Устройство кузова автомобиля сидений дверных механизмов стеклоподъемников
Кузовные запчасти — описание деталей кузова автомобиля и основных частей машины
Кузов легкового автомобиля
Кузова легковых автомобилей подразделяются по числу объемов и по конструкции (рис. 19.2).
Трехобъемный кузов состоит из пассажирского салона, отделения для двигателя и отделения для багажа.
Двухобъемный кузов состоит из пассажирского салона, объединенного с багажником, и отделения для двигателя (отдельно выступающего багажника нет).
Однообъемный кузов имеет один видимый объем, в котором объединены пассажирский салон, отделения для двигателя и багажа, по внешнему виду напоминает кузов микроавтобуса.
Рис. 19.2. Типы кузовов легковых автомобилей
Лимузин (рис. 19.3, а) — закрытый трехобъемный кузов с двумя или тремя рядами сидений, имеющий застекленную перегородку позади переднего сиденья, иногда сиденья среднего ряда — откидные; применяется на легковых автомобилях высшего класса.
Седан (рис. 19.3, б) — закрытый трехобъемный двух- или четырехдверный кузов с двумя (в отдельных случаях с тремя) рядами сидений. В США и Японии эти кузова называют «хэтчбек», в Англии — «салун», в Италии — «берлина», в Германии и Австрии — иногда «лимузин». В США и Англии двухдверные седаны могут называться «котч», «тю-дор», четырехдверные — «фордор». Это — наиболее распространенный тип кузова.
Купе (рис. 19.3, в) (в Италии «берлинетта») — закрытый трехобъемный двухдверный кузов с одним (реже двумя) рядами сидений. Иногда термин «купе» распространяется на двухдверные седаны. Купе с плавно нисходящей назад крышей называют фастбеком. Применяется на легковых автомобилях особо малого класса.
Рис. 19.3. Кузова легковых автомобилей: а — лимузин; б — седан; в — купе; г — универсал;
д — хэтчбек; е — фаэтон; ж — кабриолет; з — родстер; и — пикап
Универсал (рис. 19.3, г) (в США «стейшн вэгон», в Италии «фамиль-яле», в Англии «эстейт», во Франции «бреак») — двухобъемный закрытый трех- или пятидверный грузопассажирский кузов, у которого при складывании заднего ряда сидений увеличивается багажное отделение. Применяется на легковых автомобилях малого и среднего классов.
Хэтчбек (рис. 19.3, д) (называемый также «комби», «лифтбек» и «свингбек») — двухобъемный закрытый трех- или пятидверный кузов с двумя рядами сидений. Представляет собой разновидность закрытого кузова, который занимает промежуточное положение между универсалом и седаном. Багажник отделен в салоне от пассажирского пространства горизонтальной полкой; при складывании заднего ряда сидений площадь багажного отделения увеличивается; применяется на легковых автомобилях особо малого, малого и среднего классов.
Фаэтон (рис. 19.3, е) (устаревшее наименование «торпедо») — полностью открывающийся двух- или трехобъемный кузов, имеющий две или четыре двери, два (реже три) ряда сидений, складной матерчатый верх и съемные матерчатые боковины с окнами. Применяется на легковых автомобилях среднего и высшего классов.
Кабриолет (рис. 19.3, ж) — частично открывающийся трехобъемный двух- или четырехдверный кузов с двумя (реже тремя) рядами сидений, складным матерчатым верхом и жесткими боковинами (боковины иногда могут образовываться выдвигаемыми из дверей оконными рамками); применяется на легковых автомобилях среднего и высшего классов.
Родстер (рис. 19.3, з) («спайдер») — полностью открывающийся трех- или двухобъемный кузов с одним (реже двумя) рядами сидений. У некоторых родстеров вместо багажника — два дополнительных сиденья. В отличие от фаэтона имеет укороченную базу.
Пикап (рис. 19.3, и) — двухобъемный грузопассажирский кузов на базе легковой модели с закрытой кабиной, одним (реже двумя) рядами сидений и грузовой платформой, имеющий откидные скамьи.
Кузов легкового автомобиля ВАЗ-2110 (рис. 19.4) — трехобъемный цельнометаллический сварной четырехдверный седан.
Все детали, кроме навесных, соединяются в единое целое контактной точечной сваркой, а сильнонагруженные детали привариваются дополнительно электродуговой сваркой. Пол кузова включает в себя три основные детали: передний пол 32, средний пол 27, задний пол (на рисунке не показан). Задний пол имеет цельноштампованную нишу 28 для запасного колеса, устанавливаемого из багажника.
Рис. 19.4. Детали кузова легкового автомобиля марки «ВАЗ»: 1 — решетка радиатора; 2 — рамка радиатора; 3 — верхняя поперечина рамки радиатора; 4 — передок; 5— щиток передка; 6 — правое переднее крыло; 7 — капот; 8 — правая передняя дверь; 9 — стойка ветрового окна; 10 — внутренняя панель передней двери; 11— внутренняя панель задней двери; 12 — правая задняя дверь; 13 — усилитель крыши; 14 — порог; 15 — левая боковина; 16 — панель крыши; 17 — опора пружины задней подвески; 18 — крышка багажника; 19 — внутренняя панель крышки багажника; 20 — рамка окна боковины; 21 — задний бампер; 22 — панель боковины; 23 — панель задка; 24 — задняя стойка; 25 — левая задняя дверь; 26 — арка заднего колеса; 27 — средний пол; 28 — ниша запасного колеса; 29 — центральная стойка; 30 — левая передняя дверь; 31 — передняя стойка; 32 — передний пол; 33 — левое переднее крыло; 34 — опора пружины передней подвески; 35 — передний лонжерон; 36 — проушина для буксировки; 37 — панель передка; 38 — передний бампер
Наружные панели боковины выполняются целыми деталями с центральными, передними и задними стойками.
Моторный отсек отделен от пассажирского салона щитком 5 передка, а в передней части он ограничен панелью 37, на которую устанавливается рамка 2 радиатора с ее верхней поперечиной 3. Багажный отсек отделен от салона перегородкой и образован арками задних колес, задним полом и панелью 23. Спереди и сзади установлены энергопоглощающие бамперы 38 и 21, которые при столкновении деформируются и даже разрушаются, но при этом гасится энергия удара и пассажирский салон предохраняется от деформации. С этой же целью отдельные части кузова имеют различную жесткость и, следовательно, различную сопротивляемость ударам при дорожно-транспортных происшествиях. Некоторые детали кузова для усиления их жесткости имеют выштампо-ванные ребра (например, пол 32) или делаются с коробчатым профилем (пороги 14, боковины, центральные стойки 29). Для установки пружин подвески в кузове спереди и сзади выполняются опоры 34 и 17. Для улучшения антикоррозионных свойств часть кузовных панелей оцинкована. Цинковое покрытие нанесено с внутренней стороны на переднюю и среднюю панели пола, боковину кузова, усилитель ветровой стойки, внешние панели крышки багажника и дверей, передние и задние крылья и ряд других деталей. Арки задних колес оцинкованы снаружи. Стыки панелей и сварные швы герметизированы мастикой. После сварки панелей кузов фосфатируют, наносят грунт и окрашивают. Скрытые полости кузова обрабатывают консервантом.
Все стекла гнутые полированные безопасного типа. Ветровое стекло трехслойное, стекла дверей и заднее стекло — закаленные. Заднее стекло с элементом обогрева. Ветровое, заднее и боковые стекла вклеены в проемы кузова и являются частью его силовой схемы.
Двери с опускными стеклами в своих торцах имеют окна вытяжной вентиляции салона. К наружной панели двери прикреплена внутренняя панель, которая служит для размещения механизмов стеклоподъемника, замка и одновременно усиливает жесткость самой двери.
Рис. 19.5. Стеклоподъемник передней двери: 1 — шпильки крепления: 2 — механизм стеклоподъемника: 3 — оболочка троса; 4 — ролики: 5 — трос; 6 — пластина крепления опускного
стекла; 7 — моторедуктор
ник может быть укомплектован электроприводом, который обеспечивается посредством моторедуктора 7.
Замок дверей роторного типа. При закрывании двери на храповик 7 (рис. 19.6) действует палец фиксатора 16, закрепленного на стойке кузова. Храповик поворачивается, и собачка 6 под действием пружины запирает его на первый или второй зуб, обеспечивая предварительное или полное закрывание двери. Храповик и собачка устанавливаются на осях наружного замка. Наружный замок вместе с внутренним замком крепятся двумя винтами к заднему торцу двери. Палец 5 привода замка концом входит во внутренний замок. К наружной панели двери крепится подпружиненная наружная ручка //и выключатель замка 9, который фиксируется на внутренней стороне панели скобой 10. Поводок 13 наружной ручки тягой 14 соединен с рыча-
Рис. 19.6. Замок передней двери: / — рычаг наружного привода; 2 — промежуточный рычаг; 3, 19 — рычаги выключения замка; 4 — корпус наружного замка; 5 — палец привода замка; 6 — собачка; 7 — храповик; 8 — тяга выключения замка; 9 — выключатель замка; 10 — скоба; 11 — наружная ручка двери; 12 — пружина наружной ручки; 13 — поводок; 14 — тяга наружного привода; 15 — кнопка выключения замка; 16 — фиксатор замка; 17 — корпус внутреннего замка; 18 — тяга кнопки выключения; 20 — промежуточная тяга внутренней ручки; 21 — поводок внутренней ручки; 22 — внутренняя ручка двери; 23 — тяга внутреннего привода; 24 — моторедуктор блокировки замка; 25 — винт крепления моторедуктора; 26 — тяга блокировки
гом / наружного привода, а выключатель замка 9 тягой 8 соединен с рычагом 3 выключения замка.
При воздействии на ручку 11 ее поводок 13 давит на тягу 14 и действует на рычаг 1 наружного привода, который, в свою очередь, давит на палец промежуточного рычага 2. Промежуточный рычаг нажимает на палец 5 привода замка. Палец отводит собачку 6 и освобождает храповик 7. Под действием сжатого уплотнителя дверь открывается.
При оттягивании внутренней ручки 22 двери тяга 23 внутреннего привода поворачивает рычаг внутреннего привода, который вторым плечом нажимает на промежуточный рычаг 2, через палец 5 освобождает собачку и храповик — дверь открывается.
В вариантном исполнении замок может иметь электроблокировку, которая осуществляется моторедуктором 24, воздействующим на тягу кнопки выключения.
Капот навешивается на петли по заднему краю передка кузова. Увеличенные отверстия в кронштейнах для петель допускают регулировку положения капота в проеме кузова. В передней части передка устанавливается замок, а на капоте — фиксатор и крючок, предупреждающий открывание капота при движении автомобиля. В открытом положении капот удерживается газонаполненными упорами.
Буферы изготовляются из мелкоячеистого пенополиуретана с добавкой 15 % измельченного стекловолокна. Передний буфер устанавливается верхней частью на упоры передка кузова. Крепление осуществляется двумя винтами по концам буфера к кронштейнам кузова. По нижней кромке буфер крепится вместе с брызговиком пятью гайками, которые навертываются на шпильки передка кузова. Задний буфер крепится к панели задка кузова в верхней части двумя болтами и в нижней части двумя гайками.
Сиденья в зависимости от типа и назначения автомобиля могут быть установлены в кузове в один или два ряда. Переднее сиденье обычно двухместное сплошное или раздельное. Для удобства посадки сиденье делают регулируемым в продольном направлении и по наклону спинки. Заднее сиденье двух- или трехместное, сплошное (диванного типа). Передние и задние сиденья обычно состоят из пружинных металлических каркасов, подушек и спинок, покрытых формованной губчатой резиной и специальной декоративной обивкой.
Переднее сиденье трехдверного легкового автомобиля марки «ВАЗ» (рис. 19.7, а) состоит из двух отдельных сидений, оборудованных съемными, регулируемыми по высоте подголовниками 4 с каркасами 5. Каждое сиденье имеет регулировку в продольном направлении и по углу наклона спинки. Сиденье устанавливается на салазках 9 и качающейся стойке 11. Стойка крепится к полу кузова через кронштейны 12 и имеет два торсиона 13, облегчающих перемещение сиденья вперед. При повороте рукоятки 10 сиденье может перемещаться по салазкам. Основание 1 подушки выполнено штампованным из листовой стали. Каркас 7 спинки — металлический пружинный. Основание и каркас соединены между собой шарнирно, что обеспечивает изменение наклона спинки путем вращения рукоятки 8. Рукоятка 6 служит для управления механизмом опрокидывания спинки сиденья. Подушка 2 и спинка 3, имеющие пенополиуретановую набивку и декоративную обивку, установлены соответственно на основание / и каркас 7.
Заднее сиденье (рис. 19.7, б) трехместное нерегулируемое состоит из подушки 21, спинки 16 и их оснований, которые выполнены из листовой стали. Петли 18 и 22 служат для крепления к полу кузова и складывания сиденья. При складывании подушка откидывается к спинкам пе-
Рис. 19.7. Сиденья переднее (а) и заднее (б) легкового автомобиля марки «ВАЗ»: / — основание; 2, 21 — подушки; 3, 16 — спинки; 4 — подголовник; 5, 7 — каркасы; 6, 8, 10, 14 — рукоятки; 9 — салазки; 11 — стойка; 12 — кронштейн; 13 — торсион; 15 — замок; 17 — обивка; 18,
22 — петли; 19 — набивка; 20 — привод
редних сидений, а спинка укладывается на место подушки. Спинка в нормальном положении удерживается двумя замками 15, управляемыми рукояткой 14, а подушка фиксируется замком с приводом 20.
Ремни безопасности устанавливаются в салоне автомобиля в качестве средства пассивной безопасности и служат для предохранения водителя и пассажиров в случае столкновения автомобиля с другими транспортными средствами или наезда на неподвижные препятствия. Ремни состоят из лямок и языка, который вставляется в специальный замок. Ремни регулируются по длине в соответствии с комплекцией пассажира или водителя.
Общее устройство автомобиля
Основными составными частями в конструкции автомобиля, как мы уже писали выше, являются:
Все они состоят из множества отдельных элементов, деталей, узлов и агрегатов.
Двигатель – это сердце автомобиля. Он является источником механической энергии и приводит наше авто в движение. Наибольшее распространение в автомобилестроении получили двигатели внутреннего сгорания и дизельные моторы. Однако в последние годы все большую популярность завоевывают автомобили, оснащенные электрическими и гибридными двигателями.
Кузов автомобиля может иметь рамную и безрамную конструкцию. Как правило, в современных легковых автомобилях рама отсутствует, а все узлы и агрегаты крепятся непосредственно к кузову. Именно поэтому такой кузов называют несущим – данное конструкторское решение устройства автомобиля позволяет максимально снизить его массу. Советуем также ознакомиться с классификацией автомобилей по типу кузова.
Шасси автомобиля заслуживает отдельного внимания. Оно представляет собой множество механизмов, в задачи которых входит передача крутящего момента от силового агрегата (двигателя) к ведущим колесам, передвижение автомобиля и управление им. Эти группы механизмов называются трансмиссия, ходовая часть и механизм управления автомобилем.
Кроме вышеперечисленных узлов, агрегатов и механизмов абсолютно все автомобили оснащены электрооборудованием, состоящим из источников и потребителей электрического тока.
Электрооборудование автомобиля запускает и дает возможность работать двигателю, освещает и обогревает салон машины, позволяет без проблем передвигаться в темное время суток и в непогоду, поддерживает противоугонную систему, заботиться о нашей с вами безопасности на дороге, превращает автомобиль в концертный зал или даже в кинотеатр, и выполняет множество других полезных и очень важных функций.
Стеклоподъемник: элементы и принцип работы
Чтобы не испортить механизм, не переключайте одновременно кнопки управления в противоположных направлениях и не препятствуйте движению стекла вверх.
Окна в машине открываются и закрываются стеклоподъемниками (СП), приводимыми в движение рукояткой (которую называют еще «веслом») или с кнопки. Первый, механический вариант, не устраивает многих владельцев автомобилей («ГАЗель», «Нива», «УАЗ»), где ручные СП установлены штатно. Поменять устаревший механизм на комфортный кнопочный нетрудно, если знать принцип действия и устройство стеклоподъемника автомобиля.
Элементы стеклоподъемника
Стеклоподъемник в машине – это скрытый под дверной картой механизм для перемещения и удержания в нижнем, верхнем или любом промежуточном положениях бокового остекления автомобиля. Крепится устройство к дверце либо устанавливается на специальный подрамник под обшивкой. СП состоит из трех основных компонентов.
Блок управления
БУ – это коробка с пакетом переключателей для централизованного управления подъемниками опускных стекол. В корпусе с разъемом для подключения находится плата, механизм клавиш и светодиоды для подсветки.
Блок управления стеклоподъемниками
Существует также устройство стеклоподъемника автомобиля, где блок управления обеспечивает автоматическое поднятие или опускание стекла на определенную высоту. Электрические СП бывают:
Электростеклоподъемники можно усовершенствовать, установив доводчики, автоматически закрывающие окна, когда вы ставите машину на сигнализацию.
Устройство СП также нетрудно совместить с охранной системой или сигнализацией. Такие «интеллектуальные» механизмы работают через пульт дистанционно.
Привод
Стеклоподъемник в машине – это механизм, который работает с помощью силового привода, создающего необходимый крутящий момент.
СП оснащены двумя видами приводов:
Вне зависимости от типа исполнительного механизма, в конструкцию СП входят направляющие, которые представляют желобок либо рельсы.
Важные элементы устройства:
Подъемный механизм
Механизмы стеклоподъемника автомобиля- ручные или электрические — в зависимости от принципа работы, представлены в нескольких вариантах:
Подъемный механизм стеклоподъемника
Схема принципа работы
Электросхема задействования ЭСП заложена на плате ЭБУ, а также прилагается к инструкции механизма.
В общих чертах принцип подключения стеклоподъемника состоит в следующем:
Схема принципа работы стеклоподъемника машины:
Схема, принцип работы
Рекомендации по эксплуатации
Механизм стеклоподъемников служит долго, если соблюдать советы по эксплуатации СП:
Чтобы не испортить механизм, не переключайте одновременно кнопки управления в противоположных направлениях и не препятствуйте движению стекла вверх.
4.4. Оборудование кабин, кузовов
Сиденья. В кабинах грузовых автомобилей устанавливаются одноместное сиденье для водителя (рис. 128 и 129) и двухместное для пассажиров. Пассажирское сиденье не регулируется (могут быть элементы регулировки), его подушка устанавливается на подставке, а спинка навешивается на заднюю стенку (могут быть два отдельных сиденья для пассажиров). Для удобства сиденье водителя регулируется в горизонтальном и вертикальном направлениях. В кабине автомобиля марки «КамАЗ» сиденье водителя подрессорено торсионным механизмом и снабжено амортизатором, имеется рычаг, с помощью которого можно регулировать жесткость торсионной подвески. У автомобиля ЗИЛ-4331 сиденье водителя имеет пружинную подвеску с гидравлическим амортизатором, причем жесткость подвески можно менять в зависимости от массы водителя, предусмотрена также регулировка положения сиденья по длине и по углу наклона подушки и спинки.
Рис. 128.
Сиденья водителей автомобилей:
a — ЗИЛ 4314.10; б — КамАЗ-5520; в — ГАЗ-24-11) «Волга»;
1 — неподвижная направляющая; 2 — подвижная направляющая; 3 — малый шарик; 4 — большой шарик; 5 — сепаратор шариков; 6 — рычаг стопора горизонтального перемещения сиденья; 7 — подушка: 8 — спинка; 9 и 10 — верхний и нижний кронштейны крепления спинки; 11 — овальные отверстия; 12 — механизм горизонтального перемещения сиденья; 13 — круглые отверстия; 14 — кронштейн крепления сиденья; 15 — трубчатый каркас; 16 — рычаг регулирования жесткости торсиона; 17 — рычаг регулировки наклона спинки сиденья; 18 — амортизатор; 19— труба торсиона; 20 — поперечина остова; 21 — неподвижные направляющие; 22 — стопор; 23 и 30 — рычаги, фиксирующие положение сиденья при продольном перемещении; 24 — основание сиденья; 25 — гайки регулировки положения передней опоры: 26 — подголовник; 27 — рычаг регулировки наклона спинки; 28 — отверстие для крепления задней стойки; 29 — болт крепления задней стойки
У легковых автомобилей передние сиденья одноместные раздельные, могут регулироваться в продольном направлении, спинка может менять угол наклона. Подушки и спинки сидений, как правило, изготовляются из губчатой резины и обиваются искусственной кожей или декоративной тканью.
Рис. 129.
Переднее сиденье:
1 — основание подушки; 2 — подушка; 3 — спинка; 4 — подголовник; 5 — каркас подголовника; 6 — направляющая подголовника; 7 — шплинт; 8 — облицовка рычага откидывания спинки; 9 — ручка механизма откидывания спинки; 10 — основание спинки; 11 — облицовка механизма регулирования наклона спинки; 12 — прокладка; 13 — держатель ручки механизма регулирования наклона спинки; 14 — болт крепления держателя; 15 — ручка механизма регулирования наклона спинки; 16 — болты крепления салазок; 17 — направляющая салазок; 18 — ручка механизма передвижения; 19 — стойка основания; 20 — передний кронштейн; 21 — шпилька крепления кронштейна; 22 — торсионы
Двери кузова автомобиля ГАЗ-24-10 «Волга» подвешиваются на двух внутренних петлях, крепление которых позволяет регулировать положение двери в проеме кузова. Для фиксации двери в открытом положении имеется специальный ограничитель. Термоизоляция и герметизация кузова обеспечиваются уплотнениями из губчатой резины, наклеенной по всему периметру дверей и крышки багажника, установкой на внутренней стороне капота прокладки из полихлорвиниловой пленки с поролоном. В закрытом положении двери фиксируются замком кулачкового типа и фиксатором.
Замок вмонтирован в дверь, а фиксатор закреплен на стойке кузова. Кулачок имеет два выступа — предохранительный и рабочий. При защелкивании на предохранительный выступ дверь закрывается неплотно, а при защелкивании на рабочий выступ кулачка — плотно. При защелкивании на предохранительный выступ дверь при движении стучит, что служит предупреждением водителю о неплотном ее закрытии. Кулачок замка имеет поводок, приводимый в действие системой тяг и рычагов, позволяющий отпирать замок из салона с помощью внутренней ручки. Дверь можно запирать из салона выключателем с кнопкой, для чего необходимо нажать на нее. При опущенном выключателе дверь нельзя открыть ни снаружи, ни из салона. Для закрытия задних дверей снаружи необходимо нажать аналогичную кнопку замка задней двери и хлопнуть дверью. Передние двери можно запереть снаружи с помощью выключателя замка.
Стеклоподъемники. Механизм стеклоподъемника состоит из зубчатого колеса привода, рычагов и неподвижной и подвижной кулис. Подъем стекла двери осуществляется по желобам с помощью направляющей стеклоподъемника.
Стеклоочистители. Для очистки ветрового стекла автомобиля от воды и снега используется стеклоочиститель. Стеклоочиститель (рис. 130, а) автомобиля «Волга» состоит из электродвигателя с редуктором, концевого выключателя, рычажной системы, щеток и биметаллического предохранителя. Вращательное движение нарезанного на валу якоря червяка системой рычагов превращается в колебательное движение щеток. Переключатель, с помощью которого осуществляется управление стеклоочистителем, расположен на рулевой колонке, он имеет четыре положения: «Выключено», «Малая скорость», «Прерывистая работа» и «Одновременная работа стеклоочистителя и стеклоомывателя». При выключении переключателя щетки продолжают двигаться до тех пор, пока не дойдут до нижнего положения. В этот момент концевой выключатель отключает цепь, и щетки останавливаются. На автомобилях с пневматическим приводом тормозных механизмов могут быть установлены стеклоочистители, которые приводят в действие сжатым воздухом.
Рис. 130.
Приборы очистки ветрового стекла автомобиля «Волга»:
а — стеклоочиститель; б — стеклоомыватель;
1 — ось рычага щетки; 2 — рычаг щетки; 3 — стекло; 4 — щетка; 5 — штекерная колодка; 6 — эксцентрик концевого выключателя; 7 — пластина концевого выключателя; 8 — контакты концевого выключателя; 9 — вал-шестерня; 10 — зубчатое колесо; 11 — корпус редуктора; 12 — вал электродвигателя с червяком; 13 — статор; 14 — электродвигатель привода насоса; 15 — крышка крепления насоса; 16 — бачок; 17 — вал электродвигателя; 18 — муфта; 19 — вал насоса; 20 — корпус насоса; 21 — ротор насоса; 22 — фильтр; 23 — штуцер; 24 — трубка; 25 — пробка бачка
Стеклоомыватель ветрового стекла (рис. 130, б) состоит из бачка, внутри которого установлен насос с приводом от электродвигателя, резиновых шлангов и форсунок, размещенных перед ветровым стеклом.
Зеркало заднего обзора (одно или два) для наблюдения за дорогой сзади автомобиля расположено в салоне над ветровым стеклом или на кронштейнах, выходящих за габаритные размеры автомобиля по ширине.
Исправное техническое состояние стеклоочистителей и стеклоомывате-лей, а также чистота зеркал заднего обзора обеспечивают водителю хороший обзор дороги, чем существенно повышают безопасность движения автомобиля.