усыпальница московских князей архангельский собор
Москва. Архангельский собор.
Продолжаем путешествие по Кремлю. Архангельский собор (собор Архистратига Михаила, собор Михаила Архангела) в Кремле строился в течение четырех сезонов – с 1505 по 1508 гг. итальянским архитектором Алевизом Фрязиным Новым на месте более древней белокаменной Архангельской церкви 1333 года. В этой церкви, построенной при Иване Калите, была устроена княжеская усыпальница, и первым туда был положен сам храмоздатель – Иван Калита. С тех пор собор, посвященный покровителю ратных дел, Архангелу Михаилу, долгое время служил местом упокоения великих князей Московских и их родственников – удельных князей. По преданию, на месте собора в XIII веке была деревянная церковь Михаила Архангела, которую построил брат Александра Невского, Михаил Хоробрит. Другое предание гласит, что Михаил был похоронен в Успенском соборе Кремля, его племянник Даниил Московский – у стены Архангельского собора, а в самом соборе первым был погребен сын Даниила Московского и брат Ивана Калиты, князь Юрий. Этот каменный собор построили за очень короткий срок – всего одно лето, поэтому исследователи предполагают, что он был довольно небольшим, наподобие храма Спаса на Бору (построен в 1330-х, разрушен в 1930-х годах).Собор святого Архистратига Михаила (Архангельский собор) в Кремле был усыпальницей великих князей и русских царей.
С момента своего основания вплоть до XVIII столетия Архангельский собор служил местом упокоения московских князей и царей. Надгробные памятники князьям со словами молитв и эпитафий на белокаменных плитах располагаются под сводами храма в строгом порядке.
Среди наиболее почитаемых святынь Архангельского собора были мощи святого князя Михаила Черниговского, погибшего мученической смертью в Золотой Орде и святого царевича Дмитрия, младшего сына Ивана Грозного. Останки святых не предавали земле, а помещали в особые ковчеги – раки, предназначенные для поклонения верующих. Рака с мощами царевича Дмитрия установлена у юго-западного столпа под резной каменной сенью.
21 мая 1505 года великий князь Иван Васильевич повелел разобрать ветхую церковь и в октябре заложил новую, но через несколько дней умер и был погребен в только что заложенном храме.Василий III Иванович, различные изображения
В Москве он получил известность как Алевиз ФрязинСохранившийся фрагмент первоначальной белокаменной резьбы и входные ворота в западной части Собора
Архангельский собор. Вид торцов надгробий царя Василия Ивановича Шуйского (1557-1613), князей Старицких: Владимира Андреевича (после 1533-1569), Василия Владимировича (ок. 1552 г.-ок. 1574) и Андрея Ивановича (1490-1536). Фотография К.А.Фишера. 1905 г. Из коллекций Музея архитектуры им. А.В.Щусева.
Согласно распоряжению царя Алексея Михайловича новая стенопись должна была в точности повторить древнюю. До начала работ мастер Оружейной Палаты Степан Резанец с помощниками составляли описания сохранившихся в храме изображений с указанием того, где они расположены. Решение царя ясно говорит о том, что идеи, положенные в основу программы росписи собора оставались актуальными в царствование Романовых.
В нижнем ярусе росписи, над гробницами выполнены «воображаемые» портреты князей, погребенных в соборе. Место портрета в чреде княжеских изображений обусловлено расположением его гробницы. Князья представлены в светских одеждах фронтально или в трехчетвертном повороте к востоку с молитвенными жестами рук, в торжественном предстоянии пред алтарем храма. Вверху, рядом с каждой княжеской фигурой в медальонах помещены изображения святых покровителей князей, чьи имена они носили. Надгробные портреты князей наиболее точно следуют первоначальной росписи собора XVI в.Надгробия в Архангельском соборе Московского Кремля (в центре надгробие Дмитрия Донского)
О композиционной основе XVI столетия говорят неподвижные, монотонно повторяющиеся позы изображенных, контуры фигур, очерченных прямыми строгими линиями. XVI веку принадлежит и типология княжеского костюма. На московских князьях орнаментированные шубы и длинные платья с жемчужными воротниками и золочеными поясами.
Надгробие царя Василия Шуйского (слева) и старицких князей Владимира Андреевича и Василия Владимировича (справа) в Архангельском соборе Московского Кремля
Как известно, последним погребением в истории кремлевского храма стало захоронение брата Петра I, царя Ивана Алексеевича. Со времени переноса столицы в Петербург русских императоров стали хоронить в усыпальнице Петропавловского собора, и первым был сам Петр Великий.Петр II
Единственным исключением стал юный Петр II, приехавший в Москву на свою свадьбу в 1730 году и скоропостижно скончавшийся от оспы накануне венчания. И еще под сводами Архангельского храма в феврале 1826 года три дня находилось тело почившего императора Александра I. Его привезли сюда из Таганрога, где умер государь, по пути в Петербург.Другим исключением стал Борис Годунов. Он тоже сначала был похоронен в Предтеченском приделе Архангельского собора, но в 1606 году повелением Лжедмитрия I тело его было вырыто и перезахоронено в Троице-Сергиевой Лавре.
Крышка раки царевича Дмитрия. Москва. Серебряная палата. 1628-1630. Вклад царя Михаила Федоровича в Архангельский собор.
Согласно проекту именитого архитектора предполагалось разрушить многие старинные здания в Кремле, а всю кремлевскую территорию заключить, как «в футляр», во двор нового дворца.Соборная площадь Московского кремля, 1797 год.
Русское общество воспротивилось этому кощунству: по свидетельствам современников, Баженову несколько раз приходилось спасаться бегством от разгневанных москвичей. К счастью, у Екатерины II не хватило тогда средств для осуществления грандиозного строительства, и оно было прекращено, не состоявшись.
Когда французская армия вошла в Москву, мадам Обер-Шальме получила приглашение в Петровский дворец, где Наполеон временно устроил свою резиденцию. Там император советовался с московской француженкой, знавшей местные порядки и нравы, об освобождении русских крестьян от крепостного права.Архангельский собор на реставрации. Ступени солеи по снятии чугунного пола 1905
И дело ограничилось кухней в кремлевском соборе, которую приписали совету французской шпионки с Кузнецкого моста. Она, кстати, сама обратилась к Наполеону с просьбой защитить ее от русских и иностранных кредиторов, которым она задолжала 300 тысяч рублей, потеряв из-за войны в России собственных 500 тысяч рублей состояния.Икона Царевич Дмитрий в Архангельский собор в Москве. Слева: люди, смотрящие на его могилу.
Поблагодарил московский люд Шельму. Оклады с икон были сорваны, раки ограблены, а мощи св. царевича Дмитрия спрятал от поругания священник соседнего кремлевского монастыря Иван Яковлев. Он нашел их лежащими подле раки, обернул пеленой и унес в Вознесенскую церковь монастыря, где спрятал их в нижнем ярусе иконостаса.
Только с повреждениями собора, полученными от Наполеона, сравнимы его разрушения в ноябре 1917 года, во время обстрела Кремля. А в следующем 1918 году в связи с переездом правительства в Москву Архангельский собор, как и все другие кремлевские храмы, был закрыт.
Когда в 1929-1930 годах сносили собор Вознесенского монастыря − женскую княжескую усыпальницу, в подклет Архангельского собора были перенесены в каменных гробах останки цариц и великих княжон. Анастасия Романова на Памятнике «1000-летие России» в Великом Новгороде
Среди них был и гроб Анастасии Романовой, первой жены Ивана Грозного. Недавняя экспертиза обнаружила при исследовании ее останков следы ядовитого химического вещества, что подтвердило версию об отравлении царицы приближенными.
После смерти Сталина Кремль был вновь открыт для посещения, и с 1955 года в Архангельском соборе работает музей; с конца 1970 гг. началась масштабная реставрация древнего храма. Сейчас в соборе продолжает оставаться музей, но в престольный праздник и на Радоницу в нем совершаются богослужения.
В 80-х годах в собор влетела шаровая молния и ударила прямо в царские врата.
«Архангел Михаил в деяниях»,
Иконостас собора, увенчанный Распятием, устроен в царствование Федора Алексеевича Романова в 1679-1681 гг. Все иконы написаны мастерами царской Оружейной палаты. Лишь в местном, нижнем ряду сохранилось несколько древних икон. Справа от Царских врат, находится храмовая икона собора – «Архангел Михаил в деяниях», созданная около 1399 г. По преданию эта икона была написана по заказу вдовы Дмитрия Донского монахини Евдокии в память о великом князе и его победе в битве на Куликовом поле. Несколько фотографий от 1916 года
План-схема захоронений великих князей и царей
В Архангельском соборе захоронения русских великих и удельных князей, царей и их ближайших родственников размещались и оформлялись по таким же правилам.
Все захоронения, за исключением погребений в раках, совершены под полом храма и отмечены в его интерьере высокими пустотелыми памятниками с двускатными усечёнными крышками. Застеклённые чехлы (1906 году) позволяют хорошо видеть белокаменные плиты с надписями и великолепным растительным орнаментом. В общей сложности в Архангельском соборе погребены пятьдесят шесть человек, могилы которых отмечены эпитафиями.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Собор святого Архистратига Михаила
Собор святого Архистратига Михаила (Архангельский собор) в Кремле был усыпальницей великих князей и русских царей. В старину он назывался «церковью Св. Михаила на площади».
Архангельский собор Московского Кремля. Фото: А. Поспелов / Православие.Ru |
Первый каменный Архангельский собор, на месте деревянного, был заложен в 1333 году великим князем Иваном Калитой в благодарность за избавление от великого голода 1332 года. Этот голод был назван «рослой рожью» – сжатый хлеб пророс в копнах и от беспрерывных дождей весь погиб на полях.
Народ же прожил тогда довольно «безбедно», что сочли подлинным чудом и в память о том заложили большой каменный храм. В тот же год он был окончен и освящен митрополитом Феогностом.
Каменный собор был построен точно на месте прежде существовавшего деревянного Архангельского храма. О времени его появления среди специалистов существует две версии. Согласно первой, деревянный храм был построен очень давно – в конце XI – начале XII столетий, когда молодая Москва, как и всякий город, должна была иметь свой храм во имя Начальника Небесных Сил, издавна считавшегося покровителем русских князей-воинов.
Другие относят появление деревянного храма к первой половине XIII века, ко времени правления первого известного в истории города удельного московского князя Михаила Хоробрита, брата Александра Невского. Он и заложил в Москве храм во имя своего небесного хранителя, и произошло это за 20 лет до начала правления князя Даниила Московского.
К числу сторонников этой «поздней» версии, которую считают более достоверной, принадлежал и знаменитый дореволюционный историк Москвы, Иван Забелин.
В древности на месте его златоглавых соборов и зубчатых стен шумел сосновый бор, и поэтому холм, на котором возвели первые деревянные крепостные стены города, назвали Боровицким. Они появились уже в 1156 году по повелению князя Юрия Долгорукого.
Слово же «Кремль» или «Кремник», как называли московскую крепость в летописях, появилось впервые в 1339-40-х годах – тогда, когда Калита повелел возвести новые городские стены из прочного дуба. Возможно, слово «кремль» произошло от древнегреческого «кремнос» – «твердый», но более вероятно, что в основе лежит славянское слово «крем», «кремник», означавшее «бор» или «лес». Это название сохранилось и после того, как в XV веке был построен новый Кремль из красного кирпича.
Новый Архангельский собор, заложенный Калитой, по мысли своего основателя и устроителя должен был стать ему последним прибежищем. Он и был погребен в нем первым – в апреле 1340 года. С тех пор всех правителей Москвы и России до Петра I хоронили здесь.
Лишь двое из них упокоены за пределами этой кремлевской усыпальницы. Мученик стольного московского града князь Юрий Данилович, брат Ивана Калиты, убитый в Орде Тверским князем Дмитрием в борьбе за ханский ярлык, был похоронен в Успенском соборе. И еще отец его князь Даниил Московский обрел последний приют в стенах Даниловского монастыря.
Незадолго до своей смерти Иван III решил перестроить древний Архангельский собор, а точнее – возвести новый на месте обветшавшего сооружения Калиты: еще в 1450 году Храм был поврежден во время грозы от удара молнии и сильного ветра и с тех пор сильно порушился.
21 мая 1505 года великий князь Иван Васильевич повелел разобрать ветхую церковь и в октябре заложил новую, но через несколько дней умер и был погребен в только что заложенном храме. И поэтому устроителем нового Архангельского собора считался уже его сын, великий князь Василий III, при котором был выстроен и освящен храм, доживший до нашего времени. За это правитель удостоился особого почета: его изображение в росписи храма поместили на самое лучшее место – на столпе против главного входа в храм.
Для работы был приглашен миланский архитектор Алевиз Фрязин, из числа итальянских мастеров, приехавших по приглашению Московского великого князя строить кирпичный Кремль.
Алевиз построил традиционный для древнего русского православия крестово-купольный собор, но с элементами итальянского зодчества – например, украшение закомар – декоративные раковины с жемчужинами. Один старинный знаток Москвы и вовсе оценивал храм как здание «смелой готической архитектуры, с греческой древней смешанной».
В него перенесли мощи «прародителей государевых», начиная с Ивана Калиты. И в престольный праздник, 8 ноября 1508 года новый собор был освящен во имя Архистратига Михаила, Чиноначальника небесных сил – чтобы первый хранитель душ человеческих при жизни стал бы и хранителем их тел.
Погребение совершали на Руси до заката, чтобы покойник мог проститься с солнцем до Воскресения из мертвых. Гроб накрывали каменной плитой, и возлагали на него загашенные после отпевания свечи – в знак погашения всякой вражды. Перед гробницами всегда теплились лампады и горели свечи: в своих духовных завещаниях князья наказывали своим детям соблюдать, «чтобы память о родителях не преставала и свеча бы их на гробах родительских не угасла».
И над гробом, закрытым каменной плитой, возводилась каменная надгробница, на которой помещались икона, свеча и панихидное блюдо с кануном.
Эти надгробницы мы и видим сейчас в Архангельском соборе – все захоронения находятся под полом. В 1636-1637 г.г. древние надгробия заменены новыми кирпичными с резными белокаменными стенками, а в 1903 году они были покрыты бронзовыми футлярами.
И еще в Архангельском соборе с 1599 г. и до 1765 г. были «отдельные архиереи», предназначенные служить панихиды в дни кончины погребенных тут высочайших особ – князей и царей. Такого учреждения больше не было ни в одной московской церкви.
Внутри храма слева от Царских Врат в местном чине находится икона Божией Матери «Благодатное небо» – по преданию, она была принесена в Москву в конце XV века супругой вел. кн. Василия II Софьей Витовтовной, дочерью Литовского князя.
В росписи нижнего яруса собора можно увидеть изображения великих московских и удельных князей: Дмитрия Донского, Ивана Калиты, Ивана III, Андрея Старицкого. На столпах изображены князья Владимиро-Суздальской Руси – предки московских князей, как бы олицетворяющие предысторию Московского государства.
Когда заключались грамоты между великим князем и удельными князьями на верность и о военном союзе против общего неприятеля, то «для вящего утверждения» они давали друг другу присягу именно в Архангельском соборе и целовали там крест на гробах своих отцов.
Отсюда произошел еще один древний обычай, существовавший в допетровской Москве – класть челобитные государю на царские гробницы. Никто не мог препятствовать просителю войти в собор и оставить там свою просьбу, которая оттуда доходила до царя и попадала прямо в его руки. Этот обычай был отменен Петром I.
Как известно, последним погребением в истории кремлевского храма стало захоронение брата Петра I, царя Ивана Алексеевича. Со времени переноса столицы в Петербург русских императоров стали хоронить в усыпальнице Петропавловского собора, и первым был сам Петр Великий.
Единственным исключением стал юный Петр II, приехавший в Москву на свою свадьбу в 1730 году и скоропостижно скончавшийся от оспы накануне венчания. И еще под сводами Архангельского храма в феврале 1826 года три дня находилось тело почившего императора Александра I. Его привезли сюда из Таганрога, где умер государь, по пути в Петербург.
Другим исключением стал Борис Годунов. Он тоже сначала был похоронен в Предтеченском приделе Архангельского собора, но в 1606 году повелением Лжедмитрия I тело его было вырыто и перезахоронено в Троице-Сергиевой Лавре.
В Архангельском соборе похоронен св. царевич Дмитрий в серебряной раке. Здесь же хранилась его тафья, унизанная жемчугом и яхонтами – в собор ее прислал Петр I.
Строго говоря, в Архангельском соборе хоронили не только великих князей Москвы. При Иване Грозном здесь были погребены свв. мученики Черниговские – князь Михаил и его боярин Феодор, замученные в Орде в 1242 году и только в XVI веке привезенные в Москву по желанию царя.
Здесь же был похоронен любимый народный герой Смутного времени, полководец князь Михаил Скопин-Шуйский. Он участвовал в подавлении восстания известного И. Болотникова и в 1610 году освободил Москву от осады Тушинского вора – Лжедмитрия II.
Ох, ты гой еси, матушка моя родимая,
Сколько я по пирам не езжал,
А таков еще пьян не бывал:
Съела меня кума крестовая,
Дочь Малюты Скуратова.
И слышны были в Архангельском соборе «шум и гласы и плач» – о Смуте великой времени и о разорении царства Московского.
Известна история основания кремлевского Чудова монастыря, когда святитель митрополит Алексий, в 1357 году призванный в Орду лечить ослепшую жену хана Тайдулу, перед отбытием отслужил в Успенском соборе молебен перед гробницей св. митрополита Петра и было чудо: там сама собой возгорелась свеча. С этой свечой поехал святитель в Орду и исцелил Тайдулу, которая в благодарность подарила ему в Кремле место для устроения Чудовой обители – во имя Чуда св. Михаила-Архангела в Хонех.
Сам праздник, как и основанный Чудов монастырь, не имеет прямого отношения к Архангельскому собору. Интересно другое, почти неизвестное: оказывается, такое «чудесное самовозжжение» свечей случалось нередко и после того. И однажды это произошло в Архангельском соборе: у гроба Дмитрия Донского « свеща сама о себе возгореся» и горела много дней, не убывая в воске. Эта свеча долго хранилась в соборе, от нее многие брали целебный воск и «от различных болезней здравие приимаху.»
Снаружи южную стену Архангельского собора поддерживают каменные подпоры – контрфорсы. Эта стена треснула в конце XVIII века, когда для строительства Большого кремлевского дворца по проекту В.И.Баженова был вырыт огромный котлован. Согласно проекту именитого архитектора предполагалось разрушить многие старинные здания в Кремле, а всю кремлевскую территорию заключить, как «в футляр», во двор нового дворца. Русское общество воспротивилось этому кощунству: по свидетельствам современников, Баженову несколько раз приходилось спасаться бегством от разгневанных москвичей. К счастью, у Екатерины II не хватило тогда средств для осуществления грандиозного строительства, и оно было прекращено, не состоявшись.
И все же беды обрушились на Архангельский собор в XIX столетии. Он сильно пострадал в 1812 году – в алтаре этого кремлевского храма была устроена походная кухня для Наполеона.
Когда французская армия вошла в Москву, мадам Обер-Шальме получила приглашение в Петровский дворец, где Наполеон временно устроил свою резиденцию. Там император советовался с московской француженкой, знавшей местные порядки и нравы, об освобождении русских крестьян от крепостного права. Эту «популистскую» меру он хотел провести одной из первых, надеясь обратить к себе большинство русского простонародья и тем удержать свою завоевательную политику. Наполеон спросил у мадам ее мнение по этому вопросу. «Я думаю, Ваше Величество, что одна треть из них, может быть, оценит это благодеяние, а остальные две трети не поймут, пожалуй, что Вы хотите сказать этим». – ответила модистка. Выслушав ее ответ, Наполеон понюхал табак, что он делал всегда, когда встречал какое-либо противоречие.
И дело ограничилось кухней в кремлевском соборе, которую приписали совету французской шпионки с Кузнецкого моста. Она, кстати, сама обратилась к Наполеону с просьбой защитить ее от русских и иностранных кредиторов, которым она задолжала 300 тысяч рублей, потеряв из-за войны в России собственных 500 тысяч рублей состояния.
Поблагодарил московский люд Шельму. Оклады с икон были сорваны, раки ограблены, а мощи св. царевича Дмитрия спрятал от поругания священник соседнего кремлевского монастыря Иван Яковлев. Он нашел их лежащими подле раки, обернул пеленой и унес в Вознесенскую церковь монастыря, где спрятал их в нижнем ярусе иконостаса.
Только с повреждениями собора, полученными от Наполеона, сравнимы его разрушения в ноябре 1917 года, во время обстрела Кремля. А в следующем 1918 году в связи с переездом правительства в Москву Архангельский собор, как и все другие кремлевские храмы, был закрыт.
В 1929 году после сноса в Кремле Вознесенского монастыря, где была усыпальница цариц и великих княжен, в подклет Архангельского собора перенесли в белокаменных гробах их останки – под прах отцов, братьев и мужей.
Среди них был и гроб Анастасии Романовой, первой жены Ивана Грозного. Недавняя экспертиза обнаружила при исследовании ее останков следы ядовитого химического вещества, что подтвердило версию об отравлении царицы приближенными.
После смерти Сталина Кремль был вновь открыт для посещения, и с 1955 года в Архангельском соборе работает музей. В 80-х годах в собор влетела шаровая молния и ударила прямо в царские врата.
В 1988 году Поместный Собор Русской Православной Церкви причислил Дмитрия Донского к лику святых, а 28 мая 1991 года Патриарх Алексий II провел богослужение над мощами св. Димитрия.