в чем состоит различие традиционного и информационно коммуникационного подходов к обучению

Сравнительный анализ традиционных и инновационных методов обучения в школе

Традиционные методы обучения

Выделяется два традиционных метода обучения

Репродуктивный метод обучения используются для развития у учащихся творческого начала, подталкивают к добыванию информации уже из известного ученикам. Но всё-таки репродуктивный метод не может развивать, в полной мере, мышление учеников, их творческий потенциал.

Объяснительно-иллюстративный метод состоит в том, что учитель сообщает готовую информацию разными средствами, а учащиеся воспринимают, осознают и фиксируют в памяти эту информацию. Сообщение информации учитель осуществляет с помощью устного слова, печатного слова, наглядных средств, практического показа способов деятельности.

Таким образом, оба традиционных метода предполагают передачу знаний для учеников в готовом виде.

У данных методов можно выделить множество недостатков:

1. Нагрузка на память.

2. Низкая самостоятельность учащихся.

3. Рассевание внимания.

4. Неполное усвоение материала.

5. Неумение “думать” и самостоятельно принимать решения.

6. Средний объём знаний.

7. Средний темп в изучении материала.

Инновационные методы обучения

Эти методы включают активные и интерактивные формы, применяющиеся в обучении.

Активные формы предусматривают деятельную позицию учащегося по отношению к преподавателю и к тем, кто получает образование вместе с ним. Во время уроков с их применением используются учебники, тетради, компьютер, то есть индивидуальные средства, использующиеся для обучения.

Благодаря интерактивным методам, происходит эффективное усвоение знаний в сотрудничестве с другими учащимися. Эти методы принадлежат к коллективным формам обучения, во время которых над изучаемым материалом работает группа учащихся, при этом каждый из них несет ответственность за проделанную работу.

Инновационные методы обучения в школе способствуют развитию познавательного интереса у детей, учат систематизировать и обобщать изучаемый материал, обсуждать и дискутировать

ТрадиционныеИнновационные
ЦельФормирование знаний, умений, навыковРазвитие способности самостоятельно ставить и отыскивать решения новых нестандартных проблем
Формы организацииФронтальные, индивидуальные.Групповые, коллективные.
Методы обученияИллюстративно-объяснительные, информационные.Проблемные, проблемного изложения, частично-поисковый, исследовательский
Ведущий тип деятельностиРепродуктивный, воспроизводящий.Продуктивный, творческий, проблемный.
Способы усвоенияЗаучивание, деятельность по алгоритмуПоисковая деятельность, рефлексия
Функции учителяНоситель информации, хранитель норм и традиций.Организатор сотрудничества. консультант
Позиция ученикаПассивность, отсутствие интереса, отсутствие мотива к личностному ростуАктивность, наличие мотива к самосовершенствованию, наличие интереса к деятельности.

Бесспорно, инновационные методы обучения имеют преимущества перед традиционными, ведь они способствуют развитию ребенка, учат его самостоятельности в познании и принятии решений.

Методы обучения

Методы обучения — это способы совместной деятельности учителя и учащихся, направленные на решение задач обучения.

Методы обучения разделяют на три группы:

1. Устного контроля. Индивидуальный или фронтальный опрос.

2. Письменного контроля. Контрольные работы, сочинения, изложения, диктанты и пр.

3. Лабораторного контроля, машинного контроля. Лабораторные работы, тесты, опросники.

Для того чтобы сформулировать мотивы учебной деятельности, используется весь арсенал методов организации и осуществления учебной деятельности. Каждый из методов обладает не только информативно-обучающим, но и мотивационным воздействием.

Источник

В чем состоит различие традиционного и информационно коммуникационного подходов к обучению

Наиважнейшей составляющей современной системы образования Республики Узбекистан, которая ориентирована на вхождение в мировое образовательное пространство, должна стать ориентация на внедрение в образовательный процесс информационных технологий.

И нельзя не забывать о том, что «…на дворе XXI век …любое государство, независимо от того, на каком континенте расположено, без связей с мировым рынком, международным сообществом, не соблюдая тех условий, которые диктует само время, не имеет будущего» (Ислам Каримов. Высокая духовность — непобедимая сила. — Ташкент: Узбекистан, 2008). Воплощать эту задачу призваны образовательные учреждения, которые должны формировать новую систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности обучающихся.

Традиционный способ передачи информации не отвечает современным требованиям и поэтому предлагается модернизация образования на основе законов, Постановлений и Указов Президента, Олий Мажлиса и Кабинета Министров Республики Узбекистан.

Традиционное обучение предполагает получение информации, которой владеет педагог, причем получение этой информации пассивным путем. «Такая традиция удобна, поскольку определяет необходимость рассмотрения любого, в том числе и гуманитарного знания с позиции привычного естественно-научного подхода. Он способствует сохранению знаний в памяти, но препятствует открытому познанию, технократизирует сознание, «зауживая» его на тех участках, которые транслируются как наиболее «правильное» и «выгодное» знание. Знание-запоминание оценивается гораздо выше знания-открытия и знания-понимания» (Кульневич С. В., Лакоценина Т. П. Совсем необычный урок: практическое пособие для учителей и классных руководителей, студентов средних и высших педагогических учебных заведений, слушателей ИПК. — Ростов-на-Дону: Издательство «Учитель», 2001., стр. 7).

Главная задача современного образования — решать проблемы самостоятельно; из обилия информации выбрать ту, которая является главной. Прием, методы и формы организации занятия, которые до сих пор существовали недостаточно. Важно сегодня организовать обучение так, чтобы обучающиеся научились самостоятельно добывать и обрабатывать полученную информацию и не просто запоминать и воспроизводить уже готовые знания, а применять их на практике. Но не менее важным остается и тот факт, что главными источниками информации являются, учебник и педагог, но и они не могут быть единственными. В учебном процессе должны быть задействованы и такие источники, как Интернет и электронные издания (CD и DVD). Использование в учебном процессе информационно-коммуникационных технологий позволяет активизировать познавательные способности учащихся. В свою очередь, развитие навыков осуществления познавательной деятельности через Интернет может стимулировать не только развитие познавательных действий в рамках традиционной деятельности, но и личностный рост (Бабаева Ю. Д. и Войскунский А. Е., Психологический журнал, 1998, Т.1, 90); развивать как коммуникативно-социальные, так и аналитические способности; индивидуализировать процесс обучения; преодолеть стереотипы традиционного стиля взаимодействия между учителем и учеником; сделать акцент на самообразовании, а самостоятельное овладение знаниями, несомненно, ведет к развитию личности человека, созидательных способностей.

Для эффективного использования интернет-ресурсов на занятии, необходимо соблюдать следующие рекомендации:
1. Оптимальное использование ресурсов, это связано с особенностями психологического развития обучающихся.
2. Ссылки на ресурсы могут даваться по главной страничке, тогда поиск лучше всего расписать, или ссылки даются сразу на искомый материал, что экономит время, а это, в свою очередь, позволяет разнообразить задания с использованием интернет-ресурсов;
3. Желательно, чтобы информация располагалась на одной веб-странице, скорость увеличения фотографии была высокой, а в соответствии с этим и много времени на одном занятии не займет, особенно, если занятие предполагает экскурсию по виртуальным музеям и галереям.

Рассмотрим формы, методы и приемы организации учебной деятельности с помощью информационно-коммуникационных технологий, в частности, использование интернет-ресурсов.

Педагог, излагая новый материал, иногда затрудняется, как изложить то, что пока неизвестно обучающимся, понятно, доступно, интересно, чтобы, уходя с занятия, они самостоятельно продолжили поиски ответа на вопросы, поставленные педагогом при объяснении нового материала. И в процессе изучения нового материала можно предложить обучающимся следующие задания: оживить материал с помощью иллюстративного ряда; озвучить тему с помощью музыкальных фрагментов; найти в сети Интернет материал по сходной теме, определить, в каком ключе будет рассмотрена поставленная педагогом проблема. Внедрение в учебную деятельность информационно-коммуникационных технологий способствует развитию исследовательских навыков учащихся. Умения сравнивать, сопоставлять, анализировать являются главными в исследовательской деятельности, поэтому задания, направленные на формирование таких умений, должны начинаться со слов «Сравните…», «Сопоставьте…», «Выявите…»

Интернет можно использовать и на этапе закрепления материала, что стимулирует познавательную активность обучающихся. Здесь предлагается обучающимся подобрать к уже изученному материалу музыкальный и/или поэтический фрагмент. Такие задания развивают ассоциативное мышление. Работая в Интернете, можно использовать его и в качестве справочного материала: словаря или энциклопедии. Работа может быть усложнена тем, чтобы сравнить разные подходы к определению того или иного термина; выделить ключевые слова в определении. Работа со словарями, справочниками, энциклопедиями может быть организована с помощью игровых приемов. Одним из таких приемов является решение кроссворда.

При изучении большого объема материала, но при ограниченном количестве часов на изучение этого материала, можно использовать ресурсы сети Интернет как форму организации учебного процесса, позволяющую экономить время и развивать самостоятельную деятельность учащихся. Такая работа отвечает и личностно-ориентированным подходам в обучении, в центре которого должен находиться ученик, а не учитель, деятельность познания, а не преподавания.

Организовать такую работу можно с помощью метода обучения в сотрудничестве.

Группа делится на подгруппы по 3–5 человек. Каждая группа получает одно конкретное задание, являющееся частью большой темы, над которой на занятии работает вся группа, и четкие инструкции по его выполнению. В результате совместной работы отдельных подгрупп и всех подгрупп в целом достигается усвоение нового материала. Внутри подгруппа сама определяет, что делает каждый ее участник, следит за правильностью выполнения задания. Педагогом контролируется как успешность выполнения обучающимися учебно-познавательной деятельности, так и культура их общения. Занятия с применением интернет-ресурсов лучше всего использовать парами: на первом занятии обучающиеся самостоятельно изучают заданный материал, а на втором — выступают с сообщениями. Благодаря средствам новых информационных и коммуникативных технологий появилась такая форма занятия, как виртуальная. Такое занятие проходит без привычных перерывов, парт, тетрадей и ручек.

Одной из перспективных информационных технологий в образовании является телекоммуникационный проект, под которым понимается «совместная учебно-познавательная, исследовательская, творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, организованная на основе компьютерной коммуникации, имеющая общую проблему, цель, согласованные методы и способы решения проблемы, направленная на достижение совместных результатов» (Новые педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст]: учебное пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петрова; под ред. Е. С. Полат. — М.: Издательский центр «Академия», 2005. — с. 204). Характерная особенность таких проектов заключается в том, что они межпредметны, поэтому обучающихся необходимо привлекать к интегрированным знаниям, которые должны включать в себя «не только изучение собственно предмета исследуемой проблемы, но и знакомство с особенностями национальной культуры партнера, его мироощущения».

Таким образом, использование форм, методов и приемы организации учебной деятельности с помощью информационно-коммуникационных технологий, в частности, использование интернет-ресурсов способствует развитию аналитических способностей обучающихся на основе приобретения самостоятельно полученных знаний, активизирует личностную позицию обучающегося, и являются средством развития его интеллектуальных способностей.

Источник

Традиционный и информационно-коммуникационный подходы к обучению.

Надо отметить, что мультимедийные программные средства несут в себе широкие возможности, главное, чтобы это поняли обучаемые. Это понимание должно перерасти в заинтересованность не только учеников, но и учителя, что позволит ему по-новому взглянуть на методику построения уроков.

Просмотр содержимого документа
«Традиционный и информационно-коммуникационный подходы к обучению.»

Традиционный и информационно-коммуникационный подходы к обучению. Современные стратегии интеграции ИКТ в образовательном и воспитательном процессе.

Картополова К. Ю., учитель начальных классов, МБОУ «Лицей №15», г. Берёзовский, Кемеровская обл

Традиционное обучение ставит перед собой цель: передача учащимся и усвоение ими как можно большего объема знаний. Педагог транслирует уже осмысленную и дифференцированную им самим информацию, определяет навыки, которые необходимо, с его точки зрения, выработать у учащихся.

Задача обучающихся – как можно более полно и точно воспроизвести знания, созданные другими.

Полученные в процессе такого обучения знания носят энциклопедичный характер, представляют собой определенный объем информации по различным учебным предметам, который в сознании учащегося существует в виде тематических блоков, не всегда имеющих смысловые связи.

Многие педагоги сталкиваются с проблемой невозможности связать содержание своего предмета со знаниями учащихся в других учебных дисциплинах. И тогда возникает сомнение в том, насколько глубоко произошло осознание обучаемыми учебного материала, присвоение его и использование в ситуациях, выходящих за рамки школы. Достаточно сложно развеять данное сомнение, прежде всего потому, что в качестве обратной связи от учащегося к педагогу также выступает процесс воспроизведения учебного материала.

В контексте интерактивного обучения знания приобретают иные формы. С одной стороны, они представляют собой определенную информацию об окружающем мире. Особенностью этой информации является то, что учащийся получает ее не в виде уже готовой системы от педагога, а в процессе собственной активности.

Методы, способы и приемы, используемые в традиционном обучении, позволяют достигать в образовательном процессе первых трех уровней целей. Рассмотрим в качестве примера задания, расположенные в конце любого параграфа учебника. В большинстве случаев для их выполнения достаточно простого воспроизведения его содержания. Задания, которые требуют от учащегося понимания и применения знаний (второй и третий уровень целей), как правило, отмечены каким-либо знаком и не всегда используются педагогом.

Методы интерактивного обучения также обеспечивают достижение целей первых трех уровней, причем более эффективно, чем это делают методы традиционной системы обучения. Хорошим подтверждением данному тезису может стать пирамида запоминания. И как следствие, педагоги, работающие в традиционной парадигме, часто используют методы интерактивного обучения для лучшего усвоения учащимися информации. В этом случае речь будет идти только об оптимизации традиционного образовательного процесса. Данная фиксация, является очень важной, потому что может позволить учителю определиться, в плоскости какой стратегии он работает.

Цифровая грамотность – набор знаний и умений, которые необходимы для безопасного и эффективного использования цифровых технологий и ресурсов интернета. Включает в себя: цифровое потребление; цифровые компетенции; цифровую безопасность.

Цифровое потребление – использование интернет услуг для работы и жизни. Включает в себя: фиксированный интернет, мобильный интернет, цифровые устройства, интернет-СМИ, новости, социальные сети, Госуслуги, телемедицину, облачные технологии.

Цифровые компетенции – навыки эффективного пользования технологиями. Включают в себя: поиск информации, использование цифровых устройств, использование функционала социальных сетей, финансовые операции, онлайн-покупки, критическое восприятие информации, производства мультимедийного контента, синхронизация устройств.

Наглядность материала повышает его усвоение, т.к. задействованы все каналы восприятия учащихся – зрительный, механический, слуховой и эмоциональный. Использование мультимедийных презентаций целесообразно на любом этапе изучения темы и на любом этапе уроке. Так же, возможны ситуации, в которых будет иметь смысл сначала проводить обзор раздела или только демонстрировать нужную тему без углубления и накопления знаний или навыков, а углубление и совершенствование навыков использования нужной темы в дальнейшем можно осуществить за счёт самообразования. Данная форма позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов, что позволяет облегчить запоминание и усвоение изучаемого материала. Подача учебного материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей. Учеников привлекает новизна проведения таких моментов на уроке, вызывает интерес.

Первый шаг – создание в школе медиатеки по математике. Все школы получили диски по различным предметам, их можно использовать в качестве самоучителя, справочника по данному предмету.

Вторым шагом – освоение учителем технологии создания презентации к уроку. Наиболее доступна и проста для создания таких уроков среда PowerPoint.

Третий шаг – освоение навыков работы с мультимедийными программными средствами учащимися. Одним из методов активизации познавательной деятельности учащихся на уроках математики является работа с книгой, а умение работать на компьютере является одной из самых востребованных видов деятельности.

Надо отметить, что мультимедийные программные средства несут в себе широкие возможности, главное, чтобы это поняли обучаемые. Это понимание должно перерасти в заинтересованность не только учеников, но и учителя, что позволит ему по-новому взглянуть на методику построения уроков.

Источник

Традиционный и информационно-коммуникационный подходы к обучению

в чем состоит различие традиционного и информационно коммуникационного подходов к обучению

Традиционное обучение ставит перед собой цель: передача учащимся и усвоение ими как можно большего объема знаний. Педагог транслирует уже осмысленную и дифференцированную им самим информацию, определяет навыки, которые необходимо, с его точки зрения, выработать у учащихся.

Задача обучающихся – как можно более полно и точно воспроизвести знания, созданные другими.

Полученные в процессе такого обучения знания носят энциклопедичный характер, представляют собой определенный объем информации по различным учебным предметам, который в сознании учащегося существует в виде тематических блоков, не всегда имеющих смысловые связи.

Многие педагоги сталкиваются с проблемой невозможности связать содержание своего предмета со знаниями учащихся в других учебных дисциплинах. И тогда возникает сомнение в том, насколько глубоко произошло осознание обучаемыми учебного материала, присвоение его и использование в ситуациях, выходящих за рамки школы. Достаточно сложно развеять данное сомнение, прежде всего потому, что в качестве обратной связи от учащегося к педагогу также выступает процесс воспроизведения учебного материала.

В контексте интерактивного обучения знания приобретают иные формы. С одной стороны, они представляют собой определенную информацию об окружающем мире.

Особенностью этой информации является то, что учащийся получает ее не в виде уже готовой системы от педагога, а в процессе собственной активности.

Методы, способы и приемы, используемые в традиционном обучении, позволяют достигать в образовательном процессе первых трех уровней целей. Рассмотрим в качестве примера задания, расположенные в конце любого параграфа учебника. В большинстве случаев для их выполнения достаточно простого воспроизведения его содержания. Задания, которые требуют от учащегося понимания и применения знаний (второй и третий уровень целей), как правило, отмечены каким-либо знаком и не всегда используются педагогом.

Методы интерактивного обучения также обеспечивают достижение целей первых трех уровней, причем более эффективно, чем это делают методы традиционной системы обучения. Хорошим подтверждением данному тезису может стать пирамида запоминания. И как следствие, педагоги, работающие в традиционной парадигме, часто используют методы интерактивного обучения для лучшего усвоения учащимися информации. В этом случае речь будет идти только об оптимизации традиционного образовательного процесса.

Данная фиксация, является очень важной, потому что может позволить учителю определиться, в плоскости какой стратегии он работает.

Цифровая грамотность – набор знаний и умений, которые необходимы для безопасного и эффективного использования цифровых технологий и ресурсов интернета. Включает в себя: цифровое потребление; цифровые компетенции; цифровую безопасность.

Цифровое потребление – использование интернет услуг для работы и жизни. Включает в себя: фиксированный интернет, мобильный интернет, цифровые устройства, интернет-СМИ, новости, социальные сети, Госуслуги, телемедицину, облачные технологии.

Цифровые компетенции – навыки эффективного пользования технологиями. Включают в себя: поиск информации, использование цифровых устройств, использование функционала социальных сетей, финансовые операции, онлайн-покупки, критическое восприятие информации, производства мультимедийного контента, синхронизация устройств.

Наглядность материала повышает его усвоение, т.к. задействованы все каналы восприятия учащихся – зрительный, механический, слуховой и эмоциональный. Использование мультимедийных презентаций целесообразно на любом этапе изучения темы и на любом этапе уроке. Так же, возможны ситуации, в которых будет иметь смысл сначала проводить обзор раздела или только демонстрировать нужную тему без углубления и накопления знаний или навыков, а углубление и совершенствование навыков использования нужной темы в дальнейшем можно осуществить за счёт самообразования. Данная форма позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов, что позволяет облегчить запоминание и усвоение изучаемого материала. Подача учебного материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей. Учеников привлекает новизна проведения таких моментов на уроке, вызывает интерес.

Первый шаг – создание в школе медиатеки по математике. Все школы получили диски по различным предметам, их можно использовать в качестве самоучителя, справочника по данному предмету.

Вторым шагом – освоение учителем технологии создания презентации к уроку. Наиболее доступна и проста для создания таких уроков среда PowerPoint.

Третий шаг – освоение навыков работы с мультимедийными программными средствами учащимися. Одним из методов активизации познавательной деятельности учащихся на уроках математики является работа с книгой, а умение работать на компьютере является одной из самых востребованных видов деятельности.

Надо отметить, что мультимедийные программные средства несут в себе широкие возможности, главное, чтобы это поняли обучаемые. Это понимание должно перерасти в заинтересованность не только учеников, но и учителя, что позволит ему по-новому взглянуть на методику построения уроков.

Источник

Традиционный и информационно-коммуникационный подходы к обучению. Цифровая грамотность и какие базовые компетенции она предполагает. Современные стратегии интеграции ИКТ в образовательный и воспитательный процесс.

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Традиционный и информационно-коммуникационный подходы к обучению. Цифровая грамотность и какие базовые компетенции она предполагает. Современные стратегии интеграции ИКТ в образовательный и воспитательный процесс.

Воплощать эту задачу призваны образовательные учреждения, которые должны формировать новую систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности обучающихся.

Традиционный способ передачи информации не отвечает современным требованиям и поэтому предлагается модернизация системы образования. Традиционное обучение предполагает получение информации, которой владеет педагог, причем получение этой информации пассивным путем. «Такая традиция удобна, поскольку определяет необходимость рассмотрения любого, в том числе и гуманитарного знания с позиции привычного естественно-научного подхода. Он способствует сохранению знаний в памяти, но препятствует открытому познанию, технократизирует сознание, «зауживая» его на тех участках, которые транслируются как наиболее «правильное» и «выгодное» знание. Знание-запоминание оценивается гораздо выше знания-открытия и знания-понимания»

Главная задача современного образования — решать проблемы самостоятельно; из обилия информации выбрать ту, которая является главной. Прием, методы и формы организации занятия, которые до сих пор существовали недостаточно. Важно сегодня организовать обучение так, чтобы обучающиеся научились самостоятельно добывать и обрабатывать полученную информацию и не просто запоминать и воспроизводить уже готовые знания, а применять их на практике. Но не менее важным остается и тот факт, что главными источниками информации являются, учебник и педагог, но и они не могут быть единственными.

В учебном процессе должны быть задействованы и такие источники, как Интернет и электронные издания (CD и DVD). Использование в учебном процессе информационно-коммуникационных технологий позволяет активизировать познавательные способности учащихся. В свою очередь, развитие навыков осуществления познавательной деятельности через Интернет может стимулировать не только развитие познавательных действий в рамках традиционной деятельности, но и личностный рост, развивать как коммуникативно-социальные, так и аналитические способности; индивидуализировать процесс обучения; преодолеть стереотипы традиционного стиля взаимодействия между учителем и учеником; сделать акцент на самообразовании, а самостоятельное овладение знаниями, несомненно, ведет к развитию личности человека, созидательных способностей. Внедрение в учебную деятельность информационно-коммуникационных технологий способствует развитию исследовательских навыков учащихся. Умения сравнивать, сопоставлять, анализировать являются главными в исследовательской деятельности, поэтому задания, направленные на формирование таких умений, должны начинаться со слов «Сравните…», «Сопоставьте…», «Выявите…»

Работая в Интернете, можно использовать его и в качестве справочного материала: словаря или энциклопедии. Работа может быть усложнена тем, чтобы сравнить разные подходы к определению того или иного термина; выделить ключевые слова в определении. Работа со словарями, справочниками, энциклопедиями может быть организована с помощью игровых приемов. Одним из таких приемов является решение кроссворда.

При изучении большого объема материала, но при ограниченном количестве часов на изучение этого материала, можно использовать ресурсы сети Интернет как форму организации учебного процесса, позволяющую экономить время и развивать самостоятельную деятельность учащихся. Такая работа отвечает и личностно-ориентированным подходам в обучении, в центре которого должен находиться ученик, а не учитель, деятельность познания, а не преподавания. Таким образом, использование форм, методов и приемы организации учебной деятельности с помощью информационно-коммуникационных технологий, в частности, использование интернет-ресурсов способствует развитию аналитических способностей обучающихся на основе приобретения самостоятельно полученных знаний, активизирует личностную позицию обучающегося, и являются средством развития его интеллектуальных способностей.

Новый этап развития человечества с построением глобального цифрового пространства требует знания информационно-цифровой грамотности от каждого члена общества. Для развития информационного общества важнейшим направлением является цифровая грамотность. Понятие включает в себя не только умение пользоваться компьютерными технологиями, а также развитие навыков находить, получать, выбирать, использовать информацию в самообразовательных, исследовательских и коммуникативных целях. Базовые компетенции цифровой грамотности включают:

Успешность обучения определяется лёгким и быстрым доступом к информации по сравнению с бумажными источниками.

Умение управлять информацией в учебной деятельности и в жизненных ситуациях помогает учащимся коммуникации в информационных средах и работе в сетях.

Роль учителя оценивать и учить использовать нужную информацию, «отделять зёрна от плевел».

Наиболее важна цифровая грамотность для будущих пользователей ИКТ, профессионального электронного бизнеса и специалистов в области ИКТ. Соотношение общих компонентов цифровой грамотности с базовыми компетенциями:

— доступ к информации определяется как распознавание необходимого из множества предлагаемых источников материала, умение оценить и выбрать адекватную, актуальную, качественную и эффективную информацию требует особого умения и навыков, которые определяют цифровую грамотность, ориентирующуюся на другие виды грамотности;

а) навык обобщать, суммировать, сравнивать, выявлять противоречивость информационных источников,

б) навык решения технических задач при одновременной обработке разных источников и др.

в) умение сравнивать и сочетать между собой тексты, таблицы и иллюстрации, для чего необходима визуальная и вербальная грамотность.

г) преимущество различных учебных предметов с применением ИКТ, которое отражается на качестве обучения и направлены на межпредметный подход.

— создание новых знаний, информационных технологий путём формирования исследовательских, творческих навыков;

— коммуникации в цифровой среде предоставляют огромную возможность быстрой передачи информации для большей аудитории, поддерживая другие виды грамотности в различных социокультурных связях.

Цифровая грамотность педагога заключается не только в совершенных приёмах владения компьютерными технологиями, но и в умении эффективно использовать ИКТ в учебной деятельности, в дальнейшем профессиональном развитии. Не всегда получается у учителей, часто имеющих большой стаж работы, использовать ИТК для совершенствования передачи знаний ученикам. Мешает убеждённость, что традиционные методы обучения продуктивнее внедрения цифровых технологий в программу предмета. Пример в таких случаях могут продемонстрировать молодые учителя, которые выросли в цифровую эпоху.

Интеграция образовательных технологий и ИКТ предполагает создание интерактивного режима образовательного процесса, при котором ученик выступает в качестве самостоятельного субъекта деятельности, а учитель в роли консультанта, это и есть эффективное средство (метод) обучения. Именно интегративные формы технологий позволяют увеличить показатель качества знаний учащихся и скорость усвоения информации. ИКТ удачно интегрируется с технологией разноуровневого обучения: индивидуальная и парная работа на уроке по карточкам разного уровня сложности с использованием заданий с сюжетными аниматорами, интернет ресурсами, электронными картами. Использование карт- навигаторов на уроках обеспечивает максимальный уровень включённости учащихся в тему урока. Одним из популярных приёмов в начальной школе используется метод мозгового штурма, который обеспечивает выработку навыка передачи информации при зрительной фиксации общего результата. Такая работа ориентирует ребёнка на поиск вариантов решения. Это позволяет выработать навык построения алгоритма с заданной задачей. ИКТ удачно используется в работе по здоровьесбережению: создание видеороликов, физкультминуток и разминки, что подтверждает наличие высокого уровня включённости учащихся в контекст деятельности. Благодаря деятельностному подходу материал хорошо запоминается. Таким образом, использование в начальной школе интегративных форм работы с ИКТ позволяет обеспечить оптимальный уровень восприятия информации учащимися, что значительно влияет на повышение уровня качества знаний младших школьников.

Таким образом, использование ИКТ при интеграции образовательных предметов в начальной школе играет немаловажную роль. Оно приводит к интенсификации всех уровней учебно-воспитательного процесса, обеспечивая: повышение эффективности и качества процесса обучения за счёт реализации средств ИКТ; обеспечение побудительных мотивов (стимулов),обуславливающих активизацию познавательной деятельности; углубление межпредметных связей за счёт использования современных средств обработки информации, при решении задач из различных предметных областей. Компьютер в начальной школе может использоваться на всех этапах урока: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле знаний, умений и навыков. Все шире используется как средство предъявления обучающимся учебного материала технология презентаций. Это позволяет учителю самостоятельно планировать и создавать необходимые материалы, оптимизируя тем самым познавательную деятельность младших школьников. Как известно, у детей младшего школьного возраста преобладает наглядно-образное мышление. А новые технические средства облачают в современную, увлекательную форму изучаемый материал, создают ситуацию успеха, становятся активным стимулятором познавательного процесса младших школьников. Использование компьютерных технологий в процессе обучения влияет на рост профессиональной компетентности учителя. Это способствует значительному повышению качества образования, что ведет к решению главной задачи образовательной политики.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *