усыпальница зубовых в донском монастыре
Осенняя прогулка по некрополю Донского монастыря
ФОТОГАЛЕРЕЯ
Господь Вседержитель. Фрагмент надгробия
Фото: Антон Поспелов / Православие.Ru
Ангел. Фрагмент надгробия
Фото: Антон Поспелов / Православие.Ru
Фрагмент надгробия
Фото: Антон Поспелов / Православие.Ru
Ангел. Фрагмент надгробия
Фото: Антон Поспелов / Православие.Ru
Фрагмент надгробия
Фото: Антон Поспелов / Православие.Ru
Фрагменты разрушенных надгробий
Фото: Антон Поспелов / Православие.Ru
В тиши могил
Фото: Антон Поспелов / Православие.Ru
Надгробный крест в форме обрубленного дерева
Фото: Антон Поспелов / Православие.Ru
Малый собор Донского монастыря
Фото: Антон Поспелов / Православие.Ru
Место упокоения протопресвитера Александра Киселева (1909-2001) и его матушки Каллисты (1911-1997)
Фото: Антон Поспелов / Православие.Ru
Мозаичная икона Богородицы работы Васнецова
Фото: Антон Поспелов / Православие.Ru
Чудотворная мозаичная икона свт. Николая работы Васнецова
Фото: Антон Поспелов / Православие.Ru
Богородица. Барельеф на кресте
Фото: Антон Поспелов / Православие.Ru
Надгробия
Фото: Антон Поспелов / Православие.Ru
Могила генерала Антона Деникина (1872-1947) и его супруги Ксении (1892-1973)
Фото: Антон Поспелов / Православие.Ru
Могила генерал-лейтенанта Владимира Каппеля (1883-1920)
Фото: Антон Поспелов / Православие.Ru
Могила философа Ивана Ильина (1883-1954) и его супруги Натальи (1882-1963)
Фото: Антон Поспелов / Православие.Ru
Старинные надгробия
Фото: Антон Поспелов / Православие.Ru
Могила схиархимандрита Даниила (Сарычева; 1912-2006)
Фото: Антон Поспелов / Православие.Ru
Схиархимандрит Даниил (Сарычев; 1912-2006)
Фото: Антон Поспелов / Православие.Ru
Больничная церковь св. архангела Михаила
Фото: Антон Поспелов / Православие.Ru
Мариам воспевает победу над врагами. Оригинальный горельеф с храма Христа Спасителя (скульптор: А.В. Логановский)
Фото: Антон Поспелов / Православие.Ru
Прп. Сергий Радонежский благословляет св. Димитрия Донского Донской иконой Пресвятой Богородицы перед Куликовской битвой. Оригинальный горельеф с храма Христа Спасителя (скульптор: А.В. Логановский)
Фото: Антон Поспелов / Православие.Ru
Прп. Сергий Радонежский благословляет св. Димитрия Донского Донской иконой Пресвятой Богородицы перед Куликовской битвой. Фрагмент
Фото: Антон Поспелов / Православие.Ru
Встреча Давида, победившего Голиафа. Оригинальный горельеф с храма Христа Спасителя (скульптор: А.В. Логановский)
Фото: Антон Поспелов / Православие.Ru
Встреча Давида, победившего Голиафа. Фрагмент
Фото: Антон Поспелов / Православие.Ru
Мельхиседек встречает Авраама с плененными им царями. Оригинальный горельеф с храма Христа Спасителя (скульптор: А.В. Логановский)
Фото: Антон Поспелов / Православие.Ru
Георгий Победоносец. Оригинальный горельеф с храма Христа Спасителя (скульптор: Н.А. Рамазанов)
Фото: Антон Поспелов / Православие.Ru
Господь Вседержитель с припадающими прп. Сергием Радонежским и прп. Варлаамом Хутынским. Мозаичная икона
Фото: Антон Поспелов / Православие.Ru
Сад Донского монастыря
Фото: Антон Поспелов / Православие.Ru
Большой собор Донского монастыря
Фото: Антон Поспелов / Православие.Ru
Фрагмент входа в Донской монастырь
Фото: Антон Поспелов / Православие.Ru
скрыть способы оплаты
Возвращаем тебе, Серафиме,
нами всласть оскверненный твой дом –
сколько слез унеслось в этом дыме,
сколько душ улетучилось в нем!
С тех расстрельных своих полигонов
не сюда ли везла ты, страна,
отзвук залпов и тени стонов? –
чтоб огня заглушала стена
боль ли, стыд ли России распятой
и всё холили б колосники –
смертным жаром печей объяты –
преисподней ночной знатоки!
Возвращаем тебе, Серафиме,
эти слезы и эту боль –
замоли ты их в небе синем,
замоли ты их, отче, изволь:
чтоб сияло оно над нами,
чтобы дом твой сиял под ним
и клубился под колоколами
только ладона сладостный дым…
Некрополь
Расписание богослужений
Некрополь Донского монастыря – древнейшее и самое известное дворянское кладбище Москвы
Некрополь Донского монастыря является местом упокоения многих выдающихся деятелей русской церковной, политической и военной истории, литературы и искусства. Памятники, сохранившиеся до наших дней, примечательны: белокаменные плиты, барочные саркофаги, пирамиды, жертвенники, гранитные колонны, вазы, урны, архитектурно-декоративные композиции в виде ротонд, беседок и часовен, скульптурные фигуры плакальщиц, ангелов.
Монастырский некрополь включает захоронения грузинских церковных, политических и государственных деятелей (более 100 захоронений), фамильную усыпальницу князей Голицыных (около 100 захоронений). В обители похоронены около 90 участников Отечественной войны 1812 г., 11 декабристов, участники Крымской (1853–1856), русско-турецкой (1877–1878) и Первой мировой (1914–1918) войн.
Здесь можно увидеть художественные надгробия, выполненные выдающимися скульпторами И.П. Витали, Ф.Г. Гордеевым, В.И. Демут-Малиновским, Г.Т. Замараевым, И.П. Мартосом и др.
Первые внехрамовые захоронения появляются в Донской обители во второй четверти XVIII в. Среди них – захоронение ротмистра лейб-гвардии Конного полка Г.А. Салтыкова, мужа печально известной «Салтычихи», погребенной здесь в 1801 г.
С «чумного» 1771 г. начинается новый этап в истории некрополя. После запрета хоронить в черте города кладбище Донского монастыря стало стремительно расти, со временем став одним из самых аристократических в Москве. Дореволюционные авторы называли его аристократическим погостом, «Сен-Жерменским предместьем мертвой Москвы». Н.М. Карамзин писал: «…Донской монастырь: почти все приближаются к нему с умилением и слезами: ибо там главное кладбище дворянства и богатого купечества». О значении некрополя Донского монастыря свидетельствует «Завещание» императрицы Екатерины II, написанное в 1792 г. В нем она указала, что если умрет в Москве, то ее следует похоронить в Донском монастыре или на «ближнем городовом» кладбище.
В настоящее время территория некрополя занимает всю юго-восточную часть монастыря. Общая площадь захоронений составляет два гектара.
Здесь похоронены знаменитый историк В.О. Ключевский, выдающийся архитектор О.И. Бове, философ П.Я. Чаадаев, поэт и драматург А.П. Сумароков, поэт М.М. Херасков, баснописец И.И. Дмитриев, писатели В.Ф. Одоевский и В.А. Соллогуб, герои Отечественной войны 1812 г. генералы А.П. Тормасов, Д.В. Голицын, А.Г. Щербатов, В.Д. Иловайский, религиозный философ, первый выборный ректор Московского университета С.Н. Трубецкой, «отец русской авиации» Н.Е. Жуковский и многие другие.
Донской монастырь — историческая сокровищница
Паломники обычно ставят его в самый конец списка обязательных для посещения святынь Москвы. Он не популярен у приезжих, не бросается в глаза из окна поезда или автобуса, не красуется на сувенирных открытках. Но тот, кто все-таки решит заглянуть сюда, будет вознагражден. Спрятанный в стороне от проторенных туристических маршрутов, этот монастырь таит в себе удивительные сокровища и готов открыть их каждому, кто, свернув с шумного Ленинского проспекта, углубится в тихие дворы.
Большой собор Донской иконы Божией Матери. Мало кто знает, что под лестницей собора находится еще один, Сретенский, храм — усыпальница грузинских князей. Со временем здесь планируется открыть музей истории монастыря.
Две иконы
«У нас есть подземный ход, который ведет из Донского монастыря прямо в Кремль. Правда, показать его вам мы не можем, так как еще не нашли, где у него вход», — рассказывает экскурсовод монастырского паломнического центра.
Озадаченные паломники переглядываются — неужели правда? Действительно, история обители так богата разнообразными событиями, что — очень может быть — и подземный ход найдется.
Донской монастырь был основан в 1591 году на том месте, где стояли русские стрельцы, готовившиеся к сражению с крымским ханом Казы-Гиреем. Перед самым сражением крымский хан неожиданно сбежал с поля боя — столь чудесное избавление от врагов объяснили заступничеством Пресвятой Богородицы, так как в стрелецком стане находилась чудотворная Донская икона Божией Матери. На месте шатра, где пребывала икона, в 1593 году и был построен Малый Донской собор. Сто лет спустя рядом появился второй Донской собор, так называемый Большой (кстати, Донской монастырь — одна из тех редких обителей, где действуют два одноименных храма). Вокруг монастыря возвели кирпичную стену с двенадцатью башнями, а над западными воротами по проекту Андреа Трезини — автора собора Петропавловской крепости — была построена колокольня. Основным входом в монастырь тогда служили северные ворота, выходящие в сторону Кремля, которые венчает Тихвинская церковь. Весь архитектурный ансамбль монастыря сохранился.
Донской монастырь в своих воспоминаниях описывает Иван Шмелев. Каждый год на праздник Донской иконы (1 сентября) из Благовещенского собора Кремля в монастырь чудотворную икону приносили на руках. Сотни хоругвеносцев, представители всех столичных церквей, сопровождали святыню. Крестный ход встречала вся Москва, улицы по пути следования иконы украшали цветами.
Как получилось, что Донская икона хранилась в Кремле, если в самом монастыре — два собора, построенных в ее честь? Дело в том, что чудотворных Донских икон — две. Одна, так называемая Кремлевская, написанная Феофаном Греком в XIV веке, по преданию, была передана донскими казаками московскому князю Дмитрию Донскому перед Куликовской битвой. Хоругвь с изображением этой иконы и находилась в стане стрельцов в том месте, где теперь построен монастырь. Вторая икона, тоже ставшая впоследствии чудотворной, была написана в XVI веке по заказу Бориса Годунова специально для Донского монастыря и с тех пор находится в нем постоянно. На праздник в монастырь приносили икону письма Феофана Грека — так что в этот день в Донском одновременно пребывали обе иконы. Эта традиция сохранилась и в наше время, только теперь святыню доставляют из Третьяковской галереи, а не из Кремля, и не крестным ходом, а на специальной бронированной машине.
Но не только героические страницы истории Москвы связаны с монастырем. Его стены помнят и весьма трагические события. В сентябре 1771 года в Москве вспыхнула чума. Напуганные мором жители города повалили к Боголюбской иконе над Варваровскими воротами в Китай-городе. Архиепископ Московский и Калужский Амвросий, боясь, что скопление народа будет способствовать распространению эпидемии, попытался этому воспрепятствовать. Но народ взбунтовался. Многотысячная толпа взяла приступом Донской монастырь, где на хорах Большого собора прятался архиепископ. Владыку выволокли во двор. Он пробовал утихомирить людей. Но кто-то закричал: «Чего глядите вы на него? Разве не знаете, что он колдун и нас морочит?» Бедного старца ударили колом по голове. На месте гибели архиепископа позже был воздвигнут каменный крест, сейчас он находится под лестницей Большого собора.
Некрополь
«Все большие московские кладбища (Ваганьково, Новодевичье, Миусское и другие) — чумные, они появились на окраинах во время эпидемии чумы, когда было запрещено хоронить в центре города. Донской же некрополь появился значительно раньше — его уникальность сравнима разве что с некрополем Александро-Невской лавры, — рассказывает Татьяна Бажутина, искусствовед, руководитель научного отдела монастыря. — Уже в «Истории» Карамзина Донской монастырь упоминается как главное кладбище высшего русского дворянства и богатого купечества».
Такой живописный вид на некрополь открывается с монастырских стен. Впрочем, полюбоваться им может далеко не каждый. Проход на стены пока закрыт. Сейчас в Донском действует паломнический центр, организуются экскурсии по территории монастыря. В скором времени в экскурсионный маршрут планируется включить и прогулки по монастырским стенам.
Исключительна и коллекция надгробных памятников, рисовать которые так любят молодые художники. «Сен-Жерменское предместье мертвой Москвы» — так называли Донское кладбище в прошлом веке. Здесь покоятся обитатели старого Арбата, Пречистенки, Поварской. В Донском похоронены историк В. О. Ключевский, ректор Московского университета С. Н. Трубецкой, архитектор О. Бове, философ П. Я. Чаадаев, писатели А. П. Сумароков и М. М. Херасков. Многочисленные Голицыны, родственники и друзья А. С. Пушкина. Здесь же была захоронена богатая помещица Дарья Салтыкова (Салтычиха), умершая в заточении в Ивановском монастыре. В 1930-е годы с Даниловского кладбища сюда перенесли могилу художника В. Г. Перова, а в 2005 году в Донском монастыре перезахоронили генералов А. И. Деникина и В. О. Каппеля.
На старых могилах интересно читать слова эпитафий, например такие:
«Покоится здесь юноша раб Божий Николай.
От мира и забот его призвал Бог в рай».
Есть даже одна мстительная эпитафия, украшающая надгробье княжны Шаховской:
«Скончалась от операции доктора Снигирева»…
На стене одного из фамильных склепов за Большим собором выложена мозаичная икона святителя Николая — во времена гонений на Церковь она оставалась практически единственной святыней в округе. В Великую Отечественную войну к этой иконе с молитвами тянулись матери и жены ушедших на фронт. С тех самых пор и до сегодняшнего дня икона источает благоухание.
Скульптуры со взорванного храма Христа Спасителя
В 2001 году в Донском монастыре скончался и был похоронен протопресвитер Александр Киселев, клирик РПЦЗ, который много сделал для объединения Церквей. В то время когда отец Александр служил настоятелем в Таллинской Николаевской церкви в Эстонии, будущий Святейший Патриарх Алексий II был у него алтарником.
Донской монастырь иногда называют еще и «архитектурным кладбищем». С 1934 года в монастыре находился Музей архитектуры им. Щусева, сюда свозили фрагменты уничтоженных памятников старины. В восточной стене монастыря помещены горельефы храма Христа Спасителя работы скульптора А. В. Логановского, в северной — наличники Сухаревой башни и церкви Успения Божией Матери на Покровке. В 1936 году в Донской монастырь привезли разобранные Триумфальные ворота, стоявшие на площади Брестского (Белорусского) вокзала. Но через тридцать лет их вновь собрали и установили на Кутузовском проспекте.
В советское время в Донской свозили обломки старинных надгробий с других кладбищ Москвы. Сейчас они разобраны и выставлены вдоль аллеи, ведущей к Малому собору
Святой узник
В 1918 году монастырь был официально закрыт, но монастырская жизнь в нем теплилась еще несколько лет, хотя на территории уже проводились антирелигиозные выставки и был открыт антирелигиозный музей.
В здании бывшей караульни, которая примыкает к северным вратам монастыря, с 1922 года содержался под стражей святитель Тихон, патриарх Московский. Почти до самой своей смерти он прожил в двух тесных кельях под постоянным присмотром комсомольцев. Выходя на монастырскую стену, святитель мог общаться с паствой, стоявшей внизу, через решетку ограды. На жизнь святителя неоднократно покушались. Во время одной из таких попыток, в 1924 году, был убит Яков Полозов, келейник Патриарха. Когда убийцы поднялись на стену, Яков вышел им навстречу и, приняв три пули, защитил патриарха ценой своей жизни. Святитель настоял на том, чтобы Полозова похоронили на территории монастыря. Его могила сейчас находится у южной стены Малого Донского собора.
Святитель Тихон скончался через полгода после этих событий, 7 апреля 1925 года, в больнице на Остоженке. Его последние слова:
Патриарха-исповедника хоронила в Донском монастыре вся православная Москва. Но за 70 лет гонений место его захоронения было утеряно. Только через несколько лет после прославления святителя, в 1989 году, его нетленные мощи были обретены чудесным образом — захоронение обнаружили случайно во время ремонтных работ после пожара в Малом соборе. Сейчас рака с мощами святителя Тихона находится в Большом соборе, слева от Царских врат.
В домике, где жил святой патриарх, в его келье, планируется создание дома-музея. Уже сейчас в нем хранятся оставшееся нетленным облачение, в котором он был похоронен, фотографии, документы, личные вещи.
Монастырь в городе
Донской монастырь немало повидал на своем веку. Его грабили и разоряли и в Смутное время, и в Отечественную войну 1812 года, и после революции. В 1927 году на территории монастыря, в храме Преподобных Серафима Саровского и Анны Кашинской был открыт первый советский крематорий.
В советское время вся территория Донского монастыря была открыта, в стенах и башнях жили люди, в храмах размещались государственные учреждения. Монастырский сад и некрополь облюбовала для прогулок московская интеллигенция. Те, кто вырос здесь, вспоминают, как играли в прятки среди монастырских развалин, как прибегали после уроков и смотрели в щелку двери на иконостас XVIII века в Большом соборе или прогуливали уроки на кладбище, а потом грелись в Малом соборе, где с 1949 года возобновились богослужения.
В ризнице монастыря
В начале ноября 1982 года Брежнев подписал приказ о передаче монастыря Московской Патриархии для размещения в нем резиденции патриарха. Однако через несколько дней генсек умер, документы затерялись, а в мае следующего года Патриархии был отдан Даниловский монастырь. Про Донской забыли. Фактическая его передача Церкви состоялась только в 1990-е годы. С тех пор здесь — мужской монастырь.
«Монашеский образ жизни подразумевает уход в пустыню, уединение от суеты мира, — говорит владыка Кирилл (Покровский), епископ Павлово-Посадский, нынешний наместник монастыря. — Донской монастырь, когда-то построенный в глуши и тишине, теперь оказался в самом центре Москвы. Но и в таких условиях монашеская жизнь возможна, и в таких «городских» монастырях было взращено немало святых, совершено немало духовных подвигов. Здесь тоже можно спасаться, и многие спасаются. У нас своя миссия — служение приходящим в монастырь людям: социальное, образовательное, миссионерское».
Сейчас в монастыре существует большой просветительский центр для молодежи, открытая библиотека, большой книжный магазина, музеи.
До недавнего времени гостей монастыря на центральной аллее встречала колонна танков. У многих это вызывало недоумение.
«Во время Великой Отечественной войны православные люди собрали 8 миллионов рублей, и на эти деньги была построена танковая колонна им. Дмитрия Донского. Бывшее руководство решило установить эту технику на территории монастыря. Сейчас мы передвинули танки в сторону, к стене. Центральная аллея должна вести человека к храму, настраивать на молитвенный лад. Хорошо, если люди с экскурсией будут подходить к этим танкам, узнают о подвиге тех, кто на них сражался, но пусть это будет после посещения храма, а не до», — говорит владыка Кирилл (Покровский).
Военная техника сегодня перемещена с центральной аллеи к западной стене. Пройти туда можно только в сопровождении экскурсовода.
В 2010 году по благословению Святейшего Патриарха Кирилла наместник Донского монастыря был назначен председателем Синодального комитета по взаимодействию с казачеством, так что можно ожидать, что в скором времени Донской станет и духовным центром казачества. Планируются семинары и встречи для казаков. Возможно, в монастыре даже будет проходить парадный казачий расчет.
«Но в то же время у монахов есть и своя жизнь, куда нет доступа посторонним, — продолжает владыка. — А утром и вечером, когда весь монастырь закрыт, мы можем гулять по территории, молиться в тишине. Все-таки главное наше делание — это усердная молитва».
Фото превью: donskoi.org
Добавьте «Правду.Ру» в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google, либо Яндекс.Дзен
Быстрые новости в Telegram-канале Правды.Ру. Не забудьте подписаться, чтоб быть в курсе событий.
anar_gasimov
Анар Гасимов
Оказалось, что «Плачущий Ангел» склонился над могилой княжны Трубецкой, скончавшейся в самом расцвете лет в 34 года. Ее супруг Действительный Статский Советник Алексей Степанович Кожухов сильно переживал утрату молодой и красивой княжны. В ее честь в 1827 году скорбящий муж воздвиг памятник с ангелом, который вот уже два века безутешно проливает слезы над могилой Трубецкой и приковывает к себе внимание посетителей некрополя.
На территории Донского монастыря нашел свое последнее пристанище и великий русский писатель Александр Исаевич Солженицын, лауреат Нобелевской Премии и автор знаменитого романа «Архипелаг ГУЛАГ». В моей памяти остался эпизод из жизни Солженицына, когда он пытался помочь России выбраться из кризиса в начале 90-х годов и за несколько месяцев написал целую программу «Как нам обустроить Россию». Эта статья вышла в качестве брошюры-приложения в газете «Комсомольская Правда». Где-то в домашнем архиве у меня сохралился один экземпляр этого издания.
Близкие Солженицыну люди отмечают, что писатель вложил в «Обустройство» всего себя, всю любовь, и страдание, и надежду!
На территории некрополя Донского монастыря я обнаружил захоронения, которым, очевидно, много веков, так как традиция хоронить усопших в саркофагах на Руси уже давным-давно забыта, а в монастыре таких древних саркофагов, покрытых мхом и плесенью, оказалось великое множество. Некоторые из них внушают ужас и страх! Глядя на эти саркофаги, возникает жуткое ощущение и складывается впечатление, что в них покоились грешники.
По всей видимости, большая часть древних саркофагов и усыпальниц уже давно вскрыта и пустует. К тому же, многие памятники находятся не на своем месте, их переносили и устанавливали так, как это было удобно для проектировщиков некрополя. О том, какие преобразования происходили в некрополе Донского монастыря, за всю историю, в том числе в советские годы, можно прочитать на официальном сайте монашеской обители http://www.donskoi.org/
В некрополе до сих пор сохранились древние семейные захоронения! На саркофагах видны выгравированные фамильные гербы. Судя по размерам некоторых саркофагов, в них были захоронены не только взрослые люди, но и дети.
А некоторые саркофаги и вовсе напоминают королевское ложе! Очевидно, в них были захоронены какие-то очень важные особы царских кровей, о чем свидетельствуют ножки саркофага, выполненные наподобие львиных лап.
Я заметил, как по аллейкам некрополя Донского монастыря прогуливались не только туристы или почитатели тех, кто захоронен на древнем кладбище, но и влюбленные парочки, родители с детьми и даже мамы с колясками, в которых мирно спали младенцы. Действительно, в монашеской обители очень спокойная и умиротворяющая атмосфера, а некрополь с захоронениями напоминает не кладбище, а благоустроенный парк, где можно просто прогуляться в тишине и подумать о вечном.