен достигает до 2,4 метра. Звонница украшена колоннами и скульптурами ангелов.

До наших дней сохранилась уникальная старинная роспись. Изначально своды и колонны храма не были расписаны, все те немногие сохранившееся фрагменты, были сделаны в уже в XIX веке.

успенский собор рязани раскраска

Иконостас летнего Успенского собора в Рязани

Одной из самых интересный вещей в храме, безусловно, является 27 метровый иконостас. Резной шедевр изготовлен руками выдающихся мастеров из артели Сергея Христофорова. Стоит отметить, что резьбу делали в едином художественном стиле с орнаментами на фасадах собора.

Иконы для иконостаса писал Николай Соломонов и его подручные. В XIX веке они зачастую переписывались, в результате чего их пришлось восстанавливать, снимая слои более поздних записей.

В 1701 году на иконостас нанесли позолоту лучшие московские мастера-позолотчики.

Иконостас имеет восемь ярусов — семь «основных» и один «дополнительный», включающий в себя крест и ряд икон с изображениями Страстей Господних.

успенский собор рязани раскраска

Святыни Успенского собора

Как добраться до Успенского собора Рязанского Кремля

От Рязанского автовокзала можно доехать на троллейбусе № 1 либо маршрутке № 41, ближайшая к кремлю остановка «Соборная площадь». Если начинать маршрут от ж/д вокзала, то надо будет сперва дойти до Первомайского проспекта, а там, на ближайшей остановке — тем же транспортом.

Также можно воспользоваться приложением для вызова такси: Яндекс.Такси, Maxim, Gett.

Собор находится на территории Рязанского кремля, по адресу: ул. Кремль, 14.

Успенский собор в Рязани на панорамах Google Maps

Источник

Российские древности: Успенский собор в Рязани

Если говорить о Рязанском кремле, о двух постройках которого мы уже писали, то, конечно, главные доминанты этого древнейшего места, возвышающегося над речками Трубеж и Лыбедь, — это Успенский собор, главный храм Рязани, и более поздняя колокольня. Об этом соборе и пойдет речь в сегодняшнем выпуске рубрики «Российские древности».

История этого храма началась в 1677 году. К этому времени Рязань уже была большим городом, и ни Архангельский, ни Христорождественский храмы уже не вмещали всех желающих. К тому же в зимнее время в Христорождественском храме становилось невыносимо душно.

Митрополит Иосиф отправил прошение к старшему брату Петра I, царю Федору Алексеевичу, с дозволением снести стоявший рядом с собором Рождества Христова пороховой склад и выстроить большую новую церковь. Разрешение было получено, начался снос «зелейной палаты», и был объявлен, как сейчас модно говорить, тендер на подрядчика нового строительства.

Вид с запада. Фото 2017 года

Конкурс выиграл некий Федор Шаритин «со товарищи», подмастерье каменных дел. Как сообщают источники, в марте 1684 года новый митрополит, Павел, выделил деньги, и получили «каменщики у преосвященнаго и у порядчиков за работу 1250 рублей, да запасу всякаго 300 четвертей, 140 пудов ветчины и прочая. А стать им к тому делу в 15 день и сделать оное в три годы». Как водится на Руси, в три года не получилось, но через восемь очередной митрополит, Авраамий, с радостью докладывал своему начальству и новым государям, Иоанну и Петру Алексеевичам, что «соборная церковь постройкой окончена, своды сведенны и шеи, где быть главам, до половины сделаны…»

Лучше бы он немного повременил: в апреле того же 1692 года огромный собор рухнул, попутно развалив и надвратную церковь соседнего Спасского монастыря. Пришлось писать невеселые новости царю, получать нагоняй от патриарха и объявлять новые торги. В январе 1693 года пришлось позвать спасать положение зодчего с именем — одного из создателей так называемого нарышкинского барокко, архитектора Якова Бухвостова. Торги были объявлены 18 января, и Бухвостов, за которым уже к тому времени числились стены и надвратная церковь Новоиерусалимского монастыря, приехал и выиграл подряд. И начал строить грандиозное здание.

Вид с востока. Впереди — Архангельский собор

Любопытно, что с постройкой собора связана самая настоящая детективная история: в том же 1693 году Яков выиграл еще один тендер — у боярина Шереметьева на постройку в селе Уборы церкви. И, естественно, вторую не выстроил в срок. В Рязань приезжали сыщики от боярина, Бухвостов убегал, потом его даже поймали, посадили в тюрьму и присудили бить кнутом, но Шереметев понял, что так он точно не получит церкви, и сам же распорядился освободить зодчего. В любом случае, в итоге мы имеем два замечательных шедевра: в Рязани и в подмосковных Уборах.

Рязанский собор был достроен в 1699 году. Постройка получилась огромной: высота собора (без подклета) до карниза примерно 28 метров, в ширину 31 и в длину 45, с галереями — 41 метр в ширину и 56 метров в длину, а толщина стен — до 2,4 метра.

Одно из окон собора

Артель резчиков под руководством Сергея Христофорова изготовила для собора огромный семиярусный иконостас. Иконы для него писал иконописец Николай Соломонов с помощниками. Собор, как и положено барочному зданию, украсили белокаменной резьбой. 15 августа 1702 года митрополит Стефан — четвертый митрополит в истории создании храма — освятил его во имя Успения Богородицы. Так появился символ современной Рязани, уже разменявший четвертое свое столетие.

Источник

По святым местам Рязани. Часть 1

Один из древнейших городов России с более чем девятисотлетней историей. Центр одной из старейших епархий Русской Православной Церкви, известный своими старинными храмами и монастырями. Благословенная земля, на которой подвизалось множество святых: их в местном соборе — около ста. Всё это — Рязань, и в путешествие по её святым местам я приглашаю читателя.

Столетьями взрастают города

Сначала сделаем небольшой экскурс в прошлое. Исторически известны две Рязани. Первая, Старая, возникла на правом берегу Оки в XI веке и в последующие два столетия была одним из крупнейших древнерусских городов. Располагалась она в 65 км юго-восточнее современной Рязани. История старого города трагична: он был полностью уничтожен монголо-татарами в 1237 году. Всё, что осталось от столицы рязанского княжества, — это городище, поле, окружённое валами, а рядом — село под названием Старая Рязань.

Вторая, современная, Рязань сначала именовалась Переяславлем-Рязанским. История этого города ведётся также с XI века. Именно сюда, на обжитые берега притоков Оки Трубежа и Лыбеди, после сокрушительного набега монголо-татар был перенесён княжеский двор. Ещё раньше в Переяславль перешла епископская кафедра. Вокруг неприступной кремлёвской крепости стал развиваться новый центр рязанского княжества. В 1521 году город вошёл в состав единого Российского государства. А в 1778 году был переименован в Рязань — в память о первоначальной княжеской столице, и создана Рязанская губерния. Некогда пограничные земли стали центральной провинцией Российской империи. А современная Рязань входит в тридцатку крупнейших городов страны.

Начинается земля, как известно, от Кремля

Самое древнее место Рязани — кремль. Здесь, на высоком холме при слиянии рек Лыбеди и Трубежа, в XI веке начинался Переяславль. Сегодня с юго-западной стороны холма виден древний земляной вал XIII-XVII веков, на котором когда-то находились стены и башни кремлёвского оборонительного укрепления.

На территории рязанского кремля остро чувствуешь близость истории, к которой можно буквально прикоснуться. И всевозможные перестройки, новшества и приметы современности не могут заглушить это ощущение очевидной связи с прошлым. Кремль — место древнее и место святое. По его тропинкам ходили великие князья и простой люд, здесь ступали ноги святых, ныне прославленных и почитаемых Православной Церковью. Тут происходили удивительные исторические события.

А начинается путь к кремлю через каменный арочный Глебовский мост, ведущий к Соборной площади. Когда-то мост был деревянным и находился над крепостным рвом, соединяя неприступный кремль с остальной частью города.

Своё название мост получил от древней Глебовской башни рязанского кремля, на месте которой в XIX веке была построена соборная колокольня. Шпиль её виден издалека: это самое высокое (86 м, а шпиль — почти 25 м) сооружение на территории крепости и уникальная для российских городов колокольня в стиле классицизма. Даже снизу, с земли, хорошо видны установленные на третьем ярусе скульптуры архангелов с трубами. Это не просто украшение колокольни, это — напоминание нам о неизбежности Страшного Суда и будущем воскресении мёртвых.

Ансамбль рязанского кремля включает в себя множество церковных и светских сооружений. Часть из них занимают музейщики. А вот два крупнейших собора несколько лет назад были переданы Рязанской епархии, и здесь можно абсолютно беспрепятственно побывать на богослужениях и приложиться к великим святыням.

Православные паломники стремятся в первую очередь в кафедральный Христорождественский собор кремля, ведь именно здесь покоятся под спудом мощи первого местного святителя, Василия Рязанского (об этом удивительном святом расскажу особо чуть позже). Внешне храм выглядит гораздо более поздним, чем соседний Успенский. Но это впечатление обманчиво: Христорождественский собор почти на три века старше, он был заложен рязанским князем Олегом Ивановичем ещё в конце XIV столетия. А внешняя «молодость» храма объясняется многочисленными перестройками на протяжении нескольких столетий, в результате которых храм приобрёл классические, русско-византийские формы.

В истории этих двух соборов, как и в истории самого города, случилось удивительное переименование. Сначала Христорождественский собор назывался Успенским, а переименован был в самом начале XVIII века после сооружения нового большого собора. О Христорождественском храме можно говорить с эпитетом «первый»: первое каменное здание кремля и первый каменный его храм. А ещё — княжеская усыпальница.

Но безбожное советское время затронуло и этот рязанский храм. В 1930 году его закрыли, здесь долго находился архив. А в 2002 году храм был передан Русской Православной Церкви.

Кроме главной рязанской святыни — мощей святителя Василия, в Христорождественском соборе справа и слева от амвона можно поклониться мощам местночтимых святителей XIX века — Гавриила (Городкова) и Мелетия (Якимова). Этих святых разделяют между собой почти полвека, но для обоих рязанская кафедра стала последней, ко времени приезда сюда оба уже были заслуженными архиереями и опытными миссионерами. Святитель Гавриил успешно трудился в Могилёве, возвращая униатов в лоно Православной Церкви: за время его пребывания там к православию присоединилось около 60 тысяч человек. А святитель Мелетий до назначения в Рязань много лет распространял православие среди народов Забайкалья, бурятов и тунгусов, возглавлял Иркутский отдел духовной миссии, был начальником Забайкальской духовной миссии, потом руководил якутской кафедрой.

Оба святителя потрудились и в Рязани. Архиепископ Гавриил, управлявший этой кафедрой в течение двух десятилетий, обновил обветшавший Успенский собор, во время голода ходатайствовал перед властями о снижении цен на хлеб для народа, щедро раздавал милостыню и призывал других к благотворительности. А когда в Рязани свирепствовала холера, он установил совершать особые богослужения и крестные ходы.

Святитель Мелетий провёл в Рязани менее трёх лет, но успел за это время, несмотря на физические недуги, объездить свою епархию и побывать в самых отдалённых её уголках. По его распоряжению, в 1898 году в Рязани прошёл I Миссионерский епархиальный съезд. Владыка особое внимание уделял церковно-приходским школам и воспитанию молодёжи, много и ревностно проповедовал и до последних дней своей жизни служил в Архиерейском доме.

Кроме мощей рязанских святителей, в Христорождественском соборе немало чтимых икон: Пресвятой Троицы с частицей Дуба Мамврийского, многих святых с частицами их мощей (преподобного Серафима Саровского, праведного Иоанна Кормянского, преподобной Евфросинии Полоцкой и других) А на левом клиросе можно приложиться к раке с частицей мощей рязанского первосвятителя Василия.

Святой хозяин Рязани

Я решилась ехать в Рязань, в очередной раз прочитав житие святителя Василия. История жизни этого святого угодника XIII века впечатляюща и вызывает пронзительное чувство трепета и благоговения.

Святителя Василия считают уроженцем муромо-рязанских земель, именно в Муроме он был пострижен в монашество, а потом — поставлен епископом. Ревностный и добродетельный муромский пастырь, заботившийся о народе в тяжёлые годы монголо-татарских набегов, вызвал зависть врага рода человеческого. Так началась открытая духовная война — враг стал устраивать праведнику козни: неоднократно превращался в девицу и на глазах у народа появлялся в окне святительского дома.

Через несколько часов, к вечернему богослужению, владыка был перенесён по Оке в Старую Рязань. По преданию, перед прибытием святителя Василия местный диакон при всех усилиях не мог произнести начальных слов богослужения: «Благослови, Владыко». А потом вдруг провозгласил, что не может начать службу, потому что нужно встретить владыку. Духовенство, бояре и народ поспешили к берегу Оки, где с радостью встретили чудесно плывущего на мантии с образом Богородицы муромского архиерея. Святитель Василий вошёл в храм и возглавил богослужение. Епископская кафедра с тех пор установилась в Рязани, а муромская — была упразднена и никогда не возобновлялась.

Но недолго святитель Василий пребывал в Старой Рязани. Из-за постоянных набегов монголо-татар он решил перенести кафедру в более безопасный Переяславль-Рязанский. По преданию, сюда он прибыл также на мантии с тем же чудотворным образом Божией Матери — по притоку Оки Трубежу прямо к Борисо-Глебскому собору. Произошло это в 1291 году. А вслед за епископом переехал в Переяславль-Рязанский и княжеский двор.

3/16 июля 1295 года святитель Василий преставился ко Господу и был погребён в Борисо-Глебском соборе. Память о чудесном архиерее передавалась в народе из поколения в поколение. Через три столетия, во время смуты начала XVII века, рязанский архиепископ Феодорит решил перенести останки владыки Василия в более защищённое место, в Кремль. Останки оказались нетленными. В 1609 году состоялось их перенесение в Успенский (нынешний Христорождественский) собор. Владыка Феодорит составил житие святителя, хвалебные песнопения ему, повелел написать его икону. Так началось церковное почитание первого рязанского святого угодника.

Каждое утро, перед литургией, в рязанском кремле служат молебен святителю Василию. Да и может ли быть иначе? Ведь он — святой хозяин и главный покровитель города. Хотя молится он, конечно, не только о рязанцах. Я особенно ясно почувствовала это, побывав на молебне в рязанском кремле. Звучало, казалось бы, такое знакомое чтение из Евангелия от Иоанна: «Есть у Меня и другие овцы, которые не сего двора, и тех надлежит Мне привести…» (Ин. 10:16). Но в тот момент эти слова приобрели для меня ещё один смысл: и нас, приехавших сюда москвичей, и всех других «овец не сего двора» не оставит своими молитвами милостивый рязанский угодник. Так что, где бы мы ни находились, все мы, сердцем прилепившиеся к святителю Василию, — его паства.

Это главный памятник кремля и один из символов Рязани (см. фото). Построен был собор как новый летний храм в 1693-1699 годах крупнейшим русским зодчим Яковом Бухвостовым. Это он был архитектором знаменитого московского храма в честь Троицы Живоначальной в Троице-Лыкове, стен и надвратного храма подмосковного Новоиерусалимского монастыря и других построек в стиле «нарышкинское барокко». Но Успенский собор в Рязани — особое достижение Бухвостова: сооружение высотой 72 м и площадью 1600 кв. м превзошло по своим размерам храмы того времени, включая и столичный собор Василия Блаженного и Успенский собор Московского Кремля. Это самое большое и самое значительное сооружение в стиле «нарышкинское барокко». Так что если о Христорождественском соборе можно говорить с эпитетом «первый», то к Успенскому вполне приложим эпитет «самый».

На стенах храма хорошо сохранилась ажурная белокаменная резьба: это тоже уникальная черта собора. Железные кованые двери с причудливыми узорами. А ещё здесь можно увидеть искусный старый семиярусный (один из самых высоких в России) иконостас XVII века, выполненный артелью резчиков под руководством Сергея Христофорова. Все иконы были написаны последователем Симона Ушакова Николаем Соломоновым с учениками. Некоторые образы сейчас, правда, полустёрты или почти полностью стёрты. И всё же иконостас, как и всё пространство Успенского собора, создаёт то самое ощущение прикосновения к древней, многое видевшей святыне.

Да, многое видел на своём веку Успенский собор. В самом начале XIX столетия из-за ветхости и трещин его даже хотели снести, но потом всё-таки оставили и обновили. После 1917 года собор закрыли большевики. Сначала безбожники использовали его как планетарий, показывая «астрономические сеансы», а потом устроили здесь музей. В 1992 году, наконец, собор передали Рязанской епархии.

Теперь в летнее время здесь проходят богослужения и пребывают многие святыни. Самая главная, конечно, — часть Ризы Господа нашего Иисуса Христа в специальном ковчеге. Летом в соборе можно приложиться к мощевикам с частицами мощей множества рязанских и муромских святых и киево-печерских святых. Слева близ северных врат стоит большая икона первосвятителя Василия Рязанского, перед которой служат утренний молебен. Есть большие образы Божией Матери «Всецарица» и пяти местных святых — благоверных князей Константина, Михаила, Феодора Муромских и Петра и Февронии Муромских, икона праведной блаженной Матроны Московской с частицей её мощей и образ местночтимой блаженной Матроны Анемнясевской.

Здесь обязательно нужно побывать на богослужении. Пусть в «холодном» соборе (Христорождественский называют «тёплым») проносится ветерок, молитва в древнем святом месте перед высоким старинным иконостасом — особая. Что-то здесь происходит: словно вечность вступает в свои права, объединяя прежние и нынешние поколения, древние и новые святыни.

А летним вечером хорошо погулять по кремлёвским тропинкам, полюбоваться на окрестности с высокого берега Трубежа. Ближе к закату виды меняются в течение нескольких минут. Только что, казалось, небо было ещё светлым, а теперь на нём появилась сероватая дымка, и живописный пейзаж приобрёл таинственную задумчивость. Эту картину замечательно дополняет блистающий перламутровыми оттенками пятиглавый храм Спаса на Яру, памятник посадской архитектуры конца XVII века.

В тишине уходящего дня
Суета уплывает рекою.
И в небесную высь устремясь,
Город тайны незримо откроет.

Воспоют гимн Творцу купола,
Им мечтательный Трубеж завторит.
И душа, осмелев, ликовать
Будет в чудно явившемся хоре*.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *