в чем состояла новизна учения гуманистов
В чем состоит новизна основных идей и тенденций гуманизма Ренессанса?
Гуманизм(лат. человечный) – система воззрений, придающая человеку значение приоритетной ценности. Развитию гуманистических воззрений способствовал антропоцентризм Ренессанса, признававший права человека на свободу, счастье и развитие.
Гуманизм, сложившийся в эпоху возрождения (15 – 16 вв) знаменует переворот во всей культуре и мировоззрении человечества, противостояние схоластике.
Согласно итальянским гуманистам, природа человека достойна всемирной реабилитации, высшим критерием для оценки человеческих страстей. Гуманизм возрождает идеи эпикурейцев. Эпоха возрождения – это этика, молодость буржуазии, которую волнуют вопросы благородства. Этот вопрос поставил еще Данте. Благородство заключается же в чужой славе, реже это слава Бога, и с доблести духа. Схоластичности решили противопоставиться право на истину и её поиск, догматизму – резкая критика.
Гуманисты отстаивали и умеренный утилитаризм (цель жизни и добродетель отождествляется с пользой). Т.е. гуманизм возрождения ориентируется на свободу мысли и справедливое устройство общества на демократических началах. Достичь свободы и счастья человеку можно за счет гуманитарного знания, а не естественного, не за счет знания о природе. Люди должны быть для друг друга источником радости, что невозможно без любви и дружбы.
Таким образом, гуманизм возрождения ориентируется на свободомыслие, не видя перспектив для реализации своих идей, обращается к утопиям (Томас Мор, Т. Кампанелла), что указывает на противоречивость идеалов возрождения.
Николай Кузанский приходит к кантизму – учению, отождествляющему Бога с мировым целым. Он судит о мире по принципу посюсторонности (земного).
Леонардо да Винчи, величайший мыслитель, всегда руководствовался нормами этики. Так, он не обнародовал свои изыскания по созданию подводных аппаратов, т.к. опасался «злой природы людей», которые бы убивали на дне моря, топили корабли вместе с людьми.
Философия эпохи возрождения, в основе которой лежали идеи гуманизма, общественного договора Руссо, благородства, справедливости и свободы, безусловно, 1) создала переход к новому философствованию, 2) сделала акцент на земной, посюсторонней жизни человека, 3) его духовно-нравственных качествах, 4) обращалась к принципам морали и добродетели и 5) указала на необходимость возрождения общечеловеческих ценностей.
Билет № 16
1. Вопрос о смысле человеческого существования до сего времени является предметом обсуждения. Какие основные ответы на этот вопрос существуют в философии?
Смысл жизни – регулятивное понятие, присущее всякой развитой мировоззренческой системе, которая описывает, оправдывает и истолковывает свойственные этой системе моральные ценности и нормы, показывает во имя чего необходима предписываемая им деятельность.
Большинство философов исходят из существования некой абстрактной и неизменной человеческой природы, конструируя на этой основе идеал человека, в достижении которого и усматривался смысл жизни, основное назначение человеческой жизни. Так гуманистический идеал Ренессанса видели возможность преобразовать мир чисто духовными средствами. Конфуцианство выделяло ряд добродетелей, достичь которых было смыслом человеческого существования.
Жизнь человека является абсолютной ценностью. Смысл жизни в истории человечества трактовался по разному: от борьбы за существование (Дарвин) и способа существования белковых тел (Энгельс) до космического процесса качественных изменений «жизненного порыва» (Бергсон). Но аспект осмысления предназначения человека в жизни заключается не столько в выяснении её сути, сколько в поиске ответа на вопросы: «в чем смысл жизни?», «зачем человек живет?»
Выступая абсолютной, высшей ценностью, жизнь имеет различную цену. Смысл человеческого бытия – это те ценности, которые реализуют люди в своих поступках. Это то, что является самым значимым в жизни человека и выражает его специфику. Смысл жизни есть у каждого человека, но не всякий смысл жизни заслуживает одобрения. В аксиологическом аспекте осмысления человеческой жизни (учение о ценностях) совокупность ценностей человека, его моральность, рассматриваются такие проблемы как добра, свободы, вероисповедания и религиозных ценностей, этика ненасилия.
В соответствии с этическими тенденциями общества ценности изобретают сами люди. Сторонники религиозной системы считают, что все познается божественным откровением, все ценности неизменны и даются раз и навсегда.
1. Вопрос добра – смысл жизни человека в доброте. Творения добра – следование этике ответственности.
2. Совесть это наивысшая форма моральности.
3. Вопрос ненасилия подразумевает взаимодействие субъектов не по праву силы, а на основе согласования ценностей (впервые тезис о ненасилии сформировался в индийской философии, в произведениях Толстого).
4. Этика ответственности – необходимая философская основа построения правового государства. В современном обществе актуализируется обсуждение таких метаценностей как истина, добро, красота.
Поиск смысла жизни для человека является естественным процессом, естественной потребностью познать себя, самоощущения значимости жизни. Смысл жизни не может быть определен окончательно, т.к. он не задан наперед, а формируется человеком на каждом этапе его бытия. И даже не может быть исчерпан самым полным перечнем из всех ценностей.
Наиболее абстрактное определение (потому и малоценное) смысла жизни это сама жизнь, в том что бы быть человеком во всех обстоятельствах и вопреки им. Проблема смерти порождает вопрос о смысле жизни, субъективная сторона смысла жизни решается каждым человеком по своему, в соответствии с мировоззренческими установками. Человек никогда не удовлетворяется ситуацией, что содержит в себе причины творческой деятельности. Поэтому призвание каждого человека – всесторонне развить свои способности, внести свой личный вклад в историю. Жизнь человека продолжается в его детях, внуках.
Сущность человека выражается в его творчестве, в котором он самоутверждается и обеспечивает тем самым свое более длительное существование. И было бы опрометчиво утверждать, что вопрос о смысле жизни не имеет ответа, что он некорректен. О смысле человеческого бытия говорят с незапамятных времен и будут говорить.
В чем состояла новизна учения гуманистов?
В чем состояла новизна учения гуманистов.
В связи с чем новизна его в том, что гуманизм на фоне подавления личности в обществе утверждает как раз ценность человека, как личности, его право на свободу, счастье, развитие, проявление своих способностей.
Великие гуманисты Европы?
Великие гуманисты Европы.
Кого называли гуманистом в раннее Новое время?
Кого называли гуманистом в раннее Новое время?
Можно ли считать гуманистом Джованни Морелли?
Почему гуманисты считали полезным общение ученых и художников?
Почему гуманисты считали полезным общение ученых и художников?
В чем состоял научный подвиг ученых эпохи Возрождения?
В чем состоял научный подвиг ученых эпохи Возрождения?
Что умеют ценить гуманисты?
Что умеют ценить гуманисты.
Кого называли гуманистом в раннее новое время?
Кого называли гуманистом в раннее новое время?
Можно ли считать гуманистом Джованни Морелли?
Какие были взгляды у гуманистов?
Какие были взгляды у гуманистов?
Что прославляли гуманисты?
Что прославляли гуманисты.
Выдающиеся гуманисты?
Как проявились взгляды гуманистов в искусстве?
Как проявились взгляды гуманистов в искусстве?
Гуманизм занимал важное место в эпоху Ренессанса. Сейчас мы вкладываем другой смысл в значение этого слова — что-то вроде «человеколюбия», было иначе.
Принципы гуманизма
В XIV-XV вв. науки делились на «божественные» и «человеческие». К последним – гуманитарным предметам – относилась, как правило, грамматика, риторика, литература и поэзия, история и этика. Граждан, хорошо разбиравшихся в этих областях знания, называли гуманистами.
Во 2-ой половине XIV в. важной становится классическая литература — произведения Древних Греции и Рима. Писателей этих существовавших некогда государств, считали настоящими учителями людей, выделяя Вергилия. Известно, что гуманист Гермолай Варвара (1453- 1493 гг.) сказал, что кроме Христа и литературы иных господ для него не существует.
Человек был у гуманистов совершенным творением Создателя. Подобные воззрения в корне отличались от средневековых взглядов, когда человека называли «сосудом греха». Гуманисты считали, что высшее предназначение человека — творить подобно Богу.
По убеждениям гуманистов, человека следует оценивать не по тому, сколько он имеет денег, не по тому, насколько он знатен и не по тому, что сделали его предки. Они считали, что индивидуума могут охарактеризовать исключительно собственные его достижения.
Очень известен итальянский гуманист Лоренцо Валло (1407-1457). Изучив различные тексты, этот человек пришел к заключению о подложности «Константинова дара» — якобы завещания императора Константина, передавшего Римскую империю папству. Константин жил в III в., а «Дар» появился лишь в VIII в., хотя на основе именно этого документа понтифики выдвигали претензии светской власти.
Философия Лоренцо Валло имела много общего с эпикурейством. Он отождествлял природу с Богом, не допуская, что она может являться источником зла; считал, что человек хочет удовольствий, так как того требует природа. Поэтому чувственные удовольствия Валло не считал безнравственными. По мнению индивидуалиста Лоренцо, интересы окружающих должно учитывать постольку, поскольку они касаются личных удовольствий.
Гуманисты оставались добрыми христианами — посещали церковь, соблюдали посты, однако не лишали себя простых радостей.
Творчество гуманистов
Писатели-гуманисты посвящали свои произведения не одним лишь святым, но и обычным гражданам, в жизнях которых случаются плохие и счастливые моменты. Поэты читали вирши не только о блаженстве на небесах, но и о любви к женщине и Родине, о верности долгу. Земная любовь для этих людей не являлась грешной, напротив, считали это высокое чувство Божьим даром.
Произведения гуманистов прославляли благородных людей, служивших людям и родине.
Художники-гуманисты продолжали посвящать работы главным образом религии, однако Христа, апостолов и святых могли писать с реальных личностей. Бог и святые изображались в одеждах современников гуманистов на фоне чудесных земных ландшафтов. Картины гуманистов прославляли еще и человеческую красоту, красоту природы, земные радости.
В эпоху Ренессанса живописцы и скульпторы изображали человеческое тело живо и достоверно. В то время началось применение перспективы при написании картин. Творения стали живее, реалистичнее.
По убеждению гуманистов, индивидуум мог достичь в жизни всего, если действительно того хочет. По их мнению, нельзя было всецело полагаться на Бога, нужно было и самому прилагать усилия. Бог помогает тому, кто сам себе помогает. Только человек сделает свою жизнь счастливой и наполнит ее красками, считали гуманисты.
В чем состоит новизна основных идеи и тенденций гуманизма Ренессанса?
“Ренессанс” или “Возрождение” — важный этап в истории философии. Ренессанс в Европе (прежде всего в Италии) занимает период с 14 по 16 вв.
Само название эпохи говорит о возрождении интереса к античной философии и культуре, в которых начинают видеть образец для современности. Идеалом знания становится не религиозное, а светское знание. Наряду с авторитетом Святого писания признаются, “на равных”, авторитеты античных мудрецов. Вместе с тем происходит возрождение “истинной” христианской духовности. Идет переосмысление христианской традиции, появляются ревнители христианства, такие как монах Сованарола во Флоренции (1452—1498), резко протестующие против роскоши папства, извращения учения Христа клиром, зовущие к первоначальному “апостольскому” варианту христианства.
Поэтому говорить, что этап Возрождения связан только с античным наследием, неверно. Духовного и христианского в нем тоже было много. Главная особенность философии Ренессанса — антропоцентризм. Теперь не Бог, а человек поставлен в центр исследований. Место человека в мире, его свобода, его судьба волнуют таких мыслителей, как Леонардо да Винчи, Микеланджело, Эразм Роттердамский, Макиавелли, Томас Мор, Мишель де Монтень и других.
Возникла новая система ценностей, где на первом месте стоит человек и природа, а затем религия с ее проблемами. Человек — природное существо. Отсюда другая особенность ренессапской культуры и философии — “секуляризация” (отделение) религии от науки, затем от политики и морали. Теперь проблемы государства, морали, науки не рассматриваются сквозь призму теологии. Эти области бытия признаются самостоятельно (вне религии) существующими, имеющими свои законы. Сказанное вовсе не означает, что проблемы религии. Бога, спасения души забыты. Просто они не находятся более в центре внимания философии. Это время становления опытных наук, которые постепенно выдвигаются в ранг единственных, дающих истинное знание о природе (Коперник, Кеплер, Галилей, Бруно и др.).
Мыслителям Ренессанса присущи нежелание анализировать понятия, различая (как это делали схоласты), мельчайшие оттенки категорий. Они хотят осмысливать сами явления природы и общества, а не спорить о дефинициях (определениях).
Большинство из них опираются на опыт и разум, но не на интуицию и откровение. Развивается и своеобразный скептицизм (Мишель де Монтень). На основе рационального создаются и первые проекты, рисующие идеальное государство — “Утопия” Томаса Мора; “Город солнца” Кам-панеллы и другие.
Посмотрим на конкретных примерах философских учений Ренессанса, какое воплощение получили вышеизложенные тенденции.
Николай Кузанский (Кребс), годы жизни — 1401— 1464 гг. Этот выдающийся деятель католической церкви,
кардинал и легат Германии, был интересным философом. В своих работах “Знающее незнание”, “Об ученом незнании” Н. Кузанский выступал в пользу изучения естественных наук, рационального знания и невмешательства теологии в эту сферу деятельности человека. Мир создан Богом, но он бесконечен, материален и движется через противоположности. Человека Н. Кузанский ставит очень высоко. Бог как бы присутствует в человеке. Вместе с тем, Бог присутствует во всем, прежде всего в природе. Бог — это центр Вселенной и ее предел. Он — целое, а Вселенная — часть. Мир как бы “свертывается” в Боге и Бог еще “разворачивает” его по мере своего воплощения в мир. Истина — всегда процесс (а не догма), процесс познания, движения к Богу.
Никколо Макиавелли (1469—1527) был высоким должностным лицом в республике Флоренции. В своей работе “Государь” Макиавелли высказал идеи о государстве и политике.
Государство имеет своим материалом человека. А обычный человек имеет ряд качеств, на которые должен опираться здравомыслящий управленец. Эти качества, к сожалению, негативные: жадность, мстительность, склонность к переменам и т. д.
“Ведь о людях можно вообще сказать, что они неблагодарны, изменчивы, трусливы перед опасностью, жадны до наживы”, — пишет Макиавелли. Этот “человек толпы” и определяет действия государства. Опора власти — сила;
другая опора — умело создаваемый “культ личности” государя; третья опора — сильный бюрократический аппарат и т. д. Но в любом случае, государство должно строиться с учетом реальных фактов и явлений. Главный факт состоит в том, что чем больше у государя власти, тем сильнее угроза ее потерять. Абсолютного властителя легко заменить на другого такого же. (Скажем, парламент заменить куда сложнее). Другой факт заключается в тем, что политический компромисс, устраивающий всех, невозможен, т. к. интересы людей слишком различны. Значит, власти всегда угрожают те, чьи интересы задеты больше всего. Религия и
Мишель де Монтенъ (1533—1592) был мэром г. Бордо во Франции, довольно состоятельным дворянином, другом короля Генриха IV. В своей единственной большой работе — “Опыты” Монтень выделяет в качестве основной проблему человека (его мораль, познание, место в мире, проблему смерти и достойной жизни и т. д.).
Монтень часто прибегает к авторитету античных мыслителей, свободно их цитирует (более 3-х тысяч раз), но характер ссылок говорит, что слепого преклонения Монтень не испытывает ни перед античными мудрецами, ни перед современными. Главный авторитет — разум человека. Все, что относится к природе — дело разума, все, что относится к религии — дело веры. Монтень высказывается за строгое разграничение веры и разума.
Дата добавления: 2018-09-22 ; просмотров: 619 ; Мы поможем в написании вашей работы!