в чем состоит специфика педагогических нововведений в чем она проявляется при обучении музыке
Этапы инновaционного образовательного процесса. Практические примеры педагогических технологий в обучении музыке.
Мирослава Мустаева
Этапы инновaционного образовательного процесса. Практические примеры педагогических технологий в обучении музыке.
Главной целью инновационных технологий образования является подготовка человека к жизни в постоянно меняющемся мире. Образование должно развивать механизмы инновационной деятельности, находить творческие способы решения жизненно важных проблем, способствовать превращению творчества в норму и форму существования человека. Не допускаются применения инноваций без учета индивидуальных способностей личности ребенка. Характер применения инноваций зависит от квалификации учителя, уровня развития обучающегося, образа жизни и социального состояния общества. Следует отметить, что сами по себе инновации важны в тех случаях, когда традиционные способы решения проблемы не дают положительного эффекта в независимости от квалификации учителя. Проверенный опыт, дающий постоянные положительные результаты, надо сохранять, дополняя новыми штрихами. С помощью информационных технологий появляется возможность ввести в изучение темы компьютерные музыкальные программы, которые не только позволяют слушать музыку в качественной записи, просматривать фрагменты произведений видеозаписи, но и дают доступ к большому блоку информации,связанной с миром искусства: живопись, музыка, литература, народные промыслы.
Задачей работы учителя в настоящее время является помогать детям получать новые знания, используя современные информационные технологии и эффективные методы обучения, а также уметь сформировать у ученика информационную компетентность, развивать у учащихся любознательность, познавательный и творческий интерес. Также следует отметить, что учитель музыки должен в рамках занятия реализовать не только учебно-воспитательную функцию, но и сыграть роль консультанта, психолога и наставника. Современный учитель не просто передает имеющиеся у него знания по какому-то предмету, а обучает детей мыслить, рассуждать, отстаивать свое мнение и уважать мнение других людей, используя знания, полученные на занятиях в школе.
Современный педагог сам учится на протяжении всей своей профессиональной деятельности, совершенствует свое мастерство, делится опытом со своими коллегами, проводит мастер-классы и открытые уроки, участвует в различных конкурсах, пишет статьи. Кроме того, это личность, которая умеет не только учить детей, но и сама способна учиться у своих учеников. Урок-это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора и эрудиции.
Этапы инновационного образовaтельного процесса представлены следующим образом:
— авторской (личной или коллективной) разработки проектного предложения или концепции создания и внедрения образов новации:
— проектирование (эскизное, затем детальное);
— конструирование, уточнение учебно-экономических параметров, перспектив рынка;
— технологизация (комплект технологий, обоснование методов);
— этап экспериментальной проверки;
— этап первого серийного использования образовательной новации.
При этом значимую роль играет педагогическая технология, которая предполагает реализацию идеи полной управляемости учебным процессом.
Педагогическая технология – это область знаний, которая охватывает сферу практических взаимодействий учителя и учащегося в любых видах деятельности, организованных на основе четкого целеполагания, систематизации, алгоритмизации приемов обучения. Педагогическая технология предусматривает точное инструментальное управление педагогическим процессом и гарантированное достижение поставленных целей. Педагогическая технология основывается на научной основе и передовом практическом опыте, кроме того, она базируется на теориях психодидактики, кибернетики, управления и менеджмента.
Воспитывающий потенциал музыки зависит от того, каким образом осуществляется профессионально-педагогическая работа по музыкальному восприятию, какие технологии и с какой целью используют воспитатель, музыкальный педагог, родители в работе с детьми в детском саду и дома.
Конкретизируем возможности процесса восприятия музыки в целостном развитии ребенка-дошкольника, т. е. назовем аспекты развития, которые обеспечивают процесс восприятия музыки детьми:
— эмоциональное развитие; •социализация и культурация;
— развитие основных познавательных процессов — мышления, памяти, внимания, воображения, интереса, собственно восприятия;
— особым образом организованный процесс восприятия музыки, влияющий на развитие исполнительских умений и творчества в художественных видах детской деятельности — речевой, игровой, изобразительной.
Что же понимается под педагогической технологией в современой педагогической науке?
Педагогическая технология — это инструмент профессиональной деятельности педагога. Сущность педагогической технологии заключается в том, что она имеет выраженную этапность, включает в себя набор определенных профессиональных действий на каждом из них, позволяя педагогу еще в процессе проектирования предвидеть промежуточные и итоговые результаты собственной профессионально-педагогической деятельности.
Подчеркнем, что эффективность педагогической технологии всегда зависит от знания педагогом последовательности, поэтапности развития того или иного психического процесса, детской деятельности, возрастных особенностей ребенка. Поэтому, прежде чем проектировать авторские технологии организации процесса восприятия музыки дошкольниками, следует изучить своеобразие процесса восприятия в целом и особенности становления данного вида детской музыкальной деятельности в дошкольном возрасте.
Теперь перейдем к описательному анализу традиционных и инновационных педагогических технологий,который будет базироваться на следующих критериях:
1. краткая характеристикa технологии;
2. составные элементы технологии;
3. эффективность использования технологии.
Заключительная составляющая анализа будет представлена в виде выводов по рассматриваемой проблеме.
Практические примеры педагогических технологий в обучении музыке:
Игровые технологии
1. Игровая деятельность характеризуется процессами сознательной организации и способа осуществления деятельности, которая основывается на рефлексии и активных поисковых действиях по поводу содержания ролей, игровых функций или сюжета. Концептуальными основами игровых технологий являются: психологические механизмы игровой деятельности; игра как форма психогенного поведения; игра как пространство «внутренней социализации» ребенка; игра как свобода личности.
2.Можно назвать следующие компоненты игровой деятельности: рефлексивный, поисковый, мыслительный, организационный. В педагогике часто применяются деловые, организационно-деятельностные, инновационные игры.
3. Игровые технологии способствуют раскрепощению творческих способностей личности, ее собственного «я», побуждают взглянуть на знакомое по-новому.
Обратимся к краткому анализу современных педагогических технологий,к которым относятся: технология «Дебаты», «Кейс-стади», технология проблемного обучения (существует давно, технология «Портфолио» и др. с целью последующего сопоставительного анализа традиционных и современных технологий, существующих в педагогике.
Технология «Дебаты»
1. Дебаты – это позиционная технология,использующая позиционные игры для достижения результатов: умение пользоваться информацией, задавать вопросы, формулировать гипотезу, умение аргументировать свое мнение, толерантно относиться к чужой позиции и пр.
2. Основным технологическим приемом здесь является проработка определенного тематического направления, организация формализованной дискуссии по определенным правилам.
3. Технология развивает у участников «дебатов» способность мыслить и грамотно выражать свою точку зрения.
Технология «Кейс-стади»
1. Технология «Кейс-стади» использует описание реальных ситуаций. Учащиеся анализируют практическую ситуацию, чтобы разобраться в сути проблем.
2. Этапы создания технологии: определение цели, критериальный подбор ситуаций, подбор необходимых источников информации, подготовка материалов к использованию. Технология включает: индивидуальную работу с материалом, работа в малых группах, презентация и экспертиза малых групп на общей дискуссии.
3. Технология эффективна в профессиональном образовании, т. к. развивает практическое мышление.
Технология «Портфолио»
1. «Портфолио» – это технология аутеничного оценивания образовательной и профессиональной деятельности; это персонально подобранный пакет материалов, которые представляют результаты деятельности в продуктивной форме. В целом, это организация оценивания самим учащимся успехов, образовательных трудностей, а также путей их преодоления.
2. Технология реализуется через демонстрацию ее результатов и продуктов, их анализ и оценку. В технологии используются разнообразные приемы организации рефлексии, аналитических семинаров, конференций.
3. Технология способствует развитию самостоятельности, навыков интенсивной аналитической деятельности, а также формированию ответственности за собственное дело.
Итак, мы привели краткое описание традиционных и современных педагогических технологий. Теперь представим результаты сопоставительного анализа, которые можно получить на основе внимательного изучения вышеописанных технологий.
Традиционные педагогические технологии характеризуются:
-ориентацией на научность в изложении материала;
-организационной четкостью педагогического процесса;
-упорядоченной, логически грамотной подачей материала (последовательность и систематичность в подаче материала);
-учетом принципа природосообразности (обучение не форсируется, определяется уровнем развития учащихся);
-ориентация на стандарт, образец, использование ресурсов памяти;
-постоянное идейно-эмоциональное воздействие личности учителя на учащихся и др.
-шаблонное построение уроков;
-отсутствие ориентации на самостоятельную деятельность учащихся;
-трансляция готового учебного содержания, в результате чего у учащихся наблюдается отсутствие навыков общения;
-уравнительный подход ко всем школьникам;
-организация действий репродуктивного характера, отсутствие условий для организации творческой деятельности учащихся;
-субъект – объектный характер отношений между учителем и учениками;
-ориентация на формирование личности с заданными свойствами.
В свою очередь, современные педагогические технологии, в отличие от традиционных, характеризуются тем,что:
-обогащают образовательный процесс за счет внедрения активных, аналитических, коммуникативных способов обучения;
-обеспечивают связь теории и фундаментального подхода к науке с практикой и прикладными исследованиями;
-меняют представление преподавателей и учащихся об образовательной деятельности;
-формируют современные компетенции у будущих специалистов, соответствующие требованиям рынка труда;
-обеспечивают становление аналитических, организационных, проектных, коммуникативных навыков, развивают способности к принятию решения в нестандартных ситуациях, умение строить собственные образовательные программы;
-являются ресурсом для изменения содержания образования и структуры образовательного процесса в соответствии с международными требованиями;
-ориентированы на стимулирование творческого потенциала учащихся и др.
Исходя из вышеперечисленных характеристик, возможно сделать следующий вывод, что современные педагогические технологии, должны занимать ведущее место в ряду всех известных на настоящий момент традиционных технологий, применяемых в образовательном процессе. Это связано с тем, что именно применение современных педагогических технологий позволяет учителю ориентировать процесс обучения на развитие и становление неповторимой личности своих учеников.
Индивидуализация образовательного процесса в ДОУ Цель: Совершенствовать профессиональное мастерство педагогов по теме «Индивидуализация образовательного процесса». Познакомить педагогов.
Презентация «Индивидуализация образовательного процесса в ДОУ» В современных условиях ребёнок выступает в роли не “объекта”, а в роли “субъекта” образования, ребёнок – самоценная личность. Инновационный.
Инновационные подходы к организации образовательного процесса в рамках федерального государственного образовательного станда Сообщение к педагогическому совету. «Инновационные подходы к организации образовательного процесса в рамках федерального государственного.
Конкурс педагогических инициатив «Авторские дополнительные программы в рамках районного образовательного форума-2018» Конкурс педагогических инициатив «Авторские дополнительные программы в рамках районного образовательного форума-2018″«Программа по оздоровительной.
Педсовет «Роль современных педагогических технологий в формировании условий повышения качества образовательного процесса» Перед началом педсовета проводится игра: Метод «Найди похожих» Цель: преодоление неловкости, создание веселой непринужденной обстановки,.
Консультация «Примеры педагогических ситуаций и их решение» ситуация 1. В старшей группе детского сада появилась новая игрушка – грузовая машина. Два ребенка отнимают ее друг у друга, начинается.
Пути повышения качества образовательного процесса в ДОО при использовании современных технологий Пути повышения качества образовательного процесса в ДОО при использовании современных технологий Обучая учусь. Сенека Старший Федеральный.
Занятие образовательного клуба «Оптимизация образовательного процесса по речевому развитию» Цель: повысить педагогическую компетентность воспитателей с небольшим стажем работы в дошкольной образовательной организациипо амплификации.
В чем состоит специфика педагогических нововведений в чем она проявляется при обучении музыке
Помогите пожалуйста с ответами. Итоговая аттестационная работа. Педагогика и методика начального образования
Задание 1
Какие информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) Вы считаете наиболее эффективными в практике начального образования? Какие ИКТ Вы находите наименее приемлемыми для данного уровня образования? Ответ аргументируйте.
Раскройте основные общенаучные принципы и подходы методологии педагогики, применимые в начальном образовании. Приведите примеры их реализации на практике.
Опишите познавательные психические процессы, сопровождающие начальное образование.
Задание 4
Охарактеризуйте основные направления воспитания личности младшего школьника. Какие из них Вы считаете наиболее адекватные (подходящие) современным требованиям общества?
Опишите приемы определения психологической готовности детей к школе, а также методы и инструменты коррекции школьных страхов и тревожности. Приведите практические примеры.
Охарактеризуйте этапы инновационного образовательного процесса. Что представляет собой педагогическая технология? Приведите практические примеры педагогических технологий в обучении английскому языку.
Задание 2
В чем состоит специфика педагогических нововведений? В чем она проявляется в обучении английскому языку?
Задание 3
Какие факторы (силы) способствуют нововведениям в образовании, а какие препятствуют их развитию? Приведите практические примеры действия таких факторов. Какие выделяют типы новаторов?
Задание 4
В чем состоит сущность технологического подхода в обучении? Охарактеризуйте технологии развивающего обучения. Какие технологии развивающего обучения могут быть использованы в обучении английскому языку?
Задание 5
В чем состоит сущность сознательно-коммуникативного метода обучения? Изложите основные закономерности речевого общения. Охарактеризуйте связь между заданиями в структуре занятия.
Доклад Инновационный подход в преподавании музыки.
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Инновационный подход в преподавании музыки в образовательной организации.
Учитель высшей категории Басова Ж.В.
Насущной потребностью сегодняшнего дня в музыкальной педагогике является активное внедрение новых форм развивающего обучения на всех уровнях музыкального образования
В целом под инновационным подходом понимается комплексная деятельность по созданию (рождению, разработке), освоению, использованию и распространению новшеств. В ходе создания, освоения и распространения инноваций в сфере образования формируется новая, современная образовательная система – глобальная система открытого, гибкого, индивидуализированного, созидающего знания, непрерывного образования человека в течение всей его жизни. Эта система представляет собой единство:
новых образовательных технологий – технологических инноваций;
новых организационных структур и форм в области образования – организационных инноваций;
новых методов и приемов преподавания и обучения – педагогических инноваций;
Главной целью инновационного подхода в образовании является подготовка человека к жизни в постоянно меняющемся мире. Образование должно развивать механизмы инновационной деятельности, находить творческие способы решения жизненно важных проблем, способствовать превращению творчества в норму и форму существования человека.
Наиболее перспективные образовательные технологии на сегодняшний день должны включать в себя такую деятельность педагога, которая целостна по своей природе, последовательна в наборе действий, а необходимый результат этой деятельности должен иметь прогнозируемый характер.
технологию дистанционного обучения;
систему инновационной оценки «портфолио»;
коллективную систему обучения;
технологию решения изобретательских задач;
обучение в сотрудничестве;
технологию использования в обучении игровых методов;
технологию модульного и блочно-модульного обучения;
технологию развития критического мышления
Технология развития процессов восприятия объединяет все виды музыкальной деятельности учащихся:
слушание музыки и размышления о ней,
певческое развитие школьников,
интонирование и музыкально-ритмические движения,
импровизации (речевые, вокальные, ритмические, пластические, художественные).
Восприятие музыки наиболее полно формируется в процессе работы интонационно-образного и жанрово-стилевого анализа музыкальных произведений.
Технологии развития ассоциативно-образного мышления школьников на уроках музыки базируются на интеграции музыки с другими видами искусства – литературой, изобразительном искусством, православной культурой, кино, театром. Одним из приемов данной технологии является слушание музыки и ее восприятие. Этот прием является самым творческим, т.к. в процессе работы раскрывается творческий потенциал ребенка, его внутренний мир. Такое прослушивание музыкального произведения, а затем его анализ помогают детям мысленно представить ту или иную картинку, которую можно перенести на бумагу.
Информационно-коммуникативные технологии в наше время приобретают большое значение для учащихся-подростков на уроках и во внеурочной музыкально-эстетической деятельности. В условиях введения ФГОС большая роль отводится владению навыками самостоятельных умений школьников, направленных на умение работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, справочниками, энциклопедиями, словарями (в том числе на электронных носителях, таких как: CD, DVD, флеш-карта) ресурсами сети Интернет; самостоятельный поиск, извлечение, систематизация, анализ и отбор необходимой информации. Одной из форм овладения учащимися ИКТ является проектная деятельность. При защите проектов обучающиеся приобретают навыки выбора, учатся работать в коллективе, применяют полученные знания при изучении других предметов, происходит индивидуальное развитие и самовоспитание творческого потенциала личности.
Технологии арт-терапевтического воздействия музыки на учащихся. Данной технологией пользуются все учителя музыки, но возможно, просто не владеют информацией о ней и о приемах, используемых в рамках этой технологии, а это:
создание комфортной обстановки для обучения (снижение влияния стрессов),
нормализация основных функций организма – дыхание, артериальное давление, сердечные ритмы;
стимулирование слуховой активности при восприятии музыки,
оздоровление голосового аппарата в процессе пения,
восстановление координации между слухом и голосом (вокалотерапия),
развитие функций легких в процессе пения,
развитие координации движений под музыку (пластическое интонирование, музыкально-ритмические движения) и др.
В ходе учебного процесса на уроках музыки необходимо увеличить объем восприятия и исполнения классической музыки с целью создания комфортной звуковой среды для музыкального образования и воспитания подрастающего поколения.
Игровые – ролевые проекты, например, драматизация песен. Ролевая игра имеет большое значение для развития личности школьника: принимая на себя различные роли, он сопереживает, начинает ориентироваться в отношениях между людьми, проявляет заложенные в нем творческие возможности.
Одни проекты оформляются дома самостоятельно, другие, требующие помощи со стороны учителя, создаются в классе. Главное – не подавлять инициативу ребят, с уважением относится к любой идее, создавать ситуацию «успеха». Кроме того, самостоятельный выбор содержания и способов деятельности способствует развитию эмоциональной сферы личности, ее способностей, склонностей, интересов. Ориентируясь на те цели и задачи, которые стоят перед учителем музыки, и, зная запросы учащихся в современном мире, я и применяю в своей работе данную методику.
(Опыт работы в школе показал, что в развитии интереса к предмету нельзя полагаться только на содержание изучаемого материала. Если учащиеся не вовлечены в активную деятельность, то любой материал вызовет у них созерцательный интерес к предмету. Для того чтобы разбудить в школьниках активную деятельность, им нужно предложить проблему интересную и значимую.
Технология продуктивно-творческой деятельности
Данная технология строится на принципах общехудожественного постижения искусства:
-принцип увлеченности и эмоциональной отзывчивости;
-принцип природосообразности (от игры к творчеству);
-принцип единства воспитания и образования,
-принцип преемственности и непрерывности различных уровней музыкального образования;
-комплексный подход к синтезу всех видов искусств и сфер жизни;
-одновременная работа всех анализаторов (зрение, слух, осязание).
Так, например, анализируя жанр авторской песни в 7 классе (тема «Что значит современность в музыке»), учащиеся знакомятся с историей возникновения этого музыкального жанра, изучают музыку средневековых бардов, менестрелей, трубадуров. Разучивая песни современных авторов, например, В.Высоцкого, О. Митяева и др., учащиеся исследуют жанр авторской песни с точки зрения современной культуры, а обозначив в ходе обсуждения, волнующие современных подростков темы, создают фундамент для музыкальных сочинений будущего. И неважно, если первый опыт по созданию своей авторской песни будет не совсем удачным, главное, что он состоялся.
Основными методами обучения продуктивно-творческой деятельности являются методы музыкальной импровизации, интеграции различных видов искусств, интерпретации собственного исполнения музыкального произведения.
Очень важными и необходимыми в наше время стали здоровьесберегающие технологии.
Здоровье ребенка, его физическое и психическое развитие, социально-психологическая адаптация в значительной степени определяются условиями его жизни и, прежде всего, условиями жизни в школе.
Неудивительно поэтому, что в наше время много школ работает с применением технологии здоровье сбережения.
Технологии детского музицирования
Вовлечь детей в процесс музицирования, с использованием простейших музыкальных инструментов, научить ощущать и исполнять ритмическую пульсацию в музыке различного характера и темпа, а также в речевых упражнениях, переносить ритм слов на инструменты.
Обеспечить развитие коммуникативных и исполнительских способностей Результат:
-развивается чувство метроритма;
— приобретаются навыки коллективной игры;
Технология целеполагания предполагает:
Целеполагание — основополагающий этап в проектировании педагогического процесса. Под целеполаганием понимают комплексный процесс формирования цели. В зависимости от проектируемой области, он начинается с диагностики уровня знаний и умений обучающегося, либо уровня развития тех или иных качеств личности, либо сформированности универсальных учебных действий и т.д. Задачей первого этапа является выявление проблемных зон в проектируемой области. Результат:
1. В целях образовательного мероприятия формулируются ключевые результаты, к которым будут стремиться все участники образовательного процесса.
2. Цели определяют направления, по которым будет выстраиваться образовательный процесс.
3. Цели помогают определять необходимое содержание, источники, технологии и методы обучения, воспитания, развития и социализации обучающихся.
4. Цели являются индикаторами, обеспечивающими точное определение результативности усилий педагога и обучающихся.
5. Цель является мотиватором познавательной деятельности обучающихся и педагогической деятельности учителя.
На уроках музыки можно применять кейс, квест технологии, технологию комплексного урока Михаила Казинника.
Сегодня все большую популярность приобретают образовательные квесты. Собственно понятие «квест» обозначает игру, требующую от игрока решения умственных задач для продвижения по сюжету. Сюжет игры может быть предопределённым или же давать множество исходов, выбор которых зависит от действий игрока
Кейсовая технология (метод) обучения – это обучение действием. Суть кейс–метода состоит в том, что усвоение знаний и формирование умений есть результат активной самостоятельной деятельности учащихся по разрешению противоречий, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.
Метод кейсов способствует развитию умения анализировать ситуации, оценивать альтернативы, выбирать оптимальный вариант и планировать его осуществление. И если в течение учебного цикла такой подход применяется многократно, то у обучающегося вырабатывается устойчивый навык решения практических задач.
Применяя новые информационные технологии на уроке музыки, нельзя забывать о том, что это урок общения с искусством. Вот почему так важно не “подменить” его общением с компьютером, не “засушить” урок, не превратить его в технический практикум. Для этого есть уроки информатики. Увлечённый новой методикой, мудрый учитель использует только те её открытия, которые помогут раскрыть, развить и реализовать способности ребёнка.
Современная система образования предполагает отказ от образования как предоставления обучающимся готовых ответов на заданные ими вопросы, широкое использование проблемного обучения, исследовательского метода, метода проектов, обеспечение органического единства в обучении и
воспитании, школьной и внешкольной деятельности, вовлечение школьников в самые разнообразные социальные практики. Используя современные инновационные технологии в преподавании, учитель открывает для себя