успенский собор в ярославле мощи
Успенский кафедральный собор
Официальный приходской сайт
Успенский кафедральный собор г. Ярославля
Настоятель храма:
в храме совершаются ежедневные богослужения.
в будние дни
8:00 часы, 8:15 Литургия, 17:00
воскресные дни и двунадесятые праздники 8:40 часы, 9:00 Литургия
четверг 17:00 акафист блгв. кнн. Феодору, Давиду и Константину Ярославским
Престольный праздник: Успения Пресвятой Богородицы (28 августа).
Святыни храма
Мощи благоверных князей Феодора Смоленского и чад его Давида и Константина, Ярославских Чудотворцев. Мощи благоверных князей Василия и Константина, Ярославских Чудотворцев.
О храме
Ярославский кафедральный собор в честь Успения Пресвятой Богородицы основан был еще в домонгольский период отечественной истории. По свидетельству летописи Ростовский князь Константин Всеволодович в 1215 г. «заложи церковь Успение Богородици на Ярославли».
Впоследствии храм неоднократно горел и перестраивался. Кровавые события XX столетия сказались на судьбе многих русских храмов, уничтоженных безбожниками. В 1918 году при подавлении белогвардейского мятежа, при артобстреле собор пострадал от попадания снарядов, но на средства приходского совета был отремонтирован. В 1922 году в его стенах прошла акция по изъятию церковных ценностей из богатейшей ризницы. 1929 год принес новые бедствия, была снесена колокольня, а затем и ликвидирована религиозная община соборной церкви. В разоренном храме Божием была устроена пошивочная мастерская и склад для произведений древнерусского искусства, предназначенных к вывозу за границу через Госфонд. Затем там хранили зерно.
В 1937 году Успенский кафедральный собор был снесен.
Возрождение церковной жизни в России, начавшееся с празднования тысячелетия Крещения Руси, коснулось и утраченной святыни древнего Ярославля. В 2004 году было принято окончательное решение о воссоздании Успенского кафедрального собора. В этой инициативе сошлись церковные и государственные власти. Был выбран проект московского архитектора А. Денисова для основы строительства, который отличается большей масштабностью и подразумевает в цокольном этаже собора размещение зала церковных собраний, ризницы и трапезной палаты.
26 октября 2005 г. состоялась торжественная церемония освящения закладного камня, которое совершил митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл (ныне — Святейший Патриарх). Камень находится за алтарем собора.
Строительство, начавшееся в 2006 году после археологических раскопок, продолжалось четыре года. Строительство велось московской строительной компанией «Корпорация ВИТ» во главе с Виктором Тырышкиным, который взял на себя финансирование всех работ.
В рамках празднования 1000-летия основания г. Ярославля 12 сентября 2010 года Успенский собор был торжественно освящен Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом в сослужении сонма архиереев. Тогда же были помещены на историческом месте ковчеги с мощами святых благоверных князей Василия и Константина и чтимый список Ярославской иконы Божией Матери.
2 октября 2011 года из Феодоровского храма, ранее бывшего кафедральным собором с воинскими почестями были перенесены мощи святых благоверных князей Ярославских Феодора и чад его Давида и Константина.
5 мая 2013 года в день Святой Пасхи молебном перед началом доброго дела положено начало воссозданию соборной колокольни. Строительство начнется после необходимого исследования археологами строительной площадки.
В наши дни Успенский кафедральный собор является архитектурной доминантой и поистине украшением седого Ярославля. Он возвышается над Волжским берегом, свидетельствуя о древних православных корнях и непоколебимости веры христианской в нашей земле. Под сводами храма, как и многие века назад, возносятся молитвы и благодарения Господу от чистых сердец ярославцев и паломников из других городов и весей.
Ярославль, Успенский собор: история и фото
Первый храм Ярославского кремля
В 1219 году ярославские зодчие явили миру чудо, создав храм невиданной красоты. Возвели его на территории Кремля по повелению ростовского князя Константина Всеволодовича. В том же году ростовским епископом Кириллом он был освящён в честь Успения Пресвятой Богородицы. Бытовала традиция, согласно которой главная святыня Ярославля посвящалась именно этому православному празднику.
Этот первый Успенский собор (Ярославль), в отличие от прочих каменных храмов Северо-Восточной Руси той эпохи, строился не из блоков, высеченных в толще белого известняка, а из кирпича. Белокаменными же были в нём лишь декоративные резные покрытия, украшавшие фасады. Довершал убранство храма пол, выложенный цветными майоликовыми плитками, и двери, сиявшие позолотой.
Мощи, обретённые в огне пожара
Как известно, в старину главной бедой российских городов, выстроенных преимущественно из дерева, был огонь, часто посещавший их и нередко становившийся настоящим бедствием. Не являлся исключением и Ярославль. Успенский собор, являвшейся главной его святыней, в один из таких пожаров, случившихся в 1501 году, пострадал настолько, что обрушились своды и потребовались серьёзные работы для его восстановления.
Расчищая образовавшиеся завалы, рабочие были вынуждены частично разобрать пол храма, пострадавший от падения кровельных перекрытий. Когда они это сделали, их взорам открылись две гробницы с мощами, о существовании которых ничего не было известно. Обнаруженные захоронения оказались не безымянными, на них указывалось, что покоятся внутри ростовские князья, правившие в XIII веке – Василий и Константин Всеволодовичи, повелением одного из которых и был основан Успенский собор (Ярославль).
История эта тем удивительна, что мощи, обретённые в огне пожара, оказались нетленными и, как гласит предание, чудотворными. Это явилось основанием для причисления обоих братьев к лику святых и стало началом их почитания. Сама же находка с тех пор сделалась главной реликвией собора.
Как нетрудно догадаться, прихожане и духовенство вновь отстроенного в 1516 году храма единодушно заключили, что пожар был попущен Богом исключительно для того, чтобы явить им святые мощи, покоившиеся под плитами пола и остававшиеся неизвестными почти два столетия.
Известно, что в период Смутного времени во многих волжских городах формировались отряды народного ополчения, выдвинувшегося затем на борьбу с польско-литовскими захватчиками. Одним из таких центров был и Ярославль. Успенский собор в 1612 году стал местом всенародного молебна, в ходе которого митрополит Кирилл (Завидов) благословил на ратный подвиг защитников отечества и присутствовавшего при этом событии одного из их предводителей нижегородского князя Дмитрия Пожарского.
Возведение второго по счёту собора
Из документов той эпохи известно, что Успенский собор по своим размерам был весьма невелик, а по внутреннему устройству во многом напоминал Благовещенский собор Московского Кремля. К середине XVII века он порядком обветшал, и в 1642 году государь Михаил Фёдорович повелел его разобрать, а новую одноименную церковь возвести чуть в стороне. Находившийся же в соборной подклети (подвале) пороховой склад предполагалось сохранить и, надстроив соответствующим образом, превратить в сугубо казённое сооружение.
Однако, разобрав верхнюю часть стен и убедившись в необычайной прочности основания всего здания, городской воевода бил челом государю с просьбой дозволить отступиться от его повеления и, используя хорошо сохранившиеся части постройки, возвести на них новый храм. Так явился миру одноэтажный пятиглавый собор, над которым возвышалась пятидесятипятиметровая колокольня.
Очередное огненное бедствие
Однако вновь возведённой святыне не суждено было долго жить, и причиной тому стал очередной пожар, охвативший в 1658 году Ярославль. Успенский собор хоть и пострадал меньше других городских храмов, но тем не менее было решено его не восстанавливать в прежнем виде, а полностью перестроить. Благоприятствовал этому и широкий масштаб казённого строительства, развёрнутого в городе после пожара.
В результате в скором времени на месте прежней церкви возник новый храм, представлявший собой пятикупольное сооружение, кровля которого покоилась на шести столпах, разделявших внутреннее помещение на центральную часть и два боковых предела. С южной, западной и северной сторон были воздвигнуты высокие каменные паперти, соответствовавшие традициям храмового зодчества, принятым в XVII веке. Тогда же возвели и восьмигранную шатровую колокольню.
Дальнейшие перемены облика храма
Как это ни печально, но и в последующие годы пожары не обходили стороной Успенский собор (Ярославль). Иконы, дорогая церковная утварь и богослужебные облачения становились их неизменными жертвами. Продолжало страдать от огня и само здание. Во время несчастья, случившегося в 1670 году, ему были нанесены столь серьёзные повреждения, что потребовалась очередная многолетняя перестройка.
В последующие два века собор также неоднократно менял свой облик, но связано это было не с пожарами или иными несчастьями, а являлось каждый раз следствием старания городских властей и частных жертвователей придать городской святыне ещё больший блеск. Особенно масштабные работы проводились после 1788 года, когда центр епархии был перенесен в Ярославль, и Успенский собор приобрёл статус кафедрального.
Успенский собор в XIX веке
В тридцатых годах XIX века, благодаря щедрым пожертвованиям ярославских купцов, к южной стене храма была пристроена тёплая церковь, престол которой освятили в честь святых братьев – благочестивых князей Константина и Василия. Их мощи по-прежнему хранились в соборе и на протяжении многих веков влекли к себе паломников со всех концов России.
Примерно в те же годы над собором поднялась новая восьмигранная колокольня, сменившая прежнюю шатровую. Она была возведена по проекту архитектора А.И. Мельникова, украсившего своими работами многие российские города. Итогом трудов, придавших храму величественный и в то же время необычайно нарядный вид, стало нанесение на его купола позолоты, что в Ярославле прежде никогда не делалось.
Собор, ставший крепостью
Несмотря на малочисленность, восставшие более двух недель удерживали в своих руках контроль над большей частью территории города и отчаянно оборонялись до тех пор, пока с фронта не были переброшены дополнительные силы «красных». Последним оплотом белогвардейцев стал собор, укрывший их в своих стенах и принявший на себя огонь вражеской артиллерии. Финал трагедии наступил 21 июля, когда погиб последний восставший. Тяжёлые раны в этом неравном бою получил и Успенский кафедральный собор. Ярославль отныне навсегда был лишён этой святыни, полуразрушенной и осквернённой большевиками.
Благое желание
В годы перестройки, когда всеобщая борьба с религией сменилась повсеместным восстановлением ранее попранных, а зачастую и разрушенных святынь, вопрос о возрождении главного городского храма был поднят и в Ярославле. Добровольным спонсором работ стал столичный бизнесмен В.И. Тырышкин, являющийся президентом крупной строительной корпорации.
Успенский собор решили возводить на прежнем месте, и с этой целью был объявлен конкурс на лучший проект будущей постройки, в котором приняли участие многие российские архитекторы. Наибольшего внимания жюри удостоились две работы.
Автором одной из них был ярославский зодчий Вячеслав Сафронов, предложивший восстановить храм в том облике, который был ему присущ в последние предреволюционные годы. Осуществить задуманное позволяло большое количество сохранившейся с прежних времён технической документации.
Однако комиссия отдала предпочтение проекту московского архитектора А.М. Денисова, имевшего к тому времени опыт восстановления храма Христа Спасителя. Возведённый по его проекту собор своим обликом выходит за рамки верхневолжской традиции и отчасти напоминает Смоленский собор московского Новодевичьего монастыря.
Храм-великан
Успенский собор в Ярославле, фото которого представлены в статье, является столь внушительным сооружением, что его постройка вызвала опасение у представителей ЮНЕСКО, полагавших, что своим видом он изменит облик старинного города, являющегося объектом, охраняемым их организацией.
Эти волнения можно понять, ведь высота храма от земли до основания креста равна 50 м, а занимаемая им площадь достигает 2 тыс. м². Соответствует этим размерам и его вместимость, позволяющая одновременно участвовать в богослужениях 4 тыс. человек.
В цокольной части сооружения помещаются зал церковных соборов, покои правящего архиерея, трапезная палата и музей. Особую славу собору принесла его надвратная изразцовая икона, занимающая площадь, равную 37 м² и являющаяся самой большой в мире.
Святыни возрождённого храма
Торжественное освящение храма состоялось в 2010 году и было приурочено к тысячелетию самого города. Его главной святыней по-прежнему являются мощи правоверных князей Константина и Василия, но следует заметить, что иконы, написанные лучшими мастерами страны, привлекают паломников и прихожан в Успенский собор (Ярославль). Матрона Московская, Сергий Радонежский, Серафим Саровский и многие другие небесные покровители земли русской, как в прежние годы, глядят на них со стен некогда разрушенного, но возрождённого храма.
Успенский кафедральный собор
Воссозданный храм не повторил внешний вид своего предшественника. Сегодняшний собор выполнен по новому проекту, значительно увеличен в размерах и пропорциях. Некоторые считают, что новое сооружение несколько преувеличено и искажает исторический вид бывшей кремлевской территории. Но, с другой стороны, его установка вернула символическую составляющую бывшему Рубленому городу.
Успенский собор в Рубленом городе
Внешность и месторасположение Успенского собора с начала 13 века менялись неоднократно, так что, как говорится, ему не привыкать. Многоцикличность истории создания и гибели Успенских соборов Ярославского кремля не уступает по драматизму истории создания Исаакиевского собора в Петербурге, а по количеству преемственных сооружений даже превосходит его.
Первый собор
История сквозь века
Храм получился необыкновенно величественным и красивым. Фасадные стены его украшала белокаменная резьба, полы были выложены майоликовыми плитами как разноцветный ковер, а в золоченой меди дверных покрытий отражалось солнце. Специально для этого храма пишется икона с образом Спаса, ставшая соборной святыней.
В драматический период 1238 года монголо-татарскими войсками хана Батыя храм был безжалостно разграблен, но само строение тогда уцелело.
Макет Рубленого города
Пережив трехвековые испытания, храм обрушился в самом начале 16 столетия в результате произошедшего пожара. После его обрушения, во время разбора многочисленных завалов обнаруживаются нетленные мощи Василия Всеволодовича и брата его Константина (второго и третьего ярославских князей), внуков первого Константина Всеволодовича, и, следовательно, правнуков Всеволода Большое Гнездо.
Святые Василий и Константин Всеволодовичи
Эти не погибшие в пожаре и обретенные останки становятся основными святынями вновь отстроенного собора. Естественно, братья причисляются к лику святых, а верующие видят в пожаре, явившем скрытые на триста лет княжеские останки, божественное провидение.
Археологи неоднократно пытались определить местонахождение самого первого исторического собора, но многочисленные раскопки были безрезультатными.
Второй собор
Новый Успенский храм, вероятнее всего был построен по образу московского Благовещенского храма. Небольшой по размеру собор, построенный вместо своего погибшего предшественника, был освящен в 1516 году. В помещении его мощного подклета хранились казенные сбережения.
Тот собор памятен очень важным для нашей страны событием Смутного времени. Ведь именно в нем в 1612 году местным митрополитом Кириллом был благословлен военный руководитель Народного ополчения Д.Пожарский перед началом освободительного похода на Москву. И этот же собор в марте следующего года торжественно встречал проезжающего из Костромского Ипатьевского монастыря на царствование юного Михаила Романова.
Третий собор
В 40-х годах 17 века по царской воле было решено разобрать прежний Успенский храм в связи с его обветшалым состоянием, а новый возвести неподалеку. Над церковным подклетом, являющимся хранилищем казны, и с частичным использованием храмовых стен было построено местное здание казенной палаты.
Очередной, третий по счету Успенский храм (1646 г.) был очень скромным невысоким сооружением, с одним этажом и без подклета. Около него возносится вверх на 55 метров Колокольня. Этот храм просуществовал совсем небольшой временной промежуток. Самое страшное ярославское пожарище 1658 года сильно повредило его, особенно крышу с главами.
Четвертый собор
Если бы даже не произошел пожар, уничтоживший многие строения Ярославского кремля, Успенский собор все равно ждала перестройка. Его скромный вид не соответствовал соборному статусу, и на основании царского указа уже через год после пожара строится новое храмовое строение.
Ярославль в 17 веке
Этот собор возводится в виде шестистолпного пятиглавого сооружения, с типичными для каменного зодчества Ярославля 17 столетия крылечками с трех сторон. Около храма выросла шатровая из восьми граней Колокольня.
Однако и этому храму не повезло. В 1670 году происходит очередное пожарное бедствие, приведшее к невосполнимому разрушению храмового строения.
Пятый собор
Следующий храм, сооруженный в начале 70-х годов 17 столетия, имел форму византийского куба, который венчало пять крупных глав. Внутренние храмовые стены в этот же период были расписаны, и эта роспись сохранялась довольно долго.
Успенский собор, постройки 17 века
В дальнейшем этот собор несколько раз перестраивался, что связано с присвоением ему статуса кафедрального. Появлялись дополнительно пристроенные помещения. Расширялся храм за счет западной паперти, и за счет теплой церкви с Константино-Васильевским престолом, которая впоследствии объединяется с основным храмовым сооружением и т.д.
Ансамбль Ярославского кремля в конце 19 века
В 30-е годы 19 века старая, шатрового вида колокольня была заменена на новую, 70-метровую с арочным проездом, возведенную архитектором А.Мельниковым. А в 40-х годах соборные купола становятся золотыми. Это были первые в Ярославле купола, которые подверглись золотому покрытию.
Золотые купола собора
К началу 20 столетия собор имел прекрасный иконостас, состоящий из пяти ярусов, многочисленные редкие иконы в драгоценных окладах, престолы Успенский и Владимирский и т.д. В соборе имелись погребения известнейших архиепископов.
В 1918 году при подавлении белогвардейского мятежа, когда практически уже был разрушен близлежащий Демидовский лицей, очень сильно пострадал и сам собор. Именно он был последним укрытием и оплотом восставших, сражающихся в нем до конца.
Разрушения после Ярославского восстания
Впоследствии руины Лицея разобрали, а собор после изъятия сокровищ церковной ризницы и небольшого ремонта стал функционировать как Биржа труда, затем как пошивочная мастерская, а впоследствии как зернохранилище.
В 1937 году это храмовое сооружение 17 века по идеологическим соображениям уничтожается при помощи взрывов. Колокольню разобрали еще в 1929 году. Вместо бывшего храма для культурного отдыха советских трудящихся разбивается территория городского Парка.
Шестой собор
К концу 90-х годов прошлого века по всей стране началась эпоха восстановления храмовых сооружений и возвращения их верующим. Была решена и судьба нового Успенского храма на Ярославской Стрелке, который должен был возродиться к жизни к 1000-летию основания города Ярославом Мудрым.
Современный собор на территории Стрелки
Был проведен конкурс проектов, среди которых были и проекты, предлагающие воссоздание полного аналога взорванного храма. Но победителем проекта оказались москвичи (арх.А.Денисов), и началось сооружение очередного Успенского собора на территории уничтоженного в 30-е годы его предшественника. Перед началом строительных работ были проведены тщательные археологические раскопки. Экспонаты, найденные в период этих работ, можно увидеть в соборном Музее.
Новый пятидесятиметровый Собор Успения сооружался в центре исторической территории бывшего Рубленого города с 2004 года. Его внешний вид и грандиозные габариты (площадь равна почти двум тысячам кв.м) вызывали в процессе строительства множественные споры и критику, а также опасения за остальные архитектурные памятники Рубленого города, которые могли бы обрушится при повреждении грунта под весом нового гиганта.
Мозаика «Успение Пресвятой Богородицы»
В связи с этим, запланированное строительство новой 70-метровой колокольни рядом с храмом временно заморожено, а колокола размещены на стационарную наземную звонницу. Кстати, колокола эти частично ярославские, вывезенные в московский Свято-Данилов монастырь из закрывающихся городских храмов в советский период.
Колокола Успенского собора
Освящение не вполне достроенного собора было проведено в сентябре 2010 года. Сегодняшний храм имеет внушительных размеров цокольный этаж, на котором разместились помещения Трапезной и церковного Музея, Соборный зал и Архиерейские покои.
Княжеские мощи Василия с Константином, чудом обретенные в начале 16 века, и сегодня являются основными храмовыми святынями, наряду с Иконой Ярославской Богоматери.
Успенский собор в Ярославле: новое рождение древней святыни
В Ярославле, на Стрелке рек Волги и Которосли, стоит величественный Успенский кафедральный собор. Трагична его судьба. Построенный в начале XIII века, он несколько раз горел и перестраивался, пока в 1937 году не был снесен окончательно. В 2004-2010 годах его восстановили, приурочив событие к 1000-летию Ярославля. Многие века это был духовный и культурный центр города.
История строительства Успенского собора
В 1215 году ростовский князь Константин Всеволодович (1186-1218, княжил в Ростове с 1208 по 1216 года) заложил «церковь камену на Ярославли на дворе своем во имя Богородицы Успения». В то время это была территория деревянного Ярославского кремля, или, как его еще называли, Рубленого города. В 1219 году ростовский епископ Кирилл I (епископ с 1216 по 1229 год) торжественно освятил его. Это была первая каменная постройка в Ярославле.
Советские археологи во главе с Николаем Николаевичем Ворониным (1904-1976), одним из крупнейших специалистов по древнерусской архитектуре, уже после уничтожения собора в 1937 году пытались найти остатки фундамента древнего домонгольского храма, но безуспешно. Однако по отдельным археологическим находкам удалось воссоздать его облик. Построен он был из тонкого красного кирпича — плинфы. Стены украшали белокаменные вставки с резными орнаментами и масками. Пол был выстлан разноцветными майоликовыми плитками, напоминавшими ковер; это было одно из главных украшений храма. Двери были обиты золоченой медью.
В первой половине XIII века для Успенского собора была написана икона «Спас», «моленная» икона ярославских князей Василия (1238-1249) и Константина (1249-1257). В 1238 году Ярославль, как и многие другие русские города, был сожжен Батыем. Успенский собор уцелел, но был полностью разграблен.
В 1501 году в Ярославле случился большой пожар, в результате которого обрушились своды храма. При разборе завалов обнаружили мощи благоверных князей Василия и Константина Всеволодовичей. К 1516 году был возведен новый храм, небольшой по размеру. По некоторым данным, своим обликом он напоминал Благовещенский собор Московского кремля. С запада к нему был пристроен небольшой придел «на полатях». В 1612 году в Успенском соборе митрополит Кирилл II благословил князя Дмитрия Пожарского идти с ополчением освобождать Москву.
XVII век — время расцвета Ярославля, становление самобытной школы ярославского зодчества. Старый Успенский собор уже не мог вместить всех верующих, и потому в 1643 году началось строительство нового собора, немного в стороне от прежнего. Старый собор было приказано разобрать, оставив лишь погреб, где хранилась «зелейная и церковная казна». Над ним на основании частично разобранных стен была надстроена казенная палата.
В 1646 году новый собор был освящен. Это был небольшой пятиглавый храм с 55-метровой шатровой колокольней. 10 июля 1658 года во время очередного пожара в Ярославле он пострадал: сгорели главы, крыша и некоторые другие наружные постройки. Поэтому в 1659 году он был перестроен в шестистолпный пятиглавый храм. К северному, западному и южному входу были пристроены каменные крыльца, характерные для ярославских построек того времени. Рядом с ним заложили новую шатровую колокольню.
В 1670 году случился новый пожар, после чего храм был отстроен вновь. В 1671-1674 годах его стены были покрыты росписью, которая сохранилась до 1825 года. В 1788 году в связи с переносом центра епархии в Ярославль, он стал кафедральным. Это потребовало дальнейших перестроек и переделок.
В 1832-33 годах к южной стене была пристроена небольшая теплая церковь во имя благоверных князей Константина и Василия. В конце XIX века её объединили с расширенной западной папертью. В 1836 году по проекту архитектора Авраама Ивановича Мельникова, ректора Императорской академии художеств, вместо старой колокольни была построена новая многоярусная, высотой 70 метров. Внизу была сделана арка для проезда.
На старых фотографиях можно увидеть, как выглядел Успенский собор в Ярославле в начале XX века.
Внутреннее убранство Успенского собора
Успенский собор в Советские годы и в наши дни
Успенский собор серьезно пострадал во время антибольшевисткого Ярославского восстания (6-21 июля 1918 года). Стены были повреждены артобстрелом, но затем отремонтированы на средства церковной общины.
Повреждения Успенского собора во время Ярославского восстания
Повреждения колокольни Успенского собора после Ярославского восстания
В 1922 году в Успенском соборе разместилась городская биржа труда, самые ценные предметы передали государству. В 1924 году была проведена частичная реставрация. В 1929 году разобрали колокольню, чуть позднее распустили церковную общину.
В 2004 году по проекту архитектора Алексея Денисова на месте прежнего храма началось возведение нового, большего по размеру. Строительство шло со скандалами: опасались, что грунт Стрелки не выдержит такую махину и «поплывет», что храм исказит исторических облик города… Кроме того, новый храм по своему облику не похож на предшествующий и выбивается из местной стилистики, наследуя больше традиции московской архитектуры. Тем не менее, 12 сентября 2010 года Успенский кафедральный собор был освящен архиепископом Ярославским и Ростовским Кириллом.
Площадь храма составляет около 2 тысяч кв.м, вместимость — более 4 тысяч человек, высота до основания креста — 50 метров. В цокольном этаже разместятся зал церковных соборов, музей, трапезная палата и покои правящего архиерея. Планируется возведение отдельно стоящей колокольни высотой более 70 метров. А пока колокола установлены на временной звоннице рядом.
Около Успенского кафедрального собора со стороны Стрелки, на месте алтаря разрушенного Успенского собора в 1995 году была установлена статуя Троицы. Художник — Н.Мухин, скульптор — И.Б.Трейвус, архитектор — А.Бобович. Уникальность этого памятника в том, что в нашей стране нигде больше нет подобных скульптурных изображений Троицы. Неудивительно, что эта композиция вызвала неприятие части общественности.
Скульптурное изображение Троицы около Успенского кафедрального собора
Современные фотографии позволяют увидеть нынешний облик Успенского кафедрального собора и его внутреннего убранства. Безусловно, он стал украшением Ярославля и без него Стрелка выглядела бы незаконченной.
Вид со звонницы Спасо-Преображенского монастыря на Успенский кафедральный собор
Купола Успенского кафедрального собора
Сквозь молодую листву…
Белые стены и золотые купола
Мозаичная икона «Успение Пресвятой Богородицы» над входом в собор
Колокола Успенского кафедрального собора
Внутреннее убранство Успенского кафедрального собора
Иконостас Успенского кафедрального собора
Золотые купола Успенского собора
Необычайно красив Успенский кафедральный собор вечером, в лучах подстветки.
Успенский собор и Вечный огонь вечером
Успенский собор вечером
Купола Успенского собора
В лучах подсветки Успенский собор выглядит особенно эффектным
Мозаичная икона «Покров Пресвятой Богородицы» над входом в собор
Сказочно выглядит Успенский кафедральный собор зимним вечером.
Зимним вечером
Белое и золотое
Информация для посетителей и карта
Адрес: Россия, Ярославль, Которосльная набережная, 2/1
Расписание богослужений:
Сайт: yar-uspenie.cerkov.ru
© Сайт «Дорогами Срединного Пути», 2009-2021. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта anashina.com в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены.
Онлайн-сервисы, которые помогают мне путешествовать:
Дешевые авиабилеты: Aviasales
Гостиницы и базы отдыха: Booking
Туристическая страховка: Cherehapa
Экскурсии на русском языке: Tripster и Sputnik8
Хотите узнать больше о Китае?
Об этом я пишу в своем телеграм-канале «Срединный Путь»
Ярославль — место, где очень хочется побывать, но куда мы пока не доехали. Вообще в тех краях многое что хотелось бы посмотреть. Муж там видел гораздо больше, чем я, но он и жил там у бабушки каждое лето.
Интересная история строительства собора. А колокола — так вообще восхитительные! Настоящее произведение искусства.
Да, в Ярославле обязательно стоит побывать, город очень интересный, очень самобытная архитектура. А вот насчет собора — меня несколько удивляет, что его восстановили в совершенно новых формах. Интересно, почему не стали копировать тот, который был прежде?
Мне тоже это странно. У нас в городе та же история. Одну из самых первых церквей города «восстановили» в абсолютно современном стиле, я бы сказала даже — модерновом. С учётом того, что исторический центр города — довольно странно смотрится.
Мне всегда кажется, что лучше сохранять старое. А если не сумели сохранить — восстанавливать в том же виде. Есть в этом какая-то прелесть.
Но этот собор всё же смотрится вполне органично.
Он построен в классически-нейтральном стиле, как сейчас часто строят церкви, потому не особо выбивается. Но, на мой взгляд, судя по фотографиям, старый был красивее.
Мне тоже кажется, что старый был гораздо красивее. Новый тоже неплох. Но он довольно стандартный. Я такие видела. А у старого очень интересное оформление фасада, портал с чешуёй — очень эффектно, изящно и запоминается.
Я люблю, когда храмы один не похож на другой. Раньше умели так строить. Сейчас не особо заморачиваются на эту тему. Все новые храм имеют даже не свои прототипы, а зачастую — просто являются практически копиями уже существующих. Или, может, каноны определённые настолько сильны в современном храмовом зодчестве, что уже не остаётся места для творчества?
У меня временами складывается ощущение, что сейчас нет самобытных церковных архитекторов. В основном копируют старые образцы: либо строят на основе древнерусских храмов, или храмов XVI века. Реже можно увидеть классический стиль. В Финляндии и Швеции я видела современные церкви, у них очень интересная архитектура! Например, церковь Темппелиаукио в Хельсинки — ни на какую другую не похожа, настоящий шедевр! (фото с сайта e-finland.ru)
Очень интересно сопоставить дореволюционный образ с современным.
А Троица осталась загадочной — такой получился художественный эффект фотографии.
Мне дореволюционных храм нравится больше, по крайней мере, если судить по фотографиям. А современный… Вот даже не знаю, как точно определить. Красивый, да. Но не самобытный.
Новый Успенский собор в Ярославле — один из немногих, которые язык не поворачивается назвать новодельным. Достойная архитектура, вполне соответствует статусу городского кафедрального собора.
А Троица действительно как-то не пришлась по душе ярославцам. Я не знаю, слышала ли ты меткое ярославское выражение об этой скульптурной композиции, жители города окрестили её «три мешка с деньгами». Не буду ёрничать, но и сильно расхваливать скульптурную «Троицу» тоже не стану. Наверное, тут дело не столько в художественных достоинствах, сколько в исторических. Идея придать объём иконографическому изображению очень достойна. Воплощение слабовато.
Мария, ты воплотила интересную идею — собрать снимки собора в разное время года в одну статью. Получилось великолепно!
У меня двойственное отношение к архитектуре Успенского собора. С одной стороны, вполне каноническая постройка, в традициях русского церковного зодчества. Но вот что ли изюминки в нем нет… Я уже выше в комментарии Галине Шефер писала, что такое ощущение, что современные церковные архитекторы никак не могут найти свой собственный стиль. На Руси же всегда были самобытные традиции церковной архитектуры. Каждая эпоха привносила что-то свое, новаторское. Сколько было построено храмов, которые ни с какими другими не спутаешь, которые врезаются в память. А сейчас, как мне кажется, боятся предложить что-то новое и потому строят на основе традиций прошлых веков, что-то копируя. В результате — красивые постройки, но всегда в каком-то стиле. Я вспоминаю современные церкви, которые видела в Финляндии, Швеции, Андорре. Вот это, действительно, новый взгляд! Например, уже упоминавшаяся выше церковь Темппелиаукио в Хельсинки. Она запоминается, врезается в память. Её хочется смотреть вновь и вновь. Другой такой нет. А Успенский собор этим качеством, увы, не обладает. В отличие от старого, разрушенного. Скорее, он запоминается просто своим местоположением. К сожалению, как-то так 🙁
Маша, мы тоже, когда проходим Польшу насквозь не по автостраде «Вольность», а по маленьким мелким дорожкам постоянно разеваем рот на современные костёлы. Я уже порядочно снимков набрала на отдельный пост о современной польской культовой архитектуре. Я думаю, что дело тут не только в архитекторах, а в первую очередь, в заказчиках. Уверена, что наши зодчие могли бы нарисовать и воплотить достойные проекты. Но церковь их не воспринимает. Поэтому и строят — вроде как было. А на самом деле храмы получаются жалкой неинтересной копией прошлых церквей. Боюсь, что РПЦ вряд ли поменяет своё мировоззрение, поэтому строят и будут строить некрасивые и неинтересные соборы. Увы.
Да, я тоже подумала, что дело именно в заказчиках. Церковь сейчас у нас в силу ряда исторических причин выполняет очень сильную охранительную функцию, не допуская практически никакого новаторства. И это отображается, в том числе, и на современной церковной архитектуре. Вспомнилась церковь Спаса Нерукотворного в Абрамцево. Да, угадываются черты новгородских, псковских, ростовских храмов. Но в результате-то появился абсолютно гармоничный храм, не похожий на другие!
После Вашего замечательного рассказа, захотелось съездить в Ярославль. Разрабатываю маршрут.