успенский собор в твери фото
Успенский собор Отроч монастырь г.Тверь
Объявления
Дорогие мои и родные!
По благословению Владыки Успенский собор начинает подготовительные работы для освящения престола! Это очень великое и благодатное для храма событие!
В ближайшее время нужно привести храм в порядок, территорию и приобрести необходимую утварь! Просим вас по мере возможности уделить внимание в виде пожертвования на освящение престола!
А также если есть желающие записать имена на вечное поминовение на престоле, то деньги можно внести в кассу храма! Одно имя стоит 10 тыс.!
Как будут собраны средства и проделаны подготовительные работы и решены все организационные вопросы, то будет назначена дата освящения престола! Предварительно, это осень!!
Прошу вас всех поделиться с этим событием со своими близкими и знакомыми, может кто- то еще изъявит желание принять участие и помочь нам, или записать имена на вечное поминовение!!
—
Настоятель Успенского собора
игумен Петр(Танашкин
ОБЪЯВЛЕНИЕ
Дорогие родители!
Воскресная школа при Успенском соборе Отроч монастыря г.Твери
объявляет набор
Детей от 5 до 12лет на 2021-2022 уч.г.
Занятия будут проводиться по воскресеньям по окончании Литургии
Преподаваемые предметы:
— Закон Божий, Основы Православной Культуры, Храмоведение.
-Прикладное творчество
-Музыка
-Английский язык, Французский язык.
Родительское собрание будет проходить
5 сентября.
Начало занятий 19 сентября.
Ждем Вас!
Тел.8-961-016-35-99 Ирина Николаевна
Отроч монастырь и Тверской речной вокзал
Сегодня мы познакомимся с очень интересным уголком Твери у места впадения реки Тверцы в Волгу. Ныне здесь находится руинированное здание Тверского речного вокзала, построенное в стиле сталинского неоклассицизма. А прежде на этом месте стоял древний Успенский Отроч монастырь, от которого до наших дней дошел лишь Успенский собор.
Успенский Отроч мужской монастырь
Ныне отсюда начинается набережная Афанасия Никитина. Тверской Отроч Успенский монастырь, который стоял здесь в прошлом, был основан в XIII веке.
Отроч монастырь, левее — церковь Троицы Живоначальной 1734-1737 годов постройки (сохранилась, реставрация приостановлена). Вид со стороны нынешней набережной Степана Разина
Основание Отроч монастыря
В «Повести о Тверском Отроче монастыре», записанной в XVII веке, рассказывается грустная и романтичная история основания этой обители.
У тверского князя Ярослава Ярославича (1230-1272) был отрок (дружинник) по имени Григорий. По поручению князя собирал он дань. Однажды приехал он в село Едимоново, что в 14 верстах от Твери. Там остановился он в доме местного пономаря Афанасия. У того была дочь Ксения, девушка «красоты неописанной и нрава самого приветливого и благочестивого». С первого взгляда влюбился Григорий в Ксению. И девушка вроде бы ответила ему взаимностью, и родители её согласились. Вот только почему-то Ксения, когда Григорий уехал, сказала: «Не удивляйтесь! Он так мыслит, а Бог всё сделает по-своему. Не этому суждено стать моим мужем, а другому. Тому, кого мне Бог даст.»
Григорию предстояло получить разрешение на брак у князя. Ярослав Ярославич не сразу согласился, уговаривал отрока жениться на девушке богатой, боярской дочери. Но Григорий продолжал молить князя. И тот в конце концов согласился.
В день бракосочетания Григория отправился князь на охоту. Вдруг его сокол полетел прочь. И сел на крест церкви в Едимоново. В это время люди как раз там собирались на венчание Григория и Ксении. Князь был в пыли и никто его не узнал, все решили, что он друг жениха. А Ксения тут и говорит: «Встречайте моего суженого». А Григорию, который как раз в это время подоспел сказала: «Встань, дай своё место князю. Он — жених мой, а ты был сват!» И князь сказал отроку: «Иди, ищи себе иную невесту, а эту беру я». В этот же день сыграли свадьбу.
Наутро хватились отрока, но нигде не могли найти его. Князь горько раскаивался, думая что тот погиб, а он стал причиной этого. Молодая княгиня утешала его, что такова была Божья воля.
А отрок ушел в глухое место на Тверцу, где поставил себе хижину. Но его нашли там люди, стали допытываться, кто он и откуда. Тогда он стал искать другое место. Однажды во сне явилась ему Богородица, указала место и велела воздвигнуть там церковь во имя Успения. В это время Григория нашли ловцы зверей, которые узнали его и обрадовались, что он цел и невредим — уже три года минуло. Привели его к князю и княгине, которые с радостью встретили отрока. Предложили ему остаться у них, но Григорий отвечал, что не за этим он пришел. На том самом месте, которое увидел Григорий во сне, основали они монастырь, где Григорий принял иноческий сан с именем Гурий. Вскоре после пострижения он умер…
Строительство монастыря
Со временем Отроч монастырь превратился в один из крупнейших в Твери. В конце XIII — начале XIV века здесь был заложен каменный собор, остатки которого были обнаружены археологами. Скорее всего, он был возведен сразу после окончания строительства каменного Спасо-Преображенского собора в Тверском кремле. Монастырь стал придворным. В 1319-20 годах предположительно игумен Александр (духовник князя Михаила Ярославича) написал здесь «Повесть о Михаиле Тверском», рассказывающую о пребывании князя в Орде и его казни 22 ноября 1318 года.
В конце XV — первой половине XVI века в Отроч монастыре велось большое каменное строительство. Был перестроен Успенский собор, возведена трапезная. В конце XVII века была построена новая трапезная с церковью во имя святителя Петра, митрополита Московского. В начале XVIII века старый собор был разобран, а на его месте к 1722 году возведен новый в стиле нарышкинского барокко, единственный из всех монастырских построек дошедший до наших дней.
В конце XVIII-XIX веках были построены архимандритские и братские кельи, трехъярусная колокольня, каменные кладовые, вновь перестроена трапезная. На территории монастыря было еще два храма: двухэтажная церковь во имя святителей Петра и Филиппа, Московских Чудотворцев и церковь великомученицы Варвары с престолом во имя Тихона Задонского. Монастырь окружала ограда с четырьмя башнями и двумя воротами.
Отроч монастырь и церковь Троицы Живоначальной
Святые Успенского Отроч монастыря
В Отроч монастыре жили известные русские святые.
В 1531 году сюда сослали богослова и переводчика преподобного Максима Грека (1470-1556). Максим Грек в споре нестяжателей и иосифлян встал на сторону Нила Сорского, критиковал многие русские порядки и духовенство. На Соборе 1525 года он был обвинен в ереси и в сношениях с турецким правительством. Его отлучили от причастия и заточили сначала в Иосифо-Волоцкий монастырь, где он находился в крайне суровых условиях.
Затем его перевели в Отроч монастырь, где условия содержания были смягчены: ему разрешили читать и писать. Здесь он находился под надзором Тверского епископа Акакия, который весьма уважал его. В Отроч монастыре он написал многие свои богословские труды, в числе которых «Слово о неизглаголанном Божьем промысле», «Слово душеполезно» и «Слово о покаянии». В 1547 или 1551 году Максима Грека перевели в Троице-Сергиев монастырь, где скончался.
В конце 1568 или начале 1569 года в Отроч монастырь привезли лишенного сана митрополита Московского и всея Руси Филиппа II (Фёдор Степанович Колычёв; 11 февраля 1507 — 23 декабря 1569). Его вина заключалась в том, что он осмелился выступить против террора, учиненного опричниками. 28 марта 1568 года митрополит Филипп открыто выступил против самого Ивана Грозного. После церковного суда, 8 ноября 1568 года митрополит был лишен сана и осужден на вечное заключение.
Сначала его заточили в московском Николо-Греческом монастыре*, где по личному указанию царя мучили голодом, а ноги забили в колодки. Затем его сослали в Отроч монастырь. Многие из рода Колычевых были казнены.
*Николо-Греческий монастырь (Никола Старый, Николаевский греческий монастырь, Никольский монастырь) находился на Никольской улице в Москве. До наших дней дошли доходный дом с колокольней и некоторые другие постройки. Собор Николая Чудотворца был снесен в 1935 году.
— Димитрий Ростовский. Жития святых. 9 января
Тело святителя погребли у алтаря собора, а в 1591 году перевезли в Соловецкий монастырь. В 1652 году мощи святого были перевезены в Москву и положены в серебряную раку около иконостаса в Успенском соборе Московского Кремля.
И, конечно, нельзя не упомянуть еще одного святого, который некоторое время провел в этих стенах, но уже по доброй воле. Это святитель Тихон Задонский (1724-1783), который в 1760-61 годах был назначен архимандритом Успенского Отроч монастыря, ректором Тверской духовной семинарии, учителем богословия и присутствующим в духовной консистории.
Вид на Отроч монастырь со стороны Тверцы
Отроч монастырь в XX веке
В 1918 году Успенский Отроч монастырь был закрыт, в его стенах разместились биржа труда и исправительный трудовой дом. Во время строительства Речного вокзала в 1932-1938 годах большинство монастырских построек были разобраны. В 1962 году были уничтожены братский корпус, угловая башня и уцелевший фрагмент монастырской ограды.
Таким образом, до наших дней дошел только Успенский собор. Если стоишь на противоположном берегу Волги, то его можно увидеть за зданием Речного вокзала. Интересно, что на фотографиях Тверского речного вокзала советского периода вы почти никогда не увидите храма — Речной вокзал снимали с такого ракурса, чтобы главный объем здания закрывал церковь.
Успенский собор бывшего Отроч монастыря
Тверской речной вокзал
В 1938 году на месте разрушенного Отроч монастыря по проекту архитекторов Е.И.Гавриловой, П.П.Райского и инженера И.М.Тигранова был сооружен Речной вокзал. Он стал самым верхним портом на Волге. До строительства канала Москва-Волга (Канал имени Москвы) в межень Волга мелела настолько, что большие волжские суда до Твери дойти не могли. В 1969-75 годах около Речного вокзала были построены 400-метровые причалы.
Первоначальный проект речного вокзала в Твери
В пору своего расцвета Тверской речной вокзал принимал экскурсионные и прогулочные суда, и был рассчитан на одновременное обслуживание 550 человек.
Здание речного вокзала со стороны Тверцы
В лихие 1990-е годы значение Тверского речного вокзала стало падать. Все меньше и меньше судов заходило сюда, здание начало разрушаться. Несколько раз его пытались приспособить под музей: в разные годы здесь размещались Музей воинских традиций и Музей ужасов. В 2011 году здесь открылся центр современного искусства «Тверца», который возглавили известный российский коллекционер, галерист и публицист Марат Гельман и художник Андрей Бильжо. Увы, состояние здания к тому времени было таково, что к зиме экспозицию пришлось свернуть.
Свято-Екатерининский монастырь и Тверской речной вокзал, июнь 2016 года
Речной вокзал, июнь 2016 года
Окна, июнь 2016 года
Крыло речного вокзала и причал, июнь 2016 года
Причал и устье Тверцы, июнь 2016 года
Причал, Тверца и Тверецкий мост им. П.Ф.Богомолова
Ступени, июнь 2016 года
Центральный объем речного вокзала, июнь 2016 года
Так хотелось, чтобы здание Тверского речного вокзала наконец-то восстановили. Чтобы вновь здесь кипела жизнь, швартовались волжские суда. Но этим надеждам не суждено было сбыться…
Речной вокзал и церковь Успения Пресвятой Богородицы бывшего Отроч монастыря, июнь 2016 года
Вечером 7 августа 2017 года никому не нужный Речной вокзал в Твери начал разрушаться. Площадь обрушения составила более 400 кв. м. Произошло частичное обрушение крыши, перекрытий этажей и южной стены здания. Дальнейшая его судьба неизвестна. Сейчас бывший Речной вокзал обнесен строительным забором, но никаких работ внутри замечено не было. Ситуация усугубляется еще и тем, что эта территория в прошлом принадлежала Отроч монастырю.
Руины Тверского речного вокзала, август 2018 год
Руины Тверского речного вокзала, август 2018 года
Руины Тверского речного вокзала, август 2018 года
Тверской речной вокзал и Успенский собор Отроч монастыря на карте
Адрес Успенского собора бывшего Успенского Отроч мужского монастыря: Тверь, набережная Афанасия Никитина, д.1
Адрес Тверского речного вокзала: Тверь, набережная Афанасия Никитина, д.3.
© Сайт «Дорогами Срединного Пути», 2009-2021. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта anashina.com в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены.
Онлайн-сервисы, которые помогают мне путешествовать:
Дешевые авиабилеты: Aviasales
Гостиницы и базы отдыха: Booking
Туристическая страховка: Cherehapa
Экскурсии на русском языке: Tripster и Sputnik8
Хотите узнать больше о Китае?
Об этом я пишу в своем телеграм-канале «Срединный Путь»
Красивые фотографии, интересный экскурс в историю. Рада знакомству с Вашим блогом
Портал Tverigrad.ru и известный тверской блогер и краевед Игорь Марченкофф представляют сто тридцать третий выпуск проекта «Тверь старинная», в котором в фотографиях, изображениях, фактах, историях и легендах показывают, каким город был вчера и каким он стал сегодня.
«Кто станет монастырь сей и монастыря того людей обидеть, не будет на нем милости Божией, в сей век и будущий». Грамота за девятью печатями. Великий князь Ярослав Ярославич.
Наверно больше всех легенд и историй в Твери звучат об Отроч монастыре. В «Историческом описании монастыря» говорится, что место, где ныне Отроч монастырь, было в 1181 году назначено для прикрытия владений суздальских от набегов новоторжских и новгородских. Здесь была устроена «твердыня», или крепость, в которой поселялась военная рать со всеми приспособлениями к защите от насилия и разбоя, а в случае и для отражения набегов новгородской вольницы. В этом укреплении со времени управления тверских князей жили княжеские отроки, то есть младшие члены княжеской дружины, обязанные защищать укрепление и Тверскую область. По имени этих младших членов дружины отроков, которые ставились гарнизоном в укреплении, и получил свое название данный монастырь.
Легенда о княжеском отроке Григории непосредственно связана с историей возникновения монастыря. Во время княжения Ярослава Ярославича в Твери он поступил на службу в данное укрепление. После лишения своей «сговоренной невесты» Ксении, на которой женился сам великий князь, Григорий решил уйти в монахи. Отрок, в иночестве Гурий, недолго прожив, был погребен в этом монастыре.
Вот как легенда звучит в книге Н. Н. Овсянникова «Тверь в XVII веке»:
«Член Тверской ученой комиссии И. А. Иванов передал нам следующие интересные подробности и предания, относящиеся к недавно посещенному им. с. Эдимонову и его окрестностям. В с. Эдимонове и его окрестностях и до сих пор очень живы предания о князе Ярославе и его сыне, благоверном князе Михаиле. На левом берегу Волги против с. Городни протянулся верст на 10 широкою полосою прекрасный луг, заливаемый весною, когда Видогощинское озеро соединяется с Волгою. По лугу разливаются несколько ручьев. Параллельно реке, но в значительном от нее расстоянии, длинною грядою тянутся невысокие песчаные холмы, поросшие вековым сосновым лесом. Этот луг был любимым местом для княжеской соколиной охоты, а в лесу князь и его охотники отдыхали и утоляли голод, зажаривая на вертелах убитую дичь. Под углом каменной часовни, построенной в этом лесу, именно там, где песчаная возвышенность прорезывается журчащим ручьем, и ныне показывают остатки очага или костра. Ежегодно в праздник Вознесения сюда собираются от 3000 до 4000 человек из окрестных селений. После молебствия они располагаются близ часовни и угощаются принесенными кушаньями и лакомствами. О самой женитьбе Ярослава местное предание рассказывает так: князь охотился с соколами по лугу между Видогощем и Эдимоновым; любимый княжеский сокол погнался за белой лебедью, которая потянула к Эдимонову. Князь поехал туда же и увидел, что сокол запутался (бывшею на его ноге цепочкою) на церковном кресте. Пока ловчие делали приспособления, чтобы снять сокола, князь взошел в отворенную церковь. Там стояли пред алтарем жених, отрок князя Григорий, и невеста, красавица Ксения, дочь эдимоновского причетника. Князь, пораженный ее красотою, с словами: «Венчай поп» стал на место жениха. С этих пор как Ярослав, так и дети его особенно часто посещали Эдимоново, сделавшееся великокняжескою вотчиною.
Когда св. великий князь Михаил Ярославич отправлялся в Орду в твердой решимости «положить душу свою за многия души», то все его семейство, бояре, слуги и многие тверичи провожали его на стругах до любимого становища у с. Эдимоново, где ныне часовня; здесь происходило трогательное прощание доблестного князя-мученика с провожавшими его. Все эти предания были собраны и записаны бывшим мелковским священником, недавно умершим, но, к сожалению, несколько лет тому назад эта рукопись погибла во время пожара».
Красивая, но легенда. Согласно летописям, Ярослав Ярославович взял в жены Ксению дочь знатного новгородского боярина посадника Юрия Михайловича. Видимо, первоначально второй брак князя был заключен по политическому расчету, что не исключает последующей любви. Трудно себе представить, что одна из самых знатных невест Новгорода приехала в Тверь жениться на отроке Григории, но по случайности стала супругой великого князя.
Еще одна история. В царствование Василия Иоанновича в Отроч монастырь в 1531 году был сослан знаменитый книжник и переводчик Максим Грек. Двадцать лет провел он здесь в ссылке, не прекращая трудиться. Ныне его мощи покоятся в Духовской церкви Троице-Сергиевой лавры. Причислен Русской Православной Церковью к лику святых.
Во времена царствования Ивана Грозного узником Отроч монастыря был и крупнейший религиозный и политический деятель митрополит Филипп, сосланный царем в 1568 году за критику опричной политики. Говорят, что он перед эти успел только сказать людям: «Дети мои! Я сделал, что мог. Уповайте на Бога!». А оборот «Филькины грамоты» — это послания митрополита Филиппа Ивану Грозному отсюда из темницы.
Через год, во времена похода Ивана Грозного на Новгород, приближаясь к Твери, царь вспомнил о Святителе Филиппе, желая получить его благословение на свой поход. В Житии митрополита Филиппа говорится, что он предвидел все, что произойдет с ним. Его слова, сказанные за три дня до гибели: «Вот приблизился конец моего подвига». В день убийства он причастился Святых Христовых Таин.
Заручиться высочайшим благословением был послан Малюта Скуратов. Свидетелей состоявшейся в Отроч монастыре встречи не было, но вот как рассказывает об этом церковное предание. Войдя в тюремную келию, Скуратов с притворным почтением припал к ногам митрополита Филиппа со словами: «Владыко святый, дай благословение царю идти в Великий Новгород». В ответ услышал: «Делай то, для чего ты пришел».
Судя по тому, что никакого наказания Малюта не понес, можно не сомневаться в одобрении царем его действий.
Святые нетленные мощи святителя пробыли в монастыре 21 год, потом были перенесены в основанный им Соловецкий монастырь на Белом море, а в 1652 году в Москву, в Успенский собор Кремля. В XVII веке над местом погребения святого Филиппа в Отроч монастыре была сооружена особая часовня.
Есть еще легенда, что под рекой Тверцой прокопан ход между мужским и женским монастырями (от Отроч к Екатерининскому). Кстати, такие легенды часто существуют, когда в городе (например в Торжке) на двух противоположных берегах реки напротив друг друга стоят два монастыря — мужской и женский.
В 1918 году Успенский Отроч монастырь был закрыт, в его стенах разместились биржа труда и исправительный трудовой дом. Во время строительства Речного вокзала в 1932-1938 гг. большинство монастырских построек были разобраны. В 1941 году Успенская церковь была разрушенна немцами (на фото)
В 1962 году были уничтожены братский корпус, угловая башня и уцелевший фрагмент монастырской ограды. В 1979 году собор был передан областной картинной галерее под выставочный зал. А ранее в нем располагался Государственный архив Калининской области.
Сегодня единственно уцелевшая постройка это каменная холодная одноглавая соборная церковь Успения Пресвятой Богородицы.
Соборная церковь Успения Пресвятой Богородицы
Собор расположен на месте древней церкви (1530 года) и сейчас представляет собой т.н. екатерининский «новострой» (1722 года постройки).
Были планы по восстановление Отроч монастыря. Но они так и остались планами.
Прихожанин храма Юрий Малиновский рассказывает:
Затем из Краснодарского края приехал новый настоятель Успенского собора – Петр Танашкин, которого историки упрекают в уничтожении росписей уникальной стенной живописи XVIII века.
Источник: Тверская область; Энциклопедический справочник. Тверь. 1994. С. 160; Финкельштейн В. Летопись Твери. Тверь. 1996. С. 209; (Статья из книги Памятники архитектуры Тверской области. Каталог.: в 5 кн. Кн. 1: Тверь / Ред. А.Б. Стерлигов. — Тверь; ЗАО «Литера-М»; — 2000.)К. Литвицкий Энциклопедия тверских улиц.
Н. Н. Овсянников «Тверь в XVII веке», Семячко С. А. Повесть о Тверском отроче монастыре. Исследования и тексты. РАН, Институт русской литературы (Пушкинский дом)
Скрынников Р.Г. Святители и власти. – Л.: Лениздат, 1990.
Федотов Г.П. Святой Филипп, митрополит Московский. – М.: МП «Стрижев-Центр», 1991.
История мужского Отроч монастыря с сайта РПЦ
ГИМ 96851/215
ГИМ 96851/218
Используются фото и из собрания ТГОМ, ГАТО, ТОКГ, архива музея ГЭТ и газеты «Калининская правда», Государственного центрального музея современной истории России, альбома «Калинин», «Улицы города Калинина. Справочник» изд. Московский рабочий 1978 года и автора
Литография ХIХ века
Подземная келья митрополита Филиппа в Отроч-монастыре в Твери, где он был задушен Малютою. (Слева изображение входа Малюты Скуратова в пещеру, где молился святитель Филипп.)
Российская империя, Тверская губ., Тверской уезд, г. Тверь. Поволжье
Фотограф — Виноградов З.З. (1882-1963)
1910-1913 гг.
Фото Отроч монастыря в конце ХIХ и начале ХХ века.
24 АПРЕЛЯ — ТУР «ТВЕРЬ КАБАЦКАЯ».
Подробности и отзывы можно почитать здесь — https://guides.tonkosti.ru/igor-marchenkoff
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.