усыпальница бояр романовых в новоспасском монастыре в москве
Усыпальница Романовых
Почти сразу после перенесения великим князем Иоанном III на Васильевский стан, Новоспасский монастырь стал местом погребения представителей знатных родов и, прежде всего, бояр Романовых – предков царственного Дома. По историческим документам и описаниям, в подклете Спасо-Преображенского собора насчитывалось более 70 захоронений бояр Романовых и их близких родственников.
Среди погребенных здесь предков царственного Дома – родоначальник рода Романовых Роман Юрьевич Захарьин († 1543), мать первого царя рода Романовых великая государыня инокиня Марфа Иоанновна († 1631), как почтительно упоминает о ней Кормовая книга 1687 г., отец Патриарха Филарета боярин Никита Романович Юрьев (в схиме Нифонт, † 1586). К древней части усыпальницы относятся захоронения четырех родных братьев Патриарха Филарета, трое из которых скончались в ссылках, пострадав во времена Бориса Годунова, а в 1607 г. были перезахоронены в Новоспасском монастыре. Один из них – боярин Михаил Никитич Романов, сын Никиты Романовича Юрьева, мученически скончавшийся в 1602 г. в Ныробской волости (Пермский край) после продолжительного содержания в яме в цепях. Его почитали святым, к месту кончины совершались паломничества, впоследствии там был построен храм в честь Преображения Господня. Цепи боярина хранились как святыня, есть упоминания об исцелениях, происходивших от них. В настоящее время цепи находятся в экспозиции местного краеведческого музея.
Помимо Романовых и их родственников, в усыпальнице погребены представители древних российских фамилий – Черкасские, Васильцевы, Дашковы, Голицыны, Куракины, Новосильцовы, а также иерархи Русской Православной Церкви и настоятели монастыря. Среди них – выдающийся ученый, исследователь и описатель христианского Востока епископ Порфирий (Успенский, † 1885), при жизни издавший более 70 научных трудов по истории и археологии. Также в усыпальнице погребен видный духовный писатель, настоятель Новоспасского монастыря епископ Петр (Екатериновский, † 1889), из литературных трудов которого особенно известна книга “Указание пути ко спасению”.
В 1995 году в уже возрожденный монастырь из Кремля согласно решению, принятому на высшем государственном уровне, были торжественно перенесены чудесным образом сохранившиеся останки великого князя Сергея Александровича Романова, убитого в 1905 году, – генерал-губернатора Москвы, человека глубокой веры, праведной жизни, всецело отданной служению Отечеству. Ныне место его упокоения – фамильная усыпальница Романовых. В 1998 г. в монастыре был установлен воссозданный крест-памятник – точная копия креста, выполненного по проекту русского живописца В.М. Васнецова и находившегося в Кремле на месте мученической кончины великого князя.
В усыпальнице теперь находится и захоронение известной московской подвижницы XIX века инокини Досифеи (княжны Августы Таракановой), дочери императрицы Елизаветы Петровны. Подвергшаяся в 1785 г. по тайным политическим мотивам насильственному заточению в Московский Иоанновский монастырь, она, пользуясь духовным руководством Московского митрополита Платона (Левшина, † 1812) сумела не только преодолеть всю тяжесть своего невольного затворнического положения, но и приобрести настоящий христианский взгляд на жизнь, стать молитвенницей и, спустя годы, – поистине духоносной старицей, стяжавшей взамен утраченных мирских благ обильные духовные дарования. Известно, что она наставила на монашеский путь будущего оптинского старца схиархимандрита Моисея (Путилова, † 1862), в 1996 г. прославленного в лике святых. Проведшая 25 лет в подвигах духовной жизни, инокиня Досифея скончалась в 1810 г. и была по завещанию погребена на территории Новоспасского монастыря.
В память о посещении обители в 1900 г. царской четой – императором Николаем Александровичем и императрицей Александрой Феодоровной в усыпальнице был устроен храм в честь небесного покровителя рода Романовых преподобного Романа Сладкопевца. Освящение храма в 1902 г. совершил митрополит Московский и Коломенский Владимир (Богоявленский, впоследствии Киевский и Галицкий, † 1918, прославлен в лике священномучеников в 1992 г.) в присутствии великого князя Сергея Александровича и его супруги великой княгини Елисаветы Феодоровны († 1918, прославлена в лике святых преподобномучениц в 1992 г.).
Различные потрясения и бедствия, постигавшие обитель на протяжении ее истории, привели к утрате части гробниц, в том числе и романовских; о многих из них удалось узнать уже в новейшее время. Подвергшаяся в ХХ веке страшному надругательству и разорению (почти все захоронения были вскрыты, осквернены и ограблены, надгробия уничтожены, от убранства храма не осталось и следа), усыпальница Романовых была восстановлена в конце 1990-х годов, и в ней был воссоздан храм в честь преподобного Романа Сладкопевца. Торжественное освящение храма совершил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий 10 марта 2002 г.
Чем знаменит Новоспасский монастырь? Усыпальница Романовых и Княжна Тараканова
У Москвы-реки на Крутицком холме (крутица — крутой берег) «в пяти верстах от Кремля» стоит Новоспасский монастырь. Этот монастырь — ставропигиальный, с особым, самым высоким статусом, который присваивался, чтобы подчеркнуть независимость и прямую подчиненность патриарху или синоду.
В буквальном переводе это слово означает «водружение креста», то есть предполагается собственноручное водружение креста патриархами. Таких монастырей немного, из них, например, в Москве Высоко-Петровский монастырь или Донской монастырь.
История
Этот высокий статус был у монастыря всегда. Не удивительно, что из стен его вышли четыре патриарха. Самый знаменитый из них — Никон, автор церковной реформы, приведшей к Расколу, построил в обители Спасо-Преображенский собор.
А основан монастырь был намного раньше, еще великим князем Иваном III в 1490 году. Но сам монастырь как учреждение еще древнее на пару столетий. Он был основан Даниилом Московским, но пришлось два раза переезжать.
Сначала Спасский монастырь существовал там, где сейчас Данилов. Потом братию перевели в Кремль. Когда-то на территории Кремля существовал древний и, судя по всему, очень красивый Собор Спаса Преображения на Бору. В 1933 году его просто снесли. Так вот, тот навсегда утраченный монастырь многократно страдал от набегов Батыя и Тохтамыша (после последнего восстанавливал обитель Дмитрий Донской), и когда Иван III перестраивал его, то перевел братию в другой — уже Новоспасский монастырь. То есть великокняжеский Спасский монастырь окончательно переехал и стал Спасом на новом, или Новоспасским. Поэтому о Новоспасском монастыре говорят как о самом древнем монастыре Москвы.
Впервые монастырь упомянут в Никоновской летописи под 1491 годом:
«Toe же весны (6999) повелением великого князя Ивана Васильевича архимандрит Спаскый Афонасей заложил церковь камену на Новом Преображение Господа нашего Иисуса Христа…»
При Иване Грозном монастырь имел важное военное стратегическое значение и уже полностью приобрел вид крепости. Ему приходилось не раз выполнять роль крепости: 1521 году при отражении атак татарского хана Махмет-Гирея, через 50 лет — крымского хана Давлет-Гирея, еще через 20 лет — Казы-Гирея.
«…Казы-Гирей повел атаку от Коломенского прямо на Кремль, и должен был спуститься в равнину между Симоновым и Новоспасским, которые, пропустив его, открыли огонь ему в тыл и между тем как с бойниц Данилова монастыря стреляли в его правое крыло, пушки Воробьевского стана (где ныне Донской монастырь) громили левое, а бойницы и стены Кремлевские палили ему навстречу, последние умолкли, когда сеча вызывала наше войско из стана для рукопашной схватки. Итак, изменив расстояние и поставив тысяч сто войска между ними, явно увидим возможность действовать удачно всем этим обителям в одно время. Войско татарское рассыпалось. Новоспасские бойницы, находясь в ближайшем расстоянии от Гиреева тыла, наносили хану жестокие удары»
(Иванчин-Писарев «Утро в Новоспасском»).
После этого последнего поражения Крымская Орда к Москве не подходила.
Но с 16-м веком не прекратилась «военная функция» монастыря: еще через 20 лет уже война с поляками, и
«У стен Новоспасского… в 1612 году на Крутицах князь Пожарский и верная дружина целовали крест, чтобы спасти Москву и положить за нее свои головы».
Романовы
Этот монастырь был тесно связан с Романовыми. Еще в 1498 году рядом был похоронен боярин Василий Захарьин — предок Романовых. Далее Лжедмитрий I приказал перенести в монастырь захоронения трех бояр Романовых, и следующие 200 лет Новоспасский стал местом упокоения многих представителей рода — но не царей (те в Кремле), а их ближайших родственников.
В усыпальнице захоронена инокиня Марфа — царица, мать первого царя из Романовых — Михаила Федоровича. Там похоронена Царевна Ирина Михайловна, о помощи которой вспоминает протопоп Аввакум в своём «Житии». Всего в усыпальнице прах более 70 бояр — родственников Романовых. И Романовы не могли не благоволить этому монастырю.
Первую колокольню построил еще в 1620 году отец первого царя из Романовых — Патриарх Московский Филарет. По указу его сына — царя Михаила Феодоровича Романова — начали возводиться каменные стены. Со всей страны приезжали строительных дел мастера, селились рядом, в своих слободках. И до сих пор соседние улицы называются Большие Каменщики и Малые Каменщики.
Колокол в 1100 пудов был отлит по указанию Петра I — это несмотря на то, что царь довольно прохладно относился к вопросам религии, но все же не мог не почтить монастырь с родовой усыпальницей. Тот колокол разбился при пожаре во время уже французского нашествия. Сейчас можно увидеть только копию того 16-тонного «Романовского» колокола, изготовленную в Ярославской области по старинным технологиям.
Колокольня была перестроена по проекту русского архитектора Ивана Жеребцова уже в стиле барокко. И несмотря на то, что один ярус так и не достроили, эта колокольня является одной из самых высоких в Москве.
Потрясающие росписи Спасо-Преображенского собора относятся к концу XVII века. Там не только известные библейские сюжеты, но и живописная родословная Рюриковичей, начиная с родоначальников древа — князя Владимира и княгини Ольги.
В 18 веке центом Империи становится уже Санкт-Петербург, но связи с Романовыми монастырь не теряет. В 1900 году было начато строительство храма в честь преподобного Романа Сладкопевца в Усыпальнице бояр Романовых.
В 1918 году Новоспасский монастырь был закрыт, усыпальница и некрополь были разорены, на территории действовал концлагерь, хозяйственное управление НКВД, женская тюрьма (в числе узниц побывала и дочь Льва Толстого Александра). «Любовь к отеческим гробам» выразилась в полном разграблении кладбища Новоспасского монастыря — искали клады. К сожалению, вместе с надгробиями исчезали и сами места захоронений. Например, здесь в некрополе был похоронен знаменитый художник — представитель стилей русского рококо и классицизма, которого все должны помнить по блестящим парадным портретам 18 века (коронационный портрет Екатерины II). Сейчас просто стоит памятный крест.
Справедливости ради надо сказать, что монастыри во все века использовались и как место заточения, то есть по сути ничего оригинального здесь не придумали. Что, конечно, никак не отменяет ужаса самого факта расстрелов.
Несмотря на все эти трагические события, саму усыпальницу Романовых не тронули. Более того, все храмы уцелели и даже не все кресты были сняты. А стены с замечательными фресками были завалены архивами НКВД и таким странным образом тоже сохранились. В 1968 году начались реставрационные работы. А еще через несколько десятилетий в монастырь перенесли прах Сергея Романова, который был убит уже в 20 веке.
Великий князь Сергей Александрович, сын Александра II, дядя Николая Второго, погиб во время покушения от самодельной «адской машины», брошенной эсером Иваном Каляевым. Многие должны помнить, что вдова великого князя и московского генерал-губернатора — великая княгиня Елизавета Фёдоровна (при рождении Елизавета Александра Луиза Алиса Гессен-Дармштадская) — навестила в тюрьме убийцу своего мужа и простила его, а также просила Николая II о помиловании. Елизавета Фёдоровна была сестрой Александры Фёдоровны — жены Николая II, после гибели мужа очень серьезно занималась благотворительностью, после революции арестована, отправлена в Пермь, затем брошена в шахту Новая Селимская. Останки ее покоятся в Иерусалиме, церковью причислена к лику святых.
Останки Сергея Романова были обнаружены при раскопках в Кремле в 1995 году и перенесены впоследствии в Новоспасский монастырь. В этом году, кстати, 110 лет со дня гибели великого князя. В монастыре — памятная выставка.
Тайна княжны Таракановой
Судьба Новоспасского монастыря довольно типична для московских монастырей. В ней отражаются сложные события, произошедшие в стране за 800 лет. Осталось уточнить имена архитекторов. Но я почувствовала все же некую загадку.
В Новоспасском монастыре похоронена инокиня Досифея, она же принцесса Августа, она же княжна Тараканова. И часовня стоит на месте погребения. Многие помнят историю с «самозванкой княжной Таракановой», умершей в Петропавловской крепости в Петербурге. «Московская» княжна Тараканова была в «строжайшем затворе», даже сестры ее никогда не видели, только игуменья. В монастыре она и провела больше половины жизни — 25 лет. То, что некую монахиню похоронили в усыпальнице самого знатного рода — факт примечательный, и может означать только то, что она и относилась к этому роду…
В 1991 году Новоспасский монастырь был возвращен РПЦ. Сейчас это действующий мужской монастырь. На Крутицкий холм еще придется вернуться, но пока есть смысл заехать в Данилов монастырь. Оба монастыря связаны друг с другом самой историей.
Новоспасский монастырь с высоты птичьего полёта
История монастыря с момента основания до XIX столетия
В XIII столетии монастырь находился гораздо южнее того места, где он стоит сегодня. Основанная князем Даниилом обитель располагалась на правом берегу реки, возле земляного вала, защищавшего подходы к городу с южной стороны.
Схема Новоспасского монастыря
Царь Иоанн IV Грозный распорядился укрепить монастырь, чтобы он мог защитить город в случае войны. За несколько лет церкви и братские корпуса окружили деревянным частоколом и земляными валами. Монастырь превратился в мощную крепость, и ему пришлось несколько раз встречать атаки неприятеля.
Во время набегов крымских татар оборону на Крутицком холме вели стрельцы, отгонявшие врагов выстрелами из пушек и ружей. Монахи тоже не сидели сложа руки. Они варили смолу, которую потом выливали на головы наступающих с высоких монастырских стен.
Во время правления царя Михаила Федоровича монастырь начал получать большие денежные пожертвования и дары: редкие книги и дорогие иконы, роскошную церковную утварь и обширные участки пахотных земель. По старой традиции царь и члены его семьи регулярно ходили на Крутицкий холм, чтобы помолиться в монастырских храмах.
Вид монастыря с Крестьянской площади
Каменное строительство в монастыре началось в 40-е годы XVII века, когда Московские земли оправились от последствий польского-литовского разорения. Вокруг обители возвели мощные каменные стены и построили величественный Преображенский собор.
Судьба монастыря в XX веке
Новоспасская обитель всегда играла особую роль в жизни царской семьи. В 1913 году, когда в России праздновала трехсотую годовщину династии Романовых, Николай II побывал на Крутицком холме. В честь этого знаменательного события в монастыре построили небольшую живописную часовню.
С установлением советской власти обитель ликвидировали, а за ее стенами создали концентрационный лагерь и женскую тюрьму. В каменных храмах держали политически неблагонадежных и уголовников. Здесь же их пытали и расстреливали. Несколько лет назад в память о трагических событиях тех лет на расстрельном месте восстановили Итальянский дворик.
Незадолго до войны монастырское кладбище срыли, а хозяевами построек стали сотрудники НКВД. Они хранили в бывшей обители конфискованную у врагов народа мебель и архивные документы. Один из храмов использовали для картофелехранилища, а часть зданий перепланировали под квартиры. Новые хозяева хотели даже разрушить обветшавший монастырь, но началась война, и эти планы остались нереализованными.
Во время хрущевской оттепели при обители открыли музей реставрации и начали восстанавливать храмы. Однако средств на это выделялось так мало, что реставрационные работы растянулись на 20 лет.
Вид монастыря с Саринского проезда
Верующим монастырь вернули в начале 1990-х годов. К тому времени братия состояла всего из трех человек. В монастырь стали поступать пожертвования, и появилась возможность убрать накопившийся мусор, облагородить территорию и восстановить храмы. Хотя за два с лишним десятка лет была проделана огромная работа, реставрация в монастыре еще не закончена.
Архитектурные памятники и святыни
С трех сторон вокруг обители возвышаются городские кварталы, поэтому самый красивый вид на монастырский ансамбль открывается с реки. Сердцем монастыря считают величественный Преображенский собор, службы в котором проходят в теплое время года. При входе в храм размещено родословное дерево Рюриковичей, а его пол выложен массивными чугунными плитами. Внутри собора можно увидеть древние иконы и хорошо сохранившиеся настенные росписи, созданные известным художником XVII века Гурием Никитиным.
С противоположной стороны от реки красуется одна из самых высоких в городе колоколен, которая по высоте лишь немногим уступает кремлевской колокольне Ивана Великого. Четырехъярусное здание поднимается на 80,4 м. Оно было возведено по проекту, созданному знаменитым русским архитектором И. П. Жеребцовым во второй половине XVIII века.
В прежние времена паломники входили в обитель через здание колокольни, а в наши дни вход расположен справа от нее. В колокольне находится храм Сергия Радонежского, а над ярусом, где висят колокола, установлены хорошо заметные издалека часы. Каждые полчаса они оглашают окрестные улицы и набережную красивым мелодичным боем.
Храм Покрова Пресвятой Богородицы
Территория монастыря окружена мощными стенами, на которых возвышаются пять башен. Внутри сохранилось несколько построек XVII века: небольшой трехглавый Покровский храм, одноглавая церковь Святителя Николая, три братских корпуса и настоятельский корпус.
С восточной стороны к соборному храму примыкает церковь XVIII века, построенная в традициях классицизма и посвященная иконе Божией Матери «Знамение». В ней находится фамильная усыпальница, где на протяжении нескольких веков хоронили представителей княжеского рода Шереметьевых. К более позднему времени относятся здания квасоварни, иконной и свечной лавки, а также часовня над захоронением инокини Досифеи, известной в миру как княжна Тараканова.
Храм иконы Божией Матери «Знамение»
Паломники приходят в обитель, чтобы помолиться перед иконой XVII века «Всецарица» и списком с образа «Нерукотворный Спас». Кроме того, они приезжают сюда, чтобы увидеть пояс Иоанна Кронштадтского.
Современное состояние и режим посещения
Часовня в память 300-летия Дома Романовых
Новоспасская обитель всегда открыта для жителей окрестных районов. При ней существует певческая школа для мальчиков и воскресная школа для детей прихожан.
Монастырская территория невелика, и ее поддерживают в очень хорошем состоянии. С весны до осени рядом с храмами можно увидеть много живописных клумб, ухоженные плодоносящие деревья и виноградные лозы.
Колокольня с церковью Сергия Радонежского
Как добраться
Территория монастыря расположена на левом берегу Москвы-реки и удалена на 0,6 км от станций метро «Пролетарская» или «Крестьянская застава». В летнее время многие туристы приплывают к речному причалу «Новоспасский мост» на речных судах, которые курсируют по Москве-реке. Кроме того, неподалеку от входа в монастырь делают остановку трамваи № 35, 38 и автобусы № 156, 184 и 901.