в чем отличие икон божьей матери
Иконы Богоматери: какие бывают и чем отличаются?
Икона Богоматери по подсчётам специалистов имеет около семисот образов. Здесь мы рассмотрим иконы, наиболее часто встречающиеся в церквях, узнаем, чем они отличаются друг от друга и какое значение имеют.
Владимирская:
Точная дата создания неизвестна, но считается, что апостол Лука написал её ещё при жизни Богородицы. Первое изображение появилось на простой деревянной крышке стола.
Для иконы Владимирской Богоматери характерно изображение Богородицы и Младенца, которые соприкасаются ликами. Ножка Младенцы согнута таким образом, что видна его пяточка, а руки обнимают Мать за шею, как символ близкого общения души с Богом.
Перед этой иконой молятся об избавлении от различных неприятностей, от ересей и распрей, о прекращении вражды между странами и сохранении России.
Донская:
Всё то же изображение двух святых ликов, однако, в этом исполнении выражение лица Богоматери весьма эмоционально, что является редкостью. По мнению исследователей, эмоциональность – признак принадлежности иконы русским мастерам.
Донская Божья Матерь считается заступницей России в сражениях с иноплеменными войсками. В её чудодейственную силу веровал сам Иван Грозный.
Феодоровская:
На первый взгляд икона очень схожа с Владимировской, но есть существенные отличия. Например, то, что Младенец сидит на руке Богородицы, а вместо оголенной пяточки здесь видна ножка до колена. При этом, кажется, что его ноги хотят сделать шаг, и изображены на фоне облачения Святой, которые в отдалении напоминают чашу, как символ избавления.
Приобрести деревянную икону Федоровской Богоматери можно здесь.
Казанская:
Казанская икона Божьей матери изображает фронтальное положение Младенца, сидящего на руке Богоматери. Она указывает на Младенца так, что её руки не видно.
Иконе молятся о прозрении, об исцелении от всевозможных болезней глаз и любых других недугов, о сохранении Русской державы. Также этой иконой чаще других благословляют брак (смотрите разделы: венчальные иконы).
Один из самых распространенных и почитаемых образов.
Семистрельная:
Икона отличается от предыдущих тем, что здесь нет изображения Младенца. Только Богородица, пронзённая мечами, которые выступают как символ печали и горечи.
Перед этой иконой молятся о прекращении семейной вражды и милосердии к родным.Часто этот образ можно встретить не только в церквях и домах, но и на рабочих столах, так как читается, что она охраняет от недоброжелателей и преступников.
На нашем сайте вы можете купить икону Семистрельную, выполненную из натурального дерева или заказать ее выполнение по индивидуальным размерам.
Остроабрамская:
Данная икона почитается не только в православии, но и в католицизме. Величественный образ Богоматери полон любви и сдержанности. Святая изображается без Младенца и по пояс, руки в молитвенном перекрёстном жесте. Только этому образу характерна пышная одежда и обилие других деталей.
Иконе Остроабрамской Богоматери молятся, если хотят снять порчу и проклятья. Молитвы перед образом снимают тоску и уныние, спасают от депрессии и прочих душевных недугов, а также защищают от преступников и недоброжелателей.
Отрада и утешение:
Пожалуй, это еще одна самая известная икона Богоматери. Святая держит Младенца на своей руке, при этом прильнув губами к его руке. Более всего привлекают внимание глаза Богоматери. Чистые, пронзительные, чёткие, кажется, что она смотрит в самую душу – это как символ спасения.
В православии считается, что икона Отрада и Утешение спасает от катаклизмов и бедствий, избавляет от грешных помыслов, указывает истинный путь и даёт внутреннюю свободу.
Призри на смирение:
У этой иконы просят помощи не только для живых, но и для мёртвых. Считается, что, если человек умирает и не раскаивается в своих грехах, то живые могут попросить об этом за него у иконы Богоматери Призри на смирение, прочитав соответствующие молитвы. Икона помогает всем ущемлённым, обделённым, гонимым и сомневающимся в вере.
На иконе изображена Богоматерь в короне со скипетром в правой руке. В левой держит Младенца, который находится на её коленях с державой.
Каждая икона по-своему уникальна и требует к себе трепетного отношения, уважения не только в стенах храмов, но и дома. Образ Богородицы – архаичен и многолик.
В нашем интернет-магазине икон вы можете приобрести любые лики святых из натурального дерева, а также купить полочки для икон или домашние киоты для хранения святых образов, вы можете на нашем сайте. Компанию 3dekor отличают широкий ассортимент, доставка по всей России и возможность изготовления по вашим индивидуальным размерам.
filaretuos
Реалии нашей жизни
Друзья и враги
Особенности икон Богородицы
Отличительная особенность Владимирской иконы от прочих икон типа Умиление: левая ножка Младенца Христа согнута таким образом, что видна подошва ступни, «пяточка».
Отличительной особенностью извода Богоматери Тихвинской является легкий разворот матери, младенец также изображается вполоборота с необычно согнутой ногой и пяткой, развернутой наружу.
Отличительной особенностью иконы «Утоли моя печали» является изображение Божией Матери с младенцем на руках, с рукой, подпирающей щеку.
«Скоропослушница» представляет из себя традиционный образ Богородицы с младенцем Иисусом на руках, однако для этой иконы характерна особенность: правая пяточка младенца обращена к молящимся.
Отличительными особенностями Казанской иконографии являются фронтальное положение благословляющего Младенца и изображение Божией Матери так, что Её указывающей на Младенца руки не видно.
Отличительной особенностью Донской иконы являются обнажённые до колен ножки Богомладенца, которые поставлены на запястье левой руки Богородицы.
Из икон типа «Умиление» (или Елеус) наиболее распространены :
Владимирская икона Божией Матери,
Донская икона Божией Матери,
икона «Взыграние младенца»,
икона «Взыскание погибших»,
икона «Достойно есть»,
Игоревская икона Божиеи Матери,
Касперовская икона Божиеи Матери,
Корсунская икона Божиеи Матери,
Почаевская икона Божиеи Матери,
Толгская икона Божиеи Матери,
Феодоровская икона Божиеи Матери,
Ярославская икона Божиеи Матери.
«Одигитрия» в переводе с греческого означает «Путеводительница».
Среди чудотворных икон этого типа наиболее известными являются:
Влахернская икона Божиеи Матери,
Грузинская икона Божиеи Матери,
Иверская икона Божиеи Матери,
Казанская икона Божиеи Матери,
Козелыцанская икона Божиеи Матери,
Смоленская икона Божиеи Матери,
Тихвинская икона Божиеи Матери,
Ченстоховская икона Божиеи Матери.
Самые известные образы, это:
Почему так много икон Богородицы?
О Пресвятой Богородице, матери Иисуса Христа, так или иначе слышали все. В русской православной традиции Святая Дева всегда особо почиталась верующими людьми. К ее заступничеству зачастую в истории прибегали и люди неверующие, и чудесным образом получали просимое. Но почему в Христианстве так много икон, изображающих Богородицу? Разве нельзя молиться перед одним образом, без разных названий, вроде «Владимирская», «Казанская», «Троеручица»…?
Кто такая Пресвятая Богородица?
После грехопадения первых людей, Адама и Евы, человечество жило в ожидании Мессии, Спасителя. Он должен был искупить людскую цивилизацию от рабства греха. Согласно пророчествам, будущий Искупитель мог появиться от чистой и непорочной, способной на подвиг любви и самоотречения девушки.
Понадобились тысячелетия, прежде чем достойная рождения Богочеловека Иисуса Христа появилась на свет. Родителями избранницы величайшей миссии стали праведные Иоаким и Анна, жители ветхозаветного Израиля.
В три года Марию отдали на воспитание в храм. Ей являлся Архангел Гавриил, сообщая о предстоящей девушке великой миссии.
Чудесным образом, в результате непорочного зачатия, Мария родила Иисуса Христа и стала Богородицей.
Вместе со своим супругом, праведным Иосифом, она воспитывала и оберегала Сына, пока Он не возмужал, и даже присутствовала при крестной смерти Господа. Как Иисус Христос, Богородица воскресла и вознеслась на Небо.
Что такое икона?
В Православной Церкви иконой называется священное изображение лиц или событий библейской или церковной истории. Икона является одним из средств познания Бога, помогает сосредоточить внимание на молитве во время богослужения, общего или домашнего. Иконами считаются изображения, выполненные на твердой поверхности, как правило, липовой доске, покрытой левкасом, на которых запечатлены также надписи и знаки.
Догмат об иконопочитании был закреплен на VII Вселенском соборе Православной Церкви в 787 году.
Согласно решению 367 епископов, изображение образов Бога и святых необходимы человеку для воспоминания о первообразе – самом изображенном на иконе святом или событии. «Честь, воздаваемая образу, восходит к первообразу, и поклоняющийся иконе поклоняется ипостаси изображенного на ней» – гласит постановление святых отцов.
Когда началось почитание Пресвятой Богородицы?
Согласно преданию, первую икону Пресвятой Богородицы написал евангелист Лука. Можно сказать, что почитание Богородицы началось сразу же после Ее телесной смерти, об этом свидетельствует торжественное погребение Девы Марии апостолами.
Во время гонений христиане Римской империи вынуждены были совершать богослужения в катакомбах, до наших дней сохранились изображения и фрески Богородицы. К примеру, с сюжетом «Поклонение волхвов». Когда гонения на христиан в Риме закончились, он стал православной империей и византийский культ впоследствии пришел на Русь. Первым храмом официально крещеного государства стала знаменитая Десятинная церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы в Киеве. В числе двунадесятых (самых значимых) церковных праздников 4 богородичных:
В разных нуждах люди молились перед святым образом Богородицы и всегда получали просимое.
Какие бывают иконы Богородицы?
Церковные историки Никифор Каллист и монах Епифаний сохранили для нас сведения о традиционном написании образа Богородицы. На Деве Марии непременно пурпурный мафорий (покрывало замужней женщины, закрывающее голову и плечи), и туника (длинное платье) синего цвета. Мафорий украшают три звезды на голове и плечах.
Самым распространенным типом изображений Богородицы является Оранта. На изображении Богородица стоит в полный рост с распростертыми в сторону руками, с развернутыми ладонями наружу. Этот жест символизирует заступническую молитву.
К таким иконам относится, например, известная в России икона Пречистой Девы «Неупиваемая Чаша», перед которой молятся в избавлении от пьянства. О том, в каких случаях и перед какой иконой в своих нуждах молятся верующие, мы подробном поговорим ниже.
Иконографический тип Елеуса (Умиление) наиболее был популярен в сюжетах древнерусской иконописи. Здесь Богородица представлена с младенцем Иисусом на руках и прижимающимся к Ее щеке. Самые известные русские иконы, такие как «Владимирская» или «Почаевская» — наиболее яркие примеры данного типа.
Среди икон Одигитрии характерной особенностью является Пречистая Дева с младенцем Христом правая рука которого зажата в благословляющем двуперстном жесте, а в левой держится свиток или книга. Например, «Казанская» икона Богородицы относится к данному типу.
Панахранта или «Всемилостивая» серия богородичных икон представляет собой Божью Матерь, сидящую на троне, что символизирует Ее царственное величие. Одной из самых известных икон этого типа считается «Всецарица».
А вот на изображениях Агиосоритисса Богородица изображается в повороте в три четверти рук с молитвенным сложением рук. К типу этой иконы можно отнести «Боголюбскую» Богородицу (по имени князя Андрея Боголюбского). Получив широкое распространение в Византии, Агиосоритисса была популярна и в древнерусском церковном искусстве.
Перед какими иконами и в каких случаях молиться?
Каждая икона Богородицы посвящена событию Ее земной жизни или событию Ее явления людям в тот или иной непростой момент их истории. И, конечно, молясь перед каким-либо образом Пречистой Матери, верующий человек обращается именно к Ней, а не к какой-то из сущностей Богородицы.
Образ, запечатленный на иконе, тождественный просьбе человека, помогает сосредоточить молитвенное внимание, проникнуться событиями далеких дней и вспомнить, что когда-то Святая Мария помогла людям в похожей ситуации.
В церковном календаре Русской Православной Церкви упоминается более 260 чтимых и чудотворных образов Божьей Матери. Всего наша христианская традиция знает почти 900 изображений Богородицы.
Для многих икон установлены отдельные праздники с торжественными богослужениями и специально написанными в воспоминание молитвами.
О сохранение семьи, благополучных родах и защитниках Отечества
Самой древней русской иконой, сохранившихся до наших дней, является «Владимирская». Согласно преданию, этот образ был написан евангелистом Лукой на доске стола, за которым совершали трапезу Иисус Христос, Пресвятая Мария и Иосиф Обручник.
На Русь список иконы был передан в XII веке из Византии, а в 1395 году для защиты Москвы от войск Тамерлана святой образ был перевезен в столицу из Владимира. Силы неприятеля отступили, а икона с тех пор стала именоваться «Владимирской». Впоследствии Богородица не раз спасала москвичей от нападения татаро-монгольских войск.
Перед иконой Божьей Матери «Владимирская» молятся с просьбами о помощи в принятии решения, примирения людей, беременности, сохранении семьи, благополучии детей, вразумлении врагов и о защитниках Родины. Образ Богородицы вспоминается Церковью в специально установленные дни: 3 июня, 6 июля, 8 сентября.
Об избавлении от пьянства и наркомании
По преданию в 1878 году отставной солдат, крестьянин Тульской губернии, страдавший недугом пьянства и потерей из-за это способности ходить, увидел сон. Ему явился старец-схимник и направил несчастного в Серпуховский монастырь.
Старец во сне настаивал на службе молебна перед иконой «Неупиваемая чаша», но в монастыре, как оказалось, о подобном образе никто не знал. В результате поисков в ризнице храме была обнаружена икона Богородицы, с обратной стороны которой была нанесена надпись «Неупиваемая чаша».
С тех пор перед иконой и ее списками молятся об исцелении себя или своих близких от недуга пьянства и других греховных зависимостей. Кроме того, перед этим образом верующие просят помощи в благополучии детей, вразумлении потерявших нравственный облик родственников и продаже/покупке недвижимости. День памяти иконы – 5 мая.
Об осужденных, прощении греха аборта и больных раком
Икона «Всех скорбящих радость» появляется в русской иконографии в XVII веке. По преданию тяжело больной сестре московского патриарха Иоакима Евфимии было видение. Лежащей на постели гостил посоветовал позвать священника с образом из храма Преображения Господня на Ордынке для совершения молебна. Евфимия получила исцеление. С тех пор икона почитается чудотворной.
На иконе, помимо Богородицы, изображаются люди, страдающие болезнями и жизненными тяготами. Перед образом «Всех скорбящих радость» люди просят разрешения внутренних душевных переживаний, например, прощение за совершение аборта или о примирении с близкими.
Перед иконой также молятся о помощи в принятии правильного решения, сохранении семьи, об освобождении осужденных и исцелении больных онкологическими заболеваниями и другими болезнями, а также в избавлении от пагубных привычек и зависимостей и устроении дел. Память иконы – 24 октября.
Зачать ребенка, избавиться от блуда и вернуть супруга
В IX веке монахи грузинского Иверского монастыря на Афоне обрели на берегу моря икону Пресвятой Богородицы, которая поддерживалась огненным столбом. Преподобный Гавриил Святогорец, увидев во сне Святую Марию, получил от нее указание взять икону. Монах поставил образ в соборе монастыря, но необъяснимым образом на утро его нашли над вратами в обители. Так повторялось несколько раз. Икону оставили над вратами, а назвали в честь монастыря – «Иверской».
В церковном календаре икону вспоминают во вторник Светлой пасхальной седмицы, 25 февраля, 6 мая и 26 октября. У образа люди молятся об избавлении от блудной страсти, возвращении ушедшего супруга, о помощи в зачатии ребенка.
Успешно сдать экзамены и решить проблему
У иконы «Прибавление ума» уже много лет верующие в России традиционно молятся перед началом учебного года и в его конце, как правило, перед сдачей экзаменов, в том числе вступительных испытаний. По преданию образ был написан мастером времен XVII века, пытавшимся разобраться в смысле никоновской реформе. Ему явилась Богородица и заповедала написать Ее образ в таком виде, в котором Она предстала перед иконописцем. Так появилась икона «Прибавление ума».
К этому образу верующие обращаются с просьбой даровать высшую мудрость, а также получить помощь в учении, сдаче экзаменов. Родственники страдающих слабоумием и психическими расстройствами людей. В разрешении вопросов и проблем, требующих неординарного решения, люди также прибегают к молитвам перед иконой «Прибавление ума». День памяти образа – 28 августа.
О помощи в женитьбе и замужестве
Пожалуй, одной из самых известных икон и праздников в России считается «Покров» Пресвятой Богородицы. Во времена правления Льва Мудрого в Константинополе во Влахернской Церкви на всенощном бдении людям явилась Пресвятая Богородица с омофором (покровом) в руках и множество святых, сопровождавших Ее. Город как раз находился в осаде и после явления войска неприятеля отступили. На Руси праздник Покрова традиционно широко отмечался, так как символизировал осень, время, когда крестьяне завершали полевые работы. На Покров игралось много свадеб.
Верующие издавна прибегают к образу Покрова Пресвятой Богородицы в просьбах об устроении личной жизни, решении финансовых и бытовых проблем, защите от сплетен и ссор, о благополучном путешествии, решении судебных споров и даже в похудении. Память иконы отмечается 14 октября.
В нашей статье представлены лишь несколько икон среди двух с половиной сотен, почитаемых Русской Церковью. Такое количество сюжетов говорит о любви православного народа к Богородице с одной стороны и Ее безотказности в помощи людям – с другой.
Главное – приступать к Матери Божьей с чистым сердцем, искренним желанием получить поддержку и заступление, устремить свое сердце к Святой Деве и иметь намерение жить по-христиански.
Какими бывают иконы, посвященные Пресвятой Богородице, и как научиться разбираться в них?
21 сентября православная церковь отмечает Рождество Пресвятой Богородицы. В традиции православной церкви очень трепетное, личностное отношение к образу Девы Марии. К ней обращаются в скорбях: в болезнях, в нужде или в горе. В народной памяти сохранилось множество историй о том, как по горячим, искренним молитвам перед образом Богородицы молящиеся получали не только утешение, но и реальную, действенную помощь.
Богородичных икон множество. О четырех самых основных сюжетах иконографических изображений Божией Матери рассказал в интервью корреспонденту «МИР 24» искусствовед, заведующий кафедрой богословия Свято-Филаретовского института Александр Копировский.
Икона Рождество Божией Матери
Фото: Рождество Божьей Матери с избранными святыми (слева направо: великомученик Дмитрий Солунский, святой Николай, пророк Илия, великомученик Георгий), конец XIV века, Новгородский Север. Государственная Третьяковская Галерея
Рождество Божьей Матери с избранными святыми (слева направо: великомученик Дмитрий Солунский, святой Николай, пророк Илия, великомученик Георгий), конец XIV века, Новгородский Север. Государственная Третьяковская Галерея
Общий принцип написания любого рождества – это поздравление родившей. «Традиция этой общепринятой схемы уходит корнями еще в дохристианскую иконографию, изображающую лежащую роженицу, которую все поздравляют и приносят ей дары», – говорит искусствовед. Схема одна, но она имеет множество вариантов. Например, эту не самую изящную новгородскую икону отличает, по словам Александра Копировского, довольно редкий сюжет. Святые на верхнем поле, которые как бы присутствуют при рождении Девы Марии, из очень разного времени: пророк Илия жил задолго до Рождества Богородицы, а все остальные святые – значительно позже того, как окончился ее земной путь. Во времени все сместилось.
Икона Рождества Богородицы больше не о Ней самой, а о родителях, прежде всего, о матери – святой Анне. На этой иконе она очень внушительная, властная, строгая, она как будто не испытывает страданий и боли после родов. В отличие от ее огромной фигуры, новорожденная Мария смотрится совсем маленькой, крохотной. Но сам факт Ее рождения для всего мира имеет огромное значение. Ведь это залог будущего спасения. Рождается Та, которая станет матерью Спасителя.
«Многие женщины в Иудее мечтали, что именно от них родится Искупитель. Особенно надеялись на это те, кто прямо или косвенно входил в число потомков царя Давида, – говорит богослов. – Дева Мария тоже входила в число потомков Давида. И этот контраст в иконе показан очень ярко: рождается не величественная царица, а рождается маленькое существо, и ее держит на руках повитуха. То есть Она рождается, как все».
Хотя, по словам искусствоведа, есть и такие иконы Рождества Богородицы, на которых Она уподобляется именно царице, которой приносят роскошные подарки много дев в дорогих одеждах. Иконы Рождества Богородицы могут быть на удивление разными, все зависит от выбранных акцентов. Например, может подчеркиваться, что это чудесное рождение, на которое родители не надеялись. Ведь родители Девы Марии Анна и Иоаким к тому времени были в очень преклонных летах. А есть иконы древние, конца XV века, где Анна даже кладет левую руку на лоно – будто ей еще больно, и она склоняет голову, не так величественно сидит, как здесь на иконе. Возможны совершенно разные акценты.
В иконографии Рождества самой Богородицы почти нет, Ее образ лишь чуть-чуть обозначен – и это уже залог всего будущего развития человечества, говорит Копировский.
Сюжеты богородичных икон
В иконографии великое множество разных икон, на которых изображается Царица Небесная. «Есть те, на которых Она изображается в сценах Нового Завета, – говорит Александр Копировский. – Ангел благовествует ей будущее рождение Иисуса Христа (Благовещение). Она изображена в сцене принесения младенца Христа в храм (Сретение). Она перед распятием. Или Она в сюжетах, связанных с торжеством от Ее икон или посмертных событий, например, Покрова Богородицы. Она и величественная, Она и скорбная, Она и мягкая – очень много икон Богородицы. Но самое большое разнообразие икон Богородицы, где Она вдвоем с Младенцем Христом».
По словам искусствоведа, вся иконография Божией Матери, где она изображена с Младенцем, развивается вокруг трех вариантов написания: либо Богородица и Младенец прижимаются друг к другу щеками, либо Она сидит прямо и царственно, либо Младенец изображен у нее в лоне, внутри, но как будто одновременно и перед Нею.
Икона Божьей Матери «Умиление»
Первый иконографический сюжет, когда младенец прижимается щекой к щеке Богородицы, получил название «Умиление». «Интересно, что умиление здесь – это не состояние Богородицы, которая умиляется, играя со своим Сыном, – говорит Александр Копировский. – «Умилися Спас» – значит «пожалел». Богородица в сцене умиления изображается не столько играющей с Младенцем, сколько молящейся Ему. Умиление здесь – жалость Сына, жалость до слез, к Матери в ответ на Ее молитву».
Александр Копировский: «На этой иконе Младенец хоть и маленький, но в особых одеждах, чаще всего в золотых – Он сам, как солнце. Мы видим здесь парадокс – Она царица, но у Нее на руках Царь, который превосходит всех, в том числе и Ее саму. И Он жалеет Богородицу, поскольку Она страдает за весь человеческий род, приносит Богу ходатайство от лица всего человечества».
Обычно этого не знают и потому смотрят на икону, как на обычную игру матери и ее младенца, но только немного условную, строгую, плоскостную, как это бывает в иконе. Хотя и эта ласковость, мягкость здесь тоже присутствует.
Фото: Икона Божьей Матери «Умиление» (Владимирская), начало XII в. Константинополь. Государственная Третьяковская Галерея
Икона Божьей Матери «Умиление» (Владимирская), начало XII в. Константинополь. Государственная Третьяковская Галерея
На иконе «Умиление» XII века трагический лик Богородицы, которая как бы видит будущие страдания своего Сына. Он сам изображен только начинающим жизнь, но уже как Царь в золотых одеждах. И Он, воцарившийся, снисходит к Ее просьбам. Здесь лик Младенца строгий, сияющий царственным светом.
А бывают иконы Богородицы, где Ее лик невероятно светлый, улыбающийся, с внутренней радостью. И лик Младенца такой же. Мы видим, как иконография позволяет делать разные содержательные оттенки.
Икона Божьей Матери «Одигитрия»
Фото: Икона Божьей Матери Одигитрия (Смоленская), 1482 г., Дионисий, Москва. Государственная Третьяковская Галерея
Икона Божьей Матери Одигитрия (Смоленская), 1482 г., Дионисий, Москва. Государственная Третьяковская Галерея
Другой тип иконографии – Одигитрия. Это изображение, когда Богородица сидит прямо, как царица на троне, и Младенец сидит у Нее на руке тоже как на троне, лицом к нам. Одигитрия с греческого буквально переводится как путеводительница: ведущая в путь, помогающая в пути.
«Такой тип иконографии иллюстрирует икона конца XV века знаменитого русского иконописца Дионисия, – говорит Александр Копировский. – Дионисий написал ее в 1482 году на доске от более древней иконы, начала XIV века, которая пострадала в пожаре, причем воспроизвел точный размер утраченной иконы».
Александр Копировский: «В этом образе Дионисию удалась удивительная вещь: Младенец – царственный, но в то же время хрупкий и маленький, а Богородица – величественная, но в то же время ощущается, что она совсем юная девочка. Сверхзадача иконописца здесь была в том, чтобы и обозначить Ее величие, и показать особую духовную зрелость, и сохранить – легким намеком, символом – акцент на непередаваемой юной красоте. И Дионисий это сделал!»
Икона Божьей Матери «Оранта»
Последнее из трех самых распространенных изображений Богородицы с Младенцем, где Она изображена уже абсолютно царственно, при этом Она воздевает руки в молитве к Сыну. Икону еще называют Великая Панагия – это одно из ее греческих наименований. «Также этот тип иконографии называется Оранта, то есть «молящаяся», – говорит Александр Копировский. – Образ человека, молящегося таким образом – подняв вверх раскинутые руки – известен с древности. В нашей церкви этот жест сохранился у священников и у епископов, когда они на утренней молитве поднимают руки, произнося: «Слава Тебе, показавшему нам свет»..
Фото: Икона Божьей Матери Оранта или Великая Панагия («Знамение»), Начало XIII в., Ярославль. Государственная Третьяковская Галерея
Икона Божьей Матери Оранта или Великая Панагия («Знамение»), Начало XIII в., Ярославль. Государственная Третьяковская Галерея
Жест Богородицы очень торжественный и просительный одновременно. В нем Она являет себя, как Заступница – будто она что-то держит, воздевая руки. Можно вспомнить древнегреческих атлантов, «держащих небо на каменных руках». Кстати говоря, в греческой скульптуре есть и женщины, которые тоже как будто держат небо на себе – кариатиды – их использовали как колонны в некоторых храмах.
«Воздетые руки – это еще и сюжет Ветхого Завета, связанный с пророком Моисеем. Когда пророк Моисей приводит израильский народ в Землю обетованную, то враги не пускают Израиль на место, дарованное ему Богом. Тогда Моисей поднимает руки в молитве, и пока он держит руки – Израиль одолевает врага, как только он опускает руки – враги одолевают Израиль».
Младенец здесь изображен не на руках, а в круге сияния света, что символически означает, что Он внутри, в утробе Матери. Он еще как бы и не родился. Это условность иконы, которая позволяет очень о многом сказать коротко. На древней ярославской иконе начала XIII века Младенец царственным жестом благословляет Вас двумя руками как бы из чрева Богородицы.
Все три типа изображения Богородицы иконописцы пишут с разными акцентами, с большим числом вариантов: более мягкие, более строгие, более сильные, более яркие. И поэтому икон Богородицы у нас очень много. Богородичные иконы не столько дополняют разговор о Царице Небесной какими-то новыми апокрифическими подробностями, сколько являют собой попытку проникновения в Ее суть, в Ее образ, раскрывая его с разных сторон.