Устройство и работа бытовой швейной машины 5 класс
Урок технологии в 5-м классе по теме «Бытовая швейная машина». Раздел «Элементы машиноведения»
Разделы: Технология
Раздел: Элементы машиноведения
Тема: Бытовая швейная машина
Практическая работа: Выполнение тренировочных упражнений в шитье на незаправленной машине
Методы обучения: словесный, наглядный, практический
Словарная работа: бытовая швейная машина, детали швейной машины, приводы швейной машины, машинные работы
Тип урока: изучение нового материала, формирование умений и навыков
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний учащихся
Хоть ворчит, но без угроз,
А внутри его – мороз,
Потому-то в нем еда
Очень свежая всегда. (Холодильник)
Если мятая одежда,
На него одна надежда.
Юбка, брюки, покрывало…
И морщин как не бывало! (Утюг)
Беседа
– Назовите одним словом. Пылесос, холодильник, утюг, телевизор, компьютер, будильник… – что это? (Бытовые предметы – машины)
– Для чего они предназначены? (Они помогают нам)
– Да, вы правы. Эти машины предназначены для облегчения домашних работ, для создания комфорта в повседневной жизни человека, высвобождают его для отдыха, занятий спортом, любимым делом.
Задание 2: Отгадайте еще одну загадку про бытовую машину, которая тоже является помощником в доме:
На полянке шерстяной
Пляшет тонконожка,
Из-под туфельки стальной
Выползает стежка (Швейная машина)
III. Целеполагание
Сегодня на уроке я познакомлю вас со швейной машиной, с историей ее появления, мы будем учиться готовить машину к работе, выполним тренировочные упражнения в шитье на незаправленной машине.
Ваши успехи в шитье во многом зависят от того, насколько хорошо вы научитесь пользоваться швейной машиной.
IV. Изучение нового материала
Швейная машина – это устройство, предназначенное для сшивания текстильных материалов и кожи, для изготовления одежды, обуви и других швейных изделий с помощью швейных ниток.
Швейные машины нужны не только для того, чтобы шить одежду. Есть немало хобби, которые связаны с шитьем – например, квилтинг, соединение разноцветных лоскутков в оригинальные пестрые одеяла или художественные панно. Но во всех случаях, когда необходимо соединить друг с другом несколько деталей, швейные машинки могут помочь.
Желание одеваться красиво, модно и оригинально, иметь уютный дом и время от времени творить маленькие или большие рукодельные чудеса присуще каждой женщине. Сегодня существует огромный выбор готовых вещей – и для гардероба, и для придания уюта дому, достаточно только пройтись по магазинам. Но все же остается немало людей, которые хотели бы создавать уют собственными руками, а в своем шкафу иметь вещи оригинальные, эксклюзивные, выполненные в единственном экземпляре.
Еще в давние времена умение шить считалось одним из главных достоинств женщин. Они проводили за шитьем круглые сутки, создавая с помощью обычной иголки с ниткой наряды для своего гардероба и одежду для всей семьи. Это была тонкая, кропотливая работа, поэтому люди оценили ее по достоинству, создав «Памятник портнихе».
Иллюстрация «Памятник портнихе» (Приложение 2)
Рукодельницы и представить себе не могли, что когда-нибудь появится магазин швейных машинок, где можно будет купить чудо-устройство, способное шить самостоятельно.
Знакомство с историей швейной машины
Первые швейные машины были изобретены еще в конце XVIII столетия. Их создатели постарались скопировать обычный ручной стежок, в связи с чем такие машины работали медленно, но ненадежно.
Первый проект швейной машины был предложен в конце 15 века Леонардом да Винчи.
Немец Карл Вензенталь изобрел машину, копирующую ручной стежок.
Американец Уолтер Хант – первую машину челночного стежка.
Другой американец Элиас Хоу считается отцом швейных машин, он создал машинку челночного стежка, которая заменяла труд пяти портных.
Швейные машинки стали выставляться в музеях и на выставках, вызывая восторг и большой интерес у публики, а создатели стремились их причудливо украсить.
На вопрос: «Кто изобрел швейную машину?» – большинство, не задумываясь, ответят – Зингер.
Действительно, швейная машинка, изобретенная Исааком Зингером, была практически доведен до современного вида и пользовалось большим спросом. Купленные прабабушками, они до сих пор исправно работают в некоторых семьях. Зингер, получая патент на свое изобретение, из множества узлов и деталей запатентовал только одно устройство: иглу с ушком внизу. Сконструировать механическую часть машинки можно было по-разному, но непрерывный шов двумя нитками получается только с помощью иглы новой конструкции.
Швейные машины в своем развитии прошли довольно долгий путь. При этом они значительно изменились, поменялись многие принципы их работы. Вполне возможно, что если бы изобретателям первых швейных машин показали современные швейные машинки, они бы очень удивились и не узнали в них наследниц своих изобретений.
Знакомство с современными швейными машинами
Современная швейная машина сегодня имеет полное право стать частью «умного дома», потому что в своем деле она умеет практически все. Она шьет, вышивает, обметывает, выполняет множество декоративных строчек, прошивает кожу и различные виды тканей, пришивает пуговицы, шьет двойной иглой и даже разноцветными нитками, сама настраивается на оптимальный вариант, подсказывает дальнейшие шаги портнихе и даже подключается к Интернету, чтобы получить свежую информацию для работы. В них автоматизировано практически все – от заправки нитки в иглу до ее обрезки по окончании шитья.
Знакомство с классификацией швейных машин
Специальные машины выполняют только одну определенную технологическую операцию: выполнение петель, пришив пуговиц и т. д.
На универсальных машинах можно выполнять швы различных видов, строчки разной длины и направления, используя специальные приспособления можно выполнять петли и т. д.
Основной элемент электрических швейных машин – это электрический привод. Он представляет собой электромотор, с помощью которого приводится в движение маховое колесо. Управление работой привода обычно осуществляется с помощью ножной педали, причем скорость шитья пропорциональна силе нажатия на педаль. Подавляющее число выпускаемых сегодня бытовых швейных машин снабжены электроприводом – это главное отличие такого типа машин от механических, которые бывают ручными или ножными.
Демонстрация учителем основных деталей швейной машины
Швейные машины могут отличаться по внешним признакам, выполняемым операциям, но все они имеют основные рабочие органы.
Основными рабочими органами швейной машины являются: игла, двигатель ткани, лапка, нитепритягиватель, челнок.
Работу каждого рабочего органа швейной машины обеспечивает соответствующий механизм. Образование строчки обеспечивается слаженной работой всех механизмов.
V. Самостоятельная работа учащихся. Работа с терминами
Знакомство с бытовой универсальной швейной машиной с электрическим приводом
Задание:
1. Найди детали швейной машины по рисунку и на самой швейной машине. Воспользуйся карточкой 1. (Приложение 6)
2. Вклей в рабочую тетрадь карточку.
VI. Физкультминутка
VII. Закрепление знаний учащихся
Упражнение «Проверь себя»
Задание:
Напиши названия деталей швейной машины. Воспользуйся карточкой 2. (Приложение 7)
VIII. Подготовка к выполнению машинных работ
1. Вводный инструктаж учителя
При освоении навыков работы на любой швейной машине, чтобы не причинить вред здоровью, следует выполнять ряд правил.
Задание 1:
Прочитайте правила безопасной работы на швейной машине (учебник, стр. 31). Назовите правила безопасного труда, которые необходимо соблюдать при выполнении машинных работ.
Рабочее место для выполнения машинных работ – это стол, на котором установлен швейная машина и разложены необходимые инструменты, приспособления и детали швейного изделия. Рабочее место должно находиться в полном порядке, на рабочем столе не должно быть посторонних предметов.
Задание 2:
Прочитайте санитарно-гигиенические требования при выполнении машинных работ (учебник, стр. 32). Какие санитарно-гигиенические требования необходимо знать при выполнении машинных работ?
2. Демонстрация подготовки швейной машины учителем
Чтобы подготовить машину к работе, нужно выполнить несколько последовательных действий:
1) подключить машину к электропитанию;
2) включить местное освещение;
3) повернуть маховое колесо на себя и установить нитепритягиватель и игловодитель в крайнее верхнее положение;
4) поднять лапку;
5) подложить ткань, опустить иглу с помощью махового колеса, опустить прижимную лапку;
6) осторожно надавить на педаль электропривода с целью проверки скорости;
7) выполнить пробную строчку.
Какой бы ни была современная швейная машина, для работы на ней необходимо последовательно выполнять приемы работы и четко следовать им. Только при этом условии можно получить качественную строчку и не вызвать поломку иглы.
IX. Практическая работа
Практическая работа 1: Выполнение тренировочных упражнений в шитье на незаправленной машине на лоскуте ткани
Цель: формировать первоначальные навыки подготовки швейной машины к работе
Задание:
1. Подготовь швейную машину к работе.
2. На сложенном вдвое лоскуте ткани нажатием педали проверь скорость шитья.
3. Выполни пробные машинные строчки.
Практическая работа 2:Выполнение контрольного образца на бумаге
Цель: формировать навыки выполнения ровной строчки с поворотом на угол
Задание:
1. На двойном тетрадном листе в клетку по линейке начерти прямую линию.
2. Волнистые и зигзагообразные линии начерти помощью картонного шаблона.
3. Выполни машинные строчки строго по намеченным линиям.
Для учащихся, справившихся раньше с практической работой, предлагается дополнительное задание (по выбору):
1. Разгадать кроссворд.
2. Подготовить рассказ об истории швейной машины, используя материалы стенда. (Приложение 8)
3. По материалам стенда найти информацию о Зингере и ответить на вопрос: «Чем знаменит Зингер у нас в России?». (Приложение 9)
Х. Подведение итогов урока
XI. Инструктаж по выполнению домашнего задания
На следующем уроке мы продолжим знакомиться со швейной машиной и выполним более сложное задание: научимся заправлять машину, выполнять строчки на заправленной машине.
Домашнее задание:
1. Выучить термины, записанные на уроке в тетради.
2. Повторить правила безопасной работы на швейной машине.
3. Принести нитки, лоскут ткани и ножницы.
XII. Заключительное слово учителя:
Умение шить не дается просто так. Мастерицы, из-под рук которых выходят красивые и необычные вещи, не сразу подружились со своими швейными машинами. Поэтому необходимо понимать, что швейные машины – это лишь инструменты. Сами по себе они ничего не сошьют, нужен человек, который будет их использовать, причем использовать умело – только в этом случае результатами своего труда не стыдно будет похвастаться.
Считаю, что цели, поставленные в начале урока, были достигнуты.
Урок технологии 5 класс Бытовая швейная машина
Урок технологии по теме «История создания швейной машины. Классификация швейных машин.
Виды приводов. Строение швейных машин.»
Тип урока: комбинированный: урок сообщения новых знаний.
Цель: знакомство учащихся с историей и устройством бытовой швейной машины, создание условия для формирования навыков работы на ней.
Ознакомить учащихся с устройством бытовой швейной машины, правилами организации рабочего места швеи, правилами техники безопасности при работе.
Способствовать формированию у учащихся навыков работы на бытовой швейной машине
Содействовать воспитанию у учащихся аккуратности в работе, бережного отношения к оборудованию, интереса к швейным работам.
метод стимулирования и мотивации интереса к обучению;
метод контроля и самоконтроля;
Межпредметная связь : ИЗО, русский язык, история.
Ключевые понятия проводимого занятия: швейная машинка, устройство швейной машинки, техника безопасности при работе на швейной машинке.
— проявлять интерес к содержанию предмета занятия;
— осознать потребность в изучении темы;
— самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в результате наблюдения, рассуждения, обсуждения.
— отвечать на вопросы учителя, используя свой жизненный опыт;
— перерабатывать полученную информацию, обобщая её.
— определять цель деятельности;
— с помощью учителя планировать предстоящую практическую деятельность;
— учиться высказывать своё предположение на основе опытов;
-учиться совместно с учителем и другими обучающимися давать эмоциональную оценку деятельности;
— определять степень успешности выполнения своей работы и работы других.
— учиться слушать и слышать, обсуждать предложенную или выявленную проблему;
— доказывать свою точку зрения, подбирая аргументы для объяснения.
— конструировать небольшие устные речевые высказывания на основе проведённых экспериментов.
— знать историю происхождения швейной машинки;
— владеть знаниями об устройстве швейной машинки;
— знать и применять технику безопасности при работе на швейной машине.
II. Актуализация знаний учащихся
( Слайд 1) Отгадайте загадки
(Слайд 2)
Он по комнате ползет,
И гудит, и пыль сосет
Через длинный гибкий нос.
И зовется … (пылесос)
Хоть ворчит, но без угроз,
А внутри его – мороз,
Потому-то в нем еда
Очень свежая всегда. (Холодильник)
Если мятая одежда,
На него одна надежда.
Юбка, брюки, покрывало…
И морщин как не бывало! (Утюг)
– Назовите одним словом. Пылесос, холодильник, утюг, телевизор, компьютер, будильник… – что это? (Бытовые предметы – машины)
– Для чего они предназначены? (Они помогают нам)
– Да, вы правы. Эти машины предназначены для облегчения домашних работ, для создания комфорта в повседневной жизни человека, высвобождают его для отдыха, занятий спортом, любимым делом.
(Слад 4)
Отгадайте еще одну загадку про бытовую машину, которая тоже является помощником в доме:
На полянке шерстяной
Пляшет тонконожка,
Из-под туфельки стальной
Выползает стежка (Швейная машина)
-Как вы, думаете, давно ли существуют швейный машины ?
-Хотелось бы вам научиться шить на швейной машине? (ДА)
— Как вы думаете пригодиться ли вам в будущем умение работать на швейной машине? (ДА)
(Слад 5) Правильно, тема урока «Бытовая швейная машина»
— Давайте сформулируем цели нашего урока.
(Слад 6) Цели
— познакомиться с историей создания швейной машины, классификацией машин,
— познакомиться с устройством бытовой швейной машины с ручным приводом.
Сегодня на уроке вы познакомитесь со швейной машиной, с историей ее появления, овладеете знаниями об устройстве швейной машинки;
Ваши успехи в шитье во многом зависят от того, насколько хорошо вы научитесь пользоваться швейной машиной.
— Откуда же появилась швейная машинка, попробуем ненадолго вернуться в прошлое.
III . Изучение нового материала
(Слад 7) Швейная машина – это устройство, предназначенное для сшивания текстильных материалов и кожи, для изготовления одежды, обуви и других швейных изделий с помощью швейных ниток.
Швейные машины нужны не только для того, чтобы шить одежду. Есть немало хобби, которые связаны с шитьем – например, квилтинг, соединение разноцветных лоскутков в оригинальные пестрые одеяла или художественные панно. Но во всех случаях, когда необходимо соединить друг с другом несколько деталей, швейные машинки могут помочь.
(Слад 8) Желание одеваться красиво, модно и оригинально, иметь уютный дом и время от времени творить маленькие или большие рукодельные чудеса присуще каждой женщине. Сегодня существует огромный выбор готовых вещей – и для гардероба, и для придания уюта дому, достаточно только пройтись по магазинам. Но все же остается немало людей, которые хотели бы создавать уют собственными руками, а в своем шкафу иметь вещи оригинальные, эксклюзивные, выполненные в единственном экземпляре.
Еще в давние времена умение шить считалось одним из главных достоинств женщин. Они проводили за шитьем круглые сутки, создавая с помощью обычной иголки с ниткой наряды для своего гардероба и одежду для всей семьи. Это была тонкая, кропотливая работа, поэтому люди оценили ее по достоинству, создав «Памятник портнихе».
Рукодельницы и представить себе не могли, что когда-нибудь появится магазин швейных машинок, где можно будет купить чудо-устройство, способное шить самостоятельно
Знакомство с историей швейной машины (Слайд 9)
(Слайд 10) Первыми создателями швейной машины считаются голландцы, создавшие машину, облегчающую сшивание больших полотен ткани в мастерских по пошиву парусов. Легенда гласит, что где-то в XIV веке здесь появился огромный колёсный агрегат, который рабочие использовали в парусных мастерских для стачивания длинных кусков материи. Однако голландцы настолько сильно боялись, что у них украдут секрет машины, что до наших дней не дошли не только чертежи, но даже и имя ее создателя.
(Слайд 11) Первые швейные машины были изобретены еще в конце XVIII столетия. Их создатели постарались скопировать обычный ручной стежок, в связи с чем такие машины работали медленно, но ненадежно.
Первый проект швейной машины был предложен в конце 15 века Леонардом да Винчи.
(Слайд 12) В 1775 году немецкий изобретатель Карл Вейзенталь создал швейную машину, которая копировала принцип ручного образования стежка.
В этой машине использовалась игла с ушком по середине. Однониточная швейная машинка делала 200 стежков в минуту.
(Слайд 13) В 1790 году Томас Сейнт разработал чертежи машины для шитья сапог. Машина имела ручной привод и заготовки сапог могли перемещаться относительно иглы при помощи рук. Машина должна была делать отверстия в коже, в которые вручную требовалось продеть нитку. Однако изобретателю так и не удалось сконструировать работающий прототип. Машина долгое время существовала лишь на бумаге. Лишь в 1873 году агрегат, наконец, собрали. Но проверить его в деле не удалось: устройство оказалось неработоспособным. Несмотря на это, Томасу Сенту был выдан первый патент на машину для шитья обуви.
(Слайд 14) Швейная игла Мандерспергера
1814 можно назвать революционным, поскольку именно в этом году австрийский портной Йозеф Мадерспергер придумал иглу с ушком у острия (в точности как у современных швейных машин) и запатентовал её. Но к сожалению он так и не смог создать полноценную швейную машину.
(Слайд 15) Следующим в этом списке, оказался изобретатель Бартоломи Тимоньё. Он в 1830 году создал машину дававшую цепной шов и открыл в 1831 году небольшую швейную фабрику под Парижем. Восемьдесят установленных на ней машинок стали шить форму для французских солдат. Предприятие оказалось успешным. Рабочие, шившие на машинке, справлялись с заказами в разы быстрее, чем рабочие с соседних фабрик, по старинке шьющие иглой. Заказы посыпались на Тимонье как из рога изобилия. Но фабрике не суждено было закрепить успех. Портные, работавшие неподалеку и шившие вручную, почувствовали угрозу и разгромили ее. Тимонье несколько раз пытался начать все сначала, но неудачи преследовали его и, в конце концов, он сдался и умер в нищете, не оставив потомкам даже чертежей своего детища.
(Слайд 17) В 1834 году свою швейную машину спроектировал американский изобретатель Уолтер Хант. Фактически здесь уже были все узлы современной швейной машины: специальная игла с ушком у острия, две шпули с нитками, находящиеся по разные стороны от сшиваемых кусков ткани, и челночный механизм, фиксирующий стежок, протаскивая вторую нить через петлю сделанную из первой нити.
Хант запатентовал свое изобретение, но так и не создал действующую швейную
(Слайд 18) Неизвестно сколько бы еще было придумано вариантов прототипа современной швейной машины, если бы в 1845 году американец Элиас Хоу не изобрел бы первую машину с челноком. Не смотря на ряд существенных недостатков, она была уже более-менее пригодна для шитья, в отличии от своих предшественниц. Швейная машина была высокоскоростной и делала до 300 стежков в минуту. Ее отличительной особенностью были вертикальная подача материала (вместо привычной горизонтальной) и изогнутая игла. Она была запатентована в 1846 году и считалась по тем временам самой совершенной, не смотря на то, что очень часто ломалась. В том же году, он получает патент на своё изобретение, и первые швейные машины поступают в продажу. Портным шить с помощью новинки оказалось в диковинку, они предпочитали делать это вручную, и покупать швейную машинку не спешили.
(Слайд 19) Целых три года изобретатель безуспешно пытался привлечь внимание общественности к себе и своему «детищу» в Америке. Затем решил попытать счастья в Англии. Но и там новинку ждал провал. Практически разоренный, Элиас Хоу был вынужден вернуться обратно в Америку, где внезапно обнаружил, что его изобретение успешно продается. Правда, автором пользующейся спросом швейной машинки значится не он, а другой изобретатель.
( Слайд 21) Одна из первых машин компании «Зингер»
Логотип «Зингер» на швейных машинах
(Слайд 22) В1855 году швейная машинка Зингера получила первый приз на всемирной
выставке в Париже. В 1858 году компании удалось снизить стоимость машины сделав ее доступной для каждого. Швейная машинка «Зингер» стала одним из символов Америки.
(Слайд 23) На вопрос:
Названная в честь своего основателя корпорация «Зингер», крупнейший в мире производитель швейных машинок, уже более150 лет
(Слайд 24) История развития швейных машин в России
В 1900 г. в подмосковном городе Подольске был открыт завод по сборке швейных машин «Зингер» Предприятие начиналось с небольших мастерских.Позже открыли 65 представительств по всей стране. Машинки из России вывозили за границу: в Турцию, Персию, Японию и Китай.
Компания «Зингер» стала «Поставщиком Двора Его Императорского Величества».
(Слайд 25) История завода в г. Подольске
Завод в г. Подольске был одним из самых больших филиалов компании «Зингер» до первой мировой войны. С 1904 по 1914 годы на нем было произведено около 600 тысяч швейных машин разного класса. После революции на предприятие выпускали те же машинки, что и до революции, но под названием сначала «Госшвеймашина», затем «ПМЗ».
После второй мировой войны » Singer » на территории СССР, в чистом виде больше не выпускался.
(Слайд 26) Швейная машина фирмы «Зингер», предназначенная для изготовления закрепок и укрепления петель, пришивания бантиков к обуви и платью.
(Слайд 27 ) Фабрично-ремесленная сапожная швейная машина челночного стежка для пришивания подошвы к
голенищу подольского завода компании «Зингер». На
этой машине мастер-ремесленник тачал и
(Слайд 28 ) Подольская швейная машинка советских времен
(Слайд 29 ) Pfaff — немецкая компания, производитель швейных машинок. Образована в 1862 году когда основатель компании, Георгий Михаэль Пфафф, изготовил свою первую швейную машину
(Слайд 30 ) Конструкторы компании «Пфафф» изобрели
вращающийся челнок двойного обегания (челнок
высокой надежности) и электронный педальный
(Слайд 31 ) Создание швейных машин облегчило труд женщин,сыграло большую роль в развитии прогресса,
дало возможность создавать вещи в больших
количествах и тем самым уменьшить их стоимость.
— Прежде чем приступить к знакомству с современными швейными машинами мы проверим как вы справились с вашим первым заданием.
(Слайд 32 ) Знакомство с современными швейными машинами
(Слайд 33 ) Современная швейная машина сегодня имеет полное право стать частью «умного дома», потому что в своем деле она умеет практически все. Она шьет, вышивает, обметывает, выполняет множество декоративных строчек, прошивает кожу и различные виды тканей, пришивает пуговицы, шьет двойной иглой и даже разноцветными нитками, сама настраивается на оптимальный вариант, подсказывает дальнейшие шаги портнихе и даже подключается к Интернету, чтобы получить свежую информацию для работы. В них автоматизировано практически все – от заправки нитки в иглу до ее обрезки по окончании шитья.
(Слайд 35 ) Классификацией швейных машин
1. Универсальные 2. Специальные 3. Бытовые 4.Полуавтоматы 5. Автоматы
(Слайд 36 ) Все швейные машины различают:
по выполняемым операциям
(Слайд 37 ) Специальные машины выполняют только одну определенную технологическую операцию: выполнение петель, пришив пуговиц и т. д.
На универсальных машинах можно выполнять швы различных видов, строчки разной длины и направления, используя специальные приспособления можно выполнять петли и т. д.
(Слайд 38 ) Виды приводов.
С электрическим приводом
— Ребята, обратите внимание на швейную машину.
— Какой привод у неё?
— Давайте познакомимся с ними.
Демонстрация учителем основных деталей швейной машины
IV. Самостоятельная работа учащихся.
(Слайд 40 ) Знакомство с основными деталями
бытовой швейной машины
1. Найди детали швейной машины по рисунку и на самой швейной машине.
2. Вклей карточку в рабочую тетрадь.
V. Закрепление знаний учащихся
(Слайд 44 )
(Слайд 45 ) Практическая работа « Устройство швейной машины с ручным приводом»
Во время практической работы учащиеся пользуются технологическими картами, проставляют номера элементов швейной машины, используют слова для справок.
VI. Подведение итогов урока
— Чего не хватало, когда шили на машине?
— Чему будем учиться на следующем уроке?
История развития швейной машины.
первый проект швейной машины.
ручная швейная машина однониточная.
швейная машинка однониточная. Но все эти машины были еще не совершенны: шов часто распускался, скорость пошива была низкой.
шв. машинка двухниточная с челночным стежком