установочная конференция по педагогической практике
Установочная конференция по педагогической практике для студентов V курса филологического факультета КГПУ им. В.П. Астафьева
6 октября 2017. Кафедра мировой литературы и методики ее преподавания
Установочная конференция по педагогической практике для студентов V курса филологического факультета КГПУ им. В.П. Астафьева состоялась 25 сентября 2017 г.
На установочной конференции присутствовали руководитель практики факультета кандидат педагогических наук, доцент О.В. Лукьянова, студенты, идущие на практику, кандидат педагогических наук, доцент Н.В. Лебедева, руководитель практики по литературе, заведующая кафедрой мировой литературы и методики ее преподавания кандидат филологических наук, доцент С.Г. Липнягова, декан филологического факультета кандидат филологических наук, доцент Т.Н. Садырина, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики Л.П. Михалева, заведующая кабинетом методики преподавания литературы И.В. Гречаная.
Конференцию открыла Наталья Владимировна Лебедева, которая предложила взять за основу педагогической практики научно-исследовательскую тему « Рецепция классической литературы современными школьниками». Она обозначила студентам цели, задачи, содержание данной педагогической практики, уточнила методические задания и рассказала об особенностях проведения уроков литературы:
Обозначены были возможности методического сопровождения с помощью материалов, которые собраны в кабинете методики преподавания литературы (ауд. 3-06).
Был озвучен приказ о распределении студентов на добровольной основе по базовым школам, закрепление за каждым учреждением методиста из числа сотрудников кафедры (см. файл ниже).
Определен список отчетной документации и установлен точный срок ее сдачи (как правило, в первый день после окончания практики).
Определены дни консультаций у методистов, которые будут контролировать процесс прохождения практики, оказывать необходимую методическую помощь, принимать участие в решении сложных ситуаций.
Проведен инструктаж со студентами по соблюдению дисциплины на практике, ответственности за свои действия, подчинение внутреннему уставу учреждений.
Выступающие методисты подробно инструктировали студентов, разъясняли нюансы практики, приводя примеры, разбирали возможные сложные ситуации, отвечали на вопросы студентов. Методист кафедры педагогики Лариса Петровна Михалева сообщила о днях консультаций и довела до сведения студентов задания (см. файл ниже).
На заключительном этапе установочной конференции студенты получили следующие документы:
2-е издание исправленное и дополненное
Предварительным этапом практической деятельности студентов является проведение установочной конференции за 1 неделю до начала практики. Целью установочной конференции является инструктирование
и подготовка студентов-практикантов к работе в учреждениях социальной защиты, образования, МВД и т. д.
Задачи установочной конференции включают в себя:
ознакомление студентов с темой, целью, задачами, сроками и продолжительностью практики;
разъяснение заданий на практику и методических указаний для ее успешного выполнения;
распределение студентов на добровольной основе по базам практик;
закрепление за каждым учреждением методиста из числа сотрудников кафедры (факультета);
определение списка отчетной документации и установление точных сроков ее сдачи (как правило, в первый день после окончания практики);
определение дней консультаций у методистов, которые будут контролировать процесс прохождения практики, оказывать необходимую методическую помощь, принимать участие в решении сложных ситуаций.
проведение инструктажа со студентами по соблюдению дисциплины на практике, ответственности за свои действия, подчинение внутреннему уставу учреждения.
На установочной конференции обязаны присутствовать руководитель практики факультета, студенты, идущие на практику, методисты, представители администрации/заведующий кафедрой/декан факультета.
В ходе установочной конференции студенты получают программу практики, в которой подробно изложены основные положения по практике, задания, методы, поэтапные методические указания по их выполнению, список литературы, необходимый для теоретической подготовки студентов к предстоящей практике.
Методисты подробно инструктируют студентов, разъясняют нюансы практики в зависимости от специфики учреждений, приводят примеры, разбирают возможные сложные ситуации, отвечают на вопросы студентов. Каждый методист в индивидуальном порядке сообщает о днях консультаций и доводит их до сведения студентов.
На заключительном этапе установочной конференции студенты получают следующие документы:
направление на практику, подписанное руководителем практики факультета и заверенное печатью вуза;
Итоговая конференция, как правило, проводится через неделю после сдачи студентами документации по практике и носит отчетный характер. К проведению итоговой конференции готовятся заранее, на ней присутствуют руководитель практики, методисты, студенты-практиканты, сотрудники учреждений, где работали студенты, представители администрации вуза. Сроки конференции определяются руководителем практики совместно с заведующим кафедрой/деканом факультета и доводятся до сведения студентов и методистов.
В ходе итоговой конференции выделяются 4 этапа:
выступление сотрудников учреждений;
оценка практики со стороны методистов;
общее подведение итогов и выставление отметок в зачетные книжки студентам.
На первом этапе слово предоставляется студентам-практикантам. Выступления студентов, как правило, группируются по объектам практики. Например, студенты, проходившие практику в учреждениях системы образования: школах-интернатах, приютах, детских домах и т. д., затем —
в учреждениях здравоохранения и, наконец, в учреждениях социальной защиты населения. Такой подход помогает выявить типичные проблемы социального воспитания ребенка, с которыми сталкиваются специалисты в этих учреждениях.
В своих выступлениях студенты дают краткую характеристику учреждения, штата сотрудников, работающих в нем, освещают категории клиентов, получающих помощь, основные проблемы, с которыми сталкиваются специалисты учреждения, а также способы их решения. Целью подготовки выступления является формирование умения самостоятельно вычленять конкретную проблему, анализировать технологии ее решения
с позиции разных специалистов и их взаимодействия, осмысливать их профессиональные обязанности, соединять теоретические знания, полученные в ходе лекционных и практических занятий с практической деятельностью в реальной жизненной ситуации. Кроме того, в ходе практики студенты начинают реально осознавать свои предпочтения в работе с определенной категорией клиентов: детьми-сиротами, несовершеннолетними правонарушителями, дезадаптированными детьми в школе, детьми, имеющими проблемы в учебной, коммуникативной сферах и т. д. Поэтому выступление с докладами на итоговой конференции это продвижение к определению своей будущей темы исследования курсовой и выпускной квалификационной работы. Лучшие выступления студентов оформляются в виде тезисов и статей и рекомендуются для публикации в студенческих научных сборниках.
На втором этапе слово предоставляется групповым руководителям из учреждений практики, где они имеют возможность оценить работу студентов. Данный этап носит не только оценочный, но и воспитательный характер, поскольку позволяет и студентам, и преподавателям оценить
и сравнить результаты работы, отношение к практике каждого студента, выявить их сильные и слабые стороны для проведения дальнейшей работы в ходе последующих практик.
На третьем этапе проводится аттестация студентов преподавателями кафедры (факультета). Оценка по практике выставляется студенту с учетом мнения группового руководителя учреждения, преподавателя-методиста, выступления студента на итоговой конференции.
Методист оценивает практику, исходя из следующих критериев:
выполнение студентом программы практики,
наличие необходимой документации,
уровень ее оформления,
посещаемость и дисциплина в период прохождения практики,
активность студента, участие в мероприятиях, проводимых учреждением,
оказание посильной помощи сотрудникам учреждения по повышению эффективности социально-педагогической деятельности.
На заключительном, четвертом, этапе руководитель практики факультета подводит общий итог, зачитывает список студентов, получивших положительные оценки, выставляет их в ведомость и зачетные книжки студентов. В случае неудовлетворительной общей оценки по практике, которую студент чаще всего получает за систематическое непосещение места прохождения практики, грубые нарушения правил внутреннего распорядка учреждения, невыполнение индивидуального плана, он
не переводится на следующий курс, пока повторно не пройдет практику, лишается права получать стипендию, не допускается к сессии или государственным экзаменам.
Любой вид практики, начиная с летней педагогической и заканчивая комплексной практикой, сопряжен с выбором тех или иных методов исследования объекта (клиента) в зависимости от задач практики, специфики учреждений, группы клиентов, их проблем и многого другого. Как правило, на начальном этапе самостоятельный выбор методов исследования вызывает определенные затруднения у студентов, и они вынуждены обращаться за консультацией к своим методистам или групповым руководителям практики. Поэтому необходимо остановиться на основных методах исследования, что поможет облегчить научно-исследова-тельскую деятельность студентов и повысить ее эффективность.
Методы — это правила и процедуры, с помощью которых устанавливается связь между фактами, гипотезами и теориями. Часто при сборе первичных данных используют четыре основные метода: опрос (анкетирование и интервьюирование), наблюдение, анализ документов (качественный и количественный (контент-анализ) и эксперимент (контролируемый и неконтролируемый).
Опросом называется метод сбора первичной вербальной информации посредством обращения с вопросами к представителям определенной социальной группы. Сущность опроса заключается в получении информации о субъективном состоянии человека, событиях из его жизни и т. д. Несомненным достоинством опроса является получение информации от большой совокупности людей в максимально короткие сроки. Однако данный метод исследования имеет и свои недостатки, поскольку информация, полученная с его помощью, отражает реальность лишь в том виде, как она преломилась в сознании респондентов.
Применяются четыре разновидности опроса: анкетирование (письменный заочный вопрос), интервью (устная беседа, очный опрос), социометрический опрос (измерение степени дружественности в малой группе), экспертный опрос (оценка ситуации знающими людьми).
Метод опроса используют в ряде случаев:
отсутствие документального подтверждения проблемы;
недоступность для наблюдения;
проблемы общественного и индивидуального сознания;
в качестве контрольного метода для расширения возможностей описания и анализа данных, полученных другими методами.
В данном пособии мы остановимся более подробно на двух разновидностях опроса — анкетировании и интервьюировании — как наиболее часто используемых методов в ходе прохождения студентами практики.
Анкета имеет свою структуру:
адаптация (формирование общей положительной установки к опросу);
достижение цели исследования (сбор информации);
завершение опроса (снятие напряжения).
Анкета обычно состоит из 3 частей: вводной, основной и заключительной. Вводная часть — обращение к респонденту, в ней говорится
о целях, задачах, использовании ее результатов, правилах заполнения анкеты. Основная часть содержит вопросы. В заключительной части содержится паспортичка, которая включает в себя социально-демографические данные, пол, возраст, образование респондента и т. д.
По форме вопросы анкеты делятся на «открытые» (без ответов) и «закрытые» (с ответами), «прямые» и «косвенные». По функциям вопросы делятся на основные и контрольные. Основные — это программные вопросы, с помощью которых решаются главные задачи исследования. Контрольные вопросы являются проверочными к основным.
По месту проведения различают анкетирование по месту жительства
и по месту работы, в последнем случае оно может быть групповым, в первом — индивидуальным. При индивидуальном анкетировании увеличиваются затраты времени, но повышается качество заполнения анкеты, достигается полный возврат анкет. При групповом опросе особое внимание следует обратить на требования к месту проведения анкетирования (изолированность помещения, посторонние шумы, отвлекающие факторы — телефонные звонки, появление посторонних лиц, обеспеченность канцелярскими принадлежностями и т. д.).
К проведению анкетирования предъявляются следующие требования:
анкетер обязан провести вступительную беседу, реализуя инструкцию и вводную часть анкеты (практика показывает, что наиболее массовые ошибки в заполнении анкет связаны с неудачным инструктажем);
группа не должна превышать 30—40 человек;
время заполнения не более 30—40 минут;
содержание анкеты должно быть четким и ясным;
наличие логичных и корректных вопросов;
повышение интереса к опросу;
исследователю необходимо обращать внимание на свой тон, мимику, жесты, форму одежды, речь во время проведения анкетирования.
Существует ряд специфических требований к интервьюеру, выполнение которых существенно влияет на конечный результат исследования:
— необходимо учитывать влияние пола и возраста (мужчины предпочитают работать с респондентами-мужчинами, женщины-интервьюеры — с представителями обоего пола);
— внешний вид интервьюера (одежда не должна служить отвлекающим, настораживающим фактором);
— интервьюер должен обладать профессиональными и личностными
качествами (терпение, умение говорить понятно, слушать, быть внимательным, общительным);
— исследователю следует избегать так называемого «эффекта интервьюера» (избегать внушения, влияния на опрашиваемого интонацией, мимикой, жестами, навязывание своего мнения, установок и т. д.);
— обладать навыками регистрации ответов респондентов (навыки стенографии, запись по памяти, звукозапись и т. д.);
Метод наблюдения, как правило, рассматривается студентами как один из наиболее легких в использовании, не требующий предварительной подготовки, особых знаний, умений и навыков. Тем не менее практика показывает, что в отличие от обыденного наблюдения, применение наблюдения как метода исследования требует от студента теоретических знаний, определенных профессиональных умений и личностных качеств.
Итак, наблюдение — метод сбора информации, при котором проводится непосредственная регистрация происходящих событий. Данный метод может быть основным в исследовании, но часто используется
в сочетании с другими методами для получения достоверной информации. Его главная особенность — непосредственный контакт исследователя с изучаемым явлением.
Главным преимуществом непосредственного наблюдения является то, что оно позволяет фиксировать события в момент их совершения, в отличие от других методов, которые основываются на предварительных или ретроспективных суждениях индивидов. Другим важным достоинством метода является независимость наблюдателя от своего исследования
и возможность собирать факты независимо от коммуникативных навыков. В наблюдении заложена определенная доля объективности, но есть
и субъективные элементы: степень связи исследователя с объектом исследования, интерпретация явлений, невозможность проведения повторного наблюдения.
Основными этапами наблюдения являются:
установление объекта и предмета наблюдения;
определение цели и задач;
выбор способа и вида наблюдения;
составление бланка наблюдения;
подготовка технических средств и документов;
отчет о наблюдении.
При использовании метода наблюдения студенту необходимо помнить о нескольких наиболее важных моментах:
1. Качество наблюдения зависит от времени фиксации результатов. Если запись делается позже самого процесса наблюдения, то возникают неточности, часть фактов утрачивается, искажается, хотя сама запись становится более упорядоченной. Оптимальным представляется вариант быстрой первичной записи в формализованном документе, с последующей обработкой по принятой методике.
2. Наблюдатель должен обладать не только теоретическими знаниями в области исследования, знать методы и технику наблюдения, но и обладать определенными профессиональными и личностными качествами — чувством такта, внимательностью, общительностью, адаптационной пластичностью, культурой для получения искомой информации.
Анализ документов имеет ряд преимуществ по сравнению с другими методами: он позволяет быстро получить фактографические объективные данные об объекте исследования, для его проведения требуется относительно мало затрат по сравнению с другими методами, материалы для контент-анализа легкодоступны (личные дела воспитанников, архивы, письма, дневники, сочинения и т. д.).
Недостатками анализа документов является то, что учетная и отчетная информация не всегда бывает достоверной и нуждается в контроле с помощью наблюдения и опросов; часть информации устаревает; цели создания документа часто не совпадают с задачами исследования; документация не содержит информации о состоянии сознания работников. Тем
не менее, хотя контент-анализ и не пригоден как основной метод в экспериментальных исследованиях по проверке причинно-следственных
связей, как вспомогательный очень полезен во всех видах исследований.
Основные этапы проведения контент-анализа включают:
Контент-аналитическое исследование, как и любое другое, начинается с постановки исследуемой проблемы и выделения конкретных задач. Данный этап имеет принципиальное значение, поскольку от него зависят выбор конкретного эмпирического материала. содержание категориальной схемы, типы единиц счета и единиц анализа, а также основания для анализа.
Выбор эмпирического материала для исследования, конкретного источника коммуникации. Это могут быть любые документы, непосредственно связанные с характером исследуемой проблемы (личные дела учащихся, продукты их деятельности и творчества, официальные документы и т. д.).
Выбор временного периода, который может быть короткий (одна неделя), если необходимо получить мгновенный ситуационный срез, или очень длинный (в течение нескольких лет) при исследовании динамики развития какого-то социального явления.
Определить единицу анализа (такой единицей может быть как одно слово, так и целый законченный материал; единицы анализа должны отвечать требованиям объективности и систематичности; все термины и категории, содержащие в себе явный элемент оценки, должны быть исключены, т. к. их значение меняется с изменением ситуации и времени).
Все вышеописанные этапы относятся к подготовительной стадии исследования. После того как все данные закодированы, наступает ответственный этап анализа полученных результатов или интерпретирования данных. Заканчивается контент-аналитическое исследование написанием отчета, содержащей как теоретические, так и практические выводы и рекомендации.
Эксперимент (от лат. experimentum — «проба», «опыт») — это метод познания, при помощи которого в контролируемых и управляемых условиях исследуются явления природы и общества. Эксперименты делятся на истинные, квази-эксперименты, натуральные, натуралистические.
Истинный эксперимент проходит ряд стадий:
Создаются две группы: экспериментальная и контрольная.
В обе группы подбирается равное количество испытуемых на основе случайной выборки.
Предварительно обе группы проходят претест, у них измеряются переменные, которые намеревается изучить исследователь.
Вводятся планируемые изменения.
Измеряются последствия нововведений (посттест).
Истинный эксперимент бывает лабораторным и полевым. Гораздо чаще применяют квазиэксперимент. В отличие от истинного эксперимента
в нем не соблюдается условие случайного отбора респондентов перед их распределением на экспериментальную и контрольную группы. Это доказывает, что отсутствие случайной выборки серьезно влияет на качество результатов.
Основные требования к проведению социального эксперимента включают в себя:
описание объекта наблюдения в системе факторов, его составляющих;
описание условий существования объекта исследования;
определение понятий сформулированной гипотезы;
выделение независимой переменной;
выделение зависимой переменной;
описание специфических условий;
конфиденциальность проведения эксперимента, что обеспечивает его чистоту.
количество участвующих в эксперименте обычно невелико и редко превышает 10—15 человек.
Таким образом, освоение студентом специфики научной деятельности с использованием междисциплинарных методов таких наук, как социология, педагогика, психология, помогут ему творчески работать над содержанием своей профессиональной деятельности. Наука и творчество в сознании студента должны не противоречить, а дополнять и обогащать друг друга. Воспитанию осознанной потребности в этом, на наш взгляд, служит освоение методов и навыков их использования во время практической деятельности студентов.
Установочная конференция по производственной практике
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Описание слайда:
Установочная конференция
по производственной практике
19 ноября 2009 года
1
Описание слайда:
Цели производственной практики
закрепление и углубление теоретических знаний;
приобретение и развитие необходимых практических умений и навыков;
изучение должностных обязанностей сотрудников предприятия, обеспечивающих решение проблем защиты информации;
формирование общего представления об информационной безопасности предприятия;
изучение принятой в организации комплексной системы защиты информации.
2
Описание слайда:
Задачи производственной практики:
профессиональная ориентация студентов, формирование у них полного представления о своей профессии;
выполнение обязанностей на первичных должностях служб защиты информации предприятий, других структурных подразделений, имеющих отношение к защите информации;
получение практических навыков в организации планово-предупредительной работы службы защиты информации по профилактике нарушений принятой системы защиты информации.
3
Описание слайда:
Цели преддипломной практики
подготовку студента к решению задач комплексного обеспечения информационной безопасности предприятия;
подготовку студентов к выполнению выпускной квалификационной работы;
выполнение студентом экспериментальных исследований в рамках заданий на дипломную работу с использованием возможностей организации;
выполнение студентом индивидуального задания, являющегося составной частью раздела (разделов) выпускной квалификационной работы.
4
Описание слайда:
Сроки проведения производственной практики
1 группа: с 7 декабря 2009 года
по 7 марта 2010 года
2 группа: с 9 марта 2010 года
по 29 мая 2010 года
Описание слайда:
Для прохождения практики студенту выдаются следующие документы:
направление на производственную практику;
программу производственной практики;
Описание слайда:
Студент при прохождении практик обязан:
выполнять программу практики, а также индивидуальные задания;
строго выполнять действующие в организациях, учреждениях и предприятиях правила внутреннего трудового распорядка;
изучать и строго соблюдать правила охраны труда и техники безопасности на предприятии;
нести ответственность за выполняемую работу и ее результаты наравне со штатными работниками, а также материальную ответственность за сохранность приборов и оборудования;
7
Описание слайда:
Студент при прохождении практик обязан:
5. ежедневно вести дневник практики, в котором фиксировать все виды работ, выполняемые в течение рабочего дня;
6. по окончании практики представить отчет о проделанной работе, а также отчет о выполнении индивидуального задания руководителю практики.
8
Описание слайда:
Программа производственной практики
Установочная конференция
Вводный инструктаж по месту проведения производственной практики
Ознакомление со структурой, лицензией и уставом организации, решаемыми задачами
Ознакомление со структурой органов защиты информации
Ознакомление с видами угроз безопасности информации, характерными для организации
9
Описание слайда:
Программа производственной практики
6. Ознакомление с методами и средствами защиты информации, применяемыми в организации
7. Практическое выполнение обязанностей на различных должностях в зависимости от возможностей организации
8. Изучение перспектив и направлений развития средств защиты информации
9. Выполнение индивидуального задания
10. Итоговая конференция
11. Защита отчета, выставление дифференцированного зачета
10
Описание слайда:
Промежуточная конференция (сверка дипломов):
5 марта 2010 года
Заключительная конференция:
28 мая 2010 года
ГАК:
31 мая 2010 года
11
Описание слайда:
Порядок защиты практики
12
1 группа: Защита отчета по практике (3 глава ВКР)
(9-13 марта 2010 года)
2 группа: Представление 1 и 2 главы ВКР
(1-6 марта 2010 года)
2 группа: Защита отчета по практике (3 глава ВКР)
(24-29 мая 2010 года)
Описание слайда:
Порядок подготовки и сдачи ВКР
Этап 1. Предзащита ВКР (19-24 апреля 2010 года)
Этап 2. Представление ВКР на кафедру (26 апреля – 11 мая 2010 года)
Этап 3. Рецензирование ВКР (3-13 мая 2010 года)
Этап 4. Представление полного пакета документов на кафедру (до 14 мая 2010 года)
Этап 5. Представление ВКР в деканат (14-15 мая
2010 года)
13
Описание слайда:
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Курс профессиональной переподготовки
Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе
Курс повышения квалификации
Охрана труда
Курс профессиональной переподготовки
Охрана труда
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Похожие материалы
Здоровый образ жизни учащихся сельской школы
Сценарий выпускного вечера в 4 классе
Презентация «ПОРТФОЛИО НА АТТЕСТАЦИЮ»
Музейная педагогика — средство формирования духовных ценностей учащихся
Презентация » Возможности использования платформы quizalize.com в дистанционном обучении и в классе.
Сценарий новогоднего представления «Все будет хорошо»
Презентация на тему: «Борщ»
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5263237 материалов.
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Минобрнауки утвердило перечень вступительных экзаменов в вузы
Время чтения: 1 минута
В Туве предложили ввести антиковидные паспорта для школьников
Время чтения: 2 минуты
Почти все вузы в России открыли пункты вакцинации от ковида
Время чтения: 1 минута
Роспотребнадзор продлил действие санитарных правил для образовательных учреждений
Время чтения: 1 минута
Новый ГОСТ на окна с защитой для детей вступает в силу 1 ноября
Время чтения: 1 минута
В Тюменской области студенты и школьники перейдут на дистанционное обучение
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.