в чем состоит сущность технологического подхода в обучении педкампус

Сущность технологического подхода в обучении

Просмотр содержимого документа
«Сущность технологического подхода в обучении»

Многие специалисты выделяют современный этап, как этап перехода от таких традиционных средств информации, как учебное радио и телевидение к так называемой новой информационной технологии — ЭВМ, компьютеризированные системы хранения информации и каналы связи, лазерные и микроэлектронные устройства и т. п.

Сторонники механизации учебного процесса видят путь повышения эффективности обучения в широком использовании технических средств обучения.

Параллельно развивалось другое направление педагогической технологии — технология построения учебного процесса или технологии обучения. Фундаментом для его строительства стало программированное обучение, которое понималось не просто как любой упорядоченный набор дидактических материалов, а как полностью разработанная программа обучения, включающая полный набор учебных целей критерии их измерения и оценки, точное описание условий их обучения.

Педагогическая технология — это выявление принципов и разработки приемов оптимизации образовательного процесса путем анализа факторов повышающих образовательную эффективность путем конструирования и применение приемов и материалов, а также средств оценки применяемых материалов.

Сущность технологии обучения заключается в идеи управляемости школы или любого другого образовательного учреждения, прежде всего его основного – учебного процесса.

Основное требование к современному уроку — обеспечение коммуникативной деятельности учащихся учителем, умеющим создать «соответствующую интеллектуальную и эмоциональную психосферу образования, атмосферу психологической поддержки» (концепция Роджерса К.).

Технология развивающего обучения предполагает взаимодействие педагога и учащихся на основе коллективно-распределительной деятельности, поиске различных способов решения учебных задач посредством организации учебного диалога в исследовательской и поисковой деятельности обучающихся.

Технология развивающего обучения включает стимулирование рефлексивных способностей ребенка, обучение навыкам самоконтроля и самооценки.

Эта технология основывается на концепциях развивающего обучения отечественных ученых (Л.В. Занков, В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин, З.И Калмыкова, Е.Н. Кабанова, Г.А Цукерман, И.С. Якиманская, Г.К. Селевко и другие), в основе которых лежат различные аспекты развития ребенка и определенные мотивационные компоненты.

Так, например, Л.В. Занков, В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин опираются в разработке концепций развивающего обучения на познавательный интерес. И.С.Якиманская отдает приоритет индивидуальному опыту личности. Г. Альтшуллер, И. Волков, И. Иванов акцентируют внимание на творческих потребностях школьников, а Г.К.Селевко – на потребности самосовершенствования.

В любом случае технологии развивающего обучения рассматривают ребенка как самостоятельного субъекта процесса обучения, взаимодействующего с окружающим миром, где он познает этот мир, развивая свои мыслительные процессы и свой интеллект.

1. Учащиеся чувствуют себя на и уроке легко, расковано, каждый из них ощущает ответственность за свои действия и стремится к достижению цели.

2. Языковой материал урока соответствует возрасту, отвечает требованиям общеполезности, образовательной и воспитательной ценности.

3. У учащихся есть внутренняя мотивация к учению.

4. Учащиеся активно участвуют в процессе педагогического общения (самостоятельно определяют грамматические формы, делают выводы, формулируют правила).

5. Учащиеся не только воспроизводят информацию, но и высказывают свои мысли, свое мнение, спорят, доказывают, т.е. реально общаются с учителем и друг с другом, учатся самостоятельно мыслить.

1. Учитель с самого начала на всем протяжении учебного процесса демонстрирует детям свое полное к ним доверие.

2. Учитель помогает учащимся в формировании и уточнении целей и задач, стоящих как перед группами, так и перед каждым учащимся в отдельности.

3. Широко используется система поощрений.

4. Учитель выступает как источник разнообразного опыта, к которому всегда можно обратиться за помощью.

5. Учитель должен открыто выражать в группе свои мысли и чувства.

6. Учитель — активный участник группового взаимодействия, он должен стремиться к достижению эмпатии («я чувствую, что ты чувствуешь»), позволяющей понимать чувства и переживания каждого школьника.

Мною подобраны и систематизированы упражнения на развитие разных интеллектуальных качеств: внимание, память, умение классифицировать и систематизировать материал, группировать, делать анализ и синтез.

При организации развивающего обучения учебная деятельность должна быть направлена на вооружение учащихся не только конкретными знаниями, но и комплексом интеллектуальных умений: умений проводить классификацию и обобщение фактов, абстрагировать, формулировать выводы; выполнять анализ эксперимента, формулировать проблему и решать её, планировать эксперимент, проводить эксперимент.

Линия развития интеллектуальных умений включает: развитие речи устной и письменной, наблюдательности, формирование умений сравнивать, противопоставлять, анализировать, выделять главное, проводить обобщение, классификацию, умений проводить рассуждения от частного к общему и от общего к частному.

Выполняя эти упражнения, учащиеся не только приобретают лингвистические знания, умения и навыки, но и учатся делать самоанализ, давать самооценку, предвидеть результаты своих действий.

Рефлексия — последний и обязательный этап — отражение чувств, ощущений, возникших у участников в ходе мастерской. Это богатейший материал для рефлексии самого учителя, для усовершенствования им конструкции мастерской, для дальнейшей работы.

Источник

В чем состоит сущность технологического подхода в обучении педкампус

в чем состоит сущность технологического подхода в обучении педкампус

Задание 1
Какие информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) Вы считаете наиболее эффективными в педагогической практике? Какие ИКТ Вы находите наименее приемлемыми в социальной педагогике? Ответ аргументируйте.

Задание 2
Раскройте основные общенаучные принципы и подходы методологии педагогики, применимые в практической работе социального педагога. Приведите примеры их реализации.

Задание 3
Опишите познавательные психические процессы, сопровождающие процесс обучения.

Задание 4
Охарактеризуйте социально-педагогические технологии работы социального педагога.

Задание 5
Изложите основные положения современной теории обучения и воспитания.

в чем состоит сущность технологического подхода в обучении педкампус

в чем состоит сущность технологического подхода в обучении педкампус

в чем состоит сущность технологического подхода в обучении педкампус

Добрый день! Помогите, пожалуйста)

Задание 1
Какие информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) Вы считаете наиболее эффективными в педагогической практике? Какие ИКТ Вы находите наименее приемлемыми в социальной педагогике? Ответ аргументируйте.

Задание 2
Раскройте основные общенаучные принципы и подходы методологии педагогики, применимые в практической работе социального педагога. Приведите примеры их реализации.

Задание 3
Опишите познавательные психические процессы, сопровождающие процесс обучения.

Задание 4
Охарактеризуйте социально-педагогические технологии работы социального педагога.

Задание 5
Изложите основные положения современной теории обучения и воспитания.

в чем состоит сущность технологического подхода в обучении педкампус

в чем состоит сущность технологического подхода в обучении педкампус

в чем состоит сущность технологического подхода в обучении педкампус

в чем состоит сущность технологического подхода в обучении педкампус

в чем состоит сущность технологического подхода в обучении педкампус

в чем состоит сущность технологического подхода в обучении педкампус

в чем состоит сущность технологического подхода в обучении педкампус

в чем состоит сущность технологического подхода в обучении педкампус

в чем состоит сущность технологического подхода в обучении педкампус

в чем состоит сущность технологического подхода в обучении педкампус

в чем состоит сущность технологического подхода в обучении педкампус

в чем состоит сущность технологического подхода в обучении педкампус

Добрый вечер, помогите, пожалуйста.
Задание 1
Какие информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) Вы считаете наиболее эффективными в педагогической практике? Какие ИКТ Вы находите наименее приемлемыми в социальной педагогике? Ответ аргументируйте.

Задание 2
Раскройте основные общенаучные принципы и подходы методологии педагогики, применимые в практической работе социального педагога. Приведите примеры их реализации.

Задание 3
Опишите познавательные психические процессы, сопровождающие процесс обучения.

Задание 4
Охарактеризуйте социально-педагогические технологии работы социального педагога.

Задание 5
Изложите основные положения современной теории обучения и воспитания.

Источник

Сущность технологического подхода в обучении

Просмотр содержимого документа
«Сущность технологического подхода в обучении»

Многие специалисты выделяют современный этап, как этап перехода от таких традиционных средств информации, как учебное радио и телевидение к так называемой новой информационной технологии — ЭВМ, компьютеризированные системы хранения информации и каналы связи, лазерные и микроэлектронные устройства и т. п.

Сторонники механизации учебного процесса видят путь повышения эффективности обучения в широком использовании технических средств обучения.

Параллельно развивалось другое направление педагогической технологии — технология построения учебного процесса или технологии обучения. Фундаментом для его строительства стало программированное обучение, которое понималось не просто как любой упорядоченный набор дидактических материалов, а как полностью разработанная программа обучения, включающая полный набор учебных целей критерии их измерения и оценки, точное описание условий их обучения.

Педагогическая технология — это выявление принципов и разработки приемов оптимизации образовательного процесса путем анализа факторов повышающих образовательную эффективность путем конструирования и применение приемов и материалов, а также средств оценки применяемых материалов.

Сущность технологии обучения заключается в идеи управляемости школы или любого другого образовательного учреждения, прежде всего его основного – учебного процесса.

Основное требование к современному уроку — обеспечение коммуникативной деятельности учащихся учителем, умеющим создать «соответствующую интеллектуальную и эмоциональную психосферу образования, атмосферу психологической поддержки» (концепция Роджерса К.).

Технология развивающего обучения предполагает взаимодействие педагога и учащихся на основе коллективно-распределительной деятельности, поиске различных способов решения учебных задач посредством организации учебного диалога в исследовательской и поисковой деятельности обучающихся.

Технология развивающего обучения включает стимулирование рефлексивных способностей ребенка, обучение навыкам самоконтроля и самооценки.

Эта технология основывается на концепциях развивающего обучения отечественных ученых (Л.В. Занков, В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин, З.И Калмыкова, Е.Н. Кабанова, Г.А Цукерман, И.С. Якиманская, Г.К. Селевко и другие), в основе которых лежат различные аспекты развития ребенка и определенные мотивационные компоненты.

Так, например, Л.В. Занков, В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин опираются в разработке концепций развивающего обучения на познавательный интерес. И.С.Якиманская отдает приоритет индивидуальному опыту личности. Г. Альтшуллер, И. Волков, И. Иванов акцентируют внимание на творческих потребностях школьников, а Г.К.Селевко – на потребности самосовершенствования.

В любом случае технологии развивающего обучения рассматривают ребенка как самостоятельного субъекта процесса обучения, взаимодействующего с окружающим миром, где он познает этот мир, развивая свои мыслительные процессы и свой интеллект.

1. Учащиеся чувствуют себя на и уроке легко, расковано, каждый из них ощущает ответственность за свои действия и стремится к достижению цели.

2. Языковой материал урока соответствует возрасту, отвечает требованиям общеполезности, образовательной и воспитательной ценности.

3. У учащихся есть внутренняя мотивация к учению.

4. Учащиеся активно участвуют в процессе педагогического общения (самостоятельно определяют грамматические формы, делают выводы, формулируют правила).

5. Учащиеся не только воспроизводят информацию, но и высказывают свои мысли, свое мнение, спорят, доказывают, т.е. реально общаются с учителем и друг с другом, учатся самостоятельно мыслить.

1. Учитель с самого начала на всем протяжении учебного процесса демонстрирует детям свое полное к ним доверие.

2. Учитель помогает учащимся в формировании и уточнении целей и задач, стоящих как перед группами, так и перед каждым учащимся в отдельности.

3. Широко используется система поощрений.

4. Учитель выступает как источник разнообразного опыта, к которому всегда можно обратиться за помощью.

5. Учитель должен открыто выражать в группе свои мысли и чувства.

6. Учитель — активный участник группового взаимодействия, он должен стремиться к достижению эмпатии («я чувствую, что ты чувствуешь»), позволяющей понимать чувства и переживания каждого школьника.

Мною подобраны и систематизированы упражнения на развитие разных интеллектуальных качеств: внимание, память, умение классифицировать и систематизировать материал, группировать, делать анализ и синтез.

При организации развивающего обучения учебная деятельность должна быть направлена на вооружение учащихся не только конкретными знаниями, но и комплексом интеллектуальных умений: умений проводить классификацию и обобщение фактов, абстрагировать, формулировать выводы; выполнять анализ эксперимента, формулировать проблему и решать её, планировать эксперимент, проводить эксперимент.

Линия развития интеллектуальных умений включает: развитие речи устной и письменной, наблюдательности, формирование умений сравнивать, противопоставлять, анализировать, выделять главное, проводить обобщение, классификацию, умений проводить рассуждения от частного к общему и от общего к частному.

Выполняя эти упражнения, учащиеся не только приобретают лингвистические знания, умения и навыки, но и учатся делать самоанализ, давать самооценку, предвидеть результаты своих действий.

Рефлексия — последний и обязательный этап — отражение чувств, ощущений, возникших у участников в ходе мастерской. Это богатейший материал для рефлексии самого учителя, для усовершенствования им конструкции мастерской, для дальнейшей работы.

Источник

Статья «Основы технологического подхода к обучению»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

в чем состоит сущность технологического подхода в обучении педкампусв чем состоит сущность технологического подхода в обучении педкампусв чем состоит сущность технологического подхода в обучении педкампусв чем состоит сущность технологического подхода в обучении педкампус в чем состоит сущность технологического подхода в обучении педкампусОСНОВЫ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА К ОБУЧЕНИЮ

В 70-е годы воздействие системного подхода постепенно привело к общей установке педагогической технологии: решать дидактические проблемы в русле управления учебным процессом с точно заданными целями, достижение которых должно поддаваться чёткому описанию и определению.

Во многих изданиях, посвящённых педагогической технологии, можно обнаружить это её новое понимание, а именно: педагогическая технология – это «не просто использование технических средств обучения или компьютеров; это выявление принципов и разработка приёмов оптимизации образовательного процесса путём анализа факторов, конструированием и применением приёмов и материалов, повышающих образовательную эффективность, а также посредством оценки применяемых методов».

Суть этого подхода заключена в идее максимально возможной управляемости работой школы или любого другого образовательного учреждения, прежде всего её основного звена – учебного процесса. По характеристике японского учёного-педагога Т.Сакамото, педагогическая технология представляет собой внедрение в педагогику системного способа мышления, который иначе можно назвать «систематизацией образования».

Технологический подход к обучению ставит целью сконструировать учебный процесс, отправляясь от заданных исходных установок (социальный заказ, образовательные ориентиры, цели и содержание обучения).

Специфика педагогической технологии состоит в том, что в ней учебный процесс должен гарантировать достижение поставленных целей. Основой последовательной ориентации обучения на цели является оперативная обратная связь, которая пронизывает весь учебный процесс. В соответствии с этим в технологическом подходе к обучению выделяются:

Постановка целей и их максимальное уточнение, формулировка учебных целей с ориентацией на достижение результатов

Подготовка учебных материалов и организация всего хода обучения в соответствии с учебными целями

Оценка текущих результатов, коррекция обучения, направленная на достижение поставленных целей

Заключительная оценка результатов

Качество таких процессов обычно подтверждается гарантией того, что оказанная услуга, в том числе образовательная, будет в точности соответствовать установленным требованиям потребителей. Обеспечение же таких гарантий во всем мире связывают с наличием в организации системы менеджмента качества.

Именно применение этих стандартов в качестве руководства при осуществлении первых шагов по построению СМК школы представляется предпочтительным, даже если руководство школы не ставит перед собой цели сертификации системы качества на соответствие этим стандартам. Указанные стандарты содержат достаточно ясные рекомендации, что в какой последовательности нужно делать, чтобы построить систему качества организации и в дальнейшем непрерывно её улучшать.

Несмотря на то, что стандарты серии ISO 9001:2000 имеют универсальный характер, их применение в качестве методической основы для построения СМК в школе или её подразделениях требует их адаптации применительно к такому специфическому учреждению, как школа.

Для специалистов, приступающих к разработке и внедрению СМК школы, чрезвычайно важно иметь методические материалы в виде указаний и рекомендаций, которые адаптировали бы требования и рекомендации стандартов применительно к школам и привычной для них профессиональной терминологии, описывали бы требования, предъявляемые к СМК школы. Такие методические рекомендации могут служить основой для последующих внутренних и внешних аудитов.

Построение СМК в школе может проводиться на разных уровнях её структуры – на уровне школы в целом или на уровне отдельного структурного подразделения, например методического объединения.

1.Ориентация на потребителя

Руководство обеспечивает единство целей и направления деятельности школы. Ему следует со здавать и поддерживать внутреннюю среду, в которой кол лектив школы может быть полностью вовлечен в достиже ние поставленных целей и решение задач школы в области качества.

Основу школы составляют сотруд ники всех уровней. Их положительная мотивация, полное вовлечение в улучшение деятельности школы и рациональ ное использование их потенциала дают возможность добить ся необходимых результатов.

Желаемый результат до стигается эффективнее, если различными видами деятельности и соответствующими ресурсами управляют как про цессом. Это приводит к необходимости инвентаризации всех жизненно важных процессов школы, определению ответ ственных за такие процессы и документальной регламента ции последних.

Системный подход к менеджменту

Выявление, понимание и менеджмент взаимосвязанных процессов как системы содей ствующей результативности и эффективности организации
для достижения ее целей.

Постоянное улучшение деятельности школы в целом следует рассматривать как ее неизменную цель

Принятие решений, основанное на фактах

Эффективные решения основываются на анализе фактов, данных
и информации, что предполагает построение действенной си стемы сбора и анализа информации обо всех аспектах дея тельности школы и ее взаимоотношениях с «внешней сре дой». Такая информация должна включать все установленные и «измеряемые» показатели качества всех рабочих процессов и результатов деятельности школы и анализировать их на сте пень достижения целей, определенных в стратегическом пла не ее развития.

Взаимовыгодные отношения с партнёрами (поставщиками)

Школа и ее партнеры взаимозависимы, и отношения вза имной выгоды повышают способность обеих сторон создавать ценности.

В качестве таких партнеров могут рассматриваться:

детские сады и другие дошкольные учреждения, выпуск ники которых приходят в школу;

вузы, в которые будут поступать выпускники школы;

промышленные предприятия и организации, в которых будут работать выпускники школы;

Министерство образования и науки РФ, региональные и муниципальные администрации;

другие школы, учреждения дополнительного образования, культуры, заинтересованные в сотрудничестве со школой;

любые поставщики продукции и услуг, необходимых для школы.

В международном стандарте дано следующее определение: « Качество – степень соответствия присущих объекту характеристик установленным требованиям». При этом под объектом понимается то, что может быть индивидуально описано и рассмотрено. Объектом могут быть, например, деятельность или процесс, продукция или результат предоставления услуги, организации или система либо некоторая их комбинация. При таком подходе, когда говорят о качестве, выделяют качество результатов деятельности (процесса), качество самих процессов и качество системы или организации деятельности.

Любая школа представляет собой организацию с достаточно сложной системой пересекающихся и взаимодействующих процессов. На рисунке 2 представлена укрупнённая классификация бизнес процессов в организации.

Основные рабочие (производственные) процессы

Стратегическое планирование и управление

Основные рабочие (производственные) процессы:

Разработка образовательных программ, учебных планов, курсов

Приём, обучение, мониторинг результатов, выпуск обучающихся

Научно-исследовательская и консультационная деятельность

Маркетинг, реклама и «профориентация»

Управление инфраструктурой и техническими средствами

Управление финансовыми средствами

Измерение, анализ, улучшение

Качество результатов работы

Успех (или неуспех) в достижении поставленных стратегических задач

Удовлетворённость (или неудовлетворённость) потребителей

Качество «выходной продукции» (выпускник, обладающий определённым уровнем компетенций) во многом определяется качеством «закупаемой продукции» или «сырья» (будущий первоклассник). Однако в первый класс по определению принимаются все. Поэтому проверка «закупленной продукции» служит не основанием приёма в первый класс, а основанием построения образовательного процесса.

Выпускник, обладающий определённым уровнем компетенций

«Закупаемая продукция» или «сырьё»

Потенциал, процессы, результаты школы

Рисунок 3 – Взаимосвязь «закупаемой продукции» и «выходной продукции»

Материал подготовлен руководителем методического объединения учителей начальных классов МБОУ «СОШ №11» г. Ижевска Ведёхиной Татьяной Геннадьевной

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *