уссурийский свято троицкий николаевский монастырь
ШМАКОВСКИЙ ТРОИЦКИЙ МОНАСТЫРЬ
Шмаковский монастырь. Храм свт. Иннокентия Иркутского |
Шмаковский (Уссурийский) мужской монастырь во имя Святой Живоначальной Троицы и святителя Николая Чудотворца в п. Горные Ключи Владивостокской епархии
Мысль об учреждении в Приамурском крае мужского монастыря принадлежит архиепископу Камчатскому святителю Иннокентию (Вениаминову), который писал об этом в епархиальном отчете Священному Синоду в декабре 1862 года. Основателем и строителем монастыря стал иеромонах Алексий (Осколков). В докладной записке от 27 июня 1893 года митрополиту Палладию Санкт-Петербургскому, иеромонах Алексий испрашивал благословения на создание обители и предложил четкий план действия [1], а на следующий день направил письмо сходного содержания обер-прокурору Синода К. П. Победоносцеву [2]. Изначально, прибыв в неизведанный край, он избрал для строительства монастыря Петропавловское озеро, но место это оказалось непригодным для обители. Только в 1895 году отец Алексий нашел подходящую точку в Южно-Уссурийском крае между железнодорожной станцией Шмаковка и телеграфной станции Тихменево. Впервые известно о твердом решении отца Алексия избрать новое место под монастырь из его докладной записки от 16 июля 1895 года военному генерал-губернатору Приамурского края С. М. Духовскому, где он пишет:
После определения нового места под строительство обители игуменом Алексием предпринимаются огромные усилия, касающиеся решения вопросов об отводе земель, о выделении лесосечного фонда и многого другого. На место устроения монастыря отец Алексий прибыл в августе 1895 года, поместившись временно в квартире начальника бывшей тогда телеграфной станции Тихменево. Вскоре прибыли к о. Алексию назначенные с Валаама в помощь ему и сотрудничество иеромонах отец Сергий и иеродиакон отец Герман. Монахи отправляли богослужения и своими руками исполняли все работы, не отказывая в гостеприимстве богомольцам. Первые насельники обители были поставлены в крайне затруднительное положение: пищевых запасов не хватало, даже печеный хлеб по временам приходилось доставать из Владивостока и Никольска (ныне Уссурийск), а отказывать в довольстве пищею богомольцам было нельзя и по долгу иноческого гостеприимства и потому еще, что население в соседних деревнях было крайне разорено наводнением, случившимся летом 1895 года. Монастырь во всем нуждался, нужды все более и более увеличивались, а источников дохода не было никаких. Отец Алексий преступил к делу основания обители будучи в весьма преклонном возрасте и уже летом 1895 года старец, измученный физически и духовно, подает первое свое прошение об удалении его с этого тяжелого послушания.
После отъезда отца Алексия на Афон, его сменил на посту игумена приехавший с Валаама иеромонах Сергий (Озеров), под началом которого с 1896 года по 1923 год монастырь достиг таких высот, что к 1917 году претендовал на статус Лавры. Свято-Троицкий Николаевский монастырь, именуемый Шмаковским или Уссурийским, стал с почтением называться «Новым Валаамом».
Внутренний строй монастырской жизни шел со строжайшим соблюдением общежительного устава в духе самого древнего подвижничества святых отцов церкви, по образцу Валаамского монастыря. Из святых угодников Божиих Шмаковские иноки особенно чтили память святителя Иннокентия Иркутского, небесного покровителя всей Сибири, а также новопрославленного преподобного Серафима Саровского.
Шмаковский монастырь. Внутренний вид обители в 1910 г. |
К 1913 году хозяйство обители состояло из храма в честь святителя Иннокентия Иркутскаго; часовни в честь Казанской иконы Божией Матери и в память восшествия на Всероссийский престол государя императора Николая Александровича, первого благодетеля обители; дома под братские кельи, канцелярию, библиотеку, кухню; книжной лавочки; больницы; хлебопекарни-просфорной с кельями; трех домов для мастерских с кельями; дома для рабочих; трапезной; кухни; трех гостиниц для богомольцев; школы со спальнями и переплетной мастерской; дома для приходящих в церковь крестьян ближайших к селений; амбара; 2-х скотных дворов с домами при них; фруктового сада; пасеки; кладбища; свечного завода; рыбо-засольного сарая; маслобойни; сушильни для зерна; кузнечно-слесарной мастерской с домом при ней; бани и прачечной; двух фанз для работающих в монастыре корейцев и китайцев где они жили применительно к своим нравам и обычаям; оленьей фермы; лесного участка отделенного в собственность монастырю в 1901 году.
Осквернение и закрытие
О последнем периоде жизни монастыря сохранилось мало сведений, но он просуществовал до утверждения в краю власти большевиков. Свое большое хозяйство здесь смогли сохранить и содержать на хорошем уровне. Признав хозяйство Уссурийского мужского монастыря культурным и опытным и по существу колхозом, губком все имущество изъял и передал его 23 апреля 1923 года в ведение Приморского земельного управления. В октябре 1924 года монастырь был закрыт под предлогом перевода туда сельскохозяйственного техникума. В таких условиях настоятель с большинством братии приняли решение покинуть обитель. Впоследствии территория, на которой располагалась обитель, была передана Дальневосточному военному округу.
Возрождение обители
После падения безбожного режима и распада СССР, в год столетия монастыря патриарх Московский и всея Руси Алексий II утвердил указ Священного Синода Русской Православной Церкви от 22 февраля 1995 года:
Руководство ДВО, отказываясь сдать занимаемую землю, в официальных ответах утверждает что
Из вышеприведенного видно, что ссылки на данные о существовании разведшколы делаются без приведения полной информации об архивном документе (фонд, опись, дело, лист). После того как монастырский Духовный Совет послал официальный запрос в Российский Государственный военно-исторический архив (РГВИА), был получен ответ следующего содержания:
Так, сегодняшний день легенда о «разведшколе» не имеет документального подтверждения.
Обитель постепенно растет и продолжает надеяться на возвращение своих земель. Возобновленный монастырь располагается в здании бывшего дальнего скотного двора. Ныне действующий храм в честь Преображения Господня строился на пожертвования купца-чаеторговца И. Чистякова как церковь-часовня в память воинов, убиенных во время Отечественной войны 1812 года, но по причине событий 1917 года храм достроить и освятить не успели. Несколько десятилетий он был смотровой башней в санатории.
Храмы
Настоятели и наместники
Литература
Использованные материалы
[1] Санкт-Петербург, РГИА, фонд 796, опись 174, дело 1209
[2] Санкт-Петербург, РГИА, то же
[3] Санкт-Петербург, РГИА, фонд 796, оп. 174, дело 1209
ШМАКОВСКИЙ ТРОИЦКИЙ МОНАСТЫРЬ
Шмаковский монастырь. Храм свт. Иннокентия Иркутского |
Шмаковский (Уссурийский) мужской монастырь во имя Святой Живоначальной Троицы и святителя Николая Чудотворца в п. Горные Ключи Владивостокской епархии
Мысль об учреждении в Приамурском крае мужского монастыря принадлежит архиепископу Камчатскому святителю Иннокентию (Вениаминову), который писал об этом в епархиальном отчете Священному Синоду в декабре 1862 года. Основателем и строителем монастыря стал иеромонах Алексий (Осколков). В докладной записке от 27 июня 1893 года митрополиту Палладию Санкт-Петербургскому, иеромонах Алексий испрашивал благословения на создание обители и предложил четкий план действия [1], а на следующий день направил письмо сходного содержания обер-прокурору Синода К. П. Победоносцеву [2]. Изначально, прибыв в неизведанный край, он избрал для строительства монастыря Петропавловское озеро, но место это оказалось непригодным для обители. Только в 1895 году отец Алексий нашел подходящую точку в Южно-Уссурийском крае между железнодорожной станцией Шмаковка и телеграфной станции Тихменево. Впервые известно о твердом решении отца Алексия избрать новое место под монастырь из его докладной записки от 16 июля 1895 года военному генерал-губернатору Приамурского края С. М. Духовскому, где он пишет:
После определения нового места под строительство обители игуменом Алексием предпринимаются огромные усилия, касающиеся решения вопросов об отводе земель, о выделении лесосечного фонда и многого другого. На место устроения монастыря отец Алексий прибыл в августе 1895 года, поместившись временно в квартире начальника бывшей тогда телеграфной станции Тихменево. Вскоре прибыли к о. Алексию назначенные с Валаама в помощь ему и сотрудничество иеромонах отец Сергий и иеродиакон отец Герман. Монахи отправляли богослужения и своими руками исполняли все работы, не отказывая в гостеприимстве богомольцам. Первые насельники обители были поставлены в крайне затруднительное положение: пищевых запасов не хватало, даже печеный хлеб по временам приходилось доставать из Владивостока и Никольска (ныне Уссурийск), а отказывать в довольстве пищею богомольцам было нельзя и по долгу иноческого гостеприимства и потому еще, что население в соседних деревнях было крайне разорено наводнением, случившимся летом 1895 года. Монастырь во всем нуждался, нужды все более и более увеличивались, а источников дохода не было никаких. Отец Алексий преступил к делу основания обители будучи в весьма преклонном возрасте и уже летом 1895 года старец, измученный физически и духовно, подает первое свое прошение об удалении его с этого тяжелого послушания.
После отъезда отца Алексия на Афон, его сменил на посту игумена приехавший с Валаама иеромонах Сергий (Озеров), под началом которого с 1896 года по 1923 год монастырь достиг таких высот, что к 1917 году претендовал на статус Лавры. Свято-Троицкий Николаевский монастырь, именуемый Шмаковским или Уссурийским, стал с почтением называться «Новым Валаамом».
Внутренний строй монастырской жизни шел со строжайшим соблюдением общежительного устава в духе самого древнего подвижничества святых отцов церкви, по образцу Валаамского монастыря. Из святых угодников Божиих Шмаковские иноки особенно чтили память святителя Иннокентия Иркутского, небесного покровителя всей Сибири, а также новопрославленного преподобного Серафима Саровского.
Шмаковский монастырь. Внутренний вид обители в 1910 г. |
К 1913 году хозяйство обители состояло из храма в честь святителя Иннокентия Иркутскаго; часовни в честь Казанской иконы Божией Матери и в память восшествия на Всероссийский престол государя императора Николая Александровича, первого благодетеля обители; дома под братские кельи, канцелярию, библиотеку, кухню; книжной лавочки; больницы; хлебопекарни-просфорной с кельями; трех домов для мастерских с кельями; дома для рабочих; трапезной; кухни; трех гостиниц для богомольцев; школы со спальнями и переплетной мастерской; дома для приходящих в церковь крестьян ближайших к селений; амбара; 2-х скотных дворов с домами при них; фруктового сада; пасеки; кладбища; свечного завода; рыбо-засольного сарая; маслобойни; сушильни для зерна; кузнечно-слесарной мастерской с домом при ней; бани и прачечной; двух фанз для работающих в монастыре корейцев и китайцев где они жили применительно к своим нравам и обычаям; оленьей фермы; лесного участка отделенного в собственность монастырю в 1901 году.
Осквернение и закрытие
О последнем периоде жизни монастыря сохранилось мало сведений, но он просуществовал до утверждения в краю власти большевиков. Свое большое хозяйство здесь смогли сохранить и содержать на хорошем уровне. Признав хозяйство Уссурийского мужского монастыря культурным и опытным и по существу колхозом, губком все имущество изъял и передал его 23 апреля 1923 года в ведение Приморского земельного управления. В октябре 1924 года монастырь был закрыт под предлогом перевода туда сельскохозяйственного техникума. В таких условиях настоятель с большинством братии приняли решение покинуть обитель. Впоследствии территория, на которой располагалась обитель, была передана Дальневосточному военному округу.
Возрождение обители
После падения безбожного режима и распада СССР, в год столетия монастыря патриарх Московский и всея Руси Алексий II утвердил указ Священного Синода Русской Православной Церкви от 22 февраля 1995 года:
Руководство ДВО, отказываясь сдать занимаемую землю, в официальных ответах утверждает что
Из вышеприведенного видно, что ссылки на данные о существовании разведшколы делаются без приведения полной информации об архивном документе (фонд, опись, дело, лист). После того как монастырский Духовный Совет послал официальный запрос в Российский Государственный военно-исторический архив (РГВИА), был получен ответ следующего содержания:
Так, сегодняшний день легенда о «разведшколе» не имеет документального подтверждения.
Обитель постепенно растет и продолжает надеяться на возвращение своих земель. Возобновленный монастырь располагается в здании бывшего дальнего скотного двора. Ныне действующий храм в честь Преображения Господня строился на пожертвования купца-чаеторговца И. Чистякова как церковь-часовня в память воинов, убиенных во время Отечественной войны 1812 года, но по причине событий 1917 года храм достроить и освятить не успели. Несколько десятилетий он был смотровой башней в санатории.
Храмы
Настоятели и наместники
Литература
Использованные материалы
[1] Санкт-Петербург, РГИА, фонд 796, опись 174, дело 1209
[2] Санкт-Петербург, РГИА, то же
[3] Санкт-Петербург, РГИА, фонд 796, оп. 174, дело 1209
Свято-Троицкий Николаевский мужской монастырь
Содержание
История [ править ]
Мысли о создании монастыря на месте современного Приморского края прозвучала 18 декабря 1862 года в послании Священному Синоду архиепископа Камчатского Иннокентия (Вениаминова) в епархиальном отчёте Святейшему Синоду. Архиепископ Иннокентий говорил о высокой нужде учреждения мужской общежительной обители. Однако сам архиепископ Иннокентий и Синод на тот момент понимали, что решение этой задачи будет в тот период крайне затруднительно.
Непосредственным инициатором начала строительства стал Сергей Михайлович Духовской, назначенный в 1893 году Приамурским генерал-губернатором и получивший личное разрешение императора Александра III устроить на Дальнем Востоке первый монастырь. Среди известных лиц, поддержавших идею о дальневосточном монастыре, были также обер-прокурор К. П. Победоносцев и митрополит Санкт-Петербургский Палладий (Раев). Правящий архиерей Камчатской епархии епископ Макарий (Дарский) получил от Святейшего Синода указание руководить устроением нового монастыря.
Настоятелем монастыря, который ещё предстояло построить, был назначен иеромонах Алексий (Осколков), двоюродный брат губернатора С. М. Духовского. Первой его задачей стало определение места, где должен быть построен монастырь. Поиск места начался в Хабаровске; в октябре 1893 года был выбран участок на одной из проток Амура при Петропавловском озере. Первые шесть месяцев 1894 года ушли на согласование всех вопросов по строительству обители. Наконец Святейший Синод 26 октября — 1 ноября 1894 года постановил учредить в пределах Камчатской епархии мужской монастырь под Хабаровском, вблизи Петропавловского озера. Монастырь получил статус епархиального и нештатного. Ему разрешалось иметь такое число братии, «какое обитель в состоянии будет содержать на свои средства».
После повторного осмотра комиссия признала этот участок малопригодным по качеству земли и затопляемости, а также из-за возможных конфликтов с местными жителями из-за рыбной ловли. В июне 1895 года иеромонах Алексий убедил администрацию губернии начать поиск другого места в Южно-Уссурийском крае.
Монастырь был открыт в 1895 году и сразу же стал одним из важнейших религиозных центров Дальнего Востока.
В 1908 году обитель получила в свою собственность типографию в дар от Л. П. Кожеурова — владельца газеты «Русский Восток» в г. Никольск-Уссурийске. Типография располагалась недалеко от монастыря в селе Авдеевка. Судя по архивным фотографиям, она была оснащена всем необходимым. Все работы по подготовке изданий к выпуску монахи выполняли сами. В 1909 года был налажен процесс выпуска миссионерских листков, брошюр, книг.
Монастырь стремительно развивался и к 1917 году монастырь претендовал на статус Лавры. Из четырёх храмов в годы гражданской войны два сожжены. Монастырь был окончательно закрыт в 1924 году. Вся территория, на которой располагалась обитель, была передана Дальневосточному военному округу.
В год столетия его основания Патриарх Московский и всея Руси Алексий II утвердил Указ Священного Синода Русской Православной Церкви от 22 февраля 1995 года: «Возобновить монашескую жизнь в Свято-Троицком мужском монастыре в посёлке Горные Ключи Владивостокской епархии». К тому времени монастырю был возвращён лишь полуразрушенный храм-часовня Преображения Господня и небольшой участок земли на вершине сопки рядом с часовней.
Ко времени восстановления монастыря вся его территория находилась в ведении Дальневосточного военного округа и на ней расположился Шмаковский военный санаторий. В собственности курорта оказались часть сохранившихся монастырских зданий: храм во имя Иверской иконы Божией Матери (2-й этаж превращен в клуб, 1-й в лечебный корпус); недостроенный в 1917 году храм-часовня Преображения Господня (стал смотровой площадкой санатория из-за своего выгодного географического расположения на вершине сопки); домик настоятеля (стал административным корпусом санатория); трапезная (теперь столовая курорта); келейный корпус (стал спортивным залом).
Современное состояние [ править ]
В настоящее время монастырь действующий. В храмах обители богослужения совершаются каждый день
Возрастает число насельников обители.
Совершенствуются формы социального служения.
Храмы [ править ]
Уссурийский свято троицкий николаевский монастырь
Идея об учреждении в Приамурском Крае мужского монастыря принадлежит архиепископу Камчатскому, Курильскому и Благовещенскому Иннокентию (Вениаминову). Основателем монастыря стал иеромонах Алексий (Александр Захарьевич Осколков). Указ об учреждении Приамурского Свято-Троицкого Николаевского мужского общежительного монастыря Священный Синод утвердил 1 ноября 1894 года.
Александр Осколков происходил из старинного дворянского рода Осколковых из Великого Новгорода, где еще в 1375 году Осколковы были «именитыми людьми». В старинном роду Осколковых были предприниматели, имевшие дело в Сибири и конкурировавшие там со знаменитыми Строгановыми. Один из предков Александра Захарьевича совместно с иеромонахом Макарием в 1681 году учредил на Байкале Посольский монастырь.
В восьмидесятые годы Александр Осколков посетил Афон, где близко сошелся с настоятелем Русского Пантелеимоновского монастыря о. Макарием и настоятелем Иерусалимской миссии о. Антонином. Здесь, на Афоне, приняв монашеский постриг с именем Алексия, он несколько лет прожил отшельником. В 1892 году о. Антоний пригласил его расписать храм Святого Апостола Петра в Яффе. Отец Алексий был талантливым иконописцем. Вскоре после выполнения этого послушания он перешел в Камчатскую епархию с благословением афонских старцев устроить в этих диких краях иноческую обитель.
Иеромонах Алексий прибыл в Камчатскую епархию 27 сентября 1893 г. Сразу же по прибытии в Камчатскую епархию, иеромонах Алексий деятельно взялся за исполнение своей миссии: он собирал добровольные пожертвования, подыскивал место для устройства монастыря. Устав Свято-Троицкого Николаевского монастыря был взят в точности с Валаамского и соблюдался с такой же точностью, как и в последнем. Официальное учреждение нового монастыря состоялось 1-го ноября 1894 года Указом Святейшего Синода.
Первыми насельниками нового монастыря стали прибывшие с Валаама иеромонах о. Сергий и иеродиакон о. Герман. Иноки ревностно служили Богу и исполняли все хозяйственные послушания: рубили и вывозили лес для монастырских построек и на дрова; строили помещения и вели хозяйство; косили сено и заготовляли припасы на зиму; готовили пищу себе и немногим рабочим, а по воскресеньям и праздничным дням всем приходившим богомольцам. Первые годы были очень трудными. Остро ощущался недостаток пищевых запасов и предметов первой необходимости, зимой иноки страдали от холода.
После ухода на Афон удрученного немощами преклонного возраста игумена Алексия с 1 января 1897 года настоятелем монастыря был назначен молодой иеромонах Сергий. Самоотверженность и бескорыстный труд иноков привлекли местное население. В монастырь на послушание начали приходить крестьяне окрестных сел. Поступая в монастырь, каждый вносил на обновление обители свой посильный вклад: деньги, пчел, хлеб, волов, лошадей.
Вскоре начали поступать пожертвования из ближайших сел и городов, а затем и из дальних мест. Увеличилось количество насельников. Когда в число монастырской братии стали поступать уволившиеся в запас из армии и флота, бывшие в своем большинстве грамотными людьми, это способствовало благоустроению и совершенствованию монастыря.
Список монастырских строений, созданных в монастыре к 1913 году:
1. Храм на 360 ч. молящихся. Престол в храме один, в честь Небесного Покровителя всей Сибири Святителя Иннокентия, первого Епископа Иркутского, Чудотворца. Храм обладает редкими для новоустрояемых обителей святынями.
2. Часовня в честь Казанской иконы Божией Матери и в память восшествия на Всероссийский Престол Государя Императора Николая Александровича, так как Его Величество является Первым Благодетелем Обители.
4. Книжная лавочка, в которой по полкам размещены бумажные, деревянные и серебряные иконки, резные кресты, книги религиозно-нравственного содержания и проч.; при лавочке имеется церковная утварь и облачения, ладан, лампадное оливковое масло, церковное вино и т. под.
5. Больница на несколько кроватей. При больнице имеется очень хорошая аптека с лучшим подбором лекарств: ни одна из сельских аптек Приморской области не обладает таким ассортиментом лекарств, какие имеются здесь.
6. Здание для хлебопекарни и просфорной, с келиями для братии, трудящейся в них.
8. Дом для рабочих, которые живут за известную плату в монастыре круглый год. Вблизи этого дома имеется и крытый железом сарай для экипажей. В конюшне, для каждой из породистых лошадей устроено особое стойло.
11. Три гостиницы для богомольцев.
12. Школа, разделяющаяся: на классную комнату, спальню с отдельною келиею для учителя-монаха и ученическую трапезную. Класс вмещает в себя 35-40 человек. В спальной поставлены койки особо для каждого ученика. При школе есть переплетная мастерская.
13. Дом для приходящих в церковь крестьян ближайших к монастырю селений.
15. Ближний скотный двор служит для помещения в нем рабочих быков. Для работающих на них братий имеется дом.
16. Близ скотного двора находится фруктовый сад, в коем разводятся: яблони разных сортов, груши, сливы, крыжовник и проч. В одной с садом изгороди находится и огород для посева: картофеля, капусты, луку, огурцов, помидоров и других овощей, необходимых для пропитания братии и богомольцев в течение года.
17. Пасека, основание которой положил в 1897 году один из поступивших в обитель послушников, принесши с собою в жертву несколько колодок пчел. Каждый год весною выставляется в пасеку не менее 300 ульев, доходящих к осени до 600 штук.
18. Кладбище для предания земле тел умирающих насельников Обители.
20. Дальний скотный двор с обширными теплыми хлевами для скота. Тут же находится и птичий двор для разведения: кур, гусей и уток. На скотном дворе построен с подвалом большой дом, половина которого приспособлена для производства в больших размерах молочных продуктов: другая половина дома составляет кухню, трапезную и келии для братии, трудящейся на скотном дворе.
21. Рыбо-засольный сарай. Вблизи сарая коптильня для копчения рыбы.
22. Маслобойня для приготовления из семян льна, конопли и другого масла для братии и богомольцев. На монастырскую маслобойню обращаются и крестьяне окрестных сел и деревень.
23. Сушильня для зерна.
24. Кузнечно-слесарная мастерская.
25. Дом с келиями для братии, несущей труды в мастерской.
26. Баня и прачечная.
28.Оленья ферма насчитывала 50 голов.
29. Лесной участок. В 1901 году монастырю отведен в собственность участок для заготовки строевого леса.
Храм Уссурийскаго Св.Троицкого Николаевскаго мужского монастыря обладал редкими для новоустрояемых обителей святынями: частицами Животворящаго древа Креста Господня, 31 частицей святых мощей разных угодников Божиих и иконой Св.Троицы, писанной на Афоне на сучке Мамврийскаго Дуба. Святыни эти дар Св.Афонской горы, с благословения Святейшего Синода присланный в сию Обитель.
Основанный в 1895 году тремя иноками-подвижниками, монастырь благоустраивался и расширялся весьма успешно и быстро. Если в 1898 году в обители подвизалось 17 насельников (настоятель, казначей, несколько послушников и нанятых рабочих), то в 1903 году общее количество проживающих в монастыре составило порядка ста человек. В их число входили игумен-настоятель, казначей, 3 иеромонаха, 4 иеродиакона, около 20 монахов, 60 послушников и более 20 так называемых трудящихся. Через двадцать лет после основания обитель представляла собой форпост православной веры на Дальнем Востоке, образцовое многоотраслевое хозяйство с общим числом насельников порядка трехсот человек.
Тяжело пришлось инокам Свято-Троицкого Николаевского Шмаковского монастыря в годы гонений на церковь.