Устройство для проводки нитки к рабочим органам швейной машины
Урок по технологии в 5 классе «Швейная машина»
Выбранный для просмотра документ Бытовая швейная машина.ppt
Описание презентации по отдельным слайдам:
Урок технологии 5 класс раздел: «Элементы машиноведения»
Тема урока: Бытовая швейная машина 5 класс Учитель технологии: Тетёркина Е.Н.
Цели урока: НАУЧИМСЯ ГОТОВИТЬ МАШИНУ К РАБОТЕ ВЫПОЛНИМ ТРЕНИРОВОЧНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ В ШИТЬЕ ПОЗНАКОМИМСЯ С БЫТОВОЙ ШВЕЙНОЙ МАШИНОЙ
Швейная машина – это устройство, предназначенное для сшивания текстильных материалов и кожи, для изготовления одежды, обуви и других швейных изделий с помощью швейных ниток
ПАМЯТНИК ПОРТНИХИ Памятник портнихе в г. Лейчестере, Великобритания Памятник портному на улице в Манхэттене. Памятник портнихе в Ровно, Украина
Классификация швейных машин Производственные Универсальные Специальные
Классификация швейных машин Бытовые С ручным приводом С ножным приводом С электрическим приводом
Классификация швейных машин Производственные Универсальные Специальные Бытовые С ручным приводом С ножным приводом С электрическим приводом
Основные детали и узлы швейной машины
подготовка швейной машины : 1)подключить машину к электропитанию; 2) включить местное освещение; 3) повернуть маховое колесо на себя и установить нитепритягиватель и игловодитель в крайнее верхнее положение; 4) поднять лапку; 5) подложить ткань, опустить иглу с помощью махового колеса, опустить прижимную лапку; 6) осторожно надавить на педаль электропривода с целью проверки скорости; 7) выполнить пробную строчку.
Практическая работа 1: Выполнение тренировочных упражнений в шитье на незаправленной машине на лоскутке ткани Задание: 1. Подготовь швейную машину к работе. 2. На сложенном вдвое лоскуте ткани нажатием педали проверь скорость шитья. 3. Выполни пробные машинные строчки.
Практическая работа 2: Выполнение контрольного образца на бумаге Задание: 1. На альбомном листе с помощью линейки начерти прямую линию. 2. Волнистые и зигзагообразные линии начерти с помощью картонного шаблона. 3. Выполни машинные строчки строго по намеченным линиям.
Я узнала … Мне было интересно … Я научилась … Я смогу использовать знания…
Домашнее задание: 1.Выучить термины, записанные на уроке в тетради. 2. Повторить правила безопасной работы на швейной машине. 3. Принести нитки, лоскут ткани и ножницы.
МОЛОДЦЫ! СПАСИБО ЗА УРОК!
Выбранный для просмотра документ кроссорд.doc
Кроссворд по машиноведению
По горизонтали:
4. Деталь швейной машины, регулирующая движения иглы.
5. Устройство для продвижения ткани
6. Металлическая катушка для намотки ниток.
7. Самая толстая часть швейной машины.
8. Рабочий орган швейной машины, осуществляющий переплетение верхней и нижней ниток.
По вертикали:
1. Хомут с винтом, служащий для закрепления машинной иглы.
2. Устройство для проводки нитки к рабочим органам швейной машины.
3. Часть механизма продвижения ткани.
Выбранный для просмотра документ урок в 5 классе швейная машинаurok_tekhnologii_v_5 (2).docx
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
ИМ. М. Н. ЗАГОСКИНА С. РАМЗАЙ
Урок технологии в 5-м классе
Раздел «Элементы машиноведения»
Тетёркина Елена Николаевна
Цель: формировать первоначальные навыки учащихся к подготовки швейной машины к работе
образовательная: способствовать формированию знаний об устройстве бытовой швейной машины с электрическим приводом, о процессе подготовки ее к работе;
развивающая: способствовать формированию и развитию первоначальных навыков и умений работы на швейной машине; способствовать развитию внимания, аккуратности, усидчивости в работе, самостоятельности учащихся;
воспитательная: способствовать воспитанию у учащихся культуры труда, трудолюбия, ответственности за результаты своего труда.
Методическое оснащение урока:
Материально-техническая база: компьютер, мультимедийный проектор, швейные машины « JAGUAR ».
Наглядный материал: презентация по теме урока, портреты изобретателей швейных машин (Леонардо да Винчи, Элиас Хоу, Зингер), иллюстрация «Памятник портнихе».
Учебно-техническая документация: образцы объекта труда (прямые, волнистые строчки, строчки с поворотом на угол), шаблоны из картона.
Материалы для контроля знаний учащихся: упражнение «Проверь себя», кроссворд.
Методы обучения: словесный, наглядный, практический
Словарная работа: бытовая швейная машина, детали швейной машины, приводы швейной машины, машинные работы
Тип урока: изучение нового материала , формирование умений и навыков
Практическая работа: Выполнение тренировочных упражнений в шитье на незаправленной машине
Презентация (Слайд 1)
Проверка готовности учащихся к занятию.
II. Актуализация знаний учащихся
Задание 1: Отгадайте загадки: Презентация (Слайд 2)
Он с хоботом резиновым,
С желудком парусиновым.
Как загудит его мотор,
Глотает он и пыль и сор.
(Пылесос)
Что за чудо, что за ящик?
Сам – певец и сам – рассказчик,
И к тому же заодно
Демонстрирует кино.
(Телевизор)
В полотняной стране
По реке-простыне
Плывет пароход,
То назад, то вперед,
А за ним такая гладь –
Ни морщинки не видать!
(Утюг)
Дом без окон и закрыт,
А внутри холодный.
Если рядом кто сидит,
Значит, тот голодный.
(Холодильник)
– Назовите одним словом. Пылесос, холодильник, утюг, телевизор, компьютер, будильник… – что это?
Ответ учеников: (Бытовые предметы – машины)
– Для чего они предназначены?
Ответ учеников: (Они помогают нам)
– Да, вы правы. Эти машины предназначены для облегчения домашних работ, для создания комфорта в повседневной жизни человека, высвобождают его для отдыха, занятий спортом, любимым делом.
Задание 2: Отгадайте еще одну загадку, которая тоже является помощником в доме:
Наша тетушка игла
Строчку по полю вела.
Строчка в строчку, строчка в строчку,
Будет платье вашей дочке.
(Швейная машинка) Презентация (Слайд 3)
Сообщение темы и цели урока. (Слайд 4)
Сегодня на уроке я познакомлю вас со швейной машиной, с историей ее появления, мы будем учиться готовить машину к работе, выполним тренировочные упражнения в шитье на незаправленной машине.
Ваши успехи в шитье во многом зависят от того, насколько хорошо вы научитесь пользоваться швейной машиной.
IV. Изучение нового материала: (Слайд 5)
Швейная машина – это устройство, предназначенное для сшивания текстильных материалов и кожи, для изготовления одежды, обуви и других швейных изделий с помощью швейных ниток.
Желание одеваться красиво, модно и оригинально, иметь уютный дом и время от времени творить маленькие или большие рукодельные чудеса присуще каждой женщине. Сегодня существует огромный выбор готовых вещей – и для гардероба, и для придания уюта дому, достаточно только пройтись по магазинам. Но все же остается немало людей, которые хотели бы создавать уют собственными руками, а в своем шкафу иметь вещи оригинальные, эксклюзивные, выполненные в единственном экземпляре.
Еще в давние времена умение шить считалось одним из главных достоинств женщин. Они проводили за шитьем круглые сутки, создавая с помощью обычной иголки с ниткой наряды для своего гардероба и одежду для всей семьи. Это была тонкая, кропотливая работа, поэтому люди оценили ее по достоинству, создав «Памятник портнихе».
Иллюстрация «Памятник портнихе» (Слайд 6)
Рукодельницы и представить себе не могли, что когда-нибудь появится магазин швейных машинок, где можно будет купить чудо-устройство, способное шить самостоятельно.
Знакомство с историей швейной машины
Первые швейные машины были изобретены еще в конце XVIII столетия. Их создатели постарались скопировать обычный ручной стежок, в связи с чем такие машины работали медленно, но ненадежно.
Первый проект швейной машины был предложен в конце 15 века Леонардом да Винчи.
Иллюстрация «Портрет Леонардо да Винчи» (Слайд 7)
Американец Уолтер Хант – первую машину челночного стежка.
Другой американец Элиас Хоу считается отцом швейных машин, он создал машинку челночного стежка, которая заменяла труд пяти портных.
Иллюстрация «Портрет Элиаса Хоу»
Швейные машинки стали выставляться в музеях и на выставках, вызывая восторг и большой интерес у публики, а создатели стремились их причудливо украсить.
На вопрос: «Кто изобрел швейную машину?» – большинство, не задумываясь, ответят – Зингер.
Иллюстрация «Портрет Зингера» (Слайд 8)
Действительно, швейная машинка, изобретенная Исааком Зингером, была практически доведен до современного вида и пользовалось большим спросом. Купленные прабабушками, они до сих пор исправно работают в некоторых семьях. Зингер, получая патент на свое изобретение, из множества узлов и деталей запатентовал только одно устройство: иглу с ушком внизу. Сконструировать механическую часть машинки можно было по-разному, но непрерывный шов двумя нитками получается только с помощью иглы новой конструкции.
Швейные машины в своем развитии прошли довольно долгий путь. При этом они значительно изменились, поменялись многие принципы их работы. Вполне возможно, что если бы изобретателям первых швейных машин показали современные швейные машинки, они бы очень удивились и не узнали в них наследниц своих изобретений.
и как будто бы вздыхает,
свету белому не рад.
Знакомство с современными швейными машинами
Современная швейная машина сегодня имеет полное право стать частью «умного дома», потому что в своем деле она умеет практически все. Она шьет, вышивает, обметывает, выполняет множество декоративных строчек, прошивает кожу и различные виды тканей, пришивает пуговицы, шьет двойной иглой и даже разноцветными нитками, сама настраивается на оптимальный вариант, подсказывает дальнейшие шаги портнихе и даже подключается к Интернету, чтобы получить свежую информацию для работы. В них автоматизировано практически все – от заправки нитки в иглу до ее обрезки по окончании шитья.
Знакомство с классификацией швейных машин
Все швейные машины различают:
по выполняемым операциям: специальные, универсальные;
Специальные машины выполняют только одну определенную технологическую операцию: выполнение петель, пришив пуговиц и т д.
На универсальных машинах можно выполнять швы различных видов, строчки разной длины и направления, используя специальные приспособления можно выполнять петли и т. д.
по виду приводов: с ручным, ножным, электрическим (Слайд 10-15)
Основной элемент электрических швейных машин – это электрический привод . Он представляет собой электромотор, с помощью которого приводится в движение маховое колесо. Управление работой привода обычно осуществляется с помощью ножной педали, причем скорость шитья пропорциональна силе нажатия на педаль. Подавляющее число выпускаемых сегодня бытовых швейных машин снабжены электроприводом – это главное отличие такого типа машин от механических, которые бывают ручными или ножными.
Демонстрация учителем основных деталей швейной машины
Швейные машины могут отличаться по внешним признакам, выполняемым операциям, но все они имеют основные рабочие органы.
Основными рабочими органами швейной машины являются: игла, двигатель ткани, лапка, нитепритягиватель, челнок.
Работу каждого рабочего органа швейной машины обеспечивает соответствующий механизм. Образование строчки обеспечивается слаженной работой всех механизмов.
V. Самостоятельная работа учащихся. Работа с терминами:
Знакомство с бытовой швейной машиной с электрическим приводом
Найди детали швейной машины по рисунку и на самой швейной машине. Воспользуйся карточкой 1.
Вклей в рабочую тетрадь карточку.
VI. Физкультминутка: (комплекс упражнений)
VII. Закрепление знаний учащихся
Упражнение « Проверь себя»
1.Напиши названия деталей швейной машины.
2.Проверка выполнение учащимися полученного задания: (Слайд 17)
VIII. Подготовка к выполнению машинных работ
1. Вводный инструктаж учителя
При освоении навыков работы на любой швейной машине, чтобы не причинить вред здоровью, следует выполнять ряд правил.
Организация рабочего места для работы на швейной машине (учебник, стр. 139). Как необходимо организовывать рабочее место при выполнении машинных работ?
Прочитайте правила безопасной работы на швейной машине (учебник, стр. 139). Назовите правила безопасного труда, которые необходимо соблюдать при выполнении машинных работ.
Рабочее место для выполнения машинных работ – это стол, на котором установлен швейная машина и разложены необходимые инструменты, приспособления и детали швейного изделия. Рабочее место должно находиться в полном порядке, на рабочем столе не должно быть посторонних предметов.
2. Демонстрация подготовки швейной машины учителем (Слайд 18)
Чтобы подготовить машину к работе, нужно выполнить несколько последовательных действий:
1) подключить машину к электропитанию;
2) включить местное освещение;
3) повернуть маховое колесо на себя и установить нитепритягиватель и игловодитель в крайнее верхнее положение;
4) поднять лапку;
5) подложить ткань, опустить иглу с помощью махового колеса, опустить прижимную лапку;
6) осторожно надавить на педаль электропривода с целью проверки скорости;
7) выполнить пробную строчку.
Какой бы ни была современная швейная машина, для работы на ней необходимо последовательно выполнять приемы работы и четко следовать им. Только при этом условии можно получить качественную строчку и не вызвать поломку иглы.
IX. Практическая работа (Слайд 19)
Практическая работа 1: Выполнение тренировочных упражнений в шитье на незаправленной машине на лоскуте ткани
Цель: формировать первоначальные навыки подготовки швейной машины к работе
1. Подготовь швейную машину к работе.
2. На сложенном вдвое лоскуте ткани нажатием педали проверь скорость шитья.
3. Выполни пробные машинные строчки.
Практическая работа 2: (Слайд 20)
Выполнение контрольного образца на бумаге
Цель: формировать навыки выполнения ровной строчки с поворотом на угол
1. На альбомном листе с помощью линейки начерти прямую линию.
2. Волнистые и зигзагообразные линии начерти с помощью картонного шаблона.
3. Выполни машинные строчки строго по намеченным линиям.
Текущий инструктаж учителя:
проверка организованности начала работы учащихся;
проверка организации рабочих мест;
проверка соблюдения правил ТБ, санитарии и гигиены;
инструктирование по выполнению задания;
целевой обход (концентрация внимания учащихся на отдельных операциях, оказание помощи слабоуспевающим, контроль за бережным отношением к оборудованию).
Для учащихся, справившихся раньше с практической работой, предлагается дополнительное задание (по выбору):
1. Разгадать кроссворд.
2. Подготовить рассказ об истории швейной машины, используя материалы раздаточного альбома.
3. По материалам альбома найти информацию о Зингере и ответить на вопрос: «Чем знаменит Зингер у нас в России?».
Х. Подведение итогов урока:
Прием выполненных работ.
Заключительный инструктаж-анализ типичных ошибок, раскрытие их причин, дополнительное объяснение и показ приемов работы.
Сообщение оценки работы каждого учащегося.
XI. Инструктаж по выполнению домашнего задания
На следующем уроке мы продолжим знакомиться со швейной машиной и выполним более сложное задание: научимся заправлять машину, выполнять строчки на заправленной машине.
Мне было интересно …
Я смогу использовать знания…
1.Выучить термины, записанные на уроке в тетради.
2. Повторить правила безопасной работы на швейной машине.
3. Принести нитки, лоскут ткани и ножницы .
Приведение в порядок рабочих мест.
XII I . Общие замечания по уроку и его оценка:
Заключительное слово учителя:
Умение шить не дается просто так. Мастерицы, из-под рук которых выходят красивые и необычные вещи, не сразу подружились со своими швейными машинами. Поэтому необходимо понимать, что швейные машины – это лишь инструменты. Сами по себе они ничего не сошьют, нужен человек, который будет их использовать, причем использовать умело – только в этом случае результатами своего труда не стыдно будет похвастаться.
Считаю, что цель и задачи, поставленные в начале урока, были достигнуты.
Урок по технологии «Упражнения по выполнению строчек на промышленной швейной машине»
Разделы: Технология
Обобщить и систематизировать ЗУН обучающихся.
Продолжить развитие познавательной активности, памяти, логического мышления, умения находить оптимальные решения, способствовать сохранению здоровья воспитанников.
Продолжить воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности, переживания.
Форма проведения урока: Викторина.
Тип урока: Обобщение и систематизация ЗУН.
правила техники безопасности при работе на промышленной швейной машине;
инструкция по технике безопасности при работе на универсальных и обметочных машинах;
виды машинных швов;
Раздаточный материал:
карточка-задание «Терминология машинных работ»;
карточка-задание «последовательность заправки верхней нити в промышленной швейной машине 97кл.»;
опорные понятия (определения).
Инструменты, принадлежности и материалы:
Предварительная подготовка к уроку:
Каждая команда придумывает себе название и эмблему, а также выбирает капитана.
Повторить:
опорные понятия (определения),
терминологию машинных работ,
историю создания швейной машины,
устройство швейной машины.
I. Учитель сообщает тему и задачи урока.
II. Начинается урок психологической разминкой «листок настроения», который трижды заполняется во время урока.
(Один из участников зачитывает вопрос и правильно ответивший на вопрос, приносит своей команде 3 балла).
Ряд повторяющихся стежков на ткани. (Строчка)
Расстояние от строчки до среза детали. (Ширина шва)
Расстояние между одинаковыми проколами иглы (Длины стежка)
Место соединения двух или нескольких деталей строчкой. (шов)
III. Конкурс «История швейной машины».
Учащиеся получают карточку с вопросами, где предложены варианты ответов. Если учащийся правильно ответил на заданный вопрос, то получает 2 балла, если не может ответить на вопрос, то ответ на него дает команда.
б) Леонардо да Винчи
Создатель первой швейной машины:
Создатель швейной машины, копирующей принцип ручного образования стежка:
Создатель машины однониточного легкораспускающегося цепного стежка:
IV. Конкурс капитанов «Проведи соответствие».
Учитель представляет обучающемуся рисунок с изображением фронтовой доски. С правой стороны от рисунка расположена неправильная последовательность заправки верхней нити. Учащемуся предлагается задание провести соответствие нумерации с правильной последовательностью:
Пружина регулятора натяжения.
Шайбы регулятора натяжения.
V. Кроссворд.
Каждая команда получает лист с заранее нарисованным кроссвордом, и все команды одновременно приступают к работе. Время для решения – не более 4 минут.
Деталь швейной машины, регулирующая движение иглы.
Устройство для продвижения ткани.
Металлическая катушка для намотки ниток.
Самая толстая часть швейной машины.
Рабочий орган швейной машины, осуществляющий переплетение верхней и нижней ниток.
Хомут с винтом для закрепления машинной иглы.
Устройство для проводки нитки к рабочим органам швейной машины.
Часть механизма продвижения ткани.
VI. Карточка-игра.
Учитель представляет образец и три термина, из которых нужно выбрать правильный.
VII. Тестовое задание в форме викторины.
Цель: закрепить и углубить знания учащихся по технологии (неполадки швейных машин). Вопросы тестового задания построены на программном материале школьного курса технологии раздела «Машиноведение».
Учащийся зачитывает вопрос и из предложенных вариантов находит правильный ответ.
Какие детали находятся на платформе швейной машины:
б) игольная пластина;
в) челночное устройство.
В какую деталь вставляют иглу:
в) челночное устройство.
Строчка петляет сверху, если:
а) ослаблен регулятор натяжения нижней нити;
б) ослаблен регулятор натяжения верхней нити;
в) разные по толщине нити.
К основным механизмам швейной машины относятся:
а) механизм двигателя ткани;
б) механизм моталки;
в) механизм игловодителя.
Деталь швейной машины, регулирующая движение иглы:
в) регулятор длины стежк.
Поломка иглы произойдет, если:
а) неправильная установка иглы;
б) игла вставлена не до упора;
в) неправильно подобран номер иглы.
VII. Конкурс «Домашнее задание».
Первая команда задает вопрос второй, вторая – первой и т.д. Если команда правильно ответила на заданный вопрос, она получает 5 баллов. Если одна из команд не может ответить на вопрос, то ответ на него дает команда, задавшая этот вопрос. Вопросы каждая команда готовит заранее, консультируясь с учителем.
IX. Лабиринт.
Начав движение с левой верхней клетки и передвигаясь по горизонтали (налево или направо) или вертикали (вверх или вниз), пройдите все клетки так, чтобы из букв получилась пословица об умении, труде, мастерстве, навыках. Клетка может быть использована один раз.
Основные рабочие органы швейных машин.
Тема ОСНОВНЫЕ СВЕДЕНИЯ О ДЕТАЛЯХ И МЕХАНИЗМАХ ШВЕЙНЫХ МАШИН
1. Основные рабочие органы швейных машин.
2. Конструктивные особенности механизма иглы, челнока, петлителя, нитепритягивателя, механизма перемещения материала.
3. Последовательность образования челночного переплетения
Основные рабочие органы швейных машин.
Промышленная швейная машина состоит из головки машины, промышленного стола и индивидуального электропривода.
Для выполнения челночного или цепного переплетения в каждой швейной машине имеются следующие основные рабочие органы (основные механизмы): механизм иглы, челнока (или петлителя), механизм продвижения материала (рейка), лапка, механизм нитепритягивателя (или нитеподатчика).
1. Игла – прокалывает материал, проводит через него верхнюю нитку и при подъеме на 1,5-2,0 мм образует петлю-напуск, необходимую для дальнейшего ее захвата носиком челнока.
Наибольшее распространение в швейном машиностроении получил кривошипно-шатунный механизм иглы с вертикальным возвратно-поступательным движением иглы, которое передается от вращающегося главного вала.
Игла выполняет возвратно-поступательные движения.
Колба предназначена для крепления иглы в иглодержателе.
Лезвие иглы является основной несущей частью иглы. Диаметр лезвия иглы определяет прочность иглы. Чем выше диаметр, тем прочнее игла. Диаметр иглызависит от номера иглы. Пример: при номере иглы N = 100 диаметр ее лезвия d = 1 мм.
Острие иглы служит для прокола материала. В зависимости от плотности и свойств материала применяют иглы с различной формой острия (круглую, овальную, лопаточкой, трехгранную и др.). Различная форма острия позволяет уменьшить не только усилие прокола материала, но и дефект от прокола: прорубаемость материала.
Длинный желобок предназначен для уменьшения трения игольной нитки о материал и лезвие иглы и возможности ее обрыва.
Короткая выемка служит для улучшения захвата игольной петли носиком челнока.
Все иглы различают по типу, обозначениям формы исполнения колбы, лезвия и острия иглы. Иглы для шитья на машине выбирают с учетом свойств обрабатываемого материала (плотность, цвет и др.) и крутки ниток.
При шитье синтетических материалов применяют иглы с керамическим покрытием. За счет этого уменьшается нагрев иглы, коэффициент сопротивления и плавления материала, не образуется статический заряд, и увеличивается прочность иглы.
Иглы с алмазным покрытием имеют высокую износостойкость, что позволяет значительно уменьшить нагрев иглы. Снижается вероятность обрыва нити.
|
Вращающийся (ротационный) челнок может иметь горизонтальную или вертикальную или наклонную ось вращения. Вращающиеся челноки конструктивно выполнены, как правило, равномерно вращающимися, хотя могут быть специальные конструкции машины с неравномерно вращающимися челноками.
Эти челночные устройства состоят из шести основных конструктивных частей: корпуса, шпуледержателя, скоб (направляющих полуколец), шпульного колпачка и шпульки.
Подвижной конструктивной частью всех челночных устройств является корпус.
Шпульный колпачок удерживает шпульку. Регулируя прижатие пластинчатой пружины, на нем можно менять натяжение челночной нитки.
3. Механизм нитепритягивателя подает нитку игле, челноку, затягивает стежок.
В тихоходных челночных машинах применяется кулачковый нитепритягиватель.
В среднескоростных машинах применяется шарнирно-стержневой нитепритягиватель.
В высокоскоростных машинах применяется вращающийся нитепритягиватель. Нитепритягиватель обычно выступает из корпуса и закрыт предохранительным щитком.
4. Механизм перемещения материала может быть выполнен в виде одинарной, двойной или тройной системы.
Это зависит от физико-механических свойств применяемых материалов (Например: толстая кожа или тонкий шелк), а также от заданной операции пошива, т. е. требуется или нет посадка материала.
Одинарная система состоит из рейки и лапки или дифференциального механизма.
Двойные системы, как правило, осуществляют продвижение материала рейкой и отклоняющейся вдоль линии строчки иглой или нижней и верхней зубчатыми рейками, а также рейкой и роликом или двумя роликами.
Тройные системы осуществляют продвижение материала нижней и верхней зубчатыми рейками и отклоняющейся вдоль линии строчки иглой.