успенский собор трифонова монастыря

История

успенский собор трифонова монастыряМужской Вятский Трифонов монастырь в честь Успения Божией Матери Вятской епархии

Становление и первый расцвет

Обитель стала одной из первых в Вятском крае. Ее основал выходец из архангельских крестьян преподобный Трифон Вятский. По его предложению жители 5 вятских городов написали царю Иоанну Васильевичу челобитную с просьбой о создании монастыря. В июне 1580 года царь дал преподобному грамоту на строительство обители и отвел для нее землю старого городского кладбища с двумя ветхими церквями. Также царь пожаловал вятский монастырь «безданно и безоброчно» селами и деревнями с людьми, пашнями, лугами и озерами. Его сын благоверный царь Феодор Иоаннович в знак особого благоволения отправил в дар вятской обители двенадцать подвод с иконами, книгами, ризами и разной церковной утварью. Даровал он монастырю и богатые земельные владения, в частности, Вобловицкую волость и незаселенные земли в Казанском уезде, где было впоследствии основано селение Полянки (Вятские Поляны). Пустующие земли монастырь заселял крестьянами из Вобловицкой волости, способствуя освоению обширного малозаселенного края.

Богатые пожертвования и доходы с земель позволили преподобному Трифону построить в монастыре 4 храма. Первый храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы был сплавлен по реке Вятке из города Слободского. Через некоторое время был построен второй, более вместительный, Успенский собор. Затем последовали Иоанно-Предтеченский и надвратный Никольский храмы. К началу XVII века были также построены 14 келий для монахов, колокольня, хозяйственные постройки — погреба, житницы, поварня с хлебней и квасоварня. Монастырь был обнесен деревянной оградой, имевшей с северной стороны два входа, один из которых назывался Святыми вратами. С восточной стороны Успенского собора стояла деревянная часовня над ключом. За монастырскими стенами располагались конюшенный и скотный дворы.

Преподобный Трифон ввел строгий общежительный устав, по которому у всех монахов была общая трапеза, имущество, запрещалось винопитие, никто не мог ходить в гости или приглашать к себе гостей. В монастыре ежедневно совершались службы. Такая строгость была не по нраву старшей братии и святого изгнали из обители — лишь в 1612 году, в конце жизни, он смог возвратиться и упокоиться в основанном им монастыре.

С 1600 года настоятели обители носили сан архимандритов. В XVII веке значение первого монастыря Вятской земли росло. Для управления вотчинами посылались старцы, которые основывали новые поселения, привлекали в них крестьян из соседних земель. Помимо хозяйственного освоения края, монастырь вел миссионерскую и просветительскую деятельность. На вотчинных землях строились храмы и часовни, монахи Трифоновой обители основывали новые обители в округе. Обитель стала также культурным и книжным центром Вятской земли — здесь послушники и монахи обучались грамоте, переписывали и составляли новые труды, уже в начале века сложилась богатая библиотека с более чем 140 книгами.

Значительные средства позволяли обители быстро восстанавливать постройки после пожаров и начать дорогостоящее каменное строительство. В 1684-1689 годах на месте деревянного был воздвигнут каменный Успенский собор. Главные работы по возведению каменного ансамбля пришлись на начало XVIII века — в камне были построены в 1692-1695 годах Святые ворота с надвратной Никольской церковью; в 1711-1717 годах Трехсвятительская церковь; в 1714 году колокольня; в 1717-1725 годах Братский корпус; в 1719 году Настоятельский корпус; в 1728 году Благовещенская церковь; в тот же период были возведены ограды с башнями.

успенский собор трифонова монастыря

Синодальный период

Обширная программа монастырского каменного строительства пришлась на переломный период реформ царя Петра I. Был резко ограничен доступ в монашество, обитель была обложена государственными повинностями (в частности, содержать за свой счет престарелых солдат и инвалидов), монастырь стал местом отбывания епитимии для мирян и духовного сословия. Доходы вотчин шли в государственную казну, монастырь пустел и беднел. В середине столетия по монастырским вотчинам прокатилась волна крестьянских восстаний. На исправление ветхостей часто не оставалось средств, что вынуждало монастырские власти не раз обращаться за помощью в правительство. При секуляризационной реформе в 1764 году монастырю была положена ежегодная выплата в 770 рублей за конфискованные государством земли, обитель была определена штатной второклассной [1]. Вдобавок монастырь сильно пострадал от частых пожаров.

Состояние обители во второй половине XVIII века ухудшилось настолько, что пришлось при входных вратах и в церквях во время службы открыть сбор пожертвований на содержание штата. Чтобы поправить материальное положение, монастырские власти утвердили крестные ходы с чудотворными иконами Успения Божьей Матери и Николая Можайского. Это, вместе с купеческими вкладами, позволило не только содержать в порядке монастырские здания, но и оказывать помощь другим. С 1744 по 1794 год в монастыре размещалась славяно-латинская школа, преобразованная впоследствии в духовную семинарию. Затем, после переезда семинарии на Архиерейскую дачу, в стенах монастыря оставалось ее общежитие.

С воцарением императора Павла I монастырю были возвращены его лучшие земли, дарованы новые льготы. В середине XIX века архимандрит Амвросий (Красовский) ввел практику сдачи в аренду монастырских земель — это позволило ему улучшить материальное положение обители и построить в 1856 году пансион для воспитанников семинарии и духовного училища. Около того же времени при монастыре была организована школа для городских детей. Указом 23 января 1868 года настоятелями монастыря были определены викарные епископы Сарапульские, а с 1889 года — викарии Глазовские. В 1880-х годах в обители жил преподобный Стефан Филейский, что способствовало оживлению духовной жизни.

К началу XX века монастырь был благоустроен но немногочислен и небогат земельными угодьями, основные доходы получал от сдачи квартирантам домов в городе. В 1894-1896 годах были отремонтирован Успенский собор, в начале XX века — также Никольский надвратный, Трехсвятительский и Благовещенский храмы. К 1912 году монастыре было повсеместно проведен водопровод, перекрыты крыши, построены два новых дома под квартиры, для богомольцев устроена под братским корпусом «странноприимница».

Закрытие в советские годы

21 сентября 1918 года по распоряжению советской власти монастырь был ликвидирован, причем иноки были высланы в Пермскую губернию еще в конце августа-начале сентября того года. В стенах обители разместились госпиталь, склад изъятых церковных ценностей, советско-партийная школа. Под угрозой закрытия оказались все монастырские храмы. Только благодаря активной деятельности Юлии Лавровской в декабре 1918 года была организована община, в ведение которой перешло имущество монастыря. На 1921 год в обители еще держалась православная община под руководством исповедника владыки Виктора (Островидова). Но в 1923 году обновленцы при поддержке официальных властей захватили Успенский собор, а другие монастырские храмы были переданы различным организациям.

В 1929 году Успенский собор был окончательно отобран у верующих. Монастырские колокола были отданы на переплавку. Вещи и богослужебные предметы из храмов были проданы или переданы Губернскому музею и Архивбюро. Как «лом драгметаллов» была сдана государству серебряная рака святого Трифона. В церквях, за исключением Успенского собора, были уничтожены иконостасы. Та же участь постигла деревянную часовню над источником. Было осквернено и уничтожено монастырское кладбище. В 1935 году была разобрана колокольня и часть монастырской ограды. Началась перестройка монастырских храмов и зданий. В 1942 году были разобраны на кирпич угловые башни и южная стена.

В храмах и монастырских постройках разместились архивохранилище, прачечная, столовая, хлебопекарня, обувная мастерская, различные учебные заведения, общежитие, коммунальные квартиры. В послевоенные годы здесь, кроме того, находились проектная контора, планетарий, курсы повышения квалификации работников культуры, отдел краеведческого музея, реставрационные мастерские. Значительную часть территории монастыря занимали литейный и чугунный цеха Электромеханического завода.

Начиная с 1940-х годов верующие начали обращаться к властям с просьбой вернуть им Успенский собор. Они предлагали на собственные средства отреставрировать разрушающиеся храмы монастыря, а для архива купить другое здание и перенести в него все архивные дела. На все прошения верующих власти отвечали что «собор занят и о его передаче не может быть и речи

Монастырские постройки быстро разрушались. Восстановительные работы начались только в 1950-е годы, но до 1980-х годов эта работа велась фрагментарно. Так, здание Успенского собора не отапливалось, стекла были выбиты, архивные дела и стены покрывались слоем влаги и плесени, а зимой — изморозью и льдом. В 1980-е годы силами Кировских реставрационных мастерских была отреставрирована Трехсвятительская церковь, восстановлена Юго-восточная башня, воссозданы южный участок ограды с воротами, Северо-западная башня, поварня.

успенский собор трифонова монастыря

Возрождение

В 1988 году, после провозглашения политики перестройки и гласности, в обществе встал вопрос о дальнейшей судьбе монастырского ансамбля. В поддержку открытия собора было собрано более 12 тысяч подписей. В апреле 1989 году Успенский собор был передан Кировской епархии в безвозмездное пользование, а в августе 1991 года Кировский облисполком принял постановление о передаче всего ансамбля монастыря епархиальному управлению. Вскоре после этого был освящен Успенский собор, который стал кафедральным храмом епархии. Через месяц, 25 сентября 1991 года, Священный Синод благословил открытие Свято-Успенского Трифонова мужского монастыря.

После передачи монастырского ансамбля в ведение епархии были отреставрированы палаты настоятеля и братский корпус (в котором разместились Епархиальное управление и Вятское духовное училище), восстановлена колокольня, срублена надкладезная часовня. К визиту патриарха Алексия в 1994 году был заново расписан Успенский собор, восстановлен иконостас, купола покрыты медью и т. д. Была восстановлена Никольская надвратная церковь, благоукрашен прилегающий участок, начались работы в Благовещенской и Трехсвятительской церквях. В 2004 году на пожертвования благотворителей был отлит колокол весом 3,5 тонны – в то время самый большой в епархии.

успенский собор трифонова монастыря

Статистика

Источники:

Кустова, Елена, «История Вятского мужского Успенского Трифонова монастыря,» Вятка, 2009;

Источник

Свято-Успенский Трифонов монастырь (Киров)

Мiръ Россия Кировская область Киров Свято-Успенский Трифонов монастырь (Киров)

Успе́нский Три́фонов монастырь

успенский собор трифонова монастыря

(Вятский Во Имя Успения Пресвятой Богородицы Трифонов монастырь) — мужская обитель во имя Успения Пресвятой Богородицы в российском городе Кирове (бывш. Хлынов, Вятка). Монастырь основан святым Трифоном Вятским

в 1580 году. Архитектурный ансамбль монастыря имеет статус федерального памятника архитектуры. Здесь расположен кафедральный собор Вятской и Слободской епархии — Успенский собор, построенный в 1684-89 гг. (старейшее здание Кирова).

Содержание

История [ править ]

Основан в 1580 году (грамота царя Ивана Васильевича от 2 июня (11 июня) 1580 года) преподобным Трифоном Вятским, пришедшим сюда из чусовских владений солепромышленников Строгановых, на южном берегу Засорного оврага, на месте двух древних кладбищенских церквушек. Сначала он поставил деревянный храм во имя Благовещения, а около 1599 г. — уникальную деревянную Успенскую церковь с 6 разновысокими шатрами.

Рядом с обителью уже вскоре выросли 2 монастырские слободки — малая, за монастырём, которую назвали Кикиморской, и большая, у самого монастыря, которую часто поэтому называли Заоградной. В течение первого века своего существования Успенский монастырь оставался деревянным и полностью сохранил свою первоначальную планировку, живописно дополняя силуэт города. В последующем столетии деревянные монастырские храмы, ограда, хозяйственные постройки и жилые здания постепенно были перестроены в камне.

Среди детей боярских, служивших в XVII—XVIII вв. на архимандритском дворе, известны фамилии Холуевых, Вепрёвых и др. В 1856-57 гг. в монастыре проходил послушание будущий святитель Мелетий (Якимов).

Монастырский некрополь был уничтожен в 1930-е годы. В конце XX в. на территорию монастыря стали свозиться старинные надгробные памятники, преимущественно с разрушенного городского Богословского кладбища.

Современное состояние [ править ]

В 1988 году, после провозглашения политики перестройки и гласности, в обществе встал вопрос о дальнейшей судьбе монастырского ансамбля. В поддержку открытия собора было собрано более 12 тысяч подписей. В апреле 1989 году Успенский собор был передан Кировской епархии в безвозмездное пользование, а в августе 1991 года Кировский облисполком принял постановление о передаче всего ансамбля монастыря епархиальному управлению. Вскоре после этого был освящен Успенский собор, который стал кафедральным храмом епархии. Через месяц, 25 сентября 1991 года, Священный Синод благословил открытие Свято-Успенского Трифонова мужского монастыря.

После передачи монастырского ансамбля в ведение епархии были отреставрированы палаты настоятеля и братский корпус (в котором разместились Епархиальное управление и Вятское духовное училище), восстановлена колокольня, срублена надкладезная часовня. К визиту патриарха Алексия в 1994 году был заново расписан Успенский собор, восстановлен иконостас, купола покрыты медью и т. д. Была восстановлена Никольская надвратная церковь, благоукрашен прилегающий участок, начались работы в Благовещенской и Трехсвятительской церквях. В 2004 году на пожертвования благотворителей был отлит колокол весом 3,5 тонны – в то время самый большой в епархии.

Источник

Приход кафедрального собора

успенский собор трифонова монастыря

2021 год для верующих жителей Вятки ознаменован 30-летием возрождения Трифонова мужского монастыря. Ровно 30 лет назад – 25 августа 1991 года был освящен Успенский кафедральный собор Трифонова монастыря, возрожденный после безбожия советских лет.

О жизни прихода кафедрального собора сегодня и многом другом нам рассказал председатель приходского совета Свято-Успенского кафедрального собора диакон Андрей Емельяненко.

— Отец Андрей, скоро пять лет как Вы трудитесь председателем приходского совета Свято-Успенского кафедрального собора, расскажите, пожалуйста, о наиболее ярких событиях приходской жизни, которые Вам запомнились за это время.

События в жизни прихода Свято-Успенского кафедрального собора тесно связаны с богослужениями всего года, являются отражением церковной жизни прихода, и мы готовимся к ним ежегодно в соответствии с церковным календарем.

В августе церковный год завершился Успением Пресвятой Богородицы – престольным праздником нашего храма, а в сентябре уже вновь встречаем большой двунадесятый праздник – Рождество Пресвятой Богородицы, затем в октябре традиционно будем праздновать День памяти преподобного Трифона Вятского – основателя обители. В этом году в кафедральном соборе совершались особые торжества – 26 сентября проходили праздничные богослужения в честь десятилетия Архиерейского служения митрополита Марка в Вятской Епархии, в этот день Владыке исполнилось 60 лет.

Всегда радостными событиями в жизни прихода являются встреча таких праздников как Рождество Христово, Крещение Господне, встреча Пасхи Христовой, и поскольку собор у нас кафедральный, то богослужения совершаются по-особому торжественными – архиерейским чином, а церковные песнопения звучат в исполнении Архиерейского хора.

И конечно, особой честью для прихода стало то, что по благословению Владыки Марка из стен Успенского собора Трифонова монастыря ежегодно совершается Великорецкий крестный ход. А в 2017 году после богослужений на реке Великой наш храм посетил Святейший Патриарх Кирилл.

— Какие задачи Вы перед собой ставили, что удалось претворить в жизнь, что пока осталось в планах?

— На попечении прихода находится Свято-Успенский собор – являющийся как бы закладным камнем Трифонова мужского монастыря.

Любой храм нашей Церкви, это то место, где человек имеет возможность соборно помолиться, поучаствовать в богослужениях, заказать требы – встретиться с Богом и его благодатью, и это самая главная функция собора. Исходя из этого, выходят и все остальные задачи, возложенные на меня и на всех сотрудников прихода, служащие тому, чтобы, в меру своих сил, помочь человеку встретиться в стенах храма с Богом или как минимум не помешать этой встрече.

Если говорить о деятельности именно как председателя приходского совета, то передо мной стоят, в первую очередь, хозяйственные и финансово-экономические вопросы, требующие ежедневного исполнения. Прежде всего в задачи входит следить за тем, чтобы собор имел крепкие стены и кровлю, любой человек смог прийти в часы работы собора, в соборе была чистота и порядок, чтобы в этом месте человек мог участвовать в богослужениях и подумать о своей душе, а какие-то внешние факторы в этот момент ему не мешали. Для этого мы по возможности стремимся создать особую красоту, порядок, благолепие. Накануне праздничных богослужений: украсить собор цветами, навести чистоту на территории и в соборе, а также обеспечить, чтоб было все необходимое для совершения богослужений: ладан, церковное вино, просфоры и т.д.. Все эти задачи должны решаться с постоянной регулярностью, так как службы у нас совершаются каждый день в течение всего года.

На приходе проводится много работ по содержанию храма и территории, включая ее уборку, проведение косметического ремонта и т.д., но некоторые вопросы приходится решать кардинально. Так получилось с купелью, что находится на источнике преподобного Трифона, туалетом и центральной клумбой. Здания и внутренние помещения сильно обветшали, и требовались сложные восстановительные работы.

— Действительно, особой радостью не только для прихожан, но и для многих жителей города Кирова стало восстановление купели, расположенной на территории Трифонова монастыря. Расскажите, как приходу удалось обновить купель, где найти на это средства?

— Слава Богу, Господь посылает не равнодушных людей имеющих желание и возможность оказать помощь приходу. Один из наших прихожан откликнулся, выделил средства. С Божьей помощью удалось найти людей, разработавших проект и воплотивших его. Что-то корректировалось, но в целом проект реконструкции купели был выполнен, как планировался. Украшением купели стала икона Пресвятой Богородицы «Скоропослушница», ведь в купель приходят окунуться и получить помощь, именно с этой просьбой благотворитель обратился к правящему архиерею и владыка Марк благословил установить этот образ Пресвятой Богородицы.

Купель действительно важна и не только для прихожан, но и для всего города. Есть много людей, которые постоянно приходят окунуться в любую погоду, в любое время года, неважно снег или дождь, зима или лето. Купель открыта для посещения круглогодично с 7-00 до 19-00 кроме понедельника, в этот день проводится санитарная уборка. Господь приводит в храм каждого своими путями, кто-то, окунувшись в водах святого источника, получает благодатную помощь, поэтому хорошо, что у нас есть такая возможность – окунуться и при этом попросить помощи у преподобного Трифона и Пресвятой Богородицы. Важно чтоб мы не забывали, что мы приходим в освященное место, с верой и любовью к Богу и его святым и должны помнить о благочестии при посещении купели. По вере вашей, да будет вам.

— Некоторые из паломников делились впечатлениями, что в Дивеево ощущается, что Божия Матерь рядом. Кафедральный собор освящен в честь Успения Пресвятой Богородицы, приходилось ли Вам ощущать покров, заступничество или присутствие Заступницы Усердной?

— С какими сложностями приходится сталкиваться при возрождении древней обители?

— Трифонов монастырь стараемся содержать в надлежащем состоянии: поддерживаем чистоту, проводим текущий ремонт, чтобы сохранить храм в том виде, в каком он был, когда в этих стенах еще молились наши предки.

Нынешнее лето было теплым, благодаря чему нам удалось побелить весь фасад Свято-Успенского кафедрального собора. Он давно уже требовал к себе внимания, поскольку был побелен более тридцати лет назад, когда монастырь возвращали Церкви. И из-за сырости во многих местах с годами побелка отошла. Понятно, что погода у нас не способствует этим работам, в сырую погоду белить не станешь. Но нынче сделать это удалось. В работах участвовала специально приглашенная бригада мастеров, и по специальной технологии побелка всего собора была произведена буквально за месяц. Слава Богу, погода благоволила, средства на это нашлись, и все удалось сделать быстро и качественно.

— Отец Андрей, есть ли на приходе команда трудников – люди, на которых можно опереться при решении вопросов, касающихся выполнения ежедневной работы в заботе о приходе?

— Кадровый вопрос, это наверно, ахиллесова пята любой организации или компании. И у нас периодически возникает эта проблема. Многие вопросы благоустройства мы пытаемся решить своими силами, поэтому без сплоченной команды никак не обойтись. Уборка территории, строительные работы, покос, уборка снега и т.д. – все делаем своими силами. Да, среди сотрудников есть мастера на все руки. Этим летом практически своими силами в просфорню был проведен водопровод. Починили также забор у купели. Там сложный грунт, много подземных источников, которые питают купель, вода подступает близко к поверхности почвы, поэтому изначальная конструкция спустя десятилетия начала разрушаться. Наши трудники восстановили ограждение, местами воспроизвели кирпичный забор, на некоторых участках поставили деревянный – сделали то, что на данный момент по силам и средствам.

В большинстве случаев это коллективная работа, можно многое сделать, если коллектив сплочен и трудится не только за зарплату, но и для спасения своей души. В коллективе есть те, кто задает высокую планку исполнения своих обязанностей и своим примером показывает, как надо делать. Это конечно заведующий хозяйством Николай Богданович Ижик – мастер на все руки и очень ответственный человек, казначеи прихода Елена Юрьевна Блинова, Ксения Викторовна Криницына и еще можно назвать очень много людей, добросовестно, со страхом Божиим выполняющих свои обязанности и помогающие приходу расти и развиваться.

— Вопросы безопасности как решаете?

— В каждом храме на территории монастыря дежурят охранники, которые выполняют функцию соблюдения безопасности, некоторые из них работают круглосуточно, сменяя друг друга по графику. Кроме того, на территории монастыря расположены средства видеофиксации.

Все требования безопасности, которые предъявляют к нам МЧС, МВД стараемся выполнять. Мы это обязаны делать, поскольку приход является юридическим лицом, но помимо обязательств есть понимание, что безопасность людей в храме – превыше всего.

Что касается соблюдения правопорядка во время соборных (массовых) богослужений, мы всегда с благодарностью относимся к помощи силовых структур, когда сотрудники МВД и МЧС, а также представители казачества несут дежурство по соблюдению правопорядка. Так, в праздник Крещения Господня, на Рождество, Пасху, а также со 2 и 3 июня в канун выхода Великорецкого крестного хода территорию прихода в короткий промежуток времени посещают тысячи людей, поэтому в такие моменты ради всеобщей безопасности мы благодарны любой помощи в этом вопросе со стороны полиции, спасателей, казаков и конечно, всем христианам, приезжающим к нам на праздник.

— Действительно каждый год 3 июня из Успенского собора Трифонова монастыря начинается молитвенное шествие с Великорецкой иконой святителя Николая, и на территорию Трифонова монастыря прибывают тысячи паломников, каким образом приход готовится к этому событию и встрече гостей соответственно?

— О вопросах соблюдения безопасности уже сказал. Конечно, важна духовная составляющая события. Нужно позаботиться, чтобы было достаточное количество просфор, на котором совершается богослужение архиерейским чином; чтобы всем верующим, молящимся утром 3 июня на территории обители, были хорошо слышны произносимые духовенством молитвы, песнопения хора; чтобы верующие имели возможность с вечера исповедоваться; безопасно приложиться к иконе.

Кроме того, многие паломники приезжают уже 2 июня, а также остаются с 8-го на 9-е июня в соборе в ожидании своих поездов, поэтому двери Успенского собора в эти числа открыты круглосуточно. А вечером 2 июня для гостей, с привлечением благотворителей, организуем ужин.

— Возле входа на территорию Трифонова монастыря ежедневно можно встретить людей, просящих милостыню, бывают ли среди них те, кто хочет заработать копеечку?

— Для некоторых из них такой образ жизни может быть своеобразной работой. Спеша утром на службу, приходилось наблюдать, как люди из соседнего дома прямо со стульчиком идут к монастырской арке на дежурство, чем и кормятся, но бывают и исключения. Иногда бывают случаи, когда человек попросится поработать при монастыре во Славу Божию или потрудиться и заработать копеечку для своих нужд. В зависимости от ситуации и возможности стараемся помочь, но на приходе есть свои трудники и не всегда есть возможности трудоустроить человека. Поэтому если кто-то решил помочь нуждающемуся человеку в конкретный момент его жизненной ситуации, то он делает это исходя из своих личных возможностей.

Что касается участия прихожан, то в большинстве своем это пожилые люди или молодые семьи с маленькими детьми и наверно у них не всегда есть возможность поучаствовать в делах прихода.

Тем не менее, многие женщины накануне церковных праздников и во время служб заботятся о порядке в храме, следят за подсвечниками, чистотой икон. А вот что касается работ по уходу за территорией, то желающих помочь практически нет, но мы всегда рады любой помощи.

— У Успенского собора не так давно появилась паломническая служба с регулярными экскурсиями и поездками по храмам города, всей Вятской Митрополии и даже по святым местам России – это делание оказалось востребовано среди прихожан?

— Паломническая служба создавалась для того, чтобы не только наши прихожане могли ездить по святым местам Вятской Митрополии и России, но чтобы и к нам могли приезжать христиане других регионов – посетить храмы Трифонова мужского монастыря, Великорецкого подворья и других мест нашего края, больше узнать о нашей истории и подвижниках земли Вятской. Поэтому помимо поездок в другие города и села, организованы экскурсии по обители с выездами в Великорецкое подворье, а также обзорными экскурсиями по храмам города Кирова и Кировской области.

К сожалению, в отличие от некоторых других монастырей, таких, например, как Дивеево, Оптина и других, мы не можем разместить приехавших издалека на несколько дней и предоставить им возможность проживания на территории монастыря. На данный момент паломнического центра нет, но мысль есть. Как Господь благословит.

— Каков был Ваш путь к вере, к Богу?

— Мой путь был достаточно продолжительным. В советские годы в нашей семье, как и во многих других, не говорили о церкви, о Боге. При этом, когда гостил у бабушки с дедушкой, помню, что у них дома находились иконы, но я тогда был еще слишком маленький, чтобы задаваться вопросами о духовной жизни, а потом они ушли. Но всегда у нас мама на Пасху пекла куличи, мы ходили на кладбище, в праздник Святой Троицы застилали пол чабрецом. Родители были в полной мере жителями советской эпохи и конечно верили той пропаганде безбожия, которая насаждалась в те года.

Так сложилось, что первые сознательные мысли и шаги на пути к вере у меня произошли при разговорах с соседом. Господь его к вере приводил достаточно необычным способом, вначале через интерес к астрономии, а затем к изучению Священного Писания и творений святых отцов. Все происходило очень быстро, часто не понятно и с классическими ошибками свойственными неофитам. Но благодаря этому общению, я познакомился с Евангелием, потом он дал мне почитать сочинения святителя Феофана Затворника и как-то я иногда стал ходить в храм.

Чтение православной литературы (в основном это были перепечатанные на машинке из книг тексты), и разговоры по душам с соседом продолжались, когда я приезжал в отпуск к родителям.

Конечно, за короткое время отпуска воцерковленным человеком не станешь, но именно тогда у меня проявился интерес к православной вере. При этом при посещении храма многие моменты мне все еще казались странными и непонятными. Порой, наблюдая за тем или иным действием верующих в церкви, мне думалось: смогу ли я это сделать? К примеру, подойти за благословением к батюшке, приобщиться к Таинствам. А спустя время уже осознаешь, что и для тебя это нормально, и уже сама душа стремится к этому.

— Расскажите об этапах Вашей жизни. Где приходилось нести воинское, а затем и церковное служение?

— В Нальчике прошло мое детство. Это был особый мир с родителями, друзьями, красивейшей природой. Затем во время воинской службы я оказался в Белоруссии. Там проходила молодость, а в молодости ты всегда полон сил, идей. К тому же Белоруссия – это цивилизация, отличающаяся особой культурой, чистотой. Затем я попал в Забайкалье, а это уже своеобразный край, суровый по нравам и климатическим условиям, в том числе бытовым, когда в декабре на улице минус сорок и в квартирах отключают отопление. Но при этом люди в военном городке были очень отзывчивыми, все приезжие жили сплоченно, выручали друг друга.

Когда приехали сюда на Вятку, я уже имел понимание о церковном укладе, возникла тяга к дальнейшему познанию церковного мира, был некий духовный голод.

Первый храм, который я посетил в Кирове, был Свято-Успенский собор. И первая мысль при входе была мысль о венчании, хотя об этом я раньше и не задумывался. Спустя два года, в 2000-м году мы с супругой в соборе венчались.

Через несколько лет я увидел объявление о библейско-богословских курсах под руководством отца Петра Машковцева и пошел учиться. С интересом слушал священников в течение всех лет обучения. Отец Петр на тот момент служил в Федоровской церкви и пригласил меня помогать на службах в алтаре. Там проходил азы пономаря, алтарника, учился читать без ошибок и т.д..

После увольнения с военной службы, несколько лет работал на мебельной фабрике, ходил в Великорецкий крестный ход, но о работе в храме как-то не задумывался.

А в определенный момент в храме Веры, Надежды, Любови и Софии потребовался заведующий хозяйственной частью, и я пришел туда трудиться, где и проработал завхозом несколько лет. Затем поступил в духовное училище, был рукоположен в диакона и по благословению правящего архиерея, владыки Марка несу послушание уже здесь.

Ранее, проходя службу по контракту, решал много хозяйственных вопросов, в том числе работал на должностях тылового управления, связанных с ведением хозяйственной деятельности воинской части. И не раз я задумался о том, а зачем мне нужно разбираться в разных тонкостях ведения хозяйства. Но когда я оказался на должности завхоза в храме Веры, Надежды, Любови и Софии, я тогда четко осознал, зачем все это было.

— Говорят, офицер в отставке не бывает. Есть ли сходство в служении военного и священнослужителя? Какие навыки, качества военнослужащего, привнесенные за церковную ограду с «поля боя», пригодились в нынешней деятельности?

— Устройство Церкви и армии имеет сходство по организации самой структуры, по соблюдению иерархии, по взаимоотношениям, по каким-то задачам и путям их решения и даже в некотором смысле по духовной составляющей. Если подходить к тому, какие качества требуются офицеру, какие православному человеку, то можно обнаружить много общего. Русская армия, кроме советского периода, всегда воевала с глубокой верой в Бога, жертвенностью и любовью не только к своим, но и к противнику. Оказавшись в церкви, я почувствовал, что оказался в близкой мне по духу среде.

Хотя различий с вооруженными силами много. Ведь эта структура создана людьми, но объединяет церковь и армию служение. Служение не только своему народу, но и Богу, а цель общая – спасение души.

— Отец Андрей, какие замечания и пожелания будут у Вас в адрес клира, певчих, трудников и приходской жизни?

— Любой человек, трудящийся на приходе или при монастыре, он оказался здесь не случайно. Господь его приводит своими путями. Это Господь не только призывает получить здесь хлеб насущный. Бог дает шанс что-то изменить в своей жизни, исправиться, даже если человек пришел просто поработать. Мне приходилось наблюдать, как люди приходят сюда просто работать, при этом Божья благодать касается человека, и он меняется.

Нужно понимать, то, что здесь мы получаем – больше, чем отдаем. Да и вообще вся наша жизнь должна быть неким путем спасения. Наверное, с этой мыслью нужно начинать каждый день, и уж тем более, приходя на работу в храм: буду спасать свою душу, а в конце месяца получу еще кое-что. И тогда, наверное, будет все устраиваться, и будет легко в чем-то проявить терпение, смирение и любовь. Научимся жить по заповедям, материальное само приложится.

— Отец Андрей, спасибо за искреннюю интересную беседу!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *