успенский собор в бийске
Святыни храма
Среди святынь Успенского собора особо почитаемы:
— храмовая икона Успения Пресвятой Богородицы ХIХ в.
— Тихвинская икона Божией Матери начала ХХ в. с текстом: «Сия икона была крышкой стола в безбожной семье»
— икона Божией Матери «Скоропослушница» афонского письма начала ХХ в.
— икона Святого Великомученика и Целителя Пантелеимона афонского письма начала ХХ в., с частицей мощей.
— икона Божией Матери «Иверская» афонского письма начала ХХ в.
— икона святителя Николая Мир Ликийских Чудотворца конца ХIХ в.
— Ковчег с частицей мощей святителя Николая Мир Ликийских Чудотворца
— святое распятие, мироточившее в советское послевоенное время
— икона «Собор святых земли Бийской» с частицей мощей святителя Макария (Невского), митрополита Алтайского
— икона святителя Луки Крымского с частицей его мощей
— икона святителя Николая Японского с частицей мощей
— икона священномученика Сильвестра Омского с частицей мощей
— икона с частицами мощей: Свт. Иоанна Златоуста, Свт. Василия Великого, Свт. Григория Богослова
— икона с частицей мощей Преподобного Серафима Саровского
— икона с частицей мощей Святой Блаженной Матроны Московской
— икона с частицей мощей Свт. Спиридона Тримифунтского Чудотворца
Новости Московской Патриархии
Православный календарь
Празднование Казанской иконе Божией Матери (в память избавления Москвы и России от поляков в 1612 г.). Равноап. Аверкия, еп. Иерапольского, чудотворца (ок. 167). Семи отроко́в, иже во Ефесе: Максимилиана, Иамвлиха, Мартиниана, Дионисия, Антонина, Константина (Ексакустодиана) и Иоанна (ок. 250; 408–450).
Мчч. Александра еп., Ираклия воина и жен Анны, Елисаветы, Феодотии и Гликерии (II–III).
Сщмчч. Серафима, архиеп. Угличского, и с ним Владимира Соболева, Александра Андреева, Василия Богоявленского, Александра Лебедева пресвитеров и прмчч. Германа Полянского и Мины Шелаева (1937); сщмчч. Николая Богословского, Николая Ушакова пресвитеров и прмч. Григория Воробьева (1937). Обре́тение мощей сщмч. Никодима, еп. Белгородского (2012).
Андрониковской и Якобштадтской (XVII) икон Божией Матери.
О храме
Бийский Успенский кафедральный собор
Величественно возвышается над всем историческим центром Бийска Успенский кафедральный собор. С начала XX-го века он сохраняет свою красоту, великолепную архитектуру и с небольшим перерывом в был и остается домом Господа для тысяч прихожан.
Белоснежный Успенский собор — безусловная доминанта старинной части города. Построен он в русско-византийском стиле. Над девятью главами храма с синими куполами и центральной ротондой высится трехъярусная колокольня. Возведен он был на средства, собранные горожанами и купечеством, по благословению Преосвященного Макария (Невского), епископа Томского и Барнаульского, руководителя Алтайской духовной миссии.
Строгий и торжественный, без ярких излишеств, Успенский храм собирает верующих уже более ста лет и еще долгие годы прослужит во славу Божию. Интересная и непростая история у храма, и большая ее часть прошла в тяжелые годы советского богоборчества.
В 1892 году городская дума постановила выделить землю под новый храм. В 1903 году он был построен, и были освящены все три придела. В 1930 году Успенскому храму было передано имущество закрытого и уничтоженного позже Троицкого собора, но уже в 1932 году и сам Успенский храм был превращен в зернохранилище.
Только через 15 лет, в 1947 году, вновь решением городских властей, здание было передо православной общине. И уже первые пасхальные служения показали, что вера в народе жива. Более 5 тысяч человек праздновали Воскресение Христово — люди разных сословий, со всех окрестных сел. В послевоенные годы на территории Алтайского края и Республики Алтай действовало всего несколько храмов, и два из них — в Бийске.
За сто лет в храме служили многие самоотверженные священники, среди которых были люди, отдавшие свою жизнь за веру. Их искупительная жертва помогла сохранить храм и возродить его.
Две ярких страницы в истории храма написаны двумя его настоятелями. Самый первый — митрофорный протоиерей Владимир Дагаев, который был до этого последним настоятелем Старо-Успенского Казачьего храма. Он прослужил в Успенских храмах в качестве священника и затем настоятеля более 47 лет и был похоронен в церковной ограде.
И другой настоятель, чьим трудом Успенский кафедральный собор приобрел свой нынешний вид и значение — архимандрит Ермоген (Росицкий), кандидат богословских наук, выпускник Московской духовной академии.
Он стоял во главе храма 46 лет, с 1969 по 2015 год, и сделал все возможное, чтобы его не только не закрыли в тяжелые 50-70-е годы, но и чтобы он стал местом притяжения православных бийчан, домом молитвы, надежд и любви.
В 1994 году Успенский храм стал именоваться собором, в 1997 году получил статус кафедрального. Сегодня золотые кресты Успенского кафедрального собора сияют на солнце, а сам храм с голубыми куполами давно стал визитной карточкой города.
Подробнее об истории собора читайте в статье известного бийского краеведа и знатока истории Алтайской духовной миссии Павла Коваленко.
История храма
Успенский кафедральный собор г. Бийска
Освящен 5, 19 октября и 2 ноября 1903 г.
Одним из самых известных памятников архитектуры и православной культуры исторической части Бийска, ее доминантой, определяющей неповторимый вид, является Успенский кафедральный собор.
Уже более века на улице Советской (до 1925 г. – Успенской) возвышается величественный девятиглавый с синими куполами Успенский кафедральный собор. Возведенный из кирпича в русско-византийском стиле с высокой трехъярусной колокольней и крупной центральной ротондой, оштукатуренный и окрашенный в белый цвет, храм отличается особой строгостью и торжественностью. В будни и праздники мелодичный малиновый звон его колоколов, плывущий далеко окрест, призывает народ на службу.
История храма богата и колоритна. Его появлению предшествовали два других храма Бийской крепости, с одноименными названиями.
17 января 1897 г. купец Сычев на имя Преосвященного Макария (Невского), епископа Томского и Барнаульского, направил прошение, в котором говорилось: «Предполагая построить в Бийске каменную церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы с приделами… на собственные средства и пожертвования доброхотных благотворителей, если таковые будут, по проекту составленному Томским епархиальным архитектором, классным художником В.В. Хабаровым, на площади, отведенной Бийскою Городскою Думою, около приходящей в ветхость Успенской церкви, покорнейше прошу Вас, Ваше Преосвященство, разрешить мне сию постройку и благословите приступить к оной в лето сего года.
В ведении церкви в 1908 г. имелось несколько учебных заведений:
Справочная книга по Томской епархии, изданная в 1914 г., содержит следующую информацию об Успенской церкви: «Состав прихода: г. Бийск. Прихожан 5238 душ, в том числе раскольников 55 человек. Причта по штату: два священника, диакон и два псаломщика. Содержание причта при готовых домах для одного священника и одного псаломщика, квартирные пособия от церкви для диакона – 120 руб., для второго псаломщика – 72 руб. (старший священник живет в собственном доме). Проценты с причтового капитала до 225 руб.; жалование из казны 175 руб. и доходы от треб до 5000 руб.
Настоятель церкви – священник Иоанн Лаврентьевич Невский окончил курс в Омской учительской семинарии; рукоположен во священника в 1892 г.; на настоящем месте с 1913 г.
Младший священник – Максимилиан Васильевич Серебренников, 56 лет, окончил 4 класса духовной семинарии; рукоположен во священника 1 октября 1894 г.; последняя награда, наперсный крест, получена в 1908 г.; на настоящем месте с 1913 г.
Штатный диакон – Евлампий Мокиевич Ячменев, 30 лет, окончил курс в Бийском миссионерском катехизаторском училище; служил учителем церковно-приходской школы в 1903-1904 гг.; рукоположен в сан диакона 23 декабря 1904 г.; на настоящем месте с 1907 г.
Диакон – Прокопий Матвеевич Поварницын, 30 лет; окончил курс церковно-приходской школы; на епархиальной службе с 1905 г.; рукоположен в сан диакона в 1910 г.; на настоящем месте с 1913 г.
Протоиерей Иоанн Невский приходился родным племянником известному церковному иерарху – святителю Макарию (Невскому), митрополиту Алтайскому. Этот любопытный факт удалось узнать в 2011 г. из беседы с Л.Ф. Невской, жительницей села Верх-Ануйского Смоленского района Алтайского края, правнучатой племянницей святителя Макария.
В послевоенные годы на территории Алтайского края, включавшей в себя и современную Республику Алтай, действовало всего несколько храмов, из которых два, Успенский и Покровский, находились в Бийске.
После сноса в 1961 г. Покровской церкви Успенский храм стал единственным действующим на сотни километров и духовно окормлял многочисленных верующих.
В 1958-1964 гг. в храме дьяконом служил Владимир Гомбоев, правнук декабриста Николая Александровича Бестужева.
Стараниями настоятеля архимандрита Ермогена в церковной ограде, в отдельном одноэтажном помещении, были открыты церковная лавка, а в 2014 г. – помещение воскресной школы.
Ежегодно храм посещают тысячи верующих бийчан и гостей города. Особенно многолюдно в соборе во время престольных праздников, архиерейских богослужений, пребывания чтимых и чудотворных икон, мощей святых.
Архивные документы и воспоминания прихожан бийских храмов позволяют довольно подробно проследить вековую историю Успенского собора, сыгравшего важную роль в православной жизни города и края, сохранении христианских традиций в годы советского воинствующего атеизма.
Несмотря на жестокие испытания временем, Успенский кафедральный собор был и остается образцом храмовой архитектуры, истинным украшением Бийска, оплотом православной веры и духовности.
Успенский Кафедральный Собор города Бийска
Успенский Кафедральный Собор города Бийска запись закреплена
БИБЛЕИСТИКА
Крещение
Показать полностью.
Суть Таинства: Присоединение к Церкви, рождение во Христе.
Главное священнодействие: Троекратное погружение в воду с произнесением слов: «Крещается раб Божий (имя) во имя Отца. Аминь. И Сына. Аминь. И Святого Духа. Аминь».
Миропомазание
Суть Таинства: Освящение всего человека, сообщение ему благодати Святого Духа.
Главное священнодействие: Крестообразное помазание священником лба, глаз, ноздрей, ушей, груди, рук и ног новокрещеного освященным миром со словами «Печать дара Духа Святаго. Аминь».
Причащение
Суть Таинства: Соединение верующего со Христом.
Покаяние
Суть Таинства: Исповедание своих грехов перед Богом и получение прощения.
Главное священнодействие: После открытого исповедания своих грехов перед Богом, священник, присутствующий при совершении Таинства и являющийся свидетелем покаяния, произносит две молитвы. В первой звучат слова «примири и соедини его со Святой Твоей Церковью». Вторая называется «разрешительной»: «Господь и Бог наш, Иисус Христос, благодатию и щедротами Своего человеколюбия да простит ти чадо (имя), и аз недостойный иерей Его властию мне данною прощаю и разрешаю тя от всех грехов твоих, во Имя Отца и Сына, и Святаго Духа. Аминь»
Брак
Суть Таинства: Благословение супружества как совместного пути к Богу.
Главное священнодействие: Во время совершения Таинства Венчания священник возлагает на головы жениха и невесты венцы, трижды произнося прошение: «Господи Боже наш, славою и честью венчай я (их)».
Елеосвящение
Суть Таинства: Исцеление благодатью Божией духовных и телесных недугов.
Священство
Суть Таинства: Через возложение рук епископа верующему дается благодать совершать Таинства.
Успенский Кафедральный Собор города Бийска запись закреплена
БИБЛЕИСТИКА
В нашей жизни хлеб занимает особое место. Он является символом всякой пищи и тех трудов, которые необходимы для ее добывания. «В поте лица твоего будешь есть хлеб» (Быт. 3, 19), — некогда сказал Бог Адаму.
Показать полностью.
Есть в хлебе и религиозная символика. Господь Иисус Христос называл Себя «хлебом жизни» (Ин. 6, 35), говорил, что «ядущий хлеб сей будет жить вовек» (Ин. 6, 51). Наконец, Он благоволил хлебу, весьма близкому по составу к человеческой плоти, быть в таинстве Евхаристии пресуществляемым в Тело Свое: «Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое» (Мф. 26, 26).
Хлеб, состоящий из многих зерен, олицетворяет собою Церковь — Единую при множественности ее членов. Помимо Евхаристического Хлеба, Православная Церковь содержит несколько видов хлеба освященного.
Просфора («приношение» — греч.) — это белый пшеничный хлеб, выпекаемый на дрожжах, с добавлением святой воды. Название происходит от обычая первых христиан приносить для совершения Евхаристии хлеб из дома. Сейчас просфоры готовят в епархиальных пекарнях. Они состоят их двух круглых частей, в ознаменование двух естеств Христа. На верхней части ставится печать с изображением Креста (на монастырских просфорах встречается изображение Божией Матери или святых).
Пять просфор для совершения Литургии:
1. Агничная просфора
Большая просфора с крестом и печатью IC XC NIKA. Из нее специальным ножом — копием — вырезается Агнец — хлеб кубической формы.
Во время совершения Литургии Агнец становится истинным Телом Христа.
Антидор
Неиспользованная часть агничной просфоры называется антидор. По обычаю его раздают верующим после окончания Литургии (вместе с запивкой).
2. Богородичная просфора
Большая просфора с печатью МАРИЯ или образом Богородицы. На проскомидии из ее верхней части вынимается частица треугольной формы и кладется на специальное блюдо — дискос — рядом с агнцем.
3. Девятичинная просфора
Посвящена святым. Из ее печати вынимается 9 частиц в память: Иоанна Крестителя; пророков; апостолов; святителей; архидиакона Стефана и мучеников; преподобных; бессребреников; Иоакима и Анны, Мефодия и Кирилла, князя Владимира и всех святых; а также святого автора литургии, которая будет служиться: Иоанна Златоустого или Василия Великого.
4. Заздравная просфора
предназначена для вынимания из ее печати двух частиц за всех, кто будет участвовать в Литургии, священнослужителей, совершающих Литургию, страну и народ.
5. Заупокойная просфора
Из ее верхней части берется одна частица за всех умерших православных христиан.
Во время Божественной Литургии из одной просфоры (агничной) особым образом вырезается прямоугольная часть — Агнец, который впоследствии будет пресуществлен в Тело Христово. Из других просфор, меньших по размеру, извлекают частицы в память членов Земной и Небесной Церкви; эти частицы в конце литургии опускаются в Кровь Христову. Малые просфоры положены тем, кто подавал в алтарь поминальные записки.
Обрезанные части агничной просфоры называются антидором («вместо дара» — греч.). По Уставу, их вкушают люди, не причащавшиеся Святых Тайн. Обычно же антидор достается служителям алтаря.
Артос («квасной хлеб» — греч.) — хлеб, освящаемый в Пасхальную ночь. Именно так называется большая просфора, которую ставят перед алтарем на пасхальной Светлой седмице. Во всю Светлую Седмицу артос символ Воскресения Христа — пребывают на аналое напротив Царских врат алтаря и ежедневно износится на пасхальные крестные ходы. В Светлую Субботу его с особой молитвой раздробляют и раздают богомольцам. Народное благочестие усвоило артосу и крещенской святой воде значение посильной замены Святых Даров для умирающих, не могущих причаститься.
И просфоры, и артос, и антидор полагается есть натощак, с молитвой. Хранить освященный хлеб надо в чистой посуде отдельно от прочих продуктов. По традиции артос делят на мелкие части и потребляют в течение года, от Пасхи к Пасхе.
Еще один вид освященного хлеба — тот, который раздается молящимся за всенощным бдением накануне больших праздников. Ранее вечерние богослужения длились довольно долго, и для подкрепления сил христиане вкушали хлеб. Сейчас, хотя продолжительность служб сократилась, этот обычай остался.
Успенский собор в Бийске, заказать требу
Заказать молитву в Успенском соборе в Бийске
Историческая часть города украшена возвышающимся над ней прекрасным памятником православной культуры. Успенский кафедральный собор, являющийся не просто великолепным архитектурным строением, был признан объектом культурного наследия народов Российской Федерации регионального значения. Красивейший старинный храм – главная православная святыня Бийска.
До того, как началась история этого кафедрального собора, в городе существовало два храма, именовавшихся Успенскими. Но по ряду причин их история была не столь продолжительна. В конце 19 века горожане приняли решение о строительстве большого, капитального храма, который вмещал бы многочисленных прихожан и служил во славу Господа веками. Средства собирались всеми православными горожанами, но решающее существенное пожертвование было внесено купцом Михаилом Савельевичем Сычёвым, городской главой, церковным старостой, признанным всеми щедрым благотворителем. В 1897 году было получено благословение на строительство храма, а в 1898 году заложили первый камень. При разработке проекта предпочтение отдали русско-византийскому стилю. Белокипенный девятиглавый храм с лазоревыми куполами, массивной ротондой и трёхъярусной колокольней строили лучшие мастера города. 1903 год ознаменовался освящением трёх престолов возведенного храма, ставшим долгожданным благодатным пристанищем для верующих бийчан. Уже через 5 лет при храме действовали учебные заведения, такие как: церковно-приходская школа для обучения мальчиков, приходское мужское училище, Николаевское женское училище. В приходе также имелась православная библиотека, состоявшая из более чем тысячи книг, и среди них находились редкие старинные издания.
По окончании революции для Успенского собора, как и для храмов по всей стране, настали тяжелые времена. Священнослужители подверглись жестоким репрессиям. В 1932 году храм постигла участь закрытия и переоборудования в хранилище зерна. Лишь спустя 15 лет святыня Бийска возродилась, тогда храм возвратили верующим, и службы были возобновлены. На первых пасхальных служениях собралось более пяти тысяч человек, что показало – вера в людях в это непростое время оставалась жива. После Великой Отечественной Войны в Алтайском крае действовало небольшое количество храмов, и Успенский собор в Бийске явился главной твердыней духовности на юго-востоке Алтая. С 1969 года начинается пора обновлений храма, проводится реконструкция иконостасов, реставрация фасада, кровли, куполов. Строятся крестильный корпус, трапезная, обновляются святые ворота и благоустраивается территория. Знаменательным стал и 1989 год, город праздновал свое 280-летие, а колокольня Успенского собора обрела пять новых колоколов. Их мелодичный звон и поныне наполняет сердца умиротворением и вселяет надежду в любые времена.
Успенский кафедральный собор завораживает своей красотой, он одновременно строг, торжественен и очень нежен, изысканнен. Его стены помнят как светлые годы, так и тяжелые времена, но собор неизменно остается местом истинной веры, молитвы и любви. Сегодня прихожане посещают ежедневные богослужения, водят детей в воскресную школу, а гости города непременно стараются посетить собор Успения Пресвятой Богородицы, чтобы подать записку, поставить свечу или заказать сорокоуст. По милости Божией Успенский собор еще многие века будет собирать в святых стенах своих прихожан.
Каждый заказ для нас очень важен и мы прикладываем максимальные усилия для того, чтобы выполнить ваши заказы в максимальном качестве! Вы можете самостоятельно выбрать храм в котором вы собираетесь заказать требу! Мы со своей стороны приложим все усилия для того, чтобы ваша треба была выполнена. Если же по какой-либо причине, во время организации требы в выбранном вами храме возникнут сложности (долгий ответ храма, высокая занятость священнослужителей, не желание храма принимать заказы от онлайн-пользователей, невозможность связаться с храмом и др.), мы переведём заказ в другой храм, который своевременно выполнит вашу требу без задержек. Напоминаем вам, что делая заказ на нашем сайте вы принимаете условия, нашего соглашения. Храни вас Бог!