успенский собор троице сергиевой лавры архитектор
Успенский собор (1585)
Внутреннее пространство Успенского собора поражает величественными размерами и насыщенностью светом. Шесть массивных пилонов размером 3×3 м держат высоко поставленные крестовые своды с пятью глубокими барабанами, оконные проемы которых излучают мощный световой поток. Строители монастырского храма не стали воспроизводить форму цилиндрических столбов кремлевского образца, а вернулись к традиционным русским опорам — пилонам прямоугольного сечения.
Собор был расписан фресками за три с небольшим летних месяца 1684 г. ярославскими и троицкими мастерами под руководством одного из известных иконописцев того времени Дмитрия Григорьевича Плеханова. С именем этого художника связано выполнение целого ряда замечательных росписей, в том числе фресок Архангельского собора в Московском Кремле (1660-1666), Успенского собора в Ростове (1676), Софийского собора в Вологде (1686-1688) и других.
Примечательной особенностью монументальной росписи собора являются многочисленные изображения русских святых княжеского происхождения: благоверных князей Владимира Киевского, Бориса и Глеба, Александра Невского, Михаила Черниговского, Довмонта Псковского, царевича Димитрия и других. Важное место занимают изображения особо чтимых преподобных отцов: Онуфрия Великого, Петра Афонского, Павла Фивейского, Антония и Феодосия Печерских, Зосимы и Савватия Соловецких.
По-видимому, одновременно с фресками был создан резной золоченый пятиярусный иконостас, включающий в настоящее время 76 икон. Большинство икон в иконостасе относится к концу XVII в. Иконы неоднократно поновлялись и находятся под записью XIX в.
Тайная вечеря, 1685 г.
Успение Пресвятой Богородицы. 1585 г.
В середине XIX веке, после засыпки Писаревского пруда в академическом саду северо-восточнее собора, в последнем стала наблюдаться сырость на стенах, появились трещины.
Первая после революции реставрация Успенского собора проводилась в 1940-67 гг., тогда были произведены промывки фресок от поздних клеевых записей, отремонтирован поврежденный сыростью цоколь собора, восстановлены растесанные оконные проемы нижнего яруса, восстановлено первоначальное позакомарное покрытие.
История постройки Успенского собора Лавры
Самый большой на территории Свято-Троицкой Сергиевой лавры храм — Успенский собор — был построен в XVI в. по приказу царя Иоанна Грозного при митрополите Макарии. В «Кратком летописце Свято-Троицкия Сергиевы лавры» сохранилась запись о закладке храма в 1559 году, где есть указание, что царь хотел посвятить собор Святой Троице: «Того ж лета, месяца маия в 19 день, царь и великий князь Иван Васильевичь всеа Русии был у Живоначалныя Троицы в Сергиеве монастыре на празник в неделю пятдесятную, и велел основати церковь во имя Живоначалныя Троицы; а на основание был сам царь государь и великий князь, и з своею царицею великою княгинею Анастасьею и з своими детми: с царевичем со князем Иваном и с царевичем со князем Феодором, и з своим братом с князем Георгием Васильевичем, и с царем Александром Казанским. Да на основание же был владыка Резанской Гурей, преж был игумен у Живоначалныя Троицы; а “заложена церковь” при Троицком Сергиева монастыря игумене Иоасафе и при келаре старце Андреяне Ангелове»[1].
Подробная история постройки собора неизвестна. Постройка собора «стала возможной лишь после того, как восточная линия келий была отодвинута дальше к востоку, то есть к стенам монастыря»[2]. Объяснить связь образования в монастыре большой площади с построением Успенского собора можно двояким образом: территорию очистили специально для постройки нового собора или появившееся пространство, являвшееся пустырем, инициировало постройку собора[3].
Возведение собора длилось 26 лет. Причиной столь длительного строительства является пожар в обители, разоривший монастырь, который случился в 1564 году.
Некоторые исследователи называют еще одну причину — царь Иоанн IV перестал оказывать денежную поддержку монастырю, так как монахи обители осуждали его политику, а именно: введение опричнины. О.С. Ермакова приводит слова царя, в которых выразилось его отношение к монастырю: «У Троицы в Сергиеве благочестие изсякло, ино и монастырь оскудел и не пострижется никто и не даст никто ничего»[4]. Н.Д. Виноградов также считает, что строительство собора приостановилось из-за гнева царя. Его мнение приводит Георгий Александров в своей статье и тут же его опровергает. По словам Александрова, так как опричнина развернула свою активную деятельность только с 1565 года, то к этому времени строительство собора должно было закончиться (Московский Успенский собор строили 4 года). Кроме того, Александров ссылается на многочисленные факты, подтверждающие благоволение царя Иоанна Грозного к Троице-Сергиевому монастырю[5].
Освящен собор был уже при царе Феодоре Иоанновиче 15 августа 1585 года. Освятил собор митрополит Дионисий. Царь и царица присутствовали при освящении собора.
Монастырский Успенский собор был построен по подобию Успенского собора Московского Кремля, возведенного столетием раньше выдающимся итальянским архитектором ХV в. Аристотелем Фиораванти, но в б о льших пропорциях. Как замечает А.Г. Мельник[6], для XVI в. это был единичный случай, чтобы строился храм в б о льших размерах, чем главный собор страны. Связывает исследователь такое допущение с тем, что царь Иоанн IV придавал высокое значение строительству монастырского собора. В.В. Кавельмахер также называет беспрецедентным «столь педантичное копирование одного здания при сооружении другого»[7]. И как предполагает исследователь, ориентируясь на архитектурные элементы Успенского собора лавры и проведя параллельное исследование лаврского и кремлевского соборов, можно реконструировать первоначальный вид архитектуры, принадлежащей Фиораванти, так как за свою историю кремлевский кафедральный собор лишился многих значительных элементов своей архитектуры[8]. И А.Г. Мельник, и В.В. Кавельмахер приводят в своих работах наиболее заметные отличия двух соборов: утраченная западная паперть, боковые порталы и расширенные главные нефы[9], в интерьере: круглые столпы московского собора заменены в монастырском массивными крестчатыми столпами.
После детального анализа архитектуры Успенского храма А.Г. Мельник приходит к выводу, что собор был построен практически полностью «по одному замыслу, под руководством одного архитектора», который сформировался «в традиции раннего итальянского барокко» и являлся представителем «новой волны европейских мастеров, которые появились в России с середины XVI в. по приглашению царя Ивана IV»[10]. Итальянский мастер внес в архитектуру собора элементы, характерные как для древнерусского искусства, так и для раннего барокко.
Другой исследователь архитектуры Успенского собора иеродиакон Иов (Тывонюк) придерживается мнения, что собор был построен русскими мастерами-зодчими[11]. Доказательств, подкрепляющих данное утверждение, иеродиакон Иов не приводит, но ссылается на слова профессора протоиерея Алексия Остапова, называющего мастеров «безымянными».
Руководил строительством Успенского собора Троицкого монастыря иконописец монах Евстафий (Головкин), обладавший незаурядными организаторскими способностями[12].
Сложен собор полностью из кирпича с небольшим добавлением элементов из белого камня[13]. Успенский собор пятиглавый и пятиапсидный, имеет шесть опорных столбов, два из которых находятся в алтарной части, и четыре – в основном пространстве храма.
Первоначально собор имел позакомарное покрытие. На иконе XVII в. собор также показан с позакомарной кровлей. На гравюрах И. Зубова показаны наиболее ранние изображения четырехскатной, еще тесовой, кровли Успенского собора[14]. Кровлю с тесовой на железную заменили в 1751-1752 годах[15]. В 1751-1752 годах полусферические главы были заменены луковичными.
В соборе находятся четыре престола: главный – в честь Успения Пресвятой Богородицы и три боковых – в честь великомученика Феодора Стратилата (святой покровитель царя Феодора Иоанновича), мученицы Ирины (святая покровительница супруги царя) и святителя Николая Чудотворца.
Приделы в честь великомученика Феодора и мученицы Ирины, находящиеся в южной части алтаря, были устроены еще при строительстве собора. А придел, посвященный свт. Николаю, который находится в крайнем северном приделе, «устроен во время осады Лавры поляками как обетная церковь по случаю свирепствовавшей в монастыре повальной болезни цинги и освящен 9 мая 1609 года»[16].
В Успенском соборе за историю его существования было два иконостаса. Первый из них был тябловый и просуществовал, по разным данным, до конца XVII – начала XVIII веков[17]. Второй иконостас относится к типу рамных и находится в соборе до наших дней.
Достаточно долгое время Успенский собор оставался не расписанным, и единственным значительным его украшением был иконостас. В 1684 году собор был расписан на деньги, выделенные архиепископом Рязанским Моисеем, который после кончины был в нем погребен[18]. Роспись была выполнена спешно – за 100 дней (за одно лето) 35 домовых мастеров расписали собор полностью. С чем связана такая спешка ― неизвестно. Живопись выполнили монастырские (троицкие) иконописцы и приглашенные ярославские[19] под руководством ярославского иконописца Дмитрия Григорьева. Летопись, находящаяся в западной части собора, зафиксировала имена художников, выполнявших роспись, и дату ее создания. В дальнейшем эта живопись неоднократно поновлялась.
[2] Зубов В . Успенский собор // Материалы по Троице-Сергиевой лавре [машинопись]. 1908. С. 1.
[3] Голубинский Е.Е. Преподобный Сергий Радонежский и созданная им Троицкая лавра: Жизнеописание преподобного Сергия; Путеводитель по лавре. Сергиев Посад: СТСЛ, 2012. С. 179-180.
[4] Ермакова С.О. Троице-Сергиева лавра. М.: Вече, 2004. (Далее Ермакова С.О. 2004). С. 42.
[5] Александров Г. Успенский собор Троице-Сергиевой лавры. // Журнал Московской Патриархии. М., 1947, № 2. (Далее Г.А. 1947). С. 31.
[6] Мельник А.Г. Успенский собор Троице-Сергиева монастыря // Макарьевские чтения. Монастыри России. Можайск: Можайск-Терра, 2000. (Далее Мельник А.Г. 2000). С. 104.
[7] Кавельмахер В.В. Успенский собор Троице-Сергиевой лавры как аналог московского Успенского собора (к постановке проблемы) // Материалы творческого отчета треста «Мособлстройреставрация». М., 1974. (Далее Кавельмахер В.В. 1974). С. 53.
[9] Мельник А.Г. Успенский собор Троице-Сергиева монастыря // Макарьевские чтения. Монастыри России. Можайск: Можайск-Терра, 2000. (Далее Мельник А.Г. 2000). С. 104.
[12] Нечаева Т.Н. Евстафий (Головкин Евфимий Дмитриевич) // Православная энциклопедия. Т. XVII. М.: ЦНЦ «Православная энциклопедия», 2008. С. 307.
[13] Кавельмахер В.В. 1974. С. 54.
[15] Иов (Тывонюк), иерод. 1969. С. 103.
[17] Об атрибуции иконостасов будет написано далее.
[18] Голубинский Е.Е . 2012. С. 182.
[19] Белоброва О.А. К истории стенной живописи Успенского собора Троице-Сергиева монастыря // Сообщения Загорского музея-заповедника. Вып. 3. Загорск, 1960. (Далее Белоброва О.А.1960). С. 68-69.
Успенский собор Троице-Сергиевой лавры: фото и описание
Мы пришли сюда, в Троице-Сергиеву лавру посетителями абсолютно неискушенными, поэтому ничего нет удивительного, что у нас создалось впечатление, будто бы самый главный храм здесь – Успенский. Так ошибаются многие. Впрочем, это совсем неудивительно. Ведь, закладывая этот собор в 1559 году, могучий, неистовый и загадочный Иван Грозный планировал создание не просто храма, а храма грандиозного, затмевающего прочие своей красотой и величием.
Даже подумывал, со временем, перенести в него мощи Сергия Радонежского. Однако от задуманного вскоре отказался. Грозный царь оробел, убоявшись гнева святого, и не решился тронуть его мощи. Нда, если бы что-то так же напугало большевиков, когда они разоряли лавру и вскрывали мощи святителя…
С ощущением легкой эйфории, вернее особого душевного подъема, мы вышли из Троицкого собора, и наша маленькая толпа, по камушкам старинной брусчатки, двинулась в сторону следующего собора Сергиевой лавры – Успенского, правильное название которого звучит как Собор Успения Пресвятой Богородицы.
Это его купола блестят-переливаются, так издалека видные за пределами лавры. Да и отсюда – красота несказанная! Синее небо, ласковое солнышко, огромные зеленые ели, кипенно-белые стены храма, одна глава золотая и четыре неотразимых сине-голубых, в звездах… Стоп! А, собственно, почему купола голубые? Почему не все золотые, что означает такая метаморфоза? Кстати, а почему Успенский собор Троице-Сергиевой лавры украшают пять глав?
Внимательно оглядываемся. Проверяем – над Троицким собором – один купол, на церкви Сошествия Святого Духа – один, над церковью Рождества Иоанна Предтечи – тоже пять. Интересно… Потом покопались в интернете и все выяснили. Если же вы, друзья, тоже не знаете разгадки этого, то слушайте…
Троице-Сергиева лавра
Православный монастырь Троицы, основанный прп. Сергием Радонежским в 14 в., уже несколько столетий считается крупнейшим центром духовного православия и наиболее почитаемой русской святыней.
В 17 веке монастырь выдержал многомесячную осаду польско-литовского войска (15 тыс. воинов). Защитники монастыря в количестве 3 тыс. человек выдержали осаду, благодаря не только своему мужеству, но и чудесному явлению Сергия Радонежского.
С 1744 года монастырь с почетом был переименован в Лавру, вокруг нее постепенно стали строиться другие монастыри и скиты, духовно с ней связанные. В 1814 г. после пожара в Москве сюда переехала Духовная академия, являющаяся самым старым вузом России.
С 1920 по 1945 годы Лавра была закрыта, а на ее территории временно размещались Историко-художественный музей и жилые помещения, затем с 1946 г. началось ее возрождение.
История строительства
Успенский собор Троице-Сергиевой лавры называют храмом-памятником из-за того, что его возведение ознаменовало триумфальное падение Казанского ханства. Строительство храма велось в течение 26 лет и завершилось только в 1585 году. Обряд освящения совершил митрополит Дионисий, при этом присутствовал царь Федор Иоаннович с женой.
Величественный собор расположен в центре Лавры. Строился он в византийском стиле по образцу собора в Московском Кремле (арх. А. Фиораванти из Италии), но стены возводили из кирпича (толщина 2,25 м). Строители при возведении храма обратились к русским традициями и сделали 6 пилонов с прямоугольным сечением. Успенский собор в Троице-Сергиевой лавре венчает 5 куполов, центральный — золотой, посвященный Спасителю, остальные четыре — голубые, со звездами, — посвящены Богородице.
Аркатурно-колончатый пояс, который характерен для зодчества городов Золотого Кольца был использован при возведении собора. Ранее с запада к собору была пристроена открытая паперть, затем ее заменили в 18 в. на крыльцо, расписанное по указаниям митрополита Платона.
Как добраться до храма Успения Пресвятой Богородицы
Храм находится в городе Сергиев Посад на Болотной улице, 39.
От железнодорожной станции и расположенной возле нее автостанции вначале по Кооперативной улице нужно спуститься к улице Красной Армии, и по ней дойти до улицы Болотной, где и находится храм. Путь этот недолог и составляет менее 1 км.
Если со стороны Москвы добираться до Сергиева Посада на автомобиле, то нужно ехать через город по Московскому шоссе и улице Красной Армии. Не доезжая Лавры около 1 км, повернуть налево на Болотную улицу. По ней до Успенского храма – всего 200 м.
Рейтинг достопримечательности
Рейтинг 4.20 [5 Голоса (ов)]
Внутреннее убранство храма
Успенский собор Троице-Сергиевой лавры и, особенно, его внутреннее пространство удивляют своими огромными размерами и ярким светом, поступающим через оконные проемы. Огромные пилоны (3х3 м) поддерживают крестовые своды с пятью барабанами.
Нефы и стены фасадов в центре превосходят по ширине остальные. Сзади иконостаса расположены хоры с 3-ярусной галереей.
Почти 100 лет стоял нерасписанный Успенский собор Троице-Сергиевой лавры. Год 1684 стал знаменательным в его истории: на деньги архиепископа Моисея Рязанского наняли артель из 25 иконописцев под началом мастера Д. Плеханова. За одно лето они раскрасили стены, столпы и свод фресками на библейские темы, которые до наших дней практически сохранились в целости. Моисей Рязанский был торжественно погребен в стенах Успенского собора рядом с другими архиепископами.
Росписи на стенах — светлые воздушные фрески в синих, сиреневых, голубых и фиолетовых тонах. На северной и южной стенах в четыре ряда изображены евангельские сюжеты (Божья Матерь, Вселенские соборы), а на западной — сцены Страшного суда с большим количеством фигур и деталей.
Монументальные росписи с изображениями благоверных князей (Александра Невского, Владимира Киевского, царевича Дмитрия и др.), мучеников и святых в полный рост расположены на всех 6 столбах, которые подпирают своды. Религиозные фрески есть и на оконных откосах и сводах. Изнутри храм смотрится нереально высоким и торжественным.
В интерьере собора сохранились также литые паникадила 17 в., сделанные из бронзы мастерами Московской Оружейной палаты в подарок монастырю от семьи Яновых.
Главный алтарь имеет 2 придела:
Более поздний придел— святителя Николая Чудотворца — был построен в 17 в. во времена защиты монастыря от нашествия польско-литовских воинов.
Страница нашей истории – драматичная и забытая
У большинства наших сограждан после школьного курса истории Отечества нашего в памяти остались две правящие династии: Рюриковичи и пришедшие им на смену родственные Романовы. О Романовых худо-бедно еще помнят, уж о трагической судьбе последнего императора известно всем. Рюриковичей знают на порядок меньше, упомянут разве только о царя Грозного, или князя Александра Невского, ну, возможно, припомнят еще великого князя Дмитрия Донского.
О Годунове же помнят в основном благодаря кинокомедии Гайдая с неподражаемым Яковлевым в роли Ивана Васильевича, где он восклицает: «Бориску – на царство. »
Когда пресеклась правящая ветвь Рюриковичей, разразился политический и социальный кризис, вызвавший череду, сменяющих друг друга верховных правителей, пока не утвердилась династия Романовых. Вот среди этих вклинившихся государей и был царь Борис Годунов.
Править он собирался долго, предполагая, что с него начнется новая и долговременная династия. За государственные дела взялся рьяно. Перед ним стояла неимоверно сложная задача – вывести Россию из кризиса.
Но новый царь – талантлив, у него могучий и изворотливый ум, сильная воля. Он снижает налоги, освобождает крестьян от податей на год. В его время продолжается энергичная колонизация территорий Западной Сибири, основывается Архангельск – главный порт допетровской России.
Во внешней политике он – сторонник мира. Заключает мирные договора с Польшей и Швецией. На юге для обороны от татар строит цепи новых сторожевых постов, которые глубоко проникают в “дикое поле”. Так называли примыкающие к Крыму и протянувшиеся на сотни километров, необитаемые пространства. В степях которых нет ни воды, ни жилья, ни корма для лошадей.
При нем возникают новые города – Белгород, Воронеж, Самара, Саратов и другие. Он проводит разумную торговую политику. Приглашает в страну разных иностранных специалистов, которые могли бы помочь в его преобразованиях. Посылает для учебы за границей молодых дворян. В общем, сами видите, для страны сделал он немало хорошего.
Бывший любимец Ивана Грозного, умный и лукавый Борис, к тому же не любил крови. Да и зачем боярам рубить головы, когда их можно ссылать и лишать вотчин?
Десять спокойных лет – и, с его умением находить эффективные ответы на вызовы времени, все в стране пришло бы в порядок. Но нет, не случилось этих лет. Трон царя стоял на вулкане.
Против него ополчилось все – природа, неурожаи, когда от проливных дождей и неожиданно-ранних заморозков три года подряд на корню гибли все посадки, возникший в стране страшный голод, обернувшийся катастрофический мором, бунтующие низы, недовольная знать, даже загадочная гибель царевича Дмитрия.
Череда несчастий продолжилась появлением на нашей территории польских войск во главе с Лжедмитрием.
И в 1605 году, в самый разгар войны с Лжедмитрием Борис скоропостижно умер. Он – надорвался. С почетом его похоронили в Кремле, в Архангельском соборе, а Москва присягнула его сыну – шестнадцатилетнему Федору.
Святыни Успенского собора
На южной стороне в помещении собора на постаменте находится гроб Сергия Радонежского, в котором он был погребен (1392), а затем через 30 лет в нем были обнаружены его мощи. В 16 веке по указу Ивана Грозного была сделана серебряная рака, стоящая сейчас в Троицком соборе. В годы, когда мощи лежали в гробу, паломники, приходящие в собор, обязательно прикладывались к нему и пытались откусить его кусочек, чтобы унести с собой. В течение нескольких лет одна из стенок стала разрушаться, и ее пришлось укрепить металлическими скобами, а также заключить гроб в стеклянный саркофаг.
Успенский собор Троице-Сергиевой лавры является местом захоронения коронованных особ и известных православных деятелей. Внутри собора установлены надгробия королевы Марии Владимировны и королевны Евдокии, а также архиепископов (Моисея Рязанского, Августина Московского, который поднимал дух воинам в 1812 г.) и митрополита Москвы Макария (написавшего книги по богословию).
Многие туристы приезжают сейчас с целью поклониться мощам святителя Иннокентия, православного епископа Камчатки и Америки, считающегося покровителем всех изучающих иностранные языки, и преподобного Максима Грека.
В теплые месяцы в храме совершаются богослужения и литургии.
Захоронение семьи Годуновых
Слева от входа в Успенский собор Троице-Сергиевой лавры располагается усыпальница Годуновых. Построена она в 18 веке в виде каменной палатки (на месте бывшего трапезного притвора), вплотную примыкающей в стене собора. Внутри нее расположены гробницы Бориса Годунова и его жены Марии и сына Федора (они были убиты по приказу самозваного царя Дмитрия, а тела были привезены сюда в 1606 г.) и дочери-красавицы Ксении (умершей монахиней в 1622).
При вскрытии могилы в 1940 г. достали их вещи, сохранившиеся очень хорошо: шелковую рубаху Федора, башмаки царевны (вещи теперь выставлены в музее), но само захоронение оказалось разоренным, т. к. черепа были выброшены.
Царь Борис Годунов
И вот, стоя перед центральным входом в собор, я получила знак свыше, что не зря приехала сюда. Около этого мощного и объемного сооружения сиротливо приткнулась низенькая и маленькая палатка – усыпальница Годуновых.
C Борисом Годуновым в своей жизни я повстречалась неожиданно. Я тогда училась, наверное, еще в начальной школе, когда однажды совершенно случайно услышала оперную арию. Мощный бас с характерным тембром пел: “И все тошнит, и голова кружится, И мальчики кровавые в глазах”. Я замерла, по коже побежали мурашки, колотилось сердце. Вот тогда я и запомнила – Борис Годунов, человек, уровень злодейства которого зашкаливает все возможные пределы.
Запомнила и не забывала. Интерес к нему не пропал с годами. Теперь я читала о нем все, что попадалось под руку. И неожиданно оказалось, что это вовсе не патологический злодей, а даже не самый плохой из царей, что фигура его в нашей отечественной истории одна из самых интересных и трагических.
Крипта собора
Крипта Успенского собора Троице-Сергиевой лавры расположена под самим собором, а вход в нее — с южной стороны. Она была построена в 19 в. для захоронения митрополитов Сергия и Леонтия, тогда же здесь были освящены приделы с алтарем. Уже в 20 в. здесь строятся еще два придела, в центре — усыпальница 2 патриархов — Алексия I (1970) и Пимена (1990). В помещении крипты на витринах выставлены части церковного облачения и личные вещи, фото.
Крипта открыта для свободного доступа посетителей, в ней совершаются молебны, происходит раздача освященного масла.
Иконостас
Самый первый иконостас собора был разрушен, теперь на его место поставлен другой.
Иконостас Успенского собора Троице-Сергиевой лавры состоит из 5 ярусов с оправами икон из золота либо резьбы, увитыми виноградными лозами и содержит 76 икон, в основном конца 17 в.
Иконостас из пяти рядов венчает Распятие с предстоящими Богоматерью и апостолом Иоанном Богословом, в обрамлении резных узоров с подсолнухами, розами и виноградными гроздьями. Резьба присутствует также на раме иконостаса, колонках алтаря в виде переплетений веток виноградной лозы, а на фризах — диковинных цветов. Вся резьба изображает «райские сады». Вверху Креста изображения херувимов, а венчает все царская корона.
Многие иконы сделаны с участием знаменитого иконописца Симона Ушакова, одна из известных — «Тайная вечеря» (1685), которая сейчас находится в музее монастыря.
Все иконы и резные декоративные элементы за прошедшие столетия несколько раз были поновлены, что подтверждают пробы реставраторов (все иконы имеют 3-4 слоя). Последний раз иконы были обновлены в 1986-1988 гг. в связи с их аварийным состоянием. Тогда же была обнаружена оригинальная икона 16 века «Успения Пресвятой Богородицы», которая показалась после снятия двух слоев более поздних икон, нарисованных сверху.
Православная Жизнь
Успенский собор – главный храм Киево-Печерской Лавры, одна из прославленных святынь Православной Церкви. Выдающийся памятник древнерусской и украинской архитектуры XI—XVIII вв., почти полностью уничтоженный взрывом 3 ноября 1941г. Здание воссоздано в 1998—2000 гг.
Великая церковь Успения Богородицы Печерского монастыря заложена в 1073 г. игуменом Феодосием и князем Святославом Ярославовичем, который «своими руками начал ров копать» и пожертвовал на сооружение 100 гривен золота. Чин основания храма отслужил юрьевский епископ Михаил, поскольку митрополит Георгий тогда был «в Греках». По сказаниям «Киево-Печерского патерика», мерной единицей при сооружении храма послужил золотой пояс, подаренный варягом Шимоном. Ширина церкви была определена в 20 поясов (24,2 м), а длина — в 30 (35,6 м). Место для храма, по молитве св.Антония, обозначилось вначале росой, а затем «палом терниев».
Непосредственной заказчицей собора считали саму Богородицу. По легенде, это она прислала из Константинополя четырех мастеров-зодчих, дав им золото для затрат на строительство, мощи мучеников, которые были положены в фундаменты храма, и чудотворную икону, ставшую наместной. Св.Феодосий успел только заложить фундаменты сооружения. 3 мая 1074 г. он скончался. Церковь была построена при игумене Стефане в 1075—77 гг., строительные работы закончены 11 июля.
Успенский собор. Фото начала ХХ века
Мозаики и фрески созданы бригадой константинопольских художников при игумене Никоне в 1084—88 гг. К сожалению, они не сохранились. Учеником греческих мастеров во время этой работы был Алипий, в будущем прославленный иконописец. При игумене Иоанне в 1088—89 гг. возле северно-западного угла собора построена придельная церковь св.Иоанна Предтечи с крестильней (помещением для освящения воды на Богоявление) в нижнем этаже. Храм был торжественно освящен 14 августа 1089 г., накануне праздника Успения Богородицы, митрополитом Иоанном и епископами Лукой белгородским, Исайей ростовским, Иоанном черниговским и Антонием юрьевским.
«Богосозданная» Великая Печерская церковь была новаторским для своего времени архитектурным произведением. Она не имеет прямых аналогий ни на Руси, ни в Византии. Огромный духовный авторитет Печерского монастыря обусловил то, что его главный храм служил образцом для многих следующих построек. Успенский собор был большим крестово-купольным храмом с нартексом, тремя апсидами и П-образными хорами. Его венчал единственный купол диаметром 8,6 м (на 1 м больше, чем центральный купол Софии Киевской) на 12-оконном барабане. Пол был инкрустирован мозаикой, предалтарная ограда (темплон), киворий (сень над престолом) и косяки порталов сделаны мраморными. В боковых стенах устроены открытые аркосолии для саркофагов. 14 августа 1091 г. в собор торжественно перенесены мощи основателя — преподобного Феодосия.
Во время нападения половцев хана Боняка в 1096 г. собор получил первые повреждения, после чего сделан ремонт здания. В 1109 г. возле южных дверей храма сооружена «боженька» для захоронения Евпраксии Всеволодовны. Археологами также обнаружены остатки западного притвора и нескольких часовен, пристроенных в ХII в. Следующий ремонт относят ко времени архимандрита Василия (1182—94). Вследствие землетрясения 1230 г. церковь «на четыре части расступилась». Во время восстановления полностью переложены стены и своды южного нефа, барабан и свод купола. Во время монгольского нашествия 1240 г. собор вновь пострадал — были разрушены свод купола и конха алтаря. Однако авторы XVII в. чересчур преувеличивали размеры разрушений. Ясно, что храм был быстро восстановлен, поскольку во второй половине ХIII в. он действовал.
Значительную реставрацию осуществил в 1470 г. князь Симеон Олелькович. В это время стены собора были укреплены контрфорсами, появились резной из камня западный портал, готическое окно над южными дверями, новая стенопись, каменный барельефный триптих с изображениями Богородицы, преподобных Антония и Феодосия и надписью, сообщающей об окончании реставрации. После нападения Менгли-Гирея в 1482 г. проведен ремонт куполов апсид, контрфорсов, части сводов, возведена часовня князей Корецких на месте современного придела св.Стефана и часовня с захоронением 1492 г. на месте Трехсвятительского придела. Вероятно, в этих работах принимал участие известный московский строитель Василий Дмитриевич Ермолин, род которого был вписан в Поминальник собора.
Между 1522—33 гг. храм реставрирован на средства князя Константина Ивановича Острожского. В это время сооружен иконостас собора и придел св.Иоанна Богослова, где и было первоначальное захоронение князя. Полное обновление Успенского собора было осуществлено в 1555—56 гг. при архимандрите Иларионе. Тогда же появилась часовня панов Ельцов. В 1579 г. киевский воевода князь Василий-Константин Острожский установил скульптурный монумент на могиле своего отца. Следующую реставрацию осуществил архимандрит Елисей Плетенецкий перед 1618 г. Тогда построен придел Трех святителей, в котором Плетенецкий похоронен в 1624 г.
Петр Могила между 1638—42 гг. осуществил перестройку крыш и куполов, надстройку фронтонов в стиле барокко, пристройку еще двух часовен. Между 1651—55 гг. повышены стены Трехсвятительского придела, на нем сооружен южный фронтон и купол. Ремонты продолжались в 1660—70-х годах, о чем свидетельствует гравюра 1677 г. В 1687 г. один из боковых куполов поврежден молнией. Реставрации 1690-х годов известны по гравюрам 1697 и 1702 гг. В это время Трехсвятительский придел сооружен заново, все приделы повышены под общий карниз, перестроены фронтоны, купола, главный портал и другое.
Наибольший урон собору нанес пожар 22 апреля 1718 г. Присланный из Петербурга в 1720 г. архитектор Федор Васильев не поладил с монастырским начальством и вынужден был уехать. Вместо него в 1722 г. был прислан талантливый московский зодчий Иван Каландин, который и является автором проекта восстановления, начавшегося в 1723 г. Иконостас главного алтаря сооружен на средства гетмана Ивана Скоропадского и заботами гетманши в 1729 г. Резал его черниговский мастер Григорий Петров, а иконы писал Яким Глинский. Пол в 1727 г. был выложен чугунными плитами. Настенные росписи выполнили в 1730 г. художники Лаврской иконописной мастерской под руководством Иоанна Максимовича. Собор был освящен14 августа 1729 г., хотя фасадную лепку «алебастровый мастер» Юзеф Белинский закончил лишь в мае 1731 г. Отстроенный собор имел девять престолов и завершался семью куполами. Но уже в 1767—79 гг. возникла потребность в реконструкции фасадов. В это время изменена форма фронтонов, Степан Ковнир вместе с подмастерьем Яковом Ткаченко заново выполнили фасадную лепку в стиле барокко. В 1772—77 гг. под руководством Захарии Голубовского обновлены настенные росписи.
Последний значительный ремонт собора был проведен в 1893—99 гг. Тогда всю лепку на фасадах заменили на репродукцию, сняли верхние яруса иконостаса. Перед западным порталом появился нелепый стеклянный тамбур. Одновременно храм был заново расписан группой художников под руководством Василия Петровича Верещагина. Живописные работы закончены в 1901 г. При этом варварски уничтожена стенопись XVIII в., содержавшая ряд уникальных портретов лаврских архмандритов и ктиторов — князей, царей и гетманов.
Более чем за восемь столетий существования Успенского собора в нем сложился уникальный некрополь, насчитывавший свыше 300 захоронений. Некоторые надгробия составляли немалую художественную ценность — как-то ампирное надгробие фельдмаршала Румянцева-Задунайского, созданное архитектором Тома де Томоном и скульптором Иваном Мартосом в 1805 г.
Успенский собор послевзрыва в ноябре 1941 года. Зима 1941-1942 гг.
Указом Президента Украины Успенский собор восстановлен в 1998—2000 гг. по проекту архитектора Олега Граужиса и освящен Предстоятелем Украинской Православной Церкви Блаженнейшим Митрополитом Киевским и всея Украины Владимиром в День Независимости Украины 24 августа 2000 года.
В соответствии с согласованной и утвержденной в установленном порядке Концепции воспроизведения стенописи Успенского собора Киево-Печерской Лавры завершено в декабре 2012 года выполнение работ по отделке главного алтаря собора. Работы выполнены усилиями Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры и Национального Киево-Печерского историко-культурного заповедника по манере исполнения Киево-Лаврской живописной школы первой половины XVIII века. Воспроизведенная роспись максимально приближена к аутентичной живописной технике масляными красками. Также практически полностью завершено воспроизведение отделки центральной части собора — стенопись и отделки мраморными панелями. В живописи центрального объема храма изображены семь многофигурных композиций Вселенских соборов, сопровождающиеся большими надписями с перечнем принятых на них правил.
3 января 2013 года Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Владимир, Предстоятель Украинской Православной Церкви, совершил Чин освящения восстановленного главного престола Успенского собора Киево-Печерской Лавры, после которого была совершена Божественная литургия.
23 июля 2013 года Предстоятель Украинской Православной Церкви освятил Царские врата соборного иконостаса.
4 апреля 2015 года, Предстоятель Украинской Православной Церкви Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий совершил освящение престола южного придела Успенского собора в честь святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова.
В настоящее время внутри храма проводится роспись стен боковых пределов.
В праздничные дни совершается в Успенском соборе Божественная литургия, а также таинства Крещения и Венчания.
Монастыри и храмы Киева
Мозаичные иконы
Внутри собора расположены две иконы Успенского собора Троице-Сергиевой лавры, изготовленные из мозаики:
Казанская Божья Матерь имеет для всех русских людей особое значение. В судьбе собора она также сыграла свою роль и помогла выстоять осаду монастыря польско-литовскими войсками в 17 веке. Освобождение Москвы в августе 1612 г. также произошло с ее благословения. Икону эту, подаренную казаками, нес во главе войска князь Пожарский.
Современное состояние храма и режим посещения
Успенская церковь — действующий православный храм, клир которого состоит из 7 священнослужителей. Утренние службы начинаются здесь ежедневно в 7.30, вечерние – в 17.00. Престольные праздники отмечают 22 мая, 7 июля, 28 августа, 19 декабря. Храмовые праздники – 18 марта, 20 и 26 августа. Особо почитаемыми всеми верующими святынями считаются икона Святителя Николая с частичкой его мощей, образ преподобного Пимена с частичкой его мощей, икона Богоматери «Великопещерная», образ Трех Святителей с частицами мощей, а также мощевик, где находятся частицы мощей многих христианских святых.
Реставрация собора
Риск возможного обрушения стены храма появился еще в середине 19 в. после ликвидации Писаревского пруда из-за разрушительного действия подземных вод, когда по стене начали идти трещины. Но работы по спасению собора начались только в 20 веке.
Одна из первых реставраций в годы Советской власти началась в 1940 г. и длилась до 1967 г.: была сделана промывка фресок от грязи и клея, произведен ремонт цоколя, поврежденного от сырости, отреставрированы оконные проемы. Среди специалистов, которые реставрировали Успенский собор Троице-Сергиевой Лавры — архитектор В. И. Балдин (участвовал изначально с 1938 (еще в студенческие годы) и по 1997 гг.). Реставрация памятников Троице-Сергиевой лавры стала делом всей его жизни.
Архитектура и декоративная отделка храма Успения Пресвятой Богородицы
Композиция кирпичной Успенской церкви традиционна – это трехчастный храм, вытянутый в одну линию. Его выразительный силуэт состоит из высокого двухсветного бесстолпного восьмерика, имеющего узкие диагональные грани, трапезной в виде трехконечного креста и трехярусной колокольни.
Храм покрыт крутым сводом в виде полусферы и увенчан двухярусным барабаном, завершает который небольшая луковичная главка. Алтарь имеет прямоугольную форму, усложненную небольшим выступом посредине. Церковная трапезная по высоте равна абсиде алтаря. Она завершается сложной по форме кровлей, поддерживаемой изнутри восьмью столбами. На колокольне возвышается маленькая главка. Великолепный храмовый декор выполнен в традициях зрелого барокко и выразительно подчеркивает красоту его объемов. Он усилен контрастным окрасом церковных фасадов. Кроме того, низ основного храма, алтарной абсиды и трапезной декорированы объемной горизонтальной кладкой – рустом. Окна обрамлены наличниками с нарядной лепниной. А углы церкви украшены парными пилястрами. На фасадах восьмерика сделаны круглые фронтоны, которые визуально сглаживают переход между стенами храма к его кровлей.