усть медведицкий спасо преображенский женский монастырь г серафимович официальный сайт
Для паломников
Общие правила для посещения обители
Территория нашей обители открыта для посещения с 6.00 до 20.00.
Посещая монастырь, соблюдайте следующие правила:
Просим уважительно относиться к православным традициям и соответствующе вести себя в храмах и на территории монастыря, не нарушая векового уклада монастырской жизни.
Как мужчинам, так и женщинам необходимо иметь покрывающую тело одежду. Для женщин – не только платок на голове, по слову ап. Павла «для ангелов» (см. Кор.11.10), но вся остальная одежда должны скрывать, а не обнаруживать телесную наготу – что является древней общепризнанной и несомненной нормой приличия, выражающей внутреннюю направленность человека к Богу, его покаяние. Одежда всегда является нашим самовыражением, так мы проявляем свой внутренний настрой — через соответствие внешней форме атмосфере данного места. Элегантный костюм в спортзале или тренировочный в филармонии говорит об отсутствии у человека интереса и уважения к этому месту. Церковь не является исключением. Одежда должная быть скромной и опрятной. Запах исходящих от вас парфюмерных ароматов не должен доставлять неудобства ближним.
Святитель Иоанн Шанхайский писал: недопустимо «чтобы имеющие накрашенные губы прикладывались к иконам, кресту и никакой святыне, оставляя на них след губной помады. Должно быть о том вывешено при входе в церковь и неоднократно разъяснено в проповедях насколько велик грех лиц, нечистым прикосновением оскверняющих святыни, почему идущие в церковь должны смыть краску или ни к чему не прикладываться и … не приобщаться Святых Христовых Тайн, не вымыв тщательно губы».
О размещении паломнических групп
О прибытии групп договоритесь заранее по телефону (см ниже). Сообщите время, предполагаемые сроки пребывания, количество паломников. Есть возможность размещения на ночлег, заказ трапезы и экскурсии. Размещение в монастыре, трапеза и экскурсия. Если у вас есть желание помочь нашей обители, то Вы можете оставить пожертвование в храме или помочь братие в монастырских трудах.
Информация для индивидуального паломничества
Предварительно нужно договориться о вашем намерении по телефону. По прибытии в монастырь обратитесь дежурному у ворот обители, и он пригласит послушника, занимающуюся размещением паломников. Он определит место для размещения и послушание. Все вопросы, связанные с проживанием, размещением, несением послушаний по вашим силам, перемещениями в монастыре и выезды за пределы обители, разрешаются через эконома монастыря.
Сроки пребывания в обители устанавливаются индивидуально.
Групповые и индивидуальные экскурсии можно заказать заранее.
Монастырь – это святое место, куда приезжают, чтобы помолиться, получить духовное подкрепление и потрудиться во славу Божию для спасения своей души. Просим Вас вести себя благочестиво и не нарушать монастырский распорядок.
Контактный тел. 8 (47348) 3-52-25; 8-952-557-28-65
КАМЕНЬ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ
Камень Пресвятой Богородицы
Серафимовичский женский монастырь находится на берегу Дона, но, я думаю, не только поэтому его называют жемчужиной Донского края – в первую очередь это историческое и святое место, а может еще из-за внешнего вида главного храма монастыря – его стены в наши дни белоснежные.
Усть-Медведицкий Спасо-Преображенский монастырь
Почему в народе его называют Серафимовичским?
Все очень просто – он находится на территории г. Серафимовича Волгоградской области в 260 км от Волгограда. Но городом с таким названием он стал в 1933 году и назван в честь писателя Александра Серафимовича, который здесь жил. Ранее, с 1589 года, это была Усть-Медведицкая казачья станица войска Донского. Отсюда и историческое название монастыря.
Усть-Медведицкий Спасо-Преображенский монастырь. Вид сверху.
Сам монастырь был основан в 1652 году и был он мужским. Изначально он располагался на левом берегу Дона и, несмотря на то, что это было подтопляемое место из-за весенних разливов, он просуществовал на этом месте почти сто лет. Но вода сделала своё дело и однажды, во время сильного разлива, разрушился деревянный храм монастыря. Это произошло во время утренней молитвы, но, к счастью, никто из братьев не пострадал.
И тогда было принято решение перенести монастырь на правый высокий берег Дона, на этом месте монастырь находится и по сей день. Был построен новый храм Преображения Господня, сначала деревянный, позже его разобрали и построили каменный.
К концу 18 века на земле войска Донского существовало уже 3 мужских монастыря. Но потребность в монастырской жизни была и у донских женщин. Выразительницей этого желания была вдова Мария Абрамовна Карпова, которая имела влияние в высших кругах общества и, по её ходатайству, донские атаманы просили Священный Синод о преобразовании Усть-Медведицкого монастыря в женский. В 1775 году это преобразование произошло.
Усть-Медведицкий Спасо-Преображенский монастырь
Монастырь стал знаменит и достиг наивысшего расцвета — материального и духовного – при пятой игуменьи монастыря матушки Арсении.
Игуменья Арсения.
У Анны было блестящее образование, она была изящна, красива, вела строгую, подвижническую жизнь, не гнушалась любой работы и вызывала у простодушных монахинь благоговейное чувство, она казалась им Ангелом Божиим. Она прошла путь от простой послушницы до игуменьи – в 31 год в 1864 году по просьбе сестер Арсения возглавила монастырь и была его настоятельницей 41 год. В 1905 году она умерла, ей было 72 года.
За годы её руководства монастырь из обители с одним храмом и убогими деревянными кельями превратился в настоящий город.
Храм в честь Казанской иконы Божией Матери в Усть-Медведицком монастыре. 1874-1885 гг.
Архивное фото монастыря
Вместо тесных и ветхих келий были построены двухэтажные корпуса для сестер и священнослужителей, гостиница для паломников, много хозяйственных построек. Первым делом она открыла школу, что бы обучать грамоте девочек из ближайших деревень и безграмотных монахинь. Позже была организована духовная библиотека, и открыто бесплатное женское училище, в котором получали четырехклассное образование девочки разных сословий.
При матушке Арсении были организованы рукодельные мастерские – швейная, стегальная, иконописная, причем матушка Арсения сама писала иконы. Одна из икон — «Плащаница Спасителя» — сохранилась до наших дней и находится в монастыре.
Преподобная Арсения
Монастырь со временем становился довольно посещаемым местом и, хотя на территории монастыря было уже два храма — храм Преображения Господня и храм Петра и Павла, но этого было недостаточно. И в 1874 году матушка Арсения получила благословение архиепископа на строительство Казанского собора.
Строить его решили на месте храма Петра и Павла, он был разобран и должен был совершиться молебен. Сколько людей прибыло на освящение места можно судить по тому факту, что из ямы, вырытой для пожертвований на строительство храма, деньги ведрами носили в дом игуменьи.
Казанский храм в форме креста строился по проекту известного архитектора И.И. Горностаева. Но что интересно, ещё в отрочестве матушка Арсения видела этот храм. У неё было чудное видение – она увидела величественный храм, на стенах которого золотыми буквами были написаны женские имена, было там и ее имя. И вдруг она услышала голос, который ей сказал, что она построит храм и что это имена ее сподвижниц.
Пещера, выкопанная Игуменей Арсенией и помощницами
И наконец, в 1885 году Собор в честь Казанской иконы Божией Матери Усть-Медведицкой и Спасо-Преображенской обители был построен. На его освящение за две недели прибывали люди и палаточными городками располагались вокруг обители. Всего на освящении храма присутствовало более 15 тысяч человек, один только хор состоял из 500 человек.
Но это были не все великие дела матушки Арсении.
В 1874 г. еще не окончив строительство Казанского храма, Арсения решила, в тайне от всех, устроить под ним ещё один храм — пещерный.
По преданию, в один прекрасный день монашки заметили холмик свежевырытой земли; каждое утро он становился всё больше и больше. Выяснилось: матушка Арсения копает. пещеры. Руками!
Монахини — а их тогда в обители было шестьсот — стали проситься к ней в помощницы. Но она отобрала только троих — своих духовных дочерей Никодиму, Агнию и Викторину.
В общей сложности на обустройство пещер ушло 13 лет. Длина вырытых ходов впечатляет — около 200 метров. В пещерном лабиринте можно ходить во весь рост. Температура в рукотворных пещерах постоянная: и зимой, и летом примерно +9°С. Своды высокие. Проходы довольно широкие. Свод и пол выложены кирпичом и оштукатурены. Но, говорят, во времена Арсении ходы были гораздо длиннее. Пещеры игуменьи Арсении представляли собой круг, образующийся из двух узких ходов. Матушка назвала их — «Крестный путь Спасителя» и «Страстной путь Божией Матери». Она хотела создать под землей пещерный храм, но не успела.
Подземные ходы соединяли корпуса монастыря и выходили в город. Был также тоннель под Доном, который в этом месте, где соединяются устье реки Медведицы и донские воды, довольно широк. Тоннель вёл в Монастырский лес на другой стороне реки. По пути хода имеются ответвления на небольшие кельи для молитвенного уединения.
Но в 30-е годы XX века в пещеры отправились несколько человек и не вернулись, поэтому местное население решило засыпать все известные ходы. В советские годы чего там только не устраивали: и тюрьму, и пионерский лагерь. Так вот, действительно обнаружился ход, ведущий к Дону. Но у самой воды тоннель был затоплен, и лаз просто завалили.
Сейчас большая часть сохранившихся пещерных ходов закрыта для туристов и паломников. Туда ходят только сами монахини, и то редко. Паломников допускают только в основной ход в пределах примерно 50 метров. Температура в пещерах зимой и летом примерно плюс 8 градусов.
Перед входом в подземелье под Казанским собором находится небольшое помещение. Из исторического описания известно, что в нём раздавались свечи и что на западной стене было изображение Страшного суда. Затем шла ещё одна комнатка с иконой «Вход Господень в Иерусалим». Дальше начинается спуск.
В ходах по стенам встречаются различные ниши — ранее в них находились иконы, изображавшие путь Христа на Голгофу. Кое-где остались следы креплений для решёток: очевидно, иконы запирались. Отдельные короткие ходы соединяют основные галереи с кельями «Вход Господень в Иерусалим», «Моление о чаше», кельей Троицы. Ходы сходятся в южном секторе и ведут к отдельному помещению, называемому Голгофой.
Сейчас большая часть сохранившихся пещерных ходов закрыта для туристов и паломников. Туда ходят только сами монахини, и то редко.
Впрочем, историки сомневаются, что пещерный комплекс был полностью вырыт Арсенией и тремя монахинями — слишком уж неподъёмный труд для четырёх женщин.
Вход в пещеру и к камню Богородицы.
Следует сказать, что древних рукотворных пещер и ходов в Волгоградской области не мало. Тут и старообрядцы постарались. Близ станицы Трёхостровской в Донском заповеднике до сих пор находят их рукотворные лазы и пещеры, устроенные так, чтобы отшельник мог опустить тяжёлую плиту, замуровав себя заживо.
И разбойники Стеньки Разина изрыли Ураков бугор, как мыши головку твёрдого сыра. Всё искали удобное место для клада.
А в Каменнобродском монастыре рукотворный четырёхъярусный комплекс пещер протяжённостью 140 метров полностью вырублен в твёрдых меловых скалах.
По легенде, в одной из пещер до сих пор хранятся сокровища монастыря — золотые паникадила и подсвечники, которые монашки спрятали от разбойников. Рассказывают, когда закрывали входы в нижние ярусы, 12 монахинь добровольно ушли под землю и остались там. Этот скальный комплекс близ Каменнобродского монастыря, был вырыт задолго до появления здесь христиан. Возможно, ещё во времена татаро-монгольского ига.
Матушка Онуфрия в знаменитых пещерах монастыря, вырытых игуменьей Арсенией.
Туристам и паломникам открыт доступ только в одну келью, где находится чудотворная святыня обители — святой камень Пресвятой Богородицы, его еще называют Монашкин камень или камень Арсении. Камень представляет собой прямоугольную глыбу, на которой отпечатались женские ладони и колени.
Камень Пресвятой Богородицы с отпечатками ладоней и колен нашли в подземной келье игуменьи.
Чудотворный ли он? Считается, что, помолившись у камня и приложившись к нему губами, можно избавиться от болезней. На нём освящают иконы и нательные кресты. Иногда камень мироточит. Иногда он влажный, словно на нём выступает роса.
Камень Пресвятой Богородицы
Случаев исцеления верой после посещения святыни к сегодняшнему дню зафиксировано множество.
Особенно охотно помогает камень женщинам, отчаявшимся забеременеть. Так, тридцатитрёхлетняя паломница Ирина много лет лечилась от бесплодия. Врачи говорили: иметь наследника ей не суждено. Два года назад Ирина побывала в Усть-Медведицком монастыре. Спустилась в пещеры. Горячо помолилась у камня и поцеловала его.
И её мечта сбылась: она родила здоровую девочку. В этот раз приехала поблагодарить Пресвятую Богородицу за дарованного ребенка.
Когда распространился слух об исцелениях, происходящих от камня, к нему нескончаемым потоком потянулись болящие и калеки.
Монашки неоднократно пытались вынести камень на поверхность.
Однако камень проявил характер: только его передвинут поближе ко входу, а он за ночь, оставшись без присмотра, возвращается на прежнее место! Более того, его находили в разных местах и даже в разных ходах пещерного комплекса, словно по ночам он гуляет сам по себе.
Есть две версии появления камня со следами на нем.
Камень Пресвятой Богородицы
По одной, отпечатки принадлежат игуменье Арсении, которой явилась Богоматерь и велела молиться на этом камне. Молитва монахини была столь горяча, что камень под ней размягчился.
По другому преданию, это след самой Девы Марии. А камень плавно спустился с небес прямо в руки Арсении во время её молитвы Богородице.
Следы на глыбе действительно кажутся оплавленными. В 70-е годы советские ученые, чтобы «разоблачить святыню», проводили ультразвуковые исследования камня. Результаты оказались неожиданными. Как рассказывают монахини, эти труды дали неожиданные результаты. Во-первых, камень под следами ладоней и колен оказался будто бы спёкшимся — тонкие слои минерала были намного плотнее, чем края глыбы. Во-вторых, так и не смогли определить породу камня. Похож на гранит, но не он. Говорят, на Земле таких камней больше нет. Может, действительно с Неба прилетел?
МОНАСТЫРЬ В ХХ ВЕКЕ И В НАШИ ДНИ
В 1910 г. монастырь по-прежнему сохранял свое положение монастыря второго класса, в его владении было 1197 дес. земли, имел кирпичный завод, богадельню, школу, управлялся игуменьей, количество насельниц достигало до 249 сестер.
В Советское время, в 1927 году, монастырь был закрыт. Две церкви, находящиеся на территории монастыря, были закрыты в 1929 г.решением президиума Нижне-Волжского краевого исполнительного комитета.
Монахинь вместе с игуменьей Святославой сослали по этапу, на территории монастыря была устроена детская колония для беспризорников. Позже в самом Казанском храме была устроена электростанция и только благодаря этому, храм не был разрушен и дожил до наших дней.До какого года там располагалась детская колония неизвестно, но за все время существования Советской власти в монастыре располагались электростанция, зерносклад и пионерский лагерь.
В 1942—1943 годах монастырь стал местом тяжелых боев. Можно предположить, что большинство монастырских построек было разрушено войной, чудом сохранился лишь Казанский храм монастыря. В послевоенное время монастырь находился в бесхозном состоянии и немалый ущерб храму монастыря нанесли случайные «недоброжелатели».
Разрушенный Усть-Медведицкий монастырь
Первым шагом для восстановления былого облика Преображенского храма, было закрытие в него доступа. Были заделаны оконные и дверные проемы от «неблагодарных потомков». Предполагалось, что в восстановлении храма будет участвовать молодежь, но местные власти отклонили «любительское благоустройство», предпочтя профессиональную реставрацию.
Когда в 1990 году монастырь был возвращен православной церкви, он представлял собой жуткое зрелище. Практически все постройки были разрушены, стены храма и колонны были исписаны нецензурными надписями, внутри храма была полная разруха, в некоторых местах рухнули перекрытия, не было крыши.
В 1991 году монастырь был передан Волгоградской епархии и открылся как мужской монастырь. Первыми насельниками были 2 иеромонаха, 1 иеродиакон, 1 монах и небольшое число послушников. Старшим среди них был назначен иеромонах Савин (Аганин). В монастыре были произведены хозяйственные работы, восстановлена крыша храма, своды между нижним и верхним храмами, демонтирована электростанция, восстанавливались пещеры, оборудована домовая церковь. Монастырю принадлежит 191 га пахотной земли.
В 2001 году в монастыре поселилась большая женская община из Украины под руководством монахини Георгии (Боровик). В июле 2002 года за заседании Священного Синода было принято решение о преобразовании монастыря из мужского в женский.
Рассказывают, что во время восстановления Казанского собора произошло одно необъяснимое и Чудесное явление.
Когда монастырь вернули, то монахини первым делом решили навести порядок в храме. Они стали счищать нецензурные надписи, белить стены и вдруг обнаружили, что надписи на стенах колокольни стали бледнеть и вскоре исчезли совсем.
В 2003 году община насчитывала 43 сестры. За эти годы отремонтированы бывший игуменский дом, для сестер построен трёхэтажный келейный корпус, для проживания священников и приезжающих гостей двухэтажный дом. В двух одноэтажных корпусах доставшихся от пионерлагеря расположились пошивочная и рукодельная мастерские, просфорня, пекарня, рыбный цех. Введен в эксплуатацию строительный цех по изготовлению строительных блоков, построен банно-прачечный комбинат.
В 2003 году начали строительство храма Преображения Господня.
Но полностью восстановить Казанский собор было не так просто, на это ушло 20 лет и открылся для посещений он только в 2012 году.
В настоящее время этот монастырь является одним из самых посещаемых исторических мест Волгоградской области.
Сейчас это, конечно, обустроенная территория и даже не верится, что не так давно здесь была разруха.
Белоснежный Казанский собор поражает своим величием, он состоит из двух храмов: верхний — Собор в честь Казанской иконы Божией Матери и Нижний храм в честь святого преподобного Арсения Великого и здесь же вход в пещеры.
Храм в честь Казанской иконы Божией Матери. Восстановлен в 2012 году
Собор Казанской иконы Божией Матери
Собор Казанской иконы Божией Матери
Собор Казанской иконы Божией Матери
9 сентября 2012 году произошло Великое освящение храма Казанской Божией Матери в праздник 360-летия Усть-Медведицкого Спасо-Преображенского женского монастыря. Открыт верхний храм (верхняя часть Храма Казанской иконы Божией Матери), на реставрацию которого ушло более 20 лет.
Внутреннее убранство собора Казанской иконы Божией Матери
Благоустраивается территория монастыря: разбиты газоны, клумбы и цветники, посажены саженцы, намечены основные тротуарные дорожки и лестницы, заложен фонтан. Строится монастырская ограда, хозяйственный блок №2 и гостиница для паломников. Ведется работа по проведению газопровода в монастырь.
На средства благодетелей заново строился (из дерева) Спасо-Преображенский храм, восстановлена нижняя церковь Арсения Великого.
Нижний храм в честь Святого Преподобного Арсения Великого (построен в 1888г., восстановлен в 2002г.)
Глубочайшее впечатление производит 33-главый Спасо-Преображенский храм. 33 золоченых купола символично отражают каждый год жизни Иисуса Христа.
Храм Преображения Господня
Храм Преображения Господня
33-х главый Спасо-Преображенский храм освящен 7 сентября 2014 года.
Алтарь храма Преображения Господня
Четвертый храм обители — Никольский надвратный храм в честь святителя Николая был освящен совсем недавно, в июле этого года. Он находится на втором этаже надвратной колокольни.
Никольский надвратный храм
Верхний храм Спасо-Преображенского Усть-Медведицкого женского монастыря
07 августа 2005 года была в память столетия кончины святой игумении Арсении совершена архиерейским служением Божественная Литургия впервые со времени открытия монастыря в 1991 году в верхнем храме монастырского Божией Матери Казанского собора. Трудами матери настоятельницы он был вчерне восстановлен с временным иконостасом, идет внутренняя отделка.
Звонница Усть-Медведицкого монастыря — оставшаяся часть дома матушки Арсении
Помимо красивых храмов, на территории обители много всевозможных построек и для самих жителей монастыря и для приезжих, большая церковная лавка, очень красиво обустроена вся территория – есть небольшой водопад, очень много цветов, различных растений. Словами и не пересказать эту красоту, а какой чистый воздух. Трудами Матушки игуменьи Георгии и сестер обители каждый уголок монастыря согрет любовью и заботой.
Колокольня
Колокола на закате
В планах монастыря: возведение богадельни, ещё одного келейного корпуса, приюта для девочек, трапезной.
Грот
В 2005 году Святейшим Патриархом Алексием II монахиня Георгия (Боровик) была назначена настоятельницей монастыря с возложением креста по должности.
Монахиня монастыря. 2013г.