успенский собор в коломне 14 век
Успенский собор (Коломна)
Успенский собор — кафедральный собор в городе Коломне на Соборной площади Коломенского кремля.
Содержание
История [ править ]
Трёхкупольный Успенский собор был заложен в 1379 г. великим князем Димитрием Донским в честь победы русских войск над Золотой Ордой при реке Воже.
В 1380 г. в строящемся храме святой Димитрий молился перед Куликовской битвой. Вскоре после победы собор был достроен. Он стал главным храмом в Коломенской епархии, которая появилась в 1353 г.
Главной святыней храма была Донская икона Божией Матери, работы Феофана Грека. Перед образом молился, отправляясь в Казанский поход, царь Иоанн Грозный. После победы он увез чудотворный образ в Москву, приказав сделать для Коломенского Успенского храма два точных списка.
Собор был памятником «московского стиля» XIV-XV веков. Предполагают, что в росписи храма в 1392 г. принимал участие Феофан Грек (фрески не сохранились). В нижнем, основном, храме были пределы Успения Божией Матери и св. влм. Димитрия Солунского, небесного покровителя князя Димитрия Донского. В верхнем храме – престол в честь святого мученика Никиты и святителя Леонтия Ростовского. В соборе хранились частицы мощей св. Иоанна Предтечи и преп. Стефана Савваита.
Храм был богато украшен, иконы были в серебряных окладах, в храме были дорогие пелены, одну из которых вышила супруга Великого князя Иоанна III, Софья Палеолог. В храме была богатая библиотека. В соборе погребены многие коломенские архиереи: епископы Варлаам (+1565), Иосиф (+1615), Рафаил (+1653), архиепископ Никита (+1704), епископ Антоний (+1716), митрополит Иоанникий (+1723), епископы Савва (+1749), Феодосий (+1787), Феофилакт (+1788).
С 1581 по 1586 гг. в соборе служил святитель Иов, Будущий Патриарх Московский и всея Руси, тогда – епископ Коломенский. Основанный святым князем Димитрием Донским собор простоял до 1672 г., когда при архиепископе Коломенском Никите (духовнике патриарха Никона) из-за ветхости был разобран, а на его месте за десять лет возвели новый пятиглавый храм под руководством зодчего Мелетия Алексеева. В нижней части стен нового собора был использован белый камень первого древнего храма. В это же время была возведена шатровая колокольня собора, ныне примыкающая к стоящему поблизости Тихвинскому храму.
В 1804 г. собор был вновь расписан.
В начале XIX в. настоятелем был протоиерей Михаил Дроздов, отец митрополита Московского и Коломенского Филарета. Позже в храме неоднократно служил и проповедовал сам свт. Филарет. В 1880 г. в соборе проходили церковные торжества в связи с празднованием 500-летия Куликовской битвы.
В 20-ые годы ХХ в. церковным старостой Успенского собора был святой мученик Димитрий Вдовин (1883-1942), прославленный Русской Православной Церковью в 2002 г. в лике новомучеников и исповедников Российских.
В 1929 г. храм был закрыт и разграблен, разорены захоронения коломенских епископов.
В 1989 г. собор был возвращен верующим. Возрождение древней Коломенской святыни продолжалось десять лет. Всего в храме было воссоздано более полутора тысяч квадратных метров настенной росписи.
В 2001 г. в соборе постелили новый мраморный пол. Для сохранности росписей и икон собора в холодное время года пол подогревается.
Великое освящение вновь воссозданного собора 29 августа 1999 г. совершил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.
Современное состояние [ править ]
С 1992 г. издается первая в Подмосковье ежемесячная православная газета «Благовестник».
С 1994 г. работает благотворительная столовая на 130 человек.
Ежегодно проводятся летние православные лагеря для детей и молодежи.
Престольные праздники [ править ]
Как добраться [ править ]
Адрес: Московская область, г. Коломна, ул. Лазарева, д. 16 А
Паломнику [ править ]
Информация о расписании богослужений отсутствует. Вы можете помочь в заполнении подраздела.
Древний и современный: Успенский Кафедральный собор в Коломне
Коломна. Древний русский город. Более 800 лет стоит он на подступах к Москве. Много вражеских сил сдержал и не пустил к столице. Каменная крепость, построенная в 1531 году, за время существования ни разу не была разгромлена. Части стен, некоторые башни старинного укрепления сохранились до сих пор. В Коломне много интереснейших исторических памятников. В центре кремля на главной площади стоит древний коломенский собор — визитная карточка города.
История собора
Строительство храма имеет интересную и продолжительную историю.
Основание и возведение
Шло лихое время монголо-татарского ига. В 1379 году на реке Важе Дмитрий Донской одержал первую значительную победу над Золотой Ордой. Возвращаясь, князь повелел на главной площади города построить храм. Как раз был большой праздник Успение Пресвятой Богородицы, в честь него храм получил название. Так началась славная история Успенского Собора в Коломне.
Здание быстро возводилось, строители спешили закончить. В 1380 году, когда князь прибыл в Коломну, чтобы помолиться о победе перед Куликовым сражением, верхние перекрытия обвалились. Многим показалось это плохим знаком, но Дмитрий не отступил от решения. Именно здесь русская дружина с князем молились перед походом. Победа была дарована храбрым воинам и их предводителю, врага удалось разгромить. Эта победа считается началом освобождения русских земель от ига.
Историческая судьба
Строительство закончилось через 2 года. А через 10 лет церковь расписали. Считается, что сам Феофан Грек со своими учениками украшал церковь. Здание было монументальным: трехглавое, с двумя этажами, имело высокий вход, красивые лестницы. В подвалах находились склепы с захоронениями. Своими размерами строение превосходило даже московские храмы.
На первом этаже было 2 престола:
На втором этаже также 2 престола:
Феофан Грек написал икону Божией Матери для Дмитрия. Князь взял ее с собой, отправляясь на Куликово поле. Икона стала главной святыней собора, ее очень почитали. Она считалась заступницей русского народа от врагов. Помолиться о победе приезжал к иконе Иван Грозный, отправляясь на битву с крымскими татарами. В 1552 году царь получил благословение от епископа Феодосия II и пошел с войском на Казань. Икону он взял с собой. После победы Иван Грозный увез святыню, а для коломенского храма велел сделать две точные копии.
Шло время, собор ветшал. В 1672 году его разобрали для того, чтобы построить новое здание. Местами оставлен старый фундамент, а в основании заложены белые камни старой церкви. Захоронения коломенских священнослужителей были сохранены. Рядом с храмом одновременно строили колокольню. Строительство продолжалось 10 лет. Теперь собор имел уже 5 глав и деревянную крышу.
В 1739 году случился пожар, деревянная кровля сгорела, взамен была построена железная крыша. Были разобраны хоры. Через 40 лет поменяли иконостас, он стал пятиярусным. В самом начале XIX века были изменены главы, а собор был расписан. Позже претерпели изменения окна. В 1880 году здесь пышно праздновали 500-летие Куликовской битвы.
Основание колокольни
Звонницу стали строить вместе с новым собором. На ее месте была старая, совсем ветхая церковь Николы Зарайского. Нижняя часть колокольни и есть та самая церковь. По своим размерам колокольня под стать собору, такая же основательная, большая. Она отличается от подобных построек того времени своими богатырскими размерами.
Массивное кубическое основание несет на себе восьмиугольную звонницу, которая, в свою очередь, накрыта шатром со слуховыми окнами в 3 ряда. Необычайно красива шатровая колокольня. Она резная, с арками, очень изящная. Внутри находились часы, они отбивали полчаса и ровно час разным звоном. До нашего времени часы не сохранились.
В звоннице было 12 колоколов различной величины. Очевидцы утверждали, что бой больших колоколов подобен грому. Самый большой «Мещаниновский» колокол весил 13 тонн. Куплен он был на пожертвования местного купца И.Т.Мещанинова. После закрытия собора все колокола были уничтожены. В 1990 году на звонницу подняли новые колокола. У одного из них есть имя – Пимен, в честь патриарха Пимена.
Реставрация сооружения
Советские годы были тяжелым испытанием для собора. До 1929 года храм действовал. После ареста епископа Коломенского Феодосия собор закрыли. Его разграбили, разорили, могилы осквернили и разрушили. Уничтожены колокола, иконы, царские врата, многие элементы иконостаса. Страшно подумать, но здесь был склад. Позднее здание пустовало и было заброшено. Настенная живопись осыпалась, ей грозило полное уничтожение.
Все стало меняться с 1989 года. Собор возвращен верующим людям. Протоиерей Н. Кочанкин стал одним из начинателей возрождения Успенского Кафедрального собора в Коломне. Храм отремонтировали. Было реставрировано 1500 м2 настенной живописи, положен мраморный пол с обогревом для сохранения росписи зимой.
Восстановленный собор стал таким же великолепным, как раньше. В 1999 году освящать храм приехал Алексий II Святейший Патриарх Московский и всея Руси.
Современное положение
Помимо богослужений здесь ведется большая, разнообразная работа:
Архитектура и убранство сооружения
На протяжении веков собор менялся.
Внешний вид
Отличительной чертой архитектуры собора является простота и монументальность. Здание было выстроено из белого камня, украшено колоннами, пилястрами с декоративным фризом. Оконные и дверные косяки похожи на тонкие колонны, казались изящными. Церковь имела 3 купола, большой был покрыт резьбой. На самом верху куполов находились позолоченные кресты.
Здание в том виде, который знаем мы, построено мастером Мелентием Алексеевым. Каменные блоки старого строения стали основанием стен, далее кладка кирпичная. У нового храма пять куполов, установленных на высоких световых барабанах. Вверху барабанов сделан резной фриз. Постройка проста, не изобилует внешним декором. Фасад украшен строгими лопатками (3 на главном фасаде, 4 на боковых), узкие окна имеют простые наличники.
Внутреннее оформление
В соборе 3 алтаря и 3 железные двустворчатые двери, над которыми висят образа. Внутри храма установлен пятиярусный иконостас с красивыми деревянными скульптурами. Все стены, своды и колонны расписаны иконами с жизнеописанием Девы Марии и других святых. Иконы, которые были до революции, не сохранились за редким исключением. Все написано заново современными художниками. При храме есть иконописная мастерская, где работают высококлассные мастера.
Святыни храма
Собор был очень богат:
Как проходят богослужения
Храм открыт ежедневно. Утренняя служба проходит с 8 часов, вечерняя – с 17 часов. Зимой для служб задействована Тихвинская церковь. Прийти сюда может любой человек на службу, молитву или на экскурсию.
Праздники и торжества собора
Праздником собора является праздник Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. Отмечают его 28 августа. Почитают здесь память митрополита Филарета. Святитель родился и учился в Коломне. День памяти 19 ноября.
Как добраться до церкви
Приехать до Коломны можно:
Более шестисот лет стоит древний собор. Сюда идут и едут люди, чтобы помолиться, подумать. Как и прежде храм-богатырь славит Бога и святых, помогает простым людям обрести душевное спокойствие и уверенность.
Видео о соборе
Виды Коломенского кремля и соборной площади с высоты птичьего полета.
Коломна. Собор Успения Пресвятой Богородицы.
Успенский собор
Карта и ближайшие объекты
Статьи
Успенский собор в кремле построен из кирпича в 1672-1682 гг. на месте прежнего белокаменного собора, с использованием материала от его разборки. В основу положена традиционная схема четырехстолпного крестовокупольного храма. В то же время, в членении фасадов на два яруса, произвольной расстановке лопаток, отсутствии закомар проявилось новое понимание архитектурных форм, свойственное зодчеству второй половины XVIIв. Двусветный четверик, увенчанный пятью главами на световых барабанах, перекрыт крестовым сводом. Фасады украшены тремя перспективными порталами, отличающимися высокой техникой белокаменной резьбы, и колончатыми наличниками окон. В интерьере сохранился резной барочный иконостас второй половины XVIIIв. Иконы и темперная живопись на стенах относятся к XIXв. Собор был отреставрирован в 1958-1962 гг.
Успенский кафедральный собор был заложен в Коломне в 1379 г. святым благоверным князем Димитрием Донским в честь первой победы русских войск над Золотой Ордой при реке Воже. В 1380 г. в этом строящемся храме он молился перед Куликовской битвой. Вскоре после победы собор был завершен и стал главным в Коломенской епархии, открытой в 1353 г.
Святыня храма — Донская икона Божией Матери сопутствовала великому князю во время его ратного подвига на поле Куликовом. Образ Пресвятой Богородицы, созданный преподобным Феофаном Греком, был очень почитаем на Руси. Перед ним молился, отправляясь в Казанский поход, царь Иван Грозный. После победы он увез чудотворный образ в Москву, приказав создать для коломенского Успенского храма два точных списка.
Предполагают, что в росписи храма в 1392 г. принимал участие преподобный Феофан Грек. В нижнем, основном, храме находились два престола: в честь Успения Божией Матери и во имя святого великомученика Димитрия Солунского. В верхнем храме — престол во имя святого великомученика Никиты и святителя Леонтия Ростовского. В соборе хранились частицы мощей святого Иоанна Предтечи и преподобного Стефана Савваита. Храм был богато украшен, имел иконы в серебряных окладах, шитые пелены, причем одна из них была собственноручно вышита женой великой княгиней Софией Палеолог. Собор славился обширной библиотекой.
В соборе погребены многие из коломенских архиереев.
С 1581 по 1586 гг. в этом храме служил святитель Иов, епископ Коломенский, — первый Патриарх Московский и всея Руси.
Основанный святым князем Димитрием Донским. собор простоял до 1672 г., когда из-за ветхости его разобрали. На его месте за десять лет зодчий Мелентий Алексеев возвел новый храм — пятиглавый. В нижней части стен нового собора использовался белый камень древнего. В это же время была возведена шатровая колокольня собора, ныне примыкающая к стоящему поблизости Тихвинскому храму. В 1804 г. собор заново расписали. В начале XIX в. его настоятелем был протоиерей Михаил Дроздов, отец святителя Филарета. Позже в храме неоднократно служил и проповедовал сам святитель.
В 1880 г. в соборе проходили церковные торжества в связи с празднованием 500-летия Куликовской битвы. В 1820-е гг. церковным старостой собора служил Димитрий Вдовин, прославленный Русской Православной Церковью в 2002 г. в Соборе новомучеников и исповедников Российских.
В 1929 г. храм был закрыт и разграблен, захоронения коломенских архипастырей разорены.
В 1989 г. собор возвратили верующим. После реставрации 29 августа 1999 г. великое освящение совершил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.
Увы, в 1672 году Успенский собор, построенный при Дмитрии Донском, разобрали. Причиной была выставлена ветхость. Но, возможно, коломенскому архирею (им тогда был епископ Иосиф, вскоре смещённый с кафедры по обвинению в жестокости к подчинённым, а затем покаявшийся и после смерти прославившийся чудотворениями) существующий соборный храм просто казался уже недостаточно торжественным. Благоговейного трепета перед старинными камнями тогда никто не испытывал, и, таким образом, ничто не мешало коломенскому владыке построить новый собор, сообразный с его представлениями о благолепии. Строительство длилось около десяти лет; епископ Иосиф его завершения, к сожалению, не увидел. Освящали собор при епископе Никите, выходце из Кирилло-Белозёрского монастыря (он кстати, был духовником Патриарха Никона, когда тот находился в северной ссылке). При нём же возвели и шатровую колокольню, сохранившуюся по сей день. Успенская шатровая колокольня была построена в 1692 году. Колокольня покоится на фундаменте церкви Николы Зарайского, которая была построена в память о «гощении» в Коломне чудотворной иконы Николы Зарайского в 1513 году. Некогда звонница украшалась башенными часами и набором колоколов, самый большой из которых «Мещаниновский» весил 800 пудов (12800 кг) был назван так по фамилии Ивана Тимофеевича Мещанинова, на чьи средства он был приобретён и поднят на соборную колокольню. Сейчас на колокольне находятся колокола, самый большой из которых «Пимен», поднят в 1990-х годах, весит 400 пудов (6400 кг).
Собор строился с 1672-1682 гг. по образцу Спасо-Преображенского собора в Нижнем Новгороде мастером Мелентием Алексеевым «с товарищи». Стоит сказать, что при постройке новый собор имел деревянную кровлю «о четырнадцати фронтонах» (каждое прясло было покрыто на два ската), и лишь после пожара 1739 года это своеобразное покрытие заменили обычной четырёхскатной железной крышей. Тогда же разобрали и хоры, существовавшие изначально. Но лестница, ведшая на них (она устроена прямо в толще стены), осталась. В начале 1770-х годов в соборе установили резной пятиярусный иконостас, сохранившийся до наших дней. Причт храма в последней трети ХVIII века составили: настоятель протоирей Григорий Иванов, ключарь иерей Петр Васильев, иерей Филипп Григорьев, два диакона, два псаломщика и два пономаря. Певчих было восемнадцать человек. В 1799 году Коломенскую епархию упразднили, к немалой горести жителей города. Её перевели в Тулу, куда перевели и архирейский дом. Последний коломенский епископ Мефодий (Смирнов) вывез из собора множество древней утвари, включая великокняжеские и царские вклады.
В 1802 году была изменена форма глав. Была сбита аркатура на барабанах и наличники окон (этот декор был восстановлен в ходе реставрационных работ 1958-1963 гг). Гроза 1812 года обошла Коломну стороной, правда, зта «сторона» находилась весьма близко, враг стоял в соседних Бронницах, ждали, что он вот-вот займёт и Коломну. Следующие сто лет Успенский собор пережил без каких-либо потрясений. В 1880 году в соборе торжественно праздновалось 500-летие Куликовской битвы. В 1904 году в нём совершил литургию св. Иоанн Кронштадтский. После богослужения о. Иоанн возглавил крестный ход, в котором участвовала едва ли не вся Коломна. В 1913 году в Успенском соборе служил настоятель Старо-Голутвина монастыря архимандрит Варсонофий (Плиханков), прославленный ныне в сонме Оптинских старцев. Словом, жизнь шла обыкновенным образом вплоть до прихода к власти большевиков.
В 1929 году, после ареста епископа Коломенского Феодосия (Ганицкого), Успенский собор окончательно закрыли. Убранство его подверглось разграблению, равно как и могилы архиреев, погребённых в нём. Началась эпоха запустения. В 1958-1963 гг была проведена косметическая реставрация памятника. Трудно себе представить, что ещё в 1970-е годы заброшенное здание собора, обросшее со всех сторон бурьяном, горделиво стояло в историческом и священном центре Коломенского кремля. В 1989 году Успенский собор возвратили верующим. Вокруг храма сложилась приходская община, постепенно началось его восстановление. Оно продлилось десять лет. После реставрации, в день Успения Пресвятой Богородицы 28 августа 1999 года, Патриарх Московский и всея Руси Алексий II и митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий освятили Свято-Успенский собор.
Из журнала «Православные Храмы. Путешествие по святым местам». Выпуск №37, 2013 г.
Из журнала «Православные Храмы. Путешествие по святым местам». Выпуск №37, 2013 г.
vittasim
Коломенский кремль. Прогулка 9. Храмы Соборной площади Коломны. Успенский собор
Коломна во второй половине XIV в. являлась центром большого каменного строительства, связанного с выдающимся значением города в подготовке борьбы с Ордой. Первое, разобранное в 1672, здание Успенского собора было заложено в 1379 году после победы дружины московского князя Дмитрия Ивановича над татарами при реке Воже. Победоносные дружины возвращались в Коломну как раз на праздник Успения пресвятой Богородицы. Перед Куликовской битвой, в 1380 году, собор старались закончить столь спешно, что по прибытии Дмитрия с войсками в Коломну, верхняя часть храма обвалилась. Успенский собор — единственный памятник Коломны, постройка которого отмечена летописью. Впрочем, летопись отметила даже не закладку храма, а его катастрофу: «В лето 6888 (1380). Падеся на Коломне церковь каменаа, уже свершениа дошедши, юже създа благоверный великий князь Дмитрий». Эта запись во всех списках летописи предшествует повести о Куликовской битве.
Схема кремля и 9я прогулка (включая все предыдущие)
Но вернемся к истории Успенского собора. Храм был восстановлен вскоре после Куликовской битвы: запись о росписи собора в 1392 г. «подписана бысть на Коломне церковь камена Успение богородици, юже създа князь Дмитрей Ивановичь» дополняется в Степенной книге существенным пояснением: «дотоле еще за десять лет», т. е. за 10 лет до 1392 г.— в 1382 г. Очевидно это произошло до карательной экспедиции Тохтамыша. Таким образом, памятник датируется 1379—1382 гг.
Вот что говорится об Успенском соборе в писцовой книге гор. Коломны 1577—1578 гг. Прежде всего храм здесь имеет очень существенный эпитег «Донской»: «В городе же на Коломне церковь соборная Успение пречистые богородицы Донская. » Это наименование поддерживалось именем главной «святыни» собора — иконы Донской богоматери, ставшей, после победы над татарами, вторым после Владимирской иконы богоматери национальным палладиумом Руси. Далее здесь упоминается придел Дмитрия, который называет и Павел Алеппский: «Да у церкви ж у Пречистые богородицы в приделе в Дмитреи Великом». Наконец, писцовая книга отмечает хоры с двумя приделами: «Да в соборной же церкви Пречистые богородицы придел Леонтей Ростовский чюдотворец на полатех. да. на полатех придел Никита великий. »
Павел Алеппский, как личный секретарь, сопровождал антиохийского патриарха Макария, направлявшегося по своим церковным делам из Сирии в Москву. Из-за «моровой язвы» они вынуждены были остановиться в Коломне, поселиться здесь в одной из келий епископа и прожить с 17 августа 1654г. до 30 января 1655г. Павел Алеппский оставил очень подробное описание Успенского собора: «Четвертая церковь, именно соборная, есть великая церковь, кафедра епископа. Она весьма величественна и высока и как бы висячая; в нее всходят по высокой лестнице с трех сторон, соответственно трем ее дверям». Уточнить описание Павла Алеппского пытались археологи. Неоднозначно воспринимаются упоминания Павла Алеппского о «высоте» и «приподнятости» церкви. Обычно это расценивается как указание на наличие подклета и обходных галерей-гульбищ, но фундаментов таких галерей не найдено и, скорее всего, к каждому из входов в собор вела отдельная лестница.
« Она вся из тесаного камня, приподнята на значительную высоту и кругом имеет кайму скульптурной работы во всю толщу ее стен. Косяки дверей и окон походят на отшлифованные колонны — работа редкостная, так что косяки кажутся изящными, как тонкие колонны. Церковь имеет три высоких купола, снизу приподнятых. Верх большого купола покрыт кругом красивыми, четырехугольными, резными из деревянных досок фигурами в виде крестов величиною с ладонь. На куполах — позолоченные кресты. Большой купол находится над хоросом, остальные два — над обоими алтарями, ибо церковь имеет три алтаря, как обыкновенно все их церкви».
« Один из них во имя св. Димитрия; в нем имеются его иконы. Здесь постоянно совершается литургия. Главный алтарь имеет три больших окна со стеклами, и в нем висят, по их обыкновению, два больших зеркала, к которым священники всегда подходят, смотрятся в них и расчесывают свои волосы. В хоросе, перед (царскими) дверями этого алтаря, помещен большой круг наподобие амвона; он высокий, стоит на деревянных восьмиугольных и круглых колоннах, которые все позолоченные и резные, и имеет две лестницы, из коих одна пред царскими вратами, по ней всходит дьякон для ектении; другая лестница с западной стороны, по ней он всходит для чтения Евангелия. Архиерейское место каменное, с очень большим куполом, помещается близ южных дверей, ибо церковь имеет, по их обыкновению, три двери: две из них выходят на хорос с южной и северной стороны, а с западной — большая дверь. Все эти двери с двумя створами из чистого железа. Над каждой из них наверху образ, над большой дверью образ Успения Богородицы, дабы народ знал имя церкви. Таков у них обычай во всех их церквах, и какой это прекрасный обычай!»
«Храм в Коломне» Художник Владимир Луговик х.м. 50х70 1987
«Что касается иконостаса, то у них принято ставить икону того (святого или праздника), в честь которого церковь, на место иконы Господа, а напротив нее, на место иконы Владычицы, икону Троицы: три ангела, Авраам и Сарра и трапеза. Так и в этой церкви поставлена икона Успения Владычицы на месте иконы Господа. Около нее стоит икона Владычицы весьма старинная, которая, как нам говорили, всегда творит чудеса. К ней имеют большую веру. На этой иконе висит много привесов из золота, серебра и жемчуга».
«Верхний иконостас у них устраивается не так, как принято в стране казаков и греков, но Господь помещен в средине, справа и слева Иоанн Креститель и св. Дева, подле них два ангела; завершается правый ряд Петром, Иоанном Златоустом, Василием и двумя другими апостолами; напротив них Павел, св. Николай, Григорий и другие два апостола — с каждой стороны пять больших икон с изображениями во весь рост. Над этим рядом находится изображение Владычицы и пророков, предвозвестивших о Ней, с той и в другой стороны. У них нет, как у нас, лампад с маслом, ибо оно дорого и зимой замерзает, ни больших медных подсвечников, но большие, толстые, расписные свечи в каменных в резьбою столбах, утвержденных (в полу); на верху столба жестяной кружок, в который вставляют большие и малые свечи, так как у них принято, что всякий, кто приходит в церковь, приносит с собою свечу, которую собственноручно ставит перед образом».
«Крыша как этой церкви, так и всех вышеупомянутых церквей, походит на кедровую шишку или на артишок; она ни плоская, ни горбообразная, но с каждой из четырех стен церкви есть нечто вроде трех арок, над которыми другие, поменьше, потом еще меньше кругом купола — очень красивое устройство. Все покрыто досками для защиты свода от дождя и снега, дабы он не портился. Под этою церковью много склепов и подвалов. Над нарфексом есть еще ярус, где помещается казнохранилище епископа; мы видели его богатство — несколько сундуков полных серебряными и золотыми монетами».
Успенский собор в Коломне.Рисунок постройки 1378—1382 гг
Постепенно в соборе формируется богатая библиотека, поскольку после кончины епископов их книги передавались в кафедральный храм. К середине XVI века здесь насчитывалось 98 книг. 33 из них были написаны на пергамене — это больше, чем в каком-либо другом коломенском храме или обители того времени.
Успенский собор в эпоху Димитрия Донского. Реконструкция Н.Н. Воронина.
«В алтарном помещении находился престол «каменной, на нем индития – бархат золото с серебром травчетой, украшенный кружевом серебряным, на средине престола – бархат червчатой». На престоле было Евангелие, покрытое бархатом червчатым. Позади, т. е. к востоку от престола, находилось архиерейское горнее место, обито сукном зеленым, столпи обиты сукном же червчатым. Над горним местом образ Положение во гроб Господа нашего Иисуса Христа, посторон пречистые Богородицы со апостолы, писаны на краске. Да в том горнем месте животворящий крест болшой запрестолной деревянной, вызолочен сусалным золотом и серебром, по обе стороны того креста написаны страсти Господни. Рядом располагались две богато украшенные иконы «пречистые Богородицы напрестолной» и Одигитрии. «По обе стороны горнего места две рипиды медные полуженые».
«В олтаре ж на жертвеннике» находилась индития из золотного атласа. «На той же индитии крест круживо белое. На том же жертвеннике покров тафтяной червчатой» с кружевным крестом. «По полям того покрова тафта зеленая». На жертвеннике стояли серебряные сосуды. Рядом находились два кадила и четыре укропника. На жертвеннике располагался «образ Спаса Нерукотворенного со ангелы».
Далее в Описи 1681 г. зафиксировано убранство интерьера пространства для молящихся или собственно храма. «Да в церкви ж Божии царские двери и сень и столпи вызолоченные резные, а на сени написан образ Господа Саваофа. Да на правой и по левой стороны царских дверей местных икон: на правой образ Господа Вседержителя, писан твореным золотом. Образ пресвятыя Богородицы Успения со апостоли и со святители, писан твореным же золотом. Да у тех же образов пелены отлас золотной цветной травчатой по червчатой земле, опушка отласу зеленого, подложена крашениною, одна лазоревою другая зеленою, а вместо иконостасов те образа по полям прикрыты дорогами желтыми да червчатыми.
На другой стороне того ж Богородична образа образ пресвятые Богородицы Успения в окладе, оклад басемной, да пять венцов чеканных, да прикладу два венца, три гривенки серебреные басемные золочены, да крестов серебреных болших два, малых шесть, и в том числе один золочен, да денег десять алтын две денги. Да над тем же Богородичным образом образ Нерукотворенного Спаса писан на полотне в рамах. У царских дверей по левую сторону образ чюдотворца Николая Можайского резной, в резном киоте, киот и столпи и верхняя корона и крест распятие Господне и пред ним подсвечник резной золочен сусалным золотом, венец медной золочен чеканной, а в нем три камени простых в гнездах серебреных, у чюдотворца на руках учинены внов поручи жемчужные, низаны по черному отласу с канителью, у них шесть пугвиц серебреных золоченых гладких да прикладу два креста серебреных, один позолочен, да денег четыре колечка завес шолковой.
Над киотом позади кароны два образа, образ Вседержителя Спаса в аршин писан на празелени. Образ пресвятые Богородицы Одигитрии в окладе, оклад и венец серебреной басемной золочен. Над царскими дверми вверху деисусы. Напреди образ Вседержителя Спаса, по правую руку образ пресвятые Богородицы со архангелом и со апостолы, восмь икон по левую сторону, образ Иоанна Предтечи со архангелом же и апостолы, восмь же икон, всего семнадцать икон, да перед теми иконами одиннатцать подсвечников деревянных точеных, золочены сусалным золотом. Над деисусами в другом тябле дванадесятые Господских и Богородичных праздников осмнатцать икон. В третьем тябле посреди образ пресвятые Богородицы с превечным Младенцом седящъ на престоле, по сторонам пророков семнатцать икон. В четвертом тябле посреди образ Господа Саваофа, седящего на херувимах, по обе стороны праотцов семнатцать икон.А тябла писаны розными красками.
Во оной же церкви четыре столпа каменных круглых. У правого архиерейское место обито сукном светлозеленым, внутри того места обито сукном лазоревым. На степенях сукно ж зеленое ветхо, над архиерейским местом внутри на тябле образ Господа Саваофа, да образ пресвятые Богородицы, да образ архангела Гавриила, да евангелистов Иоанна да Луки, да Матфея, да Марка, да образ пресвятые Богородицы Знамения, по сторонам писаны пророки».
«Да на правой стороне у южных сторонних дверей подле стены три гробницы складены в кирпич, в них лежат епископы Коломенские и Коширские. Варлам погребен в 73-м году октября в 21-м числе при благоверном царе и великом князе Иване Васильевиче всеа Русии. Иосиф во 133-м году генваря в 27-м числе при благоверном царе великом князе Михаиле Феодоровиче всеа Русии. Рафаил в 161-м году февраля в 11 числе. На гробницах поставлены образы Всемилостивого Спаса, в подножии у Спасова образа в молении Иоанн Богослов да Никола чюдотворец со иными святыми и со апостолы. Образ пресвятые Богородицы Владимирские, на образе венец. Образ царя Константина и матери его Елены, писан на красках. Гробницы покрыты сукном зеленым, мерою того сукна в длину восмь аршин с вершком, поперег два аршина.В главах на стенах в олтаре и церкви шездесят три окошка болших с решетками железными, а в них шездесят три оконницы слюдяных».
«В соборной церкви помост камень белой в аршин мерою, та церковь длина и ширина по семи сажен с четвертью. Вышина от помосту до сводов семь сажен с полусаженью. В дверях трои затворы железные створные з засовы с замками».
Описанию наружного облика собора в Описи 1681 г.: «На Коломне в городе возле архиерейского двора соборная церковь во имя пресвятыя Богородицы Успения каменная о пяти главах. На настоящей главе крест корсунской железной прорезной, позолочен весь, на четырех главах кресты корсунские ж железные, опаяны железом белым немецким, местами золочены, у тех же крестов по четыре чепи, главы опаяны железом белым же немецким, покрыта тесом.
Окна четверика и алтаря украшены фигурными наличниками, которые составлены из вертикальных боковых полуколонок с бусинами посредине и завершений. У нижних наличников эти завершения полукруглые, у верхних – килевидные.
Богатые западный и северный перспективные порталы собора составлены из многочисленных резных элементов.
Более скромен по оформлению южный перспективный портал памятника.
Барабаны оформлены аркатурно-колончатыми поясами и профилированными карнизами
Наружный облик здания частично искажен в XVIII – XIX вв. После пожара 1739 г. деревянная крыша храма «о четырнадцати фронтонах» (по числу прясел) была заменена железной четырехскатной. В позднее время разобрали первоначальные крыльца, располагавшиеся у западного и боковых фасадов. В 1802 г. изменена форма глав. В конце XIX в. сбили аркатуру на барабанах и наличники окон. Этот декор восстановлен в 1958 – 1963 гг.
В конце XIX века на пожертвования жителей Коломны проводились работы, о масштабах которых свидетельствует сохранившаяся надпись: «В благополучное царствование Благочестивейшаго Господаря Императора Александра III освятися св. престол и храм сей во имя Успения Пресвятыя Богородицы, после полной реставрации Высокопреосвященеейшим Сергием Митрополитом Московским и Коломенским в лете от Рождества Христова 1894 в 30 день месяца июля».
Конструкция храма традиционна для русских церквей Данный памятник представляет собой четырехстолпное трехапсидное пятиглавое здание, но новые веяния, характерные для XVII века, не миновали собор стороной. Фасады расчленены на два яруса карнизом, закомары отсутствуют, лопатки на боковых фасадах не соответствуют расположению столпов и внутреннему членению храма. Внешний облик храма строгий, монументальный, наружное убранство бедно, что не характерно для того времени
Пространство для молящихся слегка вытянуто по оси восток-запад, но в целом в плане оно близко к квадрату. К нему примыкает алтарная часть с мощной средней апсидой и двумя боковыми со сравнительно тонкими стенами, несколько скошенными к центру. Над апсидой диаконника помещалась ризница с входом в нее через лестницу внутри южной стены средней апсиды.
В нижней части собор сложен из белого камня (высота блока 25 см, длина—18—45 см), выше — из кирпича (29X15X9 см). В северной стене к западу от портала начинается лестница, поднимающаяся далее внутри западной стены и выводящая на своды храма.
Три пышных резных типичных для XVII века перспективных портала вводят внутрь; при этом ось южного и северного входов приходится на линии восточной пары столбов. Внутренние столбы не отвечают плоским наружным лопаткам боковых фасадов. Алтарная часть, против обычного, существенно увеличена в восточную сторону. Четыре круглых внутренних столпа расположены таким образом, что средний продольный неф имеет большую ширину, чем боковые продольные нефы. При этом средний поперечный неф незначительно превосходит по ширине соответствующий восточный неф и существенно шире западного поперечного нефа. Между упомянутыми столпами, а также между ними и стенами переброшены пониженные подпружные арки, пяты которых расположены на одном уровне.
В 1929 году собор был закрыт, разорён и разграблен, могилы коломенских архиереев осквернены. Утрачены все иконы, Царские врата и некоторые детали уникального резного иконостаса, уничтожены все колокола. Некоторое время в соборе был склад, затем храм пустовал. Настенная живопись осыпалась — ей грозило полное уничтожение.
Успенский собор. Июль 1980 года
Успенский собор и колокольня. Июль 1980 года
Главы собора Успения Пресвятой Богородицы в Коломне Московской области. Вид с колокольни Ново-Голутвина монастыря. Июль 1980 года
Археологическое открытие, могущее пролить свет на «темное время» – конец XIII–первую треть XIV века – было сделано в 1978–1983 годах. Исследователям удалось найти архитектурные фрагменты храма, предшествовавшего собору Дмитрия Донского, построенному около 1380 года. Найденные обломки должны были принадлежать зданию, построенному за несколько десятилетий (если не за столетие) раньше собора Донского и, вероятно, мастерами не московской, а иной школы, причем храм в кремле, предшествовавший собору Донского, и церковь на Городище, http://vittasim.livejournal.com/34859.html, строились с небольшим временным интервалом, допускающим единый стиль работы мастеров (максимум десять–пятнадцать лет), но первый – не позднее 1300 года, а вторая – не ранее 1307. Храм в Кремле строила Рязань, а церковь Иоанна Предтечи – Москва. Посвящение престола храма в Коломенском кремле, предшествовавшего собору Донского, мы не знаем. Но вряд ли он был Успенским: такое посвящение более соответствовало кафедральному статусу, а в Коломне во времена ее принадлежности Рязанскому княжеству епархии, конечно, быть не могло.
Орнаментный блок из коломенских раскопок
Религиозная жизнь здесь начала возобновляться в 1989 году. К 1999 Успенский собор был отреставрирован и 29 августа его освятил Патриарх Алексий II. Восстановлен иконостас. Все образы для него написали коломенские мастера. Устроен новый мраморный пол с подогревом. Было восстановлено более 1000 м2 настенных росписей!