успенский собор в ростове великом официальный сайт
РОСТОВСКОЕ БЛАГОЧИНИЕ
По благословению Митрополита Ярославского и Ростовского Пантелеимона
Успенский собор г. Ростов
Ростов самый ранний центр Православия на территории современной России: в 991 году святителем Феодором († 1023, в числе священнослужителей-греков посланный Константинопольским патриархом крестить Русь) здесь был построен Успенский собор.
И даже когда в 1788 году епископская кафедра из Ростова была переведена в Ярославль, Ростов в память о своем историческом прошлом остался кафедральным городом с кафедральным Успенским собором, и имя его сохранилось в названии Ярославской и Ростовской епархии.
Ныне существующее здание собора, построенное в 1508–1515 годах, — четвертое по счету на этом месте, и каждое из этих зданий имело свою историю, в которой отразились деяния святых подвижников Древней Руси и ее великих исторических деятелей.
В древние века Ростов со своими храмами и монастырями для русских людей был центром Православия. Величайшей святыней собора являются мощи святителя Леонтия Ростовского. Святитель Леонтий († ок. 1073), один из первых святителей, канонизированных на Руси. Самый древний список жития святого, существовавший уже в конце XII века, сообщает, что будущий святитель родился и вырос в Константинополе, там же принял постриг и «за премногую его добродетель епископом поставлен бысть Ростову».
Великий князь Андрей Боголюбский, всю жизнь боровшийся за государственное и духовное возвышение Северо-Восточной Руси, узнав об обретении мощей святителя Леонтия, произнес: Хвалит бо римьская земля Петра и Павла, гречьская земля Константина царя, киевская земля Володимира князя, ростовская ж земля вся тебе великыи святитетелю Леонтие ублажает. До наших дней дошли части белокаменной гробницы, присланной великим князем Андреем Боголюбским. Сохранилось Житие свт. Леонтия, составленное в XV веке, где сообщается о многих чудесах от гроба свт. Леонтия, происшедших в начале пятнадцатого столетия: за один месяц произошло «сорок чудоносных исцелений».
Кафедру в Ростове стали называть « кафедрою Леонтия чудотворца», а при избрании новых епископов Ростову говорили, что они «поставлены молитвами святого чудотворца Леонтия». Чудотворные мощи свт. Леонтия еще с древности притягивали к себе паломников со всей Руси. У его раки молились великие князья и цари, именитые люди России. На молитвенную память они делали богатые вклады для украшения раки. Об особом почитании мощей свт. Леонтия, говорит тот факт, что в начале XVII века его рака была выполнена из золота.
В соборе почивали мощи ростовских святителей Исаии, Игнатия, Феодора. Святитель Феодор, был поставлен в архиепископы Ростовские в Константинополе. Племянник и воспитанник прп. Сергия Радонежского, он был духовником великого князя Димитрия Донского, и многих известных московских бояр. Святитель Феодор является известным книжником, дипломатом, иконописцем эпохи прп. Андрея Рублева. Мощи его почивают под спудом в соборе.
В соборе почивают мощи святого благоверного князя Василько, погибшего в битве с монголо-татарами на реке Сить в 1238 году.
Успенский собор Ростова в течение многих веков был центром духовной и культурной жизни Северо-Восточной Руси. При соборе создавались летописные своды, были иконописные мастерские, богатая библиотека. В XV веке служба в кафедральном Успенском соборе сопровождалась пением, как на церковно-славянском, так и на греческом языках.
Статус ростовских архиереев был всегда очень высок. Ростовские владыки, как иерархи одной из древних и крупнейших епархий, участвовали во всех важных событиях духовной и политической жизни Руси. Большинство ростовских епископов были духовниками великих князей и членов их семей. Значительную часть времени ростовские архиереи проводили в Москве, где с незапамятных времен на берегу реки Москвы в Доргомиловской слободе имели свое подворье с белокаменным Благовещенским храмом.
В 1606 году на ростовскую кафедру поставлен митрополит Филарет (Романов), с именем которого связано воспоминание о подвиге, совершенном в стенах Успенского собора в октябре 1608 года, когда во время смуты на Ростов напали поляки и литовцы под предводительством Яна Сапеги. Часть населения Ростова в страхе бежала из города, а многие вместе с архипастырем заперлись в Успенском соборе, где владыка Филарет отслужил Божественную Литургию, причастил всех предстоящих, сам готовился яко агнец на заклание, воодушевляя собравшихся в храме мужественно встретить врага. Двери собора были взломаны и осаждавшие «начаша сечи людей, и изсекоша множество неповинного народа». Митрополит Филарет был схвачен, святительские одежды с него сорваны, и в рубище он был отправлен в стан Тушинского вора. Собор подвергся полному разграблению. Марина Мнишек в своем дневнике писала о взятии Ростова и разграблении Успенского собора: «. захватили живыми митрополита и воеводу, поубивали там же в церкви попов и чернь, взяли в плен многих женщин, разграбили церковную сокровищницу, золото, серебро, жемчуг и иные драгоценности. Между прочим, был там один предмет, отлитый из чистого золота, называемый ракой чудотворца, весивший семь с половиной пудов. Они взяли также серебряный гроб и все золотые и серебряные украшения, бывшие на иконах».
В апреле 1613 года проездом из Костромы в Москву был в Ростове избранный на царство первый царь династии Романовых Михаил Феодорович, сын митрополита Филарета. Он был встречен ростовцами в Успенском соборе, где царя благословили иконой Божией Матери с Младенцем с предстоящими ростовскими святителями Леонтием, Исайей и Игнатием. Михаил Феодорович усердно молился перед святынями собора, проливая слезы при виде следов его разрушения. Ростовскому митрополиту Кириллу царь подтвердил владение вотчинами церковными, что дало возможность ростовским архипастырям восстановить собор. В 1619 году царь Михаил Федорович, совершая паломническую поездку по святым местам, вновь посетил Ростов. Позднее он неоднократно делал богатые вклады в Успенский собор.
С переводом архиерейской кафедры из Ростова в Ярославль в 1778 году, многое из ризницы соборной «со всеми археологическими драгоценностями было увезено в Спасо-Преображенский монастырь, новую резиденцию Ростовских и Ярославских владык. С переводом Архиерейской кафедры Успенский собор остался кафедральным. В течение многих веков Ростов Великий, «колыбель русской святости» притягивал к себе паломников.
В 1702-1709 годы в стенах Успенского собора святитель Димитрий Ростовский произносил свои проповеди. Священномученик Арсений (Мацеевич) установил крестных ход в Ярославль с чудотворной Владимирской-Ростовской иконой Пресвятой Богородицы, что совершалось вплоть до 1917 года.
Успенский собор с молитвенным усердием посещали члены Российского Императорского Дома Романовых. 19 июля 1894 года Божественную литургию служил в соборе протоиерей Иоанн Кронштадтский. Любил здесь служить и святитель Тихон, будущий Патриарх Всероссийский. В 1913 году, в год 300-летия царствования династии Романовых, государь император Николай II и августейшие дети посетили Успенский собор.
В сегодняшнем соборе сохранилась частично настенная роспись второй половины XVII века, которая по распоряжению архиепископа Самуила в 1777 –1779 годы была записана масляными красками московским живописцем И.Д. Лигоцким
В XX веке последние службы совершались в 1935-1936 годах. Более 50-ти лет Успенский собор Ростова Великого был закрыт. В октябре 1990 года Успенский собор по инициативе работников Ростовского музея был возвращен Церкви. 13 мая 1993 года Успенский собор посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий. 23 августа 1997 года Божественную Литургию в соборе служил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий. Патриарх подарил Успенскому собору комплект богослужебных сосудов.
РОСТОВСКИЙ УСПЕНСКИЙ СОБОР
Ростовский Успенский собор |
Кафедральный собор в честь Успения Пресвятой Богородицы в кремле г. Ростова Великого Ярославской епархии
Первый дубовый храм в честь Успения Пресвятой Богородицы, ставший первой христианской церковью Ростова Великого, был, по преданию, основан первыми святителями Киевским Михаилом и Ростовским Феодором около 991 года. При нём был учрежден клир и храм стал кафедральной церковью владыки Феодора и последующих Ростовских архиереев, и усыпальницей многих из них.
С постройкой Ростовского Успенского собора также связывают сообщение Киево-Печерского Патерика, о том что, в память о своем чудесном исцелении через пояс преподобного Симона варяга, благоверный князь Владимир Мономах:
Также патерик указывает что Владимир Мономах подарил собору Владимирскую икону Божией Матери. В 1160 году этот храм сгорел в пожаре.
По повелению благоверного князя Андрея Боголюбского в 1162 году на месте прежнего был заложен новый каменный собор. 23 мая 1164 года при копании рвов был обнаружен гроб с нетленными мощами святителя Леонтия а также гроб святителя Исаии, что послужило прославлению их в лике святых. Вскоре строительство каменной церкви было завершено. Однако, по некоторым данным, своды соборной церкви, воздвигнутые малоискусными зодчими, вскоре обрушились, и храм пришлось возводить еще раз.
После 1253 года, когда молитвами Ростовского святителя Кирилла исцелился сын хана Беркая, тот повелел чтобы вся дань собираемая с Ростова поступала в Усенский собор. Епископ Кирилл украсил собор золотом, жемчугом, драгоценными камениями. Вскоре, когда только прибывший на Русь юный преподобный Петр Ордынский попал на службу в собор, красота убранства и благолепие богослужения в соборе поразили его и окончательно подвигли к принятию Православия. Впоследствии преподобный Петр также венчался здесь.
В 1408 году во время пожара, как свидетельствует летопись, собор «погорел со всем украшением, и иконы, и книги многие старинные, и сосуды златые и серебряные, и камения драгоценные, и священныя облачения и жемчуга сгоре, камения от пожара распадалося, и верх церковный провалися».
Здание собора, дошедшее до XXI века, было построено между 1508 и 1515 годами. Трижды в Успенском соборе побывал царь Иоанн Грозный, и в то время владыка Никандр получил от него жалованную грамоту на владение многими селами, деревнями, угодьями.
6 октября 1608 года собор подвергся нападению поляков. Пан Сапега со своими отрядами, захватив город, приступил к взятию храма, в котором укрылись жители города, священники во главе с митрополитом Филаретом. Иноверцы разбили двери храма, учинили расправу над ростовцами и священниками, взяв в плен архиерея. Церковная сокровищница: золото, серебро, жемчуг, золотая и серебряная раки, оклады икон – все стало их добычей. Впоследствии, из-за похищения раки поляками, мощи святителя Лентия были положены под спудом, у южной стены придела в его честь.
Несмотря на очередное бедствие, храм как всегда вновь украсился. За его долгую историю дорогие вклады на молитвенную память делали епископы и митрополиты, великие князья и цари. Наиболее крупные вклады и благоустроения отмечены в летописях.
Стенопись и резной золоченый иконостас собора неоднократно поновлялись. В 1763 году стены Успенского собора были расписаны на деньги, пожертвованные императрицей Екатериной II. В конце XIX века здесь бывали высшие лица императорской фамилии, а в 1913 году государь Николай II начал знакомство с городом с посещения Успенского собора. Чудотворные мощи ростовских святых, чудотворная Владимирская-Ростовская икона Божией Матери и иные сохранявшееся тут древние образа привлекали в собор богомольцев со всей России.
После революции 1917 года собор некоторое время оставался действующим. В 1920 голу мощи святителей Ростовских Исаии и Игнатия были вскрыты для освидетельствования. С 1922 года началось изъятие ценностей, которое проводилось затем неоднократно. В 1935-1936 годах храм закрыли и использовали как склад.
В 1990 году Успенский собор был возвращён Русской Православной Церкви и вскоре стал вторым кафедральным собором Ярославской епархии.
Успенский собор (Ростов)
Успенский собор — бывший (до конца XVIII века) кафедральный собор Ростово-Ярославской епархии. Расположен в непосредственной близости с Ростовским кремлём. Имеет отдельно стоящую звонницу. Вместе с Кремлём, построенным позднее (в конце XVII века), образует единый центральный архитектурный ансамбль города, вид на который особенно примечателен со стороны озера Неро.
Содержание
История [ править ]
Успенский собор знаменит своими тысячепудовыми колоколами, которые смотрением Божиим неприкосновенно сохраняются здесь вот уже более 300 лет. Большинство колоколов были отлиты в XVII веке при митрополите Ионе Сысоевиче. Ростовские звоны по праву считаются классическими. Даже во времена гонения на Церковь они звучали на грампластинках и во многих кинофильмах. Звоны были возобновлены в виде «концертов колокольной музыки» в 1987 году, а с1991 г. стали сопровождать церковные службы.
В тридцатых годах собор был закрыт и превращен в склад кофе-цикорной фабрики. К 1991 году, когда храм возвратили верующим, его интерьер был похож на руины. Хотя регулярные богослужения в соборе как в летнем храме (с мая по октябрь) уже возобновлены, до полного окончания реставрационных работ ещё очень далеко.
Описание [ править ]
Собор, вместе с построенной позднее звонницей, расположен на примыкающей к Кремлю площадке, обнесенной невысокой кирпичной оградой, построенной в XVIII веке. Проход через ограду — через «Святые ворота» (1754 г.) сводчатый проезд в башенке, состоящей из двух восьмериков на четверике.
Пятиглавый собор сложен из кирпича, а цоколь и выступающие лопатки — из белого камня. Имеет многочисленные декоративные элементы: аркатурно-колончатые пояса, горизонтальные тяги-филенки и др. Высота Собора с крестом достигает 60 м.
Архитектура собора во многом схожа с Московским Успенским собором, она тесно связана с традициями Владимиро-Суздальского зодчества. Пятиглавый храм расчленяется монументальными лопатками на три и четыре прясла, которые заканчиваются килевидными закомарами. Узкие окна, типа бойницы, расположены в два яруса, между ними на середине высоты проходит аркатурный пояс, придающий изящество и легкость монументальному сооружению. В этом пояске проявляется уже влияние московской архитектурной школы.
Главы расположены на высоких световых барабанах, также украшенных аркатурами и горизонтальными филенками. Главки в древности имели другую форму, но при постройке ростовского кремля они были перестроены в стиле всего ансамбля. Кровля здания проходит по закомарам, первоначально она была выполнена из черепицы или лемеха, но сейчас заменена на жестяную на кружалах, повторяющую старую форму.
В летописях сохранились указания о каких-то живописных работах в 1589 году. В 1659 году роспись собора начала артель мастеров С. Дмитриева и Иосифа Владимирова. Работы тянулись долго и в 1669 году к ним подключились костромские мастера Гурий Никитин и Сила Савин. Пожар в 1671 году, поновление фресок в 1779 году и новая роспись в 1843 году уничтожили эти работы. При реставрации в 1950-х годах были обнаружены фрески XVII века, а в некоторых местах за иконостасом и более старые XVI века.
В нижней части стен, которая сохранилась от белокаменного храма, профессором Н. Н. Ворониным обнаружены фрагменты росписи XII века.
Сохранился иконостас в стиле барокко, выполненный в 1730—1740-х годах. Аналогичный иконостас имеется в Горицком монастыре Переславля-Залесского.
Святыни [ править ]
Престольные праздники [ править ]
Как добраться [ править ]
Адрес: Россия, Ярославская область, Ростов, улица 50 лет Октября, 2
Едем в Ростов Великий: монастыри, соборы, финифть и озеро с плодородным илом
Древний русский город Ростов Великий — центр православия, два раза возрождавшийся после эпидемий. Он хорош не только своими куполами — чувствительные люди ощущают здесь особую энергетику. Через пять лет в Ростове обещают мультимедийный парк, десяток музеев и прочую туристическую реновацию, так что имеет смысл посетить его именно сейчас, чтобы застать город в его классическом, тихом и светлом настроении и именно здесь попросить вселенную о сокровенном.
Зачем ехать в Ростов
Ростов стоит на озере Неро, которое появилось еще во времена мамонтов и пещерных львов. Сначала здесь была столица племени меря, которое считало эти воды сакральными и создавало капища на островах и по берегам. Потом меря таинственно исчезли, а Ростов стал важным православным центром. В городе два раза вымирали жители: в Смуту и в эпидемию чумы. Но он всегда был сильным и возрождался.
На последнем Петербургском международном экономическом форуме подписали проект «Ростов Великий — духовный центр России». Через пять лет в городе обещают сделать всероссийский центр венчания и крещения, мультимедийный парк, музеи велосипедов, карет, ретроавтомобилей, ювелирных часов, истории кирпичного производства, театра и кино, Васи Ложкина.
Неизвестно, каким Ростов станет в итоге и не испортят ли его «евроремонтом», но город и сейчас входит в популярный маршрут «Золотое кольцо» и по выходным наполняется туристами. Однако здесь можно поймать и тихие дни, когда ощущаешь себя персонажем фантастического фильма: все люди куда-то исчезли, улицы сюрреалистично пусты, а ты идешь один в гулкой тишине и пинаешь листья.
Поэтому советуем съездить в Ростов сейчас, чтобы успеть погулять по кремлю, голландскому валу и старинным монастырям, забраться на башни, покататься на лодке по озеру Неро и поесть ростовской ухи. А также напитаться его благодатной энергетикой. Если вы готовы попросить у вселенной что-то сокровенное, рассмотрите город как альтернативу Индии и Алтаю. Ростов в этом плане не такой мощный, но и попасть туда гораздо проще.
Что посмотреть в Ростове
Кремль
Ростовский кремль на самом деле не крепость, а резиденция Ионы Сысоевича, энергичного митрополита и хитрого политика XVII века. Иона был сподвижником патриарха Никона, обрядовая реформа которого привела к церковному расколу: в рядах верующих сформировалась оппозиция, вылившаяся в старообрядческое движение. Когда патриарх поссорился с царем и был сослан в монастырь, Иону Сысоевича тоже сослали — в родную ростовскую епархию. Там он провел остаток жизни с пользой, занявшись строительством. Так и появился изящный кремль, а заодно 14 храмов.
По стенам кремля можно прогуляться, со смотровой площадки на Водяной башне — увидеть весь город, а на мастер-классах — научиться звонить в колокола, расписывать керамику и создавать финифть.
Ростовский кремль
Режим работы: ежедневно 09:00–19:00, кроме каждого первого вторника. Крепостные стены, переходы по стенам кремля и фрески храмов открыты с 1 мая по 1 октября.
Билет: от 100 до 850 рублей. Бесплатно: дети до 16 лет, студенты, жители Ростовского района, сотрудники музеев и члены творческих союзов, участники военных конфликтов, сироты, инвалиды.
Успенский собор
Сердце кремля и старейшее здание в городе — Успенский собор. Его построили еще до Ионы, в XVI веке, на месте более древней церкви. Самый первый деревянный храм здесь срубил в X веке миссионер Феодор. Он приехал из Греции, чтобы принудительно крестить местных язычников из племени меря в тинистых водах озера Неро.
Тысячу лет спустя, в год смерти Сталина, по Ростову Великому пронесся смерч. Он сорвал купола Успенского собора и утопил их все в том же озере. Сейчас все восстановлено.
Во время недавних раскопок в соборе нашли пустой саркофаг XIII века. Для кого он был приготовлен, был ли в нем кто-то захоронен и куда делись останки, для ученых пока загадка. Пустой гроб в церкви тем временем порождает конспирологические теории.
Звонница
В фильме «Иван Васильевич меняет профессию» главные герои убегали от погони по галереям Ростовского кремля, а управдом запутался в веревках на звоннице Успенского собора и случайно исполнил «Чижик-пыжик».
Самый тяжелый из 15 колоколов звонницы зовут Сысоем в честь отца митрополита Ионы. Колокол весит 33 тонны, а его язык держался сначала на моржовой жиле, потом на специальном сыромятном ремне.
После Гражданской войны язык оборвался. Вокруг стояла разруха, и его закрепили как придется, на металлический стержень. С тех пор голос колокола стал скрипучим и слабым. Тем не менее звонница до сих пор работает как настоящий музыкальный инструмент, а ростовские звоны знамениты на всю страну.
Церкви Ростовского кремля
Главная художественная ценность Спаса на Сенях, домовой церкви митрополита Ионы, — роспись «Страшный суд» в лучших традициях хорроров XVII века. Один змей с песьей головой чего стоит! Разглядывать пестрый ковер росписей в надвратном храме Воскресения Христова тоже занятно. Другую надвратную церковь кремля, Иоанна Богослова, делали последней. Подрядчики Ионы к тому моменту отточили свое мастерство, так что она получилась самой изящной. Внутри симпатичной церкви Одигитрии, то есть Путеводительницы, 20 необычных лепных картушей — орнаментальных окантовок.
Митрополичий сад
Если на дворе май и хочется фотографироваться в яблоневом саду, а парк «Коломенское» в Москве надоел, то Митрополичий сад Ростовского кремля — отличная альтернатива. В сентябре сюда можно приехать волонтером собирать яблочки и забрать немного с собой.
Музей церковных древностей
Музей финифти
Финифть — это живописная эмаль. На Русь она пришла в X веке из Византии, где ее называли «огненным письмом». Она может храниться тысячелетиями, как драгоценные камни, да и ценится так же.
Начиная с XVIII века художественный промысел стал знаменит на весь мир именно благодаря ростовским мастерам. Даже Екатерина Великая как-то купила себе в Ростове финифтевый образок. Раньше производство финифти было вредным и тяжелым, но в летописях упоминают, что в XIX веке мастерских в городе было больше, чем булочных и аптек.
Сегодня в Ростовском кремле можно увидеть крупнейшую коллекцию финифти в мире: ювелирные изделия, иконы, шкатулки, зеркала. Купить главный ростовский сувенир можно тут же при музее, а еще на местной фабрике или в интернет-магазине.
Магазин финифти
Озеро Неро
Озеро Неро появилось полмиллиона лет назад, еще до ледникового периода, когда на Земле жили мамонты, шерстистые носороги и пещерные львы. На берегу озера с VII века располагалась столица исчезнувшего финно-угорского племени меря. Это был самый важный купеческий город на Волжском торговом пути между Скандинавией и Багдадом. Теперь это место называют Сарским городищем. Николай Рерих проводил здесь археологические раскопки.
Меря были язычниками, а остров, который сегодня называют Рождественским, был для них сакральным, там находился алтарь. В предреволюционные годы тот же остров стал местом тайных сходок членов РСДРП, партии, которая потом разделилась на большевиков и меньшевиков.
Мертвых мери кремировали и хоронили в «домиках смерти». Есть мнение, что избушка бабы Яги на курьих ножках появилась в нашей мифологии потому, что славяне иногда случайно натыкались на эти «домики смерти» в лесной глуши и им было жутковато. Сегодня этнических потомков мери не существует. По-видимому, они ассимилировались со славянами, которые пришли в эти земли в IX веке.
Есть и другая ценность, не мифическая: на дне Неро на глубине пятиэтажки лежит слой особого ила сапропеля. Он полезен для грязевых ванн и удобрения земли. В XVIII веке ростовчане поставляли свою продукцию к царскому столу, ведь их овощи росли как на дрожжах.
В XVII веке Петр I хотел построить на Неро свой первый флот, но оно оказалось мелковато. Царь разнервничался, заявил, что ноги его не будет в этой вонючей луже, и перенес работы на Плещеево озеро.
До революции человек с хорошим зрением мог насчитать на противоположном Ростову берегу 30 церквей. Но и сегодня в ясную погоду за голубой гладью древнего сакрального озера тоже можно увидеть немало куполов.
Набережная Неро благоустроена для прогулок только в Городском саду. Купаться около Ростова Великого опасно: может затянуть сапропель, но за чертой города есть базы отдыха с приемлемыми пляжами. Сапов здесь, как на Плещеевом озере, пока нет, но на пристани «Подозерка» можно сесть на теплоход, чтобы доплыть до Спасо-Яковлевского монастыря и сфотографировать его с воды. Если хочется побывать на острове Рождественский, лучше взять напрокат катамаран или весельную лодку. Каждый год в середине июля на озере проходит фестиваль воздухоплавателей и водное шоу.
Пристань «Подозерка»
Прокат весельной лодки или катамарана — на месте или по телефону: +7 (985) 643-30-84.
Теплоход отправляется по мере заполнения.
Режим работы: ежедневно 11:00–19:00, кроме понедельника.
Билет: 40 минут на теплоходе — 700 рублей, 30 минут на катамаране — 400 рублей.
Голландская земляная крепость
Есть такая поговорка: «Ехал черт в Ростов, да испугался крестов». Святость Ростова Великого раньше считалась настолько неоспоримой, что, по легенде, местные даже не строили никаких заборов. Лучшей рекламой безопасности был нервический царь Иван Грозный, который в случае чего бежал прятаться в Ростове.
Но во время Смуты на город напали банды Лжедмитрия II, сожгли город и перерезали абсолютно всех его жителей. Некому было даже убрать валявшиеся на улицах трупы. Когда к власти пришел первый Романов, он решил сделать здесь крепостной вал и пригласил для этого инженера из Амстердама.
Мы уже выяснили, что Ростовский кремль — просто резиденция митрополита Ионы. Но есть и настоящий кремль Ростова Великого: это поросшие лопухами, крапивой и одуванчиками холмики с тропинками, которые 350 лет назад были внушительными оборонительными валами с деревянными башнями, воротами и системой рвов с водой.
В исторических документах упоминают пять секретных ходов внутри валов. Через них во время осады можно было носить воду из озера Неро и наблюдать за врагом. Поиском тайных ходов в семидесятых годах занялся Свердловский архитектурный институт. Исследователи предложили оригинальный способ поиска пустот под землей: зондировать электромагнитными волнами. Прежде им удалось обнаружить несколько тайных туннелей в старинных башнях на Урале, но исследование в Ростове Великом не увенчалось успехом. Появилась даже версия, что тайные ходы существовали только на бумаге, «для отчетности».
Торговые ряды
Ростовская ярмарка 200 лет назад была третьей в России по размаху. Для нее в городе построили торговые ряды, которые в лучшие времена принимали до семи тысяч купцов. Во время ярмарки все веселились, отплясывали под музыку, смотрели представления, качались на качелях и пили две недели подряд. В XIX веке к торговым рядам пристроили Гостиный и Мытный Дворы, где с купцов брали налоги.
Сегодня на Мытном Дворе каждую субботу с 08:00 до 14:00, как и до революции, проводится бойкий торг, собирающий тысячи людей из города и окрестностей. Весь комплекс торговых рядов занимает целый квартал, и там в наши дни периодически снимают кино, потому что они сохранили дореволюционный вид. На днях в Гостином Дворе началась реконструкция, которая продлится пять лет. Там появится музей велосипедов, новые магазины и рестораны.
В план Гостиного Двора вписана церковь Спаса Нерукотворного Образа на Торгу, через которую можно пройти прямо в кремль. Своих прихожан у церкви не было, ее посещали только купцы, приезжающие торговать. Первый деревянный храм на этом месте построили в XIII веке, а во время Смуты церковь разграбили и сожгли до основания. Сорок лет ее место пустовало.
В середине XVII века в России разразилась эпидемия чумы. Сперва эпицентром заражения была Москва. Патриарх Никон объявил карантин, устроил заставы и запретил людям выезжать из столицы. Письма передавали «через огонь»: с одной стороны от костра стоял гонец и выкрикивал текст, а на другой его записывали на новую бумагу. Однако госслужащие и военные все-таки бежали из города и развезли заразу по всей стране. Так моровая язва пришла и в Ростов Великий, где выкашивала целые семьи. Собаки и свиньи в поисках пищи бродили по домам, где лежали мертвые люди.
Медицинскую помощь оказывали только царскому двору и военным, остальные спасались исключительно молитвой. В тот период частым явлением стали обыденные храмы, то есть построенные за один день по обету за избавление от эпидемии. Обыденной стала и новая церковь Спаса в торговых рядах Ростова.
Правда, через несколько лет она опять сгорела, а дошедшую до нашего времени церковь Спаса на Торгу построил митрополит Иона Сысоевич. Она похожа на его кремлевские храмы и внутри и снаружи: в ней нет иконостаса, а все иконы написаны прямо на каменной стене. В советское время здесь располагалась библиотека. Сегодня церковь действующая.
Гостиный Двор
Мытный Двор
Церковь Спаса на Торгу
Спасо-Яковлевский монастырь
Это главный монастырь Ростова Великого. Он ухожен и восстановлен лучше других. Здесь находятся мощи двух святых и чудотворная икона Ватопедской Божией Матери.
По преданию, первую деревянную церковь Зачатия Праведной Анны здесь построил в XIV веке изгнанный из города епископ Иаков. Он решил оправдать женщину, осужденную на казнь, но боярам это не понравилось. Тогда святитель перекрестил свою мантию, бросил ее в озеро Неро, встал на нее, и она поплыла под ним как ладья. Там, где причалила его мантия, он и основал обитель. После смерти Иакова стали почитать как святого. Его мощи до сих пор хранятся в Спасо-Яковлевском монастыре.
В XVII веке митрополит Иона Сысоевич перестроил Зачатьевскую церковь в камне. Иконостас он, по своему обыкновению, велел написать прямо на каменной стене. В Зачатьевский собор и теперь приезжают помолиться иконе родителей Богородицы и попросить ребенка.
В начале XVIII века по велению Петра I в город приехал новый митрополит Дмитрий Ростовский. Он сразу указал место своего погребения в Зачатьевском соборе, хотя традиционно архиереев хоронили в Успенском.
Этот человек был харизматичным проповедником и знаменитым духовным писателем. Главная его работа — «Четьи минеи», крупнейшее произведение славянской литературы и самый известный сборник житий святых. 664 жития для этой книги Дмитрий Ростовский писал в течение 20 лет. Еще он создавал пьесы, в частности музыкальное произведение «Ростовское действо», которая считается первой русской оперой. Ее ставят с 1704 года и до сих пор. В 1760 году в честь святителя была названа только что основанная крепость Святого Димитрия Ростовского, которая впоследствии стала Ростовом-на-Дону.
Мощи Дмитрия Ростовского открыли через 40 лет после погребения, и они оказались нетленными. Тогда их трижды освидетельствовали церковные иерархи, а проповедника канонизировали. В музее Ростовского кремля хранится рукописная тетрадь с описанием 288 исцелений у мощей святого. Они и сегодня находятся в монастыре.
Рядом с Яковлевским монастырем раньше стоял Спасо-Песоцкий монастырь, построенный на 150 лет раньше. В XIII веке его основала ростовская княгиня Мария в память о муже Васильке, погибшем в татаро-монгольском плену. Ученые считают, что она была единственной на Руси женщиной-летописцем. Два монастыря стояли рядом 400 лет, но по указу Екатерины II Спасо-Песоцкий был приписан к Яковлевскому, а по сути упразднен. Сегодня от него остался лишь один храм.
В советское время в монастыре был детдом и общежитие для деревенских жителей. Еще, говорят, здесь находилась тюрьма, колония и концлагерь для «заключенных буржуев».