Утопленный автомобиль что менять
Как восстановить утопленный автомобиль
Утопить автомобиль надо постараться, но если случилась такая ситуация, она не сулит ничем приятным водителю. Машина напичкана электроникой, а многие элементы двигателя, рулевого управления и других агрегатов чувствительны к попаданию воды. Если автомобиль затопило, например, проливным дождем, или он попал в большую лужу, его можно восстановить. Это возможно даже если он упал в реку. Важно приступить к восстановительным процедурам как можно раньше, чтобы не допустить образования коррозии и других неприятностей.
Ниже мы рассмотрим по пунктам, что сделать, если затопило автомобиль.
Работы с кузовом
Самый дорогой элемент автомобиля – это его кузов. Он максимально защищен от коррозии, и поэтому при заливе практически никогда не страдает, если не был поврежден. Осмотрите кузов внимательно, в том числе багажник, пороги, чашки лонжеронов и другие элементы.
При сильном заливе, например, когда автомобиль снесло потоком воды, велик риск повреждения кузова о другие машины, столбы, стены и так далее. Поэтому важно сразу после инцидента осмотреть кузов автомобиля на предмет наличия сколов, трещин и царапин. Если такие имеют место быть, их нужно устранить – зачистить, зашпаклевать и закрасить.
Перебор двигателя
Если автомобиль сильно затопило, то в двигатель вероятнее всего попала вода. Это крайне опасно для мотора, и если имеются подобные риски, запускать его ни в коем случае нельзя, иначе возникнет гидроудар. Чаще всего вода в двигатель после затопления попадает через дроссель или масляную пробку.
После залива двигателя водой рекомендуется выполнить следующие действия:
Иначе говоря, после залива автомобиля предстоит полная переборка двигателя.
Трансмиссия
Независимо от того, автоматическая коробка передач установлена в автомобиле или ручная, маловероятно, что в нее попадет песок и различный мусор даже при серьезном заливе. Однако вода затечь может, которая смешается с маслом в коробке передач, из-за чего снизится его эффективность. Соответственно, после залива автомобиля потребуется произвести замену масла в коробке передач.
Система подачи топлива
Топливная система после залива автомобиля нуждается в реанимации. Потребуется выполнить следующие действия:
Фактически, нужно проверить всю топливную систему, чтобы в ней не осталось капель воды, которые могут привести коррозии.
Электроника
Невозможно предугадать каким образом на электронике автомобиля скажется затопление. Без сомнений пострадает аккумулятор, если на него попадет вода. Также велик риск поражения электронного блока управления и предохранителей. Если сеть была обесточена, то магнитола и бортовой компьютер могут остаться целыми после потопа.
Обратите внимание: Если используется необслуживаемый аккумулятор, его можно восстановить после затопления, по сути, вода просто выступит в данном случае высокой нагрузкой и разрядит его. В такой ситуации достаточно будет просушить и зарядить аккумулятор, чтобы он вновь стал работоспособным. Если же аккумулятор обслуживаемый, скорее всего вода попадет в электролит, и лучшим решением будет заменить батарею на новую.
Восстановление салона
С салоном все просто – его нужно как можно быстрее просушить. Сразу необходимо вытащить на просушку кресла из салона и по возможности разобрать обивку. Если вода будет долго находиться на элементах салона, они могут начать вздуваться, что критически скажется на внешнем виде салона. Также, если не удалить сразу после залива воду из салона, в нем может возникнуть неприятный запах.
Стоит отметить, что выше перечислены только основные моменты, на которые следует обратить внимание после затопления автомобиля. В идеале нужно практически полностью разобрать машину и просушить все агрегаты. Однако с охлаждающей и тормозной системой можно повременить, поскольку в них довольно редко попадает вода, тогда как заняться сушкой перечисленных выше агрегатов необходимо сразу после затопления автомобиля.
Затопило машину: последствия и что делать?
Зададимся тремя вопросами:
Какими могут быть последствия затопления автомобиля?
Чтобы понять, насколько серьезными могут быть последствия, требуется узнать, при каких обстоятельствах автомобиль попал в глубокую воду и насколько высоким был уровень воды.
Например, автомобиль был залит водой при работающем двигателе/когда он двигался или когда просто стоял на парковке? Насколько высоко поднялся уровень воды, и насколько вода затопила машину?
Ущерб, вызванный попыткой пересечь воду
фото: Shannon Ramos / EyeEm/Getty Images
Затопление во время движения особенно опасно, поскольку оно может привести к всасыванию воды в двигатель, что, в свою очередь, с крайне большой долей вероятности может привести к его разрушению – например, загибу одного из шатунов или пробитию стенки цилиндра, разрушению головки блока двигателя, обрыву шатуна и так далее. Это называется гидроудар.
В большинстве случаев гидроудар двигателя приводит прямиком в мастерскую с последующим капитальным ремонтом мотора. В фатальных случаях, когда пробивается стенка блока или совокупные последствия слишком масштабны, придется покупать мотор на замену. Подробнее о явлении читайте здесь:
Более того, вода, попавшая в большом количестве в выхлопную систему современного автомобиля, также может привести к менее, но все же дорогостоящим последствиям и крупному ремонту.
Поэтому при подъезде к большой луже обратите внимание на глубину. Если вода покрывает колеса заехавших в лужу автомобилей выше ступицы, то есть чуть выше порога, – ехать туда опасно. Даже если двигатель не «глотнет» воды, она может подтопить салон, что тоже не добавит вам приятных воспоминаний и в худшем случае потребует отвезти автомобиль на диагностику электропроводки.
Конечно, многое зависит от технических возможностей самого автомобиля. Например, внедорожники могут преодолевать глубокие водные препятствия — глубиной до полуметра и даже больше. Но даже у них способность преодоления брода крайне различается. Все будет зависеть от расположения воздухозаборника двигателя.
Внимание! Чтобы определить глубину безопасного брода для любого внедорожника, необходимо посмотреть, не превышает ли уровень воды высоту капота. Это особенно важно для бензиновых автомобилей с электрической проводкой и свечами. Во время преодоления брода включившийся вентилятор приведет к всплеску воды, которая может залить все подкапотное пространство и привести к остановке работе мотора!
Помимо повреждения водой двигателя вода также губительна для навесного оборудования. Ремонт в этом случае также будет недешевым. Например, может потребоваться замена турбокомпрессора или компонентов системы выпуска отработавших газов, если холодная вода соприкоснется с разогретой турбиной, раскаленным катализатором или сажевым фильтром DPF.
Вывод: безусловно, безопаснее избегать проезда глубоких луж и других водных препятствий, но если уж автомобиль оказался в глубокой воде и вы понимаете, что там оказалось глубже, чем вы предполагали, двигаться обратно задним ходом также не советуем (особенно если выхлопная система не дизельного автомобиля, где труба-оконцовка немного загнута вниз). Лучше выключить двигатель и постараться найти помощь – того, кто сможет вытянуть ваш автомобиль из водной преграды.
Неработающий агрегат в контакте с водой не подвергается опасности.
Что еще может сломаться, если автомобиль попал в глубокую воду?
Автовладельцы также должны знать, что после подтопления автомобиля может быть поврежден не только двигатель, но и трансмиссия. Любая коробка передач имеет вентиляционное отверстие в верхней своей части. Через него вода легко найдет свой путь внутрь. Это не повредит КПП немедленно, но длительная работа с водной эмульсией внутри КПП с о временем вызовет серьезное повреждение агрегата. Это особенно опасно и дорого для автоматических коробок передач.
Если вода относительно невысокая (она не покрывает колеса автомобиля выше ступиц), вы можете попытаться проехать через нее, но очень медленно, заранее взвесив все «за» и «против».
Если по какой-то причине пришлось остановить автомобиль в подтопленном месте, не выключайте двигатель. Пока мотор работает, вода под давлением выхлопных газов будет вытесняться наружу. Как только выключите двигатель – жидкость постепенно начнет просачиваться в выхлопную систему и повторный запуск мотора будет затруднен или невозможен.
Автомобиль подтопило водой на стоянке
фото: DARREN STAPLES / GETTY IMAGES
Когда автомобиль был залит на стоянке, ущерб также может быть велик, хотя непосредственного гидроудара в двигателе и не произойдет. При этом, если вода поднялась до порога или выше, без полной просушки автомобиля, не исключая подкапотного пространства и профилактической замены масла в КПП, не обойтись.
Если автомобиль был затоплен так, что вода попала даже внутрь салона, то лучшим решением будет безопасно перевезти его на эвакуаторе в сервисный центр для профилактики и выяснения последствий контакта с H2O. Не пытайтесь завести двигатель и отправиться в сервисный центр своим ходом! Это может привести к снижению ресурса автомобиля.
В частности, в таком случае можно ожидать проблем с электроникой. Устранить последствия будет дешевле, чем починить какой-нибудь вышедший из строя блок питания, но…
Проблемы не обязательно могут проявиться сразу. Через некоторое время контакты проводов начнут окисляться, что начнет приводить к сбоям в работе электроники. Также начнут сбоить и различные электронные датчики, блоки, предохранители и другие компоненты, даже если они были выше ватерлинии, поскольку из-за чрезмерно повышенной влажности разрушительные свойства воды будут распространяться очень быстро.
Если оперативно просушить автомобиль, последствия, возможно, будут минимальными. Но если не предпринять срочных мер – серьезных поломок будет не избежать. Именно поэтому так опасно покупать «утопленника». Вода способна уничтожить даже новый автомобиль, но будет делать это постепенно, и, возможно, после приобретения его на рынке б/у автомобилей никаких проблем сперва вы не обнаружите. Но стоит пройти небольшому отрезку времени, как машина в буквальном смысле «посыплется».
фото: James Huenink / flickr.com
Проблема в том, что устранить все последствия затопления автомобиля очень сложно. Некоторые пострадавшие элементы могут выйти из строя через несколько месяцев, другие – через несколько дней. Выяснить это точно практически нереально. Автомобиль станет проблематичным, оборудование начнет выходить из строя, контакты и даже кузов будут подвержены усиленной коррозии.
Отвечая на поставленный в начале материала вопрос: «Стоит ли бояться автомобилей-утопленников?», можно сделать однозначный вывод: да, стоит! И при малейшем намеке на то, что автомобиль побывал в воде, отказываться от покупки. Поскольку повреждения могут быть очень обширными и непредсказуемыми.
Также не стоит забывать и о затопленном салоне (кстати, он может одним из первых намекнуть покупателю о том, что с машиной не все в порядке). Для этого при покупке подержанного авто посмотрите в укромные места – нет ли там тины, грязи, разводов? Если они присутствуют, это предлог к тщательному осмотру салона, в том числе под ковриками и в других местах.
Что делать, если вода попала в салон?
Даже если предпринять быстрые меры, никто не сможет гарантировать отсутствие проблем в будущем в виде плесени, грибков и неприятного запаха сырости. Но как минимум необходимо провести следующие работы:
Какими могут быть расходы?
И далее придет время электрики и электроники. Здесь цены могут серьезно варьироваться, и сориентировать в них очень сложно. Для поиска окисленных контактов иногда приходится разбирать половину автомобиля.
Как избежать затопления автомобиля?
фото: Kelly Sikkema / unsplash.com
В общем, хороши любые средства!
И конечно, при покупке автомобиля будьте предельно внимательны, особенно если в вашем регионе было наводнение или паводок. В течение последующих месяцев в предложениях будут «всплывать» автомобили-утопленники. Последствия их покупки теперь вам должны быть ясны.
Чем опасен утопленник: проблемы с электрикой
После каждого потопа вторичный рынок автомобилей начинает подозрительно присматриваться к выставленным на продажу экземплярам: не утопленник ли? Больше всего пугают проблемами с электрикой – а что с ней, собственно, может случиться?
Давайте с самого начала усвоим, что проблемы в когда-то подтопленной машине создает не абстрактное электрооборудование, а его конкретные компоненты. Которые очень отличаются между собой – по уязвимости перед влагой, по ремонтопригодности и по стоимости.
Чем выше уровень затопления автомобиля, тем больших проблем по части электрики можно ожидать
Но для начала давайте разберемся, как вода вредит электрооборудованию. Первое – и самое страшное – в том, что влага вызывает коррозию, которая нарушает контакт проводников между собой. Происходит нарушение контакта не сразу, а по прошествии времени, по мере развития коррозии, и случается это не везде, где побывала вода.
Вторая неприятность, которую причиняет вода электротехническому оборудованию – пробой изоляции по «мостикам» из влаги и грязи, принесенной водой. «Мостики» эти могут быть микроскопическими и невидимыми для глаза, но для электронных схем этого бывает достаточно. Это тоже мина замедленного действия – разрушающий схему разряд между двумя проводниками может проскочить как сразу, так и через месяц, когда вода уже давно высохнет.
Итак, если перед вами автомобиль, попавший в потоп, и вы хотите его купить, или это ваша машина и вы хотите в первом приближении понять уровень ущерба – порядок действия такой.
1. Определите уровень затопления.
Если воды в салоне и под капотом уже нет, нужно выяснить, как высоко она стояла. Ищите следы верхнего уровня жидкости – оставленные на обивке дверей и боковинах сидений горизонтальные грязные линии.
Даже если вода в салоне и багажнике уже сошла, нужно искать следы ее присутствия на обивке и в укромных местах
На горизонтальных поверхностях торпедо, сидений, подкапотного пространства, багажника могут оставаться наносы грязи, ила, мелкого мусора, фрагменты листьев, травы. Хорошо бы выяснить, какой была вода – пресная или морская, ведь соленая намного быстрее провоцирует коррозию, да и просто высушить ее будет мало, поскольку соль все равно останется на смоченных поверхностях.
2. Выясните, какие компоненты были затоплены.
В помощь вам будут форумы электриков и фанатов данной марки, а также специализированная литература – распечатки монтажных схем той или иной модели. Под ковром пола современного автомобиля обычно проложены жгуты проводки, но вода страшна не проводам, а их соединительным разъемам – и они там тоже часто бывают расположены. Т.е. этим компонентам вода грозит даже при минимальном уровне затопления. Некоторые блоки предохранителей и электронные блоки тоже могут быть расположены на полу, под сиденьями, иногда чуть выше – около кикпанелей, в ногах передних седоков.
Под бардачком или над педалями часто бывает спрятан диагностический разъем бортовой электроники, который тоже нежелательно мочить. Педаль газа у большинства современных машин электронная, то есть около акселератора у них расположен электрический модуль, которому также не рекомендованы купания. Выше расположены фары и задняя светотехника с их разъемами, еще выше на уровне крышки капота – второй-третий блоки предохранителей и блок управления двигателем.
Под ковром пола почти всегда есть жгуты, нередко там располагают и электронные блоки. Которые, как и разъемы, боятся воды
В дверях кроме жгутов проводки с разъемами расположены (на разной высоте) сервоприводы замков и стекол, а также кнопки управления ими. Многие из этих узлов неразборные, и это значит, что в случае купания от них можно ждать отказа в любой момент. Динамики аудиосистемы в наше время не имеют диффузоров из целлюлозы и других раскисающих частей, но вот коррозия в их катушках со временем может развиться – и заклинить этот высокоточный узел.
3. Разберитесь, насколько эти компоненты пострадали.
Чем опасен каждый подтопленный прибор? Например, недавно (день-два назад) намоченные разъемы большинства типов можно спасти, продув их сжатым воздухом и просушив контакты горячим феном. Если коррозионные процессы уже развиваются, о чем говорят зеленые и белые отложения, дело хуже: разъемы нужно разбирать и чистить, а еще лучше – менять на новые, или вовсе исключать, спаивая провода напрямую. Сложнее, но тоже реально высушить блоки предохранителей.
Вода может попасть и в плотно закрытый корпус электронного блока. “Сгореть” подмоченный блок может не сразу, а через несколько месяцев
Электронные блоки управления часто бывают залиты внутри особым защитным компаундом, предохраняющим реле и полупроводниковые детали от влаги и вибраций. Но встречаются и открытые печатные платы с набором микросхем и полупроводников, помещенные в плотно закрытый корпус. Но если вода в нем все же была, то плату нужно не просто сушить, а еще и отчищать спиртом грязные следы на дорожках платы. Но во многих случаях электронные блоки имеют настолько плотный монтаж микросхем, радиодеталей и разъемов, что привести их в порядок уже невозможно.
Рекомендация Авто24
Автомобиль-утопленник – это, конечно, не лучший вариант. Но и приговором это назвать нельзя: часто такую машину можно привести в порядок и вполне успешно эксплуатировать. Правда, для этого потребуется время и деньги. Главное, оценить ситуацию, возможно, компонент электросхемы еще не поздно высушить – при помощи ветоши, спиртового раствора или универсальной аэрозольной смазки. Если время упущено и коррозия уже развивается, то «вылечить» утопленника будет намного сложнее и дороже.
Что делать с утопленником?
Во первых что делать если вы только что утопили автомобиль? Отключите аккумулятор, не забывайте про дублирующий если он есть. Если до дублирующего добраться сложно то это значит, что он изолирован от сети контроллером и в его отключении нет острой необходимости.
Всем советую изучить как отключается масса в вашем авто. Например в Туарег АКБ под сиденьем, но масса откручивается под заглушкой в ковролине в ногах водителя и основания сиденья. У 166 кузова Мерседес GL, ML, GLS, GLE масса откручивается в ногах правого пассажира второго ряда.
Если вы поняли, что купили утопленника немедленно прекратите эксплуатацию автомобиля.
Есть две основных проблемы с утопленниками. Это попадание воды в узлы и кузовные полости и попадание воды на платы блоков управления и электрические компоненты.
С узлами решается все просто — сливайте эксплуатационную жидкость и проверяйте на наличие воды. Часть жидкостей абсорбируют воду, их лучше заменить с промывкой.
Большим риском является риск гидроудара в ДВС. Авто с турбинами могут схватить его и после брода т.к. тракт впуска очень длинный и сложный. Наличие воды проверяйте на фильтре и в нижней точке — интеркулере (есть и верхние интеркулеры у японцев и корейцев, а так же жидкостное охлаждения у MB.
Вода в кузовных полостях это вообще страшное дело. Прекрасно проявляет себя запахом почти сразу в жару и дырами в кузове через 3-4 года.
В чем фишка с электроникой? Большинство плат рассчитаны на эксплуатацию во влажности и они будут работать после затопления, но они будут ГНИТЬ. Электричество катализирует окисление металла с примесями принесенными водой. В итоге все затопленные платы откажут в течении 1,5 лет.
Для понимания:
в Мерседесе премиум класса 48-69 электронных блоков управления в зависимости от комплектации. В Туарег или Порше Кайен 43-54 блока управления.
Все электроузлы потребуют переборки, например электромоторы стеклоподъёмников, щеток и т.п не имеют дренажа и просто будут работать с водой в корпусе пока не сгниют.
Я думаю вы поняли что восстановление авто после затопления процесс очень сложный и дорогостоящий, но даже на него мы даём гарантию.
Что должно входить в профилактику после затопления или 8 пунктов воскрешения?
1. Переборка тракта впуска и рециркуляции ДВС.
2. Проверка всех жидкостей узлов.
3. Чистка сапунов.
4. Разборка салона и торпедо.
5. Переборка всех разъемов и электроузлов выше линии затопления.
6. Вскрытие и чистка всех блоков управления и коммутационных модулей.
7. Вскрытие всех дренажных отверстий кузова с просушкой полостей.
8. Сушка пневмоподвески.
Просушка кузова осуществляется в камере.
В конце немного расскажу про то как преодолевать броды, может это вам поможет избавиться от восьми пунктов воскрешения.
1. Отключите кондиционер, это выключит вентилятор радиатора.
2. Если вентилятор работает на оохладжение ДВС лучше отключите его дождавшись окончания работы или вытащите предохранитель.
3. Отстегните ремни и откройте окна.
4. Не заезжайте в воды выше уровня забора воздуха в фильтр — это гарантированный гидроудар.
5. Отключите системы контроля тяги.
6. Заранее поднимите пневмоподвеску и отключите выравнивание кузова (режим подъемника). Ни в коем случае не меняйте положение уже в воде!
7. Двигайтесь без резких перегазовок чтобы не вызвать включение наддува.
Надеюсь Вы читаете эту статью для общего развития, а не потому что «что делать?».
Всего доброго!
Что делать, если машину затопило
Во многих регионах выпало рекордное количество осадков и затопило множество автомобилей.
Ливни затопили Москву, Амурскую область, Забайкальский и Хабаровский края, Ростовскую область, Кубань, Крым, Челябинск, Казань и Сочи. Автомобилисты оказались не готовы к ситуации и не знали, как действовать. В Крыму потоки воды сносили автомобили в море. При этом машины страдают от воды не только во время паводков: иногда достаточно глубокой лужи или тонкого льда.
Последствия затоплений могут коснуться даже тех, кто не пострадал от них напрямую. Например, можно случайно купить машину-утопленника. Несколько лет назад такая могла прийти из США, Японии или Европы. Очень скоро на вторичном рынке появятся «утопленники» из России и Беларуси — там были такие же ливни.
В этой статье я расскажу
Чем опасна вода для автомобиля
Вода в двигателе. Двигатель внутреннего сгорания работает на топливно-воздушной смеси. В цилиндрах двигателя она возгорается, расширяется в объеме и давит на поршень, который двигает коленвал. У воды очень высокая плотность, поэтому ее практически невозможно сжать.
Если вода попадает в двигатель, на такте сжатия происходит гидроудар: она заполняет пространство в камере сгорания, поршень не может ее сжать, уйти воде тоже некуда. Наступают необратимые последствия: шатун может погнуться или поломаться, в крышке блока цилиндров может появиться трещина. Поршень может развалиться, повредить стенки цилиндра вплоть до появления трещин.
Если двигатель дизельный, последствия могут быть еще хуже, потому что камера сгорания меньше, а степень сжатия выше. Капитальный ремонт двигателя после гидроудара нецелесообразен, его проще поменять на контрактный.
Вода в салоне. Если машина простояла несколько дней закрытой, то вода в ней стухнет, в салоне появится плесень, грибок и неприятный запах. Его будет очень сложно вывести. Запах похож на мокрое белье, которое забыли вытащить из стиральной машины. Длительное пребывание в воде разрушит ковролин, обивку и наполнители сидений, а обшивка потолка и дверей разбухнут. Сиденьям может потребоваться реставрация или даже замена.
Вода и электрика. В современных автомобилях много электроники — блоков управления, датчиков, а также множество проводов и разъемов. Но вода не всегда приводит к серьезным поломкам, могут просто перегореть предохранители. Если вовремя снять клеммы с аккумулятора, то короткого замыкания не будет. В современных автомобилях необслуживаемые, а значит, абсолютно герметичные аккумуляторы. Они разрядятся, но не пострадают.
Современная электронная панель приборов, экран мультимедиасистемы, а также дополнительное оборудование вроде навигатора или видеорегистратора, скорее всего, не переживут контакта с водой.
Кроме того, если не просушить и не очистить все электрические контакты в машине, то со временем они окислятся и электроника начнет сбоить и отключаться. Это относится к предохранителям, различным датчикам и блокам, даже если они не были в прямом контакте с водой. Это долгая и кропотливая работа: придется разобрать весь салон, отсоединить каждый провод и шлейф, очистить каждый контакт.
Вода в трансмиссии. Вода способна проникать даже в закрытые корпусом системы вроде коробки передач. В верхней ее части есть небольшое вентиляционное отверстие, а еще вода может проникнуть через какой-нибудь датчик.
В роботизированных и автоматических коробках передач много электроники, которая тоже может выйти из строя. Даже если вода не «убьет» коробку мгновенно, как это происходит с двигателем, то со временем это может случится. Поэтому в коробке, в которую попала вода, необходимо обязательно сменить рабочую жидкость, а также просушить и очистить электронные блоки.
Вода в остальных частях авто. Вода может попасть в топливный бак. В этом случае нужно слить все топливо и заменить топливный насос с фильтром. Во всех частях машины, где есть смазка, ее вымывает водой, например в шрусах. Если в машине есть задний мост или раздатка, то их тоже стоит проверить и смазать.
Как избежать затопления автомобиля
Чем ниже клиренс у автомобиля, то есть дорожный просвет, тем выше вероятность, что его затопит. Критичный параметр, который влияет на сохранность двигателя при затоплении, — это высота расположения отверстия воздухозаборника. У легковых автомобилей проблемы начинаются при уровне воды выше 25 см. Кроссоверы только кажутся более высокими, но их критичная ватерлиния всего на 5 см выше.
Самые приспособленные для преодоления водных преград — полноразмерные внедорожники. Они могут без проблем проехать лужу или горную реку глубиной до полуметра. Разумеется, спецтехника, грузовики и автобусы тоже не боятся небольших затоплений. Тем не менее на дорогах больше всего легковых машин и кроссоверов, поэтому разберемся, как действовать, чтобы машину не затопило.
Где парковаться. Если гидрометцентр или МЧС предупредили о большом количестве осадков, лучше припарковать авто на возвышенности, подальше от деревьев и линий электропередач. Небольшие дожди оставляют после себя лужи, по которым можно определить низменность, — там будет больше всего воды при затоплении.
Выбирайте для стоянки места с твердым покрытием. Если оставить машину на грунте, ее может унести потоком воды. Стоит воспользоваться стояночным тормозом, даже если коробка передач стоит на передаче или в положении «паркинг».
Стоит избегать подземных паркингов — в особенности их нижних уровней. Даже если машина обычно ночует в таком паркинге, сделайте исключение и постарайтесь припарковаться по правилам, о которых мы писали выше.
Как победить выгорание
Что делать, если ливень застал в пути и кругом глубокие лужи. Прежде всего важно снизить скорость. На высокой скорости автомобиль может потерять сцепление с дорогой — это явление называют аквапланированием. Кроме того, на высокой скорости можно не успеть затормозить перед затопленным участком. Тормоза намокают, и их эффективность снижается, а тормозной путь увеличивается.
Самый большой риск при движении — неправильно оценить опасность и попробовать проехать лужи, которые на первый взгляд можно преодолеть. Под водой не видно ям, и даже привычная дорога может уйти под воду глубже, чем кажется. А еще, пока автомобиль движется, перед ним возникает волна и уровень воды повышается. Шансы получить гидроудар возрастут.
Поэтому безопаснее всего найти возвышенность, припарковать автомобиль на ней, выключить двигатель, включить аварийку и переждать ливень. Иногда лучше вовсе покинуть салон и добраться пешком, а за машиной вернуться, когда закончится дождь. Перед этим советую снять клеммы с аккумулятора. Если высота местности будет достаточной, чтобы вода не подобралась к автомобилю, то с ним все будет в порядке.
Если машину уже затопило в пути, двигатель заглох и есть вероятность, что вода будет дальше прибывать, а машину унесет потоком, то оставаться в ней опасно. Лучше позвать кого-нибудь на помощь и эвакуироваться. Попытка спасти машину самостоятельно может стоить жизни.
Как правильно проезжать глубокую воду, если это неизбежно. Прежде всего важно оценить высоту воды и возможности машины: например, посмотреть, как двигаются другие автомобили и пешеходы. Важно знать, на какой высоте воздухозаборник, и преодолевать воду с запасом примерно 15—20 см на случай ям или волн, которые могут подняться из-за соседних автомобилей. Относительно безопасно можно проехать уровень воды, который совпадает с уровнем порогов автомобиля. Для легковых авто это обычно 20—25 см. Даже если выхлопная труба при этом будет полностью в воде, давление газов не даст проникнуть ей внутрь.
При сильном течении машину может снести, так что это тоже стоит учитывать. Есть смысл заранее закрепить буксировочный трос на случай, если машину придется вытягивать из лужи. В мутной воде это будет сделать сложнее. Часто в глубокой луже водители теряют номерные знаки, которые отрывает волной. Если они у вас держатся только за счет пластиковой рамки номерного знака, то их тоже лучше снять заранее. Все ценные вещи — документы, телефон, ключи — должны быть при себе. Будет здорово, если получится спрятать их в пластиковый пакет.
При прохождении лужи не стоит глушить двигатель без крайней необходимости или двигаться задним ходом. Это опасно: в выхлопную систему попадет вода и двигатель больше не запустится. Скорость при движении должна быть равномерной, а передача трансмиссии — пониженной. Так получится избежать высокой волны.
Остановитесь сразу, как только преодолеете лужу. Если вода попала в салон, попробуйте убрать ее с помощью подручных средств.
На всякий случай посмотрите на масляный щуп. Если он электронный, загляните под крышку маслозаливной горловины. Если на щупе или под крышкой будет эмульсия — субстанция с белым оттенком, смесь воды и моторного масла, — вызывайте эвакуатор: двигатель можно будет запустить только после замены масла.
Если эмульсии нет, просушите тормозные колодки: для этого двигайтесь на небольшой скорости и несколько раз нажмите на педаль тормоза.
Теперь разберемся, как действовать, если автомобиль все-таки затопило.
Как ликвидировать последствия затопления
Что делать, если в двигателе есть вода. Автомобиль пострадает от воды, но не так сильно, если не пытаться запустить двигатель и тем более не делать это, если он уже заглох. Постарайтесь как можно быстрее снять клеммы с аккумулятора. Это тоже поможет избежать дополнительных расходов.
Если рядом есть прохожие, другие машины, спецтехника или эвакуатор, лучше воспользоваться их помощью. Чем меньше автомобиль пробудет в воде, тем меньше будет последствий. После следует диагностировать повреждения двигателя в автосервисе и как можно раньше начать просушку. Вот что будут делать в хорошем автосервисе:
Как правильно просушить машину. Чем раньше приступить к просушке автомобиля, тем меньше проблем принесет вода. Если для возмещения ущерба требуется провести экспертизу, ее нужно сделать оперативно.
Недостаточно открыть двери, капот и багажник и оставить автомобиль на пару дней сохнуть. Нужно обратиться к специалисту, который сможет полностью разобрать салон, снять торпедо и карпет — так называют плотный и жесткий войлок, лежащий на полу в машине. Сиденья и карпет желательно промыть моющим пылесосом. Все разъемы предстоит разъединить и продуть компрессором. Если какой-то из контактов окислился, специалист воспользуется очистителем электрических контактов.
Чтобы убрать остатки влаги из автомобиля, есть народный способ: наполнить небольшие тканевые мешки древесным наполнителем для кошачьего туалета или опилками и оставить в салоне. Еще лучше работает наполнитель, сделанный из силикагеля, — такой будет впитывать влагу более эффективно и интенсивно.
Второй неприятный сценарий — гидроудар. Основные части машины будут в порядке, но двигатель в большинстве случаев придется поменять. Новый двигатель в отечественный автомобиль стоит 100—170 тысяч рублей, контрактный на иномарку, то есть исправный двигатель с пробегом и документами, — от 25 тысяч. Скорее всего, автомобиль не сможет добраться до автосервиса своим ходом, поэтому в расходах стоит учесть услуги эвакуатора.
Через какое-то время после затопления автомобиль может начать ржаветь. Особенно сильно — если он тонул в морской воде. Ржавчина проступает в нетипичных местах: на стыках кузовных элементов, где не покрыто лаком. Маловероятно, что кто-то будет это ремонтировать: машина просто гниет изнутри.
Бывает, что автомобиль сносит потоком воды на какое-нибудь препятствие. Тогда потребуется восстанавливать или менять и, конечно, красить кузовные элементы. Это стоимость запчасти плюс примерно 8 тысяч — столько в 2021 году берут за качественную покраску одного элемента.
Остальные расходы зависят от модели автомобиля, степени затопления, того, насколько долго автомобиль пробыл в воде и как быстро его начали сушить. Вот список деталей и работ, которые тоже могут пригодиться:
Страховка от затопления. Можно получить выплату по каско, но не всегда. Например, страховые компании не признают гидроудар страховым случаем, если это не прописано в договоре. Страховки с защитой от гидроудара стоят на 10—30% дороже обычных. В остальном важно внимательно читать договор. Отказом в выплате может быть факт того, что автовладелец сознательно въехал в зону затопления или знал о затоплении местности, но не принял мер для спасения авто.
В случае затопления нужно позвонить в страховую и сообщить о случившемся. Вероятно, на место прибудет эксперт, который зафиксирует состояние машины. Нелишним будет вызвать независимого эксперта. Автомобиль в это время не нужно перемещать, в том числе на эвакуаторе. Кроме того, необходимо вызвать полицию — не ГИБДД. Сотрудники зафиксируют факт затопления, сфотографируют автомобиль на местности и выдадут справку.
До приезда полиции нельзя менять положение автомобиля. Нелишним будет получить справку о том, что в этой местности шел сильный дождь. В Москве такую справку можно получить в ФГБУ «Центральное управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды».
К сожалению, автомобиль нельзя разбирать и сушить, пока не разрешит страховая. Постарайтесь добиться такого разрешения как можно раньше.
Что делать, если автомобиль утонул полностью
Автомобиль может не только попасть в затопленную местность, но и провалиться зимой под лед или упасть в воду в результате ДТП. Когда автомобиль начинает тонуть, спасать нужно уже не автомобиль, а себя и пассажиров. Машину вытащат водолазы и спецтехника. В среднем автомобиль тонет примерно за минуту, поэтому важно действовать оперативно.
Первым делом, как только автомобиль коснется воды, нужно отстегнуть ремень безопасности и открыть стекла машины. Электрические приводы стекол работают еще несколько минут после контакта с водой. Если стекло придется разбивать, то это должны быть боковые стекла, а не лобовое. Можно вытащить подголовник и разбить стекло металлическими штырями.
Еще до того, как машина полностью уйдет под воду, нужно пытаться выбраться из нее и сохранять спокойствие. Паника только навредит. На двери автомобиля вода давит снаружи с большой силой, поэтому открыть их, скорее всего, не получится, пока давление снаружи и внутри не выравняется. Придется немного подождать, набрать воздуха и открыть дверь усилием, например ногой. После того как удастся выбраться из салона, нужно ориентироваться по пузырькам воздуха, которые всплывают к поверхности.
Кто должен платить, если машину затопит
Если владелец сознательно забрался на машине в глубокую лужу, то вся ответственность на нем. Мы уже писали, что здесь не работает даже каско.
Если машину затопило во дворе, есть смысл обратиться в ТСЖ или управляющую компанию. Вполне возможно, что дело в забитой ливневке: ее должны были обслужить, но не сделали этого, поэтому можно писать претензию, а далее — обращаться в суд. Иногда ливневки стоят на балансе города. В этом случае, например в Москве, нужно звонить в центральную диспетчерскую Мосводостока.
Машину может затопить в гараже. Здесь ответственность за затопление машины лежит на его владельце. Бывают случаи, когда затопление произошло не по вине стихии, а из-за ненадлежащей работы гаражного кооператива или коммунальных служб. Например, из гаражного кооператива не вывезли снег, а просто сгребли его в одном месте или не прочистили ливневку. В этом случае можно предъявить претензию на возмещение виновным в затоплении.
В подземном паркинге или на автостоянке автомобиль может затопить, если прохудилась крыша, повредилась сточная труба или прорвало батарею. Все это — ответственность парковки. Если паркинг затопило из-за стихийного бедствия, будет сложнее: обычно в договоре пишут, что владелец парковки в таком случае не несет ответственности за повреждения автомобиля.
Как понять, что вам пытаются продать автомобиль, который тонул
Вода может уничтожить даже абсолютно новый автомобиль из автосалона. Опасность купить «утопленника» в том, что последствия могут проявляться не сразу, а через какое-то время, уже после покупки. Каждый элемент или деталь машины реагируют на воду по-разному : какие-то после просушки будут работать, другие выйдут из строя сразу, что-то продержится несколько недель, например электрические контакты. Некоторые элементы, например кузов, начнут корродировать через несколько месяцев.
Такие автомобили не стоит покупать ни за какие деньги: они принесут множество проблем и дополнительных расходов. Если при осмотре автомобиля обнаружился какой-то признак утопленной машины, это не повод отказываться от покупки. А если сразу несколько — скорее всего, перед вами «утопленник». Вот на что стоит посмотреть.
Регион эксплуатации. Посмотрите, в каком регионе эксплуатировали автомобиль, и узнайте, не было ли в нем наводнений несколько месяцев назад. Утопленный полностью автомобиль подлежит утилизации, а частично утопленный можно попробовать восстановить. Никто не хочет терять миллионы или сотни тысяч рублей из-за внешних обстоятельств, поэтому такие автомобили, скорее всего, захотят продать. Цена будет привлекательной, а продавец с радостью сделает скидку. Это должно быть подозрительно.
Кузов. Постарайтесь заглянуть под резинки в дверных проемах и внимательно посмотрите на стыки кузовных элементов с внутренней стороны багажника. Увидите там ржавчину — прощайтесь с хозяином автомобиля, каким бы хорошим ни был отчет «Про-авто» или «Автотеки».
Вполне возможно, что ржавчина еще не проступила, поэтому убедитесь, что на внутренних элементах кузова нет следов песка или ила.
Салон. После серьезного утопления нужно менять кресла и торпедо салона. Но если авто продают, то на этом, скорее всего, сэкономят. Поэтому для проверки рекомендую снять бардачок и визуально проверить на наличие ила и песка либо залезть рукой в полости, скрытые от глаз. Еще довольно сложно идеально почистить от грязи воздуховоды. Стекло приборной панели не должно быть в налете или грязи изнутри. Кроме того, в машине не должно пахнуть сыростью, плесенью или чем-то тухлым. Это самый верный признак автомобиля-утопленника: запах из салона вывести очень сложно.
Насторожитесь, если в салоне много ароматических «елочек» и других отдушек. Загляните зеркалом под сиденья, снимите задний диван или пощупайте их рукой снизу. Поролон или другие наполнители сидений и заднего дивана не должны проседать, крошиться и быть грязными. Если машина довольно долго простояла в воде, то металлическая основа, пружины и крепления сидений рано или поздно заржавеют.
Электрика. На контактах проводов, предохранителей и датчиков не должно быть окисления. Загляните в блок предохранителей в салоне автомобиля или под капотом. Вытащите хотя бы один предохранитель и внимательно посмотрите на контакты. Стоит обратить внимание на работу всех электроприводов машины: при погружении в воду они могли выйти из строя. Включите подогрев сидений в разных режимах. Проверьте работу дворников, электропривода зеркал и стекол. Если что-то из этого работает некорректно или не работает вообще — это повод насторожиться.
Фары могут потеть даже на свежем автомобиле, который никто никогда не топил и не разбивал, но конденсат вряд ли превратится в большие капли.
Фары битых машин могут быть повреждены и тогда пропускают влагу: видно, что поломан корпус, оторвано крепление или на стекле есть трещина. Но у идеального по документам и толщине лакокрасочного покрытия «утопленника» фары будут абсолютно целыми. И если внутри таких почти новых и абсолютно целых фар здоровые капли воды — перед вами «утопленник».