успенский собор время постройки место особенности

Успенский собор Московского Кремля

Мiръ Россия Москва Успенский собор Московского Кремля

успенский собор время постройки место особенности

Патриарший Успенский собор Московского Кремля — одна из величайших святынь всей России. Несколько веков этот храм был духовным и политическим центром страны: здесь поставляли великих князей, венчали на царство, короновали императоров, оглашали государственные акты, возводили в сан епископов, митрополитов и патриархов.

Содержание

История [ править ]

История храма начинается в 1326 году, когда великий князь Иван Калита и святитель Петр заложили на этом месте первый каменный собор в Москве, посвященный Успению Пресвятой Богородицы. Толчком к строительству послужило обретение Москвой статуса первопрестольного города. Отныне именно Московский, а не Владимирский Успенский собор был призван стать главным храмом Святой Руси.

Ключевую роль в выдвижении Москвы и строительстве собора сыграл святитель Петр, первый митрополит Московский; здесь же он был погребен (еще в недостроенном храме). Митрополиту Петру Иван Калита посвятил церковь Поклонения веригам св. апостола Петра, ставшую приделом Успенского собора. С именем святителя связана небольшая икона, именуемая «Богоматерь Петровская». По преданию, икону написал сам свт. Петр в бытность свою юным иноком на Волыни. Икона была подарена им митрополиту Максиму, позднее она хранилась в Успенском соборе как одна из главных московских святынь. Дошедший до нас список написан через несколько десятилетий после кончины святителя.

успенский собор время постройки место особенности

В конце XV в. великий князь Иван III, объединивший под властью Москвы все русские княжества, начал создание своей новой резиденции с перестройки Успенского собора. Храм разобран в 1472 году до самого основания, при этом были обретены мощи свт. Петра. Псковские мастера Кривцов и Мышкин возвели новый собор, однако он неожиданно рухнул. Тогда Иван III пригласил из Италии архитектора Аристотеля Фиораванти, под руководством которого и было построено (1475-1479) здание, и поныне украшающее Московский Кремль. Фиораванти было поручено взять за образец Владимирский Успенский собор — тем самым подчеркивалась преемственность Москвы по отношению к одному из древних центров Святой Руси.

20 августа 1479 года митрополит Геронтий совершил освящение храма. Мощи святителя, находившиеся во время строительства в церкви святого Иоанна Богослова, были перенесены в собор.

Успенский собор — величественный и монументальный, мощных пропорций, трехнефный пятиглавый храм. С несколько суровым обликом фасадов контрастирует просторный интерьер с 6 тонкими высокими столпами. Они не стесняют пространство, но создают впечатление огромного дворцового зала. Успенский собор, бывший главным храмом Московского государства, до конца XVII века служил образцом при строительстве многих соборов в городах и монастырях допетровской Руси.

Храм выложен из небольших блоков белого камня. Он отличается особой монолитностью: все членения равны по размерам, алтарные апсиды уплощены и скрыты массивными лопатками, крупные главы сближены. Гладь стен лишь подчеркивают узкие щелевидные окна и небольшой аркатурный фриз. Летописи отметили, что здание смотрится «как един камень». Современники были поражены величеством и высотою, и светлостью и пространством» собора.

Для росписи первопрестольного храма привлекались лучшие мастера. На алтарной преграде сохранились древнейшие фрески Московского Кремля — изображения монахов-подвижников, исполненные в 1481 году артелью великого иконописца Дионисия. Современный облик собора определяют росписи 1642-1643 гг. (над ними работала группа из 150 художников во главе с царскими изографами Иваном и Борисом Паисеиными и Сидором Поспеевым) и грандиозный иконостас 1653 г., созданный по инициативе Патриарха Никона.

Темы росписи определило посвящение храма празднику Успения Пресвятой Богородицы. Живопись второго сверху яруса на южной и северной стенах повествует о чудесном рождении Девы Марии и Ее детстве. Следующий ряд занимают иллюстрации Акафиста — гимна в честь Богоматери. Интересная особенность росписи — изображение Вселенских Соборов в нижних ярусах стен. На западной стене храма традиционно расположена композиция Страшного Суда.

успенский собор время постройки место особенности

Архитектура и стенопись храма создают образ космоса, где своды символизируют небо, несомое столпами собора. Как правило, на столпах помещают изображения мучеников, которые своей жизнью и мученической смертью поддерживают Церковь так же, как столпы несут свод.

Собрание икон XI-XVII вв. в Успенском соборе является одним из самых богатых в мире. Большинство их было написано в Москве для соборов XIV и XV вв., другие были привезены в Москву из древних городов в период собирания русских земель. Среди наиболее ценных икон собора — двусторонняя «Богоматерь Одигитрия» и «Святой Георгий», «Спас Ярое око», «Троица», два списка Владимирской иконы Божией Матери, храмовый образ «Успение», «Предста Царица», «Апостолы Петр и Павел», «Митрополит Петр в житии» и многие другие.

Перед иконостасом стоят моленные места царя, царицы и патриарха. Особый интерес представляет так называемый «Мономахов трон» — моленное место, созданное в 1551 году для царя Ивана Грозного. Его исполнителями были, вероятно, новгородские резчики. Здесь представлены различные мотивы и приемы резьбы, когда-то широко распространенной на Руси. В основании помещены четыре круглые скульптуры — изображения фантастических хищных зверей. Они несут квадратное в плане сооружение со сложной формы колонками, балясинами, подзорами, увенчанное затейливым шатром с многочисленными кокошниками, розетками и вазами. В двенадцати барельефах на стенках иллюстрировано «Сказание о князьях владимирских», повествующее о привозе на Русь из Византии царских регалий — шапки Мономаха, барм (парадного оплечья) и других предметов.

С 1326 года, когда в храме был погребен свт. Петр, и до 1700 года собор служил усыпальницей Предстоятелей Русской Церкви — митрополитов и патриархов. Всего в соборе 19 гробниц, расположенных вдоль стен собора. Мощи московских чудотворцев Петра, Ионы, Филиппа и Ермогена покоятся в деревянных, украшенных металлическими пластинами раках — мощехранительницах.

Во время Отечественной войны 1812 года собор был разграблен наполеоновскими войсками. Из части серебра, отбитого у французов русскими казаками, была выкована великолепная люстра, которая сейчас висит в центре собора.

Древнейший памятник прикладного искусства в соборе — его южные двери (привезены в Москву из суздальского собора, относятся к началу XV века); на них золотом по черному лаку написаны 20 изображений на библейские темы.

После Октябрьской революции Успенский собор был превращен в музей. Создавая его экспозицию, сотрудники постарались максимально сохранить его интерьер. Благодаря постоянным реставрационным работам практически все иконы и росписи были раскрыты из-под поздних записей.

Богослужения в соборе были возобновлены в 1990 году.

Описание [ править ]

Архитектура [ править ]

Своеобразие архитектуры Успенского собора сильнее ощущается в его интерьере: применение новых технических средств позволило увеличить все членения храма, круглые столпы не затесняют пространство, создавая впечатление огромного дворцового зала. Собор поразил современников «величеством и высотою, и светлостью и пространством».

Интерьер [ править ]

Стенопись собора, многочисленные иконы и разнообразная утварь являются произведениями искусства мирового значения.

Современный облик собора определяют памятники середины XVII в. – росписи 1642-1643 гг. и грандиозный иконостас 1653 года.

успенский собор время постройки место особенности

Перед иконостасом стоят моленные места царя, царицы и патриарха. Наиболее интересно царское моленное место. В юго-западном углу возвышается ажурный бронзовый шатер для хранения священных реликвий.

В XIV – XVII вв. Успенский собор являлся усыпальницей глав русской церкви – митрополитов и патриархов. Все захоронения святителей, кроме почитаемых святых, чьи мощи были помещены в раки, находятся под «спудом», под полом собора, над ними в XVII веке соорудили надгробия, причем патриаршие надгробия у южной стены снабдили резными белокаменными надписями – эпитафиями. В 1913 году все гробницы закрыли латунными посеребренными чехлами.

После революции 1917 г. Успенский собор был превращен в музей. Создавая его экспозицию, сотрудники постарались максимально сохранить его интерьер. Благодаря постоянным реставрационным работам практически все иконы и росписи были раскрыты из-под поздних записей. С 1990 г. в соборе возобновились богослужения.

Усыпальница [ править ]

21 декабря 1326 года в еще недостроенном здании Успенского собора был погребен митрополит Петр. С этого времени собор становится храмом-усыпальницей русских святителей – митрополитов и патриархов. В 1329 году преемник Петра на митрополичьем престоле грек Феогност соорудил в память своего святого предшественника Петропавловский придел, где он и сам был погребен в 1353 году.

Все захоронения святителей, кроме почитаемых святых, чьи мощи были помещены в раки, находятся под «спудом», под полом собора, над ними в XVII веке соорудили надгробия, причем патриаршие надгробия у южной стены снабдили резными белокаменными надписями – эпитафиями. В 1913 году все гробницы закрыли латунными посеребренными чехлами, изготовленными фирмой И.П. Хлебникова, с восьмиконечными золочеными крестами и черневыми надписями на крышках.

Святыни [ править ]

Паломники могут прикладываться к мощам и иконам лишь во время Богослужений, которые совершаются нерегулярно.

Престольные праздники [ править ]

Местонахождение [ править ]

Адрес: Россия, Москва, Кремль, Соборная пл.

Источник

Успенский собор в Москве

» class=»wp_ulike_btn wp_ulike_put_image wp_post_btn_4417″>

Более 600 лет Успенский собор в Москве исполнял функции главного православного храма России. В его стенах осуществлялись важнейшие государственные и церковные церемонии – коронация и венчание монарших особ, интронизация глав Русской Православной Церкви. В начале прошлого века Успенский собор утратил свое религиозное значение и превратился в туристический объект.

История строительства

Археологические раскопки свидетельствуют, что еще в 12 в. на месте нынешнего собора стояла церковь. В 13 в. по велению князя Даниила Московского деревянное строение заменили каменным. Храм стал первым в городе зданием, полностью возведенным из камня. Идея создания кафедрального собора принадлежала митрополиту Петру. Строительные работы начались 4 августа 1326 года. Первоначально он напоминал своим обустройством Георгиевский храм в г. Юрьеве-Польском. В кладке чередовались грубообтесанные камни и гладкотесанные декоративные фрагменты. Верхнюю часть венчали кокошники.

В период правления Ивана III, собор сильно обветшал, и возникла необходимость его обновления. За сооружение новой церкви особо ратовал митрополит Филипп. Однако воздвигнутое здание было разрушено землетрясением в 1472 г. Князь Иван III распорядился пригласить опытного архитектора, чтобы избежать повторения неудач. В качестве главного зодчего в Москву был призван известный итальянский мастер Аристотель Фиораванти. Он воплотил в жизнь идею создания крупнейшего православного храма в России. В качестве прототипа было решено использовать уже существовавший аналогичный собор во Владимире:

успенский собор время постройки место особенности

Материалом служил белый камень и красный кирпич. Стройка продолжалась 4 года (1475-1479 гг.). Роспись стен внутри помещения совершались под руководством известного иконописца Дионисия. До настоящего времени сохранились лишь небольшие фрагменты древних фресок. Церковь неоднократно страдала от пожаров, потому ее часто восстанавливали и подвергали видоизменениям. В середине 16 века маковки укрыли медными листами с позолотой. В начале 17 в. полностью разобрали и заново сложили каменный свод. При этом дополнительно укрепили его армированным железом.

В 1812 году наполеоновская армия разграбила и осквернила собор. Большую часть его сокровищ вывезли во Францию. Здание было повторно освящено в 1813 г. В конце 19-начале 20 века проходила многоэтапная реставрация сооружения. Ее осуществляли архитекторы:

В 1918 г. советское правительство приняло решение о закрытии Успенского собора. Новый этап истории начался в 1955 г, когда здание отдали для размещения музейной экспозиции. С конца прошлого века 90-х годов собор является частью историко-культурного музея-заповедника «Московский Кремль». В отдельные праздники Патриарх Московский проводит литургию.

Место для венчания царей

успенский собор время постройки место особенности

Первым российским монархом, который получил венец на царство в стенах собора, стал Иван IV, прозванный Грозным (1547 г.). После переноса столицы из Москвы в Петербург, храм сохранил свой статус. В нем продолжали осуществлять церемонии коронации императоров России. О высокой роли храма в государственной жизни страны свидетельствует специально изготовленное царское моленное место (1551 г.). Оно получило название «Трон Мономаха». Стенки, образующие основание сиденья, имеют роспись о дарении царских регалий византийским императором Константином Владимиру Мономаху, князю Киевскому.

У подножия трона искусно вырезаны фигуры фантастических животных. Навершие, в виде шатра, удерживается на 4 столбах, украшенных цветочным орнаментом. Деревянный купол над троном декорирован барельефами диковинных птиц. Кресло было вырезано из ореховой древесины и расписано новгородскими мастерами.

Архитектура

успенский собор время постройки место особенности

Творение Аристотеля Фиораванти гармонично сочетает разные архитектурные стили:

Для строительства использовались небольшие по величине каменные блоки. Благодаря чему, здание имеет вид монолитного сооружения. Фасад разделен на равные части. На поверхности стен выделяются узкие бойницы окон. По всему периметру сооружения тянется аркатурно-колончатый пояс, состоящий из декоративных маленьких арок, опирающихся на колонны. Внутреннее пространство отличается простором и освещенностью. Эффект открытости достигается за счет использования круглых столбов, поддерживающих купол и создания дополнительных арок за иконостасом. Кроме того, при сооружении здания были опробованы нововведения:

успенский собор время постройки место особенности

Верхушку церкви покрывают купола. Их планировка несколько смещена в восточном направлении. По легенде, маковки храма впервые увенчали 8-ми конечными крестами.

Кто построил

Первыми строителями главного храма Москвы были русские мастера Кривцов и Мышкин. Однако им не удалось довести дело до конца. Из-за подземных толчков стены церкви развалились. Считается, что причиной стало слишком слабое крепление. Царь Иван III решил обратиться за помощью к признанным зарубежным зодчим. По его указанию, посольство Семена Толбузина пригласило в Москву потомственного итальянского архитектора Ридольфо Фиораванти. Он занимался созданием культовых сооружений по всей Италии, а также работал в Венгрии.

Прежде чем приступить к работе над церковью, зодчий распорядился построить в Подмосковье кирпичный завод. Благодаря новому стройматериалу, стены заметно укрепились. После завершения Успенского собора, архитектор остался в России и занимался фортификацией. Согласно легенде, ему было доверено обустройство хранилища для легендарного либерия (библиотеки) Ивана Грозного.

Интерьер

успенский собор время постройки место особенности

Первую роспись храма создавала артель живописцев, возглавляемая Дионисием. Однако во время грандиозного пожара фрески сильно пострадали. Повторно украсить внутреннее помещение пригласили художников со всей страны. Над росписью стен трудилось 150 мастеров. Ими руководили Сидором Поспеев, Борис и Иван Паисеины. Работы были выполнены в 1642-1644 гг.

Живописные композиции состоят из взаимосвязанных сюжетов:

Всего насчитывается 249 композиций. В соборе находится огромное собрание православных икон. К числу прославленных относятся – Владимирская Божья Матерь, Богоматерь Одигитрия, Успение, Спас Ярое Око, Святой Георгий, Троица. Общая высота иконостаса св.16 м. Он насчитывает 5 ярусов.

Еще одним украшением храма является паникадило, отлитое из серебра в ознаменование победы над наполеоновской армией. Громадный канделябр весит 328 кг.

Святыни

успенский собор время постройки место особенности

За время своего существования храм превратился в место хранения почитаемых христианских святынь:

Риза Господня попала на землю русскую в 1625 г., как дар шаха Персии царю Михаилу Федоровичу. В ознаменование этого, русская православная церковь учредила торжество – Положение Ризы Господней. Для сбережения реликвии был создан специальный шатер или сень. Он представляет собой кровлю, схожую на покров над Гробом Господнем. Сень состоит из медных пластин с позолотой и посеребрением. Кроме того, ажурную часть декорирует слюда разного цвета. Шатер воздвигнут в юго-западной части здания.

Некрополь

успенский собор время постройки место особенности

Изначально планировалось превратить церковь в усыпальницу князей и московских митрополитов. Первые захоронения датируются 1326 годом. В последствие роль последнего прибежища князей и монархов стал исполнять другой кремлевский собор – Архангельский. А в храме Успения продолжали хоронить главных церковнослужителей страны.

В стенах собора насчитывается 20 могил митрополитов и патриархов (14-17 вв.). Они расположены вдоль северной, западной и южной стены здания. Места старинных погребений отмечены небольшими прямоугольными надгробиями, покрытыми металлическими саркофагами. Патриаршьи могилы закрывают каменные плиты, на которых вырезаны эпитафии. Чудотворные мощи помещены в раки из дерева, украшенные металлическими пластинками.

Время работы и правила посещения

успенский собор время постройки место особенности

Музей принимает посетителей ежедневно (кроме четверга):

Во время массовых мероприятий на Красной площади, музеи Кремля не работают. Особое расположение собора на территории Кремля диктует строгое выполнение правил для посетителей. Они регламентируют требования для экскурсантов:

Где находится и как добраться

Храм Успения расположен на территории Кремля. Его точный адрес – Москва, Кремль, Соборная площадь.

Проще всего доехать на метро. Ближайшие станции метрополитена:

Источник

Успенский собор Московского Кремля – храм единства Руси

успенский собор время постройки место особенности

Успенский собор Московского Кремля

Успенский собор Московского Кремля – главный православный храм Русского государства XV-XIX веков, символ древнерусского зодчества, украшение Москвы и Соборной площади, на которой он расположен.

История возведения собора

В 1326 году в Кремле при Иване Калите был заложен первый Успенский собор – скромный одноглавый храм. В 1337 году после крупного пожара Успенский собор уже не соответствовал новому статусу Москвы как столицы Всея Руси. Князь Иван III и митрополит Филипп решили возвести на месте старого величественный собор, достойный того, чтобы стать духовным центром государства.

Строили новый собор всем миром: объявили сбор средств. Бояре, купцы и другие миряне собирали пожертвования, все монастыри обложили налогами. Русские зодчие Кравцов и Мышкин построили собор до сводов, но в мае 1474 года во время землетрясения почти возведенный собор рухнул.

Для строительства нового собора князь Иван III обратился к итальянским зодчим. На приглашение откликнулся прославленный архитектор и инженер из Болоньи Аристотель Фиораванти.

успенский собор время постройки место особенности

У себя на родине архитектор наслаждался славой. Под его началом впервые в мире за 2 дня перенесли на другое место колокольню высотой 24 метра, которая мешала строительству здания администрации. Городской совет Болоньи, оценив заслуги мастера, назначил ему щедрое пожизненное обеспечение.

Безбедную жизнь архитектора нарушили козни завистников: Фиораванти по доносу бросили в тюрьму, лишив привилегий. Вскоре выяснилось, что обвинение было фальшивым, но обида побудила Фиораванти принять приглашение русского царя, и архитектор навсегда покинул Италию.

Аристотель Фиораванти – архитектор Успенского собора Кремля

Летом 1745 года заложили фундамент нового собора. Строительство храма поразило москвичей скоростью и новыми, прежде никогда не применяемыми на Руси, приемами работы. По указу архитектора в Москве построили первый кирпичный завод: строительство нуждалось в кирпиче. Для надежности фундамента в землю на глубину 5 метров вбили дубовые сваи. Стены, возведенные в 2 кирпича, внутри укреплены металлическими перевязками.

Стены белокаменного пятиглавого собора, перекрытые крестовыми сводами, выстроили из тесаных блоков камня. Шесть столпов внутри соборного пространства, своды и барабаны выложили из кирпича, облицованного белым камнем. Для укрепления стен архитектор употребил железные сваи и прочную, как камень, известь.

успенский собор время постройки место особенности

Во время строительства зодчий учел ошибки предшественников и все тщательно выверял и рассчитывал. Храм, построенный через 4 года, поразил современников размерами и богатством внутреннего убранства.

Архитектурные стили и внешнее оформление

В творении архитектора Фиораванти чувствуются веяния византийского и романского, готического и древнерусского искусства. Здание, выложенное из блоков, смотрится монолитно, как «един камень». Храм зального типа с шестью тонкими круглыми столпами, расставленными очень широко, удивляет «величеством и высотою, и светлостью, и пространством».

Более вместительным делает собор его удлиненная западная часть. Простор и обилие света – отличительная черта Успенского собора. Свет, льющийся из окон барабанов и круглых окошек в закомарах стен, создает ощущение простора и праздника.

успенский собор время постройки место особенности

Фасад собора состоит из простенков – прясел, разграниченных лопатками. По горизонтали здание разделено декоративным поясом из маленьких колонн и арок, по вертикали – пилястрами с узкими окнами, создающими ощущение легкости конструкции. Собор увенчан пятью главами – символом Иисуса Христа и четырех евангелистов: Матфея, Луки, Марка и Иоанна. Центральная глава храма выше остальных и больше по размеру.

Под сенью Успенского собора

Высокий статус собор сохранил и после того, как в XVIII веке столицу Российской империи перенесли в Санкт-Петербург.

Знаменитые росписи

Собор знаменит своими росписями, которые появились во времена Михаила Романова в XVII веке. От сводов и стен исходит золотой свет, который придавал процессу восхождения государей на трон некое божественное одобрение.

Для росписи Успенского собора пригласили иконописца Дионисия с учениками. 150 художников во главе с царскими мастерами создавали циклы росписей. На южном фасаде – образ Владимирской Богоматери с архангелами Михаилом и Гавриилом.

успенский собор время постройки место особенности

Ярусом ниже – 6 святителей, Московские и Ростовские митрополиты. Здесь же, под окном, – образ Спаса Нерукотворного. В верхней части стен – иллюстрации Евангелия. С западной стороны – композиция «Страшный суд». На круглых столпах – многочисленные фигуры мучеников. На сводах и стенах храма – 249 сюжетных композиций и 2066 отдельных фигур.

На северной стороне – изображения Пафнутия Боровского, Исаия, Леонтия и Игнатия Ростовских, Сергея Радонежского. Над ними – композиция «Собор апостолов» с изображением Христа, Богоматери, Иоанна Предтечи и 12 апостолов. В центре восточной стены – Новозаветная Троица: Бог Отец, Бог Сын и Дух Святой в облике голубя. На сводах – композиции на евангельские темы: «Введение Богородицы в храм». «Рождение Христа». «Сретение Господне».

В храме – серебряное паникадило с цветными гирляндами весом 328 кг, отлитое в память о победе над Наполеоном. Здесь же ажурный шатер для хранения церковных реликвий. В центре собора – три креста, на которых по сторонам от Христа изображены распятые разбойники и фигуры двух ангелов.

Иконостас

В храме – богатейшая коллекция икон. Иконы собора – в богатейших окладах из чистого золота, а вся утварь – из серебра. Могучий, уходящий под своды 16- метровый иконостас создан в 1654 году по заказу патриарха Никона. 69 икон, помещенных здесь, представляют события библейской истории. Пять ярусов иконостаса, украшенные позолотой, добавляют зальному храму торжественного великолепия. В праотеческом чине – икона Святой Троицы. Праотцы изображены в полный рост, со свитками в руках. Пророческий ярус включает 17 икон.

успенский собор время постройки место особенности

В праздничном ряду – образы, которые ежегодно празднует церковь: Рождение Богоматери, Благовещение Пресвятой Богородицы, Крещение, Вход Господень в Иерусалим, Успение Пресвятой Богородицы. В деисусном чине видим молитвенное предстояние святых на Страшном суде перед Христом Вседержителем, двенадцать апостолов и икона «Спас Вседержитель».

На царских вратах – Богоматерь, архангел Гавриил и 4 евангелиста: Марк, Лука, Иоанн, Матфей. Слева от царских врат, в особом киоте, величайшая святыня Древней Руси – икона Владимирской Божьей Матери, покровительницы и заступницы Русской земли. Справа от царских врат – образ Спаса на престоле «Спас золотая роза». Это византийская икона XI века.

Огромный иконостас занимает широкую стену. Перед ним молитвенные места: царское – у левого столпа. Правда, цари и царицы здесь никогда не вставали. У правого столпа – патриаршее место. Третье – великокняжеское место, Мономахов престол, выполненное из орехового дерева в 1551 году для Ивана Грозного.

успенский собор время постройки место особенности

Шестиметровый шатер, декорированный изображением цветов и птиц, опирается на фигуры четырех зверей с прижатыми ушами и оскаленными зубами. Восьмигранный купол увенчан двуглавым орлом. Фриз покрыт надписями из Священного Писания.

В правом углу собора, возле иконостаса, – рака святителя Филиппа. В 1568 году митрополит Филипп Колычев здесь прилюдно обвинил в зверствах Ивана Грозного, за что и поплатился жизнью. По приказу разъяренного правителя митрополита удавили.

Место важнейших государственных событий

Под сводами Успенского собора проходили главные торжества – венчание русских государей на царство. Через медные, выполненные в технике золотой наводки врата, на котором золотом нанесены 20 библейских изображений, входили члены царской семьи. Своды Успенского собора – свидетели того, как сюда вошел рыдающий 16-летний Михаил Романов.

Юный наследник боялся свалившейся на него ответственности. После Смутного времени – периода кровавых распрей и подлых предательств новому государю пришлось поднимать Россию. Церемонии венчания на царство становились грандиозными событиями в жизни страны. В Успенском соборе короновались 21 российский правитель.

успенский собор время постройки место особенности

В Успенском соборе совершались бракосочетания государей. Алексей Михайлович первым среди Романовых начал крестить здесь детей. В июне 1744 года Екатерина II приняла здесь православие. Под сводами собора праздновали падение ордынского ига, покорение Казани, победу в северной войне и над Турцией.

успенский собор время постройки место особенности

Здесь же, в Успенском соборе, в 1903 году прочитали акт об отлучении Льва Толстого от церкви. В марте 1918 года из Успенского собора новая власть изъяла 65 пудов серебра, а иконы отправили в Государственную Третьяковскую галерею. По легенде, зимой 1941 год, когда фашисты стояли под Москвой, Сталин приказал тайно отслужить в Успенском соборе молебен о спасении страны от нашествия иноплеменных.

С 1382 года в Успенском соборе хоронили митрополитов и патриархов, здесь 20 гробниц. Большая часть захоронений – под полом и отмечена невысокими прямоугольными памятниками с плоскими крышками. Традиция погребений в Успенском соборе началась с захоронения здесь его основателя – святого митрополита Петра.

успенский собор время постройки место особенности

У западной стороны похоронен последний патриарх петровской эпохи – Адриан, «наперсник царя». Надгробия патриархов – в резных белокаменных плитах с эпитафиями. Рядом с патриаршими гробницами – Гроб Господень, где хранится посох митрополита Петра и Гвоздь Господень, которым прибивали Иисуса Христа к кресту.

Святыни Успенского собора

В Успенском соборе хранятся великие святыни России:

успенский собор время постройки место особенности

Успенский собор – Патриарший кафедральный собор, но храм всегда открыт для туристов. С 1991 года Успенский собор входит в Государственный историко-культурный музей-заповедник Московского Кремля. По благословению Патриарха в отдельные праздники проводятся богослужения. Церковь используют для особо торжественных обрядов: и архитектура, и убранство соответствует праздникам.

Видео: история в красках

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *