В атп на начало года числится ан автомобилей количество автомобилей
Решение. Исходные данные по маркам автомобилей
Исходные данные по маркам автомобилей
Задачи с решениями
Задача 1. Рассчитать производственную программу по эксплуатации грузовых автомобилей ЗИЛ-431410 и МАЗ-5335 с прицепом МАЗ-8926 на год.
Производственная программа по эксплуатации автомобильного транспорта содержит: количественные показатели работы всех автомобилей, находящихся в автотранспортном предприятии; средние технико-эксплуатационные показатели использования автомобилей; общий объем перевозок, грузооборот и производительность работы автомобилей. Показатели работы автомобилей определяются по каждой марке (модели) в отдельности, а затем в целом по автотранспортному предприятию.
Ниже приводится расчет показателей производственной программы по эксплуатации грузовых автомобилей.
Среднесписочное число автомобилей:
Асс ЗИЛ-431410 = =359 ед.;
АссМАЗ-5335 с пр = =252 ед.;
Асс по АТП = 365+252 = 611 ед.
Автомобиле-дни пребывания в автотранспортном предприятии:
АДх АТП = 131+92 = 223 тыс. авт.-дн.
Среднеходовое число автомобилей:
Ах ЗИЛ=431410 = 359·0,87 = 312 ед;
Ах МАЗ=5335 с пр = 252·0,84 = 212 ед;
Ах АТП = 312+212 = 524 ед.
АДр МАЗ-5335 с пр = 92000·0,84 = 77 тыс. авт.-дн;
АДр АТП = 114+77= 191 тыс. авт.-дн.
АТДр МАЗ-5335 с пр = 77·16 = 1232 тыс. авт.-т-дн;
АЧр МАЗ-5335 с пр = 77·12 = 924 тыс.авт.-ч;
АЧр АТП = 1220+924 = 2144 тыс. авт.-ч.
Общая грузоподъёмность списочного автомобильного парка:
qобщ МАЗ-5335 с пр = 16·252 = 4,0 тыс.т;
Количество ездок с грузом:
nег ЗИЛ-431410 = = 805 тыс. ездок;
nег МАЗ-5335 с пр = = 365 тыс. ездок;
nег АТП = 805+365 = 1170 тыс. ездок.
Lобщ ЗИЛ-431410 = = 24278 тыс. км;
Lобщ МАЗ-5335 с пр = = 12635 тыс. км;
Lобщ АТП = 24278+12635 = 36913 тыс. км.
Lгр ЗИЛ-431410 = 24278·0, 63 = 15295 тыс. км;
Lгр МАЗ-5335 с пр = 12635·0, 78 = 9855 тыс. км;
Общий объём перевозок грузов:
Qт ЗИЛ-431410 = 805·6·0, 8 = 3864 тыс.т;
Qт МАЗ-5335 с пр = 365·16·1, 0 = 5840 тыс.т;
Qт АТП = 3864+5840 = 9704 тыс. т.
Pткм ЗИЛ-431410 = 3864·19 = 73416 тыс. ткм;
Pткм МАЗ-5335 с пр = 5840·27 = 157680 тыс. ткм;
Pткм АТП = 73416+157680 = 231096 тыс. ткм.
Средние значения технико-эксплуатационных показателей по автотранспортному предприятию составят:
средняя продолжительность работы на линии (среднее время в наряде)
= 2144/191=11,2 ч.
средняя грузоподъёмность одного списочного автомобиля:
=
= 10,1 т.
среднее время простоя под погрузкой-разгрузкой:
пр=
= 0,72 ч;
средняя техническая скорость:
=
= 28, 3 км/ч;
АЧпр= 1170·0,72 = 842,4 тыс. ч.;
коэффициент использования пробега
=25150/36913 = 0,68;
среднее расстояние перевозки:
= 231096/9704 = 23,8 км;
коэффициент использования грузоподъёмности:
=
= 0,92;
производительность подвижного состава:
в т на 1 автомобиле-день работы
= 9704/191 = 50, 8 т;
в ткм на 1 автомобиле-день работы
= 231096/191 = 1209,9 ткм;
в т на 1 автомобиле-час работы
= 9704/2144 = 4, 53 т;
в ткм на 1 автомобиле-час работы
= 231096/2144 = 107,8 ткм;
в ткм на 1 км пробега
= 231096/36913 = 6,26 ткм;
в ткм на 1 списочный автомобиль
= 231096/611 = 378,2 тыс. ткм;
в ткм на 1 среднесписочную автомобиле-тонну
= 231096/6,1 = 37,9 тыс. ткм.
Расчет автотранспортного предприятия
Определение коэффициента технической готовности и коэффициента использования автомобилей. Выбор метода организации производства технического обслуживания (ТО) и технического ремонта на автотранспортном предприятии. Программа по ТО подвижного состава.
Рубрика | Транспорт |
Вид | курсовая работа |
Язык | русский |
Дата добавления | 19.11.2017 |
Размер файла | 209,6 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
1. Характеристика АТП и объекта проектирования
2. Расчетно-технологический раздел
2.1 Выбор исходных данных и корректирование нормативов ТО и ТР подвижного состава
2.2 Определение коэффициента технической готовности и коэффициента использования автомобилей
2.3 Определение годового пробега подвижного состава АТП
2.4 Определение годовой программы по техническому обслуживанию подвижного состава
2.5 Расчет сменной программы
2.6 Определение общей годовой трудоемкости ТО и ТР подвижного состава АТП
2.7 Расчёт численности производственных рабочих
3. Организационный раздел
3.1 Выбор метода организации производства ТО и ТР на АТП
3.2 Схема технологического процесса на объекте проектирования
3.3 Выбор режима работы зон ТО, ТР и производственных подразделений
3.4 Расчёт количества постов
3.5 Распределение объёма ТО, ТР и рабочих по специальностям, разрядам и производственным зонам, участкам и видам работ
3.6 Подбор технологического оборудования
3.7 Расчёт производственных площадей
3.8 Охрана труда и окружающей среды
технический автомобиль ремонт подвижный
Следовательно, перед всеми техническими службами АТП ставятся различные задачи. Рассмотрим задачи, которые ставятся перед технической службой АТП в области ТО и ремонта:
1. выполнение утверждённого плана по ТО и ремонту;
2. качественное выполнение ТО и ремонта;
3. своевременное выполнение ТО и ремонта.
Цели и задачи курсового проектирования: систематизировать, закрепить и расширить теоретические знания и практические навыки, полученные во время лекций и производственной практики; научится работать с учебной литературой; выбирать методы организации производства ТО и ТР на АТП; подбирать основное технологическое оборудование; определять производственную площадь объекта проектирования исходя из условий задания.
1. Характеристика АТП и объекта проектирования
Авторемонтное предприятие для восстановления подвижного состава и его агрегатов, проведения капитальных ремонтов автомобилей и их переоборудования, для перевозки специфических грузов. Категория условий эксплуатации для подвижного состава АТП третья. Подвижной состав предприятия эксплуатируется в умеренной природно-климатической зоне. Среднесуточный пробег автомобилей АТП составляет 210км. Количество рабочих дней в году для предприятия автомобильного транспорта составляет 305 дней. Средняя продолжительность работы подвижного состава на линии 10,5. Количественный и качественный состав автомобиля, включая их пробег, сначала эксплуатации составляет:
Таблица 1. Пробег подвижного состава с начала эксплуатации в долях от нормативного пробега до капитального ремонта (КР), км
Пробег с начала эксплуатации в долях от нормативного пробега до КР
Характеристика объекта проектирования
Объектом проектирования, из задания на курсовое проектирование, является зона диагностики. Зона диагностики предназначена для уменьшения времени на проведение технического обслуживания и ремонта. Диагностирование, являясь подсистемой информации для управления производством, одновременно является элементом самой системы технического обслуживания и текущего ремонта (в основном выделяется из технического обслуживания) и подсистемой контроля качества выполненных работ и технического состояния автомобилей не только на автотранспортном предприятии, но и за пределами. В связи с возможностью определения неисправностей без разборки они при регулярном диагностировании выявляются до наступления отказа, что позволяет планировать их устранение, предотвращает прогрессирующе изнашивание деталей и снижает общие расходы на техническое обслуживание и текущий ремонт. Диагностика способствует также уменьшению расхода топлива и загрязнения окружающей среды, повышению безопасности движения, технической готовности автомобильного парка и других технико-экономических показателей его использования. Диагностирование является комплексом мероприятий по оценке и определению технического состояния автомобиля, а также отдельных его систем, узлов и агрегатов без разборки, по внешним признакам, путём измерения величин (параметров), характеризующих его состояние, с помощью различных стендов и приборов и сопоставления их с нормативами. В зоне диагностики выполняются следующие основные виды работ: проверка технического состояния автомобиля в целом, двигателя и системы электрооборудования, сцепления, трансмиссии, ходовой части и рулевого управления, тормозной системы, светоосветительной аппаратуры и контрольно-измерительных приборов на самом автомобиле. Также в зоне диагностики проводят необходимые регулировочные работы.
2. Расчетно-технологический раздел
Для выполнения технологического расчета принимается группа показателей из задания на проектирование и исходные нормативы ТО и ремонта. Группу показателей из задания на проектирование, исходные нормативы ТО и ремонта сводим в таблицу 2.
Таблица 2. Исходные данные проектирования
Тип подвижного состава (марка, модель)
Среднесписочное (инвентарное) количество автомобилей (автобусов)
Среднесуточный пробег автомобиля
Категория условий эксплуатации
Количество дней работы автомобилей на линии в году
Число дней работы зон и ремонтных участков в году
Средняя продолжительность работы подвижного состава на линии
Число смен в сутки
2.1 Выбор исходных данных и корректирование нормативов ТО и ТР подвижного состава
Нормативная периодичность ТО-1 и ТО-2 (L1 и L2) и пробег автомобилей до первого капитального ремонта (LК) установлены «Положением о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта» [1]. По результатам выбора и расчетов показателей ТО и Р составляется таблица 3.
Таблица 3. Исходные и скорректированные нормативы ТО и ремонта
d H ТО и ТР, дни/1000
Корректирование нормативов выполняется по формулам:
Периодичность ТО-1 рассчитывается по формуле;
Приложению 2 Методических указаний).
— коэффициент корректирования нормативов в зависимости от условий эксплуатации (принимается по табл. 2.8 [1], Приложению 3 Методических указаний);
— коэффициент корректирования нормативов в зависимости от природно-климатических условий (принимается по табл. 2.10 [1], Приложению 5 Методических указаний).
После определения расчетной периодичности ТО-1 проверяется ее кратность со среднесуточным пробегом автомобилей (Lcc):
Скорректированная по кратности величина периодичности ТО-1 принимает значение:
Периодичность ТО-2 рассчитывается по формуле;
где — нормативная периодичность ТО-2, км (принимается по табл. 2.4 [8], Приложению 2 Методических указаний).
После определения расчетной величины периодичности ТО-2 проверяется ее
кратность с периодичностью ТО-1:
Скорректированная по кратности величина периодичности ТО-2 принимает значение:
Пробег до капитального ремонта рассчитывается по формуле:
где — нормативный пробег до капитального ремонта, км (принимается по табл. 2.3 [8], Приложению 1 Методических указаний);
-коэффициент корректирования нормативов в зависимости от условий эксплуатации (принимается по табл. 2.8 [1], Приложению 3 Методических указаний);
-коэффициент корректирования нормативов в зависимости от модификации подвижного состава и организации его работы (принимается по табл. 2.9 [1],
Приложению 4 Методических указаний);
-коэффициент корректирования нормативов в зависимости от природно-климатических условий (принимается по табл. 2.10 [1], Приложению 5 Методических указаний).
Так как АТП осуществляет КР на АРЗ, определим пробег этих автомобилей до следующего КР (списания), который должен составлять не менее 80% от нормы пробега нового автомобиля до первого КР, т.е.:
Для сокращения объема идентичных расчётов производственной программы по группе «новых» и «старых» автомобилей одной модели (технологически совместимой группы) определим средний (средневзвешенный) межремонтный пробег автомобиля за цикл (= Lц)
После определения расчетной величины пробега до капитального ремонта проверяется ее кратность с периодичностью ТО-2:
Скорректированная по кратности величина пробега до капитального ремонта принимает значение:
Скорректированную по кратности величину пробега до ТО-1, ТО-2 и КР сводим в таблицу 4.
Таблица 4. Корректирование пробегов до ТО-1, ТО-2 и КР
Принятый к расчету
До КР (средневзвешенный)
Трудоемкость ежедневного технического обслуживания () рассчитывается по формуле:
K5 — коэффициент корректирования нормативов в зависимости от количества обслуживаемых и ремонтируемых автомобилей на АТП и количества технологически совместимых групп подвижного состава (принимается по табл.
2.12 [1], Приложению 5 Методических указаний);
Трудоемкость ТО-1 (t1) рассчитывается по формуле:
Трудоемкость ТО-2 (t2) рассчитывается по формуле:
— коэффициент механизации, снижающий трудоемкость ТО-2 при поточном методе производства (для поточного метода принимается равным 0,9; для тупикового метода принимается равным 1,0).
Трудоемкость сезонного обслуживания рассчитывается по формуле:
где: Ссо — доля трудоемкости СО от трудоемкости ТО-2:
Трудоемкость общего диагностирования () рассчитывается по формуле:
где: СД-1 — доля трудоемкости диагностических работ в общей трудоемкости ТО-1 (принимается по табл. 2,8 [8], Приложению 8 Методических указаний).
Трудоемкость поэлементного диагностирования (tД-2) рассчитывается по формуле:
Удельная трудоемкость текущего ремонта () рассчитывается по формуле:
где — нормативная удельная трудоемкость текущего ремонта, чел.- ч/1000км (принимается по табл. 2.3 [1], Приложению 1 Методических указаний);
— коэффициент корректирования нормативов в зависимости от условий эксплуатации (принимается по табл. 2.8 [1], Приложению 3 Методических указаний);
— коэффициент корректирования нормативов в зависимости от природно-климатических условий (принимается по табл. 2.10 [1], Приложению 5 Методических указаний).
— коэффициент корректирования нормативов в зависимости от количества обслуживаемых и ремонтируемых автомобилей на АТП и количества технологически совместимых групп подвижного состава (принимается по табл. 2.12 [1], Приложению 7 Методических указаний);
Среднее значение коэффициента корректирования удельной трудоемкости текущего ремонта в зависимости от пробега с начала эксплуатации рассчитывается по формуле:
,-величины коэффициентов корректирования удельной трудоемкости текущего ремонта в зависимости от пробега с начала эксплуатации для соответствующих групп автомобилей с одинаковым пробегом с начала эксплуатации (принимаются по табл. 2.11 [1], Приложению 6 Методических указаний).
Продолжительность простоя подвижного состава в ТО и ТР рассчитывается по формуле:
— среднее значение коэффициента корректирования продолжительности простоя подвижного состава в ТО и ТР в зависимости от пробега с начала эксплуатации.
Среднее значение коэффициента корректирования продолжительности простоя подвижного состава в ТО и ТР в зависимости от пробега с начала эксплуатации рассчитывается по формуле:
где A1, А2. Ап — количество автомобилей, входящее в группу с одинаковым пробегом с начала эксплуатации, ед;
— величины коэффициентов корректирования продолжительности простоя подвижного состава в ТО и ТР в зависимости от пробега с начала эксплуатации для соответствующих групп автомобилей с одинаковым пробегом с начала эксплуатации (принимаются по табл. 2.11[I], Приложению 6 Методических указаний).
2.2 Определение коэффициента технической готовности и коэффициента использования автомобилей
Коэффициент технической готовности рассчитывается по формуле:
Д КР — количество дней простоя автомобиля в КР с учетом дней на транспортировку, дн.
где Дрг — количество рабочих дней АТП в году, дн;
2.3 Определение годового пробега подвижного состава АТП
Суммарный годовой пробег автомобилей в АТП рассчитывается по формуле:
2.4 Определение годовой программы по техническому обслуживанию подвижного состава
Количество ежедневных технических обслуживаний за год рассчитывается по формуле:
Количество УМР за год рассчитывается по формуле:
Количество ТО- 2 за год рассчитывается по формуле:
Количество ТО-1 за год рассчитывается по формуле:
Количество общего диагностирования за год рассчитывается по формуле:
Количество поэлементного диагностирования за год рассчитывается по формуле:
Количество сезонных обслуживаний за год рассчитывается по формуле:
2.5 Расчет сменной программы
Для расчета сменной программы по видам ТО необходимо принять количество рабочих дней в году и количество смен работы для каждой зоны ТО по
Приложению 8 Методических указаний
Сменная программа рассчитывается по общей для всех видов ТО формуле:
где Ni Г — годовая программа по соответствующему виду ТО или диагностики, обслуж.;
Так как по результатам расчётов величина сменной программы составляет
для зоны ТО-1 и постов
для зоны ТО-2 и постов
2.6 Определение общей годовой трудоемкости ТО и ТР подвижного состава АТП
Годовая трудоемкость ежедневного обслуживания рассчитывается по формуле:
Годовая трудоемкость ТО-1 рассчитывается по формуле:
Годовая трудоемкость сопутствующего ремонта при проведении ТО-1 рассчитывается по формуле:
где СТР — регламентированная доля сопутствующего ремонта при проведении ТО-1 малой трудоемкости до 5-7 чел-мин. (принимается равной 0,15. 0,20)
Годовая трудоемкость ТО-2 рассчитывается по формуле:
Годовая трудоемкость сопутствующего ремонта при проведении ТО-2 рассчитывается по формуле:
Годовые трудоемкости общего и поэлементного диагностирования соответственно рассчитываются по формулам:
Годовая трудоемкость сезонного обслуживания рассчитывается по формуле:
Общая годовая трудоемкость для всех видов ТО рассчитывается по формуле:
Годовая трудоемкость ТР по АТП рассчитывается по формуле:
Годовая трудоемкость работ в зоне ТР рассчитывается по формуле:
Годовая трудоемкость работ в зоне ТР постовых работ и ремонтным цехам (участкам) рассчитывается по формуле:
где СТР — доля постовых или цеховых работ в % от общего объема постовых работ ТР (принимается по табл. 2,8 [I], Приложения 8 Методических указаний).
Общий объем работ по техническим воздействиям на подвижной состав рассчитывается по формуле:
2.7 Расчёт численности производственных рабочих
При расчете численности производственных рабочих определим явочное (технологически необходимое) РТ и штатное РШ число рабочих.
Расчет явочного (технологически необходимого) числа рабочих
Технологически необходимое число рабочих определяется по формуле:
Годовой производственный фонд времени рассчитывается по календарю и режиму работы конкретного предприятия (участка) на планируемый период.
В общем случае годовой производственный фонд времени рабочего места определяется по формуле:
Расчет штатного числа производственных рабочих
Штатное число производственных рабочих определяется по формуле:
Действительный годовой фонд времени производственного рабочего определяется по формуле:
— коэффициент, учитывающий потери времени по уважительным причинам (болезнь, выполнение государственных обязанностей и пр.)
Расчет количества вспомогательных рабочих, инженерно-технических работников, счетно-конторского персонала, младшего обслуживающего персонала. Расчет сводим в таблицу 5.
Таблица 5. Численность цехового персонала, чел.
20% от основных рабочих
Таблица 6. Расчётные показатели по объекту проектирования.
Годовая производственная программа:
Сменная производственная программа:
Общая годовая трудоёмкость работ ТР
Годовая трудоёмкость работ по объекту проектирования:
в зоне диагностики:
в цехах (постах зоны ТР)
Количество производственных рабочих на объекте проектирования:
3. Организационный раздел
3.1 Выбор метода организации производства ТО и ТР на АТП
В РФ принята планово-предупредительная система ТО и ремонта автомобилей, основные положения которой сформулированы в «Положение о ТО и ремонте подвижного состава автотранспорта». Сущностью планово-предупредительной системы является принудительная по плану постановка автомобилей прошедших нормативный пробег в соответствующий вид ТО, в целях предупреждения изнашивания и восстановления утраченной работоспособности узлов, агрегатов и систем. Положением предусматривается:
-ежедневное техническое обслуживание (ЕО);
-первое техническое обслуживание (ТО-1);
-второе техническое обслуживание (ТО-2);
-сезонное обслуживание (СО).
ЕО включает в себя проведение контрольного осмотра, уборочно-моечных операций и дозаправочных работ.
ТО-1 предназначено для поддержания автомобиля в техническо-исправном состоянии, выявления и предупреждения отказов и неисправностей, а также снижения интенсивности изнашивания деталей, узлов и механизмов путём проведения установленного комплекса работ:
-по системе питания
С учётом того, что трудоёмкость ТО-1 не велика и время простоя незначительно, то его проводят в межсменное время, т.е. автомобиль в этот день с эксплуатации не снимается.
ТО-2 имеет то же назначение, но проводится в большем объёме. С углубленной проверкой параметров работоспособности автомобиля, а так же устранение обнаруженных неисправностей путём замены неисправных легкодоступных деталей и даже узлов. Причём замена деталей и узлов при ТО-2 называется сопутствующим ремонтом (СР). Для проведения работ ТО-2 автомобиль по положению снимается с эксплуатации на линии сроком до одних суток.
СО проводится два раза в год, весной и осенью. Предназначено для подготовки автомобиля к эксплуатации с учётом изменений климатических условий. Обычно его совмещают с ТО-2 и выполняют на тех же постах и теми же рабочими.
Возможны три формы организации работы ремонтных участков:
* на универсальных постах;
* на специализированных постах;
Применение той или иной организационной формы зависит от производственной программы ремонтного участка, количества моделей обслуживаемых автомобилей, их конструктивных особенностей, идентичности основных систем и оборудования и
возможности расчленения комплексов работ на операции. Ремонт и техническое обслуживание на универсальных постах состоят в выполнении всего комплекса работ на одном посту группой исполнителей бригады. Каждый исполнитель выполняет свою часть работы в определенной технологической последовательности. Ремонтные работы на универсальных постах производят в том случае, если производственная программа по одной марке автомобиля мала, а работы по восстановлению работоспособности требуют индивидуального подхода. В этом случае конструктивные элементы, требующие ремонта, поступают в соответствующие участки, оснащенные
специальным оборудованием, а разборочно-сборочные и слесарные работы, связанные с подгонкой узлов и деталей, выполняют на участке этого же поста. Недостатками такой формы организации работ являются длительный простой в ремонте, потребность в высококвалифицированной рабочей силе, в больших удельных площадях и высокой стоимости ремонта. Несмотря на отмеченные недостатки, эта форма организации находит широкое применение при техническом обслуживании разнотипного парка автомобилей. При значительной производственной программе ремонта и технического обслуживания однородных автомобилей применяют специализированные посты. В этом случае на каждом посту исполнители выполняют определенные операции, требующие применения определенного комплекта инструментов, специальных приспособлений и оборудования. Выполнение работ на специализированных постах
повышает производительность ремонтной бригады и снижает себестоимость производства работ. Такую форму организации ремонтных участков обычно применяют на крупных АТП. Рабочие посты могут быть тупиковыми и проездными, и располагаться в производственном корпусе параллельно и последовательно. Проездные посты применяют в основном для выполнения операций при ТО-1. При обслуживании и текущих ремонтов автомобилей зачастую выполняют на постах тупикового типа. Недостатком тупикового расположения постов является значительная потеря времени на установку и съезд автомобилей с постов, необходимо производить расцепку автопоездов. Кроме того происходит излишнее загрязнение воздуха в закрытых помещениях, при маневрированиях автомобиля и необходимость многократного дублирования технологического оборудования. Форма организации труда при использовании специализированных постов может быть поточной и операционно-постовой. При поточном методе рабочие посты бригады обслуживания располагают последовательно вдоль направления движения конвейера. Для определения численного состава бригады и распределения его по постам поточной линии необходимо обеспечить одинаковую продолжительность нахождения автомобиля на каждом посту. В этом случае сокращается время обслуживания, и при применении конвейерных линий экономится площадь производственных помещений.
Основным недостатком применения поточных линий является невозможность изменения объема постовых работ и необходимость иметь в составе бригад резервных исполнителей для обеспечения заданного ритма производства и скорости движения автомобилей в потоке.
При операционно-постовом обслуживании и ремонте подвижного состава бригада исполнителей распределяется между несколькими специализированными, параллельно расположенными постами, за каждым из которых закрепляется определенная группа работ или операций комплекса технического обслуживания и ремонта автомобилей по сходным агрегатам и системам. При относительной независимости постов друг от друга время пребывания на них автомобилей согласовывается. Организация работы бригады по такому методу способствует специализации оборудования постов, механизации процессов обслуживания автомобилей, повышению качества и производительности труда.
Диагностирование предназначается для решения нескольких задач:
Диагностирование по назначению, объему работ, и месту в технологическом процессе технического обслуживания подразделяется на Д-1 и Д-2, выполняемых с периодичностью соответственно ТО-1 и ТО-2.
Диагностирование Д-1 предназначается главным образом для определения технического состояния агрегатов, узлов и систем автомобиля, обеспечивающих безопасность движения. Как правило, проводится перед каждым ТО-1 в день постановки на обслуживание или при ТО-1.
При ТО-1 диагностированию подлежат не все агрегаты и механизмы, т. е. проводят частичное диагностирование.
Частичному диагностированию подвергаются органы управления, системы, обеспечивающие безопасность движения, агрегаты и механизмы, в работе которых замечены отклонения от нормальных режимов или произошел отказ во время эксплуатации.
Основной задачей диагностирования перед ТО-1 является обеспечение постоянной технической готовности и безопасности движения автомобиля. Диагностирование автомобилей при ТО-1 включает в себя мероприятия по поддержанию рабочих характеристик агрегатов, выявление необходимых регулировочных работ не только механизмов и сборочных единиц автомобиля, обеспечивающих безопасность движения, но и ряда других агрегатов автомобиля.
При техническом диагностировании перед ТО-1 проверяют: величину свободного хода педалей тормоза и сцепления; тормозные качества ножного тормоза, состояние ручного тормоза; состояние и действие фар, подфарников, сигнальных фонарей, переключателя света; работу жалюзей, стеклоочистителя; звукового сигнала, воздушной и дроссельной заслонок; люфт рулевого колеса и состояние рулевого привода; состояние и натяжение ремней вентилятора, генератора и компрессора; герметичность систем смазки, питания, охлаждения и вентиляции картера двигателя;
состояние и герметичность коробки перемены передач (КПП); главного тормозного цилиндра, колесных цилиндров и амортизаторов; состояние карданного вала, промежуточной опоры, рессор, рамы, глушителя, передней балки; состояние кузова, запоров бортов, кабины, оперения, подножек, дверей кабины, стекол, номерных знаков, буксирного устройства; окраску автомобиля.
Кроме диагностических операций, перед ТО-1 регулируют:
свободный ход педалей тормоза и сцепления; давление воздуха в шинах; ручной тормоз; установку фар; натяжение ремней вентилятора водяного насоса, генератора и компрессора; привод дроссельной и воздушной заслонок карбюратора.
Диагностированием Д-2 перед ТО-2 достигается поддержание оптимальных рабочих характеристик всех агрегатов и механизмов автомобиля в течение
эксплуатационного периода, проверкой всех агрегатов и систем автомобиля, обеспечением минимальных расходов эксплуатационных материалов и безотказной работы автомобиля до очередного обслуживания.
В объём диагностирования перед ТО-2 входят все операции, проводимые перед ТО-1, и операции по проверке технического состояния остальных сборочных единиц и агрегатов автомобиля. Операции диагностирования перед ТО-2 выполняют обычно на постах, оснащенных стационарными стендами, передвижным диагностическим оборудованием и приборами.
Кроме этих проверок, определяют: потери мощности на прокручивание трансмиссии; мощность на ведущих колесах и установку оптимального угла опережения зажигания по максимальной мощности; исличину часового расхода топлива; состояние цилиндропоршневой группы по количеству газов, прорывающихся в картер двигателя.
Работы, выполняемые в обязательном порядке, должны обеспечить решение следующих основных задач: определение необходимости ремонта основных механизмов (агрегатов) автомобиля, определяющих ремонт машины в целом или остаточный ресурс ее; определение технического состояния механизма на момент диагностирования, определение характера и объема работ при техническом обслуживании автомобиля.
Соблюдая последовательность измерения параметров, можно в 1,5—2 раза снизить трудоемкость обслуживания автомобиля.
3.2 Схема технологического процесса на объекте проектирования