Устройство аудиосистемы в машине

Музыка в машине: с чего начать?

Устройство аудиосистемы в машине

Не нравится звук штатной аудиосистемы? Это нормально. Но тогда сразу возникает классиче­ский русский вопрос: «Что делать?» Сейчас посмотрим!

Устройство аудиосистемы в машине

Устройство аудиосистемы в машине

Недовольными звучанием штатных аудиосистем чаще всего оказываются владельцы автомобилей среднего ценового сегмента: стоимостью от 500 000 до 1 млн руб.

Как правило, всевозможные заводские комплектации таких машин не отличаются разнообразием вариантов аудиоподготовки: в лучшем случае, есть возможность выбора двух-трех систем. Причем отличаться друг от друга они будут в основном количеством динамиков или наличием более функциональной магнитолы.

В минимальном варианте аудиоподготовка «иномарки средней руки» – это четыре динамика и магнитола, «по максимуму» – до 13 динамиков. Не хочется особо критиковать производителей, но в машинах среднего ценового сегмента аудиосистема добавляется просто «чтобы была». И часто, даже заказав самую навороченную аудиоподготовку, владелец оказывается недоволен звуком. Ничего не поделаешь: надо улучшать.

И делать это лучше всего поэтапно, начиная, как говорится, с малого. Ибо часто происходит так, что, после того как сделаешь одно, другое уже и не нужно.

Устройство аудиосистемы в машине

Устройство аудиосистемы в машине

Устройство аудиосистемы в машине

Меняем динамики

Первое, с чего стоит начинать «переработку» штатной аудиосистемы во что-то более приятное слуху, – это замена штатных динамиков на более качественные и классом выше.

Затем производится минимальная аудиоподготовка. Здесь, в частности, делают отдельную подготовку дверей под установку динамиков, при которой демпфируют полости и устраняют вибрации. В таком случае оставляют «родную» магнитолу и все подключают по заводской проводке.

Замена штатной акустики и шумоизоляция в мастерской выльется для владельца не в такую уж большую сумму – за все вместе с работой попросят

15 000-25 000 руб. Однако звук системы поменяется ощутимо, а его качество станет заметно другим.

Очень многие на этом и останавливаются. Если у владельца нет каких-то особых претензий, и музыку в машине он слушает «по ходу», то замены штатной акустики вместе с шумоизоляцией часто оказывается достаточно.

Устройство аудиосистемы в машине

Устройство аудиосистемы в машине

Устройство аудиосистемы в машине

Подключаем усилитель

Если нет – тогда следующий этап: установка внешнего, дополнительного усилителя. Делается это не столько ради громкости, сколько для улучшения чистоты звучания. Суть – в том, что имеющийся в штатной магнитоле встроенный усилитель при увеличении громкости вносит в аудиотракт системы искажения по всему спектру частот: т. н. клипирование.

Внешний же усилитель позволяет обеспечить широкий размах сигнала, идущего на динамики, хорошие параметры по его нарастанию и т. д. Одним словом, с внешним усилителем звук получается чище и лучше.

Однако проблема заключается в том, что ни одна штатная магнитола не имеет линейных выходов на внешний усилитель. Такие «выходы» приходится получать искусственно.

Самый простой способ – т. н. «пассивный»: когда на трансформаторах собирается схема, понижающая уровень сигнала выхода из магнитолы до нужного для подключения к внешнему усилителю.

Стоит такая схема немного: 1 000-2 000 руб. Однако при этом все искажения частот, которые несет штатный звуковой тракт, никуда не пропадают и передаются во внешний усилитель. Достоинство такой схемы подключения состоит в простоте установки и минимуме вторжения в штатное головное устройство.

Более продвинутым вариантом выступают т. н. «активные» схемы, которые «интеллектуально» обрабатывают сигнал. Как правило, это готовые устройства, которые, в зависимости от производителя, стоят от 5 000 до 15 000 руб.

Устройство аудиосистемы в машине

Устройство аудиосистемы в машине

Устройство аудиосистемы в машине

Однако наиболее продвинутым способом является доработка непосредственно штатной магнитолы и организация в ней самой линейных выходов. Для этого головное устройство разбирают, находят точку подключения к встроенному усилителю и выводят сигнал линейного уровня. Стоят такие работы от 7 000 руб.

Логичной альтернативой, казалось бы, является простая замена штатной магнитолы на новую, у которой и линейные выходы уже имеются (ничего придумывать не надо – только подключай), и функциональность повыше. За те же 7 000-15 000 руб. можно подобрать аппарат весьма приличного уровня!

Однако главная проблема, которую приносят с собой нештатные магнитолы, – это интерес к ним криминальных элементов: по­просту говоря, воровство. Любое, даже самое простое устройство как магнит притягивает воров. Обнаружить разбитое стекло и раскуроченную панель, подойдя к машине, – случай типичный.

Кроме того, нештатные аппараты часто требуют довольно сложную и дорогую инсталляцию в панель, поэтому многие решают именно доработать штатное устройство.

Разумеется, если хочется иметь «продвинутый» функ­ционал в виде проигрывания МР3, разъемов USB, слотов для карт памяти, Bluetooth, цветного ЖК-дисплея и прочего, чем балуют сейчас потребителя производители аудиотехники, магнитолу придется менять.

Кстати, замена магнитолы может потребоваться и для того, чтобы поменять штатную акустику автомобиля.

Устройство аудиосистемы в машине

Устройство аудиосистемы в машине

Устройство аудиосистемы в машине

В ряде машин высокого ценового сегмента (например, Audi и Mercedes) одни динамики заменить невозможно – нужно менять всю аудиосистему. А если еще комплектация – «продвинутая», и аудио завязано на систему интеллектуального управления, то любой апгрейд сопряжен с весьма серьезными техническими сложностями. В некоторых автомобилях высокого класса вообще невозможно отказаться от штатной аудиосистемы.

Ставим сабвуфер.

Третий этап – установка сабвуфера. Доходят до него не все: более качественные динамики уже начинают неплохо «басить». Вкупе с внешним усилителем, звук и так получается весьма качественным и чистым, что для обычного пользователя вполне достаточно.

Впрочем, часто хочется большего, а если владелец слушает современную электронную музыку, то без саб­вуфера не обойтись.

Кстати, предостережем читателей от подростковых глупостей и выброшенных денег. А именно: от покупки готового «саба» со встроенным усилителем и подключением его к штатной аудиосистеме.

В продаже сейчас много всяких «ящиков» и «бочек» по доступным ценам, которые можно подключить хоть самому, хоть за небольшие деньги в «гаражном» сервисе. Только ничего хорошего от такой вот «инсталляции» не получится! Почти наверняка выйдет невнятное баханье и гуденье, не согласующееся ни с чем.

Чтобы сабвуфер зазвучал правильно и по-настояцему красиво дополнил собой картину звука, он должен строиться под существующую акустическую систему с учетом пространства автомобиля. И только так!

По цене, вместе с установленным «сабом», доработанная аудиосистема потянет примерно на 50 000-90 000 руб.

Устройство аудиосистемы в машине

Устройство аудиосистемы в машине

…и новую магнитолу.

Сколько в сумме набежало?

Ну и последний этап – замена магнитолы. Как мы уже говорили, это делается как ради нового функцио­нала, так и звучания самого аппарата. Кстати, многие устройства высокого класса предоставляют лишь спартанские возможности: «прямое назначение» – крутить диски, и столь же аскетичный дизайн.

Если не брать компоненты класса Hi-End, а ставить просто качественные элементы известных производителей, то за замену штатной акустики, установку сабвуфера и проигрывающего устройства придется выложить 50 000-170 000 руб. Для машины, купленной за 1 млн руб., наверное, не так уж и много. Хотя, можно ли вообще с чем-либо соизмерить удовольствие, получаемое от хорошей музыки.

Источник

Этапы построения аудиосистемы в автомобиле

Устройство аудиосистемы в машине

Устройство аудиосистемы в машине

Натолкнулся на одном из форумов по звуку на интересную статью. Автор достаточно кратко, но очень умно описал все этапы, которые проходит любитель авто-звука в поисках того самого, настоящего и правильного…
Возможно кому-то из начинающих эта информация поможет в его поисках.

Оригинал статьи здесь:

Постоянно возникают вопросы и темы, связанные с просьбами посоветовать те или иные компоненты, когда каждый владелец приходит к мысли что то изменить. Точнее, пожалуй, неудовлетворенности имеющимся результатом. Ну такое уж существо человек-никак не может остановиться на достигнутом. Хотя ведь именно благодаря этому, налицо технический прогресс. Однако тема не об этом, а собственно:о муках выбора тех или иных компонентов.

Сплошь и рядом наблюдаешь в темах категоричные штампы-ответы на вопрос: »Какой компонент посоветуете…». Тут же находится достаточное количество советчиков, с практически безапелляционными мнениями… С одной стороны, спасибо им за участие, но с другой стороны, почему-то не встает перво-наперво вопрос: »Какие вы слушаете жанры, какие компоненты уже в системе, какой тип автомобиля»

Вопросы классические и рано или поздно появляются в теме с приходом соответствующих оппонентов. Вопрос же, который так или иначе не муссируется и не освещается: »на какой уровень звуковосприятия вы будете ориентировать свою систему?» А ведь, пожалуй, это вопрос, который во многом и будет предопределять желаемый конечный результат и пути его достижения. Поэтому хочу немного пройтись по примерной классификации вышеуказанного вопроса, в силу своего видения, конечно…

1. Этап первый: »Не устраивает звук штатной аудиосистемы». Характерен обычно сменой, максимум, головного устройства/особенно любят воткнуть какой-либо Пионер/. После этого с воодушевлением рассказывают всем окружающим насколько поменялся звук. А на самом деле: появление цикающих резковыраженных высоких и более глубокого бумскающего баса. Еще одна из версий на этом этапе: добавление на штатные места дешевых, зачастую штатных же, твиттеров. Т.е. техническим языком-изменение тонального баланса. Что характерно: налицо создание откровенно кривой АЧХ с провалом средних частот и задиранием НЧ и ВЧ диапазона. Аналогично слушают многие «домашники» начального уровня. не представляющие прослушивание музыки без эквалайзера с аналогичным выстраиванием АЧХ.

2. Этап второй: »Ровняем АЧХ». Приходит с пониманием того, что инструменты при воспроизведении абсолютно не похожи на живые аналоги, голос-не похож на натуральный и т.п… Пытаемся найти звучание, приближенное тонально к естественному. Начинаем менять головные/понимая что большинство Пионеров-не имеют к звуку никакого отношения/, играться с акустикой начального уровня вместо штатной, шумить двери. Данный этап, как начальный, характерен для слушателей жанров, подразумевающих использование некоторого числа натуральных акустических инструментов и существенного количества вокальных составляющих.

3. Этап третий: »Ищем динамику начального уровня». Приходит с пониманием того, что от маломощного усилителя мощности, встроенного в головное, нельзя получить более менее нормальную подачу в басовом диапазоне, когда налицо дикое хрипение мидбасов при «наворачивании» регулятора громкости. Лечат обычно установкой простейших усилителей мощности, тех что подешевле и попроще. Лишь бы не хрипело. На этом этапе так же рассматривается установка простого активного сабвуфера. В более серьезном случае-сабвуфера, хоть и неактивного, но все равно бубняще-долбящего класса. Зачастую именно на этом этапе приобретаются всякие там JBL, Alphard, Blaupunkt и пр…

4. Этап четвертый: »Пытаемся найти чуть больше естественности в звучании». Этот этап уже более расширенный и характерен перебором акустики с разной тональной подачей. Перебираем мидбасы, твиттера. Обращаем внимание на то, что разные усилители звучат по разному, рассматривая усилитель для фронтальной акустики. В итоге ищем уже досаточно правдоподобную подачу музыкальными инструментами, похожесть вокала на оригинал. Уточняю все же: похожесть тонально …Этап же действительно характерен рассмотрением уже двухкомпонентной акустики и усилителей в ценовой категории от 150 у.е. в выше.

5. Этап пятый: »Строим сцену». Пытаемся на практике воплотить так много мусоленную тему «…тетя в центре…». Может немного и саркастическим утрированием, но это относится именно к начинающим, которые только-только становятся на этот путь. Причем порой благодаря инсталляторам, акцентирующим внимание на этот аспект, как утверждение своего профессионального статуса. Зато именно на этом этапе характерен полный отказ от тыловой акустики, частое использование уже процессорных аппаратов со всеми вытекающими особенностями системы: поканальное усиление, пользование активных кроссоверов, процессора. Уже меньше обращаем внимание на настройки эквалайзеров, все чаще загоняя его в нулевое положение.

Но этот этап, я все же, выделил бы ограничением в расположении компонентов, размещению которых еще не уделяется должное внимание. Мидбасы как правило стоят на штатных местах без каких-либо особых изменеий, твиттера зачастую можно встретить на стойках с направленностью друг на друга или отражением от лобового стекла. Тем не менее, этот этап достаточно обширный и характерен так же наращиванием финансового потенциала системы за счет введения большего количества каналов усиления, более дорогих процессорных головных устройств, большего количества проводов. пользуемых при инсталляции/пока еще количества, но не качества/, рассмотрение более дорогих компонентов.

6. Этап шестой: »Все выше …». Именно этому этапу приписываю действительно осознанное введение третьей полосы в фронтальной акустике. Осознанно, А не по принципу: трехполоска-это круто, значит мне нужно, пусть и под простеньким штатным кроссовером, что отношу к предыдущему этапу. Перебираем кабеля, начав уже слышать их разноподающее звучание. Уделяем больше внимания более правильному расположению компонентов для компенсации АЧХ, накладываемой особенностями салона/кузова автомобиля. При подборе компонентов, как ни странно, уже чуть другие требования и ассоциации при тестировании их, применительно к уже созданной системе. Говорим о более ясной, открытой подаче, что Кларион звучит лучше Пионера и пр… /образно…/. Начинаем замечать разницу в разрешающей способности компонентов. Однако, все опять же крутится возле тонального баланса, тонального сведения полос и в итоге все того же АЧХ. Очень гордимся получением ровной АЧХ, намерянной микрофоном…

7. Этап седьмой: »Шлифовка». Ознаменовывается более глубокими доработками относительно вышерасписанного этапа. Уже не рассматриваем «трешку» со штанным кроссовером, предпочитая трешку с полной поканалкой или как минимум, полу-поканалкой. Начинаем перебирать опять головные устройства, способные нарезать «трешку»+саб или ввести внешний проц типа Аудисона, Алпайна и т.п. В состоянии уже достаточно ровно выстроить сцену. Перебираем мидбасы в поиске подходящей динамики подачи и усилителей к ним. Ибо такой аспект в звукоподаче тоже уже нас интересует. Спорим по поводу серединок: купол или диффузорник. Почему одни предпочтительнее других.

Всплывает наконец то тема фазового согласования компонентов, а не только выравнивание АЧХ по графикам. Стремимся победить салонно-кузовные проблемы конкретного автомобиля. В переборе кабелей залезаем все дальше и дальше, существенно увеличив на них бюджет, который становится весьма увесистым на фоне применяемых компонентов. Мучаемся в итоге с настройками процессора, убивая на это огромное количество времени и не в состоянии наконец то остановиться, выделив одну определенную настройку, как эталон…

8. Этап восьмой: »Прозрение». Имея уже навороченную систему немалого бюджета, гордясь ровной АЧХ, сведенной сценой, хорошей динамикой… Вдруг забредаем в хороший салон домашних аудиосистем. Или просто к человеку фанатеющему домашкой и имеющего достаточно хорошую аудиосистему. И вставив досконально изученный диск…вдруг слышим, что все звучит совершенно иначе. Что теперь перед нами не плоская красиво-нарисованная звуковая картинка, а музыка.

Звук, живущий словно бы вне материальных излучателей-акустических систем. Когда словно бы проявляется вживую сами исполнители, когда пред нами открывается сама атмосфера зала, где писались исполнители. Детелей и эпитетов их описывающих достаточно много и в интерпретации разных слушателей они могут иметь чуть разные формы. Но цепляет всех, кроме откровенно «глухих»… И вот здесь происходит основательная ломка: как подобное создать у себя в автомобиле, где своя крутостоящая система воспринимается как черно-белая фотография относительно 3D графики.

Имменно в этот момент происходит пересмотр звуковосприятия и как следствие: перекурочивание, имеющейся аудиосистемы. Именно тогда выплывает переход на беспроцевую систему, где в качестве головного начинаются переборы «мультибитников» давно вышедших из обихода, т.к. из нового никто ничего уже не делает такого уровня. В простонародье: »винтаж». Именно тогда приходит понимание, что новизна компонента имеет вторичное значение. а на первый план выходит именно потенциал компонента. Ведь большинство вещей с хорошим потенциалом, как ни странно, давно сняты с производства, но при этом затыкают за пояс большинство того многообразного предложения нынепредлагающихся компонентов.

Впрочем кое-какие «изюминки» есть и сейчас, но их реально-единицы… По сути, поднимая старые, пылящиеся порой в кладовке забракованные ранее компоненты, вдруг понимается. что от них иногда удается услышать то, чего стоящие сейчас в системе агрегаты просто не отыгрывают. И все тестирование по новому кругу, уже исходя из других приоритетов оценки. И результаты уже порой совершенно противоположные. Идеального решения, как полагается-не существует, и здесь тоже есть свои компромиссы.

И встает дилемма-что важнее: »сцена« или «телесность образов в подаче, прописывание объема помещения, хорошее эшелонирование образов»Huh И, как ни странно, чаще побеждает именно второе, потому как при наличии даже некоторой расфокусировки, ломке сцены, у нас уже складывается впечатление от прослушивания-что исполнители живут и работают перед нами вживую. Что сидим мы не в этой маленькой железной коробочке, именуемой автомобилем, а уже в зале консерватории с ее акустической атмосферой и можем даже свое положение в этом зале порой определить/ощутить относительно исполнителя.

Можем отличить где работают музыканты: в консерваторном зале, небольшой студии или например подобии небольшого кабачного зала…Завораживает, знаете ли… Этап характерен уходом от применения процессоров, зачастую переход с «трешки» обратно на двушку», т.к. свести реальнее. Опять начинаем крутить компоненты, ища более подходящее место им, да исамаи компоненты рассмтриваем, исходя из несколько иных критериев.Провода…а куда же без них… Тем более, что в данном случае кроме разницы в тональной подаче мы начинаем слышать, КАК они могут передать более тонкие детали: такие как «объем помещения, геометрию этого помещения, ревебрацию дек инструментов. Передачу, так называемой ПОЛИФОНИИ.Т.е. и провода тестим и воспринимаем по-новому…

9. Этап девятый: »Доводка и …». В свете нового восприятия начинаем опять по новой тестить усилители, выискивая уже в верхних эшелонах разницу в разрешающей способности, выражающейся в передаче этих самых пресловутых объемов, расстановки образов в пространстве… Компоненты… Так и их начинаем по новой тестить, искать то, что други даже подать не смогли, в силу той-низкой разрешающей способности. И порой в погоне за этим готовы в небольших пределах пожертвовать тональным балансом, так превозносимым до того.

И покопавшись в разных, далеко недешевых, головных устройствах, коих на самом деле можно по пальцам пересчитать, мучительно ищем тот звук, который по-мнению автора системы наиболее хорошо отражает его понимание восприятия.И тем не менее, все равно неудовлетворенны его подачей, все равно душу точит какой то червячок… И тогда на помощь приходит так неазываемый «ТВИК»-переделка/доводка. Здесь и головное устройство попадает под раздачу, и усилители.

Провода-уже исключительно из домашки, за немалые деньги.И мы слышим их разницу в подаче и готовы мириться с его ценой.И твик то здесь-вынужденная мера, потому как то что заслуживает внимания, стоит просто невероятных недостижимых денег.Впрочем мы все равно не знаем, как «играют» те самые недосягаемые вещи, потому тешим себя надеждой, что послетвиковый результат, который реально отличает имеющийся агрегат от оригинала, все ближе и ближе к неопределенному неосязаемому эталону.

11. Это все, конечно.неидеальное «обязательное движение по этапам». Всегда наблюдаются случаи »перепрыгивания» одного-двух этапов.исходя либо из особенностей индивидуального восприятия.воспитанного возможно какой-никакой домашней аудиосистемой или просто чьи то аудиосистемы.рассматриваемые за промежуточный эталон.Собственно, людям двигающимся сторого по этим этапам можно только посочувствовать т.к. это всегда сопряжено с огромными финансовыми, временными и негативно-эмоциональными затратами.

Понимаю, что предлагаемая градация весьма дискутабельна, а для некоторых может показаться даже в чем то обидной. Потому прошу никого не принимать это близко к сердцу. Все это, собственно, было навеяно постоянными обсуждениями тех или иных компонентов и столь неоднозначные мнения по их потенциалу. И возможно подобный расклад как раз и сможет помочь более адекватно воспринимать присутствующую вокруг обсуждения какого либо компонента системы пикировку. Как мне порой кажется, многие непонимания и возникают из-за неоднозначности восприятия самого музыкального материала.

Так же могу понять, что многие просто не представляют КАК может звучать музыка в свете подачи хорошей аудиосистемой. Домашкой, в этом случае, для эталонирования гораздо легче пользоваться, т.к. вполне можно позволить себе за 400-800 у.е. достаточно неплохую систему с приличной разрешающей способностью/ хотя опять же.как показала практика: и там аналогичные «грабли» заблуждений всюду/. Это, пожалуй, касаемо людей, затолкавших в авто более 1,5-2 к у.е… Не премину отметить, что и сам исходный музыкальный материал имеет огромное значение.

Именно с него все и начинается, именно он и может помочь в полной мере раскрыть потенциал системы во всей красе. Все же замечали, как звучит тот или иной диск в системе, насколько это звучание может отличаться. К примеру:на мой взгляд, вышеописанные этапы 7,8.9 и 10 уже очень критичны к качеству используемого исходного материала. Собственно, наступление 8 этапа просто невозможно без наличия того самого материала, имеющего в своем потенциале как раз то, что и может вывести на иной уровень восприятия. Я это очень четко на себе оценил. Невозможно развиваться в плане аудиосистем и восприятия музыки в целом, не имея материала, способного раскрыть потенциал вашей системы.

Ведь это зачастую заставляет пересматривать свое видение на тот или иной компонент, когда на упрощенном материале мы рассматриваем только тональную подачу, а в лучшем случае- еще динамику подачи/хотя разноуровневый материал даже динамику по разному подает/. А потом с удивлением отмечаем, что при прогоне другого более интересного «исходника» открываются какие то детали или может наоборот-они не передаются. В то время.как на аудиосостеме «соседа» они есть… Это ведь тоже зачастую наши ошибки, когда мы свои системы проектировать и строить начинаем…не с той стороны…

Надо отметить, что таких вот, ищущих, творческих, прошедших все эти этапы, на самом деле очень мало. Есть у меня один знакомый, частенько приезжает, просит проверить настройки головного устройства. Жалобы всегда одни — что-то я там накрутил, НЕ БУЦКАЕТ теперь. Так вот предел мечтаний большинства начинающих любителей звука — что б БУЦКАЛО! И кого то буцкающий звук своего авто устраивает на все 100%…

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *