утраченные храмы переславля залесского
Переславль-Залесский. Уничтоженные церкви города.
Поскольку я выставила довольно много тем о Переславле-Залесском (их все можно увидеть в разделе «Путешествуем сами»), то думаю не лишней будет и эта тема, об уничтоженных церквях города.
Духовская церковь, ХVIII в.
Церковь во имя Святого Духа была одноглавой и одноэтажной, с пристроенной трехъярусной колокольней и расписанная внутри «живописными картинками на масле». Ее возвели по просьбе прихожан в 1788 году на месте сожженного в Смутное время одноименного мужского монастыря, некогда располагавшегося напротив восточного пролома городского вала.
Духовская церковь просуществовала в Переславле вплоть до первой трети ХХ века, а теперь на ее месте стоит просторный деревянный одноэтажный дом.
Троице-Сергиевская церковь, ХVIII в.
Не сохранившаяся до нашего времени величественная двухэтажная Сергиевская церковь была сооружена в Переславле в 1782 году на месте деревянного храма и располагалась у центрального городского перекрестка. По определению специалистов, эта церковная постройка являлась«наиболее интересным в историко-архитектурном отношении зданием города данной эпохи». Но особенно примечательным был великолепный резной иконостас стиля позднего барокко, украшавший храм внутри.
Однако в 1930-е годы Троице-Сергиевскую церковь разобрали по причине расположения на перекрестке четырех проездов.
Церковь Иоанна Богослова, ХVIII в.
Богословская церковь появилась в Переславле на месте одноименной деревянной в 1777-1796 годах и располагалась на правом берегу реки Трубеж. Она была одноглавой и представляла собой четырехгранный столп с полукруглой апсидой и пристроенной трехъярусной колокольней. В начале ХХ века ее посещало около двухсот переславцев с близлежащих улиц.
В советские годы в храме Иоанна Богослова выпекали хлеб. Пустовавшую церковь разобрали уже в 1960-е годы, построив на ее месте цех вышивальной фабрики «Новый мир».
Князь-Андреевская церковь, ХVIII в.
Церковь во имя Князя Андрея Смоленского стояла сразу за древним валом, вблизи южных «Никольских» ворот. Некогда ее возвели на месте древней деревянной Никольской церкви, тесно связанной с молитвенным подвигом почитаемого в Переславле святого князя Андрея Смоленского.
Каменный Князь-Андреевский храм, датированный до 1764 года, соединялся с колокольней, и в нижнем из трех ее ярусов была устроена паперть, через которую проходили в церковь.
Несмотря на усилия переславцев, эту старинную православную святыню разобрали в 1930-е годы. Обретенные мощи святого благоверного князя Андрея Смоленского сегодня покоятся в Свято-Никольском женском монастыре.
Князь-Владимирская церковь, конец ХVIII – нач. ХIХ вв.
Владимирская церковь, выстроенная в Переславле в период с 1791 по 1803 годы, еще столетье назад украшала Народную, в прошлом Базарную, площадь. Как и большинство храмов древнего города, в камне ее отстроили на месте обветшавшей деревянной церкви. В архитектурном отношении новая церковь была типична для своего времени и не представляла большого интереса.
Позднее, в советский период, это обстоятельство и повлияло на решение городских властей разобрать «на кирпич» церковь Князя Владимира, затруднявшую движение на площади в базарные дни. В настоящее время приблизительно на месте этого храма располагается здание городской администрации.
Варваринская (она же Крестовоздвиженская) церковь, ХVIII в.
Церковь во имя Великомученицы Варвары с приделом Воздвижения Креста Господня существовала в Переславле с незапамятных времен, однако первоначально она была деревянной. Каменной, но уже в честь Воздвижения Креста Господня, ее отстроили «по просьбе священника и прихожан» в 1785 году.
Эта церковь возвышалась напротив усадьбы Темериных и хорошо просматривалась с центральной улицы. По архитектуре она была типичной для своей эпохи, однако имела и неповторимые черты.
Тем не менее, Крестовоздвиженскую церковь разобрали в советское время, предполагая употребить ее кирпич на постройку городской бани.
Ильинская церковь, ХVIII в.
Святой проповедник Илия исстари на Руси принадлежал к самым популярным и любимым святым на Руси. Ильинская церковь в Переславле с давних пор существовала на берегу реки Трубеж в древней и живописной Рыбной слободе. В 1780-е годы ее возвели в камне и украсили внутри четырехъярусным резным позолоченным иконостасом.
По определению специалистов ХХ века, церковь во имя Святого пророка Илии представляла большой историко-архитектурный интерес, и ее следовало сохранить, но по плану картоиздательства СССР подлежала сносу и потому была утрачена.
Введенская церковь, конец ХVII – нач. ХVIII вв.
Церковь Введения Пресвятой Богородицы живописно возвышалась на правом берегу в устье реки Трубеж и в комплексе с сохранившейся до наших дней церковью Сорока мучеников создавала изумительный по своей красоте пейзаж. Но еще ранее, в конце XVII века, Введенский храм был частью существовавшего здесь архитектурного ансамбля одноименной женской обители, упраздненной в 1764 году по указу императрицы Екатерины II.
Введенскую церковь закрыли в 1929 году, а через несколько лет разобрали. Уцелевшие до наших дней резные царские врата главного ее иконостаса и икона «Введение во храм» ХVI столетия являются одними из наиболее ценных экспонатов в коллекции Переславского музея-заповедника.
Вознесенская церковь, ХVIII в.
Церковь Вознесения Христова находилась в восточной части Переславля на невысоком холме. Рядом соседствовало Товарищество Переславской мануфактуры (ныне ОАО «Залесье»), и церковь была одним из приходов этой фабрики.
В давние времена при Вознесенской церкви действовал монастырь, который впервые упоминается в 1635 году. Его упразднили в ХVIII столетии как один из небогатых монастырей в Переславле. В 1930-е годы плачевная участь постигла и Вознесенскую церковь – этот храм разобрали «на кирпич», построив на его месте пятиэтажный жилой дом.
Златоустовская церковь, нач. ХIХ в.
История появления и утраты Златоустовской церкви типична. Она повествует, что в далекие времена, не позднее начала ХVII столетия, в Переславле, прямо у дороги, появился еще один храм, сначала в дереве. Он был назван в честь Святителя Иоанна Златоуста. Спустя пару столетий, за 1803 –1820-е годы, эту церковь, с приделом Успения праведной Анны, матери Пресвятой Богородицы, переславцы отстроили в камне. Число ее прихожан в начале ХХ века составляло более 160 человек.
В антирелигиозные 1930-е годы Златоустовскую церковь сломали как «менее ценное в архитектурном отношении сооружение». На ее месте теперь располагается одноэтажное здание столовой «Визит».
Церковь Рождества Богородицы (она же Козьмодемьянская), ХVIII в.
Козьмодемьянская церковь, сначала деревянная, издавна в Переславле находилась в западной части Базарной (ныне Народной) площади. Согласно документальным источникам, рядом некогда располагалась и другая, вероятно, теплая, во имя Рождества Пресвятой Богородицы, обветшавшая к 1722 году.
В 1770-е годы вместо двух деревянных церквей «на средства разных доброхотных дателей» построили каменную двухэтажную церковь, которая получила имена обоих прежних храмов.
Как и многие другие храмы России, эта церковь оказалась разобранной в 1930-годы. На ее месте сейчас стоит памятный крест.
Филипповская (Успенская) церковь, ХVIII в.
Филипповская церковь стояла на берегу реки Трубеж у «живого» моста. Ее заложили на месте деревянной в 1775 году. Однако новую церковь освятили уже в честь Успения Божьей матери, а приделу дали имя Святого Апостола Филиппа.
Эта постройка относилась к категории церковных зданий «весьма характерных для своей эпохи ХVIII века с индивидуальными особенностями», а ее расположение не мешало движению. Несмотря на это, Филипповскую церковь все же разобрали «на кирпич» по причине нехватки в городе строительного материала.
Предтеченская (Усекновенская) церковь, ХVIII в.
Церковь Усекновения Главы Иоанна Предтечи, стоявшая еще в начале ХХ века на пересечении улиц Комсомольской (Владимирской) и Кузнецова (Предтеченской), хорошо просматривалась с центральной дороги. Она появилась на месте одноименной деревянной в 1735 году благодаря усилиям прихожан, среди которых было «купечества, посадских людей и разночинцев 42 двора…» Новая церковь по своей архитектуре выделялась редким среди переславских храмов типом классицизма.
Ее разрушили согласно плану картоиздательства СССР в первой трети ХХ столетия как памятник II категории.
Христорождественская церковь, конец ХVIII в.
О существовании в Переславле у западных ворот городского вала церкви Рождества Христова было известно еще в ХV столетии. В давние времена здесь находился одноименный мужской монастырь, позднее упраздненный и приписанный к Троице-Данилову монастырю как «осадный двор». Каменную Христорождественскую церковь возвели на средства дворянки Самсоновой в 1797 году. Позднее, с 1889 года, при храме располагалась церковно-приходская школа, где обучалось более 50 детей.
В годы советской власти эта переславская церковь разделила трагическую участь многих других храмов России.
Владимирская церковь (кладбищенская), ХVIII в.
Пятиглавая церковь во имя Владимирской иконы Божьей матери была построена на средства купца П. Н. Ножевникова во второй половине ХVIII века в переславской Борисоглебской слободе, на старом городском кладбище.
До этого времени здесь издавна располагалась мужская Борисоглебская Надозерная обитель, ставшая в XVII столетии Патриаршим домовым монастырем.
При Владимирской бесприходной церкви незадолго до ее утраты существовала богадельня, в которой проживали несколько человек. Храм, богадельню и остатки монастырской стены разобрали уже в советское время.
К сожалению, не все церкви нашла. О некоторых не осталось даже изображений.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Утраченные храмы переславля залесского
Упразднённые монастыри Переславль-Залесского
Борисоглебский Надозерный мужской монастырь
Борисоглебский Переславский, что на горе.
Монастырь уже существовал в XII веке, так как в житии преподобного Никиты Столпника есть известие, что преподобный вырыл 2 колодца: один близ монастыря Бориса и Глеба, другой у потока Студёного.
В XIV веке в нём принял иночество преп. Димитрий Прилуцкий, который через несколько лет основал свой монастырь Николаевский на Болоте.
Борисоглебский Песоцкий мужской монастырь
Немалая часть ныне действующих церквей Переславля находится на святых местах, где в древности стояли монастыри. К ним относится и расположенная в западной части города на улице Гагарина Смоленско-Корнильевская церковь. До 1764 года здесь существовал мужской монастырь, известный под именем «Борисоглебскаго что на Песках».
Горицкий Переславский мужской монастырь
Основан в XIV столетии супругою Великого Князя Дмитрия Иоанновича Донского княгинею Евдокиею, в инокинях преподобной Ефросиниею. В 1744 г., при учреждении Переславской епархии, обращён в Архиерейский дом. В 1788 г. по упразднении этой епархии сделан городовым собором.
Успенская Вепрева пустынь
Вепрева пустыня находилась близ города Переславля-Залесского, при озере Вепря, неподалёку от большой дороги из Ростова к Переславлю. От сего ли озера получила она своё название, неизвестно.
12 октября 1687 года, когда цари Иоанн Алексеевич и Пётр Алексеевич с царевною Софиею Алексеевною были в Переславском Данилове монастыре, они, посетив Настоятеля Архимандрита Варфоломея, пожаловали Вепреву пустыню землями и вотчинами.
При учреждении штатов Вепрева пустыня уничтожена и обращена в приходскую церковь. Василий Вепрев упоминается в договорной грамоте Василия Тёмного с Шемякою 1440 года. Вепрев, как человек богатый, одолжал Князей великою суммою, об чём упоминается в духовной грамоте Ивана Борисовича Волоцкого в 1504 году. Фёдор Васильич Вепрь упоминается тоже в духовной грамоте Фёдора Борисовича Волоцкого в 1525 году.
В 1930-е годы церковь разобрали.
Богородицко-Сретенский Новодевичий монастырь
Монастырь основан в 1659 г. внутри деревянных кремлёвских стен.
В XVIII веке возведены монастырские стены и колокольня.
Введенский Переславский женский монастырь
Вознесенский певичий женский монастырь
Князь-Андреевский женский монастырь
ru_abandoned
Забытые в прошлом (ЧИТАЙТЕ ПРАВИЛА!)
По древней московской традиции каждый день, на который выпадает праздник или народные гулянья, надо проводить вне города. Вот и 25 июля 2010 года был День ВМФ, когда взрослые мальчики в тельняшках активно играют в войнушку и машут из автомобилей Андреевскими флагами, а значит надо рвать когти куда-нибудь за 101-й километр.
В сам Переславль я сразу не поехал, и решил свернуть от него на юг, чтобы прокатиться по окрестным полям. И первой интересной точкой была деревня Добрилово. Довольно большая, обжитая и с довольно целой церквушкой.
Церковь активно восстанавливается (слева от машины видна палатка, где живут рабочие), и даже внутри церкви спал один мужичок, который бодро рассказывал о том, как кипит работа. Но сделать надо еще очень много.
От Добрилово дорога уходит в поля.
Едешь до тех пор, пока не покажется еще одна разрушенная церковь неподалеку от умирающего села ******во
В селе половина домов заброшены, все поросло сорняком, и создается впечатление полного запустения.
Церковь когда-то находилась в центре села, а сейчас стоит прямо посередине чистого поля.
Чтобы пройти к ней, надо преодолеть заросли крапивы в человеческий рост.
Судя по надписи, церковь была построена в 1818 году, то есть раньше, чем большинство подобных кирпичных храмов, возводимых в рамках идеологии «Православие, самодержавие, народность».
У меня довольно неоднозначное отношение и к религии, и к РПЦ, но я все равно никогда не мог понять, что творится в голове у людей, которые подобные граффити в церквях пишут. Вообще подобное отношение, запустение и та легкость, с которой были разрушены все эти храмы, как-то наводит на мысль, что русский народ все же никогда не был особенно религиозным.
Дорога обратно на Добрилово.
Там неподалеку есть еще пара урочищ с развалинами, но до них я не смог добраться, поэтому просто нафотал то, что попадалось в прицел. Вот деревня Скоблево, например:
Еще одна церковь на окраине Берендеево
И тоже лезть через крапиву в шортах и майке без рукавов.
Но тоже есть фрески. Это, судя по надписи, святой Андрей, князь Смоленский, который в 14 веке творил всяческие чудеса в Переславле (линк)
А эту фреску идентифицировать почти невозможно, но по первым словам свитка «Зачало Евангелия Исус Христова. » можно сказать, что это Евангелист Марк
Село Смоленское запомнилось памятником ВОВ, который почему-то выглядит как устрашающие колья башибузуков
В какой-то момент количество разваленных культовых сооружений поднадоело, поэтому я решил ехать назад. Естественно, по пути я не мог не заскочить в Переславль, который хорош в любое время года и при любой погоде (даже при лютой жаре).
Местные животные традиционно чудесны.
В этот раз мне удалось побывать внутри (как-то раньше все не получалось). Убранства нет (татары? литва? коммунисты?), но сама архитектура воздушна.
Для тех, кто не хочет покупать экскурсию на «0.5 ак. часов», есть краткая история храма
Снаружи на стене есть мемориальная надпись, посвященная главному Переславскому земляку.
. а рядом с самим земляком происходит сакральный обряд фотографирования для «Одноклассников»
Церковь Петра Митрополита на Красной Площади.
Жаль только, что центральную улицу, как и много других, никак назад не переименуют.
Разрушенные храмы
Разрушенные храмы Переславской земли.
1929 г. Воспоминания жительницы Переславля, в то время – маленькой девочки: «Начались обыски. в дом вваливались полупьяные мужики с бранью и угрозами и начинали обшаривать каждый угол, каждый ящик, выкидывая всё на пол. Приходили и к нам (в квартиру сына священника). Взяли у нас две объеденных, без кончиков серебряных ложки и 90 копеек, выпущенных до 1924 г. (тогда они были ещё из серебра).
Жительница Переславля вспоминала: «Эти же годы ознаменовались разрушением церквей, которых в Переславле было очень много. я не помню, какие церкви были разрушены, но груд кирпича в городе было много». Из 26 приходских храмов Переславля в 1930-х гг. полностью уничтожено 17. Разрушены также собор и колокольня Никольского монастыря, колокольня Феодоровского монастыря.
В 1929 г. Главнаука определила, что эта церковь, построенная в 1782 г. на средства прихожан, «является наиболее интересным в историко-архитектурном отношении зданием города данной эпохи. Чрезвычайной художественностью по искусству резьбы по дереву отличается убранство верхнего этажа. ».
Храм закрыт в 1920-х гг. Погиб тонкой резьбы иконостас, и только створки царских врат со скульптурным изображением «Тайной Вечери» были перенесены в Переславский музей.
Сергиевскую церковь по приделу часто называли Троицкой, даже в официальных документах.
С 1822 до своей кончины в 1830 священником в Троицкой церкви был Григорий Маркович Радугин. Иван Мефодиевич Кохомский с 1833 г. диакон Троицкой церкви Переславля.
Поблизости от Сергиевского храма на Базарной площади (теперь народной) до 1930-х гг. стояла Князь-Владимирская церковь, её строительство на месте деревянной церкви началось в 1791 г. В 1803 г. был освящен новопостроенный храм Равноапостольного князя Владимира с приделами Благовещения и Святых мучеников Кирика и Иулитты.
С 1864 по 1869 г. священником Князь-Владимирской церкви был Павел Иванович Никольский. В 1844 г. он окончил Владимирскую семинарию, служил в храмах Переславля и Переславского уезда. В 1869 г. переведен к Иоанно-Богословскому храму Переславля. В 1895 г. вышел за штат.
В 1869 г. к Князь-Владимирской церкви Переславля переведен священник Иоанн Строев, окончивший в 1832 г. Владимирскую семинарию. С 1833 г. священник Успенской церкви Переславля, с 1882 г. вышел за штат.
Здание храма после закрытия использовали под библиотеку, после разрушения на его месте построили здание райкома КПСС (теперь мэрия).
На той же площади, в западной её части близ берега р. Трубеж, в начале 1930-х гг. была разрушена построенная на месте двух деревянных церквей в 1770 г. церковь Рождества Пресвятой Богородицы с приделом Святых бессребреников Косьмы и Дамиана. В народе церковь часто называли Космо-Дамианской, по приделу.
Николай Антонович Кудрявцев с 1819 г. назначен священником Космодемьянской церкви Переславля, в 1822 г. переводится к церкви погоста Троицкого Александровского уезда. В 1859 г. вышел за штат.
Иван Григорьевич Тихонравов в 1848 г., сразу после окончания Владимирский семинарии, назначается священником Богородицерождественской церкви Переславля, в 1877 г. переведен в с. Даратники, в 1881 г. почисляется за штат, скончался 30 июня 1893 г.
В 1822 г. священником Козмодемьянской церкви назначается выпускник Владимирской семинарии Илья Иванович Покровский. В 1831 г. он переводится в с. Веськово.
На берегу р. Трубеж стояла построенная на месте деревянной в 1775 г. церковь Успения Пресвятой Богородицы (на фотографии изображён иконостас Успенской церкви) с приделом Святого апостола Филиппа. Местные жители по названию придела и саму церковь называли Филипповской. Деревянная церковь на этом месте по документам была известна с начала XVII в., в патриарших окладных книгах 1628 г. записана «церковь святого апостола Филиппа (в Рыбной слободе) на посаде. ».
С 1833 г. священником Успенской церкви Переславля был назначен Иван Иванович Строев, окончивший в 1832 г Владимирскую семинарию. В 1869 г. о. Иоанн переведен к Князь-Владимирской церкви Переславля, с 1882 г. вышел за штат.
В 1823 г. к Златоустовской церкви переведен брат предыдущего священника Иван Маркович Радугин. Здесь он служил до своей кончины. В 1830-е гг. к церкви Иоанна Златоуста был определён во священника окончивший Владимирскую Духовной семинарии Василий Петрович Соколов.
В 1844 г. диаконом к Златоустовской церкви был назначен Алексей Дмитриевич Беляев (окончил Владимирскую семинарию в 1842 г., с 1848 г. диакон Юрьевского собора, скончался 22 мая 1868 г.
В 1868 г. к Златоустовской церкви назначен священник Петр Иванович Лебедев, окончивший Владимирскую семинарию в том же году.
В 1928 г. Главнаука разрешила сломать церковь «как менее ценную в архитектурном отношении». Храм был закрыт в 1929 г. и в 1930-х гг. снесён. На его месте сейчас одноэтажное здание магазина.
В Красном переулке, рядом с Симеоновской улицей, напротив дома Темериных стояла Крестовоздвиженская церковь с приделом Великомученицы Варвары, построенная в 1785 г. на месте деревянной, существовавшей уже в начале XVII в.
В 1817 г. к Крестовоздвиженской церкви переведен из Петромитрополитанской церкви Переславля священник Иван Маркович Радугин. В 1823 г. он переведен к Златоустовской церкви.
С 1822 г. священником Переславской Крестовоздвиженской церкви был Пётр Афанасьевич Вознесенский. В 1820 г. он окончил Владимирскую духовную семинарию. 13 августа 1872 г. исполнилось 50 лет служения в священном сане священника Крестовоздвиженской церкви г. Переславля-Залесского о. Петра Вознесенского и 32 года службы его в должности благочинного окрестных сельских церквей. Духовенство, в знак искреннего уважения и на память знаменательного дня, поднесло ему Животворящий крест серебряный вызолоченный с надписью: «1872 года Августа 13 дня. Признательное духовенство своему о. Благочинному П.А. Вознесенскому в день пятидесятилетнего юбилея его». За штат о. Петр вышел в 1875 г.
В 1916 г. настоятелем храма был протоиерей Александр Ефимович Альбицкий. В 1884 г. он окончил Владимирскую Духовную семинарию, и в 1887 г определен к Крестовоздвиженской церкви.
Храм был закрыт в 1924 г и разорён. Икона XVI в. из Крестовоздвиженского храма Пресвятая Богородица «Гора Нерукосечная» находится в Переславском Историко-художественном музее. Храм снесён в начале 1930-х гг. Из его кирпича предполагали построить баню.
На Большой Протечной улице Переславля напротив восточного пролома валов стояла церковь Святого Духа.
Одноэтажная одноглавая каменная церковь Святого Духа была построена на средства прихожан в 1788 г. Иконостас в церкви был трёхъярусный, деревянный с резьбой, с двумя колоннами у царских врат. На каменной трёхъярусной колокольне Духовской церкви размещались семь колоколов, самый большой из которых «куплен в 1847 году на средства прихожан. по весу 214 пуд. 28 ф.» К колокольне с южной стороны примыкала каменная сторожка в два окна. При храме, в доме для причта, с 1885 г. существовала церковноприходская школа. С 1833 г. священником Духовской церкви был Михаил Васильевич Скабовский, окончивший Владимирскую семинарию в 1832 г. Отец Михаил скончался в 1862 г.
Настоятелем храма в 1916 г. был священник Павел Борисовский. Павел Дмитриевич Борисовский в 1894 г. окончил владимирскую Духовную семинарию. В 1897 г. рукоположен во священника к церкви Сошествия Святого Духа.
В 1919 г. прихожане заключили с представителями власти типовой договор о бессрочном пользовании зданием храма. В 1929 г. для проверки выполнения договора храм посетила комиссия. Она отметила, что железная крыша храма в 1912 г. покрашена, в некоторых местах нужно сделать вычинку цоколя и исправить ступени входные и на колокольне. В 1931 г. в заключении комиссии уже говорится, будто храм пришёл в такое состояние, «что грозит обвалом. и могут быть несчастные случаи». Дело в том, что в марте 1930 г. горсовет «наметил в текущем году сломать 6 церквей: Вознесенскую, Златоустинскую, Соборную колокольню, Духовскую, Ильинскую и Иоанна Предтечи», вопрос о закрытии храмов находился на рассмотрении облисполкома. В апреле 1930 г. Главнаука в своём письме не возражала против разборки Духовской и Предтеченской церквей. В мае 1932 г директор строившейся фабрики киноплёнки писал в Переславский музей: «Ввиду того, что имеющиеся в районе кирпичные заводы не могут полностью обеспечить развивающегося строительства, фабрика вынуждена изыскивать способы получения строительного кирпича другими путями. просим сообщить, какие из существующих в Переславле церквей Главнаукой признаны не имеющими исторической ценности и разрешены к сносу. Для фабрики желательны церкви Предтеченская на Неглинной и Духа, как находящиеся в непосредственной близости к объектам строительства». К 1934 г. храм был разобран, на его месте стоит одноэтажный дом в четыре окна, построенный для рабочих фабрики «Красное эхо».
Церковь Усекновения Главы Иоанна Предтечи существовала уже в начале XVII в. (деревянная), построена каменной в 1735 г., перестроена в начале XIX в.
В 1850 г. к Усекновенской церкви Переславля был рукоположен во священника Иван Ефимович Виноградов, окончивший в 1848 г. Владимирскую духовную семинарию. В 1869 г. он был переведен к Вознесенской церкви Переславля.
С 1869 по 1877 г. священником Усекновенской церкви был Иван Васильевич Парийский. Он окончил Владимирскую семинарию в 1848 г., и в следующем году был рукоположен во священника ко храму с. Городищ, откуда и переведен в Переславль. В 1877 г. переведен в с. Елизарово.
С 1882 г священником Усекновенской церкви Переславля был Илья Владимирович Смирнов. В 1887 г. переведен ко храму Владимирской иконы Пресвятой Богородицы в Переславля.
С 1887 г. священником Усекновенской церкви становится Александр Феодоритович Смельчаков.
«Как памятник 2-й категории типа классицизма подлежал сносу по плану картоиздательства СССР». Церковь закрыта в 1930 г. и снесена.
Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы (на фото слева) стояла на берегу озера Плещеева при устье р. Трубеж на конце рыбацкой слободы. На месте этой церкви был Введенский монастырь (сведения о нём восходят к началу XV в.) Игумен Переславского Введенского монастыря Савва, упоминается в документах при великом князн Василии Димитриевиче (ум. 1425). Переславской Введенской пустыни строитель Лаврентий упоминается в 1737 г. В 1764 г. Введенский монастырь был упразднён, церковь обращена в приходскую. Она сохраняла вне и внутри архитектурные особенности XVIII в. Престолов было два: в главном храме в честь Введения Пресвятой Богородицы, в приделе в честь Рождества Иоанна Предтечи.
Иконостас был старого устройства, резные Царские врата сохраняются и в наше время в музее.
В 1824 г. священником в Введенскую церковь был определен Алексей Иванович Остроумов в 1822 г. окончивший Владимирскую семинарию.
В 1880 г. к Введенской церкви Переславля из с. Соломидина был переведен священник Алексей Иванович Ильинский. Он окончил Владимирскую семинарию в 1858 г., в 1862 г. назначен священником Христорождественской церкви г. Юрьева-Польского. В 1877 г. переведен к Церкви с. Соломидина Переславского уезда.
В 1895 г. к Введенскому храму был назначен священник Евгений Андреевич Елховский (будущий священномученик).
В советское время Введенская церковь разрушена.
В Рыбной слободе уже в 1-й половине XVI в. существовала деревянная церковь Пророка Божия Илии. В 1778 г. освящена каменная Ильинская церковь. В 1803 г к ней пристроена колокольня, на которой был колокол с надписью: «7159 года марта 23 положил сей колокол Переславской слободки торговый человек Лев Гаврилов сын Темерин».
Настоятелем Ильинского храма в 1837 г. был определён студент Владимир Матвеевич Богословский, окончивший Владимирскую семинарию в 1836 г.
В 1916 г. в Ильинском храме служил священник Константин Никольский.
Храм закрыли в 1923 г. Иконостас был уничтожен, церковь разграблена, иконы XVI в. «Святитель Николай» и «Св. великомученица Варвара» сохранились в коллекции Переславского музея. Несмотря на определение Главнауки, что «Ильинская церковь представляет большой историко-архитектурный интерес и её следует сохранить», в 1930-х гг. она была разрушена.
Христорождественская церковь стояла у западных городских ворот. По названию церкви и улица называлась Рождественской. В XV в. здесь был мужской Рождественский монастырь, позднее приписанный к Троицкому Данилову монастырю.
В 1797 г. на месте деревянной церкви на средства дворянки Самсоновой и других прихожан был построен каменный храм Рождества Христова с приделом Николая Мирликийского Чудотворца. В 1930-е годы церковь разобрали.
С 1821 г. священником Христорождественской церкви Переславля был Феодор Степанович Смирнов. На этом приходе оставался до конца жизни.
И мне большого труда всегда стоило на уроках своих мало-мальски установить надлежащий порядок, чтобы был и успех. Ежеминутно, как улице исправный полицейский, не приходилось мне выпускать из вида чуть ли не каждого ученика, чтобы он не шалил, не забывался во внимании, чтобы и других не увлек за собой в баловство».