успенский женский монастырь демянский район

По святым местам земли Демянской Успенский женский монастырь в деревне Лаврово

успенский женский монастырь демянский район

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа д. Лаврово

Успенский женский монастырь

Основой духовной жизни и духовной культуры многовековой истории России является православное христианство. дал определение нашей стране – «Святая Русь» и говорил, «что русская земля держится верою в Бога».

Все лучшее, возвышенное, чистое берет свое начало в православной вере. Церковь – это царство Божие на земле, где сосредоточены таинства, святыни, духовность.

В любом поселении сразу можно было заметить храм Божий. Его отличали строгая красота и грация линий, светлая радостная окраска, сверкающие золотом нарядные купола с крестами. Издали храм похож на корабль, на котором не страшно пуститься в плавание по полному соблазнов и опасностей житейскому морю. Церковь ставили на красивом и возвышенном месте, чтобы отовсюду она была видна, и далеко-далеко разносился звон ее колоколов.

Жители каждого поселения стремились иметь свою церковь или часовню. В церковной жизни Демянского уезда большую роль играли 2 крупных монастыря: Нилово-Столобенская пустынь Тверской епархии и Иверский Богородицкий Святоозерский монастырь Валдайского уезда. Нолово-Столбенская пустынь являлась важным духовным центром Селигерской земли и «островом душевного утешения». От нее совершался крестный ход к Успенскому женскому монастырю, расположенному в одной версте от села Полново Демянского уезда. А от Иверского монастыря совершался крестный ход с чудотворною иконой Иверской Божией Матери по территории Валдайского и Демянского уездов. Примером «богоугодной и добродетельной жизни» являлся для окрестных жителей Успенский женский монастырь.

Крестный ход из Нилово-Столобенской пустыни по Селигеру.

успенский женский монастырь демянский район

Эта картина найдена в одном из старых домов и подарена музею жителями с. Полнова.

Такие картины почитали как иконы, и практически в каждом доме висели на видном месте.

Успенский женский монастырь

Во второй половине Х I Х века в Полнове был образован, на основе Успенской женской православной общины, Успенский женский монастырь. Находился он в одной версте от села, в имении Успенское. Место это издавна принадлежало дворянскому роду Кемецких.

Основательницей общины была Александра Ивановна Кемецкая, получившая это имение в наследство. В молодости она вступила в Горицкий монастырь. В 1872 году, вернувшись на родину, Александра Ивановна ходатайствовала об открытии женской православной общины, на что и получила позволение.

Из архива школьного музея:

«В деревне Лаврово в красивом месте на берегу Селигера было имение барыни Александры Ивановны Кемецкой. Управляющим имения работал Михаил Федорович Лавровский. Барыня мало жила в деревне. Чаще была в разъездах. Однажды по ее приказу за провинность был запорот насмерть крестьянин из д. Крутуша Антип. После этого, чтобы искупить свой грех, а также, чтобы уйти от наказания, барыня выделила некоторую сумму на строительство монастыря».

«Монастырь – религиозная община монахов или монахинь, представляющая собою отдельную церковно-хозяйственную организацию. Церковь и жилые помещения такой общины».

Из толкового словаря живого великорусского языка В. Даля том 2:

«Монастырь – обитель, общежитие братий и сестер, монахов, монахинь, иноков, монашествующих, принявших монашество, монашеский обет. В московской области – церковный двор, погост, церковная земля со строениями, с домами попа и причта».

Из Малой советской энциклопедии:

«Монастыри (от греческого – уединенное жилище) – монашеские общины. Бывают мужские и женские. Жизнь в монастыре подчинена особым, иногда очень отличающимся друг от друга уставам: общежительным – монахи живут совместно, келиотским – монахи живут поодиночке в кельях, анахоретским – монахи живут отшельниками. Первые христианские монастыри возникли в 4-5 вв. в Римской империи. В России – в Древней Руси в 11 веке. Сначала преимущественно в Пподнепровье, по реке Ловати и Волхову, с 12 века в Северо-Восточной и Северо-Западной Руси».

После своей смерти Кемецкая завещала общине свой дом с домовой церковью Успения Божией Матери и 500 десятин земли. Денежных средств не было, и община постепенно стала приходить в упадок. В 1884 году ее приписали к Короцкому женскому монастырю Валдайской епархии. Начальницей назначили монахиню Серафиму.

Дубовая аллея на территории монастыря.

успенский женский монастырь демянский районуспенский женский монастырь демянский район

успенский женский монастырь демянский район

Фото из архива музея. Деревня Лаврово. Деревянная церковь на территории монастыря.

В 1892 году община вновь стала самостоятельной. В 1893 году ее возглавила монахиня Илария, много потрудившаяся над обновлением общины. Под ее руководством, в 1894 году был построен деревянный трехпрестольный храм во имя Успения Божией Матери, «на доброхотные деяния и монастырские средства». Главный престол – во имя Успения Божией Матери, левый – во имя святой мученицы Александры и всех святых, правый – во имя преподобного Сергия Радонежского. В храме находилась икона Божией Матери Успения, привезенная из Иерусалима. Она почиталась как чудотворная. Другая икона, тоже Успения, была вручена митрополитом Киевским Платоном. В храме также находилась рака с частицами мощей святых Угодников Божиих.

Успение Пресвятой Богородицы

Святая мученица Александра Преподобный Сергий Радонежский

Под руководством Иларии были построены жилые корпуса для сестер, и открыта церковно-приходская женская школа, которая располагалась в 2-хэтажном доме. Содержалась она на средства монастыря. При школе имелись ночлежный приют и квартира учительницы.

Из Малой советской энциклопедии:

«Церковно-приходские школы – начальные школы в дореволюционной России, находившиеся в ведении церковных приходов. Школы при церквах начали возникать в 11 веке. С 60-х годов 19 века они получили название церковно-приходских школ. В своей учебной работе главное место отводили закону Божьему, церковнославянскому чтению и церковному пению и гораздо меньше внимания, чем в других типах начальных школ, уделялось изучению русского языка и арифметики. Срок обучения в церковно-приходской школе был 2-летний (в некоторых 4-летний), а в 20 веке увеличен до 3 лет. После Октябрьской революции 1917 года они были ликвидированы».

В 1897 году община, по высочайшему утвержденному определению Священного Синода, обращена в монастырь, который и был открыт 9 июня 1898 года Высокопреосвященным Феогностом. Монастырь стал для окрестных жителей «примером богоугодной, добродетельной жизни и христианского благочестия».

К этому времени деревянное здание бывшего дома Кемецкой обветшало, и в последующие годы было заменено ныне существующим кирпичным. Строительство шло под руководством архитектора из города Осташков Тверской губернии. Стройматериалы использовались в основном местные: рядом со стройкой обжигали кирпич, тесали гранитные глыбы для фундамента и цоколя. На подобных работах были заняты монашки.

Из Малой советской энциклопедии:

«Цоколь – нижняя, обычно выступающая, часть наружной стены здания, покоящаяся непосредственно на фундаменте».

успенский женский монастырь демянский районуспенский женский монастырь демянский район

Фундамент здания из каменных глыб.

успенский женский монастырь демянский район

Нижняя, цокольная часть.

успенский женский монастырь демянский районуспенский женский монастырь демянский район

Вместо балок использовались рельсы, которые возили на лошадях монахини из Валдая. Вся территория монастыря была обнесена каменной оградой. Крышу крыл жестянщик из Резвый с учениками.

Из архива школьного музея:

«Егор Степанович хорошо умел крыть крыши, паять. В Лаврове на Успенском женском монастыре, в Полнове на церкви вместе со своими учениками он покрыл железом крыши.

В семье Егора Степановича росли четыре дочери и сын. Дочь Анна впоследствии вышла замуж за ».

«3-хэтажное здание ориентированно по оси восток-запад. Внутри себя объединяет двухэтажный храм с широкой пятигранной апсидой с восточной стороны и кальнетес жилых помещений, расположенных в три этажа.

Фундамент бутовой, цоколь невысокий, гладкий, облицован гранитными плитами.

Стены сложены из кирпича 25, 26*13*7 см, на сложном растворе (по воспоминаниям старожилов в раствор добавлялись яйца). Отделка шва – двойная порезка. Кладка крестовая.

Здание имеет железобетонные лестницы и перекрытия. Над верхним двухсветным храмом перекрытия сводчатые. Крыша стропильная, покрыта листовым железом.

Фасады гладкие, наштукатуренные. Для их декора использован простой шкальный кирпич. В членении фасадов возможно функциональное использование помещений.

В центре северного фасада – главный вход в монастырь, за ним внутри располагается гранитная лестница, делившая его на две половины: правую – жилую, левую – храмовую.

В композиции фасадов нижний этаж здания уподоблен цоколю. Он завершен карнизом, который изгибается над каждым окном. В восточной части здания один над другим располагались два храма.

Храмовая часть здания представляла из себя двухэтажный храм с широкой пятигранной апсидой.

Данный памятник интересен как пример провинциальной архитектуры конца 19 начало 20 века, выполненный в традициях неоклассицизма с использованием черт псевдорусского стиля и характеризующий совмещение в одном объеме культовое здание и общежитейные помещения монастыря.

Имеет охранное обязательство».

успенский женский монастырь демянский район

успенский женский монастырь демянский районуспенский женский монастырь демянский район

успенский женский монастырь демянский район

успенский женский монастырь демянский районуспенский женский монастырь демянский район

успенский женский монастырь демянский районуспенский женский монастырь демянский район

успенский женский монастырь демянский районуспенский женский монастырь демянский район

успенский женский монастырь демянский районуспенский женский монастырь демянский район

успенский женский монастырь демянский районуспенский женский монастырь демянский район

успенский женский монастырь демянский районуспенский женский монастырь демянский район

успенский женский монастырь демянский районуспенский женский монастырь демянский район

успенский женский монастырь демянский районуспенский женский монастырь демянский район

успенский женский монастырь демянский районуспенский женский монастырь демянский район

успенский женский монастырь демянский районуспенский женский монастырь демянский район

успенский женский монастырь демянский районуспенский женский монастырь демянский район

успенский женский монастырь демянский районуспенский женский монастырь демянский район

В монастыре было большое хозяйство: стадо коров, лошадей, большие фруктовые сады, огороды на торфяниках, своя пасека. Многие занимались рукоделием: стегали одеяла, шили сапоги, делали искусственные цветы, вязали носки и кофты.

При монастыре была приходская школа для девочек. Во вторник и пятницу детей водили в церковь. Каждый день ученикам на обед давали щи и квас.

При монастыре был свой большой хор.

С 1902 года в церкви Успения Божией Матери служил отец Михаил Константинович Борисов, 1866 года рождения, родом из деревни Сухая Нива Демянского уезда. Четыре года он был заведующим и законоучителем монастырской церковно-приходской школы и благочинным 1 округа церквей Демянского уезда, затем его перевели в Новгород. С 12 января 1908 года в Успенской церкви служил отец Василий Константинович Борисов, 1867 года рождения. В 1914 году он еще был священником монастырской церкви, неоднократно награждался за службу. Земли при церкви не имелось. Священнику было положено 240 рублей и огород для посадки овощей. Диакону – годовое жалование 60 рублей, овощи и хлеб от монастыря. Священнослужители проживали в монастырских домах.

успенский женский монастырь демянский район

Первый из Борисовых – Константин Дмитриевич – происходил из духовного звания и «самого своего появления на свет Божий имел спутником своим бедность и заботы». Он послужил церкви 48 лет, из них 43 – псаломщиком, а последние 5 – диаконом. Местом его служения были – храм в с. Сухая Нива Демянского уезда, а с 1884 года – Благовещенская церковь с. Молвотицы того же уезда.

Скончался Константин 22 июня 1909 года. У отца Константина было пять сыновей и пять дочерей. Сыновья стали священниками в Новгородской иепархии.

Старший из его сыновей – Михаил, родился 7 января 1866 года в с. Сухая Нива. Учился в духовном училище до 1881 года. В 1887 году окончил курс Новгородской Духовной семинарии и служил псаломщиком в Новгородском Зверине монастыре. 17 сентября 1889 года рукоположен во священника к новой церкви в с. Кипино Демянского уезда. При ней построил дом для церковно-приходской школы, в которой был законоучителем. В июле 1891 года переведен к Строиловской церкви.

В августе 1902 года по прошению он переводится к Успенскому женскому монастырю у с. Полново (Лаврово) на Селигере. Четыре года был заведующим и законоучителем монастырской церковно-приходской школы и благочинным 1-го округа церквей Демянского уезда (г. г.).

Старший сын Михаила Константиновича – Василий родился 28 декабря 1889 года в с. Кипино. Поступает учиться в Новгородскую Духовную семинарию. Однако по прошению увольняется из 3-го класса и в марте 1910 года определяется псаломщиком к Валдайскому Троицкому собору. В ноябре того же года переходит псаломщиком к Свято-Духову женскому монастырю в Новгороде, а в мае 1912 года к церкви Ильи-пророка на Торговой стороне. При монастырской и Ильинской церковно-приходских школах он безвозмездно преподавал пение. 16 декабря 1912 года Василий Борисов рукоположен во диакона и остается на вакансии псаломщика в Ильинском храме. Около 1915 года переводится диаконом при Богоявленской церкви с. Липицы Демянского уезда и за тем около 1917 года рукоположен во священника к тому же храму.

В августе 1907 года при большом скоплении народа состоялось торжественное открытие монастыря. Настоятельницей и его строительницей была игуменья Магдалена.

Из воспоминаний Саватеевой Полины Григорьевны:

« Жила я в деревне Запрометно, а в церковь иногда приходила в Лаврово, в монастырь. Приходилось даже ночевать у знакомой монашки. Кельи – это маленькие комнатки для двух или одной монашки. Аккуратно убранная узкая койка, столик, стул, небольшой шкафик. Если оставалась ночевать у монашки одна или вдвоем с подругой, то спали на полу. Ели в столовой (трапезной): щи, квас с картошкой, чай.

Порядок на территории монастыря был идеальным. Верующие прихожане не сорили. Ограда кирпичная. Где кончалась дубовая аллея, в ограде были Красивые ворота. Их называли Святые. Со стороны березовой аллеи была арка. Со стороны монастырского кладбища находилась каменная пристань, от которой начинался проезд по озеру Селигер.

успенский женский монастырь демянский район

успенский женский монастырь демянский район

Вид на участок, где было монастырское кладбище. На фотографии видна дорога к озеру.

успенский женский монастырь демянский район

Эти осколки надгробных каменных плит найдены у местных жителей. Видны надписи.

Мужчина или монашка каждый день дежурили с лодкой и могли перевезти за 1 копейку на другой берег в Полново или из Полнова в Лаврово. Моста через Селигер еще не было.

В монастыре труд монашек был раздельным. Каждая знала свою работу. Зимою из ниток вязали населению носки, варежки, жакеты, чулки, скатерти.

В 1927 году монашек отправили по домам, так как в Лаврове на базе монастыря была создана коммуна «Красное Знамя». Многие монашки уехали в город, а местные вернулись к своим родным. Все они очень переживали за судьбу монастыря, потому что это был их дом, где они работали, молились. Это были люди исключительно верующие».

Из воспоминаний Ивановой Таисии Семеновны:

«Я помню свое венчание в монастыре. Как только переступила порог церкви, как грянул хор монашек, так меня и подняло до потолка.

Кольца у нас были серебряные, потому что мы из бедных семей. Присутствующие в основном – жители деревни Зыковщина, от куда и я родом. Дьякона звали Павел Васильевич – это зять моего мужа, имя священника забыла.

С мужем ходили в монастырскую церковь. Верующих было не много, так как в Полнове и в Скребле были свои церкви. В наш монастырь и в Нилову Пустынь шли люди по завету. Если в семье было какое-то горе, то люди шли в монастырь в надежде на исцеление.

Хорошо помню монашек. Одеты были они в темную одежду. Зимняя одежда у всех одинаковая, тоже темная. Все шили сами. Были свои портные.

В монастыре было много коров и лошадей. Все полевые работы выполняли монашки на лошадях. А сколько приходилось косить травы, что бы заготовить сено!

В лаптях не ходили. На ногах были кожаные сапоги, летом тапочки, зимой – валенки.

Напротив нынешнего магазина в Лаврове через дорогу был прекрасный огород. Где росла великолепная капуста и свекла на торфяниках.

Славился на всю округу монастырь своими вкусными щами, изумительным квасом и большим ломтем хлеба, которым угощали прихожан в трапезной на первом этаже монастыря.

В зимнее время монашки стегали теплые ватные одеяла с красивым рисунком.

Церквей при монастыре было две: деревянная – Николаю Чудотворцу, в которой служба шла в Успенье, в остальные дни служба проходила в кирпичной церкви на втором этаже.

Монахини были певчие и рабочие. Монашка Анна. Которая впоследствии жила в Зыковщине, вспоминала, что очень уставала на работе, а ее еще приглашали петь в хоре».

Судьба монастыря после 1917 года.

После революции обитель закрыли. Многие монашки разъехались, а оставшиеся 20-е годы при Советской власти монашки организовали Успенскую женскую артель. Председателем была Вера Белова. Она даже ездила на совещание в Москву. В 1927 году в монастыре была образована коммуна «Красное Знамя», в состав которой вошли и некоторые сестры.

В 1929 году здесь открылась школа колхозной молодежи, и с этого времени началась история Полновской, а ныне Лавровской, средней школы.

Здание монастырской церкви стояло до 70-х годов ХХ столетия. После закрытия церкви, до Великой Отечественной войны 1941года, оно использовалось под моторно-тракторную станцию (МТС), а после войны (1943 год) – под дровяной сарай школы. Затем его разобрали на дрова.

Старожилы вспоминали, что в церкви был иконостас из икон, писанных на холсте. Видели эти иконы сваленными на чердаке церкви.

В настоящее время на месте церкви построен школьный краеведческий музей, а монастырское кладбище с фамильным склепом семьи Кемецких, распахано под огород.

Само здание монастыря начало сильно разрушаться в 80-е годы, когда пришла в негодность кровля. К началу 21 века крыша еще не была отремонтирована, по этому занятия учащихся проходили в старом интернате, в новом интернате и в школьных мастерских, уроки химии и физкультуры в здании школы. На данный момент здание монастыря используется полностью, хотя требуется вновь ремонт крыши.

Находки на огородах местных жителей в деревне Лаврово.

Нательные крестики образок нашли ученики школы на пришкольном участке.

успенский женский монастырь демянский район

«У верховья Волги» Вл. Соколов

Стоят над Селигером и церкви и дома.

Молчат о Селигере отдельные тома.

А там – в душе России начало и исток.

Там у спокойной сини и запад и восток.

Там ветер влажно веет сквозь зелень над водой.

Источник

Тайна заброшенного Рдейского монастыря. Кто и для чего его основал в глуши болот

успенский женский монастырь демянский район

Рдейский Успенский монастырь находится в труднодоступных и малонаселенных территориях Новгородской области и сейчас трудно понять как его смогли построить здесь.

Дорога к монастырю идет через обширное Рдейское болото. Зимой сюда можно попасть на лыжах (3,5 часа хода в одну сторону); если сухая осень, можно добраться до монастыря пешком. Весной и летом идти нежелательно — сыро и много комаров.

успенский женский монастырь демянский район

Когда и кем именно основана эта пустынь среди непроходимых болот и лесов, неизвестно, но в XVII веке в пустыни существовали два деревянных храма, которые, по всей вероятности, были построены на месте существовавших прежде зданий.

Пустынь упоминается в летописи 1666 года. В те времена все строения обители, в том числе, два храма, были деревянными. Храм этот сгорел в 1700 г. На его месте был заложен каменный двухэтажный храм с колокольней во имя Успения Богородицы, а внизу — во имя соловецких старцев. Освятили его в 1710 году. Специально для храма была написана икона Успения Богоматери, которая содержала в себе частицы мощей семи святых мучеников и она стала святыней обители.

успенский женский монастырь демянский район

М. И. Полянский в конце XIX века в своём «очерке города Старой Руссы и Старорусского уезда» пишет, что « Местное предание, написанное на подножии Креста Христова, который водружен был преосвященным Корнилием, в память посещения им пустыни, удостоверяет, что остров Рдейский благословил лично святым крестом Апостол Андрей Первозванный в то время, когда он проходил из Киева в Новгород и далее по реке Волхову чрез Ладожское озеро, на Валаам. »

Однако, уже в 1764 году, согласну указу о секуляризации церковной собственности, мужская Рдейская пустынь была упразднена, монастырские земли изъяты в пользу государственной казны, церковное имущество передано в другие монастыри Новгородской епархии. От всего монастырского комплекса осталась только церковь Успения, которая в 1780 году была переведена в разряд приходских. Позднее, по причине её значительной удалённости от жилья, приход был переведён в близлежащую деревню Наволок.

успенский женский монастырь демянский район

Отдаленный от населенных пунктов приход быстро обеднел и, в 1873 году вместе с Успенской церковью он был закрыт. Однако в 1880 году один из наволокских прихожан А.Усинин обратился к состоятельным людям с письменной просьбой о пожертвовании на восстановление Рдейской пустыни. Одно из прошений попало в руки купца А.Н. Мамонтова, оставившего из-за перенесенной тяжелой болезни мирские дела.

успенский женский монастырь демянский район

В 1880 году Мамонтов становится попечителем приходской церкви в Наволоке. Уже в 1883 году, при его содействии, приход переводится обратно в церковь Успения бывшей Рдейской пустыни.

успенский женский монастырь демянский район

В 1887 году по указу Святейшего Синода монастырь открывается вновь. Согласно новому названию, он характеризуется как женская «житейская обитель с училищем для малолетних детей». Купец Мамонтов оказал этому предприятию финансовую поддержку в размере 6000 рублей.

С этого времени, опять же — при финансовой поддержке А. Н. Мамонтова, в монастыре начинается интенсивное строительство. Описание монастырских построек 1890 года сообщает, что в это время на территории монастыря находились каменная церковь Успения, деревянная часовня, двухэтажный деревянный и трёхэтажный полукаменный жилые корпуса, некоторые хозяйственные постройки, погреба, конюшни, склады для провизии, сараи для дров, хлебный амбар, баня, прачечная, а также каретный двор.

28 мая 1893 года Святейший Синод постановил Рдейскую женскую общину «возвести» в женский монастырь с наименованием «Успенская Рдейская общежительная пустынь».

По приглашению игуменьи Евсевии в августе 1896 года в монастырь прибыл новгородский епархиальный архитектор А. Н. Дьяков. По его оценке церковь Успения находилась в аварийном состоянии. При финансовой поддержке купца Мамонтова была запланирована постройка каменного собора на 750 человек.

Храм был оборудован современной системой парового отопления

Возведение нового Успенского собора было начато в 1898 году и закончено в 1902. Автором проекта был академик А. С. Каминский. В оформлении собора были использованы элементы разных стилей, а художественная выразительность постройки была усилена применением декоративной ковки и дорогих материалов. Основным богатством и пышностью отличался мраморный иконостас, выполненный под руководством московского мастера Захарова. Храм был оборудован современной системой парового отопления.

успенский женский монастырь демянский район

После революции в монастыре начались волнения среди послушниц. В течение короткого времени сменилось несколько настоятельниц. Монастырь просуществовал до 1932 года, но службы в соборе продолжались до конца 1937 года. Последний настоятель иеромонах Димитриан (Савельев) был арестован 7 декабря 1937 и расстрелян 28 декабря.

успенский женский монастырь демянский район

Легенды монастыря

С Рдейским монастырем связано множество легенд и тайн.

Несмотря на то, что вокруг монастыря нет святых ключей, а чистейшую питьевую воду берут из озера, считается, что целительными свойствами обладает Успенский храм. Разного рода «сенсорные» рамки вращаются в церкви с неимоверной скоростью. Из одержимых людей здесь якобы изгоняют бесов, а женщины, страдающие бесплодием, исцеляются от недуга.

Как здесь говорят, все, кто приходят в монастырь со злыми намерениями, обратно в свой дом добро не приносят. Это касалось и тех, кто сбрасывал кресты, выселял монахинь и делал из храма скотный двор. До недавнего времени в болоте зловеще торчала труба колхозного трактора С-80, на котором лихач попытался до войны вывезти кирпич с сестринских келий…

успенский женский монастырь демянский район успенский женский монастырь демянский район

Во время войны была зверски убита последняя монахиня Голубушка, сохранившаяся келья которой сегодня считается святой. Полуостров вдоль и поперек был заминирован, а окрестные крестьяне то и дело здесь подрывались, так и не раскрыв главной тайны не сломленной святыни.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *