Утилизация авто с лицензией
Как утилизировать автомобиль
1. Для чего нужна утилизация автомобиля?
Утилизация автомобиля избавляет от необходимости платить ежегодный транспортный налог. Утилизация возможна, даже если от автомобиля ничего не осталось. Государственная пошлина за процедуру снятия с учета в связи с утилизацией не взимается.
Чтобы утилизировать автомобиль, вам нужно:
Шаг 2. Снять автомобиль с регистрационного учета в ГИБДД.
2. Как утилизировать автомобиль?
Утилизировать автомобиль вы можете при помощи частных компаний, занимающихся утилизацией. Условия и стоимость нужно уточнять, в разных компаниях они могут различаться. Взамен вы получите свидетельство (акт) об утилизации, подтверждающее факт уничтожения транспортного средства.
3. Как снять автомобиль с учета?
Чтобы снять автомобиль с учета в связи с утилизацией, подготовьте пакет документов:
С этими документами придите в одно из регистрационных подразделений ГИБДД. Записаться на прием можно также онлайн:
4. Могут ли утилизировать машину, брошенную во дворе или на улице?
Да, это возможно. В Москве действует порядок утилизации брошенных машин, которые более 30 суток стоят на проезжей части или во дворе и владельцев которых невозможно установить.
Такие автомобили выявляют на основании жалоб и в ходе специальных рейдов. Затем владельцев разыскивают в течение 2 недель через ГИБДД. Если хозяин в срок до 3 месяцев не предоставит документы на машину, не оплатит штраф и не заберет ее, автомобиль утилизируют. Решение об этом принимает комиссия в составе сотрудника ГИБДД, работника ЖКХ, представителя местной управы и работника ОАТИ.
Утилизируем автомобиль правильно: пошаговая инструкция
Вариант с trade-in
Чтобы увеличить спрос и повысить продажи, автопроизводители вводят программы утилизации или трейд-ин, по условиям которой собственники могут сдать свои старые авто, а новые получить со значительной скидкой (от 50 000 руб. до 350 000 руб. в зависимости от характеристик машины) в соответствии с условиями акции и специальными предложениями.
В 2010-2011 гг. водители, в собственности которых находилось авто больше года, могли сдать его и получить скидку 50 000 руб. на новую машину. При этом возраст авто должен быть более 10 лет, а его масса – до 3,5 т, согласно правилам из Постановления Правительства от 31.12.2009 № 1194.
Сейчас такая госпрограмма не действует, но водители могут сдать в автосалон старое авто. Тогда его передадут на утилизацию или перепродадут, а автомобилист купит новое со скидкой. Подобная система называется trade-in. За границей она существует давно, а в России стала активно распространяться лишь в последние десять лет. При этом владелец должен соблюсти следующие условия:
Более подробно с условиями trade-in можно ознакомиться на сайтах автопроизводителей или в салонах официальных дилеров. В автосалонах Nissan по такой системе можно выбрать скидку 30 000 руб. на новое авто, снижение цены КАСКО за 1 год или до минус 2% годовых по кредиту. А производители KIA «сбросят» в цене 80 000 руб., если водитель отдаст им старую машину и купит новую.
При этом адвокат и автоюрист Сергей Радько советует не продавать автомобиль различного рода перекупщикам, обещающим его самостоятельно утилизировать. По его словам, зачастую такие авто восстанавливаются и продаются, либо документы на них используются для легализации другой машины: угнанной или нерастаможенной. В таких случаях машина продолжает числиться на продавце, гарантируя ему неприятности: начисление транспортного налога, штрафов или материальной ответственности при ДТП.
Самостоятельна утилизация
Если автомобилист желает самостоятельно утилизировать машину, не покупая новую, то ему следует придерживаться инструкции ниже.
Какие спорные ситуации могут возникать при утилизации автомобиля
Как правило, собственники утилизированных авто идут в суды, если им продолжают начислять транспортный налог на уже несуществующий автомобиль или из-за неверно проведенной утилизации и невозможности снять машину с учета в ГИБДД.
В судебном заседании судья Оксана Бикчурина изучила два оригинала приемо-сдаточных акта (истца и ответчика) и нашла в них отличия. Так, документ Попова составлен с нарушением требований ГОСТ 2787-75. В нем неверно указан процент загрязненности металла (9% вместо 50%), нет VIN автомобиля, потому определить, что именно машина Попова была утилизирована, невозможно. В акте ответчика вовсе не было описания авто. Поэтому этих актов было недостаточно для снятия транспортного средства с учета, и суд отказал Попову. Решение обжаловано не было (дело № 2-642/2020).
В другом деле МИФНС России № 13 по Ростовской области обратилась в Новочеркасский городской суд Ростовской области с иском о взыскании с Дмитрия Лунева* транспортного налога, который он не оплачивает с 2014 года. В судебном заседании ответчик настаивал, что машину утилизировал еще в 2010 году и снял с учета в ГИБДД, поэтому задолженности по налогам у него нет.
Судья Ольга Власова запросила сведения о регистрации авто Лунева. По карточке учета транспортное средство до сих пор зарегистрировано за истцом, а документы, номера и ПТС авто в ГИБДД после якобы утилизации Лунев не сдал. Суд взыскал с истца долг по налогу. Он не обжаловал решение, согласившись с ним (дело № 2а-493/2020).
Рубрика «Вопрос-ответ»
Адвокат и автоюрист Сергей Радько пояснил, что бывший собственник может снять с учета авто по справке об утилизации или из-за его продажи. Новый владелец вправе совершить эти действия от имени продавца по доверенности. Но он не сумеет зарегистрировать автомобиль на себя, так как машина уничтожена и осмотреть в ГИБДД ее не получится, добавляет эксперт.
Адвокат и автоюрист Сергей Радько отвечает, что для снятия с учета машины по утилизации нужна справка об ее реальном уничтожении. Если бывшему владельцу все-таки удалось получить этот фактически поддельный документ, то утилизация была незаконной. Но вероятнее всего, прежний собственник прекратил регистрацию авто из-за его продажи. Тогда водителю нужно подать заявление о возобновлении учета, приложив ПТС, договор-купли продажи, страховку.
Адвокат и автоюрист Сергей Радько говорит, что собственник не сможет возобновить учет после утилизации. Лучше обратиться в суд с новым иском о взыскании с бывшего супруга стоимости уничтоженного автомобиля. Ведь фактически использовать машину по прямому назначению невозможно, так как для этого нужен госучет.
Адвокат и автоюрист Сергей Радько пояснил, что просто так снять авто с учета по утилизации нельзя – нужно его реально уничтожить. В этом случае требуется обратиться в ГИБДД с заявлением о прекращении учета машины из-за ее продажи. Тогда бывший собственник не будет получать транспортный налог и штрафы от ГИБДД, добавляет эксперт.
Лицензия для утилизации автомобилей
Утилизация транспортных средств — лицензируемый бизнес. Лицензия на сбор, обработку, транспортирование и утилизацию отходов I-IV класса опасности стала требоваться с 1 июля 2015 года, когда были внесены изменения в законодательные акты, в том числе в закон 458-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
Поэтому сейчас любой бизнесмен, который хочет запустить утилизационный бизнес или начать оказывать дополнительные услуги по утилизации транспортных средств, должен сначала получить лицензию. Выдается она Росприроднадзором организациям и индивидуальным предпринимателям. Действует на всей территории Российской Федерации. Срок действия не ограничен.
Требования для получения лицензии
Для того чтобы получить лицензию, необходимо соответствовать определенным требованиям:
Если заявитель дополнительно собирается самостоятельно заниматься транспортировкой отходов, необходимо наличие специальных транспортных средств, принадлежащих на праве собственности для выполнения указанных работ.
Необходимые документы
Заявление должно быть подписано руководителем юридического лица или иным лицом, имеющим право действовать от его имени, либо индивидуальным предпринимателем. Оно должно обязательно содержать:
Опись прилагаемых документов составляется в свободной форме.
Сроки получения лицензии
Лицензия выдается в течение 45 рабочих дней после того, как заявление зарегистрировано и принято в работу. Срок регистрации заявления составляет один день. Выданная лицензия действует бессрочно, но имейте в виду что контролирующие органы устраивают проверки, поэтому в случае наличия нарушений лицензия может быть аннулирована.
Стоимость
Государственная пошлина составляет 7500₽.
Куда обращаться за лицензией
За выдачу лицензии по работе с отходами I-IV класса отвечает Министерство экологии и природных ресурсов — Росприроднадзор. Поэтому обращаться необходимо в его территориальное отделение. Предварительно подать заявление можно онлайн через портал Gosuslugi.ru.
Помощь в подготовке необходимых документов для получения лицензии оказывает множество посредников. Поэтому в случае сложностей самостоятельной подготовки документов можно обратиться к ним.
Как продать утилизированный автомобиль
К сожалению, даже самый надежный автомобиль рано или поздно приходит в негодность. Это происходит с течением времени или при серьезном ДТП. У многих владельцев такие машины годами ржавеют в гараже или возле дома. Однако существуют способы избавиться от железного хлама и даже заработать при этом. Один из них – утилизация. В этой статье «Автокод» расскажет, как продать утилизированный автомобиль.
Что для этого потребуется
Перед тем, как продавать отслужившую свой век машину, ее необходимо утилизировать. Порядок действий при сдаче авто в утиль в этом году изменился. Раньше для того, чтобы снять ТС с учета в связи с прекращением его эксплуатации, достаточно было предъявить в ГИБДД заявления владельца, документы на машину и гос. номера. Сейчас хозяин автомобиля предварительно обязан обратиться в одну из специализированных компаний и получить там свидетельство (справку) об утилизации. Далее:
Государственная пошлина за снятие авто с учета по утилизации не взимается.
Где продать утилизированную машину
Законных способов реализации утилизированных транспортных средств не много.
К преимуществам первого способа стоит отнести скорость. Главный недостаток заключается в слишком небольшой сумме, которую предлагают на пунктах приема вторсырья. Средняя цена за 1 килограмм металлолома сейчас варьируется от 4 до 8 рублей. В столице стоимость доходит до 25 рублей. Поэтому при таком способе продажи утилизированной машины прибыль составит 10-30 тысяч, не больше.
В специализированных компаниях, занимающихся скупкой утилизированного автотранспорта, могут предложить больше. Некоторые подобные конторы предлагают в рекламе до 90 процентов от рыночной стоимости машины. Но необходимо понимать, что такую сумму платят крайне редко.
За старенькое утилизированное авто с насквозь проржавевшем кузовом и большим количеством технических неисправностей много никто не заплатит.
Продажа утилизированных машин по запчастям – самый трудоемкий вариант, который отнимет большое количество времени. Однако при этом можно хорошо заработать. Например, если автомобиль побывал в ДТП, где получил серьезные повреждения кузова, но основные его узлы и агрегаты остались в работоспособном состоянии. После утилизации детали можно продать через объявления в интернете или печатных СМИ.
Помимо законных способов реализации утилизированного транспорта есть и незаконный вариант, которым с успехом пользуются мошенники и недобросовестные владельцы ТС. После прохождения утилизации автомобиль продается как обычный. В результате новый хозяин теряет время, деньги и получает кучу проблем, так как ездить на утилизированной машине по закону запрещено. Правда, решив воспользоваться таким способом реализации утилизированного ТС, в неприятную ситуацию может попасть и продавец. Когда покупатель обнаружит обман и оспорит через суд договор купли-продажи – деньги придется вернуть.
Кроме того, стоит учитывать, что сегодня покупатели авто с пробегом проверяют автомобиль перед покупкой через всероссийский интернет-сервис «Автокод». Заплатив 399 рублей, они получают подробный отчет, где указано, проходило ТС процесс утилизации или нет. Также система выдает и другую полезную информацию. Например, о наличии ограничений ГИБДД, о том, находится ли авто в залоге у банка или под арестом у судебных приставов, использовалось ли транспортное средство для работы в такси, скручен ли пробег, ДТП, расчет страховых ремонтных работ и прочие сведения.
Как получить лицензию на утилизацию автомобилей
Лицензия на утилизацию автомобилей – обязательный документ, который сопровождает предпринимательскую деятельность, направленную на уничтожение и переработку старых авто. Так как такого рода процесс связан с определёнными экологическими, техническими и производственными рисками, получение лицензии оправдано и закреплено на законодательном уровне.
Кто имеет право получить лицензию
Лицензию, необходимую для утилизации отходов, которые остаются после авто, может получить любой частный предприниматель либо юридическое лицо, если они пройдут процедуру регистрации и проверку контролирующими органами местных органов власти, а также Министерства экологии и природных ресурсов.
Требование к претендентам на получение лицензии
Любой субъект, который хочет заняться утилизацией автомобиля на территории РФ, должен соответствовать ряду требований, а именно:
Какие прикладные виды утилизации должны учитываться при получении лицензии
Лицензия на утилизацию автомобилей – это комплексное понятие, которое объединяет в себе кардинально разные процессы переработки и уничтожения отходов и останков. На данный момент можно выделить такие виды работ, которые выполняются во время утилизации старых авто.
Утилизация покрышек и переработка шин
Шины и покрышки – это резиновые изделия, которые относятся к 4 классу опасности. Такая классификация утверждена потому, что такого рода объекты практически не разлагаются, а образующийся во время сжигания покрышек газ особенно опасен для озонового слоя.
Утилизация отходов (машинные масла и прочее)
Побочные отходы (всё, что не является металлоломом и не может быть использовано вторично) – наименее опасный процесс при уничтожении старого транспортного средства.
Все остатки масла сливаются и вывозятся на свалки либо сжигаются (если это разрешено Министерством экологии для конкретного вещества). Все прочие элементы оставляются на свалках для естественного разложения, либо сжигаются.
Утилизация аккумуляторов
Аккумуляторы, как и обычные батарейки, не могут быть выброшены на свалку, так как практически не разлагаются, а в процессе естественного разложения выделяют множество токсичных веществ, опасных как для человека, так и для окружающей среды.
Процедура уничтожения старых аккумуляторов особенно сложна, поэтому к этой части производства контролирующий орган относится наиболее щепетильно.
Не все производства по утилизации автомобилей имеют мощности для работы с такими отходами. Некоторые предприниматели просто договариваются со своими коллегами, которые также занимаются уничтожением старых транспортных средств, и передают аккумуляторы им за отельную плату.
Сбор и переработка металлолома, который остаётся по итогу, не нуждается в дополнительном лицензировании. Лицензия может понадобиться только в том случае, если гражданину понадобится сооружать подземные хранилища для перерабатываемых ресурсов.
Куда обращаться за лицензией
Лицензия на утилизацию средств передвижения выдаётся органом Министерства экологии и природных ресурсов, а именно – Росприроднадзором. Документ, выданный этой организацией, действителен на территории всей Федерации. Компетенция Росприроднадзора закрепляется печатями и подписями уполномоченных Министерством лиц.
Процедура получения лицензии на утилизацию
В отличие от лицензии за использование недр, для того, чтобы получить лицензию на утилизацию транспортных средств, гражданину не нужно проходить процедуру конкурсного (аукционного) отбора. Первым шагом для получения разрешительной документации станет сбор документов, а именно:
После того, как документы были оформлены и поданы, контролирующий орган рассматривает их, проверяет правильность оформления, достоверность данных.
Если все формальности соблюдены, тогда изучают, насколько кандидат соответствует выдвигаемым государством нормам, которые прописаны для такого рода деятельности. Если с этим всё в порядке, гражданин получает извещение о том, что он прошёл процедуру лицензирования.
Срок выдачи и действия
На то, чтобы рассмотреть заявку гражданина, проверить документацию и вынести свой вердикт у контролирующей службы есть 45 рабочих дней.
Если на период проверки выпадают государственные праздники (8 марта, 9 мая), они не учитываются, поэтому подавать заявление на оформление лицензии лучше во внепраздничный период, дабы ожидание не затянулось.
Лицензия выдаётся Росприроднадзором бессрочно. В то же время контролирующий орган может устраивать проверки, и, в случае обнаружения нарушений, лицензия будет аннулирована. Проверять предприятие, которое занимается утилизацией, могут как планово, так и внепланово, но не чаще установленных законами РФ лимитов.
Заключение
Утилизация автомобилей – это сложный процесс, который требует подключения множества специалистов разного профиля: в технических, экономических и экологических сферах. Для того, чтобы процедура прошла правильно, предприниматель (или юридическое лицо), который занимается данным процессом, должен быть максимально компетентен в вопросе, а его техническая база обязана соответствовать установленным законом нормам. Именно для того, чтобы все эти условия были соблюдены, и введена процедура лицензирования.