Устройство цистерны пожарного автомобиля
Как устроены пожарные автоцистерны
Пожарные автоцистерны (АЦ) давно вошли в автомобильные парки пожарных подразделений. С каждым годом моделей АЦ становится все больше. Чтобы разобраться в них, необходимо знать историю развития автоцистерн, технические характеристики, базовые комплектации.
Пожарная автоцистерна
Это единица пожарной техники, которая осуществляет тушение возгорания путем подачи активного вещества.
Что это такое
Пожарная автоцистерна – машина, в конструкцию которой встроены пожарные насосы, цистерны, баки для хранения огнеупорных веществ и средства их подачи.
История автомобиля
В последующие годы пожарный транспортный парк увеличивался. Технические характеристики АЦ совершенствовались. Появлялись автолестницы, автонасосы и т. д.
Послевоенное время характеризуется перевооружением пожарного оборудования. Модели ПМГ и ПМ3 получают закрытые кабины для водителей, насос ПН-25, усовершенствованные трансмиссии. Емкость цистерн достигала уже 2 000 литров, а мощность двигателей – 66 кВт.
В конце 1950-х появились новые уникальные модели: АЦ-40(130)63Б, АЦ-40(131)137. Они были оснащены дизельными двигателями, имели цистерны для воды объемом до 5 000 л при мощности двигателя 155 кВт.
Пожарная машина АЦ-40 с начала 70-х применялась практически везде: крупные и мелкие населенные пункты, войсковые части, аэродромы, морские порты и т. д. Она не боялась бездорожья и непогоды, что позволяло эксплуатировать ее в любых типах местности. Сейчас пожарный автомобиль АЦ-40 используется в качестве резервных единиц техники.
На современном этапе производство автоцистерн только прогрессирует. Большинство моделей изготавливаются на шасси ЗИЛ, КамАЗ, МАЗ, Урал, ГАЗ.
На заметку. В зависимости от предпочтений заказчика заводы могут конструировать АЦ на любом шасси грузовой машины.
Назначение
Автоцистерны предназначены для выполнения следующих задач:
Классификация
Объем воды в пожарной машине. Цистерны для воды могут различаться вместимостью – от 0,8 до 9 м3. В связи с этим существует следующая классификация пожарных автоцистерн:
Устройство и комплектация
Конструкция автоцистерн позволяет выполнять основные функции пожарной техники при пожаротушении. Элементы сборочных приспособлений устанавливаются в кузовной части или на шасси.
Цистерны для воды
Изготавливаются из углеродистой стали. Внутри стенки выполнены из антикоррозионного покрытия. Некоторые АЦ дополнительно защищены анодной защитой. Чтобы при низкой температуре воздуха вода внутри не замерзала, емкости оборудуют автономными теплогенераторами. Иногда в роли обогревателя выступают электрические устройства.
Требования, предъявляемые к автоцистернам:
Справка. На АЦ на шасси ГАЗ чаще всего автоцистерны в поперечном сечении имеют эллиптическую форму. Это позволяет эффективно организовать заполнение ширины шасси и снизить центр массы машины.
Баки для пенообразователя
Занимают не более 6% от емкости цистерны. Обычно их вместимость не превышает 1 м3. Все элементы конструкции (трубопроводы, арматура и т. д.) изготовлены из нержавеющих материалов.
Пролив пены в пенобаке при движении транспорта должен быть исключен еще при конструировании автомобиля не заводе-изготовителе.
Новые модели автоцистерн имеют баки квадратной формы в поперечном сечении.
Пожарные насосы
В середине XX столетия на АЦ устанавливали центробежные насосы ПН-40УВ. Это были качественные и надежные устройства, которые не ограничивали подачу огнегасящего вещества при пожаротушениях.
Современные пожарные насосы сыграли большую роль в совершенствовании тактических возможностей автоцистерн. Теперь пожаротушение осуществляется комбинированными насосами, что существенно сокращает затраченное время. Также существуют автоцистерны, насосы которых работают от водопровода.
АЦ с лестницами
На рынке пожарной техники появилось особое оборудование, которое объединяет функции пожарных цистерн и автолестниц. Оно называется автоцистерна пожарная с лестницей.
Автолестница используется в следующих целях при пожаротушении:
Функционирование
АЦ пожарный автомобиль используется для тушения возгорания путем подачи огнеупорного вещества из внутренних цистерн и баков хранения.
Автоцистерны размещают на небольшой дистанции от объекта возгорания. Функциональные особенности следующие:
Для функционирования всех элементов системы автоцистерны она должна находиться под постоянным электрическим напряжением в 24 В.
Температура при эксплуатации автоцистерн в норме от –45 до +40 °C. Допустимо использовать АР-2 по бездорожью и при непогоде.
Технические характеристики
При выборе автоцистерн, которые должны вступить в эксплуатацию в конкретном пожарном подразделении, упор делается на их технические способности и характеристики.
Область применения
Пожарные автоцистерны (ПА) особенно необходимы при возгораниях на крупных промышленных объектах, жилых зданиях и хозяйственных помещениях.
Наиболее эффективно АЦ используются в районах, где вблизи очага возгорания нет водоисточника. ПА работает до того момента, пока в цистернах для воды или баках для пены не закончится активное вещество.
Способы использования
Пожарные автоцистерны применяют для:
АЦ выполняют роль как самостоятельных единиц пожарной техники, так и насосных станций при «перекачке» вещества.
Базовые автомобили
Базовые модели конструируются на основе КамАЗ, Урал, ЗИЛ, так как эти автомобили имеют повышенную проходимость. Затем завод-изготовитель добавляет в машину другие устройства и детали для пожаротушения.
Особенности подключения к гидранту
Установка АЦ на водоисточник (гидрант или водоем) начинается только после приказа командира пожарной операции «Автоцистерну на гидрант ставь». После этого сигнала возможно подключение рукавов к гидранту.
На заметку. Если АЦ устанавливается на открытый водоисточник (например, озеро), то существует другой принцип действий, где забор жидкости и установка АЦ начинается только после команды «Автоцистерну на водоем ставь».
АЦ устанавливают на гидрат следующими методами:
Нормативно-правовые требования
Согласно ГОСТ 25478, АЦ должна проходить систематические техосмотры и ремонты, так как это напрямую влияет на безопасность движения на дорогах.
Порядок выполнения ремонтных работ соблюдается в соответствии со всеми требованиями, а используемые материалы и устройства соответствуют стандартам и имеют сертификаты качества.
К эксплуатации на местах боевых действий допускаются только те АЦ, которые полностью соответствуют стандартам, имеют все необходимые документы и исправны в функциональном плане.
Внимание! На все АЦ должна быть нанесена маркировка, которая является носителем информации о перевозимом веществе и способах эксплуатации транспортного средства. Найти расшифровку и купить сами знаки маркировки можно в интернете.
Выводы
Пожарные автоцистерны при пожаротушениях незаменимы. Эта техника эффективно справляется с задачами доставки ПТВ и боевого расчета к месту происшествия, осуществления пожаротушения и выполнения спасательных операций.
Установка и эксплуатация автоцистерн строго регулируются законом, любое отклонение от нормы пресекается.
С каждым годом конструкции АЦ только улучшаются, добавляются новые механизмы, совершенствуются возможности, что положительно сказывается на процессе пожаротушения.
Устройство пожарной машины
Пожарные автомобили используются для доставки личного состава и средств тушения огня. На вооружении МЧС стоит несколько типов машин, но в городе чаще всего встречается техника, входящая в класс основных ПА. Независимо от типа, все пожарные машины имеют шасси, которое чаще всегда остается базовым от обычного автомобиля, и надстройку, включающую в себя кабину для боевого расчета, агрегаты для тушения пожара, емкости для ОТВ и отсеки для хранения инвентаря.
Комплектация
Основную кабину, как и шасси, под выполнение машиной спецзадач переделывают редко. Она остается от базового автомобиля. За ней же крепится кабина боевого расчета. Вместимость ее зависит от марки ПА, при этом количество сидений редко превышает 6 мест. Традиционные многоместные кабины делают двухсекционными. Сиденья сконструированы таким образом, что человек может сидеть в них в полном обмундировании, включая СИЗОД за спиной.
Устройство установки с насосом зависит от комплектации фронтальной части пожарной машины. В базовой версии (кабина плюс дополнительный ряд сидений) насос находится в днище кабинного блока. Это позволяет высвободить дополнительное пространство для рамы с функциональным оборудованием и пульта управления. Снаружи насосная установка защищена поддоном. Ряд сидений для боевого расчета при этом расположен в кабинном блоке за насосом. Он крепится при помощи двух пар амортизирующих элементов, расположенных на равном удалении от центральной оси этого блока. Такое крепление сидений для бойцов оправдано оптимизацией управления насосной установкой. При многоместных кабинах насос располагают в задней части кузова, при этом управление им осуществляется исключительно вне транспортного средства.
В кузовной части расположена цистерна для ОТВ. Она делится на две емкости: большая для воды и меньшая для пены. С ними запитан насос, который и подает ОТВ. Он получает энергию от двигателя через дополнительную трансмиссию, включающую в себя коробку отбора мощности и карданную передачу.
Как правило, в ПА используют насосы двух типов: вакуумный и центробежный. Первый обеспечивает засасывание воды из емкости цистерны или водоема (сети) и подает ее на центробежную установку. Там при помощи вращающихся лопастей создается давление для подачи ОТВ в шланги.
Вакуумная система представлена не только насосом, но и кранами, управляющими приводами и трубопроводами. Различают четыре типа вакуумных установок:
Комплектация зависит от вида автомобиля. Управление системами осуществляется автоматически или вручную. С наиболее распространенными насосами ПН-40 работают газоструйные вакуумные установки. Они обеспечивают забор огнетушащих жидкостей в процессе работы насосной системы и восстанавливают водяной столб в случае его обрыва.
Дополнительная трансмиссия, которая обеспечивает передачу мощности к агрегатам системы, позволяет регулировать крутящий момент, передаваемый на элементы машины. В современных ПА используют четыре вида дополнительных трансмиссий:
С системой насосов обычно запитана механическая трансмиссия. Сборка этой части зависит от марки автомобиля и от расположения насосной установки. Также от разновидности ПА зависит и комплектация коробкой отбора мощности: для ЗИЛа это чаще всего КОМ-68Б, а для УРАЛа – КОМ-Ц1А.
Чтобы насосное оборудование всегда было в рабочем состоянии, систему охлаждения двигателя дополняют теплообменником. Его задача – подогрев оборудования и воды в цистерне в холодное время года, а также охлаждение механизмов летом.
По периметру цистерны располагаются отделения для перевозки и хранения инвентаря и спасательного оборудования, используемого во время тушения возгораний и эвакуации людей. Основную часть составляют пожарные рукава и стволы. Отдельные виды автомобилей комплектуются лестницами.
Проблесковые маячки и фары
Особенностью всех ПА считается наличие электрооборудования. Сюда входят приборы сигнализации и освещения. Расположение электрооборудования приведено на примере автоцистерны АЦ-40 на шасси ЗИЛ-131.
Все выключатели обычно размещают в кабине водителя. Для освещения объекта используется фара-прожектор, установленная на кронштейне по внешним углам кабины. Ее положение можно менять в горизонтальной и вертикальной плоскости. В задней части автомобиля расположена задняя фара, которая освещает насосное отделение при заборе воды из водоема. Ее положение также можно менять за счет кронштейна пенала. Мощность фар зависит от их типа – 41 или 27 Вт для ФТ1Б или ФТ304 соответственно.
На крыше ПА закреплены фонари, которые подают прерывистые сигналы синего цвета. Для освещения кабины и салона боевого расчета, отделения для насоса и отсеков с ПТВ используются плафоны ПК-201 с лампами 5.9 Вт. Активация ламп насосного отделения осуществляется при помощи кнопок на щитке этой секции. Он крепится на стенке с правой стороны. На нем расположены контрольные лампочки наполнения цистерны: четверть, половина и полная заправка. Здесь же находится и индикатор нагрева воды в системе охлаждения (срабатывает при температуре выше 115°С). Также предусмотрена отдельная лампочка, показывающая падение давления в системе смазки двигателя. На щиток вынесена и кнопка дистанционного запуска стартера.
Проблесковые маячки, передние и задние фары, прожектор, а также переключение управления лампами зоны ПТВ из кабины на насосный отсек активируются из кабины водителя.
Переоборудование
Переоборудованием пожарных автомобилей занимаются автопроизводители. Принципиальным на этом этапе является выбор легких и прочных материалов. Надстройки машины делают из алюминия и стеклопластика, которые отличаются небольшим весом, не боятся коррозии и поддаются резке при помощи лазера. Шторки всех отсеков также алюминиевые с прорезиненными вставками. Это обеспечивает им подвижность и защищает от попадания влаги внутрь отделений. Для цистерны выбирают экологически чистый материал, поэтому при необходимости пожарные автомобили могут использоваться для доставки питьевой воды населению.
Современные ПА обладают рядом преимуществ перед своими предшественниками:
Пожарные автоцистерны
Пожарная автоцистерна (АЦ) – автомобиль, предназначенный для доставки к месту пожара личного состава, огнетушащих веществ и оборудования для их подачи во время подавления огня и проведения аварийно-спасательных работ. По общепринятой классификации автоцистерны относятся к основным ПА и обязательно выезжают на место тушения пожара в числе остальной спецтехники.
Характеристики
Технически пожарные автоцистерны представляют собой автомобили на базовом грузовом шасси, дополненные насосом, емкостями для хранения ОТВ и средствами для их подачи. В качестве огнетушащих веществ они используют воду и пенообразователь. Автомобили категории АЦ выполняют следующие функции:
Автоцистерны разрабатываются на базе грузовых шасси. Пожарная надстройка размещается в кузовной части. Она включает в себя водяную цистерну, бак для пенообразователя, насос с собственной трансмиссией, водопенную коммуникацию и привод управления всеми механизмами. Независимо от базового шасси комплектация надстроек всегда одинакова. Различие между автоцистернами состоит во вместимости баков и производительности насосов.
Условно все автомобили типа АЦ делятся на три класса:
Самыми распространенными считаются пожарные автоцистерны на шасси ГАЗ. Эти АЦ зарекомендовали себя как надежные и незатратные в обслуживании автомобили, эксплуатируемые во всех регионах страны.
Цистерна для воды
Независимо от объема все цистерны разрабатывают по единому стандарту. У них обязательно должен быть люк диаметром более 450 мм, чтобы специалисты при проведении техосмотра имели свободный доступ к внутренней части бака. Чтобы предупредить колебание жидкости во время движения, внутри устанавливаются волноломы. Обязательное условие для всех АЦ – наличие устройства снижения избыточного давления при заполнении. Оно должно работать на обеспечение дискретного контроля за заполнением и сливом.
По форме цистерны чаще всего делают эллиптической формы, благодаря чему производитель может использовать всю ширину шасси, одновременно снижая центр массы автомобиля. Второй вариант – форма квадрата с закругленными углами.
Пенобак
Пожарный насос
Самой распространенной насосной установкой считается универсальный центробежный насос ПН-40УВ. Он зарекомендовал себя как надежное оборудование для подачи воды и пенообразователя при тушении пожаров на различных объектах. Его плюсом считается удержание давления в системе при перекрывании пожарного ствола или попадании мусора в рукав. Минус – необходимость предварительного заполнения водой. Для этого на автоцистернах устанавливают вспомогательные насосы кратковременного действия.
Новое поколение АЦ комплектуется усовершенствованными комбинированными насосами или насосами высокого давления. Отдельные виды автоцистерн работают через насосы, подключаемые к водопроводной сети.
Базовые автомобили
Сегодня при производстве автоцистерн используют шасси ГАЗ, ЗИЛ, МАЗ, КамАЗ, УРАЛ. При этом база может быть как моно-, так и полноприводной. Самой распространенной моделью считается АЦ-40. В зависимости от базы, эта модификация имеет свои особенности.
ЗИЛ-131 | КамАЗ-43253 | УРАЛ-43206 | |
Базовое шасси | ЗИЛ-131 6х6 | КамАЗ-43253 4х2 | УРАЛ-43206 4х4 |
Мощность двигателя, л.с. | 150 | 180 | 230 |
Вместимость цистерны, л | 2400 | 3200 | 3000 |
Вместимость пенобака, л | 170 | 240 | 180 |
Насосная установка | ПН-40УВ | ПН-40УВМ | НЦПН-40/100 |
Производительность насоса в номинальном режиме, л/с | 40 | 40 | 40 |
Напор в номинальном режиме, м | 100 | 100 | 100 |
Количество мест боевого расчета | 1+6 | 4+2 | 6 |
Гибридом автоцистерн и пожарных автолестниц считаются автомобили типа АЦЛ. На вооружении ГПС стоят два типа такой техники: АЦЛ-3-40-17 и АЦЛ-3-40-20, отличающиеся друг от друга высотой подъема на метров 17 и 20 метров соответственно. Такие машины используются в городах с плотной застройкой при выезде на пожар в домах на 5-6 этажей. Автолестницы с цистернами производят на двухосных шасси КамАЗ-4925 и КамАЗ-4932.
Пожарные автоцистерны
Назначение, общее устройство и область применения автоцистерн пожарных. Расположение, назначение, устройство и взаимодействие основных агрегатов и систем специального назначения. Технические требования, изменения в конструкции базового шасси автомобиля.
Рубрика | Производство и технологии |
Вид | курсовая работа |
Язык | русский |
Дата добавления | 31.10.2016 |
Размер файла | 261,5 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Министерство образования науки Российсой Федерации.
Государственное образовательное учреждение ИжГТУ.
Курсовая по дисциплине: Пожарная техника
На тему: Пожарные автоцистерны
Курсовую выполнил студент :
Мухлисули Рутам Расимович.
1. Автоцистеры пожарные АЦ-7-40(53213), АЦ-7-40/4(53213), АЦ-5-40(43101), АЦ-5-40/4(43101), АЦ-4-40(4331), АВ-40(53213)
2. Назначение общее устройство и область применения
3. Расположение, назначение, устройство и взаимодействия основных агрегатов и систем специального назначения
4. Технические требования, изменения в конструктции базового шасси автомобиля
5. Расположение и крепление кузова, кабины, подножек, бензобака
Список используемой литературы
1. Автоцистеры пожарные АЦ-7-40(53213), АЦ-7-40/4(53213), АЦ-5-40(43101), АЦ-5-40/4(43101), АЦ-4-40(4331), АВ-40(53213)
Пожарные автомобили (ПА) предназначены для:
доставки в требуемый район боевых расчетов огнетушащих средств и пожарного оборудования;
подачи в необходимом количестве огнетушащих средств в очаги горения;
выполнения ряда специальных работ перед началом и во время,тушения пожара.
В зависимости от назначения оборудования,которым укомплектованы ПА, их разделяют на основные, специальные и вспомогательные:
основные служат для доставки к месту пожара боевого расчета, пожарного борудования и запаса огнетушащих средств, а также для подачи их в очаги пожара. Их делят на две группы: пожарные машины для тушения пожаров в городах и населенных пунктах, которые называются ПА общего применения, и пожарные машины для тушения пожаров на предприятиях народного хозяйства, которые называются ПА целевого применения;
специальные предназначены для выполнения специальных работ при тушении пожаров. К ним относятся пожарные автолестницы, автомобили технической службы, газодымозащитной службы и др.;
вспомогательные обеспечивают заправку топливом, подвоз грузов, ремонт пожарной техники и т. д. Первичным тактическим подразделением в пожарной охране является отделение на автоцистерне (АЦ) или пожарном автомобиле насосно-рукавном (АНР).
Пожарный автомобиль пенного тушения наиболее целесообразно использовать совместно с автоцистернами насосно-рукавными автомобилями или пожарными на сосными станциями. В этом случае пенообразователь и цистерны автомобиля пенного тушения пожарным насосом подается в напорную рукавную линию пожарной автоцистерны через переносной пеиосмеситель. При наличии водоисточника у места пожара пенообразовател подается в пожарный насос через стационарный пеносместитель ПС-5. В случае необходимости автомобиль пенного тушения может быть использован как пожарная автоцистерна.
Особенностью компоновки пожарного автомобил пенного тушения является среднее расположение насоса;
При техническом обслуживании автомобиля воздушно-пенного тушения особое внимание следует обратит на чичтоту внутренних полостей цистерны, коммуникаций, арматуры и лафетгого ствола.
Базовая комплектация пожарных автоцистерн среднего типа.
Снаряжение пожарного, шт: аппарат дыхательный 4(3)*, костюм теплоотражательный 3, радиостанция переносная 4(2)*, фонарь электрический типа (ФОС-3) 4.
Спасательное оборудование:верёвка пожарная спасательная (ВПС-30) 2, диэлектрический комплект(боты, перчатки, коврик) 1комплект, лестница (Л 60) 1, лестница (ЛП) 1, лестница (ЛШ) 1, ножницы для резки электропроводов (НРЕП) 1, полотно спасательное 1.
Аварийно-спасательный инструмент: инструмент типа Эконт 1 комплект ***, кувалда кузнечная 5 кг 1, ножовка столярная (1-525-5) 1, ручные немеханизированные инструменты 5, топор (А2) 1, электропила цепная типа с двумя запасными цепями 1***, элекропила отрезная дисковая с двумя запасными дисками 1***, генратор электрический переносной 1***, прожектор еа выдвижной мачте 2***.
Прочее оборудование: аптечка 1, знак аврийной остановки 1, инструменты 1 комплект, колодка противопожарная 2, огнетушитель (ОПУ-2-03) 1, радиостанция автомобильная 1, сигнально-громко говорящая система (СГС-100) 1.
*- с числом мест для боевого расчета-3 чел.
**- с комбинированным пожарным насосом.
***- комплектуется по требоваию заказчика.
Шасси Камаз-53213 (6*4). Мощность двигателя 210 л.с.. Максимальная скорость 80 км/ч. Запас огнетушащих веществ 7 тонн воды, 700 кг пенообразователя. Число мест для боевого расчета 7 человек. Насос ПН-40. Напор 100 м.. Подача 40 л/с. Высота всасывания 7,5 м.. Габаритные размеры:
Полная масса 17,5 тонн.
Шасси Камаз-53213 (6*4). Мощность двигателя 210 л.с.. Максимальная скорость 80 км/ч. Запас огнетушащих веществ 7 тонн воды, 700 кг пенообразователя. Число мест для боевого расчета 7 человек. Насос НЦПК-40/100-4/400. Напор 100 м.. Подача 40 л/с. Высота всасывания 7,5 м.. Габаритные размеры:
Полная масса 17,5 тонн.
Шасси КАМАЗ-43101(6*6). Мощность двигателя 210 л.с.. Максимальная скорость 80 км/ч. Запас огнетушащих веществ 5 тонн воды, 500 литров пенообразователя. Число мест для боевого расчета 7 человек. Насос ПН-40. Напор 100 м.. Подача 40 л/с.. Высота всасывания 7,5 м.. Габаритные размеры:
Полная масса 15,6 тонн.
Шасси КАМАЗ-43101(6*6). Мощность двигателя 210 л.с.. Максимальная скорость 80 км/ч. Запас огнетушащих веществ 5 тонн воды, 500 литров пенообразователя. Число мест для боевого расчета 7 человек. Насос НЦПК-40/100-4/400. Напор 100 м.. Подача 40 л/с.. Высота всасывания 7,5 м.. Габаритные размеры:
Полная масса 15,6 тонн.
Шасси ЗИЛ-433104(4*2). Мощность двигателя 185 л.с.. Максимальная скорость 95 км/ч. Запас огнетушащих веществ: воды 4 тонны, пенообразователя 400 кг.. Число мест боевого расчета 7 человек. Насос ПН-40УВ. Напор 100м.. Подача 40 л/с. Высота всасывания 7,5м.. Габаритные размеры:
Полная масса 11,78 тонн.
Шасси КАМАЗ-53213(6*4,2). Число мест боевого расчета 3 человека. Запас огнетушащих веществ пенообразователя 7 кубов. Марка насоса ПН-40 УВ. Подача насоса 40 л/с. Полная масса 19 тонн.
Срок службы 10 лет.
2. Назначение общее устройство и область применения
Основные пожарные автомобили в зависимости от типа вывозимых огнетушащих веществ и способа их подачи класифицируются на следующие типы:
АЦ- пожарная автоцистерна
Предназначена для тушения пожаров в населенных пунктах, на промышленных предприятиях, в сельской местности и других различных объектах.
АЦЛ-пожарная автоцистерна с лестницей
предназачена для тушения пожаров в насленных пунктах, проведения аварийно-спасательных работ на высоте, подачи огнетушащих веществ на высоту и может использоваться в качестве грузоподъемного крана при сложенном комплектке колен.
АЦКП-пожарная автоцитерна с коленчатым подъемником
Предназначена для тушения пожаров в населенных пунктах, проведения аврийно-спасательных работ на высоте, подачи огнетушащих веществ на высоту и может
использоваться в качестве грузоподъемного крана при сложенном комлектк колен.
Несмотря на существенные различия, все вышеперечисленные автомобили состоят из шасси, емкостей для воды и пены, кузова, насоса, системы трубопроводов и кранов, отсеков для ПТВ, пожарно-технического вооружения. В состав ПТВ входят: рукава всасывающие и напорные, сетка всасывающая, водосборник, колонка пожарная, гидроэлеватор, ключи для соединения рукавов, комплект переходников, разветвление, комплекты шанцевого слесарного инструмента, диэлектрический комплект, направляющий трос звена ГДЗС со связкой, фонари осветительные, лестницы, стволы, пеногенераторы, рукавные задержки и зажимы, мостки рукавные и противооткатные колодки).
Цистерна для воды изготавливается из углеродистой стали с антикоррозийным покрытием или из нержавеющей стали и может быть различных размеров и форм. Цистерна может быть покрыта тепло-изоляционным материалом для работы в холодных условиях.
Пенобак изготавливается только из нержавеющей стали. Емкость пенобака обычно составляет 6-8% от емкости автоцистерны. По заказу объем может быть увеличен.
Автоцистерны составляют основу парка автомобилей пожарной охраны.
Автоцистерны пожарные предназначены для доставки к месту пожара или аварии запаса огнетушащих веществ, пожарно-технического вооружения и боевого расчета, используются как самостоятельные боевые единицы с забором воды из цистерны, водоема или водопроводной сети и забором пенообразователя из пенобака или постороннего резервуара. Автоцистерны способны производить тушение пожаров водой или воздушно-механической пеной, работать в перекачку с другими автоцистернами при значительном удалении водоема от места пожара, обеспечивать подачу воды и пены компактными и распыленными струями лафетными и ручными стволами, а также генераторами пены средней кратности.
АЦ имеет емкости с запасом воды и пенообразователя. Для тушения пожаров можно также использовать воду из водоемов, водопроводных ситей, от других пожарных цистерн. Оборудуются системами забора воды, насосами с водопенными коммуникациями, трансмиссией к насосу, дополнительной системой
охлаждения, двигателем и приводами управления.
В современных автомобилях насосы устанавливают в отсеках кабин боевого расчета или в отсеке кормовой части.
Шасси-совокупность частей грузового автомобиля.
служащих для передачи мощности от двигателя к ведущим колесам, для передвижения машины и управления ею. На раме шасси устанавливается двигатель, кабина водителя, механизмы трансмиссий и ходовая часть.
По числу осей и колесной формуле пожарные автомобили делятся на полноприводные с колесной формулой 4X4, 6×6, 8×8 и неполноприводные с колесной формулой 4X2, 6X2, 6X4, 8X4.
По посадочной формуле пожарные автомобили делятся на автомобили с боевым расчетом 1+2 (или 1 + 1), т. е.
дополнительной кабины для личного состава; 1+5 (или 1+6), с дополнительной кабиной с одним рядом сидений; 1+8, т. е.
С дополнительной кабиной с двумя рядами сидений.
По компоновочной схеме базового шасси в зависимости от места расположения кабины пожарные автомобили подразделяются на автомобили с кабиной, расположенной за двигателем (задняя кабина), над двигателем (фронтальная кабина), перед двигателем (передняя кабина). Расположение кабины определяет свободное компоновочное пространство, что важно при создании пожарного автомобиля. При этом определенные преимущества имеет передняя кабина, создающая условия для снижения габаритной высоты машины. шасси автомобиль агрегат автоцистерна
По полной массе, от которой зависит количество вывозимых средств тушения, пожарные автомобили подразделяются на следующие типы:
По применяемым средствам тушения пожарные автомобили делятся на автомобили водяного, пенного, порошкового, газового тушения, а также комбинированные (водопенные, водопорошковые, пенопорошковые, водопенопорошковые и пр.).
П0 приспособленности к климатическим условиям пожарные автомобили делятся на три группы. Для районов с умеренным климатом выпускают автомобили в нормальном (стандартном) исполнении. На базе этих автомобилей выпускают специальные автомобили в северном (подогрев воды в цистерне, утепление цистерны, специальная компоновка со средним расположением насоса, шасси в северном исполнении) и тропическом (повышенная эффективность системы охлаждения при стационарной работе, специальные покрытия) исполнениях.
3. Расположение, назначение, устройство и взаимодействия основных агрегатов и систем специального назначения
Водопенные коммуникации пожарных автоцистерн и автонасосов.
Водопенные коммуникации обеспечивают: забор воды из цистерны и подачу ее к лафетным и ручным стволам, подачу воды к стволам от водопроводной сети, забор воды из открытого водоисточника и подачу ее к стволам. Они также обеспечивают забор пенообразователя из пенобака или посторонней емкости, смешивание его с водой и подачу к воздушно-пенным стволам» а также промывку систем пенных коммуникаций водой. Кроме того, с их помощью заполняют цистерны водой или пенообразователей и включают в работу дополнительную систему охлаждения двигателей и трансмиссии пожарных автомобилей. Контроль за работой насосной установки осуществляется мановакуумметрами, включаемыми во всасывающую и напорные линии. Частота вращения вала насоса контролируется тахометром.
Водопенные коммуникации разных пожарных автомобилей и насосов имеют конструктивные и монтажные особенности, принципиальные же их схемы одинаковы. Управление водопенными коммуникациями в большинстве случаев ручное.Рассмотрим их устройство и управление.
К задвижке присоединены напорные трубы с соединительными головками для подсоединения напорных рукавов. Эти трубы закрыты заглушками .
Подача воды. При подаче воды в рукавную линию ствола первой помощи вода из цистерны при открытом клапане по трубопроводу поступает в насос. Из насоса вода поступает в коллектор,и при открытии задвижки она подается в напорные трубы и в присоединенные к ним рукавные линии.
При подаче воды лафетным стволом из цистерны необходимо открыть клапан и напорную задвижку . Кроме того, распределительный клапан следует предварительно поставить в положение «Лафетный ствол». Для подачи воды ручными стволами или лафетным стволом при ее заборе из открытого водоема, сняв зазаглушку, подсоединяют к всасывающему патрубку насоса всасывающие пожарные рукава. С помощью вакуумной системы производится забор воды. При открытых задвижках и вода подается в лафетный или ручные стволы через рукавные линии, подсоединенные к напорным трубам . Для подачи воды стволами при заборе ее из водопроводной сети, сняв заглушку с всасывающего патрубка насоса , присоединяют к нему водосборник Установив пожарную колонку на гидрант, соединяют его патрубки всасывающими рукавами с водосборником Для надежного забора воды один из рукавов должен быть обязательно жестким. Подача воды насосом производится, как указано выше.
При всех способах забора воды и подачи ее к стволам можно подавать водный раствор пенообразователя. Для этого необходимо включить пеносмеситель , открыв его кран и вентиль . При этом пенообразователь из бака по трубопроводу поступит к пеносмесителю и от него будет эжектироваться и по трубопроводу поступать во всасывающую полость насоса . Подачу насосом водного раствора пенообразователя осуществляют так же, как при подаче воды.
подачу пенообразователя в пеносмеситель можно осуществить из посторонней емкости.Для этого необходимо снять заглушку с крестовины и подсоединить к ней шланг от внешней емкости с пенообразователем. При этом пенообразователь (клапан должен быть закрыт),как описано выше, будет поступать в насос. Если цистерна заполнена пенообразователем,то его поступление в пеносмеситель будет происходить при открытом вентили и закрытом клапане .
Промывка системы пеносмесителя. Пенообразователь вызывает сильную коррозию металлов, поэтому после работы систему необходимо промыть водой. Промывка может осуществляться водой из цистерны или из посторонней емкости. При открытом вентиле и работающем насосе необходимо включить кран пеносмесителя.Вода из цистерны пойдет по трубопроводам через вентиль, крестовину , пеносмеситель во всасывающую полость насоса, при этом целесообразно несколько раз повернуть рукоятку пеносмесителя. Остатки пенообразователя будут удалены из трубопроводов и пеносмесителя. Промывка системы из посторонней емкости производится, как и подача пенообразователя.
Лафетные стволы применяют для получения мощных водяных или пенных струй при тушении крупных пожаров в случае недостаточной эффективности ручных пожарных стволов.
Поворот и подъем лафетного ствола можно производить с помощью гидропривода и вручную. В системе привода имеется кран-гидрозамок. Он предназначен для запирания рабочей жидкости в цилиндрах поворота механизма управления движением лафетного ствола при выключенной системе гидроуправления во время движения автоцистерны.
Система дистанционного управления водопенными коммуникациями.
Дистанционное управление водопенными коммуникациями. На автоцистерне применяется гидравлический привод для дистанционного управления клапаном Ду-115 клапаном лафетного ствола, а также перемещение лафетного ствола в вертикальной и горизонтальной плоскостях.Рабочее давление в системе 3. 4 Мпа.в качестве рабочей жидкости используется веретенное масло.
Подача воды из цистерны:
-Собирают напорную рукавную линию и присодиняют ее к напорному патрубку ПА.
-Открывают вакуумный клапан для выхода воздуха
из насоса при заполнении его водой.
-Открывают задвижку на трубопроводе, соединяют
цистерну со всасывающей полостью насоса.
-Контроль заполнения насоса осуществляется через смотровой глазок вакуумного клапана. После заполнения насоса водой вакуумный клапан
Заполнив насос водой, включают сцепление рычагом в насосном отделении. Создав насосом требуемый напор, открывают задвижку на напорном трубопроводе, к которому присоединяется рукавная линия. Поддерживают требуемый напор, изменяя положение дроссельной заслонки рычагом или педалью газа.
Насос центробежный пожарный комбинированный НЦПК-40/100-4/400
для пожарных автоцистерн.
Подача, л/с, не менее:
ступени нормального давления. 40
ступени высокого давления. 4
ступени нормального давления. 100
ступени высокого давления. 400
Частота вращения, об/мин. 2700
Потребляемая мощность, л.с, не более. 89
Макышстъная высота всасывания, м. 7,5
Время заполнения всасывающей линии, с. 40
Габаритные размеры, мм:
Насос предназначен для подачи воды при тушении пожаров как под нормальным давлением, так и при высоком.Насос используется для установки в закрытых отсеках пожарных автомобилей. Источником воды для насоса может быть цистерна пожарного автомобиля, пожарный гидрант или открытый водоем.
Насос оборудован автоматической вакуумной системой водозаполнения всасывающей линии и системой подачи и дозирования пенообразователя. Насос комплектуется одной или двумя рукавной катушкой высокого давления КРВД (длина рукава 60-90 м.) и стволом-распылителем СРВД.
4. Технические требования, изменения в конструктции базового шасси автомобиля
Выбор шасси является одним из наиболее ответственных этапов процесса создания пожарного автомобиля. От обоснованности принятого решения зависит, насколько эффективной в эксплуатации и приспособленной к техническому обслуживанию окажется создаваемая модель.
Можно выделить три основных направления в создании пожарных автомобилей:
2) доработка кузова базового шасси с целью приспособления его для пожаротушения или для специальных работ на месте пожара. Пожарная надстройка в этом случае отсутствует, в стандартном кузове устанавливают агрегаты и механизмы, составляющие основу подсистем 2-го и 3-го уровней сложности;
3) использование агрегатов, узлов и механизмов ряда базовых шасси (или специально созданных) для создания специального шасси с новыми свойствами и параметрами, отсутствующими у базовых моделей или их модификаций. На специальных шасси устанавливают, как правило, пожарные надстройки с более высокими по сравнению со стандартными образцами тактико-техническими показателями.
Все три направления имеют место в мировой практике пожарного машиностроения, однако значимость их неодинакова. Наибольшее распространение получило первое направление в создании пожарных автомобилей, наиболее технически и экономически обоснованное, а именно использование стандартных шасси. В этом случае в качестве базовых шасси используют преимущественно шасси грузовых автомобилей, подвергающиеся лишь не значительной доработке.
В последнее время специальные шасси используют также при создании городских пожарных автомобилей, в основном автомобилей первой помощи.
Шасси, выбранное для создания пожарного автомобиля,должно иметь такие параметры (конструкционные, эксплуатационные, экономические),которые позволили бы при заданных затратах на производство и эксплуатацию техники минимизировать целевую функцию (5), т. е.время от получения сообщения о пожаре до его полной ликвидации.
По своим конструкционным параметрам пожарный автомобиль может быть отнесен к классу детерминированных систем, в которых составные части и элементы взаимодействуют точно предвиденным способом.Под конструкционными параметрами в данном случае понимаются полная масса машины и ее распределение по осям, максимальная и удельная мощности, максимальный крутящий момент, геометрические параметры компоновки1 и проходимости, параметры насосной установки при номинальном режиме и ряд других.Если известна динамическая структура системы,можно безошибочно предсказать ее последующее состояние.
Введение в систему эксплуатационных показателей делает ее вероятностной, поскольку любое предсказание её поведения может быть сделано лишь с помощью вероятностных категорий, описывающих это поведение. Например, средняя скорость будет зависеть от таких случайных событий, как интенсивность движения транспорта, стояние дорожного покрытия, атмосферные условия и т. п. Нагрузочный режим двигателя и подача насосной установки будут определяться такими случайными характеристиками, как параметры пожара, расположение водоисточников и пр. Все это приводит к получению не детерминированной, а вероятностной системы. Таким образом, комплекс параметров и показателей, характеризующих пожарный автомобиль, образует вероятностную систему со всеми присущими ей особенностями. Шасси, используемое для создания пожарного автомобиля, должно иметь такие конструкционные параметры, которые обеспечат получение оптимальных эксплуатационных показателей в каждом из состояний.
5. Расположение и крепление кузова, кабины, подножек, бензобака
Расположение и крепление кузова и кабины.
Кузовы для пожарного оборудования на ПАЦ изготавливают отдельно от насоса личного состава, поскольку единый кузов сложно изготавливать от скручивающих усилий, передающихся от рамы. Они имеют, как правило,
каркасную конструкцию и оборудованную дверьми шторного типа, которые надежно защищают внутреннее пространство кузова от проникновения пыли и влаги, легки, открывают широкий доступ к расположению в кузове оборудованию, не препятствующие перемещению личного состава во время боевого развертывания.
Рис.Принципиальные схемы взаимного расположения цистерны и кузова на пожарных автомобилях.
Помимо цистерны, на пожарных автомобилях устанавливают боковые отсеки кузова. В связи с этим важное значение имеет поперечная компоновка автомобиля, определяющая взаимное расположение цистерны и отсеков. Основные схемы, получившие распространение на пожарных автоцистернах, показаны на рис.1.
По схеме рис.1,а компоновался до последнего времени ряд отечественных пожарных автомобилен. К цистерне, выполняющей роль жесткого корпуса, приварены кронштейны, на которых установлены боковые отсеки. Задний насосный отсек, соединенный с двумя соковыми, крепят непосредственно к лонжеронам рамы. Весь кузов в сборе жестко установлен на раме шасси.
Кабину крепят к раме эластично. Основные недостатки подобной схемы:
1.нарушен принцип равножесткости конструкции, поскольку переход от менее жесткой передней части к более жесткой задней осуществляется скачкообразно;
2.допущено местное усиление тонкостенной конструкции рамы жестким корпусом цистерны;
4.допущены зоны концентрации напряжений в узлах крепления цистерны и отсеков кузова.
Следствием указанных недостатков является довольно низкая долговечность кузовов и рам пожарных автомобилей с подобной компоновкой крепления, особенно в переходной зоне между задней стенкой кабины и передней опорой кузова. По этой причине подобные схемы в настоящее время имеют крайне ограниченное применение.
При использовании схемы рис.1,б цистерну (или надстройку в целом) изготавливают в виде единого сварного блока с боковыми отсеками. При этом ее передняя и задняя прямые стенки являются одновременно стенками отсеков. Всю надстройку крепят на раме подвижно, с использованием эластичных узлов. Динамические нагрузки воспринимаются нижним силовым поясом. Данная компоновка свободна от недостатков, присущих схеме рис. 1,а, однако чрезвычайно низкая технологичность и ремонтопригодность кузова и его высокая материалоемкость ограничивают широкое распространение схемы.
Широкое распространение получила схема, показанная па рис. 1,в, в которой цистерну и отсеки кузова крепят на раме эластично независимо друг от друга. Это позволяет изолировать цистерну и кузов от наиболее опасных скручивающих и вибрационных нагрузок и снизить материалоемкость конструкции. Большие возможности подобная компоновка представляет для унификации кузовов и кабин на различных типах автомобилей.
В последнее время все большее распространение получает схема, показанная на рис. 1,г. Цистерну и отсеки кузова жестко крепят на вспомогательном надрам-иике независимо друг от друга, а всю надстройку подвижно соединяют с рамой шасси. Помимо преимуществ, присущих предыдущей схеме, достоинством данной компоновки является ее очевидная технологичность,поскольку появляется возможность производить сборку надстройки независимо от шасси. Это дает возможнсть при заданной программе производства освободить производственные площади для других технологических операций. Подобная схема является наиболее эффективной для крепления стеклопластиковых цистерн, поскольку позволяет изолировать ее корпус от воздействия сосредоточенных нагрузок.
Расположение и крепление подножки.
Большое значение для безопасности посадки и высадки личного состава имеет высота расположения и ширина рабочей поверхности подножки кабины.
При стандартной кабине водителя высота расположения подножек салона расчета лимитируется базовым шасси. В случае применения специальной кабины можно отказаться от промежуточных подножек, обеспечив непосредственный вход в салон. При этом для обеспечения безопасного и быстрого входа и выхода, согласно рекомендациям СЭВ, подножка должна находиться на высоте 360. 420 мм. По условиям проходимости подобные значения в пожарном автомобиле не всегда удается выдержать. Экспериментальная проверка показала, что разница во времени входа и выхода при высоте пола 360 и 660 мм составляет всего 0,1. 0,2 с, что практически не влияет на оперативность развертывания. Следовательно, основной целью снижения уровня пола или подножек до пределов, обеспечивающих заданные параметры проходимости, является обеспечение безопасности и удобства входа и выхода личного состава.
На основании анализа стандартов и проспектных материалов, а также требований эргономики могут быть рекомендованы следующие компоновочные соотношения,
высота расположения, не более. 500
ширина, не менее. 250
глубина, не менее. 150
Ширина дверного проема в свету при расположении сидений, не менее:
Высота дверного проема, не менее. 1350
Размеры салона боевого расчета, в значительной степени влияющие на компоновку автомобиля, определяются формой и размерами сидений, которые должны обеспечивать удобную посадку и высадку пожарных, поддержку их корпусов от смещения при боковых толчках, не ограничивая в то же время свободу действий по подготовке к тушению пожара. В некоторых случаях эти действия могут выполняться во время движения автомобиля (подготовка индивидуального оборудования, противогазов и т. п.).
Список используемой литературы
1.Пожарная техника. Сухоруков, Сибириков.
2.Пожарно-техническое вооружение. Алексеев П.П.
3.Пожарные автомобили. Шебеко Н.Д.
4.Современные пожарные автомибили. Шебеко Н.Д.
5.Информация в пожарной охране. Аболенцев И.Ю.
6.Исследование процессов водопенного тушения пожаров. Кугер В.М.
7.Автоматизированная установка пожаротушения. Федоров В.С.
8.Современное тушение пожаров пеной. Рябов И.В.
9. Пожарные автомобили. А.И.Жук, И.В.Рыбкин. МВД России 2001 г.
Размещено на Allbest.ru
Подобные документы
Назначение и область применения дрожжевого сепаратора ВСЖ-2. Общее устройство и классификация аппаратов этого класса. Их технические характеристики. Усовершенствование конструкции, алгоритм уточненного механического и энергетического расчета сепаратора.
контрольная работа [653,6 K], добавлен 07.05.2014
Назначение, область применения и классификация промышленных кранов. Конструктивные и структурные схемы кранов, их основные параметры и технические характеристики. Общее устройство мостового крана. Режимы работы и производительность промышленных кранов.
презентация [15,8 M], добавлен 09.10.2013
Назначение, область применения и технические характеристики токарно-винторезного станка. Устройство, принцип работы и электрическая принципиальная схема. Основные неисправности, их причины и методы устранения. Требования безопасности при эксплуатации.
статья [1,2 M], добавлен 17.01.2015
Классификация станков для обработки металлов резанием по технологическим признакам. Буквенное и цифровое обозначение моделей. Общая характеристика радиально-сверлильных станков. Назначение, устройство, принцип работы станка 2А554 и его технические данные.
контрольная работа [455,7 K], добавлен 09.11.2009
Технические возможности машин и оборудования. Операции и штампы горизонтально-ковочных машин (ГКМ), взаимодействие механизмов ГКМ и частей штампа в процессе штамповки. Устройство стреловых кранов. Назначение и устройство вертикально-сверлильного станка.
контрольная работа [200,2 K], добавлен 30.07.2009