в чем особенность бинарного урока в инклюзивном обучении

Статья «Особенности урока в инклюзивном классе»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Особенности урока в инклюзивном классе.

Грамотная организация интегрированного обучения детей с особыми образовательными потребностями в среде нормально развивающихся сверстников – непростая задача для образовательного учреждения. В условиях образовательного учреждения реализуется модель интегрированного обучения «Полная интеграция (детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательный класс) с обязательным сопровождением узких специалистов». При реализации этой модели учитывается особая роль урока и учителя. Задача учителя начальной школы – обеспечить доступное и качественное образование всех учащихся при организации учебно-воспитательного процесса в классном коллективе.

Прежде всего, обозначу несколько важных моментов, на которые следует обратить внимание учителю, работающему в интегрированном классе. Во – первых, необходимо знать особенности «своего» ученика с ОВЗ. В ходе консультаций с узкими специалистами, бесед с родителями, при обсуждении динамики учебных достижений собирается информация об учащемся. Это позволяет мне определить зону актуального развития – то, что ребенок делает самостоятельно, и наметить зону ближайшего развития – то, что он может выполнить с разными видами помощи. В свою очередь, зона ближайшего развития – не только ориентир для учителя, но и критерий для отбора содержания и средств обучения. Поскольку часто дети с ОВЗ из категории детей с задержкой психического развития, то также необходимы 2) знания о характерных особенностях детей с задержкой психического развития и 3) знание методики коррекционно-развивающей работы с ними.

4.При организации индивидуальной работы на уроке необходимо учитывать желание ребенка с ОВЗ «быть как все». Если карточку с заданием дать только одному этому ребёнку, значит его почему-то выделили из числа других. Поэтому карточки необходимо дать и некоторым другим ученикам.

5. Индивидуализация заданий должны быть не только на уроке, но и для домашних работ, как залог положительной мотивации и создание ситуации успеха.

Далее хотелось бы остановиться на организации режима урока в инклюзивном классе.

Ход урока зависит от того, насколько соприкасаются изучаемые темы у учеников с разными образовательными потребностями, при написании программы стараюсь чтобы темы соприкасались, при подготовке к уроку смотрю как они усвоили предыдущую тему, какой этап обучения берется за основу (изложение нового материала, повторение пройденного, контроль знаний, умений и навыков). Если у всех учащихся класса тема общая, то изучение материала ведется фронтально, и дети получают знания того уровня, который определяется их программой. Закрепление и отработка полученных знаний, умений и навыков строятся на разном дидактическом материале, индивидуально подобранном для каждого ученика (карточки, упражнения из учебника, тексты на доске и т.д.). Для общего объяснения нужно выбирать только простые темы, как по своему объему, так и по содержанию материала. Также не забывать про использование алгоритма и наглядности. Далее можно предложить сильным ученикам выполнить индивидуальные задания самостоятельно, а в это время еще раз пройтись с более слабыми учениками по алгоритму новой темы, и только потом предложить им самостоятельные задания и переключиться на проверку заданий, выполняемых сильными учениками.

Если изучается разный программный материал и совместная работа невозможна, то в таком случае урок выстраивается по следующей структуре:

Первый вариант работы – «особенные» дети работают по карточкам на закрепление предыдущей темы (в это время учитель работает с остальными детьми, объясняя новую тему, которую невозможно объяснить в том же режиме и «особенным» детям). Здесь можно предложить детям карточки с понятиями предыдущего урока, и дети должны дать этим понятиям письменную характеристику. При этом карточка может содержать слова-подсказки или предложения с пропущенными словами, чтобы детям было проще дать определение понятию. После предложить карточки с практическими примерами.

Или наоборот пока «обычные» учащиеся работают по карточкам на закрепление предыдущей темы (т.к. они более самостоятельны), учитель проводит работу с «особенными» детьми по вспоминанию основных понятий, касающихся темы предыдущего урока. Учитель может коротко проговорить, что усвоено детьми на прошлом занятии. Здесь же можно использовать наглядность (картинки, пособия, практический материал, предметы и объекты). После этого предлагается выполнить практическое задание чтобы дети вспомнили, как на практике пользоваться этими понятиями.

Начало урока с детьми с интеллектуальными нарушениями всегда должно быть построено на повторении предыдущего материала.

Основной ход урока:

Первый вариант работы – «обычные» дети выполняют задания по карточкам, отрабатывая новую тему. В это время учитель в «упрощенном» варианте объясняет новую тему «особенным» детям. При этом используются:

— наглядность (каждое действие или слово должно быть подкреплено картинкой, схемой, карточкой, практическим действием);

— постепенный переход от одного действия или понятия к другому;

— постоянное речевое сопровождение со стороны педагога, но не насыщенное, а краткое и четкое, т.е. речевая информация усваивается в малом объеме.

Далее идет закрепление материала. Потом «особенные» дети выполняют индивидуальные задания, связанные с новой темой, а в это время учитель проверяет задания, выполняемые «обычными» детьми.

Такое чередование деятельности педагога продолжается в течение всего урока.

При фронтальном опросе ученика с ОВЗ тоже нужно спрашивать, но вопрос должен быть посильным для него.

При организации режима урока в инклюзивном классе учитель должен придерживаться следующих требований, которые относятся к работе с детьми с интеллектуальными нарушениями:

учитель проговаривает само задание (т.е., что мы будем делать) – дети или один ребенок проговаривают задание после учителя; можно использовать карточки с опорными словами или с опорными предложениями;

учитель проговаривает, как будем выполнять задание: что сначала, что потом, что в результате – дети или ребенок проговаривают за учителем. Здесь нужно использовать карточки с алгоритмом действий, иллюстрации, отражающие алгоритм выполнения заданий, схемы, таблицы.

пошаговое выполнение самого задания: снова возвращаемся к тому, с чего начинаем выполнения задания – дети выполняют, проверяют вместе с учителем и т.д. с каждым действием задания;

итоговая проверка выполнения задания, учет ошибок (проговаривает учитель, потом дети).

Урок в инклюзивном классе, где есть дети с ограниченными возможностями здоровья, должен предполагать большое количество использования наглядности для упрощения восприятия материала. во-первых, стимулирует элементарные умственные процессы; во-вторых, развивает устную речь; в-третьих, способствует лучшему закреплению изучаемого материала в памяти учащихся, в-четвёртых привлекает внимание.

4. Одно из основных требований к уроку – это учет слабого внимания детей с ограниченными возможностями здоровья, их истощаемости и пресыщения однообразной деятельностью. Поэтому на уроке учитель должен менять разные виды деятельности:

а) начинать урок лучше с заданий, которые тренируют память, внимание;

б) сложные интеллектуальные задания использовать только в середине урока;

в) чередовать задания, связанные с обучением, и задания, имеющие только коррекционную направленность (зрительная гимнастика, использование заданий на развитие мелкой моторики, развитие восприятия и мышления);

г) использовать сюрпризные, игровые моменты, моменты соревнования, интриги, ролевые игры, мини-постановки (т.е. всю ту деятельность, которая затрагивает эмоции детей и связывает знания с жизнью).

Контрольные работы по предметам «Русский язык», «Математика», а также творческие работы (сочинения, изложения) для обучающихся с интеллектуальными нарушениями выносятся на индивидуальные занятия.

Отслеживание предметных умений проводится раз в четверть по картам знаний.

Главное, что следует сказать в заключении: работая в интегрированном классе испытываешь определенные проблемы и затруднения. Большую помощь в их преодолении оказывает слаженная работа команды службы сопровождения. Работа команды позволяет быстрее достигнуть лучших результатов, вооружает арсеналом способов решения проблем в обучении нормально развивающихся учащихся.

Для человека не существует более чудовищного наказания, чем быть предоставленным в обществе самому себе и оставаться абсолютно незамеченным. (У. Джеймс)

Источник

Особенности урока в инклюзивном классе (методические рекомендации)

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

для учителей инклюзивного класса

«Особенности урока в инклюзивном классе»

Инклюзивное образование – это процесс дальнейшего развития и расширения интеграции. Интеграция и инклюзия не являются концептами, противоречащими друг другу. Это уровни одного социального процесса, затрагивающего и меняющего систему образования. Система обучения подстраивается под ребёнка. Преимущества получают все дети, а не какие – то особые группы, часто используются новые подходы в обучении, дети с особенностями могут находиться в классе полное время или частично, обучаясь с поддержкой и по индивидуальной образовательной программе. При инклюзивном обучении школа становится более гибкой и адаптивной в плане выбора учебных программ, форм и методов обучения, все учащиеся являются равноправными членами школьного сообщества.

Профессиональная подготовка учителя к интегрированному (инклюзивному) обучению детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в общеобразовательном классе составляет важнейшее звено системы современного образования.

Среди вопросов, связанных с совершенствованием обучения и воспитания будущего учителя инклюзивного обучения детей с ОВЗ, проблема его профессиональной подготовки к реализации педагогической деятельности занимает одно из центральных мест. Но большинство учителей не готовы к инклюзивного обучению детей с ОВЗ, поскольку долгое время проблема специального образования рассматривалась в отрыве от проблем массовой общеобразовательной школы.

Основными «барьерами» являются страх перед неизвестным, страх вреда инклюзии для остальных участников образовательного процесса, негативные установки и предубеждения, профессиональная неуверенность учителя, нежелание изменяться, психологическая неготовность к работе с «особыми» детьми. Это ставит серьёзные задачи перед руководителями образовательных учреждений, реализующих инклюзивные принципы и перед методическими службами.

Наиболее значимыми в педагогической деятельности учителя инклюзивного обучения являются специальные принципы:

— целенаправленность и системность – организованная деятельность в условиях поэтапного усложнения и приближения к продуктивной деятельности;

— связь теории с практикой – от осмысления и усвоения теоретических позиций к практической деятельности;

— единство диагностики и коррекции, охватывающих все этапы коррекционно – педагогической деятельности;

— сознательность и активность – терпимость к детям с ОВЗ;

— гуманистическая направленность – уважительное отношение к ребёнку в сочетании с разумной требовательностью;

Эти принципы тесно взаимосвязаны, взаимообусловлены и образуют систему, функционирование которой и задает логику педагогической подготовки учителя инклюзивного обучения детей с ОВЗ.

Образование оказывает определяющее влияние на формирование мировоззрения и постановку жизненных целей, развивает адаптивные способности к изменяющимся условиям жизни, гармонизирует существование человека с инвалидностью или длительными заболеваниями в социуме. Организация обучения таких детей в образовательных учреждениях, расположенных, как правило, по месту жительства ребёнка и его родителей, помогает обеспечить их постоянное общение с нормально развивающими детьми и, таким образом, способствует эффективному решению проблем их социальной адаптации и интеграции в общество. Успешность включения детей с отклонениями в развитии зависит не только от характера и степени имеющихся у них физических и психических нарушений, но и от эффективности учитывающих эти нарушения индивидуальных образовательных программ, обучающих технологий, от отношения к таким детям окружающих, от той образовательной среды, в которой находится ребёнок с ОВЗ.

Именно поэтому так важно организовать процесс социально – психологической адаптации детей с ОВЗ в условиях общеобразовательного учреждения. Социально – психологическая адаптация – это средство защиты личности, с помощью которого ослабляется или устраняется внутреннее психологическое напряжение, беспокойство, дестабилизационные состояния, возникшие у человека при взаимодействии его с другими людьми, обществом в целом.

Существует четыре этапа социально – психологической адаптации:

— уравновешивание – минимальная степень включённости индивида в процесс адаптации к новой среде, узнавание новой ситуации. «Новичок» знакомится с новой для него обстановкой, присматривается к коллективу, устанавливает контакты, улавливает специфику его психологической атмосферы;

— псевдоадаптация – сочетание внешней приспособленности к обстановке с отрицательным отношением к её нормам и требованиям, противоречие между ориентациями, взглядами, убеждениями, интересами, с одной стороны, и реальными действиями или поведениями, с другой. Индивид знает, как он должен действовать в новой среде, как вести себя, но внутренне в своём сознании не признаёт этого и, где может, отвергает принятую в этой среде систему ценностей, придерживаясь своей прежней;

— приноровление – признание и принятие основных систем ценностей новой ситуации, связанная со взаимными уступками;

— уподобление – трансформация прежних взглядов, установок, ориентаций в соответствии с новой ситуацией, существенное изменение в моделях поведения.

Особенности социализации проявляются у детей с ОВЗ на разных уровнях. При этом нарушение на исходном – физиологическом уровне является первичным, а нарушения на последующих уровнях (психологическом, социально – психологическом, социальном) имеют вторичный характер и при определённых условиях являются обратимыми. Образовательная среда, имеющая определённое социальное наполнение, может обеспечить включение детей с ОВЗ в доступные виды деятельности и социальные отношения, тем самым способствуя их успешной социализации.

Таким образом, необходимым условием организации успешного обучения и воспитания детей с ОВЗ в образовательных учреждениях является создание адаптивной среды, позволяющей обеспечить их личностную самореализацию в образовательном учреждении.

Основной формой обучения в школе сегодня по-прежнему остаётся урок. Урок, его планирование и проведение – это то, с чем имеет дело учитель ежедневно, это то, что ему понятно.

Какие требования предъявляются к современному уроку:

— хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончании;

— учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока;

— урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учащимися и умеет направлять обучающихся на сотрудничество с учителем и одноклассниками;

— учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;

— вывод делают сами учащиеся;

— минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;

— времясбережение и здоровьесбережение;

— умение демонстрировать методическое искусство учителя;

— планирование обратной связи;

— урок должен быть добрым.

Ход урока в инклюзивном классе зависит от того, насколько соприкасаются изучаемые темы у учащихся с разными образовательными потребностями, как они усвоили предыдущую тему, какой этап обучения взят за основу (изложение нового материала, повторение пройденного, контроль знаний, умений и навыков). Если у учащихся класса тема общая, то изучение материала ведётся фронтально, и дети получают знания того уровня, который определяется их программой.

Закрепление и отработка полученных знаний, умений и навыков строятся на разном дидактическом материале, индивидуально подобранном для каждого ученика ( карточки, упражнения из учебника, тексты на доске и т.д.).

Если изучается разный программный материал и совместная работа невозможна, то в таком случае урок выстраивается по следующей структуре: учитель сначала объясняет новый материал по основным образовательным программам, а учащиеся с ограниченными возможностями здоровья в это время выполняют самостоятельную работу, направленную на закрепление ранее изученного. Далее для закрепления вновь изученного материала учитель даёт классу самостоятельную работу, а с группой учащихся, имеющих особенности в развитии, организует работу, предусматривающую анализ выполненного задания, оказание индивидуальной помощи, дополнительное объяснение и уточнение, объяснение нового материала. Такое чередование деятельности педагога продолжается в течение всего урока.

При необходимости педагог может дополнительно использовать карточки – инструкции, в которых отражён алгоритм действий школьника, приведены различные задания и упражнения. Такой педагогический приём используется как с детьми с сохранными психофизическими возможностями, так и с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, в зависимости от количества тех и других детей в классе. Если учитель не в состоянии уделять много времени на уроке учащемуся с интеллектуальной недостаточностью, он может использовать для него карточку с алгоритмом действий. И наоборот, если учитель вынужден отвлечься для объяснения сложной темы ребёнку с ОВЗ, значит, остальные дети выполняют какие – то задания по карточкам.

При организации режима урока в инклюзивном классе учитель должен придерживаться определённых требований.

Урок должен иметь чёткий алгоритм. Привыкая к определённому алгоритму, дети становятся более организованными.

Первый вариант работы – «особенные» дети работают по карточкам на закрепление предыдущей темы (в это время учитель работает с остальными детьми, объясняя новую тему, которую невозможно объяснить в том же режиме «особенным» детям). Здесь можно предложить детям карточки с понятиями предыдущего урока, и дети должны дать этим понятиям письменную характеристику. При этом карточка может содержать слова – подсказки или предложения с пропущенными словами, чтобы детям проще было дать определение понятию. Также можно использовать задания по соотнесению понятия и определения. После предлагаются карточки с практическими примерами.

Второй вариант – пока «обычные» учащиеся работают по карточкам на закрепление предыдущей темы (т.к. они более самостоятельные), учитель проводит словарную работу или другие виды работ с детьми с ОВЗ.

Словарную работу включать обязательно (устно или по карточкам). Учитель может коротко проговорить, что усвоено детьми на прошлом занятии. Здесь же можно использовать наглядность.

Начало урока с детьми, имеющими нарушение интеллекта, всегда должно быть построено на повторении предыдущего материала.

Основной ход урока:

Первый вариант работы – «обычные» дети выполняют задания по карточкам, отрабатывая новую тему. В это время учитель в доступном варианте объясняет новую тему детям с ОВЗ. При этом используются: наглядность, постепенный переход от одного действия или понятия к другому, постоянное речевое сопровождение со стороны педагога, но не насыщенное, а краткое и чёткое.

Далее идёт закрепление материала. Один или два ребёнка выполняют задание перед всем классом. Учитель активно помогает. Потом дети с ОВЗ выполняют индивидуальные задания, связанные с новой темой, а учитель в это время работает с детьми возрастной нормы.

Второй вариант – учитель может приступать к объяснению новой темы для всех учащихся. При этом для общего объяснения нужно выбирать только простые темы, как по своему объёму, так и по содержанию материала. Также не забывать про использование алгоритма и наглядности. Далее можно предложить сильным ученикам выполнить индивидуальные задания самостоятельно, а в это время ещё раз объяснить более слабым ученикам содержание новой темы, и только потом предложить им самостоятельные задания и переключиться на проверку заданий, выполняемых сильными учениками.

Каждое задание, которое предлагается детям с ОВЗ, тоже должно отвечать определённому алгоритму действий.

Устные задания выполняются по следующему алгоритму:

— учитель проговаривает, как будем выполнять задание: что сначала, что потом, что в результате – дети или ребёнок проговаривает за учителем. Здесь нужно использовать карточки с алгоритмом действий, иллюстрации, отражающие алгоритм выполнения заданий, схемы, таблицы;

— пошаговое выполнение самого задания: снова возвращаемся к тому, с чего начинали выполнение задания – дети выполняют, проверяют вместе с учителем;

— итоговая проверка выполнения задания, учёт ошибок.

Письменные задания выполняются по следующему алгоритму:

— детям раздаются карточки с заданием для самостоятельного выполнения (алгоритм прописан или в карточке или на доске; на стендах в классе имеются таблицы, схемы);

— проверка задания: учитель может индивидуально проверять задание, подходя к каждому ребёнку; учитель просит каждого ребёнка проговорить ответ или один ребёнок проговаривает, остальные сравнивают со своими ответами. Обязательно проговариваются ошибки и способы их устранения.

3. Урок в инклюзивном классе, где есть дети с ОВЗ, должен предполагать большое количество использования наглядности для упрощения восприятия материала. Причина в том, что дети с интеллектуальными нарушениями при восприятии материала опираются на сохранное у них наглядно – образное мышление. Дети с ОВЗ не могут в полном объёме использовать словесно – логическое мышление, поскольку оно у них нарушено.

4. Учитель при использовании средств наглядности должен знать и учитывать:

— роль наглядности в решении учебных задач;

— будут ли понятны данные пособия учащимся;

— функции наглядных пособий в данном учебном процессе;

— возрастные и индивидуальные особенности учащихся: наглядный материал должен быть ярким и интересным, но не должно быть избытка наглядности, потому что низкий объём восприятия и внимания не позволит изучить каждое пособие досконально;

— уровень знаний учащихся о познаваемом объекте: использовать только те пособия, которые будут детям понятны и только в том объёме, в котором изучена тема;

— наглядный материал должен способствовать познанию, а не просто пассивному разглядыванию картин и предметов.

5. Одно из основных требований к уроку – это учёт слабого внимания детей с ограниченными возможностями здоровья, их истощаемости и пресыщения однообразной деятельностью. Поэтому на уроке учитель должен менять разные виды деятельности:

— начинать урок лучше с заданий, которые тренируют память, внимание;

— сложные задания использовать только в середине урока;

— чередовать задания, связанные с обучением, и задания, имеющие только коррекционную направленность ( зрительная гимнастика, использование заданий на развитие мелкой моторики руки, развитие восприятия и мышления);

— использовать сюрпризные, игровые моменты, моменты соревнования, интриги, мини – игры (т.е. ту деятельность, которая затрагивает эмоции детей и связывает знания с жизнью).

Учащиеся с ограниченными возможностями здоровья обучаются по специальным адаптированным программам. В зависимости от сложности изучаемой темы, объяснение домашнего задания проводится индивидуально или фронтально. Его проверка проводится поочерёдно или совместно с классом в зависимости от сложности задания для самостоятельной домашней работы. Выполнение домашнего задания оценивается с учётом индивидуальных возможностей каждого ученика.

Контрольные работы по предметам, а так же творческие работы для обучающихся с интеллектуальными нарушениями выносятся на индивидуальные занятия.

Источник

Бинарный урок русского языка в инклюзивном классе по теме «Значение приставок»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА БИНАРНОГО УРОКА

Автор: Верещагина Наталья Викторовна, учитель начальных классов МОУ «СШ № 16» г. Ачинска, Красноярского края

Предмет: русский язык

Тема урока: «Значение приставок»

Цель урока: формирование представлений о приставочном способе образования новых слов

— формировать умение образовывать новое слово с учетом значения приставок;

— развивать умение точно употреблять в тексте (строить предложения для детей с ОВЗ) слово с приставками;

— развивать коммуникативное умение взаимодействовать в паре и группе во время выполнения учебного задания;

— повышать познавательную мотивацию к изучению предмета русский язык;

— развивать регулятивные умения: определять цель своей деятельности во время урока, оценивать результаты своей деятельности и проводить рефлексию.

Модель бинарного урока

по составу участников: учитель начальных классов – тьютор

по сочетанию форм работы: индивидуальная, парная, групповая.

— учащиеся проводят наблюдения над языковым явлением по совместно составленному плану, делают выводы;

— учащиеся, в том числе с ОВЗ, умеют образовывать новые слова приставочным способом, учитывая значение приставок;

— учащиеся с ОВЗ строят предложения, точно употребляя слово с приставками;

— учащиеся точно употребляют слова с приставками в тексте;

— учащиеся взаимодействуют в паре, группе во время выполнения учебного задания;

— учащиеся составляют высказывание с опорой на схему;

— учащиеся дополняют схем;

— учащиеся умеют (с помощью учителя) определять цель своей деятельности (учащиеся с ОВЗ ученой ситуации), оценивают результат своей деятельности и проводят рефлексию (учащиеся с ОВЗ – с помощью учителя).

Виды дифференцированных заданий:

— по уровню сложности (репродуктивный и творческий уровень);

— по степени самостоятельности.

Формы контроля за результатами:

— наблюдение и фиксация результатов работы отдельной группы

— общее заседание – заслушивание выступления групп и анализ

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *