установление факта проживания на территории рф судебная практика
Об установлении факта проживания на территории Российской Федерации
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
30 октября 2019 года № 33-6733/2019
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:
председательствующего судьи Т.С., судей A.M. и И.Р., при секретаре судебного заседания Г.Г., рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя ответчика МВД по Республике Дагестан по доверенности М.М. на решение Советского районного суда г. Махачкалы от 16 августа 2019 года по заявлению Д.Н. об установлении факта проживания на территории Российской Федерации,
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Дагестан Т.С., объяснения представителя ответчика МВД по Республике Дагестан по доверенности С.М., просившей апелляционную жалобу удовлетворить, объяснения истца Д.Н., просившего апелляционную жалобу оставить без удовлетворения, судебная коллегия
Д.Н. обратился в суд с заявлением об установлении факта проживания на территории Российской Федерации, в обосновании которого указал, что Д.Н., …… года рождения, родился в Республике Грузия.
С …. года постоянно проживает на территории Российской Федерации в Республике Дагестан г. Махачкала. В период с …. по …. годы учился в средней школе № 15 г. Махачкалы, а затем в средней школе № 1 Махачкалы в период с …. по …. годы, об окончании которой у него имеется аттестат о среднем образовании.
Он пытался неоднократно оформить документы на получение гражданства Российской Федерации, но каждый раз что-то не получалось.
В соответствии с Указом Президента Грузии № 343 от 28 октября 2015 года «О выходе из гражданства Грузии», Д.Д., родившийся 27 февраля 1984 года, вышел из гражданства Грузии.
В настоящее время ему необходимо получить гражданство Российской Федерации, с этой целью необходимо установить юридический факт проживания на территории Российской Федерации с …. года.
Просит суд установить юридический факт постоянного проживания на территории Российской Федерации в период с …. года по настоящее время.
Решением Советского районного суда г. Махачкалы от 16 августа 2019 года постановлено:
«Заявление Д.Н. об установлении факта проживания на территории Российской Федерации удовлетворить.
Не согласившись с данным решением, представитель ответчика МВД по Республике Дагестан по доверенности М.М. подала на него апелляционную жалобу, в которой указывается о его незаконности, необоснованности и содержится просьба об отмене.
В обосновании доводов автор жалобы указывает, что статья 13 Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» устанавливает основания для приема в гражданство Российской Федерации в общем порядке иностранными гражданами и лицами без гражданства, которые являются дееспособными и достигли возраста 18 лет.
Для получения гражданства Российской Федерации указанными лицами в общем случае необходимо соблюдение следующих условий:
а) лицо проживает на территории Российской Федерации со дня получения вида на жительство и до дня обращения с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в течение пяти лет непрерывно.
б) лицо обратилось в полномочный орган иностранного государства с заявлениями об отказе от имеющегося у него иного гражданства.
Статья 14 Федерального закона от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» определяет условия для получения гражданства Российской Федерации в упрощенном порядке иностранными гражданами и лицами без гражданства, которые являются дееспособными и достигли возраста 18 лет.
По общей схеме претендент должен зарегистрироваться по месту проживания, на основе разрешения на временное проживание, действующего 12 месяцев, необходимо готовить документы на постоянный статус, который выдается на пять лет и может продлеваться.
Порядок получения российского гражданства для иностранных граждан отличается в зависимости от статуса заявителя на территории Российской Федерации и разрешительных документов, которые у него есть.
В соответствии с частью 3 статьи 20 Закона Грузии от 26 марта 1993 года № 193 «О гражданстве Грузии» Указ Президента Грузии о выходе гражданина Грузии из гражданства Грузии вступает в силу после получения компетентными органами Грузии документа, удостоверяющего приобретение лицом гражданства иностранного государства, либо на 15-й день после его подписания, в случае представления лицом документа, выданного компетентным органом иностранного государств, удостоверяющее обязательное предоставление гражданину Грузии в случае его выхода из гражданства Грузии гражданства указанной страны.
Выход из гражданства Грузии регламентируется следующими нормативно-правовыми актами: закон Грузии от 26 марта 1993 года № 193 «О гражданстве Грузии»; закон Грузии «О правовом положении иностранных граждан».
Акт об изъятии паспорта гражданина Грузии в материалах дела отсутствует, выход из гражданства Грузии ничем не подтвержден.
Заявитель в Управление внутренней миграции МВД по Республике Дагестан не обращался. Информация об оформлении им разрешения на временное проживание и вида на жительство отсутствует.
Установление факта проживания на территории Российской Федерации с …. года по сегодняшний день в судебном порядке, не позволяет реализовать заявителю право на обращение с заявлением о принятии в гражданство Российской Федерации, так как для получения гражданства необходимо первоначально получить разрешение на временное проживание, затем получить вид на жительство и только после этих действий гражданин имеет право обратиться в миграционный орган с заявлением о принятии в гражданство Российской Федерации.
Письменных возражений относительно апелляционной жалобы в суд не поступило.
В судебном заседании представитель ответчика МВД по Республике Дагестан по доверенности С.М. поддержала апелляционную жалобу по изложенным в ней доводам, просил решение суда от 16 августа 2019 года отменить, в удовлетворении заявления Д.Н. отказать; истец Д.Н. просил в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявление Д.Н., указал в решении, что заявитель гражданином Грузии более не является, отец является гражданином Российской Федерации; вид на жительство или регистрация не требовалась, поскольку на тот момент заявитель был несовершеннолетним и проживал с родителями на территории Российской Федерации, закончил школу в г. Махачкале, проживает по настоящее время в Российской Федерации; обращался в миграционную службу для получения гражданства Российской Федерации, однако обращение оставлено без удовлетворения, рекомендовав обратиться в суд; установление данного факта заявителю нужно для получения гражданства Российской Федерации, так как в ином порядке установить данный факт он не может.
С такими выводами судебная коллегия согласиться не может по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
В соответствии с частью 1 статьи 264 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций.
Поскольку перечень юридических фактов, которые могут быть установлены в судебном порядке, приведенный в указанной правовой норме, не является исчерпывающим, суды вправе рассматривать дела об установлении и иных фактов, если они порождают для заявителя юридические последствия.
На основании статьи 265 ГПК РФ суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение, только при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты, или при невозможности восстановления утраченных документов.
В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 11.11.2003 № 151-ФЗ) иностранные граждане и лица без гражданства, достигшие возраста 18 лет и обладающие дееспособностью, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в общем порядке при условии, если указанные граждане и лица проживают на территории Российской Федерации со дня получения вида на жительство и до дня обращения с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации проживали на территории Российской Федерации в течение 5 лет непрерывно, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 настоящей статьи. Срок проживания на территории Российской Федераций считается непрерывным, если лицо выезжало за пределы Российской Федерации не более чем на 3 месяца в течение одного года. Срок проживания на территории Российской Федерации для лиц, прибывших в Российскую Федерацию до 1 июля 2002 года и не имеющих вида на жительство, исчисляется со дня регистрации по месту жительства.
Статья 14 Федерального закона от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» предусматривает для граждан бывшего СССР возможность получить гражданство в упрощенном порядке, в том числе при условии их регистрации по месту жительства на 1 июля 2002 года, либо при наличии у них разрешения на временное проживание в Российской Федерации или вида на жительство, если они заявят об этом до 1 июля 2009 года (часть 4).
Согласно ст. 41 Федерального закона от 12 ноября 2012 года № 182-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» № 62-ФЗ от 31 мая 2002 года», дееспособные лица, состоявшие на 5 сентября 1991 года в гражданстве СССР, прибывшие в Российскую Федерацию для проживания до 1 ноября 2002 года, не приобретшие гражданства Российской Федерации в установленном порядке, если они не имеют гражданства иностранного государства и действительного документа, подтверждающего право на проживание в иностранном государстве, вправе обратиться с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации.
Следовательно, для получения гражданства Российской Федерации заявителю, не имеющему вида на жительство, необходимо доказать факт проживания на территории России не менее 5 лет. При этом названный Закон начало срока проживания исчисляет не со дня прибытия в Россию, а со дня регистрации по месту жительства. Сам по себе факт проживания на территории Российской Федерации без регистрации по месту жительства значения не имеет, поэтому установление факта проживания заявителя на территории Российской Федерации с 1997 не может породить юридических последствий, в том числе прием заявителя в гражданство России. Регистрация заявителя по месту жительства является административным актом, который проводит паспортно-визовая служба, поэтому именно от даты регистрации заявителя по месту жительства зависит его прием в гражданство России.
Судебная коллегия, приходя к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявления об установления факта проживания на территории Российской Федерации, исходит из того, что Д.Н. пребывал на территории Российской Федерации как иностранный гражданин, поскольку прибыл как лицо другого государства (в несовершеннолетнем возрасте): после получения среднего образования в школе № 1 г. Махачкалы не предпринял каких-либо мер по легализации своего положения на территории
Российской Федерации; до 28 октября 2015 года имел гражданство Грузии (дата Указа Президента Грузии (л.д. 9)); данные о регистрации по месту жительства на территории Российской Федерации в материалах дела отсутствуют; данных об обращении заявителя за разрешением на временное проживание и видом на жительство в федеральную миграционную службу, а затем и в Управление внутренней миграции МВД по Республике Дагестан материалами дела не подтверждается.
Кроме того, судебная коллегия считает, что установление юридического факта постоянного проживания на территории Российской Федерации не порождает для Д.Н. никаких правовых последствий, в том числе в соответствии со ст. 41.1 Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» подачу в дальнейшем документов на приобретение гражданства Российской Федерации, минуя стадию получения разрешения на временное проживание на территории Российской Федерации и вида на жительство.
При таких обстоятельствах решение Советского районного суда г. Махачкалы от 16 августа 2019 года подлежит отмене, с принятием по делу новое решения об отказе в удовлетворении заявления Д.Н. об установлении факта проживания на территории Российской Федерации.
решение Советского районного суда г. Махачкалы от 16 августа 2019 года отменить.
Принять по делу новое решение. В удовлетворении заявления Д.Н. об установлении факта проживания на территории Российской Федерации отказать.
Апелляционное определение вступает в законную силу с момента оглашения и может быть обжаловано в кассационном порядке в течение 3-х месяцев в Пятый кассационный суд общей юрисдикции через Советский районный суд г. Махачкалы.
Установление факта, проживания на территории Российской Федерации
Согласно пункту 1 части 1 статьи 262, статьям 264, 265 ГПК РФ суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций, только при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты, или невозможности восстановления утраченных документов.
В заявлении об установлении факта, имеющего юридическое значение, должно быть указано, для какой цели заявителю необходимо установить данный факт, а также должны быть приведены доказательства, подтверждающие невозможность получения заявителем надлежащих документов или невозможность восстановления утраченных документов (статья 267 ГПК РФ).
В силу части 3 статьи 263 ГПК РФ, если при подаче заявления или рассмотрении дела в порядке особого производства устанавливается наличие спора о праве, подведомственного суду, суд выносит определение об оставлении заявления без рассмотрения, в котором разъясняет заявителю и другим заинтересованным лицам их право разрешить спор в порядке искового производства.
По смыслу данных норм юридический факт устанавливается в особом производстве, когда отсутствует необходимость разрешать спор о самом субъективном праве, существование которого зависит от наличия или отсутствия данного факта.
Таким образом, из приведенных выше положений федерального закона следует, что суды могут принимать заявления об установлении фактов и рассматривать их в порядке особого производства, если установление факта не связывается с последующим разрешением спора о праве, подведомственного суду.
На практике, при обращении в суд отдельных категорий лиц, находящихся на территории Российской Федерации, с заявлением об установлении юридического факта проживания на территории Российской Федерации, целью для обращения с таким заявлением, как правило, указывается необходимость получения гражданства Российской Федерации в упрощенном порядке. В связи с этим судами заявления об установлении юридического факта проживания на территории Российской Федерации оставляются без рассмотрения.
Главой VIII. 1 Федерального закона от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» определены условия и порядок приема в гражданство Российской Федерации для отдельной категории лиц, находящихся на территории Российской Федерации, к которым пунктом «а» части 1 статьи 41.1 отнесены дееспособные лица, состоявшие на 5 сентября 1991 года в гражданстве СССР, прибывшие в Российскую Федерацию для проживания до 1 ноября 2002 года, не приобретшие гражданства Российской Федерации в установленном порядке, если они не имеют гражданства иностранного государства и действительного документа, подтверждающего право на проживание в иностранном государстве.
В таких случаях существует подведомственный суду спор, связанный с признанием лица гражданином Российской Федерации, разрешение которого зависит от того, действительно ли заявитель на 5 сентября 1991 года состоял в гражданстве СССР и прибыл в Российскую Федерацию для проживания до 1 ноября 2002 года, при этом не приобрел гражданства Российской Федерации в установленном порядке и не имеет гражданства иностранного государства и действительного документа, подтверждающего право на проживание в иностранном государстве.
Анализ вышеуказанных норм позволяет сделать вывод о том, что установление судом факта постоянного проживания гражданина на территории Российской Федерации в определенный период не влечет приема его в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке, поскольку для этого требуется наличие ряда фактов, приведенных выше.
С учетом изложенного, при наличии спора, связанного с признанием лица гражданином Российской Федерации, лицо вправе разрешить его в порядке искового производства.
Правовой отдел МВД по Республике Саха (Якутия)
Установление факта проживания на территории рф судебная практика
Хостинский районный суд г. Сочи
Информация о работе суда
в период действия мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения в Краснодарском крае в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) и мерах по предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)
В связи со сложной эпидемиологической обстановкой, участившимся выявлением положительных случаев COVID-19, учитывая Постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 13.03.2020г. № 129 «О введении режима повышенной готовности На территории Краснодарского края и мерах по предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», постановление Совета судей Краснодарского края от 09 октября 2020г. № 09.10-29, на основании приказа Управления Судебного департамента в Краснодарском крае №254 от 16.10.2020г «О дополнительных мерах по предупреждению распространения новой коронавирусной инфекций (COVID-19) в судах общей юрисдикции Краснодарского края и в целях принятия дополнительных организационно-распорядительных мер по предупреждению распространения новой коронавирусной инфекции в здании суда, обеспечения безопасных условий труда, сохранности жизни и здоровья судей, работников аппарата суда и граждан в Хостинском районном суде г.Сочи с 19.10.2020г:
Лица, не выполняющие данные требования, в здание суда не допускаются.
Установление факта проживания на территории рф судебная практика
Номер дела: 2-1966/2018
Дата начала: 13.04.2018
Дата рассмотрения: 14.05.2018
Суд: Индустриальный районный суд г. Хабаровск
Результат Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО | ||||||||||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Решение
Именем Российской Федерации
Индустриальный районный суд в составе
председательствующего судьи Телиной С.А.,
В судебном заседании заявитель ФИО2 заявленные требования поддержала в полном объеме, по обстоятельствам указанным в заявлении.
В судебное заседание ФИО1 Э.Х. не явился, о дне слушания дела извещался надлежащим образом, находится на работе.
Представитель заинтересованного лица КГКУ «Центр социальной поддержки населения по » в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, просили дело рассмотреть в их отсутствие.
Представитель заинтересованного лица Министерства социальной защиты населения в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, причины не явки неизвестны.
Согласно ч. 1 ст. 264 ГПК РФ суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций.
Согласно п. 10 ч. 2 ст. 264 ГПК РФ суд рассматривает дела об установлении: других имеющих юридическое значение фактов.
Согласно ст. 265 ГПК РФ суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение, только при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты, или при невозможности восстановления утраченных документов.
К числу основных мер социальной защиты граждан, имеющих детей, относится выплата государственных пособий в связи с рождением и воспитанием детей. Единая система таких пособий установлена Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 81-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ ) «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей».
В дополнение к основным мерам социальной защиты федеральный законодатель для создания условий, обеспечивающих семьям с детьми достойную жизнь, в Федеральном законе от ДД.ММ.ГГГГ № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» предусмотрел для таких семей возможность получения государственной поддержки в форме предоставления материнского (семейного) капитала, средства которого могут направляться на улучшение жилищных условий семьи, получение образования, а также повышение уровня пенсионного обеспечения.
В силу ст. 20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
В соответствии с ч.2 ст. 20 ГК РФ установлено, что местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, признается место жительства их законных представителей.
На основании выше изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199, 264-268 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л :
В остальной части требований отказать.
Решение может быть обжаловано в течение месяца в вой суд через Индустриальный районный суд путем подачи апелляционной жалобы.
Установление факта проживания на территории рф судебная практика
Номер дела: 2-391/2020
Дата начала: 20.11.2019
Дата рассмотрения: 05.02.2020
Суд: Нахимовский районный суд Севастополя
Судья: Лемешко Алла Сергеевна
Результат Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Решение
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
05 февраля 2020 года г. Севастополь
Нахимовский районный суд города Севастополя в составе:
при секретаре – Галееве Р.Ш.,
с участием заявителя – Рудечко И.А.,
представителя заявителя – Тарлыковой С.В.,
представителя заинтересованного лица – Красильникова В.А.,
Заявитель Рудечко И.А. обратился в суд с заявлением об установлении факта постоянного проживания в городе Севастополе по состоянию на 18.03.2014 года. Свои требования мотивировал тем, что с сентября 2001 года по настоящее время он постоянно проживает в городе Севастополе без регистрации, в том числе проживал постоянно на момент принятия города Севастополя в состав Российской Федерации по итогам общекрымского референдума и заключенного договора о принятии республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – республики Крым и города федерального значения Севастополя 18.03.2014 года. Установление юридического факта проживания в городе Севастополе ему необходимо для принятия гражданства Российской Федерации.
Заявитель и его представитель в судебном заседании заявленные требования поддержали в полном объеме, просили их удовлетворить.
Представитель заинтересованного лица в судебном заседании просил вынести решение на усмотрение суда.
Выслушав заявителя, представителей сторон, свидетеля, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии с ч.1 ст.20 ГК РФ, местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
В соответствии со статьёй 264 ГПК РФ, суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение или прекращение личных или имущественных прав граждан.
В соответствии со ст. 4 Федерального конституционного закона Российской Федерации от 21 марта 2014 г. N 6-ФКЗ, со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов граждане Украины и лица без гражданства, постоянно проживающие на этот день на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, признаются гражданами Российской Федерации, за исключением лиц, которые в течение одного месяца после этого дня заявят о своем желании сохранить имеющееся у них и (или) их несовершеннолетних детей иное гражданство либо остаться лицами без гражданства.
В подтверждение проживания заявителем в г. Севастополе предоставлены следующие документы: справка характеристика с места проживания, справки с места службы, с места работы, выписной эпикриз.
Установление факта постоянного проживания гражданина Украины на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя по состоянию на 18 марта 2014 года осуществляется на основе совокупности доказательств, лежащих в области жилищных, трудовых, межличностных и иных отношений и свидетельствующих о том, что на указанную дату лицо выбрало территорию, на которой фактически постоянно проживает, как место своих приоритетных каждодневных жизненных интересов и своими действиями установило или выразило явное стремление к установлению с ней реальной связи.
По мнению суда, заявителем предоставлено достаточно сведений о выборе города Севастополя в качестве ее постоянного места проживания.
В связи с изложенным, суд считает доказанным факт постоянного проживания заявителя в г. Севастополе по состоянию на 18.03.2014 г.
Проживая на территории г. Севастополя по состоянию на 18.03.2014 г. заявитель о своем нежелании состоять в гражданстве РФ в установленном законом порядке не заявлял.
Поскольку заявитель по месту жительства не зарегистрирован, факт постоянного проживания заявителя в г. Севастополе по состоянию на 18.03.2014г. имеет для него юридическое значение с целью получения документа, удостоверяющего гражданство РФ. Получить данный документ в ином порядке она не имеет возможности.
В связи с вышеизложенным, суд считает, что требования заявителя подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд,
Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Нахимовский районный суд города Севастополя.
Решение в окончательной форме принято 10 февраля 2020 года.
Судья Нахимовского районного
суда г. Севастополя А.С. Лемешко