Устройство приборов освещения автомобиля
Система освещения автомобиля
Любой автомобиль невозможно было бы использовать в ночное время суток, а также в условиях ограниченной видимости из-за погодных осадков, без использования осветительных приборов. Их наличие дает возможность освещать дорожное полотно, сигнализировать о выполнении маневрирования и остановке автомобиля.
В современном авто используется большое количество осветительных приборов и всех их объединяет система освещения автомобиля. Эта система выполняет несколько важнейших функций – освещение дороги и обочины, передача участникам на дороге информации об автомобиле (его габаритные размеры, направление движения, маневрирование). Также эта система обеспечивает освещение салона, грузового и подкапотного пространств. Поэтому она подразделяется на два вида – внешнее освещение автомобиля, и внутреннее.
Внешние осветительные приборы
К внешним осветительным приборам относятся – передние фары, противотуманные фары, поворотники, задние блок-фары, осветители номерного знака.
Передние фары обеспечивают освещение дороги впереди автомобиля и предоставление информации встречному и впереди идущему транспорту информации о габаритах авто. На каждом автомобиле таких фар две, и расположены они симметрично справа и слева. На большинстве автомобилей передняя фара имеет единый корпус, при этом в нем заключено сразу несколько осветительных элементов – ближний и дальний свет, габаритные огни, дневные ходовые огни. На современных моделях в корпус часто помещаются также и поворотники, хотя не всегда.
Для освещения дороги при условии, что впереди движется встречный транспорт, применяется ближний свет. Этот свет является асимметричным, что обеспечивает более лучшее освещение правой стороны трассы и обочины и неинтенсивным, чтобы не слепить водителей впереди идущего транспорта.
Дальний же свет фар тоже применяется для освещения дорожного полотна, но, лишь когда впереди нет движущегося транспорта. Этот свет является более интенсивным и мощным, позволяя осветить дорогу на большее расстояние впереди автомобиля.
Габаритные огни и поворотники
Габаритные огни предоставляют информацию водителям других транспортных средств о размерах автомобиля. Часто эти огни используются во время остановок для обозначения авто и его положения, когда головной свет тушится. Габаритные огни помимо передних фар еще располагаются и в задних блок-фарах.
Поворотники предоставляют другим водителям на дороге информацию о совершении маневрирования (поворот, смена полосы передвижения, съезд на обочину для остановки). На многих автомобилях эти осветительные приборы входят в конструкцию передних фар и задних блок-фар, но есть и модели, где поворотники располагаются отдельно и устанавливаются на бамперы. Помимо этого часто имеются еще и дублирующие поворотники на боковых частях автомобиля, а также интегрированные в зеркала заднего вида. Особенностью этих осветительных приборов является то, что все они светят желтым цветом и синхронно, причем не постоянно, а в режиме мигания. То есть, при совершении маневра вправо, водитель переводит рычаг включения поворотов вверх, при этом сразу одновременно и с одной интенсивностью мигания включаются передний, боковой, расположенный на зеркале и задний поворотники с правой стороны.
Также поворотники выполняют роль аварийной сигнализации. При ее включении начинают мигать все лампы поворотов с обеих сторон автомобиля.
ДХО и ПТФ
Дневные ходовые огни (ДХО) нужны для улучшения видимости автомобиля другим участникам во время движения днем. Отличаются от габаритных огней более ярким и интенсивным светом. Появились эти огни в системе освещения сравнительно недавно, поэтому далеко не все авто ими оборудованы. Если машина ими не оснащена, то роль этих огней может выполнять ближний свет или же ПТФ.
Противотуманные фары (ПТФ) нужны для обеспечения лучшего освещения дороги при передвижении в условиях плохой видимости и атмосферных осадков. Они обеспечивают широкий световой луч, у которого усечена верхняя часть. За счет этого свет не отражается от атмосферных осадков, и не слепит водителя, обеспечивая только освещение дороги. Спереди авто противотуманные фары используются парно, сзади же может быть установлен как один, так и два таких фонаря, допускается и полное их отсутствие. Эти фонари являются необязательным осветительным элементом, поэтому используются они далеко не на всех автомобилях. Они располагаются на автомобиле обычно ниже других осветительных приборов и монтируются зачастую в бамперы.
Задние осветительные приборы
Задние блок-фары устанавливаются на автомобиль парно. Как и спереди этот блок совмещает в себе сразу несколько осветительных приборов. Самая простая задняя фара включает в себя габаритные огни и стоп-сигнал. Также в ней дополнительно могут располагаться поворотники и фонарь заднего хода. Если на автомобиле имеются задние противотуманные фары (одна или две), то они могут быть включены в блок-фару или устанавливаться отдельно на бампер. Также к задним осветительным приборам относится фонарь освещения номерного знака.
Стоп-сигнал предназначен для передачи информации другим участникам о том, что автомобиль замедляется или останавливается. Часто помимо блок-фар на авто имеется еще и дублирующий стоп-сигнал, установленный либо на заднем стекле, либо в спойлере.
Фонари заднего хода предоставляют информацию о том, что авто будет двигаться назад, при этом они еще выполняют освещение пространства сзади автомобиля.
Внутренние осветительные приборы
Внутренняя система освещения автомобиля тоже включает в себя значительное количество приборов – салонный плафон, фонари освещения багажника и подкапотного пространства, фонари приборной доски, габаритные огни в дверях автомобиля.
Салонный плафон и фонари багажника и капота обеспечивают освещение этих частей авто в темное время суток. Также часто имеется фонарь и в перчаточном ящике. Все они просто обеспечивают дополнительную комфортабельность при эксплуатации автомобиля в ночное время.
Фонари приборной доски обеспечивают легкое считывание информации с нее во время движения ночью. Габаритные огни в дверях показывают другим участникам движения, что у автомобиля открыта дверь, что влияет на его габариты. В некоторых моделях в нижней части двери расположены подножные фонари. Их задача осветить землю в ночное время при вставании из автомобиля.
Управление системой освещения
Естественно, все осветительные приборы работают не сами по себе, ими управляет водитель, или же они включаются при выполнении определенных действий.
Для включения фар обычно применяется подрулевой переключатель или клавиша, установленная на передней панели. Первое положение – это все осветительные приборы выключены, второе – загораются габаритные огни спереди и сзади, дневные ходовые огни, освещение номерного знака и приборной панели. Третье положение – включается свет фар, при этом остальные фонари продолжают работать.
Переключение между ближним и дальним светом фар выполняется подрулевым переключателем, расположенным с левой стороны. При включении дальнего света фар на приборной панели загорается сигнальная лампа.
Поворотники тоже включаются переключателем, расположенным слева на рулевой колонке за рулем. Часто для включения поворотов и переключения света фар используется один комбинированный переключатель. Для включения аварийной сигнализации применяется отдельная клавиша, установленная на передней панели. Управление противотуманными фонарями обычно выполняется клавишей, расположенной на передней панели.
Стоп-сигнал загорается при нажатии на педаль тормоза. Для того чтобы эти осветительные приборы сработали, используется датчик включения, установленный под педалью. При нажатии она надавливает на датчик и сигнал загорается. Такой же датчик используется и на фонарях заднего хода, но установлен он возле рычага КПП. При включении задней скорости, рычаг воздействует на датчик и огни загораются.
Салонный плафон включается своим переключателем, который обычно расположен рядом с ним. Лампы освещения багажника и подкапотного пространства работают либо от датчиков (при открытии крышки багажника или капота подвижная часть датчика высвобождается, и замыкает контакты, в результате чего лампы загораются), либо от клавиш, установленных рядом с фонарями.
Для включения габаритных огней дверей и подножной подсветки тоже применяются датчики, которые при открытии двери замыкают контакты, и огни загораются.
Система освещения за все время существования претерпела немало изменений и продолжает совершенствоваться. Это повышает безопасность эксплуатации автомобиля и комфорт в темное время суток.
Устройство автомобилей
Осветительные приборы
Большую часть информации о дорожной обстановке, состояния автомобиля, как во время движения, так и на стоянке водитель получает посредством зрения. Видимость на дороге ухудшается с наступлением сумерек, выпадением осадков, появлением тумана, дождя и снегопада.
Для обеспечения безопасного и комфортного управления движением автомобиля в условиях недостаточной видимости служит система освещения, в которую входят головные фары (блок-фары), задние фонари, фонари освещения заднего номерного знака, фонари освещения салона, багажного отделения, моторного отсека и вещевого ящика.
Классификация систем освещения
Современные системы освещения можно разделять по следующим признакам:
Систему переключения между ближним и дальним светом предложили и внедрили в 1915 году специалисты компании Guide Lamp Company. На первых автомобилях, оснащенных двумя типами фар, для того чтобы переключить режим приходилось останавливаться, поскольку переключатели находились непосредственно рядом с фарами. В салон авто рычаг переключения света был перенесен в 1917 году компанией Cadillac (Кадиллак), но поначалу он был ножным.
Противотуманные фары могут использоваться на любом современном автомобиле при езде в плохих погодных условиях: тумане, дожде, снеговых осадках. Их конструктивная особенность заключается в направлении светового луча вниз, на полотно дороги.
Ходовые (дневные) огни – это внешние световые приборы, которые применяются для улучшения видимости в светлое время суток в качестве более экономичной замены ближнего света. Их применение связано, в основном, с требованием включать на движущемся автомобиле ближний свет фар.
Европейская и американская системы освещения различны как по структуре создаваемого светового пучка (нормам на светораспределение), так и по принципам его формирования. Это различие обусловлено, главным образом, особенностями организации дорожного движения и качеством дорог.
Американская и европейская система освещения
Американская система освещения представляет собой размещение в фокальной плоскости параболоидного отражателя источника дальнего света (нить лампы накаливания, ксеноновая дуга и т. п.). Источник ближнего света располагается несколько выше горизонтальной плоскости, проходящей через оптическую ось отражателя, и смещен в левую сторону от нее. Благодаря этому ось светового потока ближнего света наклонена вниз и смещена в сторону к правой обочине дороги; светораспределение симметрично, как показано на рис. 1.
Основной конструктивной особенностью этой системы освещения является использование при формировании светового пучка как ближнего, так и дальнего света всей рабочей поверхности отражателя.
Американская система освещения, как и европейская, допускает двухфарное и четырехфарное исполнение.
Система освещения, называемая европейской, конструктивно выполнена иначе, чем американская. Здесь источник дальнего света имеет подковообразную форму у обычных лам накаливания (типа А12-45 40) и цилиндрическую – у галогенных (ламп типа Н4), и сориентирована вдоль оптической оси отражателя.
Получение ближнего света фар достигается размещением выше источника дальнего света металлического щитка, направляющего пучок света вниз и влево. В европейской системе освещения в режиме ближнего света используется только часть рабочей поверхности отражателя.
Следует учесть, что при прохождении техосмотра в России «американские» фары и головная оптика «праворульных» машин могут создать проблемы, так как нормативный документ, ГОСТ Р 51709-2001, регламентирует «левоасимметричное» распределение света и четкую светотеневую границу.
Четырехфарная система освещения
Необходимость совмещения в одном оптическом элементе двух режимов работы приводит к ухудшению характеристик как дальнего, так и ближнего света. Поэтому, несмотря на ряд преимуществ двухфарной системы: относительно небольшая потребляемая мощность, малый объем при монтаже на автомобиле, низкая себестоимость и технологичность, в США в 60-е годы получила распространение четырехфарная система освещения, в основе которой лежит идея распределения функции освещения по двум типам фар.
Четырехфарная система освещения состоит из четырех фар диаметром 130 мм, которые могут быть установлены как горизонтально, так и вертикально. Наружные и верхние фары всегда являются двухрежимными. Внутренние и нижние фары обеспечивают только дальний свет. При включении дальнего света работают все четыре фары, внутренние фары создают при этом направленный четкий световой пучок прожекторного типа.
Блок-фары
Блок фары со встроенными указателями поворота получили широкое распространение в 80-е годы благодаря некоторому снижению себестоимости комплекта световых приборов и более органичному эстетическому оформлению передней части автомобиля.
Блок-фары, применяемые на современных автомобилях, обычно объединяют приборы освещения и световой сигнализации, к которым относятся фары ближнего и дальнего света, указатели поворотов и габаритные фонари.
Гомофокальные и эллипсоидные отражатели фар
Постоянно увеличивающийся дефицит горючего предопределил тенденцию к снижению коэффициента аэродинамического сопротивления воздушному потоку при движении автомобиля, для чего необходимо обеспечить узкий профиль передней части автомобиля и, следовательно, ограничить высоту фары до минимума.
Эти требования практически полностью исключают использование в конструкциях фар традиционные светооптические схемы, так как для сохранения необходимого светового потока в этом случае требуется значительное увеличение глубины отражателя, что вызывает технологические трудности.
Кроме того, традиционные светооптические схемы, где функция перераспределения светового потока выполняется рассеивателем с глубокими призмами, не допускает его наклона в вертикальной плоскости на угол, больше чем на 25 градусов.
Именно эти обстоятельства привели к разработке принципиально новых конструкций фар.
Фирмой «Лукас» (Великобритания) была предложена конструкция фары, в которой отражатель выполнен в виде объединения нескольких (двух-трех) усеченных параболоидных элементов с различным фокусным расстоянием 20 и 40 мм при совмещенных положениях фокусов. Принцип объединения разнофокусных отражателей называется гомофокальным. Он позволяет подобрать и скомпоновать отражатель из отдельных секторов разнофоркусных отражателей таким образом, чтобы обеспечить формирование заданного светораспределения режимов ближнего и дальнего света с помощью отражателя. Реализация данной светооптической схемы позволила сконструировать фару, полностью удовлетворяющую современным аэродинамическим требованиям.
Эллипсоидные фары головного света, предложенные фирмой «Хелла» (Германия), представляют другое направление развития конструкции фар. Их характерной особенностью является более полное использование светового потока лампы при ближнем свете. Конструкция такой фары содержит эллипсоидный отражатель, в один из фокусов которого установлен источник света. Весь световой поток, отраженный таким отражателем, концентрируется в его втором фокусе, где в режиме ближнего света частично экранируется, что позволяет создать четкую светотеневую границу. Затем пучок корректируется с помощью достаточно простой линзы.
Для получения необходимых значений светотехнических характеристик отражатель снабжают элементами с параболоидными поверхностями, сопряженными с эллипсоидом, и преломляющими световой поток с помощью концентрических призматических элементов. К основным недостаткам этой системы следует отнести технологические трудности, высокую стоимость, а также ограничение в использовании – только в четырехфарной системе освещения.
Пути совершенствования светооптических схем и оптических элементов этим не исчерпываются. Продолжаются работы по использованию систем поляризованного света, волоконной оптики, с помощью компьютерного моделирования разрабатываются конструкции фар и формы отражателей с наиболее рациональным светораспределением.
В современных фарах могут применяться устройства, автоматически ослабляющие слепящие действие фар при встречном разъезде автомобилей и изменяющие направление светового потока при повороте автомобиля. Для управления осветительными и светосигнальными приборами широко используется электроника.
Материалы
Приборы освещения
Классификация приборов освещения
Как классифицируют приборы освещения?
Приборы освещения классифицируют на приборы наружного и внутреннего освещения. К приборам наружного освещения относятся фары, освещающие дорогу на заданном расстоянии перед движущимся автомобилем; фонарь освещения номерного знака; габаритные фонари; лампы освещения указателя маршрута (на автобусах). На отдельных автомобилях могут устанавливаться противотуманные фары, фара-прожектор, фара-искатель и другие.
К приборам внутреннего освещения относятся: плафон для освещения кабины, а на легковых автомобилях и кузова; лампы освещения щитка приборов, подножек, багажника, двигателя, прохода между сидениями в автобусах; переносная лампа.
Что имеется на автомобиле для включения и защиты приборов освещения?
Для включения и выключения приборов освещения на автомобиле установлены центральный и ножной переключатели света фар и других приборов, а также автономные включатели (тумблеры) для включения отдельных ламп. С целью предохранения ламп от перегорания установлены предохранители.
Источники света
Что является источником света в приборах освещения, как он устроен?
Источником света в приборах освещения является электрическая лампа накаливания (рис.117, а). Она состоит из стеклянного баллона 1, герметично соединенного с цоколем 7. Внутренняя полость баллона заполнена инертным газом (в лампах мощностью да 3 Вт только откачивают воздух). В баллоне на электродах 5 установлены вольфрамовые нити накала дальнего 3 и ближнего 4 света и металлический защитный экран 2, снижающий вероятность ослепления водителей встречных транспортных средств. Применяются также лампы с другой формой экрана и без него (рис.117, б, в). Одним концом каждая нить накала припаяна к цоколю 7 и, следовательно, соединяется с «массой» автомобиля. Другие концы нитей припаяны к изолированным от «массы» контактам 8. К цоколю припаивают фланец 6 с вырезом 10 для правильной установки лампы в держателе 9 и патроне 11, к которому подводится клеммная колодка 12 с проводами 13. Собранная лампа с патроном устанавливается в оптическом элементе фары.
Рис.117. Лампы накаливания:
а – двухнитевая с экраном; б – двухнитевая без экрана; в – однонитевая без экрана.
Как маркируют лампы?
В зависимости от принятого способа крепления цоколь лампы маркируют, в которой буквы указывают на конструкцию фокусирующих устройств: Ш – штифтовый, Ф – фокусирующий, Д – дисковый. Мощность автомобильных ламп накаливания находится в пределах 1-60 Вт. Двухнитевые лампы фар обозначают так: А12-50+40, А12-21+6 (автомобили ГАЗ-53А, ГАЗ-66); А24-55+50, А24-21+2 (КамАЗ-5320); А24-32+4, А24-60+40 (МАЗ, КрАЗ). Буква А указывает, что лампа автомобильная; 12 или 24 – напряжение в цепи электрооборудования, В; 50, 55, 60 – потребляемая мощность при дальнем свете, Вт; 40, 50 – при ближнем свете, Вт; 21, 32 – потребляемая мощность указателя поворота; 2, 4, 6 – потребляемая мощность указателя габаритов автомобиля. Однонитевые лампы обозначают так: А12-3 (плафон кабины автомобиля ГАЗ-53А, ГАЗ-66); А24-5 (опознавательные фонари автопоезда КамАЗ-5320).
В чем особенность галогенных ламп?
В галогенных лампах баллон наполнен парами йода (брома). Такая лампа имеет световой поток в два раза больший, чем обыкновенная, поэтому ее можно использовать только с поляризаторами. Для поддержания стабильной реакции вольфрамовой нити накаливания с парами йода температура баллона должна быть не ниже 600°С, поэтому баллон изготавливают из кварца.
Как устроена фара?
Фара (рис. 118) состоит из корпуса 8, в котором с помощью подпружиненного кольца 10, ободка 12 и винтов 6 закреплен оптический элемент. Он имеет отражатель (рефлектор) 1, в центре которого установлена двухнитевая лампа 4 с патроном 5 и токоподводящими проводами 9. Отражатель закрывается стеклом-рассеивателем 2 через уплотнительную прокладку 3. В фаре предусмотрены два винта для регулировки: винт 7 для вертикальной регулировки (вверх, вниз) и 11 для горизонтальной регулировки. Снаружи фара закрывается облицовочным (декоративным) ободком 13, закрепляемым винтом 14. Отражатель фары служит для создания концентрированного пучка света, а рассеиватель преломляет этот пучок, увеличивая его ширину, чем способствует улучшению обзора. Внутреннюю поверхность отражателя алюминируют и полируют.
Какое назначение противотуманных фар, в чем их особенность устройства?
Противотуманные фары предназначены для освещения дороги впереди автомобиля при движении в условиях тумана, дождя или снегопада. В отличие от обычных фар, в них применяется специальный рассеиватель и особой формы отражатель (рефлектор), которые обеспечивают распространение света в горизонтальном направлении. На автомобилях. КамАЗ установлены противотуманные фары с галогенными лампами. Эти фары включаются отдельным включателем.
Какое назначение подфарников автомобиля, как они устроены?
Рис.119. Подфарник (а), задний фонарь (б).
Какое назначение задних фонарей, как они устроены?
Задние фонари обозначают задние габаритные очертания автомобиля. Левый фонарь (рис.119, б) грузовых автомобилей также имеет устройство для освещения номерного знака. Поэтому корпус 12 фонаря разделен горизонтальной перегородкой 10 на две части: в верхней установлена лампа 11 стоп-сигнала (21 Вт) с патроном 13, в нижней – лампа 15 освещения номерного знака и габарита (3 Вт). В нижней части выполнен вырез, закрываемый прозрачным стеклом 14, через которое свет падает на номерной знак. Корпус фонаря закрывается стеклом-рассеивателем 7 рубинового цвета через уплотнительную прокладку 9 и закрепляется ободком 8, который одновременно служит отражателем света (катафотом) от света фар сзади движущихся транспортных средств. На легковых автомобилях фонарь освещения номерного знака устанавливается посредине между габаритными фонарями, а сами габаритные фонари выполняются комбинированными: в каждом корпусе фонаря имеются лампы габаритного света, стоп-сигнала, указателя поворотов и движения автомобиля задним ходом.
Какие лампы устанавливают для освещения контрольно-измерительных приборов, кабины, багажника, подкапотного пространства?
Для освещения контрольно-измерительных приборов используют лампы мощностью 1 Вт. Кабину освещает плафон с лампой мощностью 3 Вт. Кроме того, имеется подкапотная лампа, освещающая двигатель при осмотре и ремонте, переносная лампа с шнуром для освещения отдельных деталей.
Центральный и ножной переключатели света
Как устроен и работает центральный переключатель света?
Центральный переключатель света (рис.120, а) предназначен для включения фар, подфарников, задних фонарей, освещения щитка приборов.
Рис.120. Центральный переключатель света:
а – устройство; б – зажимы; в – схема.
Он состоит из корпуса 2, в котором установлена контактная пластина 9 с пружиной 10, соединенная с подвижной кареткой 5. Каретка монтируется на поводок 12, соединенный со штоком 1, и фиксируется шариком 13, нагруженным пружиной 11. Сверху корпус закрывается контактной панелью 6 с зажимом 7 и контактами 8. К корпусу прикреплена панель 3 с зажимом 4, в которой имеется реостат 16 с ползунком 15, закрепленным на штоке 1, и изолятором 14. Корпус крепится гайкой к панели щитка приборов.
Зажимы переключателя пронумерованы (рис.120, в). К зажиму 3 присоединяется провод от батареи; к зажиму 1 провод от ножного переключателя света; к зажиму 2 – подфарники; 4 – лампы фар (дальний свет); 5 – лампы освещения щитка приборов; 6 – один из боковых зажимов ножного переключателя. Шток имеет три фиксированных положения, при каждом из которых контактная пластина 9 соединяет между собой контакты зажимов в заданных сочетаниях (рис.120, б): I – шток вдвинут до отказа – потребители выключены; II – шток выдвинут до половины – включены подфарники, задние фонари и освещение щитка приборов (у ЗИЛ-130); подфарники или ближний свет фар в зависимости от положения ножного переключателя (ГАЗ-53А, ГАЗ-24 «Волга»), задние фонари и освещение щитка приборов, а у ГАЗ-24 «Волга» и фонарь освещения номерного знака; III – шток выдвинут до отказа – включены фары (ближний или дальний свет в зависимости от положения ножного переключателя), задние фонари, освещение щитка приборов, а у ГАЗ-24 «Волга» и освещение номерного знака. Яркость освещения щитка приборов регулируется реостатом путем поворота рукоятки штока 1.
Какое назначение ножного переключателя, как он устроен и работает?
Ножной переключатель света (рис.121) позволяет при положении II центрального переключателя включать подфарники или ближний свет фар, а при положении III переключать свет фар с дальнего на ближний, и наоборот. Он состоит (рис.121, а) из корпуса 11, пластмассовой крышки 2 с неподвижными контактами 1,4,5 и зажимами 3 для присоединения проводов, толкателя 12 с кнопкой 14 и возвратной пружиной 13, храпового колеса 9 и подвижного контакта 6, установленных на оси 10. Подвижный контакт 6 закреплен на текстолитовом диске 7, связанном с помощью паза с зубом храпового колеса 9, и пружиной 8 прижат к неподвижным контактам.
Рис.121. Ножной переключатель света:
а – устройство; б – ближний свет; в – дальний свет.
При каждом нажатии кнопки 14 толкатель 12 выступом «а» поворачивает храповое колесо 9 на 60°. Подвижный контакт попеременно замыкает контакты 1 и 5 (рис.121, в) или контакты 4 и 5 (рис.121, б) и тем самым включает ближний или дальний свет фар. Когда включен дальний свет, на щитке приборов загорается контрольная лампа.
Предохранители
Какое назначение предохранителей на автомобиле?
Предохранители предназначены для защиты изоляции проводов и приборов от перегорания, а аккумуляторной батареи от чрезмерной разрядки в случае короткого замыкания в цепи электрооборудования автомобиля. Предохранители могут быть плавкими или тепловыми (термобиметаллическими), многократного и однократного действия.
Как устроен плавкий предохранитель?
Плавкий предохранитель (рис.122, а) состоит из проволочки 4 заданного сечения, смонтированной на текстолитовой вставке 2 и изготовленной из сплава олова и свинца или меди и рассчитанной на определенную силу тока. Вставка устанавливается на панели 1 и последовательно включается в цепь защищаемого прибора. По проволочке проходит ток, питающий потребитель. В случае короткого замыкания в этой цепи сила тока резко возрастает, проволочка нагревается и плавится, прерывая цепь, и прибор отключается. Чтобы снова включить прибор в цепь, необходимо выявить и устранить неисправность, вызвавшую короткое замыкание, установить новую проволочку, взяв запасную 3. Плавкие предохранители устанавливаются на автомобиле УАЗ.
Рис.122. Предохранители:
а – плавкие; б – тепловой многократного действия; в – однократного действия.
Как устроен и работает тепловой предохранитель многократного действия?
Термобиметаллический предохранитель многократного действия (рис.122, б) состоит из двух пластин 7 и 8, на концах которых имеются серебряные контакты 5 и 6. Пластина 7 биметаллическая, т. е. изготовлена из двух металлов с разным коэффициентом линейного расширения. Под действием упругости биметаллической пластины контакты стремятся находиться в сомкнутом состоянии (положение I) и пропускают ток к потребителю. При коротком замыкании в цепи, сила тока резко возрастает, биметаллическая пластина нагревается, выгибается и размыкает контакты, прерывая цепь, и отключает потребитель от источника тока (положение II). Биметаллическая пластина остывает, так как ток по ней не проходит, выпрямляется и опять замыкает контакты, снова проходит ток и включается потребитель, пластина опять нагревается, выгибается и размыкает контакты, прерывая цепь. Такой предохранитель устанавливают в цепи света фар. Поэтому при его срабатывании будет частое включение и выключение света (мигание), а в кабине автомобиля слышны характерные щелчки. В этом случае необходимо остановить автомобиль, выявить и устранить неисправность.
Как устроен и работает тепловой предохранитель однократного действия?
Тепловой предохранитель однократного действия (рис.122, в) состоит из изолированного корпуса 11, в котором установлена биметаллическая пластина 12 с контактами 13. Под действием пластины контакты прижимаются к токоподводящим клеммам 14. Над биметаллической пластиной смонтирована кнопка 9 с пружиной 10. При исправной цепи ток проходит через биметаллическую пластину и прибор работает (положение I). В случае короткого замыкания биметаллическая пластина нагревается и выгибается, размыкая цепь и включая прибор (положение II). После остывания пластина не возвращается в исходное положение и контакты остаются разомкнутыми даже и после устранения неисправности. Для замыкания контактов необходимо нажать кнопку 9 и отпустить. Пружина 10 удерживает ее в верхнем (ненажатом) состоянии.
Общая схема электрооборудования автомобиля
Какие провода используют на автомобилях и какие основные цепи тока?
Для соединения потребителей с источниками тока на автомобилях используют многожильные провода низкого напряжения марки ПIВА и ПIВАЭ (ГОСТ 9751-70) с полихлорвиниловой изоляцией и разноцветной окраской.
На рисунке 123 представлена схема электрооборудования автомобиля ГАЗ-53А, в соответствии с которой есть такие основные цепи тока.
Рис.123. Схема электрооборудования автомобиля ГАЗ-53А:
1 – фара; 2 – передний габаритный фонарь; 3 – боковой повторитель указателя поворотов; 4 – транзисторный коммутатор; 5 – катушка зажигания; 6 – прерыватель-распределитель: 7 – соединительная панель; 8 – подавительный резистор; 9 – свеча зажигания; 10 – генератор; 11 – реле-регулятор; 12 – датчик термометра; 13 – датчик сигнализатора аварийной температуры охлаждающей жидкости; 14 – датчик сигнализатора аварийного давления масла; 15 – дополнительные резисторы; 16 – подкапотная лампа; 17 – датчик манометра; 18 – включатель зажигания; 19 – переключатель электродвигателя стеклоочистителя; 20 – электродвигатель стеклоочистителя; 21 – электродвигатель отопителя; 22 – переключатель; 23 – лампы освещения приборов; 24 – указатель манометра; 25 – амперметр; 26 – лампа аварийного давления масла; 27 – контрольная лампа дальнего света фар; 28 – лампа сигнализатора аварийной температуры охлаждающей жидкости в двигателе; 29 – указатель уровня топлива; 30 – указатель термометра; 31 – контрольная лампа указателей поворота; 32 – предохранитель; 33 – плафон; 34 – выключатель плафона; 35 – переключатель датчиков уровня топлива; 36 – штепсельная розетка переносной лампы; 37 – датчик уровня топлива; 38 – датчик уровня топлива в дополнительном баке; 39 – прерыватель указателей попорота; 40 – выключатель стоп-сигнала; 41 – центральный переключатель света; 42 – аккумуляторная батарея; 43 – дополнительное реле стартера; 44 – кнопка сигнала; 45 – звуковой сигнал; 46 – стартер; 47 – соединитель проводов; 48 – ножной переключатель света; 49 – переключатель указателей поворота; 50 – штепсельная розетка прицепа; 51 – задний габаритный фонарь.
Цепь управления транзистором: положительная клемма батареи – зажим стартера – амперметр – зажим АМ включателя зажигания – зажим КЗ – зажим ВК-Б блока дополнительных резисторов – зажим К резисторов – зажим К катушки зажигания – безымянный зажим катушки зажигания – безымянный зажим транзисторного коммутатора – эмиттер – база транзистора – первичная обмотка импульсного трансформатора – зажим Р транзисторного коммутатора – зажим прерывателя-распределителя – контакты прерывателя – «масса» – отрицательная клемма батареи.
Цепь подзарядки аккумуляторной батареи: – положительная клемма генератора – амперметр – зажим стартера – положительная клемма батареи – отрицательная клемма батареи – «масса» – отрицательная клемма генератора.
Цепь питания ламп фар: положительная клемма генератора – амперметр – зажим АМ включателя зажигания – предохранитель 20 А – зажим 1 центрального переключателя – зажим 4 центрального переключателя – ножной переключатель – передняя соединительная панель – зажим фары – нить накала лампы дальнего или ближнего света в зависимости от положения ножного переключателя света – корпус фары – «масса» – отрицательная клемма генератора.
Цепь питания ламп подфарников и задних фонарей: положительная клемма генератора – зажим амперметра – зажим АМ включателя зажигания – предохранитель 20 А – зажим 1 центрального переключателя – зажим 3 центрального переключателя – задняя соединительная панель – зажим подфарников – «масса» – отрицательная клемма генератора.
Цепь питания указателя давления масла: положительная клемма генератора – зажим амперметра – зажим АМ включателя зажигания – зажим ПР включателя зажигания – предохранитель 15А – указатель давления масла – датчик давления масла – «масса» – отрицательная клемма генератора.
Цепь включения дополнительного реле стартера: положительная клемма батареи – зажим стартера – амперметр – зажим АМ включателя зажигания – зажим СТ включателя зажигания – зажим реле включения стартера – обмотка реле – «масса» – отрицательная клемма батареи.
Неисправности приборов освещения
Какие неисправности могут быть в системе освещения автомобиля?
К основным неисправностям приборов освещения автомобиля относятся: окисление мест соединения проводов с потребителями; перегорание нитей ламп накаливания; повреждение стеклянного баллона или стекла-рассеивателя; короткое замыкание в цепи электрооборудования; обрыв проводов; неисправности включателей и переключателей.
Как устраняют указанные неисправности?
Окислившиеся провода и зажимы зачищают мелкой стеклянной бумагой или надфилем, продувают сжатым воздухом и плотно соединяют. Перегоревшие лампы заменяют новыми такой же мощности. Короткое замыкание выявляют по оголившимся местам проводов или по их нагреванию при включении потребителей (в темное время в этих местах наблюдается искрение). Оголенное место обматывают изоляционной лентой или заменяют провод. Неисправные патроны, включатели и переключатели также заменяют исправными.