усть медведицкий спасо преображенский женский монастырь под серафимовичем

Усть-Медведицкий Спасо-Преображенский женский монастырь.

1. Свое название монастырский комплекс получил от Усть-Медведицкой казачье станицы (ныне город Серафимович), расположенной рядом с обителью. Основан монастырь донскими казаками, аж в 1638 году, и первоначально он был мужским. В 1670 году монастырь был освящен.

усть медведицкий спасо преображенский женский монастырь под серафимовичем

Ну, а затем в Пасхальную ночь 1752 года, разлившийся Дон размыл берег, и святая обитель, защищенная Богом силой молитвы от атамана-бунтаря и его шалопаев, «сползла» в воду. Вот так! На Бога надейся, а сам не плошай! Строить нужно по уму, а не лбом полы ломать в храме божьем.

2. Монахи приняли решение перенести монастырь на более высокое место и к началу 1759 года отстроили его вновь. В 1785 году мужской монастырь стал женским и принял под свой кров 40 монахинь с дьяконом.

усть медведицкий спасо преображенский женский монастырь под серафимовичем

3. Монастырь достиг своего расцвета в период управления пятой настоятельницы матушки Арсении (в миру Анны). За время ее руководства монастырь превратился в настоящий духовный центр. Была открыта школа для обучения девочек и монахинь грамоте. Устроена библиотека, студия живописи. Отстроены дома для священослужителей, новые корпуса в два этажа для монахинь, хозяйственные строения. Обновлено подворье монастыря. За территорией комплекса построена гостиница для паломников.

В 1867 году создано женское училище, где могли получить 4-летнее образование девочки из разных социальных сословий. Училище было бесплатным и преподавали в нем помимо Закона Божьего еще русский и церковнославянские языки, арифметику, географию, историю Руси.

усть медведицкий спасо преображенский женский монастырь под серафимовичем

усть медведицкий спасо преображенский женский монастырь под серафимовичем

усть медведицкий спасо преображенский женский монастырь под серафимовичем

усть медведицкий спасо преображенский женский монастырь под серафимовичем

Женская обитель близ станицы Усть-Медведицкая просуществовала до 1928 года, после чего была закрыта и брошена. Сначала на территории обители была организована детская колония для беспризорников и несовершеннолетних преступников. Затем детский лагерь. Во время ВОВ здесь был штаб генерала Ватутина, а в после военное время здание храма использовалось, как электростанция, птицефабрика и зернохранилище.

усть медведицкий спасо преображенский женский монастырь под серафимовичем

На многих колоннах видны следы советского периода.

усть медведицкий спасо преображенский женский монастырь под серафимовичем

усть медведицкий спасо преображенский женский монастырь под серафимовичем

усть медведицкий спасо преображенский женский монастырь под серафимовичем

усть медведицкий спасо преображенский женский монастырь под серафимовичем

усть медведицкий спасо преображенский женский монастырь под серафимовичем

усть медведицкий спасо преображенский женский монастырь под серафимовичем

усть медведицкий спасо преображенский женский монастырь под серафимовичем

усть медведицкий спасо преображенский женский монастырь под серафимовичем

усть медведицкий спасо преображенский женский монастырь под серафимовичем

усть медведицкий спасо преображенский женский монастырь под серафимовичем

Когда все просто и обыденно, тогда не интересно. А вот, когда все сложно и необычно, тогда и на лапшу, свисающую с ушей не обращаешь внимания.

усть медведицкий спасо преображенский женский монастырь под серафимовичем

Зачем она рыла пещеры? Почему именно ломпадкой? Почему запрещала послушницам ей помогать? Никто не знает. Думаю, что даже сама Арсения не знала, так как на лицо девиантное поведение человека с серьезным расстройством психики, который не отдает отчет своим поступкам.

усть медведицкий спасо преображенский женский монастырь под серафимовичем

20. И еще одно чудо связано с куском камня, на котором якобы остались отпечатки рук и коленей, то ли самой Арсении, которая так горячо молилась, что камень расплавился, то ли самой Богородицы, которая выступала группой поддержки, при рытье пещер ломпадкой. Монахини и послушницы сами не знают, это не суть важно, главное же, что чудо!

усть медведицкий спасо преображенский женский монастырь под серафимовичем

На вид это просто вырубленная из каменного монолита глыба, на которой, как на не засохшем бетоне какие-то оттиски. И даже если он действительно неземного происхождения, и оттиски оплавлены. И что? Какая от него польза?

Источник

Обыкновенное чудо игуменьи Арсении

Игуменья Арсения возглавляла Усть-Медведицкий Спасо-Преображенский женский монастырь во второй половине XIX – начале XX века и кроме уникальных храмов, выстроенных в этот период, оставила бесценное духовное наследие. Все документы для прославления игуменьи Арсении в лике святых уже отправлены в Священный синод РПЦ. Как шла подготовка к этому событию и чем живет обитель сегодня, выяснила корреспондент «Русской планеты».

На пути к прославлению

Идея о канонизации, пожалуй, самой известной настоятельницы в истории Усть-Медведицкого Спасо-Преображенского монастыря, основанного на берегу Дона в XVII веке, возникла у действующей игуменьи — Георгии, которая возглавила обитель в Серафимовическом районе Волгоградской области более 10 лет назад. Сведения о чудесах и исцелениях собирали за период новейшей истории монастыря, примерно с 2002 года, — так легче было получить необходимые документальные свидетельства.

– Одни от радости сами нам сообщали о чудесных избавлениях от болезней, других мы просили писать нам о таких случаях по электронной почте, — рассказывает сестра обители, матушка Онуфрия. — Потом мы связывались с людьми, которые согласились с нами работать, ведь это настоящий труд — надо свои дела отложить и ходить по врачам, собирать справки, подтверждающие факт выздоровления.

– Она привозила нам медицинские выписки, мы их откопировали, — говорит матушка Онуфрия. — И сейчас навещает нас, каждый раз благодарит сестер за молитвы. Недавно приезжала, помогала нам управляться на огороде.

Еще один пример — исцеление маленькой Пелагеи из Городища (городского поселения под Волгоградом). Она родилась с двойным пороком сердца и ишемией мозга. В более взрослом возрасте врачи предлагали девочке сделать операцию, но до этого ей нужно было жить на медикаментах.

– Пелагея приезжала сюда с мамой и крестной, вместе они молились в пещере у камушка, через некоторое время два порока затянулись, — рассказывает моя собеседница. — Сейчас она уже пошла в школу, поет в хоре, у нее все хорошо, семья стала ходить в храм. Этот факт мы тоже включили в документы, которые передали в Синод. Там врачи уже будут отсеивать, оценивать. Сложность заключалась в том, что не каждый случай подходит для такой серьезной процедуры, как канонизация. Например, одна женщина делится с нами радостью: «У меня муж пить бросил!» Мы за нее, естественно, рады, но это же на рентген не снимешь, а там нужны доказательства, медицинские справки. Слава Богу, чудесных случаев исцелений, которые мы смогли подтвердить документально, набралось в достаточном количестве.

В сентябре все необходимые документы, включая подтвержденные факты исцелений и жизнеописание игуменьи Арсении, составленное ее современниками, с благословения епископа Урюпинского и Новоаннинского Елисея передали в Синод Русской православной церкви. Когда будет получен ответ и каким он будет, предполагать пока сложно. Комиссия по канонизации святых собирается дважды в месяц и за одно заседание рассматривает одно-два дела, так что решение о канонизации может затянуться не на один год. В случае, если документы будут отправлены на доработку, в Усть-Медведицком монастыре готовы дополнить бумаги необходимыми сведениями.

Пока к святым Русской православной церкви причислен единственный подвижник из Волгоградской области. В 2006 году был канонизирован как священномученик Николай Попов из хутора Верхнегнутов в Чернышковском районе Волгоградской области, в 1919 году священника казнили по решению революционного трибунала.

Наследие игуменьи Арсении

Игуменья Арсения, в миру — Анна, происходила из старейшего в области рода Себряковых. Ее отец, помещик Михаил Васильевич Себряков, имел должность штабс-ротмистра, числился казначеем Войска Донского, был на хорошем счету у Екатерины II. В 1850 году в возрасте 17 лет по собственному желанию Анна Себрякова поступила в Усть-Медведицкий монастырь, а через 14 лет возглавила его. За 40 лет правления игуменьи Арсении были построены новые храмы, созданы училище и иконописная мастерская при монастыре, сама настоятельница активно занималась благотворительностью и просветительской деятельностью.

В советские годы на территории монастыря располагались детская колония, электростанция, склад зерна и пионерлагерь. Все это время храм оставался заброшенным, а уникальные колонны из итальянского мрамора, доставленные в XIX веке из Италии, были осквернены надписями. Во время реставрации их почистили, но царапины и следы въевшейся краски видны и сегодня. Сейчас в светлом и просторном храме, вновь освященном в сентябре 2012 года, проходят праздничные богослужения.

Прямо под Казанским собором находится храм преподобного Арсения Великого 1888 года постройки, восстановленный в 2002 году. Он расположен в цокольном этаже здания и почти не имеет естественного освещения, в полумраке здесь проходят постовые службы. Именно в этом храме находился склеп игуменьи Арсении, когда в 1905 году гроб с ее телом доставили из Сарова. Настоятельница скончалась на 73-м году жизни во время паломничества на торжество прославления преподобного Серафима Саровского.

По свидетельству сестер разоренного монастыря, работники электростанции, которая располагалась здесь с 1936 года, хотели разграбить могилу игуменьи. Известно, что она была похоронена со всеми реликвиями, среди них были кресты с драгоценными украшениями: от императора — за вклад в развитие монастыря, а также преподнесенный послушницами по случаю 35-летнего юбилея управления обителью. Но рабочим не удалось исполнить свои намерения, а мощи игуменьи забрали и укрыли монахини, жившие в то время в городе Серафимовиче. Последняя из свидетельниц тех событий скончалась в 1981 году. Где теперь находятся мощи матушки Арсении, неизвестно. Несколько раз насельницы современной обители пытались разыскать ее захоронение на территории монастыря, но все они оказались безуспешными.

– Мы все этого момента ждем, когда чудом Божиим матушка Арсения себя откроет, но, видимо, еще не время, — делится сестра Онуфрия. — Матушка Георгия нам говорит, что мы еще не готовы, что мы должны еще над собой поработать. Для нас это было бы, конечно, событием вселенского масштаба.

Из нижнего храма открывается путь в пещеры, вырытые под землей игуменьей Арсенией вместе с другими монахинями по образцу Киево-Печерских. Их протяженность 365 м, стены, пол и потолок зацементированы, температура под землей и летом, и зимой около +8 градусов. По замыслу игуменьи, пещеры символизируют путь Христа на Голгофу и страдания Божией Матери в дни Страстной седмицы.

– В духовном плане пещеры — это сердце обители, — говорит матушка Онуфрия. — Сначала были восстановлены пещеры, потом нижний храм, потом верхний. В 90-е годы, когда монастырь стал возрождаться, в то время он был еще мужским, отсюда несколько КАМАЗов мусора вывезли. В советские годы пионеры в подземелье играли в казаки-разбойники, а место святое, и они тут терялись, выйти не могли, всякое было. Сейчас часть пещер закрыта для посетителей — речь о тех ходах, которые уже без матушки Арсении копали сестры.

В подземной келье лежит одна из главных святынь монастыря — по преданию, принадлежавший игуменье Арсении камень Слез и покаяния с отпечатками коленей и ладоней. При ее жизни о нем никто не знал, а обнаружили артефакт в 70-е годы под слоем мусора местные жители, которые начали расчищать пещеры. По свидетельству сестер разоренного при советской власти монастыря, во время усердной молитвы на этом камне матушке Арсении явилась сама Богородица.

– Камень изучали специалисты, но порода его до сих пор не установлена, — рассказывает сестра Онуфрия. — Происхождение следов также не смогли объяснить научно, структура камня изменена так, будто он был расплавлен. По всей видимости, это было какое-то сверхъестественное благодатное воздействие.

Известно, что матушка Арсения хотела жить затворницей в вырытых ею пещерах до конца жизни, но монастырь под ее руководством процветал и архипастыри Дона не позволили ей совсем удалиться от земных обязанностей, чему она беспрекословно покорилась как высшей воле. Под землей матушкой Арсенией был даже ископан пещерный храм, в котором игуменья помолиться уже не успела.

Источник

Усть-Медведицкий Спасо-Преображенский женский монастырь

Мiръ Россия Волгоградская область Серафимович Усть-Медведицкий Спасо-Преображенский женский монастырь

усть медведицкий спасо преображенский женский монастырь под серафимовичем

Усть-Медведицкий Спасо-Преображенский женский монастырь был основан 1638 году как донской “Межигорский монастырь”, предназначался для донских казаков.

Содержание

История [ править ]

По благословению Патриарха Никона между 1652—1662 годами, начинается строительство мужского монастыря, которое закончилось в 1665 году. Освящение храма по сложившимся обстоятельствам было совершено в 1670 году.

Первым строителями (настоятелями) монастыря были игумен Исаия, старцы Иосиф, Корнилий и Кирилл.

В 1752 году, в ночь под Пасху, берег был размыт Доном, храм разрушился и сполз в реку. После этого монастырь перенесли в устье балки.

В 1785 году по ходатайству войскового атамана А.И. Иловайского Усть-Медведицкий монастырь был преобразован в женский. В монастырь были переведены 40 девиц, составляющих Сиротинское девичье собрание, под руководством дьякона Сиротинской станицы Василия Михайлова. Первою настоятельницей была назначена вдова войскового старшины Карпова Мария Абрамовна. Последним наставником мужского монастыря был игумен Павлин — усть-хопёрский священник Петр Евтихиев.

В 1871 году игумения Арсения обратилась с прошением к архиепископу Платону о разрешении строительства храма в честь Казанской иконы Божией Матери и получила одобрение. Храм проектировал профессор Санкт-Петербургской академии художеств Иван Горностаев (1821-1874). Строительство храма было окончено летом 1885 года, освящен он был 8 сентября того же года преосвященным Митрофаном. Собор был освящён во имя Казанской иконы Божией Матери, под сводами его, внизу, была создана церковь с алтарём, освящённым во имя преподобного Арсения Великого, а 15 сентября 1885 года был освящён предел в честь святых первоверховных апостолов Петра и Павла.

Этот храм построен в византийском стиле в форме креста и расчитан на 5000 человек. Колонны с капителями в Казанском храме изготовлены из мрамора привезённого из Италии и обработанного в Санкт-Петербурге в мастерской Баринова.

В 1928 году монастырь был закрыт, часть монахинь репрессировали. По воспоминаниям учительницы из Котово Тамары Владимировны Поляковой, часть монашек организовало «коммуну». Приобрели добротный домик где молились и зарабатывали на пропитание. Во Вторую Мировую Войну эти монашки попали к немцам, были увезены в Ростовскую область. После войны некоторые вернулись в родные места.

В 1992 году по благословению архиепископа Германа (Тимофеева), вступившего в управление Волгоградской епархией, начинается восстановление монастыря.

В августе 2001 году монастырь был преобразован в женский.

9 сентября 2012 году произошло Великое освящение храма Казанской Божией Матери в праздник 360-летия Усть-Медведицкого Спасо-Преображенского женского монастыря. Открыт верхний храм (верхняя часть Храма Казанской иконы Божией Матери), на реставрацию которого ушло более 20 лет.

Храм Преображения Господня с тридцатью тремя куполами строился заботами игумении Георгии в течение 10 лет и был освящён в 2014 году. Этот храм был задуман как монашеский. В 2014 году была построена часовня в честь святого преподобного Серафима Саровского.

Храмы [ править ]

усть медведицкий спасо преображенский женский монастырь под серафимовичем

Храм Казанской иконы Божией Матери на территории монастыря строился с 1874 года по 1885 год под руководством настоятельницы Арсении. Проектировал храм профессор Санкт-Петербургской академии художеств академик И.И.Горностаев.

Матушка Арсения была дочерью предводителя Войска Донского, знаменитого генерала Михаила Васильевича Себрякова, который тоже жертвовал деньги на храм. Когда храм был построен и освящен, Арсения вместе с тремя сёстрами-монашками стала рыть пещеры под ним. По замыслу матушки лабиринт отобразил историю последних дней Христа: Страстную неделю, предательство Иуды и казнь Иисуса. Пещеры идут по двум путям: один символизирует путь Христа, а другой — Богоматери. Образуя круг, они ведут к Голгофе.

В 1905 году Арсения преставилась на 72 году жизни. Похоронили её в склепе нижней церкви монастыря.

усть медведицкий спасо преображенский женский монастырь под серафимовичем

Необыкновенной красоты храм с 33 куполами (по числу лет земной жизни Христа) появился в Усть-Медведицком Спасо-Преображенском монастыре, который расположен в городе Серафимовиче Волгоградской области. Возведение храма в честь Преображения Господня началось по инициативе митрополита Волгоградского и Камышинского Германа в 2003 году.

При составлении проекта прототипом этого храма послужил Преображенский храм в Кижах, который также является деревянным и многокупольным (33 купола с крестами).

Праздничная церемония освящения храма Господня с 33 куполами состоялась 7 сентября 2014 г.

В честь открытия храма в монастыре состоялся праздник, в котором приняли участие около 10 тысяч паломников. Во время торжеств, в храме пели певчие из Киево-Печерской лавры. Литургию исполняли редким Киевским распевом Х века.

Святыни [ править ]

10 июля 1874 года, в день памяти святого Антония Печерского, игумения Арсения начала рыть пещеры. Пещеры, которые игумения рыла по ночам, изображают последние дни земной жизни Спасителя, его Крестный путь, а также путь Божией Матери к Голгофе. Главный ход пещер назван самой игуменией «Крестным путём Спасителя», другая часть пещер (она идет вокруг главного) — «Страстным путём Божией Матери». Пещеры игумения Арсения рыла с духовными дочерьми — монахинями Никодимой, Агнией и Викториной. В пещерах Арсения намеревалась создать пещерный храм, но не успела. В 30-х годах XX века пещеры были засыпаны, но через сорок лет местные жители раскопали заваленные входы.

Существует иная версия возникновения пещер. Пещеры были вырыты задолго до игуменьи Арсении. Место для строительства храма Казанской иконы Божией Матери было выбрано над входом в пещеры. Игумения Арсения укрепляла своды, стены и кирпичный пол пещер.

Вход в пещеры расположен в притворе церкви Арсения Великого (нижней части Храма Казанской иконы Божией Матери), общая длина их около 165 метров. Паломников допускают только в основной ход в пределах примерно 50 метров. Температура в пещерах зимой и летом примерно плюс 8 градусов.

Главной святыней подземных ходов является каменная плита, на котором оставлены отпечатки рук и ног игумении Арсении. По преданию, игуменья Арсения молилась на нём, и ей явилась Матерь Божья. Монахини монастыря настаивают на том, что на камне отпечатки рук и ног оставила Богородица. Город Серафимович расположен вдали от федеральных трасс и крупных городов. Несмотря на это, вера в чудодейственные силы земного свидетельства присутствия Матери Божьей — каменной плиты, привлекают в монастырь большой поток паломников.

На территории монастыря есть грот в память о стойкости грузинской святой Шушаники.

В 2014 году в монастырь перезахоронены с городского кладбища города Серафимовича останков семерых монахинь — Анимаиды, Афанасии, Варсонофии, Евфалии, Евфрасии, Надежды, Раисы. Эти монахини жили в монастыре до 1928 года.

Существовал ещё при игумении Августе. Остался фрагмент лестницы к источнику, которая была построена около 1830 года.

Престольные праздники [ править ]

Как добраться [ править ]

Адрес: 403441 Волгоградская обл., г.Серафимович, ул. Преображенская, 7

Паломнику [ править ]

Информация о расписании богослужений отсутствует. Вы можете помочь в заполнении подраздела.

Источник

Серафимович женский монастырь Волгоградская область Спасо-Преображенский Усть-Медведицкий. История, описание

Волгоградская область славится своими православными обителями. Одним из таких мест является Усть-Медведицкий женский монастырь, расположенный в г. Серафимович, отличающийся уникальной архитектурой зданий и необыкновенной историей.

История обители

Своё название монастырский комплекс получил от Усть-Медведицкой казачьей станицы, расположенной рядом с обителью. В 1933 г. её переименовали в г. Серафимович в честь известного советского писателя, жившего и работавшего здесь.

Основан монастырь донскими казаками в 1638 году. Из-за набегов татар его перенесли в более защищённое место. Возведение обители длилось с 1652 – 1665 год.

Священнослужители смогли освятить монастырский храм Преображения Господня лишь спустя 5 лет (1670 г.). Строил первый святой комплекс игумен Исайя с тремя старцами. Их имена – Кирилл, Иосиф, Корнилий. Сохранилось предание о С. Разине угрожавшем разорить мужскую обитель. Поднялась буря, он не смог перебраться через реку. Утром атаман раскаялся, одарив монастырь украшениями и деньгами.

усть медведицкий спасо преображенский женский монастырь под серафимовичем

Пасхальной ночью 1752 г. разлитый Дон размыл берег. Половодье значительно разрушило храм, он полностью «сполз» в реку. Монахи приняли решение перенести комплекс на более высокое место. К началу 1759 г. его отстроили вновь. Мужской монастырь стал женским в 1785 г. благодаря помощи казачьего атамана Алексея Ивановича Иловайского.

Обитель приняла под свой кров 40 монахинь с дьяконом В. Михайловым. До этого женщины состояли в девичьем Сиротинском собрании. Последним настоятелем мужского монастыря являлся Игумен Павлин (в мире Пётр Евтихиев).
Первой наставницей Усть-Медведицкой женской общины стала Мария Абрамовна Карпова (вдова казачьего старшины).

Епископ Воронежский Тихон III назначил дьякона Михайлова В. управлять духовной жизнью монахинь. Монастырь просуществовал всего три года. Императрица Екатерина II своим указом от 1788 г. закрыла несколько обителей относящихся к Воронежской епархии. Среди них оказалась Усть-Медведицкая.

Её открыли вновь как женский монастырь спустя десять лет (1 октября 1798 г.) для приема вдов и осиротевших девочек. Им руководила всё та же М. А. Карпова. В 1827 году после того как она скончалась, женскую обитель возглавила игуменья Августа.

усть медведицкий спасо преображенский женский монастырь под серафимовичем

Под её началом обитель находилась восемь лет, и было отмечено весьма важным новшеством: монастырь стал принимать на воспитание маленьких дочерей местных казаков. 1835 год стал печальным для обители. Умерла настоятельница Августа. Игуменство приняла Афанасия. Именно в это время Святейший синод решил обновить положение об Усть-Медведицком монастыре (оно выпущено в 1798).

Новое издание не включало некоторые позиции обеспечивающие монастырю государственное содержание. Заступился за сестёр архиепископ Игнатий, руководивший в те годы епархией. Он лично составил и передал прошение на имя царя. Николай I распорядился восстановить насельниц в их правах.

После кончины наставницы Афанасии в 1847 г. игуменствовала казначея Версавия. Во время её управления была построена двухэтажная трапезная, увеличилось число монахинь (от 17 до 32 сестёр). 21 ноября 1863 г. она умерла.

Монастырь достиг своей лучшей поры в период правления пятой настоятельницы матушки Арсении (в мире – Анны). Она происходила из богатого, знатного рода донского помещика Себрякова Михаила Васильевича, получила хорошее образование.

усть медведицкий спасо преображенский женский монастырь под серафимовичемСерафимович — женский монастырь в Волгоградской области. Он имеет богатую историю.

Когда дочери исполнилось 17 лет, по желанию Анны отец привёз её в тогда ещё бедную обитель 30 декабря 1850 г. Девушка отличалась красотой, умом, добрым нравом, трудолюбием. Спустя 4 года она приняла постриг. Нарекли её именем Арсения.

3 января 1864 г. по просьбе инокинь матушка Арсения в возрасте 31 года стала игуменьей. Правление её длилось до 1905 г.

За время руководства матери Арсении монастырь превратился в настоящий духовный центр. Открыта школа для обучения девочек и монахинь грамоте. Устроена библиотека, студия живописи. Отстроены дома для священнослужителей, новые корпуса в два этажа для монахинь, хозяйственные строения. Обновлено подворье монастыря. За территорией комплекса построена гостиница для паломников.

усть медведицкий спасо преображенский женский монастырь под серафимовичем

В 1867 г создано женское училище, где могли получить четырёхлетнее образование девочки разных социальных сословий. Оно было бесплатное. В нём преподавали Закон Божий, русский, церковнославянский язык, арифметику, историю Руси, географию. Работало образовательное заведение до 1918 г.

Игуменья Арсения написала несколько больших икон. До сегодняшних дней сохранилась одна из них – «Плащаница Спасителя». По ходатайству игуменьи Арсении в 1871 г. архиепископ Платон дал разрешение на постройку Казанского храма.

Здание собора проектировал известный столичный архитектор Горностаев Иван Иванович. Строительные работы начались в 1874 г. Возведение верхней части храма закончено летом 1885 г. Собор освящён 8 сентября этого же года, а на 15-й день придел святых апостолов Петра и Павла.

Судьба после революции

После октябрьских событий обитель просуществовала до 1928 г. Затем её закрыли. Несколько монахинь репрессировали. Как вспоминала учительница Полякова Тамара Владимировна – оставшиеся насельницы смогли организовать «сельскую коммуну», купить дом. Там они жили, молились, зарабатывали, чтобы прокормиться.

Сначала на территории обители разместилось 400 воспитанников детской колонии. Позже здесь находился штаб генерала Ватутина в период Великой Отечественной войны (1942 – 1943 г.). Серафимович (женский монастырь Волгоградской области получил серьёзные повреждения во время тяжёлых боёв) был значительно разрушен в Сталинградских сражениях.

усть медведицкий спасо преображенский женский монастырь под серафимовичем

За годы советской власти в Казанском соборе располагался пионерский лагерь, склад хранения зерна, была птицефабрика. Позднее там обустроили электростанцию, которую демонтировали самым варварским способом к концу 60-х. Уникальное строение взорвали, сохранились только стены, а также мраморные колонны здания.

Восстановление

В начале 90-х г.г. XX столетия Священный Синод учредил отдельную епархию Волгоградской области поставив главой её архиепископа Германа. По его прошению Русская Православная Церковь постановила открыть мужскую обитель в 1991 г.

1992 г. стал началом возрождения духовного комплекса. Первыми обитателями были три иеромонаха, старший из них Савин (Аганин), а также иеродьякон, монах, несколько послушников. Они отремонтировали крышу, восстановили перекрытия между верхней и нижней частями здания.

Были убраны остатки оборудования электростанции, осуществлены хозяйственные мероприятия, реконструированы пещеры, а также благоустроена домовая церковь, возведён дом игумена, где обустроили трапезную.

Женский монастырь города Серафимович в августе 2001 г. принял женскую общину под руководством матушки Георгии (Боровик). Эта довольно большая группа прибыла в Волгоградскую область из Украины. Мужской монастырь обратно стал женским в июле следующего года.

усть медведицкий спасо преображенский женский монастырь под серафимовичем

Состоялось освящение, а также открытие собора Казанской Божьей Матери 9 сентября 2012 г. Его реставрировали больше 20 лет. В 2002 г. восстановили нижнюю церковь преподобного Арсения Великого. С 2004 по 2014 г. возвели храм Преображения Господня, выстроили часовню в честь преподобного Серафима Саровского.

Архитектурные особенности

Серафимович (женский монастырь Волгоградской области имеет на своей территории здания неповторимого зодчества) привлекателен для туризма. Прежде всего, он знаменит Казанским храмом. Выстроен он в русско-византийском стиле. Собор имеет форму креста, верхнюю, нижнюю часть. Внизу находится церковь имени преподобного Арсения Великого, построенная в 1888 г.

усть медведицкий спасо преображенский женский монастырь под серафимовичем

Казанский собор отличается не только необычной архитектурой снаружи. Внутри него расположены красивые колонны украшенные капителями. Мрамор для них заказывали в Италии. Изготавливали в Санкт-Петербургской мастерской скульптора Андрея Андреевича Баринова. Храм довольно просторный. Он может вмещать до 5000 человек.

Храм Преображения Господня создан в стиле барокко. Украшают его 33 купола (число земных лет Христа). Установлены они в 4 яруса. По 8 глав на трёх нижних, 1 венчает верх. Внутри своды расписаны красочными фресками.

усть медведицкий спасо преображенский женский монастырь под серафимовичем

Другие строения более скромные:

Пещеры

Происхождение пещер имеет две версии. По одной из них 10 июля 1874 года (день памяти Антона Печёрского) настоятельница Арсения собственноручно приступила к копке пещер. Помогали ей три инокини (Агния, Викторина, Никодима). Работа длилась 13 лет.

В них игуменья хотела устроить подземный храм. К сожалению не успела. Она назвала основной ход пещер «Крёстный путь Спасителя». Второму проходу дала наименование «Страстной путь Божьей Матери». В 30-х годах прошлого столетия несколько человек захотели обследовать пещеры. Обратно они не вернулись. Власти приняли решение засыпать их. Спустя 40 лет заваленные входы снова откопали.

усть медведицкий спасо преображенский женский монастырь под серафимовичем

Общая протяжённость подземных коридоров составляет где-то 165 метров. В настоящий момент посетителям можно продвигаться по ним не дальше 50 м (до комнаты, где находится каменная глыба). В пещерах температура воздуха круглый год всегда одинаковая – +8°. Начинается вход из церковного притвора Арсения Великого (в нижней части Казанского собора).

По мнению многих археологов, историков появились пещеры намного раньше. Потому не случайно выбрано место строительства Казанского храма. Он находится прямо над входом в подземелье. Матушка Арсения лишь усовершенствовала подземные галереи: укрепила своды, стены, полы.

Каменная плита

В одной из пещер монахини обнаружили необычный камень, на котором есть отпечатки женских рук и коленей. Первая легенда рассказывает что следы оставила матушка Арсения. Поверхность камня расплавилась от её горячей молитвы. По мнению обитательниц монастыря, они принадлежат самой Богородице.

Советские учёные в 70-е годы исследовали камень. Их выводы оказались неожиданными. Вмятины на поверхности действительно оплавлены. Также им не удалось определить химический состав плиты. Как будто она имеет внеземное происхождение.

усть медведицкий спасо преображенский женский монастырь под серафимовичем

Считается, что каменная плита обладает целительными свойствами. Каждый, кто прикоснётся к ней губами или лбом с искренней верой, надеждой, молитвой получит избавление от болезни. Особенно помогает она женщинам страдающим бесплодием.

Серафимович (женский монастырь Волгоградской области обладает ещё одним подземным памятником, но уже природного происхождения) интересен всем любителям необычных исторических мест.

усть медведицкий спасо преображенский женский монастырь под серафимовичем

Грот был посвящён грузинской святой Шушанике (Сусанне) мужественно перенёсшей страдания ради веры. Вход туда отчасти засыпан землёй. Монахини планируют реконструировать его, чтобы проводить экскурсии.

Арка-звонница

Когда-то на этом месте стояла каменная церковь XVIII века. В 1934 году её взорвали, сохранилось только строение в форме дуги. Памятник архитектуры переоборудовали под звонницу.

усть медведицкий спасо преображенский женский монастырь под серафимовичем

Портал оснастили перекладиной, установили 7 колоколов. Верхнюю часть арки украсили двумя лазоревыми куполами. Венчает их остроконечный шпиль.

Источник

Роднику больше 200 лет. Впервые о нём упоминают в документах периода настоятельницы Августы (конец XVIII столетия). До сегодняшнего дня сохранился ведущий к святому ключу остаток каменной лестницы построенной в 1830 г.

Могила семи монахинь

На территории Усть-Медведицкого монастыря в 2014 г. были перезахоронены останки бывших инокинь. В обители сёстры находились до 1928 г.

усть медведицкий спасо преображенский женский монастырь под серафимовичем

Их имена:

Условия посещения

Необходимо выбирать одежду соответствующую церковным правилам. Женщины надевают длинные юбки, платья (длина ниже колен), верх должен быть оснащён длинным или ¾ рукавом.

усть медведицкий спасо преображенский женский монастырь под серафимовичем

Голову покрывают косынкой, платком, шарфом, шляпой. Мужчинам нельзя надевать майки, шорты, можно рубашки, футболки, брюки.

Рекомендуют брать воду, еду для перекуса. Однако в обители есть трапезная для паломников. Кормят там бесплатно во славу Божию либо оставляют пожертвование (по желанию).

Разрешено снимать на камеру и фотографировать здания и достопримечательности в окрестностях обители так чтобы обитательницы монастыря не попали в кадр (нельзя внутри храмов, пещер). Во время посещения святого места необходимо относится к нему с уважением, благоговением.

Режим работы монастыря

Таблица:

усть медведицкий спасо преображенский женский монастырь под серафимовичем

День неделиЧасы работы
Понедельник07.30 –18.00
Вторник
Среда
Четверг
Пятница
Суббота
Воскресенье
Без обеда

Спасо-Преображенский Усть-Медведицкий монастырь в городе Серафимович Волгоградской области на карте

На правом берегу реки Дон в юго-западной части города Серафимович расположен Усть-Медведицкий Спасо-Преображенский монастырь.

Координаты обители: 49.5561176°N 42.695501°E. Адрес: индекс 403441, ул. Преображенская, 7, г. Серафимович, Волгоградская область. Телефон: (84464) 4-45-44.

Схема проезда к монастырю на машине

Из г. Серафимович до обители добираются на собственном транспорте или такси от городского автовокзала. Можно дойти пешком за 30 минут (с остановки ДРСУ).

Основной путь от г. Волгограда до города Серафимович проходит по трассе Р-22 «Каспий» (бывший М-6). На автомобиле длительность поездки – 3 часа 45 мин. Расход топлива примерно 26 литров. Женский монастырь г. Серафимович Волгоградской области открыт для всех, желающих посетить жемчужину православной веры.

Оформление статьи: Лозинский Олег

Видео о женском монастыре Серафимович

Монастырь Серафимович с высоты птичьего полета:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *