Устройство отопления и вентиляции кабины грузового автомобиля

Устройство автомобилей

Вентиляция и отопление кузова

Устройство отопления и вентиляции кабины грузового автомобиля

Вентиляция и отопление кузова предназначены для регулирования воздухообмена и температуры воздуха в салоне (кабине) автомобиля. При этом предусматривается система, препятствующая запотеванию и обмерзанию стекол.
Многие современные автомобили, особенно легковые, оборудуются системами кондиционирования воздуха и системами «климат-контроль», позволяющими водителю и пассажиру чувствовать себя в таком автомобиле комфортно при любых погодных условиях.

Устройство систем отопления различных типов кузовов и кабин рассмотрим на примере конкретных марок отечественных автомобилей.

Отопление кабины автомобиля «КамАЗ»

Горячая жидкость поступает из рубашки охлаждения головки блока цилиндров 13 по подводящим патрубкам 11, 12, 29 через кран 30, который расположен на передней панели 32 кабины рядом с радиатором. По подводящему патрубку 28 горячая жидкость из системы охлаждения двигателя поступает в нижнюю часть радиатора отопителя, где отдает тепло для обогрева салона и по сливному патрубку из верхней части радиатора направляется во всасывающую полость жидкостного насоса системы охлаждения двигателя.

Устройство отопления и вентиляции кабины грузового автомобиля

Кран отопителя регулирует количество поступающей в радиатор жидкости из системы охлаждения двигателя и приводится в действие гибкой тягой 5 от верхнего рычага 19 на щитке привода 18 под панелью приборов слева от водителя. При крайнем левом положении рычага кран полностью перекрыт и жидкость из системы охлаждения в радиатор отопителя не поступает – отопление выключено. При перемещении рычага 19 вправо количество подаваемой в радиатор жидкости увеличивается.

Наружный воздух через решетку облицовочной панели кабины поступает к радиатору отопителя, нагревается и вентилятором через воздухораспределители подается по шлангам 24 к соплам 23 обдува ветрового стекла, к вращающимся дефлекторам 16 на панели приборов и при поднятой заслонке 26 распределителя к ногам водителя и пассажиров. Вращающиеся дефлекторы 16 позволяют направлять воздушный поток на окна дверей, на водителя, пассажиров или дополнительно на ветровое стекло.

Заслонки воздухораспределителя приводятся в действие гибкими тягами от двух нижних рычагов 20 на щитке привода. Мощность воздушного потока, поступающего через радиатор отопителя в кабину (салон), регулируется переключением частоты вращения электродвигателя вентиляторов.

Отопление кабины автомобиля «ВАЗ»

Устройство и принцип действия отопителя салона легкового автомобиля марки «ВАЗ» (рис. 2) аналогичен вышеописанному. Воздух поступает к радиатору отопителя через коробку 8 воздухопритока, а в нее снаружи через продольные отверстия воздухозаборной решетки капота.

Устройство отопления и вентиляции кабины грузового автомобиля

Крышка 3 воздухопритока, управляемая рукояткой 17, позволяет регулировать количество поступающего воздуха. Принудительное нагнетание воздуха обеспечивается вентилятором осевого или центробежного типа. Количество поступающей в радиатор отопителя жидкости регулируется краном 9, который управляется рычагом 18. Воздух поступает в салон через верхние поворотные дефлекторы 1 и воздухопроводы 2, 14.
При воздействии на рычаг 15 закрывается или приоткрывается крышка 10 воздухораспределителя, при этом воздух целиком поступает через дефлекторы 1 (при закрытой крышке) или частично через воздухопровод 14 к ногам водителя и пассажиров (при открытой крышке).
Принципиальная схема работы отопителя приведена на рисунке ниже.

Устройство отопления и вентиляции кабины грузового автомобиля

При использовании системы отопления следует учитывать, что в современных автомобилях забор воздуха, проходящего через радиатор отопителя, может осуществляться из внешней среды за пределами кузова, или из внутреннего объема кузова. В последнем случае прогрев воздуха в салоне (кабине) будет более интенсивным, но при этом возможно запотевание стекол автомобиля, поскольку воздух внутри салона имеет повышенную влажность из-за дыхания находящихся в нем водителя и пассажиров, и конденсат оседает на стеклах, лишая их прозрачности. Чтобы избавиться от запотевания стекол следует переключиться на воздухозабор извне салона, или приоткрыть стекла (вентиляционный люк) в кабине или салоне автомобиля.

Отопление салона автобусов

Отопление салона автобусов осуществляется с помощью калориферной системы, в которой теплый воздух поступает от радиатора системы охлаждения двигателя в отопительные каналы кузова и далее в салон и кабину водителя.

Вентиляция кабины и салона

Вентиляция кабины грузового автомобиля «КамАЗ» осуществляется с помощью поворотных форточек, опускных стекол дверей и вентиляционного люка крыши (естественная вентиляция). Вентиляционный люк 5 (рис. 3) может иметь четыре фиксированных положения, создавая или нагнетающую, или эжекционную вентиляцию. Возможна вентиляция через систему отопления летом при отключенном кране отопителя. С помощью вентиляторов отопителя можно создать принудительную вентиляцию в кабине.

Устройство отопления и вентиляции кабины грузового автомобиля

Легковые автомобили имеют естественную приточную и вытяжную вентиляцию салона кузова. Естественная вентиляция происходит при опускании стекол дверей и открывании поворотных форточек в окнах дверей (при наличии). Приточная вентиляция осуществляется через воздухозаборник 1 и систему отопления, а вытяжная – через отверстия 3 на боковинах кузова и перфорированную облицовку 2 внутренней поверхности крыши.
Системы вентиляции кузова современных легковых автомобилей оснащаются фильтрами для очистки поступающего в салон воздуха.

Вентиляция салона кузова автобуса осуществляется с помощью системы отопления, открывающихся боковых окон, вентиляционных люков 5, расположенных в крыше, и воздухозаборника 4, расположенного под козырьком передней части автобуса.

Источник

Система отопления и вентиляции автомобиля КАМАЗ

Отопление кабины — водяное, от системы охлаждения двигателя, что позволяет устанавливать оптимальную температуру в кабине в любое время года и предохраняет стекла от замерзания

Устройство отопления и вентиляции кабины грузового автомобиля

Отопитель кабины состоит из радиатора с краном 10, двух вентиляторов с электродвигателями, распределителей горячего воздуха с заслонками, двух распределителей воздуха и органов управления.

Радиатор 8 установлен в нише за облицовочной панелью и включен в систему охлаждения двигателя. Горячая жидкость поступает в радиатор по подводящему шлангу 11 через кран 10 отопителя.

Пройдя через радиатор, жидкость по доводящему шлангу 12 отопителя поступает в нижний бачок радиатора 14 системы охлаждения двигателя.

Наружный воздух проходит к радиатору через решетку облицовочной панели.

Пройдя через радиатор, нагретый воздух двумя вентиляторами подается по воздуховодам к соплам обдува ветровых стекол. К ногам водителя и пассажиров воздух подается через отверстия воздухораспределителей.

Для направления воздуха на стекла дверей служат распределители 1 воздуха, установленные на панели приборов с левой и правой сторон. Решетки распределителей воздуха в горизонтальной плоскости поворачиваются на 360°.

Тепловой поток регулируйте краном отопителя, а также изменением частоты вращения рабочих колес вентиляторов.

Для получения максимального теплового потока кран отопителя должен быть полностью открыт, электродвигатели 19 вентилятора должны работать с максимальной частотой вращения, заслонки в распределительных каналах должны быть открыты полностью.

При подаче в кабину перегретого воздуха прикройте кран отопителя.

Для дальнейшего уменьшения подачи в кабину теплого воздуха переключите, электродвигатели вентиляторов на более низкую частоту вращения или выключите их. В этом случае воздух подается в кабину за счет скоростного напора, возникающего при движении автомобиля.

Эффективность работы отопителя зависит от температуры жидкости в системе охлаждения двигателя. При температуре» жидкости ниже 75ºС эффективность работы отопителя резко падает.

Кран отопителя зимой должен быть полностью открыт.

Кран и заслонки воздухораспределителей управляются рычагами привода 2, расположенными под приборным щитком, слева от рулевой колонки.

Верхний рычаг управляет краном отопителя, а два нижних рычага — заслонками правого и левого воздухораспределителей. Промежуточные, положения рычагов позволяют плавно изменять эффективность обогрева кабины и ветровых стекол;

Клавишный переключатель электродвигателей вентиляторов расположен на панели предохранителей справа от рулевой Колонки.

При работе отопителя не закрывайте полностью кран отопителя, так как при этом нарушается циркуляция жидкости через радиатор.

Вентиляция кабины естественная — используется встречный поток воздуха при движении автомобиля.

Для вентиляции кабины используйте поворотные форточки, опустите стекла дверей, откройте на крыше вентиляционный люк, который устанавливается в четырех фиксированных положениях.

Замена отопителя

Устройство отопления и вентиляции кабины грузового автомобиля

Отопитель обычно заменяют при течи и механических повреждениях радиатора, повреждениях кожухов, крыльчаток и электродвигателей, ухудшающих работу отопителя

Потребуются инструменты: ключи на 10, 12, отвертка, посуда для охлаждающей жидкости

Подготавливаем автомобиль и выключаем аккумулятор

Устанавливаем рычаг управления краном отопителя в положение «открыто»

Сливаем охлаждающую жидкость (8-9 л) из системы охлаждения двигателя

Устройство отопления и вентиляции кабины грузового автомобиля

Разъединяем штекерные разъемы электродвигателей вентиляторов

Выкручиваем винты 1 и снимаем кожух 2 вентилятора

Выкручиваем винты 4 крепления фланцев 5 и снимаем рабочие колеса 19 с электродвигателями в сборе

Ослабляем хомутики 8 и отсоединяем от распределителя горячего воздуха 9 шланги 6 и 7 обдува боковых и ветровых стекол

Выкручиваем винты 10 крепления улиток 3 вентиляторов с распределителями в сборе к панели 18 отопителя и снимаем улитки

Поднимаем переднюю облицовочную панель кабины

Ослабляем хомутики 16 и отсоединяем от радиатора 12 отопителя шланги: передний подводящий 14 и отводящий 15

Выкручиваем болты 13 крепления радиатора к кожуху 17 отопителя и снимаем радиатор

Установка отопителя

Устанавливаем радиатор 12 отопителя в кожух 17 отопителя, проверив наличие и исправность уплотнителя 11

Вкручиваем болты 13 крепления радиатора к люку панели отопителя

Подсоединяем к патрубкам радиатора шланги 14 и 15, закрепляем их хомутиками 16

Подсоединяем к панели 18 отопителя улитки 3 вентиляторов с распределителями в сборе и вкручиваем винты 10

Подсоединяем к патрубкам распределителей 9 воздуха шланги 6 и 7 обдува боковых стекол и ветрового стекла и закрепляем шланги хомутами

Устанавливаем в улитках 3 рабочие колеса 19 с электродвигателями в сборе и закрепляем фланцы 5 на улитках винтами 4

Устанавливаем кожух 2 вентиляторов и закрепляем его винтами 1

Соединяем штекерные разъемы электродвигателей вентиляторов

Доливаем в систему охлаждения двигателя охлаждающую жидкость до нормального уровня

Запускаем двигатель и проверяем работу системы отопления

Опускаем переднюю облицовочную панель кабины

Источник

Комфорт в кабине грузовика, система отопления и система холодного пуска

Сегодня мы рассмотрим новые модули в системе ELECTUDE, переведённые на русский язык. В фокусе – зона комфорта автомобиля. Остановимся на таких важных вопросах, как комфорт в кабине грузовика, система отопления, система холодного пуска.

Температура наружного воздуха влияет на температуру в кабине грузового автомобиля. Когда на улице тепло, кабина прогревается. Когда на улице холодно, кабина остывает.

Для контроля климата в кабине многие грузовые автомобили оснащены кондиционером и отоплением.

Устройство отопления и вентиляции кабины грузового автомобиля

Человек чувствует себя комфортно при определённой температуре и влажности. Зона, в которой комфортно находиться, называется зоной комфорта.

Если в кабине холодно, то в неё нужно подавать тёплый воздух. Если в кабине жарко, то температуру надо снижать. Важно отметить, что влажность должна оставаться в определённом диапазоне. Вы можете её уменьшить, но увеличить нельзя.

Устройство отопления и вентиляции кабины грузового автомобиля

В систему климат-контроля входит отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха. Все эти системы регулируют температуру и влажность в кабине.

Чтобы нагреть воздух в кабине, можно включить обогрев. Вентиляция контролирует скорость и направление воздушного потока. Система кондиционирования воздуха охлаждает тёплый воздух и уменьшает влажность.

Устройство отопления и вентиляции кабины грузового автомобиля

Система отопления

Виды автомобильных систем отопления

Существует два типа автомобильных систем отопления:

Электрические, бензиновые обогреватели – более распространённый вариант для легковых авто (в силу их компактности).

Что получает водитель благодаря системе отопления?

Выгоды от использования качественной системы отопления очевидны:

1. Комфорт для водителя. Он садится в теплый салон с чистыми стеклами.
2. Увеличение срока эксплуатации авто. Не нужно прибегать к холодному пуску с загустевшим, холодным маслом. Существенно снижается износ мотора.

Содержимое модуля «Система отопления»

Температура наружного воздуха изменчива и зависит от сопутствующих факторов: иногда на улице холодно, иногда тепло. Для того, чтобы в кабине грузового транспорта всегда поддерживались комфортные условия, был придуман отопитель (печка).

Устройство отопления и вентиляции кабины грузового автомобиля

Система смешивания воздуха

При изменении положения воздушного клапана соотношение между количеством горячего и холодного воздуха изменяется, тем самым регулируя температуру воздушного потока, который поступает в кабину.
Устройство отопления и вентиляции кабины грузового автомобиля

Система контроля жидкости

Ещё одним способом контроля температуры потока воздуха является использование расходного клапана отопителя.

Кроме того существуют системы, в которых кроме расходного клапана используется щиток управления, а также регулирующая заслонка. Такая система называется комбинированной системой управления

Устройство отопления и вентиляции кабины грузового автомобиля

Теплообменник отопителя

Прежде, чем поступить в кабину наружный воздух нужно нагреть. Эту функцию выполняет теплообменник отопителя. Радиатор получает тепло от охлаждающей жидкости, которая нагревается при контакте с горячим двигателем. С помощью полученного тепла радиатор-отопитель обогревает кабину грузовика.

Чтобы нагревать поток воздуха, обогреватель размещается в кабине под инструментальной панелью.

Устройство отопления и вентиляции кабины грузового автомобиля

Устройство

Между трубами расположены рёбра для увеличения площади поверхности теплообменника.

В бачках для охлаждающей жидкости расположены направляющие рёбра, благодаря которым поток охлаждающей жидкости проходит от подающей трубке к возвратной.

Устройство отопления и вентиляции кабины грузового автомобиля

Горячая охлаждающая жидкость нагревает отопитель. Тепло от обменника поступает к более холодному воздушному потоку и нагревает его.

Устройство отопления и вентиляции кабины грузового автомобиля

Устройство отопления и вентиляции кабины грузового автомобиля

Система холодного пуска

Если на улице очень холодно, то запустить двигатель может быть очень трудно.

Причины этого следующие:

Потеря электрической ёмкости аккумулятором.

Высокое механическое сопротивление в двигателе из-за густого моторного масла (высокая вязкость).

Плохое самовоспламенение дизельного топлива из-за слишком низкой конечной температуры сжатия (дизельному топливу нужны достаточно высокие температуры для самовоспламенения).

Для каждой из этих проблем есть решение: так называемые системы холодного пуска:

Свечи накаливания используются для подогрева камеры сгорания в цилиндре. Это приводит к повышению температуры после такта сжатия, и двигатель легче запускается. Свеча накаливания установлена в каждом цилиндре.

Устройство отопления и вентиляции кабины грузового автомобиля

Запальная свеча накаливания нагревает впускной коллектор, который служит для подогрева воздух, поступающий в двигатель.
Устройство отопления и вентиляции кабины грузового автомобиля

Элемент холодного пуска находится в системе пуска воздуха двигателя. Внутри элемента находится нить накала. Когда подогреватель включён, электрический ток течёт через нить накала, что вызывает нагрев элемента подогревателя и подогрев воздуха, поступающего в двигатель. Из-за тёплого воздуха, поступающего в двигатель, в цилиндре достигается более высокая конечная температура сжатия. Благодаря этому поступающее топливо воспламеняется быстрее.

Устройство отопления и вентиляции кабины грузового автомобиля

Подогреватель блока двигателя – это электрический нагревательный элемент. Этот элемент установлен в канале охлаждающей жидкости блока двигателя и нагревает охлаждающую жидкость. Охлаждающая жидкость, в свою очередь, нагревает блок двигателя. Нагревательный элемент обычно находится сбоку цилиндра и устанавливается вместо заглушки рубашки охлаждения.
Устройство отопления и вентиляции кабины грузового автомобиля

Подогреватель охлаждающей жидкости нагревает охлаждающую жидкость, которая передаёт тепло моторному маслу. Масло становится более жидким и уменьшает трение. Блок двигателя тоже нагревается. Тёплый двигатель запускается легче, чем холодный.

Устройство отопления и вентиляции кабины грузового автомобиля

Закрепить теорию, раскрытую в модулях, всем, кто обучается посредством платформы ELECTUDE, помогут активные симуляции. Этот тот неотъемлемый компонент системы ELECTUDE, с которым прямо в процессе обучения Вы сможете не только получать, закреплять знания, но и вырабатывать навыки, в том числе, и навыки работы с системой отопления и холодного пуска.

Источник

Устройство отопления и вентиляции кабины грузового автомобиля

Для обогрева кузова или кабины в холодное время применяют специальную отопительную систему, использующую тепло воды, циркулирующей в системе охлаждения двигателя.

У автомобиля «Волга» в отопительную систему входят: наружный люк воздухопритока с крышкой и с предохранительной сеткой для входа свежего воздуха, радиатор (теплообменник), воздухораспределительная труба с заслонкой, электрический вентилятор, внутренний люк с рукояткой и рукоятки управления.

Все части системы смонтированы под передним щитком кузова в специальном коробе. Радиатор, установленный в коробе и закрытый кожухом, соединен трубками с системой охлаждения двигателя. Штуцер подводящей трубки снабжен краном.

Рекламные предложения на основе ваших интересов:
Дополнительные материалы по теме:

Наружный воздух при открытой крышке, управляемой рукояткой, поступает через люк воздухопритока внутрь отопителя, предварительно очищаясь в фильтре; проходя через радиатор, воздух подогревается и с помощью вентилятора нагнетается по трубе в переднее отделение кузова и по трубе подводится в заднее отделение. Вследствие небольшого избыточного давления нагретого воздуха в кузове устраняется приток холодного воздуха через щели и неплотности. Часть нагретого воздуха от радиатора нагнетается вентилятором через патрубки в кожух с отверстиями для обогрева ветрового стекла. К правому патрубку воздух подводится по гофрированному шлангу.

Изменяя положение заслонки, установленной в воздухораспределительной трубе, можно изменять количество теплого воздуха, поступающего на обдув ветрового стекла, за счет уменьшения поступления его в кузов. Открывая рукояткой внутренний люк, можно направлять свежий воздух непосредственно в кузов без подогрева, обеспечивая его вентиляцию.

Управление отопительной системой осуществляется двумя рукоятками и на щитке. Верхней рукояткой изменяется открытие крышки люка воздухопритока, а нижней рукояткой изменяется положение заслонки, регулирующей поступление нагретого воздуха в кузов и на ветровое стекло. Положение рукояток «О» соответствует полному открытию люка или заслонки, положение «3» — закрытию. Вентилятор включается рукояткой, при этом в ней загорается сигнальная лампа. Поворотом рукоятки трех-позиционного переключателя регулируют число оборотов вентилятора. Ранее система отопления и вентиляции имела несколько другое устройство.

У автомобиля «Москвич-408» в отопительную систему кузова входят: наружный люк воздухопритока с крышкой; внутренний люк с крышкой; электрический вентилятор, установленный в кожухе; радиатор, соединенный подводящим и отводящим шлангами с системой охлаждения двигателя; корпус отопителя с заслонками обогрева кузова и три воздухопровода с наконечниками для обдува ветрового стекла. Отопитель расположен под щитком кузова. Крышка люка наружного воздухопритока управляется рукояткой, а крышка люка внутреннего воздухопритока — рукояткой. Приток воздуха в ку-зоз регулируется величиной открытия заслонок отопителя, устанавливаемых в нужном полоялении рукой. Включение вентилятора осуществляется рукояткой, расположенной на щитке приборов, поворотом которой можно получить две скорости вращения вентилятора. Для включения отопителя на подводящем шланге установлен кран, управляемый рукояткой. Изменяя положение заслонок отопителя, можно регулировать поступление нагретого воздуха в кузов и на обдув ветрового стекла.

Устройство отопления и вентиляции кабины грузового автомобиля

Устройство отопления и вентиляции кабины грузового автомобиля

Устройство отопления и вентиляции кабины грузового автомобиля

На других легковых и грузовых автомобилях отопительная система имеет устройство и принцип действия, в основном аналогичные устройству и принципу действия отопительных система, рассмотренных выше.

Кабины грузовых автомобилей и кузова легковых автомобилей оборудуются системой отопления и вентиляции. Принцип действия отопителей одинаков у всех автомобилей. Горячая вода поступает в отопитель из системы охлаждения двигателя через краник, установленный на головке цилиндров. В летнее время краник закрывается и отключает подачу горячей воды в отопитель. Конструктивно отопитель объединен с устройством для вентиляции.

Для создания направленной циркуляции воздуха отопитель имеет вентилятор, который забирает свежий воздух в передней части автомобиля и направляет его в радиатор отопителя и далее в распределительный канал. При помощи заслонки, расположенной в канале, можно изменять распределение воздуха, поступающего для обогрева пассажирского помещения и ветрового стекла. Стремясь повысить эффективность работы системы отопления при низких температурах окружающего воздуха, прибегают к так называемой рециркуляции воздуха, т. е. используют для циркуляции один и тот же воздух, который в этом случае все время будет находиться в кругообороте отопитель — кабина — отопитель.

Пользуясь отопителем на стоянке, при работающем двигателе закрывают крышку и открывают крышку внутреннего люка. В этом случае воздух циркулирует в пределах кабины, т. е. создается рециркуляция.

Устройство отопления и вентиляции кабины грузового автомобиля

Отопитепь эффективно работает только при хорошо прогретом двигателе, когда температура воды в системе охлаждения двигателя достигла не менее 80 градусов.

В летнее время для вентиляции кабины полностью открывают крышку воздухо-притока, а также крышку внутреннего люка.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *