успенский собор в вологде фото

ВОЛОГОДСКИЙ УСПЕНСКИЙ СОБОР

успенский собор в вологде фото
Успенский собор Вологодского Горнего монастыря, 2014 год. Фото Сергея Чернова с сайта sobory.ru

Вологодский храм в честь Успения Пресвятой Богородицы, собор бывшего Горнего Успенского монастыря, приписной к общине храма Константина и Елены (Вологодская епархия)

Первое упоминание о деревянной Успенской церкви Вологды, давшей название Успенской трети города, относится к XIV-XV векам. Скорее всего, это был приходской храм, который несколько раз сгорал дотла и снова возрождался. С XVI века Успенская церковь считается уже монастырской.

Кресты пятиглавия Успенской церкви до середины XVIII века были позолоченными. Известно, что в это время собор именовали как Успения Золотые кресты. Находящаяся рядом с монастырем церковь Николая Чудотворца на Горе, согласно архивным документам первой половины XVIII века, именовалась и как Николы у Золотых крестов. В середине XVIII века в монастыре произошел пожар. Своды и главы Успенского храма были сильно повреждены и утратили свой золотой блеск. С годами название «Золотые кресты» окончательно перешло к церкви Николы, хотя золочеными кресты храма Николы Золотые кресты никогда не были.

Внешне Успенский храм больше напоминает обычную приходную церковь, нежели монастырский собор. Его архитектура основывается на традициях зодчества XVI века. Основная часть здания кубической формы украшена закомарами (по 4 с каждой стороны) Ее венчают один световой и четыре декоративных барабана, несущих крупные луковичныеглавки. Декор фасадов довольно скупой: плоские лопатки, простые карнизы, наличники окон из валиков.

В 1880 году Сергиевский придел, трапезная и колокольня Успенского собора перестроены в псевдорусском стиле. Высота новой двухъярусной колокольни, сохранившейся до наших дней, составляет около 36 метров. На звоннице имелось десять колоколов. На втором ярусе колокольни размещалась монастырская ризница.

К моменту закрытия Успенский собор имел резной золоченый пятиярусный иконостас. Царские двери были обставлены по бокам двумя витыми золочеными колоннами. Иконы из монастырского иконостаса выставлены сегодня в экспозиции Вологодского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника. Наиболее ценятся специалистами две из них: Успение Богоматери (XVI век) и Вознесение – Сошествие в ад (XVI век).

Успенский собор оставался действующим до 21 июня 1924 года. После закрытия его передали в пользование красноармейцам. 26 июля 1924 года в храме был устроен первый киносеанс для бойцов отдельной роты связи.

В Успенском храме в разное время размещались солдатская столовая, клуб, склады. Есть сведения, что часть помещений монастыря принадлежала НКВД, который использовал их в качестве пересыльной тюрьмы для спецпереселенцев. Тогда же сняли с храма завершения. Крест на колокольне спилили после большого пожара в середине 1950-х годов. В послевоенное время бывшие монастырские строения занимали различные воинские части, часть зданий отдали под жилье. Теплая церковь преподобного Сергия Радонежского была перестроена под размещение автомастерской.

Постановлением Совета Министров РСФСР от 30.08.1960 № 1327 Успенская церковь, входящая в ансамбль Горне-Успенского монастыря, поставлена под государственную охрану как объект культурного наследия регионального значения.

С середины 1960-х годов храмы бывшего Горне-Успенского монастыря переданы на баланс органов культуры. В 1976 году завершена реставрация Успенского собора: восстановлены завершения четверика и колокольни. Храм стал использоваться в качестве склада военторга и областного драматического театра. В 1980-х годах теплый Сергиевский храм, реставрация которого не проводилась, занял автоспортклуб.

В 1995 году началось восстановление храма Успения Пресвятой Богородицы, приписанного к общине храма Константина и Елены. С 1996 года в церкви возобновились богослужения. Часть ремонтно-реставрационных работ финансировалась за счет средств областного бюджета.

Источник

ВОЛОГОДСКИЙ ГОРНИЙ УСПЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

успенский собор в вологде фото
Успенский собор Вологодского Горнего монастыря, 2014 год. Фото Сергея Чернова с сайта sobory.ru

Горне-Успенский женский монастырь в г. Вологде Вологодской епархии

Успенский монастырь был основан старицей Домникией в 1590 году. Дата основания подтверждена челобитной 1613 года. В обители на средства архиерейского дома был построен больничный (богадельный) корпус. Это первое монастырское здание второй половины XVII века, сделанное из камня, которое было воздвигнуто при владыке епископе Симоне. В нем жили болящие старицы.

В 1692-1699 годах был воздвигнут соборный Успенский храм с колокольней и приделом в память святого преподобного Сергия Радонежского (теплой зимней церковью). В 1709-1714 годах была сооружена одноглавая надвратная холодная церковь в память святого Алексия человека Божия. Позже, в 1790-х годах, монастырь был обнесен прочной каменной оградой с башенками (взамен прежней деревянной). Ворота Успенского монастыря отличались красотой и оригинальностью. До наших дней ограда не сохранилась.

В 1792 году пожар в монастыре уничтожил все деревянные постройки, в огне погибли документы, в которых содержалась история обители.

В октябре 1824 года, во время путешествия по северо-восточным областям империи, Вологду, и в том числе Успенский монастырь, посетил император Александр I Павлович. Принимая во внимание бедность обители и ветхость деревянных келий, монарх оказал ей денежное пособие, прислав в 1825 году игуменье Серафиме пять тысяч рублей. В 1826-1828 годах на эти средства был построен двухэтажный настоятельный корпус, сохранившийся до наших дней.

В 1860 году монастырю приписали Озерскую Николаевскую церковь. У обители были свои угодья. Монастырю принадлежали сенокосные дачи в Вологодском, а также Грязовецком уездах.

В 1869 году игуменья Севастиана по совету и благословению епископа Вологодского Палладия (Раева-Писарева) приняла на полное монастырское попечение 10 девочек, в основном сирот лиц духовного звания, с целью обеспечить их материальное существование до известного возраста и дать им посильное образование. Тем самым было положено начало сиротскому приюту. Первоначально он размещался в здании настоятельских келий, но вскоре было решено построить для него двухэтажный дом, который был заложен 25 сентября 1870 года. Строительство началось в 1871 и завершилось в 1873 году.

К началу 1880-х из-за возросшего количества воспитанниц решено было соединить игуменский дом и здание приюта, достроив новый трехэтажный корпус. Строительство здания, сохранившегося до нашего времени, и благоустройство территории велось на средства преосвященного Феодосия (Шаповаленко). В 1880 году перестраивается монастырская колокольня.

В 1888 году, после девятнадцатилетнего существования приютского училища, указом Святейшего Синода оно было преобразовано в трехклассное женское епархиальное училище. Торжественное открытие которого состоялось 4 сентября этого же года. С 1896 года начато постепенное переустройство училища в шестиклассное. В 1902-1903 годах училище переехало в новое здание на Златоустинскую набережную у Архангельского моста (сейчас Набережная VI Армии, 113). Выпускницы епархиального училища могли работать учительницами.

К началу XX века монастырь, единственная женская обитель Вологды, относился к числу крупнейших монастырей Вологодской епархии.

В 1918 году монастырь был закрыт советской властью, однако некоторая часть сестер оставалась там до 1923-1924 годов до тех пор, пока обитель окончательно не передали Красной армии. В Успенском соборе проходили богослужения до 1924 года. После закрытия обители, несколько монахинь жили в частных домах близ монастыря. В советский период на территории была тюрьма и воинская часть.

Постановлением Совета Министров РСФСР от 30 августа 1960 года № 1327 Успенская церковь и Алексеевская церковь, расположенные на улице Крестьянской (ныне ул. Бурмагиных), 19 и 19а, поставлены на государственную охрану как объекты культурного наследия регионального значения.

С середины 1960-х годов храмы бывшего монастыря переданы на баланс органов культуры. В 1976 году осуществлена реставрация завершений четверика и колокольни Успенского собора, который стал использоваться в качестве склада военторга и областного драматического театра. В 1980-х годах в теплом Сергиевском храме, реставрация которого не проводилась, разместился автоспортклуб.

Решением исполкома Вологодского областного совета народных депутатов от 8 октября 1991 года № 434 «Дом игуменский, 1825 г., каменный» и «Дом для воспитанниц монастырского приюта, 1873 г., каменный» получили статус объектов культурного наследия регионального значения.

В 1995 году началось восстановление старинного каменного храма Успения Пресвятой Богородицы, приписанного к общине храма Константина и Елены. С 1996 года в церкви возобновились богослужения. Часть ремонтно-реставрационных работ финансировалась за счет средств областного бюджета. Ведутся восстановительные работы и в храме Сергия Радонежского. Игуменский дом и здание приюта заняты различными конторами и складами.

24 декабря 2015 года монастырь был открыт постановлением Священного Синода Русской Православной Церкви [1].

Храмы, архитектура

Успенский монастырский собор

Храм Сергия Радонежского

Храм имеет обширную трапезную, на правой стороне которой находился придел во имя святого благоверного князя Александра Невского, освященный в 1712 году, и устроенный 4 апреля 1866 года придел преподобного Иосифа Песнописца. На левой стороне трапезной имелся придел во имя святого Николая Мирликийского, освященный в 1714 году.

В приделе Сергия Радонежского находилась древняя икона Троицы Живоначальной, перенесенная из деревянной теплой Троицкой церкви. От церкви Сергия Радонежского получила свое название Сергиевская улица города Вологды (ныне ул. Пролетарская).

Надвратный Алексеевский храм

Каменный холодный одноглавый однопрестольный храм во имя Алексия человека Божия построен в 1709-1714 годах при игуменье Екатерине. Освящена в 1720 году. Чтобы завершить строительство церкви, игуменья с монахинями вынуждены были «на Москве и в городах ходить и собирать по верующим. кто что подаст».

Нижний этаж храма служил своего рода подклетом. Решен он подчеркнуто асимметрично, в левой части прорезаны два арочных проема (ныне заложены): меньший – для пешего прохода, больший – для проезда. В правой части находится небольшое помещение сторожки с одним окошечком. Верхний этаж занимает храм с четырьмя окнами на фасаде. Церковь венчал купол в классическом стиле. Лаконизм обработки нижнего яруса сменяется богатым убранством второго этажа: окна украшены нарядными наличниками, на углах и в межоконных простенках – спаренные или одиночные пилястры, в завершении – карниз с зубчиками. Весь декор выполнен в барочных формах начала XVIII века.

В храме находился древний образ Нерукотворного Спаса с изображением многих святых, а также резное изображение сидящего Спасителя в терновом венце в особом стеклянном футляре. Двухъярусный иконостас, созданный одновременно с церковью, был украшен золотой резьбой по голубому фону.

Настоятельницы

Источник

Свято-Успенский собор Горнего монастыря

Фото и описание

Храм Успения Божией Матери в Вологде был построен раньше самого женского монастыря. Этот деревянный храм являлся одним из самых древнейших сооружений из дерева в Вологде. На светлый праздник Пресвятой Богородицы в честь Ее Успения в далеком 1303 году преосвященный епископ Феоктист совершил освящение церкви. На основании древних летописей, сохранившихся до наших дней, можно предположить, что этот храм сгорел в 1499 году.

Архитектура Успенского храма соответствует традициям русского зодчества XVII века. Храм кубической формы, имеет световой и декоративные барабаны, которые украшены аркатурой, главы крупные, в форме луковички. Фасады декорированы скромно: карнизы, плоские лопатки. Позднее, в 1880 году трапезная, колокольня и сам придел были переделаны в псевдорусском стиле.

До закрытия в соборе был пятиярусный золоченый иконостас, украшенный резьбой. Царские врата храма золоченые, резные, на них в клеймах иконы Благовещения Пресвятой Владычицы Богородицы и четырех евангелистов. В храме находились две иконы XVI века местного вологодского происхождения: Успение Пресвятой Богородицы и Вознесение Господне. После того, как женский монастырь был закрыт Советским правительством, иконы были национализированы и переданы в государственный историко-архитектурный музей-заповедник города Вологды. Храмовая икона Пресвятой Богородицы была перенесена еще из деревянной церкви (как упоминалось ранее, деревянный храм пострадал при пожаре).

С северной стороны Свято-Успенского собора располагается церковь преподобного Сергия Радонежского. Ее начали строить в 1692 году, а закончили в 1697-1698 годах. Придел святого преподобного Сергия был достроен Василием Карповым, которому помогал его сын. Работали также и крестьяне из села Коровничье. Церковь, освященная в память святого преподобного Сергия Радонежского, одноэтажная, с одной главой, имеет три престола, большую трапезную с приделами во имя благоверного святого князя Александра Невского, преподобного Иосифа иконописца, святого Николая Мирликийского.

В 1924 году Свято-Успенский собор был передан в ведение роты связи Энской дивизии, в храме показывали кино для красноармейцев.
Свято-Успенская церковь с приделом святого преподобного Сергия восстановлена, в данное время в ней совершаются богослужения. С церковью святых равноапостольных царей Константина и Елены составляет один приход. Храм является памятником архитектуры XVII века.

Источник

Софийский Успенский собор в Вологде: история храма, как его посетить и на что посмотреть

Софийский собор в Вологде является старейшей каменной постройкой из всех сохранившихся до настоящего момента на территории этого древнего города. Православный храм, который также называют Собором Софии Премудрости Божией, входит в число памятников архитектуры (градостроительства) общероссийского значения.

успенский собор в вологде фото

История собора

Возведение и основание

Софийский собор был основан Иваном Грозным в 1568 году. Тогда же началось строительство здания храма на берегу реки Вологды в составе ансамбля кремлевского комплекса.

Такое место для возведения собора было выбрано неслучайно. Территория заложенного годом ранее (в 1567 г.) Вологодского кремля изначально была продумана таким образом, чтобы на ней разместилась новая кафедральная церковь. Она стала необходимой после того, как застройка Вологды расширилась, и главный городской собор оказался вне нового центра города.

успенский собор в вологде фото

Историческая судьба

Иван Грозный планировал создать в Вологде собственную опричную резиденцию в северной части государства. Распоряжение о строительстве храма было одним из этапов ее создания. Именно поэтому архитектурным прообразом для возводимой церкви был выбран главный храм государства — московский Успенский собор, также входящий в состав комплекса строений кремля.

Царь лично контролировал возведение зданий Вологодского кремля и Софийского собора.

В 1570 году основной этап строительства собора был завершен. Грозный пожелал сразу посетить главный храм Вологодчины. Но после посещения спешно уехал из города.

Поведанная летописцем Иваном Слободским легенда объясняет странный отъезд царя. Когда Грозный находился в возведенном здании, осматривая величественную постройку, от свода отделился элемент конструкции и упал прямо на голову государя. Раздосадованный царь повелел разобрать церковь, но позже смягчил свое решение.

Храм не был разобран, но по указу государя он не был освящен. О его достройке речи не шло вовсе. Такая же судьба постигла и кремль Вологды — от планов создания резиденции Иван Грозный отказался.

Заброшенное строительство собора возобновилось лишь в 1587 году во времена царствования Федора Иоанновича.

Но и тогда строительные работы не были завершены полностью — достройка и отделка коснулись только южного придела. По этой причине он был освящен ранее главного престола. Сразу после окончания работ его освятил епископ Антоний во имя Усекновения главы Иоанна Предтечи и основателя Ивана Грозного. Центральная часть была достроена значительно позже.

успенский собор в вологде фото

Посвящение Софии

По первоначальному плану Ивана Грозного новая церковь должна была быть посвящена Успению Богородицы. В то время посвящение Успению имело особенное значение. Реплики московского Успенского храма строились практически по всей территории государства. Одной из них стал возведенный в Вологде Успенский собор, главный престол которого был посвящен Святой Софии.

Освящение главного престола во имя Софии, олицетворения Божией мудрости, совершилось в начале 17 века, когда храм был полностью достроен.

Традиция посвящать храмы Софии уходит корнями в древность, к Византийскому государству. Впрочем, для вологодского храма это посвящение стало не просто данью старинной традиции, но и символом возвышения Вологды и ее независимости от Великого Новгорода.

Стоит упомянуть, что Софийский собор не единственный храм Вологды, связанный с Успением. В конце 17 века при местном монастыре воздвигнута Успенская церковь, примечательная своей колокольней, а также приделом, посвященным Сергию Радонежскому. Чтобы не путать эти святыни Вологодчины, принято называть собор при монастыре Успенским, а находящийся на территории кремля — Софийским.

успенский собор в вологде фото

Разорение и поджог

Начиная с 1612 года Софийский храм преследуют испытания. Первым в их череде стало польско-литовское нашествие. Но не только поляками и литовцами была захвачена Вологда. Как отмечено в летописях, среди захватчиков были «казаки, черкесы и русские воры». Главная святыня Вологодчины была осквернена: вандалы разгромили и разорили ее, а после подожгли. Пожар охватил преимущественно верхнюю часть строения — главы с крестами и крыша в целом были уничтожены.

успенский собор в вологде фото

Восстановление и последующие беды

После того, как захватчики покинули город, началось восстановление поврежденного здания церкви. В 1613 году полностью восстановленную и достроенную церковь повторно освятили, уже вместе с главным престолом. В 1686—1688 годах интерьер был расписан приглашенными иконописцами из Ярославля.

В дальнейшем огненная стихия еще дважды разрушала храм: в 1698 и 1724 годах.

Сильные пожары наносили немалый урон, но всякий раз собор восстанавливали вновь. В 1737 году была начата установка нового иконостаса из 5 ярусов. Эта масштабная работа была завершена в 1744 году. Именно этот иконостас установлен по сей день.

В период с 1848 года по 1851-й собор подвергся масштабным ремонтным работам. В результате как внутренний, так и внешний облик постройки претерпел значительные изменения.

В 1923 году собор столкнулся с новым испытанием: указом советской власти он утратил свое предназначение. Наряду с другими церквями Вологодчины храм был упразднен. Здание отдали в распоряжение местного краеведческого музея, который разместил там экспозицию на тему истории религии и атеизма.

В 1935 году Вологодскому Софийскому собору присвоили статус памятника общегосударственного значения, каким он является по сей день.

успенский собор в вологде фото

Капитальная реставрация здания

В период с 1966 года по 1968-й храм был капитально отреставрирован. Работы были проведены Всесоюзными научно-реставрационными мастерскими.

Основной целью реставрации являлось возвращение собору того облика, каким он обладал в 17 веке. Внутреннее оформление также было приведено в прежний вид. Группа мастеров закрепила на стенах и потолке старинную фресковую живопись.

Еще одна масштабная реставрация была проведена в 1999—2007 годах.

Комплексные реставрационные работы окончательно вернули храму его первозданную красоту как снаружи, так и внутри.

Современное положение

На сегодняшний день Софийский Успенский кафедральный собор является действующим храмом и важнейшей вологодской достопримечательностью. Управление им осуществляется местным государственным музеем-заповедником и Вологодской митрополией.

Этот объект культурного наследия ежегодно посещают тысячи туристов. Посетите и вы — это стоит увидеть своими глазами.

успенский собор в вологде фото

Архитектура и убранство сооружения

Внешний вид

Снаружи храм представляет собой прямоугольное или, скорее, кубическое строение, увенчанное пятью серебристыми куполами с крестами. В середине центрального креста находится Распятие, а оконечности креста украшены вязью.

Белокаменные стены постройки декорированы архитектурными элементами, едиными по стилю.

Внутрь ведут три входа:

успенский собор в вологде фото

Внутреннее оформление

Пространство храма состоит из трех нефов. В каждом из них высокие своды и арки. Верхняя часть пространства имеет более сильную освещенность, чем нижняя. Это связано с расположением и размером окон, находящихся в четверике, и некоторых других элементах конструкции. Одинаково узкие оконные проемы расположены в два ряда. Причем находящиеся под самым куполом окна верхнего яруса по высоте меньше, чем те, что в нижнем ряду.

Главное, ради чего стоит посетить это место — это фрески 17 века и иконостас из 5 ярусов.

Порталы, стены и своды, а также подкупольное пространство практически сплошь покрыты фресками. Площадь расписанной поверхности достигает 5 000 м2. Софийский храм был первой вологодской церковью, украшенной фресковой росписью.

успенский собор в вологде фото

Роспись фресок

Длившаяся в течение двух лет роспись осуществлялась целой группой мастеров иконописи во главе со знаменщиком.

Работа выполнялась поэтапно:

В цветовом решении росписи преобладают теплые оттенки:

На фресках помимо святых и простых смертных можно увидеть пейзажи, животных, дома. Лики героев сюжетов имеют эмоциональную окраску.

Фрески с разнообразными сюжетами размещаются во всех частях собора:

Все алтарные помещения также украшены росписью снизу доверху. Авторами нескольких фресок в алтаре являются Максим Грек и Дионисий Зобниновский.

По тематике значительная часть сюжетов посвящена Христу и Богородице.

Особо следует отметить фресковые изображения сцен Страшного суда, занимающие восточную и западную стороны храма.

Композиция Софийского собора, посвященная Страшному суду, является крупнейшей фреской на эту тему в стране.

Занимаемая ей площадь составляет почти 400 м2. Это изображение — свидетельство высокой значимости и статусности храма.

успенский собор в вологде фото

Иконостас собора

Нынешний иконостас первой половины 18 века стал третьим в истории храма.

В создании иконостаса принимали участие проживавшие в Вологде поляки:

После того, как последний сорвал сроки выполнения работы, оставшиеся иконы дописывали другие мастера.

В разные годы иконы неоднократно «подправлялись». Во время реставрации храма в советский период мастера очистили иконы от наслоений краски, в результате чего на иконостасе осталась только авторская живопись. Тогда же иконостасу был возвращен лазурно-голубой цвет фона.

«Тело» иконостаса состоит из четырех частей: северной, центральной, южной и царских врат. Последние отлиты в 19 веке из латуни (или бронзы). В целом врата посеребренные, но имеют золоченые элементы.

Стиль исполнения всей конструкции — барокко. По форме иконостас представляет собой своеобразную пирамиду из 5 ярусов (рядов) икон.

Иконы отделены друг от друга:

В общей сложности в иконостасе размещаются 64 иконы. Иконы каждого ряда образуют композицию на определенную тему.

Конструкция состоит из тематических ярусов (приведены от нижнего к верхнему):

Завершает композицию иконостаса своеобразный венец — живописное «Распятие».

успенский собор в вологде фото

Святыни храма

Главными святынями собора считаются три древнейшие иконы иконостаса:

Эти иконы размещаются в местном ряду (нижний ярус).

Икона, изображающая Святую Софию в окружении Богоматери, Спасителя, Иоанна Предтечи и ангелов, выполнена в теплых золотистых и красно-коричневых тонах. Композиция выглядит празднично. Сама София занимает центральное место и изображена андрогинно, с поднятыми крыльями.

Икона Софии предназначена:

Вологодская икона «Одигитрия» выполнена в теплых желто-зеленых и золотых тонах. На ней изображена Богоматерь с Младенцем, держащим в левой руке свиток. Композиция в целом ориентирована на эту сторону — Богородица придерживает сына левой рукой. Правая рука Девы указывает на Христа.

Предназначение иконы отображено в ее названии. «Одигитрия» переводится с греческого как «Путеводительница». Эта икона указывает путь — помогает молящимся и направляет заблудших.

Изображение Спаса Всемилостивого с припавшими к его ногам Савватием и Зосимой Соловецкими, Димитрием Прилуцким и Корнилием Комельским обладает богатым колоритом. Преобладают золотые, красные и зеленые цвета, но присутствуют и другие теплые оттенки. Основным назначением иконы является исцеление недугов.

Сейчас эти святыни хранятся не в самом соборе, а в соседнем здании — в музее местного кремля. В иконостасе храма размещаются списки с этих икон.

успенский собор в вологде фото

Колокольня храма

История

Нынешняя колокольня для собора четвертая по счету, но первая каменная, предыдущие были из дерева. Это сооружение было возведено в середине 17 века и изначально имело несколько иной облик. Во второй половине 19 века колокольня была перестроена и приобрела современные внешний вид и высоту. Прежняя постройка была ниже более чем на 30 метров.

Внешнее убранство

Колокольня Софийского храма представляет собой белокаменную столпообразную постройку в стиле русской готики округлой восьмиугольной формы, увенчанную позолоченным куполом с крестом. Под верхним ярусом со смотровой площадкой размещаются часы, имеющие 4 колокола.

Высота колокольни составляет около 80 м (тогда как высота самого собора — почти 60 м). Это высочайшая колокольня во всей местной епархии.

успенский собор в вологде фото

Колокола

Сейчас на колокольне висят 25 колоколов. Они отлиты русскими, голландскими и немецкими мастерами в 17-19 веках. Но, несмотря на возраст, сохранились до настоящего момента. Самыми известными из них являются старейшие, т.е. отлитые в 17 веке.

За всю историю колокольни наибольшее количество колоколов было 26. Но самый маленький колокол до современности не сохранился.

Использование колоколов храма после длительного советского периода «молчания» было возобновлено в 1989 году и продолжается по сей день.

успенский собор в вологде фото

Культовое значение церкви

Статусом кафедрального храма, относящегося к Вологодской епархии, собор обладал в 1578—1923 годах (до упразднения). Этот статус был возвращен собору лишь осенью 2014 года.

Вдоль стен южной и северной стороны захоронены 11 архиереев 16-18 веков.

Во второй половине 17 века под стенами собора был инсценирован Страшный суд. В ходе этого мероприятия был устроен крестный ход, а также были прочитаны отрывки из Евангелия, касающиеся этой темы.

До 18 века церковные службы в храме были круглогодичными. Но с 1776 года богослужения здесь проводятся только в летний сезон. Собор получил статус холодного храма, а теплым стал возведенный при нем Воскресенский собор.

успенский собор в вологде фото

Богослужения и другие возможности посещения

В связи с тем, что здание собора не отапливается, он работает только в теплое время года. Его открывают для посещения весной и закрывают осенью. Определенных сроков нет — все зависит от погодных условий. К слову, даже в рабочий сезон храм можно посетить только при хорошей сухой погоде. В дождливые дни собор закрыт для посещений. Таким образом работники заботятся о сохранности фресок.

Режим работы Софийского собора в Вологде:

Ровно по такой же схеме работает и колокольня при храме.

Посетить святыню Вологодчины может любой верующий. Увидеть старинные красоты могут и жители города, и его гости. Но вход как в собор, так и колокольню платный.

Богослужения проводятся два раза в день:

Но не ждите от ежедневных служб каких-то особенных обрядов. Масштабные богослужения совершаются только по большим церковным православным праздникам.

Службы не единственная возможность полюбоваться на храм изнутри. Помимо богослужений в соборе проводятся экскурсии, на которых вы узнаете много интересных подробностей о внутреннем убранстве храма. Экскурсии проводятся каждый день и длятся с 10.00 до 16.00.

Если вы не любите групповые экскурсии, имеется возможность ознакомиться с интерьером собора самостоятельно и просто побродить по этому памятнику архитектуры, как по музею.

Колокольня также заслуживает внимания. Помимо увлекательного подъема наверх, вас ждет великолепный вид на весь город, открывающийся со смотровой площадки сооружения.

успенский собор в вологде фото

Как добраться до церкви

Вологодский собор Святой Софии находится на улице Сергея Орлова, 15 (В). Это самый центр города. Территория, на которой стоит храм, называется Кремлевской площадью. Она располагается между параллельными улицей Сергея Орлова и проспектом Победы.

Собор и колокольня возвышаются непосредственно между зданиями Вологодского кремля и Архиерейского двора.

Добраться до Софийского храма вы можете несколькими способами:

Видео

В этом видео вы познакомитесь с историей собора и сможете оценить его красоту:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *