успенский собор троице сергиевой лавры фото

Успенский собор (1585)

успенский собор троице сергиевой лавры фото

Внутреннее пространство Успенского собора поражает величественными размерами и насыщенностью светом. Шесть массивных пилонов размером 3×3 м держат высоко поставленные крестовые своды с пятью глубокими барабанами, оконные проемы которых излучают мощный световой поток. Строители монастырского храма не стали воспроизводить форму цилиндрических столбов кремлевского образца, а вернулись к традиционным русским опорам — пилонам прямоугольного сечения.

Собор был расписан фресками за три с небольшим летних месяца 1684 г. ярославскими и троицкими мастерами под руководством одного из известных иконописцев того времени Дмитрия Григорьевича Плеханова. С именем этого художника связано выполнение целого ряда замечательных росписей, в том числе фресок Архангельского собора в Московском Кремле (1660-1666), Успенского собора в Ростове (1676), Софийского собора в Вологде (1686-1688) и других.

Примечательной особенностью монументальной росписи собора являются многочисленные изображения русских святых княжеского происхождения: благоверных князей Владимира Киевского, Бориса и Глеба, Александра Невского, Михаила Черниговского, Довмонта Псковского, царевича Димитрия и других. Важное место занимают изображения особо чтимых преподобных отцов: Онуфрия Великого, Петра Афонского, Павла Фивейского, Антония и Феодосия Печерских, Зосимы и Савватия Соловецких.

По-видимому, одновременно с фресками был создан резной золоченый пятиярусный иконостас, включающий в настоящее время 76 икон. Большинство икон в иконостасе относится к концу XVII в. Иконы неоднократно поновлялись и находятся под записью XIX в.

успенский собор троице сергиевой лавры фото
Тайная вечеря, 1685 г.

успенский собор троице сергиевой лавры фото
Успение Пресвятой Богородицы. 1585 г.

В середине XIX веке, после засыпки Писаревского пруда в академическом саду северо-восточнее собора, в последнем стала наблюдаться сырость на стенах, появились трещины.

успенский собор троице сергиевой лавры фото

Первая после революции реставрация Успенского собора проводилась в 1940-67 гг., тогда были произведены промывки фресок от поздних клеевых записей, отремонтирован поврежденный сыростью цоколь собора, восстановлены растесанные оконные проемы нижнего яруса, восстановлено первоначальное позакомарное покрытие.

успенский собор троице сергиевой лавры фото

Источник

История постройки Успенского собора Лавры

успенский собор троице сергиевой лавры фото

Самый большой на территории Свято-Троицкой Сергиевой лавры храм — Успенский собор — был построен в XVI в. по приказу царя Иоанна Грозного при митрополите Макарии. В «Кратком летописце Свято-Троицкия Сергиевы лавры» сохранилась запись о закладке храма в 1559 году, где есть указание, что царь хотел посвятить собор Святой Троице: «Того ж лета, месяца маия в 19 день, царь и великий князь Иван Васильевичь всеа Русии был у Живоначалныя Троицы в Сергиеве монастыре на празник в неделю пятдесятную, и велел основати церковь во имя Живоначалныя Троицы; а на основание был сам царь государь и великий князь, и з своею царицею великою княгинею Анастасьею и з своими детми: с царевичем со князем Иваном и с царевичем со князем Феодором, и з своим братом с князем Георгием Васильевичем, и с царем Александром Казанским. Да на основание же был владыка Резанской Гурей, преж был игумен у Живоначалныя Троицы; а “заложена церковь” при Троицком Сергиева монастыря игумене Иоасафе и при келаре старце Андреяне Ангелове»[1].

успенский собор троице сергиевой лавры фото

Подробная история постройки собора неизвестна. Постройка собора «стала возможной лишь после того, как восточная линия келий была отодвинута дальше к востоку, то есть к стенам монастыря»[2]. Объяснить связь образования в монастыре большой площади с построением Успенского собора можно двояким образом: территорию очистили специально для постройки нового собора или появившееся пространство, являвшееся пустырем, инициировало постройку собора[3].

Возведение собора длилось 26 лет. Причиной столь длительного строительства является пожар в обители, разоривший монастырь, который случился в 1564 году.

Некоторые исследователи называют еще одну причину — царь Иоанн IV перестал оказывать денежную поддержку монастырю, так как монахи обители осуждали его политику, а именно: введение опричнины. О.С. Ермакова приводит слова царя, в которых выразилось его отношение к монастырю: «У Троицы в Сергиеве благочестие изсякло, ино и монастырь оскудел и не пострижется никто и не даст никто ничего»[4]. Н.Д. Виноградов также считает, что строительство собора приостановилось из-за гнева царя. Его мнение приводит Георгий Александров в своей статье и тут же его опровергает. По словам Александрова, так как опричнина развернула свою активную деятельность только с 1565 года, то к этому времени строительство собора должно было закончиться (Московский Успенский собор строили 4 года). Кроме того, Александров ссылается на многочисленные факты, подтверждающие благоволение царя Иоанна Грозного к Троице-Сергиевому монастырю[5].

Освящен собор был уже при царе Феодоре Иоанновиче 15 августа 1585 года. Освятил собор митрополит Дионисий. Царь и царица присутствовали при освящении собора.

Монастырский Успенский собор был построен по подобию Успенского собора Московского Кремля, возведенного столетием раньше выдающимся итальянским архитектором ХV в. Аристотелем Фиораванти, но в б о льших пропорциях. Как замечает А.Г. Мельник[6], для XVI в. это был единичный случай, чтобы строился храм в б о льших размерах, чем главный собор страны. Связывает исследователь такое допущение с тем, что царь Иоанн IV придавал высокое значение строительству монастырского собора. В.В. Кавельмахер также называет беспрецедентным «столь педантичное копирование одного здания при сооружении другого»[7]. И как предполагает исследователь, ориентируясь на архитектурные элементы Успенского собора лавры и проведя параллельное исследование лаврского и кремлевского соборов, можно реконструировать первоначальный вид архитектуры, принадлежащей Фиораванти, так как за свою историю кремлевский кафедральный собор лишился многих значительных элементов своей архитектуры[8]. И А.Г. Мельник, и В.В. Кавельмахер приводят в своих работах наиболее заметные отличия двух соборов: утраченная западная паперть, боковые порталы и расширенные главные нефы[9], в интерьере: круглые столпы московского собора заменены в монастырском массивными крестчатыми столпами.

После детального анализа архитектуры Успенского храма А.Г. Мельник приходит к выводу, что собор был построен практически полностью «по одному замыслу, под руководством одного архитектора», который сформировался «в традиции раннего итальянского барокко» и являлся представителем «новой волны европейских мастеров, которые появились в России с середины XVI в. по приглашению царя Ивана IV»[10]. Итальянский мастер внес в архитектуру собора элементы, характерные как для древнерусского искусства, так и для раннего барокко.

Другой исследователь архитектуры Успенского собора иеродиакон Иов (Тывонюк) придерживается мнения, что собор был построен русскими мастерами-зодчими[11]. Доказательств, подкрепляющих данное утверждение, иеродиакон Иов не приводит, но ссылается на слова профессора протоиерея Алексия Остапова, называющего мастеров «безымянными».

Руководил строительством Успенского собора Троицкого монастыря иконописец монах Евстафий (Головкин), обладавший незаурядными организаторскими способностями[12].

Сложен собор полностью из кирпича с небольшим добавлением элементов из белого камня[13]. Успенский собор пятиглавый и пятиапсидный, имеет шесть опорных столбов, два из которых находятся в алтарной части, и четыре – в основном пространстве храма.

Первоначально собор имел позакомарное покрытие. На иконе XVII в. собор также показан с позакомарной кровлей. На гравюрах И. Зубова показаны наиболее ранние изображения четырехскатной, еще тесовой, кровли Успенского собора[14]. Кровлю с тесовой на железную заменили в 1751-1752 годах[15]. В 1751-1752 годах полусферические главы были заменены луковичными.

В соборе находятся четыре престола: главный – в честь Успения Пресвятой Богородицы и три боковых – в честь великомученика Феодора Стратилата (святой покровитель царя Феодора Иоанновича), мученицы Ирины (святая покровительница супруги царя) и святителя Николая Чудотворца.

Приделы в честь великомученика Феодора и мученицы Ирины, находящиеся в южной части алтаря, были устроены еще при строительстве собора. А придел, посвященный свт. Николаю, который находится в крайнем северном приделе, «устроен во время осады Лавры поляками как обетная церковь по случаю свирепствовавшей в монастыре повальной болезни цинги и освящен 9 мая 1609 года»[16].

В Успенском соборе за историю его существования было два иконостаса. Первый из них был тябловый и просуществовал, по разным данным, до конца XVII – начала XVIII веков[17]. Второй иконостас относится к типу рамных и находится в соборе до наших дней.

успенский собор троице сергиевой лавры фото

Достаточно долгое время Успенский собор оставался не расписанным, и единственным значительным его украшением был иконостас. В 1684 году собор был расписан на деньги, выделенные архиепископом Рязанским Моисеем, который после кончины был в нем погребен[18]. Роспись была выполнена спешно – за 100 дней (за одно лето) 35 домовых мастеров расписали собор полностью. С чем связана такая спешка ― неизвестно. Живопись выполнили монастырские (троицкие) иконописцы и приглашенные ярославские[19] под руководством ярославского иконописца Дмитрия Григорьева. Летопись, находящаяся в западной части собора, зафиксировала имена художников, выполнявших роспись, и дату ее создания. В дальнейшем эта живопись неоднократно поновлялась.

[2] Зубов В . Успенский собор // Материалы по Троице-Сергиевой лавре [машинопись]. 1908. С. 1.

[3] Голубинский Е.Е. Преподобный Сергий Радонежский и созданная им Троицкая лавра: Жизнеописание преподобного Сергия; Путеводитель по лавре. Сергиев Посад: СТСЛ, 2012. С. 179-180.

[4] Ермакова С.О. Троице-Сергиева лавра. М.: Вече, 2004. (Далее Ермакова С.О. 2004). С. 42.

[5] Александров Г. Успенский собор Троице-Сергиевой лавры. // Журнал Московской Патриархии. М., 1947, № 2. (Далее Г.А. 1947). С. 31.

[6] Мельник А.Г. Успенский собор Троице-Сергиева монастыря // Макарьевские чтения. Монастыри России. Можайск: Можайск-Терра, 2000. (Далее Мельник А.Г. 2000). С. 104.

[7] Кавельмахер В.В. Успенский собор Троице-Сергиевой лавры как аналог московского Успенского собора (к постановке проблемы) // Материалы творческого отчета треста «Мособлстройреставрация». М., 1974. (Далее Кавельмахер В.В. 1974). С. 53.

[9] Мельник А.Г. Успенский собор Троице-Сергиева монастыря // Макарьевские чтения. Монастыри России. Можайск: Можайск-Терра, 2000. (Далее Мельник А.Г. 2000). С. 104.

[12] Нечаева Т.Н. Евстафий (Головкин Евфимий Дмитриевич) // Православная энциклопедия. Т. XVII. М.: ЦНЦ «Православная энциклопедия», 2008. С. 307.

[13] Кавельмахер В.В. 1974. С. 54.

[15] Иов (Тывонюк), иерод. 1969. С. 103.

[17] Об атрибуции иконостасов будет написано далее.

[18] Голубинский Е.Е . 2012. С. 182.

[19] Белоброва О.А. К истории стенной живописи Успенского собора Троице-Сергиева монастыря // Сообщения Загорского музея-заповедника. Вып. 3. Загорск, 1960. (Далее Белоброва О.А.1960). С. 68-69.

Источник

В мире интересного – собор Успенский Сергиевой лавры

успенский собор троице сергиевой лавры фото

Мы пришли сюда, в Троице-Сергиеву лавру посетителями абсолютно неискушенными, поэтому ничего нет удивительного, что у нас создалось впечатление, будто бы самый главный храм здесь – Успенский. Так ошибаются многие. Впрочем, это совсем неудивительно. Ведь, закладывая этот собор в 1559 году, могучий, неистовый и загадочный Иван Грозный планировал создание не просто храма, а храма грандиозного, затмевающего прочие своей красотой и величием.

Даже подумывал, со временем, перенести в него мощи Сергия Радонежского. Однако от задуманного вскоре отказался. Грозный царь оробел, убоявшись гнева святого, и не решился тронуть его мощи. Нда, если бы что-то так же напугало большевиков, когда они разоряли лавру и вскрывали мощи святителя…

С ощущением легкой эйфории, вернее особого душевного подъема, мы вышли из Троицкого собора, и наша маленькая толпа, по камушкам старинной брусчатки, двинулась в сторону следующего собора Сергиевой лавры – Успенского, правильное название которого звучит как Собор Успения Пресвятой Богородицы.

Это его купола блестят-переливаются, так издалека видные за пределами лавры. Да и отсюда – красота несказанная! Синее небо, ласковое солнышко, огромные зеленые ели, кипенно-белые стены храма, одна глава золотая и четыре неотразимых сине-голубых, в звездах… Стоп! А, собственно, почему купола голубые? Почему не все золотые, что означает такая метаморфоза? Кстати, а почему Успенский собор Троице-Сергиевой лавры украшают пять глав?

Внимательно оглядываемся. Проверяем – над Троицким собором – один купол, на церкви Сошествия Святого Духа – один, над церковью Рождества Иоанна Предтечи – тоже пять. Интересно… Потом покопались в интернете и все выяснили. Если же вы, друзья, тоже не знаете разгадки этого, то слушайте…

успенский собор троице сергиевой лавры фото

Золотые купола душу мою радуют

Как ни крути, храм – сооружение земное. Но предназначено оно, чтобы видеть небесное. Этой цели подчинено все, внутреннее убранство, росписи, в том числе и храмовая архитектура.

Купола над православными церквями достались нам в наследство от Византии. Они – символ, символизируют небесную сферу. И все остальное – форма куполов, их количество, цвет – тоже не просто так, все это тоже имеет свои смыслы.

О чем говорит форма купола

Какое значение у количества куполов

Количество глав у храма может варьироваться, начиная с единственной и доходить до 33 – таково было число лет, прожитых на земле Христом.

О чем говорит цвет купола

Да, конечно, существует определенная символика в выборе цвета купола. По канонам его окраска должна бы соответствовать каждому конкретному виду православного храма. Однако, в реальной жизни при выборе покрытия руководствуются, по большей части, не столько символикой, сколько теми денежными средствами, которыми располагает данный приход. Ну, а по правилам:

Но чаще на Руси купола все-таки золотили. Всем известно, что Русь – златоглавая. И сияли они, отражая свет божественной славы на земле. На сайте Свято-Троицкой Сергиевой лавры пишут, что главка Успенского собора в 18 веке была покрыта листами червонного золота, уже потом, в 19 веке, это богатство заменили на вызолоченную медь.

успенский собор троице сергиевой лавры фото

Царь Борис Годунов

И вот, стоя перед центральным входом в собор, я получила знак свыше, что не зря приехала сюда. Около этого мощного и объемного сооружения сиротливо приткнулась низенькая и маленькая палатка – усыпальница Годуновых.

C Борисом Годуновым в своей жизни я повстречалась неожиданно. Я тогда училась, наверное, еще в начальной школе, когда однажды совершенно случайно услышала оперную арию. Мощный бас с характерным тембром пел: “И все тошнит, и голова кружится, И мальчики кровавые в глазах”. Я замерла, по коже побежали мурашки, колотилось сердце. Вот тогда я и запомнила – Борис Годунов, человек, уровень злодейства которого зашкаливает все возможные пределы.

Запомнила и не забывала. Интерес к нему не пропал с годами. Теперь я читала о нем все, что попадалось под руку. И неожиданно оказалось, что это вовсе не патологический злодей, а даже не самый плохой из царей, что фигура его в нашей отечественной истории одна из самых интересных и трагических.

успенский собор троице сергиевой лавры фото

Страница нашей истории – драматичная и забытая

У большинства наших сограждан после школьного курса истории Отечества нашего в памяти остались две правящие династии: Рюриковичи и пришедшие им на смену родственные Романовы. О Романовых худо-бедно еще помнят, уж о трагической судьбе последнего императора известно всем. Рюриковичей знают на порядок меньше, упомянут разве только о царя Грозного, или князя Александра Невского, ну, возможно, припомнят еще великого князя Дмитрия Донского.

О Годунове же помнят в основном благодаря кинокомедии Гайдая с неподражаемым Яковлевым в роли Ивана Васильевича, где он восклицает: «Бориску – на царство. »

Когда пресеклась правящая ветвь Рюриковичей, разразился политический и социальный кризис, вызвавший череду, сменяющих друг друга верховных правителей, пока не утвердилась династия Романовых. Вот среди этих вклинившихся государей и был царь Борис Годунов.

Править он собирался долго, предполагая, что с него начнется новая и долговременная династия. За государственные дела взялся рьяно. Перед ним стояла неимоверно сложная задача – вывести Россию из кризиса.

Но новый царь – талантлив, у него могучий и изворотливый ум, сильная воля. Он снижает налоги, освобождает крестьян от податей на год. В его время продолжается энергичная колонизация территорий Западной Сибири, основывается Архангельск – главный порт допетровской России.

успенский собор троице сергиевой лавры фото

Во внешней политике он – сторонник мира. Заключает мирные договора с Польшей и Швецией. На юге для обороны от татар строит цепи новых сторожевых постов, которые глубоко проникают в “дикое поле”. Так называли примыкающие к Крыму и протянувшиеся на сотни километров, необитаемые пространства. В степях которых нет ни воды, ни жилья, ни корма для лошадей.

При нем возникают новые города – Белгород, Воронеж, Самара, Саратов и другие. Он проводит разумную торговую политику. Приглашает в страну разных иностранных специалистов, которые могли бы помочь в его преобразованиях. Посылает для учебы за границей молодых дворян. В общем, сами видите, для страны сделал он немало хорошего.

Бывший любимец Ивана Грозного, умный и лукавый Борис, к тому же не любил крови. Да и зачем боярам рубить головы, когда их можно ссылать и лишать вотчин?

Десять спокойных лет – и, с его умением находить эффективные ответы на вызовы времени, все в стране пришло бы в порядок. Но нет, не случилось этих лет. Трон царя стоял на вулкане.

Против него ополчилось все – природа, неурожаи, когда от проливных дождей и неожиданно-ранних заморозков три года подряд на корню гибли все посадки, возникший в стране страшный голод, обернувшийся катастрофический мором, бунтующие низы, недовольная знать, даже загадочная гибель царевича Дмитрия.

Череда несчастий продолжилась появлением на нашей территории польских войск во главе с Лжедмитрием.

И в 1605 году, в самый разгар войны с Лжедмитрием Борис скоропостижно умер. Он – надорвался. С почетом его похоронили в Кремле, в Архангельском соборе, а Москва присягнула его сыну – шестнадцатилетнему Федору.

успенский собор троице сергиевой лавры фото

Семья Годунова

Что мы знаем о судьбе семьи Бориса Годунова? На плитах усыпальницы написано, что царь Борис Федорович Годунов преставился 1 мая 1605г. А 10 июня этого же года за ним последовали его супруга и их сын Федор Борисович. Написано, что эти двое тоже “преставились”. Но нет, преставиться – значит умереть, а с ними случилось нечто ужасное.

Надо заметить, современников Бориса Годунова просто поражало его постоянство в семейной жизни и нежная привязанность плюс дальновидная забота о своих детях – Федоре и Ксении. Но сначала о супруге Бориса.

Жены царей, да и русских князей, как-то привычно остаются за кадром, о том, какие они были – мало что известно, А жаль. Ведь женой царя Бориса была дочь Бельского Григория Лукьяновича. Говорит вам это что-нибудь? Да-да, дочка того самого Малюты Скуратова, всесильного любимца Ивана Грозного, хитрого, расчетливого, человека звериной жестокости, одного из самых знаменитых средневековых злодеев. Мучительно интересно, какая же она была, эта его дочка? Что было в ней от папы? Искала долго, но нашла лишь, что известна она была своей благотворительностью.

История полна загадок и неожиданностей…

Сын Бориса – Федор Годунов был умен, обладал незаурядными способностями и талантами, трудолюбием, был прекрасно образован, его эрудиции можно было бы позавидовать. Его и сестру учили лучшие учителя. Отец готовил из него не просто государя, но государя просвещенного, и он наверняка стал бы замечательным русским правителем. Но процарствовал Федор Годунов всего 49 дней. Самое короткое царствование в отечественной истории.

Дочь царя, умную, красивую, несчастную Ксению, на глазах которой были убиты мать и брат, самозванец возьмет в наложницы. Потом ее постригут монахини и, безотрадно дожив до 40 лет, Ксения Годунова в 1622 году скончается.

успенский собор троице сергиевой лавры фото

Царя Бориса Годунова, после расправы над его семьей, из монаршей усыпальницы Архангельского собора, конечно, тут же убрали.

В большой и красивой Троице-Сергиевой лавре, в этом невзрачном, низком сооружении около Успенского Собора закончилась история некогда блестящей семьи, которую, казалось, ожидает только радужное будущее. В Википедии написано, что Борис, жена его и сын погребены не в горизонтальном, как требует православный обычай, а в сидячем положении. Почему? Мало того, что покоятся они вне храма, на улице?

Династия Романовых была на престоле 300 лет. Но то, что врагом ее – главным, опасным, едва не погубившим в смутные времена – был Борис Годунов, она так и не забыла. И не простила. Поэтому искажения и корректировки истории этого периода в удобном для новой династии направлении наверняка были.

Светло и божественно – внутри Успенского собора Сергиевой лавры

Свою задачу монументально отображать достоинство древней, прославленной на всю Русь, обители зодчие и мастера каменных дел выполнили на сто процентов. Массивный, белый, с прекрасной простотой гладких стен, практически лишенных украшений, кажется он необычайно величественным. И вместить, пожалуй, сможет пятьсот, а то и больше, человек. Так думала я.

Однако оказалось, что по этому вопросу единства в наших рядах нет! Мнения были разные и отстаивались они, особенно мужской половиной, весьма горячо и уверено.

Спор наш разрешился статьей об Успенском соборе Троице-Сергиевой лавры в журнале Московской Патриархии, где черным по белом было написано, что собраться в храме может даже никакая не тысяча человек, а все пять. Но и написанному поверили не все спорщики, предпочитая оставаться при своем мнении и убеждая прочих в его правоте.

Вот какие дела, друзья мои, нет мира под оливами. Может быть кто из вас захочет высказать свое мнение?

успенский собор троице сергиевой лавры фото

“Какая же это удача, наша поездка в Сергиеву Лавру!” – думала, поднимаясь по ступеням Успенского собора. Четкие ступени казались совсем новыми, словно по ним еще вовсе не ступали человеческие ноги. Так отреставрировали?

Но ведь главные реставрационные заботы были внутри храма! Там вот уже больше ста лет не проводилось серьезных работ, на стенах скопился слой пыли, внутри барабанов куполов ее наросло толщиной аж в три сантиметра, срочно нуждались в реставрации росписи 17 века, требовали восстановления элементы иконостаса…

Старинное медное кольцо на входной двери храма своей древностью внушало почтение. Сразу как-то поверилось, что оно молчаливо висит здесь с самого 16 века.

успенский собор троице сергиевой лавры фото

Внутри – великолепие убранства, обилие света и простор. Прошло сто лет после освящения храма, пока его украсили изнутри.

Стены в росписи – светлые фрески голубоватых, синих, фиолетовых, сиреневатых тонов, дивная фантасмагория нежных красок. Когда-то эти росписи сделали лучшие мастера, которыми руководил знаменитый Дмитрий Плеханов, руке которого принадлежат некоторые фрески в Архангельском соборе и живопись на стенах храмов московских, ростовских, вологодских.

успенский собор троице сергиевой лавры фото

На трех стенах – в пять горизонтальных рядов ведут фрески свое повествование, на четвертой стене – со множеством деталей и фигур изображен Страшный суд. Благоверные князья, мученики, святые в рост изображены на шести столбах, подпирающих своды. Расписаны религиозными картинами оконные откосы, паруса, барабаны, своды. Нереально сказочная, торжественная, тоже какая-то голубая, высь храма.

Пара свисающих сверху несравненной красоты чеканных паникадил. Пятиярусный иконостас с золочеными оправами икон и резными, обвитыми виноградными лозами, столбиками. Возвышенная и торжественная красота…

Откуда-то возникло живое чувство сопричастности к великой истории христианства и многовековой истории православной России. У меня закружилась голова.

Про ангелов-хранителей и святых покровителей

Я в церковном отношении человек совсем малограмотный. Вот хочу с вами поделиться новыми познаниями. Известно, что при крещении каждый христианин получает ангела-хранителя, оберегающего его и не оставляющего всю жизнь. Почти для всех он остается невидим. Лишь немногим избранным дается бесценный дар видеть своего небесного покровителя. Например, известно, что преподобный Сергий Радонежский общался со своим ангелом.

Но имя своего хранителя человеку остается неведомым. Зато когда дается имя человеку, то дается оно в честь какого-либо святого.

И тот день, в который церковь отмечает память этого святого называется именинами или днем Ангела. Отмечать этот праздник начали на Руси очень давно. А уж царские именины всегда праздновались особенно пышно, в более поздние времена именины царя станут государственным праздником.

Собор строился долго. За это время умер Иван Грозный, горячий почитатель преподобного Сергия Радонежского. Достраивать и обустраивать храм выпало сыну Грозного – царю Федору, женатому на сестре Годунова Ирине. Поэтому два придела к главному алтарю Успенского собора лавры носят имена их святых, их небесных тезок – великомученика Феодора Стратилата и мученицы Ирины.

успенский собор троице сергиевой лавры фото

Жаль, мы не попали на богослужении в Успенском соборе. Но один иностранец, побывав на нем, написал, “оно столь невероятно прекрасно, что ведет прямо на небо, в царство небесное”.

Заговорив о царстве небесном, вспомнила, что еще не сказала: в этом храме тоже хранятся святыни. Здесь тоже покоятся мощи святых и хранится та самая деревянная рака преподобного Сергия, в которой были обретены его нетленные мощи. Сами же мощи теперь в серебряной гробнице находятся в Троицком соборе лавры. А от дубового гроба, пока он не был укрыт под стеклом, богомольцы своими зубами откусывали щепочки. Их, как драгоценные реликвии, счастливцы уносили домой.

А в конце – поразительное. По словам специалистов-архитекторов, именно собор Успенский Сергиевой лавры, несмотря ни на что, изучен недостаточно хорошо. В нем еще могут поджидать пытливых исследователей новые открытия и, возможно даже, какие-нибудь спрятанные сюрпризы…

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *