усыпальница годуновых в троице сергиевой лавре фото

Усыпальница Годуновых в Троице-Сергиевой лавре

усыпальница годуновых в троице сергиевой лавре фотоусыпальница годуновых в троице сергиевой лавре фото

Усыпальница Годуновых находится с западной стороны Успенского собора, слева от парадного его крыльца. Усыпальница в виде небольшой палатки была поставлена в 1782 г. над гробницами царя Бориса Годунова, его супруги, царицы Марии, и сына, царевича Феодора, тела которых были перенесены из Москвы в Троицкий монастырь в 1606 г., а также дочери – царевны Ксении, в иночестве Ольги, умершей в 1622 г.
Борис Федорович Годунов, скончавшийся 13 апреля 1605 года, был погребен в усыпальнице царской – Архангельском соборе, но когда в июне 1605 года Москва признала самозванца, то тело его было выкопано из могилы в соборе и вместе с телами убитых тогда (10 июня) его супруги и сына погребено было в Варсонофьевском девичьем монастыре (находившемся в Варсонофьевском переулке между Рождественской и Лубянской улицами, – убогом, но бывшем не на «убогих домах»). По прика занию царя Василия Ивановича Шуйского тела Бориса Федоровича, его супруги и сына с честью перенесены были к Троице в 1606 году, а несчастнейшая Ксения Борисовна погребена была, согласно ее предсмертной просьбе к царю Михаилу Федоровичу, вместе с родителями после ее кончины во Владимирском Успенском или в одном из Суздальских женских монастырей, последовавшей 30 августа 1622 года. Когда была уничтожена паперть Успенского собора, могилы всех четверых оказались на воле, под открытым небом, и над ними устроена была доныне находящаяся над ними палатка.

усыпальница годуновых в троице сергиевой лавре фото

В описи монастыря 1641 года читается о гробницах Бориса Федоровича и членов его семьи на паперти Успенского собора: «в заперти над гробницами образов, где положен царь Борис и царица Марья и царевич Федор и царевна Ольга: в киоте два образа местных, писаны на празелени, образ живоначальные Троицы, образ пресвятые Богородицы Коневские, образ Бориса и Глеба, писаны на золоте; вверху над большими образами шесть образов окладные, в киоте два образа окладных – образ Спасов да видение чудотворца Сергия; у гробниц четыре свечи поставные восковые, насвечники железные; на гробницах же царя Бориса и царицы и царевны три покрова черные, на царевичеве гробнице покров червчат, повся дневные, на них шиты кресты». Соборная панихида над гробницами Годуновых ежегодно поется 1 мая (ошибочно как-то принятого за день кончины Бориса Федоровича).

Источник

Усыпальница Годуновых

усыпальница годуновых в троице сергиевой лавре фото

усыпальница годуновых в троице сергиевой лавре фото

усыпальница годуновых в троице сергиевой лавре фото

На территории большой и роскошной Свято-Троицкой Сергиевой Лавры — одного из главных оплотов РПЦ, среди величественных соборов, монастырских помещений и туристических сувенирных лавок находится неприметная на первый взгляд и даже в какой-то степени невзрачная постройка — усыпальница Годуновых. Ее не сразу можно заметить на фоне блестящей архитектуры и ухоженных газонов внутреннего двора обители.

Многие посетители так и проходят мимо, не обращая внимания на приземистую каменную крипту в виде шатровой палатки, увенчанную серой пирамидальной крышей и скромным православным крестом. И не подозревая, что здесь, вместе с останками покоится непростая, трудная и трагическая летопись боярской семьи, сыгравшей важную роль в истории Русского государства.

Что посмотреть

Усыпальница расположена слева от парадного крыльца Успенского собора. Ее поставили в 1782 г. над могилами царя Бориса Годунова, его жены Марии Григорьевны и их сына Федора. Тела перенесли в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру в 1606 г. по воле Василия Шуйского. Также тут захоронены останки царевны Ксении (в монашестве Ольги), скончавшейся в 1622 г.

Усыпальница имеет больше символическое и духовное значение, чем представляет какую-либо архитектурную ценность. Около могилы Годуновых на ум приходят философские мысли о судьбе страны, альтернативных сюжетах истории и, возможно, о несправедливой и страшной участи, постигшей ни в чем не повинную семью царя Бориса, уничтоженную разгневанными сторонниками подлого самозванца Лжедмитрия I.

Практическая информация

Адрес: Сергиев Посад, территория Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Координаты GPS: 56.310439, 38.130163.

Источник

Размышления подле Усыпальницы Годуновых

Прав был мудрец Екклесиаст (вернее тот, кто скрывался под этим именем – псевдонимом), написав однажды – «Суета сует. Все суета!». Смотрю я на экскурсионные группы, посещающие древние города Руси и не перестаю удивляться – спешат люди, нетерпеливо переминаются на месте, делают массу снимков, задают порой наивные вопросы. Мало среди них лиц сосредоточенных, заинтересованных увиденным и услышанным. Зачем же тогда тратить время свое и деньги на посещение мест святых? Ради того, чтобы сказать – а я этим летом был в Угличе! Что остается в памяти таких «быстроходов»?

Много раз бывала я в Сергиевом Посаде, где уже более шести веков сосредоточен духовный и культурно-исторический центр всей Руси, Свято-Троицкая Сергиева Лавра.
Удачное место выбрал для постройки своей кельи преподобный Сергий Радонежский. Как по случаю не вспомнить слова Павла Флоренского, который в свое время писал: «Чтобы понять Россию надо понять Лавру, а чтобы вникнуть в Лавру, должно внимательным взором всмотреться в основателя ее, признанного святым при жизни, «чудотворного старца, святого Сергия», как свидетельствуют о нем его современники». Свел отец Павел в триединство Россию, Лавру и имя святого Сергия Радонежского. Возвышается холм Маковец над прилегающими улицами и привлекает взор обилием куполов и иных церковных сооружений, видимых из-за высоких белокаменных стен.

Стопы сами ведут к «седому» одноглавому Троицкому храму, насладиться его атмосферою, поставить свечи памяти и за здравие. Главное же – прикоснуться к раке с мощами Сергия Радонежского: поздороваться, попросить отпущения грехов и спокойствия душе.

Второе дивное место для меня находится за сим храмом. Высажены там рядками мелкие беленькие цветочки, наполняющие все окружающее пространство малое медовым запахом чудным. Люблю постоять в этом уголке с думами своими.

Теперь путь наш лежит к Успенскому собору. Слева от парадного его крыльца находится немного вросшая в землю Усыпальница Годуновых. Имеет она вид небольшой каменной палатки. Поставлена была в 1782 году над гробницами царя Бориса Годунова, его супруги, царицы Марии, сына, царевича Феодора, а также дочери – царевны Ксении, в иночестве Ольги.

Чуть позже, в 1606 году, по приказанию царя Василия Ивановича Шуйского тела Бориса Федоровича, его супруги и сына с честью перенесены были к Троице. Третье место захоронения Бориса Федоровича Годунова оказалось последним. Наконец-то упокоился его прах в земле святой. Несчастнейшая в своей судьбе Ксения Борисовна погребена была, согласно ее предсмертной просьбе возле брата, царя Михаила Федоровича после ее кончины 30 августа 1622 года, последовавшей во Владимирском Успенском или в одном из Суздальских женских монастырей. Через шестнадцать лет после смерти матери и брата обрела она последнее пристанище возле них. Воссоединилась вся семья.

После уничтожения паперти Успенского собора, могилы всех четверых оказались под открытым небом, и над ними устроена была доныне сохранившаяся палатка. В описи монастыря 1641 года читается о гробницах Годуновых следующее: «в паперти над гробницами образов, где положен царь Борис и царица Марья и царевич Федор и царевна Ольга: в киоте два образа местных, писаны на празелени, образ живоначальные Троицы, образ пресвятые Богородицы Коневские, образ Бориса и Глеба, писаны на золоте; вверху над большими образами шесть образов окладные, в киоте два образа окладных – образ Спасов да видение чюдотворца Сергия; у гробниц четыре свечи поставные восковые, насвечники железные; на гробницах же царя Бориса и царицы и царевны три покрова черные, на царевичеве гробнице покров червчат, повсядневные, на них шиты кресты».

Завершилось очередное путешествие. Перевернута еще одна страница истории. Вернее, промелькнул всего лишь один из ее эпизодов.

Источник

Почему Борис Годунов не лежит в Кремле?

усыпальница годуновых в троице сергиевой лавре фото

Недавно состоялась премьера российского исторического телесериала «Годунов» режиссёра Алексея Андрианова. Вновь из глубины веков предстал перед нами Борис Фёдорович Годунов (1552-1605, царь с 1598 года)-один из самых неоднозначно характеризуемых историками русских царей. Наблюдая в фильме земной путь царя, невольно задаёшься вопросом: «Где нашёл место упокоения Борис Годунов? Почему не в Кремле?»

Логично было бы искать место его упокоения именно там: Михайло-Архангельский собор Московского Кремля с момента своего основания вплоть до XVIII столетия служил местом захоронения великих князей, царей и их ближайших родственников. Гробницы династии Рюриковичей расположены вдоль стен храма. Гробницы царей из династии Романовых – у юго-западного и северо-западного столпов. Первый русский царь Иван Грозный и два его сына погребены в особой царской усыпальнице, устроенной в алтарной части собора. В общей сложности в Архангельском соборе погребены пятьдесят шесть человек. Последним погребением в истории Архангельского собора стало захоронение брата Петра I, царя Ивана Алексеевича. Со времени переноса столицы в Петербург русских императоров стали хоронить в усыпальнице Петропавловского собора, и первым был сам Петр Великий. А что Годунов?

Немного о Борисе Годунове и причинах нелюбви к нему

Бориса Годунова никак нельзя отнести к числу «неизвестных» исторических личностей: о нём написаны книги, о нём говорится в школьных учебниках. Нашим зрителям хорошо известен фильм «Борис Годунов» режиссёра Сергея Бондарчука (1986), являющийся экранизацией одноимённой драмы А.С.Пушкина, созданной в 1825 году во время ссылки в Михайловское.

Опера Модеста Мусоргского «Борис Годунов» (1874 г.) вошла в Золотой фонд Русской культуры. Исполнение роли Царя Бориса Ф.И.Шаляпиным в 1908 году во время Русских Сезонов в Париже обессмертило и исполнителя и героя.

Тема Бориса Годунова вообще очень актуальна для России. Она поднимает и отражает проблемы, бывшие злободневными и в те «стародавние» времена, остающиеся таковыми и поныне.

Первые годы после воцарения Царя Бориса в стране наблюдались политическая стабильность и динамичное экономическое развитие, а внешние враги России не угрожали. В эти годы по общему мнению Борис был образцовым правителем. Некоторые авторы вообще очень высоко оценивают его историческую роль.

Первая Смута началась в конце правления Бориса Годунова, когда на западных окраинах страны появилась грозная опасность в лице самозванца, присвоившего себе имя сына Царя Ивана Грозного — Димитрия. Самым ужасным было то, что представители родовитых боярских фамилий, а затем и большая часть служилых людей сначала тайно, а потом и явно симпатизировали самозванцу и открыто его поддержали, приняв присягу на верность.

По словам Н.М.Карамзина боярская спесь была главным побудительным мотивом нелюбви к Годунову, вызвавшей фактически национальное предательство, совершенное русской родовой элитой в начале 18 века.

Убийство сына и жены Бориса Годунова. Место их первого захоронения

Царица Мария Григорьевна Годунова (урождённая Скуратова-Бельская). (1552 — 1605).

Многие историки сходятся во мнении, что Фёдор Годунов, всесторонне подготовленный к престолу, образованный и талантливый юноша, заслуживал лучшей судьбы и мог стать одним из выдающихся русских государей.

Царь Фёдор II Борисович (1589-1605)

Вот что пишет об этих событиях в «Истории государства Российского» Н.М.Карамзин:

Перезахоронение останков Бориса Годунова Лжедмитрием I

Хотя Борис Годунов был погребён со всеми почестями, «по царскому чину», в Архангельском соборе, но в июне 1605 года, после утверждения у власти самозванца, его гроб был извлечен из могилы и перенесён на кладбище женского Варсонофьевского монастыря. Там же погребли в простых гробах Царя Фёдора II и его мать- Царицу Марию Григорьевну. Хоронили без отпевания, как безродных и бездомных.

Эта обитель, упраздненная ещё в 1765 году, располагалась между Большой Лубянкой и Рождественкой в Москве. Монастырь был основан в самом начале 16 века, а кладбище при нём стало последним земным пристанищем для нищих и насильственно убиенных безродных. Погребение здесь для москвичей считалось позорным. Именно сюда Лжедмитрий I и распорядился поместить останки ненавистных Годуновых.

Лжедмитрий I. (1581-1606). Царь России с 1 июня 1605 года по 17 мая 1606 года, по устоявшемуся в историографии мнению — самозванец, выдававший себя за чудом спасшегося младшего сына Ивана IV Грозного — царевича Дмитрия. Первый из четырёх самозванцев, именовавших себя сыновьями Ивана Грозного и претендовавших на российский престол. Википедия

Перезахоронение останков Годуновых Василием Шуйским

Лишь когда с Лжедмитрием было покончено, и у власти утвердился главный боярский интриган Василий Иванович Шуйский (1552-1612, Царь 1606-1610), то он отдал распоряжение о перезахоронении Годуновых в Троице-Сергиевом монастыре, что и произошло в сентябре 1606 года. Там же в 1622 году была похоронена и несчастная дочь Бориса Годунова Царевна Ксения, которой пришлось стать на время наложницей Лжедмитрия, который потом и отправил её в Княгининский монастырь во Владимире, где она приняла постриг с именем Ольги.

Царевна Ксения Годунова (1581-1622)

В Архангельский собор прах Бориса Годунова так и не вернули. По горькой иронии истории клятвопреступник Василий Шуйский погребён в царской усыпальнице, а останки двух законных царей- Бориса и Фёдора Годуновых- покоятся далеко за её пределами.

Современники безразлично отнеслись к судьбе останков Царя Бориса и Царя Фёдора. Народ, для которого Царём Борисом Годуновым было сделано немало благих дел, не выразили даже сожаления во время надругательства над прахом одного Царя и убиением другого! Мало того, толпы москвичей пели и плясали на улицах и площадях после воцарения Лжедмитрия, а через год пели и плясали после свержения самозванца и его убийства! Это была первая, но не последняя эпоха всеобщего помешательства в истории России.

До сих пор прах Годуновых — двух Царей и Царицы Марии и Царевны Ксении покоится не в царской усыпальнице, а во дворе Троице-Сергиевой лавры, рядом с Успенским собором.

Троице-Сергиева лавра Усыпальница Годуновых

Источник

Перезахоронения тел Бориса Годунова и его семьи в контексте идеологического противостояния в Смутное время

усыпальница годуновых в троице сергиевой лавре фото

Одним из памятников событий Смутного времени в Троице-Сергиевой лавре является усыпальница Годуновых у северо-западного угла Успенского собора, сооруженная над их гробницами в 1782 г. История данного некрополя самым непосредственным образом связана с идеологической борьбой в Смутное время.

В начале нынешнего столетия она вновь стала предметом интереса специалистов. Исследователи традиционно уделяют много внимания изучению началу идеологического противостояния царя Бориса Годунова и Лжедмитрия I, но при этом упускают из вида его завершение и роль в последующем противостоянии правительственных сил и повстанцев.

Каким же образом могилы Бориса Годунова, его жены и сына оказались в Троице-Сергиевом монастыре? Описания сюжета, связанного с перезахоронением тел, имеются только в сочинениях немецкого наемника Конрада Буссова и шведского резидента в Москве Петра Петрея из Элезунда[1]. Но эти авторы не дают точных дат. Известно лишь, что это произошло в правление Василия Шуйского. Поэтому, исходя из контекста повествования К. Буссова, Р.Г. Скрынников пришел к выводу, что Василий Шуйский организовал перенесение тел Годуновых как жертв самозванца в ноябре 1606 г., когда Москву осаждали войска И.И. Болотникова, И.И. Пашкова и П. П. Ляпунова[2]. В.Н. Козляков датировал перезахоронение Годуновых «осенью 1606 г.»[3].

При этом исследователи проигнорировали тот факт, что вряд ли московские власти могли затеять перенесение тел семьи Годуновых из Москвы в Троице-Сергиев монастырь во время осады столицы повстанцами, когда в ближайших окрестностях столицы шли ожесточенные бои, и не существовало реальной возможности организации торжественной процессии. В пользу пересмотра датировок свидетельствует хронологическое указание в тексте П. Петрея, на которое историки не обратили внимания. Шведский резидент, положивший в основу своего сочинения текст К. Буссова, счел необходимым уточнить, что перезахоронение Бориса Годунова произошло спустя «три года» после первых похорон, т.е. в 1608 г.[4]

Все историки единодушны, что инициатором перезахоронения Годуновых был царь Василий Шуйский. По мнению Р.Г. Скрынникова, тем самым он стремился обличить самозванца, погубившего законно избранного царя и его семью, с другой стороны – обвинял москвичей и всех русских людей в нарушении присяги законному царю, за что Бог попустил на них дьявола и его слуг – повстанцев[5]. На взгляд В.Н. Козлякова, реабилитацией Годуновых Василий Шуйский пытался доказать «преемственность своей власти» от Годунова, минуя «Расстригу», а также показать, каковой бывает расплата за грех клятвопреступления[6].

Но произошел ли перенос тел Годуновых в 1608 г., о чем вроде бы свидетельствует П. Петрей? Его сочинение было написано в 1613–1615 гг., почти 7–9 лет спустя после перезахоронения Годуновых, поэтому вряд ли хронологическую реалию «три года спустя» нужно толковать буквально.

В этой связи следует напомнить, что посвятивший специальную работу истории канонизации царевича Дмитрия Угличского, В. И. Ульяновский установил, что царь Василий Шуйский, дискредитируя самозванца, был вынужден привлечь находящего на покое первого патриарха Московского Иова. Тот поставил условием своего участия необходимость разрешения русского народа от присяги Годуновым и достойное перезахоронение их тел. Исследователь заметил, что во всех своих речах во время службы Иов ни разу не обвинил Бориса Годунова в организации цареубийства. Виновными в гибели царевича вновь стали некие «враги и ласкатели»[7]. Повсеместно было объявлено, что Бог на этот раз попустил дьявола и его слуг из-за греха русских людей, нарушивших присягу Годуновым и допустивший их убийство слугами самозванца.

Службы с участием Иова прошли в Москве 19–20 февраля 1607 г., через два месяца после разгрома повстанцев и снятия осады столицы[8]. Скорее всего, именно тогда и было проведено перезахоронение Бориса Годунова и его семьи. Тело Бориса Годунова несли 20 монахов, тем самым церковь и власти публично признавали, что царь не был самоубийцей, а умер своей смертью, успев принять пострижение. Тело царя Федора Борисовича несли 20 бояр, царицы Марии – еще двадцать бояр. За ними ехала инока Ольга – царевна Ксения Борисовна Годунова в небольшом возке – крытом зимнем экипаже на полозьях и горько оплакивала родных. Плач царевны-инокини потряс очевидцев до глубины души. Ему была посвящена одна из немногих дошедших до нас исторических песен Смутного времени[9]. За царевной шествовали «все» монахи, монахини, священники, князья и бояре. П. Петрей к тексту К. Буссова добавил, что их возглавляли царь и патриарх. У Троицких ворот гробы положили в сани, а монахи, князья и бояре сели на лошадей и процессия отправилась в Троице-Сергиев монастырь, где и произошло погребение тел Годуновых[10]. В 1622 г. здесь же была погребена монахиня Ольга – Ксения Годунова. После этого в российской литературе и публицистике утвердилась версия, согласно которой, царь Борис умер своею смертью, а царь Федор Борисович и его мать были убиты.

Несмотря на покаяние в грехе клятвопреступления и частичной реабилитации царей Бориса и Федора Годуновых, никто так и не сделал вклады по их душам в Троице-Сергиев монастырь[11]. На табличках, прикрепленных к гробницам, были написаны только их имена без указания даты перезахоронения. Успокоение не пришло Годуновым даже три с лишним столетия спустя. При вскрытии гробницы в советское время были открыты лишь фрагменты костных скелетов нескольких человек без черепов. Замысел советского антрополога М.М. Герасимова восстановить облик царской семьи методом реконструкции остался неосуществленным.

Таким образом, акции по захоронению и перезахоронению Годуновых были наполнены глубоким сакральным смыслом, хотя и были вызваны чисто политическими мотивами. Лжедмитрий I объявил Годуновых самоубийцами и приказал похоронить их вне ограды Варсонофьевского монастыря с запретом молиться о них. Царь Василий Шуйский, борясь с самозванчеством и пытаясь наложить на него канонический запрет, был вынужден реабилитировать Годуновых как жертв еретика и расстриги Григория Отрепьева, с помощью дьявола завладевшего троном. Патриарх Иов пошел еще дальше, публично отказавшись признать Бориса Годунова виновным в смерти царевича.

Из компромисса между царем Василием и Иовом в проведении процедуры отрешения русских людей от клятвы Годуновым родилась ставшая в последствии знаменитой версия гибели царевича, согласно которой «врази сущие и ласкатели, великим бедам замысленицы» погубили царевича, чтобы выслужиться перед правителем и будущим царем[12]. Впоследствии именно она составила основное содержание трагедии А. С. Пушкина «Борис Годунов».

[1] Буссов К. Московская хроника 1584–1613 // Хроники Смутного времени. М., 1998. С. 86–87; Петрей П. История о Великом княжестве Московском // О начале войн и смут в Московии. М., 1997. С. 327–328.

[2] Скрынников Р.Г. Смута в России в начале XVII века. Иван Болотников. Л., 1988. С. 120.

[3] Козляков В.Н. Смута в России XVII век. М., 2007. С. 208.

[5] Скрынников Р.Г. Там же.

[6] Козляков В.Н. Там же.

[7] Ульяновский В.И. Смутное время. М., 2006. С. 391.

[8] Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской Империи Археографической экспедицией. СПб., 1836. Т. 2. № 67. С.148–160.

[9] Памятники литературы Древней Руси. Конец XVI – начало XVII веков. М., 1987. С. 537–538.

[10] Буссов К. Указ. соч. С. 86-87; Петрей П. Указ. соч. С. 328.

[11] Вкладная книга Троице-Сергиева монастыря. М., 1986. С. 29.

[12] Палицын А. Сказание. М.; Л., 1955. С. 251.

Тюменцев Игорь Олегович, доктор исторических наук, профессор, директор Волгоградского института управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *