успенский собор во владимире история создания
Успенский собор (Владимир)
в честь Успения Пресвятой Богородицы, кафедральный собор Владимирской епархии. Уникальный архитектурный историко-художественный памятник Древней Руси, главный собор Северо-Восточной Руси, одно из величайших созданий русской архитектуры XII века, ставший образцом для строительства русских храмов.
Содержание
История [ править ]
Собор поставлен на крайней и высокой части холма, завершая древний центр Владимира. Он является важным элементом пространственно-композиционной структуры города и его панорамы из-за реки Клязьмы, определяет городской пейзаж.
Первая церковь В 990 году во во Владимире на Клязьме была построена из дубового леса первая православная церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы. После того как икона Божией Матери, за это названная Владимирской, стала чудесно недвижимой близ Владимира, благоверный великий князь Андрей Боголюбский велел заложить здесь новый белокаменный собор для святыни. Согласно Лаврентиевской летописи в 1158году «. заложи Андрей князь в Володимери церковь камену святую Богородицю, месяца апреля в 8 день. «. В 1160 году собор был уже отстроен: «Того же лета создана бысть святая Богородица. благоверным. князем Андреем. и верх ея позолоти, по вере же его и по тщанью его к святой Богородице приведе ему Бог из земель все мастеры, и украси ю паче инех церквей_» летом 1161 года.
Роспись новой церкви, прозванной Златоверхой, была закончена 30 августа и в 1161 году последовало освящение. Одноглавный собор был задуман князем Андреем как главный храм епархии. С 1158 года при Успенском соборе велось Владимирское летописание, в 1160 году князь Андрей дал храму большие земельные владения и десятую часть княжеских доходов, сделав собор «десятинным». Владимирская икона Божией Матери стала его главной святыней.
7 февраля 1238 года собор был впервые взят и разграблен татарами, при чём погибло множество укрывшихся в соборе владимирцев во главе со священномучеником епископом Митрофаном. В следующем году из Ростова в собор было перенесено тело великого князя Владимирского благоверного Георгия Всеволодовича. Позднее в том же XIII веке татары подвергли собор второму разграблению.
В 1340 году во Владимирском соборе были проведены ремонтные работы по кровле. В 1408 году «повелением великого князя Василия Дмитриевича собор был расписан, а мастеры Данило Иконник да Ондрей Рублев». В 1411 году татарский царевич Талыч занял и поджег город, и собор лишился своих колоколов, которые расплавились в огне. Соборные сокровища и святыни были спрятаны ключарем Патрикием, который за это был замучен татарами. В 1518-1520 годах иконы Владимирского Успенского собора были отправлены в Москву для показа греческой делегации и реставрации, после чего возвращены на прежние места. В 1536 году собор вновь горел.
В начале XVII веке собор находился в запустении: «птицы внутри его во множестве вили свои гнезда». Кровля собора в то время была пощипцовой. Предположительно в том же веке близ собора была воздвигнута шатровая колокольня. В 1645 году были обретены нетленными мощи благоверного князя Георгия.
К началу XVIII века собор дошёл до крайнего обветшания, имел многочисленные трещины стен и арок. Благодаря общецерковному прославлению святых благоверных князей Андрея Боголюбского и Глеба Владимирского в 1702 году правительство обратило внимание на собор и выделило средства на его обновление. В 1708 году стольник Георгий Андреевич Племянников на свои средства возобновиликоностас. Однако, ремонт 1708 года сильно исказил храм, не укрепив при этом здания.
К белокаменной постройке были подведены угловые кирпичные контрфорсы, расширены и добавлены окна, главы были переделаны из шлемовидных в луковичные. Новый капитальный ремонт состоялся в 1725-1734 годах под руководством крепостного крестьянина Новой Александровской слободы Якова Буева. Не имея возможности восстановить древнее покрытие, мастера покрыли храм четырехскатной железной кровлей с большим уклоном.
В 1744 году, в связи с возобновлением Владимирской епархии, собор снова стал кафедральным. В 1767 году, во время посещения Владимира императрицей Екатериной II, собор предстал в плачевном виде, т.к. железная крыша проржавела и вода заливала собор, загрязняя и разрушая росписи и убранство. Императрица выделила 14 тыс. рублей на возобновление храма, после чего восстановительные работы повели восемь артелей. В 1768 году в соборе были устроены и освящены приделы в северной части во имя благоверного великого князя Андрея Боголюбского, в южной – во имя благоверного князя Глеба Владимирского. Артель кровельщиков во главе с московским кузнецом Алексеем Сергеевым разобрала ветхую крышу собора и покрыла листовым железом, оснастив новыми водосточными трубами. Артель местных мастеров-маляров выкрасила крыши в зеленый цвет. Служители архиерейского дома починили и выбелили стены и своды, сковали 6 решеток и вставили их в окна.
коны нового пышного трехярусного иконостасаса были исполнены владимирским иконописцем Строкиным с помощниками. 25 мая 1774 года обновленный Успенский собор освятил Владимирский епископ Иероним. В 1776 году была устроена каменная соборная часовня.
В 1810 году на месте прежней шатровой колокольни, проврежденной молнией и разобранной в 1806 году, архитектором Вершинским была построена новая высокая колокольня. В 1812 году, во время Отечественной войны, из Москвы в собор были принесены на хранение чудотворные Владимирская и Иверская иконы. В 1859 году археологом Солнцевым были предприняты первые попытки по раскрытию древних фресок. В 1860 году по проекту губернского архитектора Н. А. Артлебена был построен тёплый Георгиевский придел, соединяющий северный фасад собора с колокольней, а в 1862 году в колокольне был устроен придел в честь чуда Архистратига Михаила в Хонех.
В 1871 году строятся сторожка и крещальня, а архиепископ Владимирский Антоний выдвигает проект коренной перестройки которая бы полностью изменила собор. Старанием Московского Археологического общества проект был отклонен. Работы того десятилетия ограничилисль лишь сооружением ограды с железными решетками и установкой калориферов для отопления собора. Лишь в 1880 году, под руководством Владимирского владыки Феогност (Лебедев), начались работы по реставрации собора местными силами. В 1882 году под руководством особой реставрационной комиссии, возглавляемой И. Е. Забелиным, начались труды по раскрытию фресок и обновлению росписей, в чём большую роль сыграл Н. М. Софонов. С 1880-х годов архитектура и фрески собора начинают привлекать всемирное внимание. К началу 1890-х годов была проведена капитальная реставрация, восстановлено древнее покрытие храма и его глав, проведено инженерное укрепление стен и сводов, раскрыта древняя фресковая роспись. Фасады в значительной мере были облицованы новым камнем, заменена часть обветшавших резных камней, а с запада был пристроен новый притвор. 29 сентября 1891году архиепископ Феогност совершил торжественное освящение обновленного собора.
Современное состояние [ править ]
После 1917 года собор был закрыт, и в нем расположилась музейная экспозиция научного атеизма. В 1944 году по просьбе православной общины Успенского собора на его открытие для проведения богослужений храм был вновь открыт и уже не закрывался.
Ныне собор с прилежащими к нему постройками являются памятниками мирового наследия по списку ЮНЕСКО и памятниками федерального значения России. Все здания используются по назначению, кроме крещальни, где находится хозяйственно-служебное помещение. С 2009 года доступ для туристов ограничен оговоренными группами, вечерние богослужения в соборе проводятся только перед праздниками. Техническое состояние здания и фресок удовлетворительное, за температурным режимом следит климатолог и электронные термогидрометры.
Описание [ править ]
Членение фасадов полуколонками на прясла, каждое из которых имеет позакомарное завершение, соответствует внутренней пятинефной структуре. Щелевидные окна и порталы имеют профилированные проемы. Легкий аркатурно-колончатый фриз делит фасады на два яруса на уровне хор и поднимается на апсидах в карнизную зону. Умеренные украшения фасада влключают в себя белокаменные рельефамы, украшение барабанов более насыщенной зубчиками и поребриком.
Собор сохраняет разновременную настенную живопись XII–XVII веков, среди которых уникальные фрески преподобного Андрея Рублева.
Кресты на главах металлические, кованые ажурные.
Кровля собора выложена из листов меди. Полы металлические, из чугунных плит с рисунком, повторяющим орнамент металлических полов XIX века. Двери деревянные, двойные, двустворчатые, с накладными резными декоративными деталями, с застекленными фрамугами. В северо-западном углу собора устроена винтовая металлическая лестница, ведущая на хоры и в северо-западный барабан с выходом на кровлю. Иконостас резной, золоченый, выполненный во второй половинеXVIII века, в стиле «елизаветинского барокко». Над царскими и патриаршими местами поставлены резные золоченые сени, выполненные в том же стиле. Внутри собора, в пятах подпружных арок столбов помещены горельефные изображения львов, высеченные из белого камня.
Духовенство [ править ]
За историю собора иногда Владимирские владыки являлись его настоятелями, а непосредственное ведение собором было поручаемоключарям. В другие периоды настоятелями назначались особые священнослужители.
• Василий Войнаков (упом. ок. 2010) прот.
Святыни [ править ]
• Образа Божией Матери Владимирский, Боголюбский и Максимовский
• Мощи блгв. вел. кн. Андрея Боголюбского (в раке) и сонма других святых (в некрополе, см. ниже) Некрополь
• Александр Виноградов, прот. (+ 1908)
• Никон (Софийский), архиеп. Карталинский (+ 1908)
• Павел (Гребневский), еп. Владимирский (+ 1770)
• Платон (Петрункевич), еп. Владимирский (+ 1757)
• Вел. кн. Ярослав Всеволодович (+ 1246)
Престольные праздники [ править ]
Видео [ править ]
Как добраться [ править ]
Проезд [ править ]
Центр города, пешеходная доступность с ул. Большая Московская
Адрес [ править ]
Россия, 600000, г. Владимир, ул. Большая Московская, 56
ВЛАДИМИРСКИЙ УСПЕНСКИЙ СОБОР
Владимирский Успенский собор. Фото ок. нач. XXI в. |
Владимирский собор в честь Успения Пресвятой Богородицы, кафедральный собор Владимирской епархии. Уникальный архитектурный историко-художественный памятник Древней Руси, главный собор Северо-Восточной Руси, одно из величайших созданий русской архитектуры XII века, ставший образцом для строительства русских храмов.
Собор поставлен на крайней и высокой части холма, завершая древний центр Владимира. Он является важным элементом пространственно-композиционной структуры города и его панорамы из-за реки Клязьмы, определяет городской пейзаж.
Первая церковь
В 990 году во во Владимире на Клязьме была построена из дубового леса первая православная церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы.
Древний кафедральный собор
После того как икона Божией Матери, за это названная Владимирской, стала чудесно недвижимой близ Владимира, благоверный великий князь Андрей Боголюбский велел заложить здесь новый белокаменный собор для святыни. Согласно Лаврентиевской летописи в 1158 году «. заложи Андрей князь в Володимери церковь камену святую Богородицю, месяца апреля в 8 день. «. В 1160 году собор был уже отстроен: «Того же лета создана бысть святая Богородица. благоверным. князем Андреем. и верх ея позолоти, по вере же его и по тщанью его к святой Богородице приведе ему Бог из земель все мастеры, и украси ю паче инех церквей_» летом 1161 года. Роспись новой церкви, прозванной Златоверхой, была закончена 30 августа и в 1161 году последовало освящение. Одноглавный собор был задуман князем Андреем как главный храм епархии. С 1158 года при Успенском соборе велось Владимирское летописание, в 1160 году князь Андрей дал храму большие земельные владения и десятую часть княжеских доходов, сделав собор «десятинным». Владимирская икона Божией Матери стала его главной святыней.
7 февраля 1238 года собор был впервые взят и разграблен татарами, при чём погибло множество укрывшихся в соборе владимирцев во главе со священномучеником епископом Митрофаном. В следующем году из Ростова в собор было перенесено тело великого князя Владимирского благоверного Георгия Всеволодовича. Позднее в том же XIII веке татары подвергли собор второму разграблению.
Храм Московской епархии
В 1340 году во Владимирском соборе были проведены ремонтные работы по кровле. В 1408 году «повелением великого князя Василия Дмитриевича собор был расписан, а мастеры Данило Иконник да Ондрей Рублев«. В 1411 году татарский царевич Талыч занял и поджег город, и собор лишился своих колоколов, которые расплавились в огне. Соборные сокровища и святыни были спрятаны ключарем Патрикием, который за это был замучен татарами. В 1518-1520 годах иконы Владимирского Успенского собора были отправлены в Москву для показа греческой делегации и реставрации, после чего возвращены на прежние места. В 1536 году собор вновь горел.
В начале XVII веке собор находился в запустении: «птицы внутри его во множестве вили свои гнезда«. Кровля собора в то время была пощипцовой. Предположительно в том же веке близ собора была воздвигнута шатровая колокольня. В 1645 году были обретены нетленными мощи благоверного князя Георгия.
К началу XVIII века собор дошёл до крайнего обветшания, имел многочисленные трещины стен и арок. Благодаря общецерковному прославлению святых благоверных князей Андрея Боголюбского и Глеба Владимирского в 1702 году правительство обратило внимание на собор и выделило средства на его обновление. В 1708 году стольник Георгий Андреевич Племянников на свои средства возобновил иконостас. Однако, ремонт 1708 года сильно исказил храм, не укрепив при этом здания. К белокаменной постройке были подведены угловые кирпичные контрфорсы, расширены и добавлены окна, главы были переделаны из шлемовидных в луковичные. Новый капитальный ремонт состоялся в 1725-1734 годах под руководством крепостного крестьянина Новой Александровской слободы Якова Буева. Не имея возможности восстановить древнее покрытие, мастера покрыли храм четырехскатной железной кровлей с большим уклоном.
Кафедральный собор в Синодальный период
В 1810 году на месте прежней шатровой колокольни, проврежденной молнией и разобранной в 1806 году, архитектором Вершинским была построена новая высокая колокольня. В 1812 году, во время Отечественной войны, из Москвы в собор были принесены на хранение чудотворные Владимирская и Иверская иконы. В 1859 году археологом Солнцевым были предприняты первые попытки по раскрытию древних фресок. В 1860 году по проекту губернского архитектора Н. А. Артлебена был построен тёплый Георгиевский придел, соединяющий северный фасад собора с колокольней, а в 1862 году в колокольне был устроен придел в честь чуда Архистратига Михаила в Хонех.
В 1871 году строятся сторожка и крещальня, а архиепископ Владимирский Антоний выдвигает проект коренной перестройки которая бы полностью изменила собор. Старанием Московского Археологического общества проект был отклонен. Работы того десятилетия ограничилисль лишь сооружением ограды с железными решетками и установкой калориферов для отопления собора. Лишь в 1880 году, под руководством Владимирского владыки Феогност (Лебедев), начались работы по реставрации собора местными силами. В 1882 году под руководством особой реставрационной комиссии, возглавляемой И. Е. Забелиным, начались труды по раскрытию фресок и обновлению росписей, в чём большую роль сыграл Н. М. Софонов. С 1880-х годов архитектура и фрески собора начинают привлекать всемирное внимание. К началу 1890-х годов была проведена капитальная реставрация, восстановлено древнее покрытие храма и его глав, проведено инженерное укрепление стен и сводов, раскрыта древняя фресковая роспись. Фасады в значительной мере были облицованы новым камнем, заменена часть обветшавших резных камней, а с запада был пристроен новый притвор. 29 сентября 1891 году архиепископ Феогност совершил торжественное освящение обновленного собора.
Новейшее время
После 1917 года собор был закрыт и в нем расположилась музейная экспозиция научного атеизма. В 1944 году по просьбе православной общины Успенского собора на его открытие для проведения богослужений храм был вновь открыт и уже не закрывался [1].
Ныне собор с прилежащими к нему постройками являются памятниками мирового наследия по списку ЮНЕСКО и памятниками федерального значения России. Все здания используются по назначению, кроме крещальни, где находится хозяйственно-служебное помещение. С 2009 года доступ для туристов ограничен оговоренными группами, вечерние богослужения в соборе проводятся только перед праздниками. Техническое состояние здания и фресок удовлетворительное, за температурным режимом следит климатолог и электронные термогидрометры.
Владимирский Успенский собор. Фото Даниила Булатова, 2008 г. |
Описание
Членение фасадов полуколонками на прясла, каждое из которых имеет позакомарное завершение, соответствует внутренней пятинефной структуре. Щелевидные окна и порталы имеют профилированные проемы. Легкий аркатурно-колончатый фриз делит фасады на два яруса на уровне хор и поднимается на апсидах в карнизную зону. Умеренные украшения фасада влключают в себя белокаменные рельефамы, украшение барабанов более насыщенной зубчиками и поребриком.
Собор сохраняет разновременную настенную живопись XII–XVII веков, среди которых уникальные фрески преподобного Андрея Рублева.
Кресты на главах металлические, кованые ажурные. Кровля собора выложена из листов меди. Полы металлические, из чугунных плит с рисунком, повторяющим орнамент металлических полов XIX века. Двери деревянные, двойные, двустворчатые, с накладными резными декоративными деталями, с застекленными фрамугами. В северо-западном углу собора устроена винтовая металлическая лестница, ведущая на хоры и в северо-западный барабан с выходом на кровлю. Иконостас резной, золоченый, выполненный во второй половине XVIII века, в стиле «елизаветинского барокко». Над царскими и патриаршими местами поставлены резные золоченые сени, выполненные в том же стиле. Внутри собора, в пятах подпружных арок столбов помещены горельефные изображения львов, высеченные из белого камня.
Фундамент собора заложен из нескольких рядов булыжника и белого камня (в верхних рядах) на известковом растворе.
Настоятели, ключари
За историю собора иногда Владимирские владыки являлись его настоятелями, а непосредственное ведение собором было поручаемо ключарям. В другие периоды настоятелями назначались особые священнослужители.
Святыни
Некрополь
См. также
Использованные материалы
[2] Письма архиепископа Владимирского и Суздальского Онисима (Фестинатова) к святителю Афанасию Ковровскому // Вестник ПСГТУ II: История. История Русской Православной Церкви, 2006, вып. 4 (21), с. 114
Российские древности: Успенский собор во Владимире
Успенский собор во Владимире
О храме-матрешке, о том, сколько на самом деле глав было у знаменитого владимирского храма и как ему на помощь пришли знаменитые москвичи, рассказываем в очередном выпуске рубрики «Российские древности».
Сегодня наш рассказ пойдет об одном из самых известных, но в то же время самых сложных и запутанных для истории архитектуры памятников. Споры о его внешнем облике ведутся уже более полувека, хотя этот собор XII века прекрасно сохранился до наших дней. Как такое может быть? Давайте обо всем по порядку. Итак, Успенский собор во Владимире.
Успенский собор во Владимире
Так случилось, что нынешний Успенский собор имеет двух заказчиков строительства и два времени постройки. Сначала его выстроил князь Андрей Боголюбский. Лаврентьевская летопись сообщает о том, что собор был заложен 8 апреля 1158 года. Другая летопись, так называемая Летопись Авраамки, дает другую дату — 8 мая. В любом случае, в 1160 году главных храм Владимира был завершен: «Создана бысть церки святая Богородица (в домонгольской Руси храм Богородица почти всегда означал церковь Успения Богоматери – Indicator.Ru) в Володимери… князем Андреем; и украси ю дивно… и верх ея позлати… приведе ему Бог из всех земель мастеры». То есть, к 1160 году Андрей Боголюбский выстроил кафедральный собор и пригласил отовсюду мастеров для украшения его: росписей, украшения стен резным камнем, изготовления икон и церковной утвари. В 1161 году храм начали расписывать.
Вырезки из листов кровли Успенского собора во Владимире (1158-1160-е годы) с буквами. Медный сплав, позолота, гравировка. Коллекция Государственного исторического музея
Но храм Андрея в том виде, в котором он был создан, не простоял и четверти века. В 1185 году случился сильнейший пожар. Новый князь, младший брат Андрея Боголюбского, десятый сын Юрия Долгорукого Всеволод III, прозванный потом за большое количество детей Большим Гнездом, решил не сносить обгоревшее здание, а провести капитальный ремонт и обстроить его, тем более что городу уже требовался храм побольше.
Вид со стороны колокольни и Георгиевского придела XIX века
Так в 1186-1189 годах получился храм, который дошел до нашего времени почти без изменений. Лишь только в 1810 году с запада перед храмом построили колокольню, а в 1862 по проекту Николая Артлебена соединили колокольню с храмом Георгиевским приделом. Ну и в конце XIX века появившиеся за время жизни храма луковичные пять глав заменили аутентичеными шлемовидными.
Храм до смены глав
Но каким был собор Андрея Боголюбского? О внешнем облике этого храма ведутся бурные дебаты очень давно. Сумятицу вносят и летописи, некоторые из которых говорят, что Андрей построил храм «о пяти главах», а иные пишут об одноглавии храма Боголюбского и пятиглавии храма Большого Гнезда.
Это противоречие легко объяснить, приняв гипотезу о том, что сначала храм был одноглавым: естественно, летописец XIV века мог сразу писать о выстроенном храме как о пятиглавом, не зная деталей. Слишком маленькое время простоял храм Андрея против столетий пятиглавого шедевра Всеволода.
Кочующие из книжки в книжку неудачная аксонометрия Николая Воронина и более реальный план собора Андрея Боголюбского
Впрочем, до сих пор современные авторы пишут и о пятиглавом храме (Сергей Заграевский) и об одноглавом (Сергей Шаров-Делоне), и споры ведутся нешуточные. Зато интересную историю можно рассказать о самой первой реконструкции. Николай Воронин еще в 1945 году, опираясь на известные ему аналоги, предположил, что с запада к углам основного объема храма примыкали две лестничные башни, ведущие на хоры. Но уже шесть лет спустя раскопки в соборе показали, что никаких лестничных башен не было, и Воронин в своем капитальном двухтомнике «Зодчество Северо-Восточной Руси», равного которому по фундаментальности до сих пор больше не было, опубликовал рисунок уже как «первоначальный опыт», неудачный. И рядом опубликовал план того, как он стал видеть храм после раскопок Александра Столетова. Полностью не совпадающий с рисунком с двумя башнями. Но тексты никто не читает, видимо, до сих пор по учебникам, научным и научно-популярным трудам гуляет совместный рисунок «реконструкции Успенского собора» и не совпадающий с ним план.
Фреска «Страшный суд»
Андрей Рублев и Даниил Черный
Однако история собора ценна не только двумя архитектурными памятниками XII века, спрятавшимися друг в друга подобно матрешке. К началу XV века живопись собора уже была в печальном состоянии. И большую часть ее поручили обновить двум знаменитым московским мастерам и друзьям, монахам Андрею Рублеву и Даниилу Черному. Некоторые фрески 1406 года дошли до сих пор. Впрочем, можно найти и фрагменты фресок XII века.
Фрагмент «Страшного Суда»
Андрей Рублев и Даниил Черный
А для автора этих строк Успенский собор вместе с находящимся рядом с ним Дмитровским храмом (о нем и о Всеволоде Большое гнездо мы поговорим в пятницу) стал в 1993 году первым древнерусским домонгольским храмом, увиденным вживую, и послужил началом любви и изучения древнерусской архитектуры и вообще Древней Руси.