в чем преимущества использования майнд карт в обучении
Ментальные карты против конспектов
Существуют весьма интересные способы упорядочения знаний, которыми активнее пользуются во всем мире, чем в России. К ним относится методика построения ментальных карт. Она вошла в обычную практику у европейцев, американцев, австралийцев, однако для россиян она всё еще в новинку. Что же такое ментальные карты и как они могут вам пригодиться?
Ментальная карта – что это
Создателем ментальных карт, или карт ума (mind map, «майндмеп»), считается английский психолог Тони Бьюзен. Он начал разрабатывать концепцию альтернативного конспектирования еще в 1970-х годах.
По своей сути ментальная карта – это инструмент визуального представления и записи информации, метод, альтернативный привычному линейному способу. Это особый вид творчества, который развивает наше мышление и память.
Ментальная карта – это диаграмма связей, отражающая естественное течение мысли от главной, центральной идеи к вытекающим из нее темам и суждениям. Фактически это техника визуализации мышления.
Исследование мышления, эффективного обучения и работы с информацией в принципе поддерживалось и поддерживается в том числе и таким «приземленным» стимулом, как ситуация, до боли знакомая всем школьникам и студентам. Речь, конечно, идет о подготовке к экзаменам. Стресс, огромное количество сведений, которые нужно запомнить, напряжение – вот что ассоциируется со словом «экзамен» чаще всего.
Требования к памяти, степени развития творческих способностей, умению решать сложные задачи и анализировать сложные данные по мере приближения даты экзамена растут чуть ли не в геометрической прогрессии! И это вызывает внутренний протест. Кажется, что человек зашел в тупик: если прилагать меньше усилий, бoльшая часть информации останется неусвоенной; однако и чрезмерное упорство тоже неизменно ведет к отрицательному результату – снижению работоспособности. Многие попадают в это безвыходное положение, потому что не знают альтернативных путей.
Недостатки стандартного способа конспектирования
Постоянное следование неэффективным традиционным способам записи имеет негативные последствия для нашего мышления. Учеба очень часто ассоциируется со скукой, с постоянной усталостью, а нередко и с ощущением неудовлетворенности собой.
Достоинства ментальных карт
По сравнению с банальным конспектированием, у ментальных карт масса плюсов:
Работа с ментальными картами – это простой и эффективный способ подготовки к экзаменам. Причем неважно, какой предмет вы сдаете. Если это математика, то можно создать ментальную карту по основным формулам, если английский, можно записать в виде карты правила и исключения из них; то же самое с физикой, экономикой, географией и другими предметами.
Даже при подготовке к сочинению ментальные карты незаменимы, потому что при помощи них можно создавать структуру текста. На ментальной карте удобно отмечать ключевые темы, о которых необходимо рассказать. Когда есть основа, написать развернутый целостный текст намного проще!
Принципы и правила составления
Для того чтобы составить ментальную карту, необходимо руководствоваться следующими принципами:
Также есть определенные правила, которыми для достижения наилучшего результата при рисовании карты лучше не пренебрегать:
Следуя этим правилам, вы сможете создавать красивые, легко запоминающиеся ментальные карты и учиться с удовольствием. Для сдачи экзамена на отлично многим достаточно составить карты по основным темам программы и один раз просмотреть их перед тем, как входить в аудиторию, где проходит испытание. Конечно, необходима также и сформировавшаяся привычка работать с таким видом конспекта. Но очень вероятно, что, познакомившись с ментальными картами, вы навсегда влюбитесь в этот нестандартный, но очень эффективный способ записи и запоминания информации.
Что такое интеллект-карты и как применять их в обучении
Этот метод помогает показать учащимся связи между предметами или явлениями, разложить абстрактную или объёмную информацию по полочкам.
Анастасия Блинова
Работает в сфере образования 8 лет. Была преподавателем и методистом в вузах (МГЛУ, Государственном институте русского языка им. А. С. Пушкина, институте «Первая Академия Медиа») и в Skillbox. Сейчас — методолог направления высшего образования в «Нетологии».
Фото: Skillbox Media
Что такое интеллект-карты
Интеллект-карта, ментальная карта, диаграмма связей, карта мыслей (по-английски — mind map) — метод может называться по-разному, но это всегда визуальное представление информации, отражающее системные связи между целым и его частями. Такая диаграмма строится вокруг центральной идеи, концепции, темы или проблемы, от которой отходят «ветви» со связанными идеями. С помощью ментальных карт можно структурировать любой материал — от простого списка литературы до учебного плана.
Автором методики в её современном виде и самого термина mind map считается британский психолог Тони Бьюзан, который показал интеллект-карту в телевизионном шоу в 1974 году. Однако корни подобного метода работы с информацией можно найти и в III веке нашей эры: греческий философ-неоплатоник Порфирий использовал графическую древовидную схему в комментарии к «Категориям» Аристотеля.
Редакция «Образование» Skillbox Media
Онлайн-журнал для тех, кто работает или хочет работать в сфере образования. Рассказываем о трендах, теории и полезных практиках.
В чём преимущества интеллект-карт
Метод интеллект-карт достаточно хорошо изучен, и его эффективность в обучении доказана исследованиями и опытом многих пользователей.
1. Процесс обучения становится осмысленным
Осмысленное обучение (по-английски — meaningful learning) обычно противопоставляется зубрёжке. В отличие от механического заучивания, осмысленное обучение предполагает глубокое понимание темы, умение находить связи между предметами и явлениями, а также способность соотнести новую информацию с уже имеющимися знаниями.
Построение интеллект-карты, которая как раз отражает связи между идеями, замечательно вписывается в эту концепцию, и учёные из Королевского колледжа Лондона с этим согласны. Они не предлагают полностью отказаться от традиционных методов вроде ведения конспектов, но утверждают, что визуальное отображение связей между изучаемыми темами повышает эффективность обучения в высшей школе и делает его более осмысленным.
2. Информация лучше запоминается
Диаграммы также способствуют более эффективному запоминанию, считает исследователь Мартин Дэвис из Университета Мельбурна, потому что человеческому мозгу легче оперировать данными, представленными отдельными блоками, чем информацией в виде сплошного текста.
Исследование, проведённое учёными из Института Бартса и Лондонской школы медицины и стоматологии, это подтверждает. Студенты-медики, которые применяли интеллект-карты, через неделю смогли воспроизвести на 10% больше изученного материала, чем учащиеся из контрольной группы.
3. Сложные концепции проще воспринимаются
С помощью ментальных карт объёмную тему можно наглядно разбить на подразделы и микротемы, а масштабный проект — на конкретные задачи.
Чак Фрей, создатель блога The Mind Mapping Software, посвящённого инструментам и способам применения интеллект-карт, каждые пару лет проводит опрос среди своей аудитории. На вопрос «Какое преимущество от использования интеллект-карт вы считаете самым значительным?» большинство отвечает, что диаграммы связей помогают вникнуть в сложный проект или проблему.
Как составить интеллект-карту
Диаграммы связей можно рисовать на доске, планшете или бумаге, однако для воплощения идеи может не хватить стандартного листа A4. К тому же в бумажном варианте не так-то просто исправлять ошибки и что-то менять. Также используют стикеры: лучше запастись разноцветными листочками, чтобы наглядно представлять идеи на разных уровнях схемы. Чтобы обозначать связи, пригодятся самоклеящиеся узкие закладки (если вы создаёте ментальную карту прямо на стене) или маркер (если работаете с доской).
Существует и множество цифровых сервисов, которые предлагают удобные инструменты и готовые шаблоны для создания интеллект-карт:
Их преимущество в том, что можно аккуратно и быстро вносить исправления, а также прикреплять заметки, сноски, изображения, ссылки на дополнительные материалы. Как правило, подобными сервисами можно пользоваться бесплатно с набором стандартных функций — или же предлагается бесплатный пробный период.
Независимо от способа создания, интеллект-карта всегда будет обладать древовидной структурой, обозначающей иерархию между элементами. На примере простой карты с классификацией произведений Пушкина и с помощью сервиса MindMeister покажем, как выстраивается такая структура.
В центре всегда находится ключевая идея, тема, проблема, задача или название проекта. Лучше выделить её ярким цветом и записать крупным шрифтом. В нашем примере это «Творчество Пушкина».
Затем переходим к первому уровню — ключевым категориям, подразделам, ступеням или главам, которые относятся к центральной идее. Лучше всего давать им короткие названия из 1–2 слов. Можно прикрепить к категориям первого уровня изображения, которые ассоциируются с их содержанием.
На втором уровне мы раскрываем содержание названных категорий, добавляем связанные подтемы и понятия. В нашем случае это жанры произведений Пушкина.
На третьем уровне и далее мы переходим к конкретным идеям, детализации. Чтобы наглядно представить иерархию, используйте для разных уровней разные цвета или уменьшайте размер шрифта по мере удаления от центра. Однако не рекомендуется добавлять больше четырёх уровней, иначе карту будет просто неудобно воспринимать.
В итоге наша интеллект-карта из трёх уровней выглядит вот так:
Как применять интеллект-карты в обучении
Возможности использования диаграмм связей зависят только от ваших задач и фантазии. Для примера назовём несколько ситуаций, в которых этот метод будет полезен педагогам, тренерам, коучам и методистам.
Майнд-карты: отличный способ привести дела в порядок
Надеемся, что методики по организации времени, которые мы описывали ранее, оказались вам полезны. Кто-то стал активно использовать метод Pomodoro, кому-то понравилось планировать свои дела при помощи матрицы Эйзенхауэра или календарного метода.
Предлагаем еще один эффективный инструмент, помогающий очень наглядно планировать что угодно — от похода в магазин до основных жизненных задач. Это майнд-карты. Их еще называют ментальными картами или интеллект-картами. Многие, начав использовать этот метод, находят его чрезвычайно полезным, а процесс планирования — увлекательным.
Где используются интеллект-карты
На самом деле, использовать их можно где угодно. Этот инструмент помогает увидеть общую картину предстоящей работы и последовательно разбить ее на более мелкие этапы. С помощью майнд-карт проводят свои исследования маркетологи и социологи, этот инструмент помогает составить семантическое ядро или карту сайта, подготовиться к важному мероприятию или составить план масштабной письменной работы, набросать список необходимых дел или спланировать бюджет. Словом, методика практически универсальна.
Вот лишь некоторые сферы применения интеллект-карт.
1. Систематизация информации
Майнд-карты позволяют структурировать любую информацию. Составленной схема позволит наглядно отобразить, какими свойствами, достоинствами или недостатками обладает тот или иной объект, как его можно использовать и т. д.
Такая четкая структура поможет легче ориентироваться в большом объеме информации как при подготовке статьи или выступления, так и во время проведения презентации, лекции. Представьте, что слушатели вместо сумбурного словесного потока будут видеть перед собой красивую и понятную схему того, о чем идет речь — и вы поймете насколько более выигрышным станет ваше выступление.
2. Обучение
При подготовке к экзаменам, прохождении курсов приходится запоминать и систематизировать большое количество материала. Майнд-карты — отличный инструмент для составления конспектов или планов статей, курсовых, дипломных работ.
При помощи ментальных карт легко разбить любой вопрос на составляющие, а их, в свою очередь, раздробить на еще более мелкие подпункты. Таким образом, вы получаете подробный целостный разбор любого вопроса, который будет у вас перед глазами в виде четкой схемы.
Плюс карт еще и в том, что «дробить» информацию можно практически до бесконечности, дорисовывая новые ветки к уже имеющимся. В результате вы не упустите даже самые мелкие детали.
3. Генерация идей
Если вам необходимо решить какую-то проблему или вопрос, ментальные карты также оказываются весьма кстати. С их помощью удобно фиксировать результаты мозгового штурма во время обсуждения рабочих задач и бытовых вопросов.
В центр карты помещается любая проблема, к примеру, куда поехать в отпуск, как организовать вечеринку, как открыть интернет-магазин — словом, что угодно. Далее, по мере возникновения идей о способах решения проблемы к центральной части дорисовываются ветки. Они «обрастают» новыми ответвлениями с описанием способов воплощения конкретной идеи. Здесь же можно отразить специфику каждого найденного решения, следствия и возможные «подводные камни».
Такие карты можно рисовать самостоятельно или вместе с коллегами, изображать их от руки на листе бумаги, пользуясь цветными фломастерами, или работать в специальной программе — результат все равно будет очень наглядным.
4. Принятие решений
Аналогично работают карты и в случае, когда необходимо принять какое-то решение. Если вы привыкли руководствоваться скорее логикой, чем интуицией, то метод окажется вам полезен.
В центре карты изображается актуальный вопрос или проблема, на ветках первого уровня размещаются возможные варианты решений, а на ветках третьего — вероятные последствия такого способа действий. Можно разбить эти последствия на положительные и отрицательные.
Таким образом, вы сможете наглядно сопоставить все возможные варианты и выбрать самый оптимальный из них.
5. Планирование
Планировать при помощи майнд-карт можно что угодно: бюджет, временные затраты на проект или действия по его реализации. Можно даже составить план покупок или тренировок на неделю.
Единственный существенный минус планирования при помощи карт — это трудность привязки к определенным срокам. Если, к примеру, использовать диаграмму Гранта, то можно четко увидеть, в какой последовательности и в какие сроки должно происходить то или иное событие, как оно связано с другими по времени. В майнд-картах можно лишь указать срок выполнения конкретной задачи.
Выход есть: совмещать планирование при помои карт и сервиса SmartProgress, в котором можно указывать промежуточные сроки исполнения блока задач, а также получать напоминания. Таким образом, карта позволит вам видеть все пункты выполнения вашей задачи в целом, а SmartProgress будет выполнять дисциплинирующую функцию.
При планировании в центре майнд-карты обозначьте конечную глобальную цель, к примеру, «путешествие». На лучах первого уровня записывайте все, что необходимо для реализации вашей цели: место, бюджет, маршрут, культурная программа, состав участников, багаж и пр. На лучах второго и последующих уровней конкретизируйте каждый пункт настолько подробно, насколько это необходимо.
Достоинства интеллект-карт
Принципы построения карт
В начале работы в центральной части страницы обозначается основная мысль (идея, проблема, цель). На ветках первого уровня располагаются основные ключевые понятия, составляющие, ассоциации, которые вызывает у вас центральный образ. Далее каждый луч дополняется ответвлениями 2, 3 уровня. Уровней может быть столько, сколько необходимо для полного раскрытия каждой составляющей.
Советы по составлению карт:
Специальные сервисы
Рисовать от руки хотя и полезно, но нравится далеко не всем. Если вы из их числа, используйте компьютерные программы для составления ментальных карт. Они имеют различный дизайн, возможности и совместимость с различными платформами, поэтому выбирайте то, что подойдет именно вам.
Один из популярных инструментов по составлению интеллект-карт — MindMeister — онлайн-сервис, совместимый с планировщиком Meistertask. Возможно также подключение платных пакетов PRO. Удобство этого сервиса в «облачном» способе сохранения данных, таким образом нужную карту можно открыть на любом компьютере. Сервис предоставляет широкие возможности для творческого подхода к составлению ментальных карт: есть разнообразные шаблоны, интерфейс яркий, разобраться в управлении несложно. Словом, стоит попробовать.
И все-таки психологи советуют создавать карты от руки. В этом случае уже в процессе рисования вы активизирует ваше творческое мышление и приступите к обдумыванию проблемы. С другой стороны, использование современных технологий позволяет сделать процесс быстрым. Решайте сами, что удобнее для вас.
В любом случае, рекомендуем воспользоваться методом составления ментальных карт — хотя бы ради того, чтобы понять, подходит ли он вам.
Вам понравилась статья?
Подпишитесь на нашу рассылку и получайте новые статьи на email.
Периодичность: 1 письмо в неделю. Обещаем спамить не будем 🙂
Преимущества использования ментальных карт на уроках английского языка
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Косова Юлия Дмитриевна
Преимущества использования ментальных карт на уроках английского языка
По А. А. Малыгину , ментальные карты (mind mapping) – это удобная и эффективная техника визуализации мышления и альтернативной записи. Ее можно применять для создания новых идей, фиксации идей, анализа и упорядочивания информации. Это не очень традиционный, но очень естественный способ организации мышления, имеющий несколько неоспоримых преимуществ перед обычными способами записи [2].
В переводах книг Т. Бьюзена чаще всего используется термин «интеллект-карты», хотя по способу построения карты отражают процесс ассоциативного мышления, поэтому их уместнее было бы называть картами ассоциаций. Метод интеллект-карт является практическим приложением теории радиантного мышления (греч. r adiant – испускающий свет, лучи ). Центральную идею этой теории лучше всего представить словами ее автора: «Каждый бит информации, поступающий в мозг, каждое ощущение, воспоминание или мысль – может быть представлен в виде центрального сферического объекта, от которого расходятся десятки, сотни, тысячи и миллионы лучей.
В. Черноусов рассматривает следующие преимущества преподавания с помощью ментальных карт:
1) приковывают внимание аудитории, тем самым делая ее более восприимчивой и готовой к сотрудничеству;
2) делают занятия и презентации более органичными, вдохновенными и доставляющими радость, как учителю, так и учащимся;
3) вместо того, чтобы оставаться неизменным из года в год, материал на основе ментальных карт является гибким и легко приспосабливаемым к меняющимся условиям;
4) поскольку ментальные карты иллюстрируют лишь непосредственно относящуюся к теме информацию, учащиеся лучше усваивают материал и добиваются более высоких результатов на занятиях;
5) в отличие от линейного текста, ментальные карты не только излагают факты, но и демонстрируют взаимоотношение между последними, тем самым обеспечивая более глубокое понимание предмета учащимися;
6) физический объем лекционного материала преподавателя значительно уменьшается;
7) ментальные карты особенно полезны для детей с «неспособностью» того или иного рода к учебе, давая им возможность выражать свои мысли естественным, полным и быстрым способом [5].
На рисунке 1 представлены преимущества использования данной методики в виде ментальной карты.
Рис. 1 – Преимущества использования ментальных карт
Одной из основных положительных сторон мыслительных карт является то, что их можно использовать при изучении любой темы и с детьми практически любого возраста.
По С. Ю. Морозовой, применение ментальных карт на уроках английского языка позволяет:
– создать мотивацию к овладению иностранным языком как средством общения;
– организовать индивидуальную, групповую и коллективную деятельность учащихся;
– конструировать учебное содержание в соответствии с возрастными особенностями учащихся;
– осуществлять дифференцированный подход к учащимся;
– организовывать самостоятельную работу учащихся;
– организовывать проектную деятельность учащихся;
– научить учащихся пользоваться словарями, справочниками и другими источниками письменной и устной информации с целью поиска необходимых значений, расшифровки словарных обозначений;
В целом, если в традиционном варианте обучения много времени уходит на объяснение и усвоение материала, то применение метода ментальных карт позволяет наглядно и в компактном виде представить изучаемый материал.
Если представить, к примеру, грамматическое правило в виде ментальной карты, то оно намного легче будет запоминаться и в дальнейшем быстрее осознаваться и применяться (для этого используются ограниченное число ключевых слов, а также разные цвета и рисунки) по сравнению с преподнесением его в традиционной форме в виде скучного конспектирования диктуемого материала. При этом к запоминанию материала подключаются зрительная память, задействуется воображение, развиваются ассоциативное и творческое мышление, что обеспечивает лучшее усвоение материала за более короткие сроки.
Использование интеллект-карт облегчает запоминание даже сложного материала за счет привлечения дополнительных средств восприятия, таких как визуализация излагаемого материала, создание ассоциаций, логическое построение цепочки образов. Подача материала, в отличие от традиционных методов обучения, осуществляется живо, ярко за счет использования многоцветности, представления материала в виде логических схем, что близко и понятно ученикам. Это делает процесс обучения увлекательнее и плодотворнее и позволяет повысить мотивацию учеников.
М. Ю. Олешков утверждает, что применение данной методики на уроках английского языка дает устойчиво-положительные результаты во всех направлениях учебно-воспитательной работы. Ее использование на уроках английского языка способствует:
– активизации познавательной деятельности, повышению качественной успеваемости школьников;
– развитию навыков самообразования и самоконтроля у школьников;
– повышению уровня комфортности обучения;
– повышению активности и инициативности школьников на уроке;
– развитию информационного мышления школьников, формированию информационно-коммуникационной компетентности;
– становлению новых отношений между учителем и учениками [4, с. 62].
Таким образом, в современном мире с большим потоком информации, применение интеллект-карт в обучении школьников может дать огромные положительные результаты, поскольку дети учатся выбирать, запоминать и структурировать к лючевую информацию, а также воспроизводить ее в последующем. Ментальные карты помогают развивать креативное и критическое мышление, память и внимание школьников, а также сделать процессы обучения и учения интереснее, занимательнее и плодотворнее. С помощью данной методики вам даже не нужно будет читать, что там написано, – достаточно будет пробежаться по рисункам, и у вас в голове тут же всплывет необходимая информация [1, с. 25].
Одной из основных положительных сторон ментальных карт является то, что их можно использовать при изучении любой темы (как лексической, так и грамматической) и на любом этапе обучения английскому языку.
Список использованных источников
1. Гарифзянова, Е. Ф. Использование технологии Mind Map студентами дистанционной формы обучения / Е. Ф. Гарифзянова // Иностранные языки в дистанционном обучении: Материалы II Международной научно-практической конференции. – Пермь, 2007. – С. 24–27.
2. Малыгин, А. А. Concept Maps (карты представлений, ассоциативные карты, карты памяти, Mind Maps) [Электронный ресурс] / А. А. Малыгин //. – Режим доступа : http://www.mindmap.ru/stat/cmaps. – Загл. с экрана.
3. Морозова, С. Ю. Интеллект-карты как способ работы с информацией [Электронный ресурс] / С. Ю. Морозова. – Режим доступа : http://docs.google.com/document/d/lh. – Загл. с экрана.
4. Олешков, М. Ю. Современные образовательные технологии : учебное пособие / М. Ю. Олешков. – Нижний Тагил : НТГСПА, 2011. – 144 с.