Установка розетки 220 в автомобиль
Дополнительные розетки в салоне, часть 1 (12В на панель).
Всем привет! Продублировал запись из бортжурнала моей Suzuki Grand Vitara в блог, т.к. здесь больше подписчиков, а тема может быть интересна не только читателям Suzuki. Так что кто читает бортжурнал Suzuki и уже видел эту запись, прошу отнестись с пониманием.))
Этим стулом мастер Гамбс начинает новую партию мебели…
(С) И.Ильф и Е.Петров, «12 стульев».
Приветствую всех читателей моего бортжурнала! Мы живем в электронный век, и это факт, причем этот факт добрался и до наших любимых автомобилей, которые уже не переваривают такое количество гаджетов своими штатными розетками. Возьмем, например, мою Suzuki, в ней всего три штатных источника питания 12В, это прикуриватель, розетка в салоне и еще розетка в багажнике. Это все, но при этом мы пользуемся гораздо большим количеством потребителей, причем часто одновременно. Давайте посчитаем:
Часто включены одновременно:
1. Видеорегистратор.
2. Радар-детектор.
3. Навигатор (если нет встроенного).
4. Зарядка телефона (с пассажирами — умножаем).
5. Зарядка планшета (с пассажирами — умножаем).
Используются не постоянно:
6. Компрессор для подкачки шин.
7. Автохолодильник.
8. Прикуриватель — когда нет зажигалки.
Больше экзотика, но все равно посчитаем:
9. Автономная мойка (см. здесь)
10. Автопылесос (по той же ссылке).
11. Система контроля давления в шинах (см. здесь), у меня она включена постоянно и занимает навсегда прикуриватель.
Наверняка вы этот список дополните и от себя. Поэтому вопрос дополнительных точек подключения весьма актуален. Кто-то обвешивается удлинителями и разветвителями, кто-то встраивает дополнительные розетки в интерьер автомобиля. Я пошел по второму пути, так как не люблю болтающиеся по салону провода.
Все, вступительное слово закончил, переходим к практике. В этой записи расскажу об установке дополнительной розетки 12В на переднюю панель. Сразу скажу, что это только начало, всего будет три записи по этой теме.
Итак, разбираем переднюю панель и снимаем ту часть, которая относится к климат-контролю. На ней в моей комплектации есть две незадействованные заглушки, они-то нам и нужны:
Затем обращаемся к дружественной компании КИА из того же Азиатско-Тихоокеанского региона, за донорским органом в виде розетки на 12В. Хорошая такая розеточка, с крышкой, да и подключать провода удобно, обычными клеммами «мама»:
220 вольт в автомобиле – все что нужно знать об инверторах
Лето – пора автопутешествий, и мы берем с собой в машину привычные домашние гаджеты, устройства и инструменты. Однако далеко не все из них можно зарядить от USB и прикуривателя – многие будут работать только от розетки 220 вольт… Для этого случая давно придуманы автомобильные инверторы – давайте разберемся, как они устроены, какими свойствами должны обладать и где пределы их возможностей.
Все больше электронных и электрических устройств, приборов и инструментов, прежде привязанных к розетке, становятся беспроводными. Однако окончательно беспроводной век еще не наступил, и огромный парк техники по-прежнему жестко зависим от питания или зарядки от электросети 220 вольт. Менять эту технику на более современную с целью приобрести возможность питать или заряжать ее в автомобиле нерационально и просто расточительно. И проблема необязательно распространяется лишь на устаревшее оборудование – к примеру, любой достаточно современный аккумуляторный инструмент (шуруповерт, «болгарка», лобзик, цепная пила и т. п.) штатно комплектуется сетевым зарядным устройством, но вот зарядник под гнездо автомобильного прикуривателя продается всегда опционально, стоит дорого, а в ассортименте многих брендов электроинструмента и вовсе отсутствует!
В подобных ситуациях поможет автомобильный инвертор – прибор, преобразующий постоянный ток 12 вольт в переменный, с напряжением 220 вольт и традиционной для квартиры двухгнездовой розеткой. В некоторых автомобилях такое устройство имеется штатно – оно интегрировано под обшивку, а розетка выведена наружу в салоне или в багажнике. Если же таковой опции нет, обзавестись преобразователем напряжения нетрудно. Давайте разберемся, какими бывают инверторы 12 вольт/220 вольт и каким должен быть правильный гаджет!
Розетка штатного инвертора в багажнике Toyota Land Cruiser
Розетка штатного инвертора в багажнике Volkswagen Tiguan
Внешний вид
Собственно, две взаимосвязанные между собой характеристики – это мощность и форма корпуса. Маломощные преобразователи-инверторы могут быть оформлены в виде крупного «адаптера», вставляемого непосредственно в прикуриватель, или в виде цилиндра, диаметром, как у банки газировки для установки в подстаканник – с кабелем в тот же прикуриватель. Такой формат весьма удобен, но существенно ограничен по мощности – у первого варианта она обычно не превышает 70-100 ватт, у второго – 100-150 ватт (хотя анонсировано может быть и больше – в зависимости от наглости производителя!). Охлаждение у таких гаджетов обычно естественное, безвентиляторное. Корпуса – безопасные, пластиковые.
Более мощные инверторы выпускаются в виде прямоугольных алюминиевых корпусов с радиаторными ребрами и с вентиляторами продувки. Как правило, модели до 200 ватт мощности еще имеют шнур в прикуриватель (и иногда могут даже быть безвентиляторными), но более мощные уже идут с проводами-«крокодилами» для подключения напрямую к клеммам аккумулятора под капотом и с эффективной системой охлаждения продувкой. Уход от легкого подключения в прикуриватель к не слишком удобному и непригодному для использования в движении подключению «крокодилами» связан с тем, что предохранитель в цепи прикуривателя на большинстве машин не превышает номинал в 15 ампер. С таким потребляемым током инвертор не может выдавать более двухсот ватт во избежание перегорания предохранителя.
Еще более могучие модели преобразователей напряжения ограничены по мощности фактически только возможностями аккумулятора и генератора среднестатистического автомобиля. В продаже есть инверторы на мощность до 1,5-2 киловатт, и даже выше. Рассмотрим взаимосвязь мощности и возможностей более подробно!
Мощность и нагрузка
Не станем глубоко вникать в КПД таких преобразователей – он весьма высок и для простоты будем считать написанную на корпусе мощность равно относящейся и к питаемой нагрузке, и к потребляемому от аккумулятора автомобиля току.
От наиболее компактных устройств мощностью менее 100 ватт (к которым относятся и встроенные штатные инверторы) можно питать в лучшем случае зарядное устройство для ноутбука (да и то с не слишком мощной батареей), сетевой зарядник планшета, электробритву – если вы много времени проводите в авто, домашний фумигатор, чтобы выгнать перед ночевкой из салона комаров, и тому подобную слабосильную мелочевку.
У инверторов с мощностью 100-200 ватт ассортимент доступных питаемых устройств пошире, но не радикально. Практически никакой 220-вольтовый электроинструмент через инвертор с подключением в прикуриватель работать не сможет: самая хилая «болгарка» обычно требует не менее 400 ватт мощности, дрель – 300-350 ватт, и т. п. Дрель запустится, если нажимать на ее кнопку достаточно плавно, но при малейшей нагрузке от сверления на преобразователе сработает защита… С помощью инверторов с мощностью под 200 ватт можно запитать, к примеру, дешевенькую орбитальную (эксцентриковую) шлифмашинку – в принципе, это полезная возможность для желающих отполировать кузов, но не имеющих гаража с розеткой! Или мультифункциональный мини-гравер, позволяющий работать с небольшими сверлами, шарошками, борами, крошечными отрезными и шлифовальными кругами, что порой весьма выручает при ремонте автомобиля.
А вот инверторы на 400-500 ватт и выше уже существенно расширяют возможности автономности водителя. С их помощью можно включать в полевых условиях самый разный и относительно мощный электроинструмент – важно не забывать запускать мотор во избежание быстрой посадки аккумулятора. И помнить о главном – у многих мощных электроприборов (особенно с электродвигателями) кратковременный пусковой ток превышает рабочий ток в полтора-два раза. И инвертор должен быть на такой запас рассчитан!
Что же позволяют инверторы мощностью 800 ватт, 1000 ватт, 1500 ватт и выше? Можно подумать, что с ними автомобиль превращается в электростанцию, способную запитать здоровенную «болгарку» с 230-миллиметровым диском, небольшую тепловую пушку, полноценный пылесос и многое другое, но увы, это не так… Главный ограничивающий фактор – мощность генератора автомобиля! Даже если считать КПД преобразователя-инвертора за 100% (хотя и это не так), киловаттный инвертор при полной нагрузке потребует от бортсети автомобиля 70-80 ампер! Столь высокий ток невозможно безопасно и долговременно передавать через точечный контакт клемм-«крокодилов», да и многие генераторы при такой нагрузке будут работать на пределе, что совсем не полезно. Причем это касается не только генераторов с максимальным током отдачи 90 ампер, но и более мощных. С годами у запрессованных в мост выпрямительных диодов ухудшается теплопередача и повышается сопротивление в точке контакта, и на повышенных (однако не превышающих допустимый предел) токах начинается перегрев моста, и приближается выход его из строя.
Мощность потребителя, подключаемого к ЛЮБОМУ инвертору, всегда нужно выбирать как минимум на 25% меньше, чем предельное значение в ваттах, написанное на корпусе инвертора. А особо мощных преобразователей это касается даже в большей степени! Долговременно и надежно питать от инвертора-«киловаттника», подключенного к аккумулятору легкового автомобиля, можно в лучшем случае приборы и инструменты с мощностью 600-700 ватт – остальное закладывается на пиковые пусковые токи.
Защита от перегрузки
Очень важная характеристика любого инвертора – наличие качественной защиты от перегрузок по выходу. Подключение нагрузки с пусковым током выше номинального рабочего может спалить сам инвертор или как минимум выжечь предохранитель прикуривателя в блоке предохранителей машины. Хилая 400-ваттная болгарка под 115-й диск при включении на секунду берет ватт 500 и более, и даже маломощный зарядник для ноутбука с момента втыкания в розетку порождает кратковременный стартовый импульс высокого тока, сопровождающийся искрой и громким щелчком.
Дешевые инверторы для защиты от подключения слишком мощной нагрузки оснащаются простейшим плавким предохранителем, расположенным внутри штекера прикуривателя – менять его в случае перегорания муторно и не всегда возможно. Поэтому защита должна быть электронной и относительно «умной» – инвертору нужно кратковременно выдерживать пиковые перегрузки для запуска электроприборов и электроинструмента с высокими пусковыми токами, а при основательной перегрузке преобразователь выключается и с небольшой задержкой автоматически включается заново.
Вот только при покупке на Алиэкспресс (да и не только) тип защиты, алгоритм ее работы и адекватность срабатывания понять до приобретения достаточно сложно – описание не всегда отражает реальность, а отзывы неточны… Остается полагаться на лоты с большим количеством развернутых отзывов от людей, имеющих понимание в электрике, или просто надеяться на удачу…
Доработка инструмента для работы совместно с инвертором
Нередко бывает так, что ваш инвертор по заявленному току подходит для того устройства, которое планируется через него включать, но на деле постоянно вырубается из-за высокого пускового тока. Подобное частенько наблюдается при реализации такой распространенной прикладной задачи, как включение в полевых условиях «болгарки»… Если ваша «болгарка» или иной инструмент не имеет кнопки с зависимостью оборотов от степени нажатия, позволяющей запустить инструмент мягко, без броска тока, плавный пуск можно сделать своими руками. Для этого потребуется универсальный модуль для плавного пуска, который можно приобрести и легко за десять минут встроить практически в любое устройство. Выглядит такой модуль как крошечная коробочка с двумя проводами, и включается она в разрыв любого из двух проводов питания электроприбора – внутри корпуса или даже снаружи, на выносе! В сам инвертор ее, кстати, тоже можно встроить.
Опасен ли инвертор?
Увы, 220 вольт в инверторе столь же опасны, как и 220 вольт в домашней розетке. Преобразователь категорически нельзя брать и включать мокрыми руками, и, памятуя о тотальном китайско-безымянном происхождении большинства этих гаджетов, весьма желательно проверить утечку тока на корпус, если в вашей модели он металлический. Подключите к свежекупленному инвертору мультиметр в режиме вольтметра переменного тока: поочередно к каждому из выходных гнезд и к корпусу – напряжения на щупах тестера быть не должно!
Розетка в багажнике с контролем разряда
Пост общий обо всем. Хочу показать как я решал вопрос питания и что делал для достижения цели.
Для дальних путешествий летом необходимо иметь охлажденные напитки, а при вылазке на природу — холодное мясо 😊и пиво 🍻
Чтобы продукты оставались холодными, было решено покупать холодильник. Встал вопрос как его питать в машине 🤷🏻♂️Нужна была розетка в багажнике.
Розетки в багажнике нет и не предполагалось ни в одной комплектации.
Перед тем как делать, выявил несколько критериев для такой «технической» розетки:
— постоянный «+»
— начало данной линии питания должно стать базой для будущих «кастомных» потребителей
— возможность заряжать через usb
— возможность заряжать через прикуриватель (компрессор для шин и т.п.)
— линия питания должна быть рассчитана на «подключение» сварочного аппарата 😱
— контроль разряда АКБ 🔥
К последнему пункту еще вернёмся 👇🏻
Начали мы, как говорится, с головы!
Были заменены клеммы АКБ на продукцию фирмы MTA(Италия).
Почему не штатные? Потому что штатные — говно
Заодно, прибрался в подкапотной проводке, переложил линию вебасто, все распихал по гофрам и проложил по штатным местам.
Взял плюсовую клемму MTA и предохранители тут. Качество вполне достойное: пластик без облоев, клеммы не окислены, не хлюпает ничего.
Извиняйте за грязную подкапотку 🤪
Далее, прикинул как прокидывать плюс в салон до кастомного блока предохранителей.
Нашёл «сосок» для кастомной проводки или фиг знает для чего он. Им и воспользовался…
Проложил плюс от клеммы по штатным местам в гофре как положено…
Тут начинается следующий этап постройки системы питания, а именно — «кастомный» блок предохранителей.
Зачем он нужен? Чтобы была возможность коммутировать плюс так, как мне надо. Раскидать на нужное мне кол-во «кастомных» потребителей.
Я планирую подключать обогрев второго ряда сидений, обогрев руля, розетку в багажник, видео-регистратор и прочее…Все это надо питать.
В штатной схеме для всех моих хотелок нет места, поэтому и было решено делать свой блок с блэкджеком и профурсетками 🤣
Плюсы очевидны:
— мы не кромсаем штатную проводку и не врезаемся туда, куда не планировалось инженерами автомобиля
— даже если бы нашлись свободные места, мы не можем рассчитывать на линию по нагрузке(смотрим пункт про сварочный аппарат)
Минусов, на мой взгляд, нет.
Попутно устранял разные артефакты вида что на фото ниже… Не знаю кому так надо было сделать, но для таких вандалов отдельный котёл в аду 😈 21 век на дворе…есть WAGO, есть ABB…
В общем, вернемся к блоку)
Нулевая шина предполагалась к использованию для разводки плюса, но я отказался от этой затеи) Разводка была произведена кабелем.
Был приобретён модульный блок предов MTA, одна его секция. Секция может в себе содержать 8 предохранителей + 4 реле(5 контактное или 4х контактное). Также прилагаются пины для обжима.
Блок был установлен на кронштейн рядом с блоком Park Assist, недалеко от штатного блока предохранителей. Подключил сразу видео-регистратор и кабель в багажник для питания розетки…
Кстати, о кабелях:
— до блока предов был кинут кабель 6 мм2 ПАВМ
— от блока предов до розетки в багажник 4 мм2 ПАВМ
Далее протянул по штатным местам кабель для розетки в багажник. Кабель был обжат стяжками, с подписью для чего этот кабель, чтобы будущий владелец знал что это вообще)
Пришлось разобрать обшивку по всей стороне полностью 😢отняло уйму времени
Переходим в багажник…
Снял правую опору фальш-пола, разобрал все. Решил использовать ее в качестве базы для будущей розетки. Чтобы она удовлетворяла критериям по прикуривателю и usb, пришлось врезать розетку c aliexpress…таких штатных нет)
Розетка также с вольтметром…сейчас поясню для чего он.
Одним из критериев розетки был пункт — «контроль разряда АКБ». Что это такой за зверь и зачем он?
Т.к. было решено тянуть в багажник постоянный плюс, встал вопрос за слежением момента, когда кто-то в поездке забыл выключить что-либо из розетки и оставить так в машине на ночь. Вот для этих целей был использован модуль контроля разряда.
Его внутренняя логика работы такая:
— проверить напряжение сети
— если напряжение выше 13.2 — разрешаем нагрузку
— если напряжение ниже 11.8 — выключаем любую нагрузку
Данные пороговые величины меняются подстроечными резисторами. Можно сузить «коридор» или расширить.
Как это выглядит со стороны меня, как потребителя тока из розетки:
— завожу машину
— напряжение в сети повышается до 13.2 и выше
— модуль подключает розетки
— можем воткнуть потребители в розетку(зарядку, комрессор, холодильник)
— глушу машину
— реле продолжает питать потребители до тех пор пока напряжение в бортовой сети не снизится до 11.8 и выключатель принудительного включения в положении OFF
— после достижения 11.8 вольт реле выключает потребители
— я возвращаюсь в машину, завожу
— при достижении 13.2 реле снова включает потребители…и так по-кругу 🤘🏻
У данного модуля также есть возможность подключить вольтметр и выключатель на принудительное включение. Принудительное включение меняет логику работы модуля таким образом, что он перестаёт отключать нагрузку при достижении нижнего порогового значения.
Выглядит все это изнутри вот так…пока ищу корпус нужного размера(
Ну и непосредственно в багажнике
Кратко:
— получил линию питания любых «кастомных» потребителей
— линия питания защищена 2 предохранителями на цепи (общий и предохранитель на конкретный потребитель)
— линия обособлена и независима от штатной бортовой цепи…точка старта — клемма АКБ
— линия позволяет коммутировать любую схему питания с помощью дополнительных реле
— в багажнике я могу сейчас без страха подрубить инвертор на 220 вольт на несколько киловатт 🤪хз зачем))) просто люблю запас)
PS
Пост — не реклама продукции MTA или сайта.
Я пытался и искал долго штатные блоки, но вешать блок на 30 предохранителей — анрил) к тому же вопрос коммутации линии с реле встал бы боком. Решение MTA покрывает все мои запросы.
PS PS
Сварочник подключать конечно же не планируется))
Установка дополнительной розетки
Технический центр ZIESTA предоставляет широкий перечень услуг по монтажу автомобильного оборудования. Если вам потребовалась установка дополнительной розетки, мы гарантируем быстрое и аккуратное выполнение работ с гарантией качества. В нашей команде опытные специалисты, готовые к решению задач любой сложности.
Стоимость услуги
Примечание: цены примерные. Точную стоимость можно узнать только после осмотра автомобиля.
Наши мастера
Обычно дополнительные розетки требуются в салон авто или же багажник. В первом случае они предназначены для подключения различных гаджетов водителя и пассажиров. Одного свободного прикуривателя недостаточно для зарядки телефона, навигатора и прочих устройств. Источник питания в багажнике используется для подключения компрессора для накачивания ПВХ лодки, холодильника и другого оборудования. Весьма востребовано у водителей, которые часто ездят на рыбалку, охоту или просто отдыхать на природу.
Почему стоит обратиться к нам?
Как мы работаем?
Установку дополнительной розетки в авто нужно доверять профессионалам
Некоторым водителям кажется, что розетка прикуриватель – это очень простое устройство, которое можно установить без помощи профессионала. Но для этого вы должны очень хорошо разбираться в электросети транспортного средства, чтобы правильно выбрать место монтажа с учетом таких факторов, как использование минимум проводов – если половина салона будет в кабелях, то преимуществ от вашей модернизации окажется не так уж и много; отсутствие излишней нагрузки на электросистему автомобиля – в случае ошибки вы рискуете серьезными неисправностями, ремонт которых обойдется в круглую сумму. Поэтому лучше избавить себя от лишних проблем и сразу приехать в наш центр. Мы проконсультируем вас по любым вопросам, а также поможем с выбором оборудования.
Установка розетки 12v, USB и 220v
В нашем техническом центре выполняется монтаж розеток любого типа. А именно:
Комплексный подход к установке дополнительных розеток от ZIESTA
Если вам нужна установка дополнительной розетки в автомобиль, то мы предлагаем аккуратное размещение кабелей под обшивкой и отсутствие повреждений проводки автомобиля. Мы выберем подходящий способ подключения к питанию и обязательно протестируем работу устройства. Наша команда предоставляет профессиональную консультацию, гарантию на выполненные работы и доступную ценовую политику. Также в нашем ассортименте представлен широкий выбор розеток от проверенных брендов, поэтому вы можете приобрести устройство и сразу же заказать установку. Чтобы записаться на обслуживание или задать вопрос об услугах центра ZIESTA, звоните нашему менеджеру по телефону: 8-903-777-68-04.
Отзывы клиентов
У меня Санта фе и очень не хватало на рыбалке дополнительной розетки. Установил сразу две дополнительных розетки у ребят на Хачатуряна 7 – одну в салоне, одну в багажнике. Всем рекомендую!
Здравствуйте! Устанавливал в багажнике дополнительную розетку, так как штатной не хватало уже. Поставили за час, дополнительно и провод от регистратора спрятали! Спасибо! Заказ наряд 145001