в болгарии храмы церкви

Святыни Болгарии

Беседа с Болгарским послом в России Бойко Коцевым

На чем основана нерушимая связь России и Болгарии? Какие духовные сокровища может открыть для себя православный паломник на болгарской земле? Об этом рассказывает Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Болгария в Российской Федерации Бойко Коцев.

— Господин посол, сколько лет насчитывает история Православия в Болгарии?

— Предание гласит, что христианство начало распространяться по нашим землям еще в апостольские времена. За век до крещения Руси, в 863 году, болгарский царь Борис I принял Святое крещение. Государственным указом христианство было объявлено единственной разрешенной религией, а христианские законы – общими для всех подданных. Учение Христа и его нравственные постулаты с любовью были восприняты славянскими народами, которые пронесли свою веру через многие страдания и испытания. Хотел бы отметить, что история Православия в Болгарии и России тесно взаимосвязаны

— По некоторым источникам, великая княгиня Ольга, первой принявшая крещение на Руси, была внучкой болгарского царя Бориса, а Киевский князь Владимир, крестивший Русь, его праправнуком…

— Примеров много! После падения Болгарского государства под ударами Османской империи в конце ХІV века многие выдающиеся деятели Болгарии нашли приют на Руси и сыграли большую роль в ее церковной, общественно-политической и культурной жизни. Так, соратник и последователь Евфимия Тырновского Киприан в 1375 году стал митрополитом Киева, а с 1390 по 1406 год был митрополитом Московским и всея Руси. Он перенес на Русь богатый опыт болгарских традиций в области просвещения и подготовки духовенства. По инициативе Киприана было построено несколько храмов под Москвой и во Владимирской области. Спустя несколько десятилетий после его погребения в Успенском соборе Московского Кремля были обретены его нетленные мощи. В 1472 году Киприан был причислен к русским святым.

в болгарии храмы церкви

— А как сейчас развиваются отношения между Болгарской и Русской Православной Церковью?

— По словам Его Святейшества Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, Русская и Болгарская Церкви – две христианские общины, которые связаны любовью, единомыслием, в их недрах сохраняется историческая память, которая подчеркивает особость российско-болгарских отношений. История духовных связей наших народов – уникальный пример многовекового плодотворного взаимообогащения. Благодаря этим связям в самые тяжелые периоды нашей общей истории уцелел «духовный щит» – святая православная вера. И сегодня в продолжение многовековой традиции наши Церкви тесно сотрудничают друг с другом. Доказательством тому стал первый визит Его Святейшества Патриарха Болгарского и Митрополита Софийского Неофита в Россию в 2014 году. Для меня лично было великой честью принять 27 мая 2014 года в качестве гостей посольства Его Святейшество Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и Его Святейшество Патриарха Болгарского Неофита. В прошлом году наши Церкви при участии Посольства Болгарии достигли договоренности об организации поездок по святым местам нашей страны. Паломнический центр Московской Патриархии разрабатывает для россиян программу таких поездок. Первые из них состоятся уже в конце мая этого года.

— Назовите самые популярные паломнические маршруты в вашей стране. С какими святыми они связаны?

— Это прежде всего те маршруты, которые предусматривают посещение Рыльского монастыря – самого большого и почитаемого в Болгарии. Обитель была создана еще в Х веке святым Иоанном Рыльским. Во время пятивекового османского владычества монастырь стал важнейшим духовным и просветительским центром страны, где была создана национальная литературная школа, где обучалось духовенство. Рыльский монастырь поддерживал тесные связи с другими православными государствами. От Русской Православной Церкви он получал в дар книги, деньги, церковную утварь. Кроме святого Иоанна Рыльского в Болгарии особо почитаются святая Петка Параскева, святые братья Кирилл и Мефодий, святой Стефан Милютин, король сербский, чьи мощи хранятся в церкви Святой Недели в Софии.

В 2010 году весь мир облетела настоящая сенсация: в небольшом болгарском городе Созопол обнаружены святые мощи Иоанна Крестителя. Это открытие сделал профессор Попконстантинов во время раскопок средневекового храма, носящего имя святого. Сегодня мощи хранятся в недавно отреставрированной церкви святых Кирилла и Мефодия, расположенной в старой части города Созопол. Сюда приходят многие паломники, чтобы поклониться святыне.

Другой популярный маршрут – на Софийскую Святую гору. Речь идет о четырнадцати монастырях вблизи болгарской столицы. Самые значимые из них – Драгалевский монастырь Пресвятой Богородицы, Кокалянский монастырь святого Архангела Михаила, Черепишкий монастырь Успения Богородицы, Этропольский монастырь Святой Троицы – довольно хорошо сохранились.

Безусловно, большой интерес для паломников и туристов представляет скальный монастырь Аладжа, находящийся недалеко от черноморского города Варна и курорта Золотые Пески. Он был высечен в горе десять веков тому назад. В России о нем узнали благодаря русскому археологу Виктору Теплекову, который в 1832 году опубликовал свои «Письма из Болгарии». Сегодня монастырь превращен в музей и объявлен памятником культуры.

— А почему главный храм Болгарии носит имя русского святого Александра Невского?

— Храм-памятник Александру Невскому в Софии напоминает нам о национально-освободительном движении болгарского народа против османского ига и борьбе за церковную независимость. Под давлением России в 1870 году Турция пошла на уступки и учредила Болгарскую Экзархию, юрисдикция которой распространялась на земли,населенные болгарами. В разработке проекта автономной Болгарской Церкви активное участие принимал русский посол в Константинополе граф Николай Павлович Игнатьев, который понимал, что это первый серьезный шаг к созданию независимого болгарского государства. Однако положение славянских народов, находящихся под османским игом, существенно не изменилось. В апреле 1877 года император Александр ІІ объявляет Турции войну, в результате которой Болгария получила независимость. В знак признательности российскому народу за освобождение в Софии был возведен величественный храм, который на сегодняшний день является самой большой православной церковью на Балканах. Храм был освящен во имя святого Александра Невского – небесного покровителя императора Александра II. Таким образом болгары выразили свою благодарность русскому народу и его императору.

— Расскажите, пожалуйста, о других святынях и памятниках, связанных с нашей общей историей.

— Их более тысячи в Болгарии. Среди них я отметил бы памятники, воздвигнутые в самом центре Софии – императору Александру II, Докторский памятник в честь военных врачей, павших смертью храбрых, Русский памятник. У подножия Шипки, в маленькой деревне с тем же названием находятся русская православная церковь и военное кладбище, где похоронены погибшие в боях за эту гору русские солдаты. Много памятников, связывающих наши два народа, сооружены и в Плевене. Этот город оказался в эпицентре продолжавшейся пять месяцев тяжелой битвы русских солдат против воинов Осман-паши. Победа России в ней решила исход всей войны.

— Как правило, монастыри и храмы строились в очень живописных местах. Есть ли у вас, господин посол, особо любимое место, куда бы хотелось возвращаться вновь и вновь?

— Очень близок моему сердцу Троянский монастырь Успения Богородицы. Самоотверженные монахи построили его в XVI веке близ города Троян и сумели сохранить во время османского ига. В нем находится чудотворная икона Пресвятой Богородицы «Троеручица», у которой молятся многочисленные паломники. История монастыря связана с именем национального героя и борца за освобождение Болгарии от османского ига Васила Левски, основавшего в стенах обители центр сопротивления. В монастыре сохранилась его келья. Это святое и живописное место никого не оставляет равнодушным. Искренне желаю и вашим читателям побывать здесь.

в болгарии храмы церкви

— Господин посол, что делают болгарские власти, чтобы привлечь паломников из России в вашу страну?

— Один из приоритетов недавно созданного Министерства туризма – это развитие культурно-исторического туризма и паломнических поездок. Впервые в Национальном Совете по туризму будет представлен Святой Синод Болгарской Православной Церкви. Некоторое время назад состоялась первая встреча министра туризма Николины Ангелковой и его Святейшества Болгарского Патриарха и Софийского Митрополита Неофита, во время которой они обсудили, какие храмы и монастыри могут быть включены в паломнические маршруты. Учитывая возросший интерес наших гостей к культурному и историческому наследию Болгарии, мы предполагаем развивать три направления православного паломничества: посещение монастырей и поклонение чудотворным иконам, участие в православных фестивалях, организация детских православных лагерей в Болгарии. Хочу отметить, что на эту работу мы уже получили благословление двух Патриархов – их Святейшеств Кирилла и Неофита.

— Как развита в Болгарии инфраструктура паломничества?

— По поводу бытовых условий наши гости могут не волноваться. Болгарские монастыри отличаются особой гостеприимностью, и почти каждый из них готов принять под свой кров странника. Но лучше всего приспособлены для этого Рыльский и Бачковский. Питаются паломники, как правило, в монастыре. Но если кого-то не устраивает монастырская кухня, всегда можно найти поблизости небольшие уютные рестораны, где вам предложат национальные болгарские блюда. Хочу заметить, что на рынке туристических услуг по соотношению цены и качества предлагаемого продукта Болгария выигрышно отличается от других стран.

— Что еще может привлечь паломников и туристов в Вашу солнечную страну?

— Живописная природа, конечно. В Болгарии популярна легенда, которая рассказывает, как Господь раздавал земли народам. Болгары оказались последними, и им ничего не осталось. Тогда Бог взял по кусочку земли у других народов и дал нам. Вот почему Болгария такая маленькая, но очень разнообразная, ибо мы получили в дар все – и горы, и море, и зеленые поля. У нас богатая история и самобытная культура. На территории Болгарии действуют 3 национальных парка и 89 природных заповедников. Греция, Италия и наша страна занимают три первых места в Европе по числу найденных артефактов. Чтобы показать как можно больше достопримечательностей Болгарии, мы предлагаем сочетать паломнические поездки с пешеходным, морским или горным туризмом.

— Сложно ли получить визу в Болгарию?

— Болгария – член Евросоюза и должна соблюдать его визовую политику. Вместе с тем мы максимально облегчили процесс выдачи виз. Болгарское посольство в Москве, наша консульская служба в Санкт-Петербурге и других городах России готовят документы на выезд максимально быстро – за 3–4 дня. Мы постоянно вводим различные новшества. Так, например, гражданам, уже посещавшим Болгарию в составе туристических групп, мы выдаем «длинные» визы с годовым сроком действия. Предусмотрена облегченная процедура и при выдаче виз детям, а также людям с ограниченными физическими возможностями. В настоящее время мы изучаем возможности дополнительного упрощения процедуры выдачи виз для паломников.

Источник

Болгарское гостеприимство

в болгарии храмы церкви

в болгарии храмы церкви

в болгарии храмы церквиРильский монастырь Надо сказать, что в отличие от Румынии, о которой я не знала ничего (разве что о похождениях графа Дракулы и театре абсурда Эжена Ионеско), Болгария вызывала в моем сознании совершенно определенные ассоциации – Кирилл и Мефодий, создатели славянской письменности, Рильский монастырь. Я представляла его себе много раз после того, как купила кассету «Песнопения в исполнении братского хора Рилы». Это небесная музыка, плывущая над просторами горных вершин.

В 681 г. хан Аспарух основал Первое Болгарское Царство (681-1018), первое славянское государство в восточной части Балкан из пришедшего с северных берегов Черного моря тюркского племени. Покорив осевших в VI в. н.э. на Балканах славян, слившихся с исконным фракийско-иллирийским населением, они ассимилировались с местным населением, составив один этнос, получивший именование от тюрок, а язык от славян.

Это двойное их происхождение и наложило отпечаток на национальный характер и темперамент болгар, которых можно разделить на тех, в ком преобладает невозмутимая славянская и тех, по жилам которых течет тюркская, дикая, необузданная кровь.

На территории Болгарии, в те времена Римской империи, христианство стало распространяться рано, в апостольские времена. Однако крещение Болгарии и принятие христианства произошло в 865 г. в годы правления св. царя Бориса I (852-889, † 907, пам. 2 М.) после того, как византийские монахи нарисовали на стене его дворца картины страшного суда и адских мук. Сразу же после принятия христианской религии был поднят вопрос об автокефалии, которая частично в форме автономной архиепископии в верховной юрисдикции Константинопольской Патриархии была получена 4 марта 870 г. Этот день считается днем рождения Болгарской Церкви. С 919 г. провозглашена абсолютная автокефалия, а архиепископ признан патриархом.

Решение вопроса о юридическом статусе Церкви привело ее в состояние нестабильности, потерям автокефалии и гонкам за ее восстановлением, расколам.

Рост уверенности и болгарского национального самосознания во многом обязан успешной русско-турецкой войне 1828-1829 гг. Благодаря победе они в середине XIX столетия сформулировали требования Константинополю: об организации Экзархата, знание клириками языка людей, среди которых они служат и ряд других отклоненных прошений. Тогда в 1860 г. в день Пасхи болгарская Церковь самовольно отделилась от Матери Церкви. Это привело к санкционированию Экзархата в 1870 г. и восстановлению независимости Болгарской Церкви. Но болгары хотели большего, за что были объявлены устами константинопольского Поместного Собора в 1872 г. схизматиками. С этим решением не согласились ни Иерусалим, ни Антиохия, ни Сербия, ни Румыния, ни Россия. Мнение русской общественности было выражено И.С. Аксаковым: «Если болгары в учреждении Экзархата прегрешили против буквы канонов, то греки, со своей стороны, погрешили против самого духа канонического учения, т.е. духа христианской любви и правды…». В 1876 г. вспыхнуло апрельское восстание в Копривштице, и 15 тысяч болгар были вырезаны в Пловдиве, 58 болгарских деревень разрушены. Болгары молили о помощи: «Во имя Бога, во имя Спасителя и Честного Креста, мы, угнетенные, умоляем вас, единоплеменные братья, протянуть нам руку помощи» (из письма Феодора Стоянов-Бурмова от 15 мая 1876 г.), помощь в виде пожертвований, даров, медикаментов пришла. Но высшим проявлением братской любви стала русско-турецкая война 1877-1878 гг., принесшая болгарскому народу освобождение от турецкого ига. Полному общению с Поместными Церквами мешала схизма, в 1945 г. снятая вместе с провозглашением автокефалии.

2 мая. Руссе. Ивановские скальные монастыри.

в болгарии храмы церквиХрам в скальном монастыре Уже заполночь на поезде из Бухареста пересекли румынскую в Джурджу, а затем болгарскую в Руссе границы. На месте современного города Руссе, самого большого болгарского порта на Дунае, некогда находилась римская крепость Sexaginta Prista, основанная в 70 г н.э., укрепленная Юстинианом в VI в., окончательно разрушенная в VII в. Долгое время вплоть до освобождения города русскими воинами в 1878 г. здесь жили турки. Сейчас это неприметный для медиевистов город. Сюда приезжают ради Ивановских монастырей. Радушный прием с утренним кофе и тележурналистами (приезд российских ученых – редкое событие, все болгарские ученые, с которыми мы встречались, с горечью сетовали на прервавшиеся контакты с Россией — литература больше не поступает, совместные конференции не проводятся).

3 мая. Руссе – Велико Тырново, Арбанасси – София. Рано утром прибыли в В. Тырново, столицу Второго Болгарского Царства (1185-1393) — классический средневековый город с черепичными крышами домов, разбросанных по горному ущелью на двух берегах реки. На вершине возвышается основанная в V в. императором Юстинианом крепость Царевец. Некогда здесь жили фракийцы, римляне, греки, славяне, турки. Освбождение от турок произошло в 1877 г. благодаря русскому генералу И.В. Гурко. В начале XX в. многие средневековые памятники пострадали от землетрясения и сильно реконструированы.

Церковь 40 мучеников севастийских (1230). Древняя церковь Богородицы была перестроена в монастырский соборный храм типа базилики при царской резиденции престольного Тырновграда Иванном Асеном II. Окончание работ совпало с днем победы Асена в 1230 г. над греками при Клокотнице, когда отмечалась память 40 севастийских мучеников, чему обязан храм своим названием. Одно из ранних известий сохранилось в «Житии Саввы, архиеп. Сербского» (1174-1235). Он, приехав в гости к Асену, умер и был погребен в специально устроенном при церкви мавзолее. Здесь позднее была захоронена и вся Асеновская династия. Фресковую роспись уничтожило вместе с храмом землетрясение 1913 г. Остатки настенных месяцесловов (ок.1230 г.) были сняты и хранятся в особом помещении при городском музее.

4 мая. София. Монастырь св. Иоанна Богослова в Земене.

в болгарии храмы церквиХрам Иоанна Богослова в Земене Монастырь св. Иоанна Богослова в Земене (XIV в.). До Земена идет электричка из Софии. Первое время сбивает с толку болгарский язык жестов. Заходишь в купе поезда –«Места свободны?» Человек мотает отрицательно головой и говорит –«Да!» Мы уходили, пока не сообразили, что болгары вертят головой в знак согласия и одобрения. Похоже с греками. Они говорят «нэ», когда хотят сказать «да», и «охи», если «нет». Город Земен своим живописным расположением и средневековым духом напоминает В. Тырново. Монастырь, основанный во второй половине XIV в., обновлен и расписан деспотом Деяном. Церковь, уникальная по архитектуре крестовокупольная постройка с кубическим решением, расписана прекрасными фресками XI-XII и преимущественно XIV вв.

5 мая. Боянская церковь. Археологический музей в Софии.

6 мая. Бачковский монастырь. Пловдив. Перуштица.

Пловдив. Ночью в поисках античного театра мы подошли к одной голливудской паре… разговорились, стоя над одним из самых прекрасных древних театров. –«Я священник. Я выступал против коммунистического режима, за что был сослан … в Америку. Сейчас вернулся, буду служить в Болгарской Православной Церкви. Ребята, у меня друг – режиссер пловдивского театра, у него есть театральный ночной клуб. Идемте, я угощаю.»

Современное положение Болгарской Церкви таково. Патриарший престол занимает Патриарх Максим (с 1971 г.).

Состав паствы около 6 миллионов, 11 епархий на территории Болгарии и три за ее пределами (США, Канада, Ю. Америка и Австралия), возглавляемых митрополитами. Есть наместничество в Стамбуле и подворье в Москве (с 1948 г.). Зографский монастырь с кафоликоном, освященным в честь св. равноап. Кирилла и Мефодия, на Афоне принадлежит болгарам, хотя юридически подчиняется Констатинопольскому Патриархату. Клириков около 2000, 3200 храмов и 500 часовен, 123 монастыря и скита, 400 монахов и монахинь. Богословский факультет в университете, Духовная семинария и академия св. Климента Охридского в Софии, одним из основателей которой был профессор Петербургской Духовной академии известный историк церкви Н.Н. Глубоковский. Отношения Церкви и государства строятся на принципе невмешательства и взаимосотрудничества. Согласно 5 статье Закона об исповеданиях, принятого в 1953 г., высшая духовная, высшая судебная и административная власть принадлежит Св. Синоду, законодательная власть — Церковно-Народному Собору. Избрание патриарха производится голосованием из кандидатур, одобренных Св. Синодом и правительством.

8 мая – 17 мая. София.

Ребята уехали в Турцию, а я осталась изучать греческие рукописи в Софии.

Одна из самых жутких страниц болгарской летописи — лето 1014 г., когда после разгрома болгарского войска у Беласицы св. византийский император Василий II, прозванный за это Болгаробойцей, приказал ослепить 15 тысяч пленных болгар, оставив на каждую сотню слепцов по ослепленному на один глаз поводырю и так привел их к инициировавшему войну царю Самуилу (976-1014), который не выдержав зрелища, скончался.

Но болгары отплатили грекам и не раз. В Софии, придя в крупный центр византийских исследований Дуйчева, где хранится самое значительное рукописное греческое собрание в Болгарии и, листая каталог с пометами на полях «монастырь Предтечи в Серрах», «монастырь Касиница», я ужаснулась. Несколько лет назад я училась в Институте балканистики в Салониках. 15 августа (Успение Богородицы) у греков государственный праздник, никто не работает. Мы с моей подругой и еще одной ирландкой, изучавшей византийскую архитектуру, решили поехать на Успение в знаменитый монастырь Иоанна Предтечи, расположенный высоко в горах около г. Серры в греческой Македонии, основанный в 1270 г. Здесь после падения Византии (1453 г.) доживал свой век последний св. византийский патриарх Геннадий Схоларий, здесь он и похоронен – в храме выставлены для поклонения его мощи. Дивные красоты природы сочетаются с красочной архитектурой, в храме сохранились древние иконы XIV в. Так вот, когда мой взгляд упал на эти пометы в каталоге, я вдруг вспомнила, как по сей день монахини вспоминают жестокость болгар: «Это было начало XX в. 1916-1917 гг. Ворвались, издевались над монахами, грабили, иконы и драгоценности, золото, рукописи – все увезли в Софию, монастырь полностью разорили. Сейчас заново приходится все отстраивать – 10 лет как возрождается обитель».

Как-то стояла вечером на службе в Русской церкви и пела. Батюшка:–«Ты что поешь так? Иди на клирос.» Там я познакомилась с Олей, с которой в воскресный день мы отправились в Рильский монастырь.

в болгарии храмы церквиПреподобный Иоанн Рыльский Иоанн Рыльский (946, пам. октября 19 / ноября 1) – небесный покровитель Болгарии, самый почитаемый болгарский святой. По почитанию с ним, пожалуй, может сравниться только батюшка Серафим. Изображение (на фреске или иконе) св. Иоанна можно встретить в каждом болгарском храме. Родился во второй половине IX в. в селе Скрино. В детстве был пастухом, постриг принял в ближайшем монастыре, потом ушел в рильские леса, где основал монастырь. Рильский монастырь (X в.) – главная святыня Болгарии, несчастнейшая обитель. Основан в 927 г. В XIV в. после разрушения лавиной восстановлен феодалом Хреле, имя которого носит монастырская башня «Хрелева кула», знаменитая своими фресками XIV в. В период турецкого господства разрушался и сжигался трижды. Архитектурный комплекс в современном его виде, с многоярусными келейными корпусами, расцвеченными чередующимися полосами красной и белой кладки, восстановлен в 1834-37 гг. на пожертвования. В соборной церкви Рождества Пресв. Богородицы выставлена икона Одигитрии XII в. Библиотека насчитывает 16 тысяч томов, включая рукописи с X в. Отстояли вечерню. Служат в Болгарии на современном болгарском. Поют, как и в Румынии, то многоголосно, а то на греческий манер.

Рукописная коллекция из монастыря вмч. Екатерины на Синае, отснятая на микрофильмы и в таком виде хранящаяся в Болгарской Академии наук, меня потрясла в первый же день находкой куска греческой служебной Минеи X-XI вв., хранящейся в Публичке в Питере.

Визу в Грузию в Софии я получить не смогла по причине отсутствия там грузинского консульства, и мне пришлось возвращаться в Москву.

Источник

Церкви Болгарии

в болгарии храмы церкви

В центре Софии, на перекрестке улицы Г.С.

в болгарии храмы церкви

Древнейший христианский храм на территории Болгарии из дошедших до нас.

в болгарии храмы церкви

Церковь Святой Богородицы Петрички расположена на территории знаменитой крепости города Асеновграда и является прекрасным образцом болгарской архитектуры времен Средневековья.

в болгарии храмы церкви

Крошечная церквушка, больше напоминающая часовню, хранит на своих стенах старинные фрески.

в болгарии храмы церкви

в болгарии храмы церкви

Церковь святой Софии – действующий православный храм, который находится в самом сердце болгарской столицы Софии.

в болгарии храмы церкви

Церковь святых Константина и Елены является одним из древних христианских храмов Пловдива.

в болгарии храмы церкви

Небольшая церковь святых Петра и Павла представляет собой скромное приземистое здание, созданное в 13 веке.

в болгарии храмы церкви

Церковь Рождества Богоматери в поселке Арбанасии, является старейшей в селении.

в болгарии храмы церкви

в болгарии храмы церкви

Церковь Пресвятой Богородицы является символом болгарского Возрождения.

в болгарии храмы церкви

Кафедральный собор Православной церкви Болгарии, пережил за свой век пожар, землетрясение и терракт.

в болгарии храмы церкви

Церковь с забавным названием Света Петка Самарджийска всем своим видом говорит о средневековом происхождении.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *