в чем специфика обучения в начальной школе
В чем специфика обучения в начальной школе
Практикующий социальный психолог, 12-летний опыт работы, знает все психологические особенности начальных классов
Младший школьный возраст начинается с 6,5 и длится до 11 лет, то есть с первого по четвёртый классы школы. Большинство шестилеток хотят стать школьниками, но далеко не все к этому готовы. Уровень готовности ребёнка к школе обычно определяется на собеседовании с психологом. Также вы можете пройти наш бесплатный онлайн-тест.
В этой статье мы рассмотрим возрастные особенности обучения в начальных классах, на которые стоит обратить внимание родителям.
Возрастные особенности учеников начальных классов
В начале обучения в школе ребёнок переживает кризис семи лет. У него обостряется Я-чувство: «я взрослый», «я хочу». Прежние социальные отношения в детском саду уже исчерпали себя, и дети стремятся поскорее пойти в школу, чтобы обрести новый круг общения.
Родителям в этот период нужно разрешать ребёнку принимать посильные самостоятельные решения. Например, выбирать одежду, в которой он пойдёт в школу или составлять себе список дел на день. Это поможет младшекласснику почувствовать себя уже не малышом, а полноправным членом семьи, с мнением которого считаются.
У детей, поступающих в первый класс, ещё не до конца сформированы некоторые психические функции. Частая особенность детей начальных классов — фрагментарное восприятие или внимание. Из-за этого порой возникают проблемы. Невнимательным детям с трудом даются многочисленные школьные правила, а также письмо под диктовку.
При проблемах с восприятием детям сложно классифицировать и обобщать информацию. У них «скачет» строчка при письме, им сложно сориентироваться, сколько времени займёт то или иное задание, а озаглавливание текста может привести их в ступор.
Это не значит, что так будет всегда — любую функцию можно развивать. Кубик Рубика и простые упражнения помогут в развитии памяти и мышления. Таблицы Шульте, в которых нужно глазами искать цифры или буквы, помогут развивать внимание. А над восприятием можно поработать с помощью книг: прочитать, обсудить, пересказать. Кстати, это помогает и в развитии речи.
От того, в каком возрасте ребёнок пришёл в школу, зависит ведущий вид деятельности. До 6,5 лет игра занимает больше места в мире ребёнка, чем учёба. К 7,5 годам начинает преобладать учебная деятельность: возникает стремление быть продуктивным и получать одобрение от взрослых.
Если в семь лет ребёнок всё ещё предпочитает учебникам игрушки, не стоит давить на него. Реплики «быстро убирай игрушки и садись за уроки» могут сломать учебную мотивацию. Лучше вместе создать с ребёнком расписание, где будет выделено время на игру и на занятия.
К десяти годам у детей формируется критическое отношение к происходящему. Они стараются чётко разграничить плохое и хорошее, впервые протестуют против негатива и обмана. Это особенно заметно у четвероклассников, которые стоят на пороге подросткового возраста и болезненно переносят несправедливость.
Для поддержания контакта в этот период рекомендуется читать с ребёнком книги или смотреть фильмы и обсуждать их. Кто главный герой, что он сделал, почему он так поступил, какой у него был выбор, что он мог сделать по-другому? Задача родителя — задавать правильные вопросы, подталкивать ребёнка к рассуждениям.
Особенности обучения в начальных классах
Если педагогов обучают особенностям работы в начальных классах, то родителям на семейном обучении приходится всё постигать самостоятельно. Вот несколько рекомендаций, которые помогут тем, кто решил заниматься с ребёнком самостоятельно.
Обязательно составляйте план занятий. Не нужно расписывать каждое слово, достаточно в общих чертах описать, что и в какой последовательности будете делать.
В силу психологических особенностей учеников начальных классов важно делать упор на самостоятельность. Пусть ребёнок принимает активное участие в подготовке занятия, раскладывании предметов, выборе книги.
В начале любого занятия ребёнок должен сам сформулировать проблему, то есть осознать, какого знания ему не хватает, и поставить цель. Если ему сложно, родители, разумеется, могут ему помочь. Например, тема «Подводный мир», проблема — нет знаний о подводных обитателях, кроме рыб, креветок и осьминогов, цель — познакомиться с подводными обитателями.
В конце занятия важно сделать выводы о том, что удалось и что нужно будет подтянуть в следующий раз. Вывод при изучении подводного мира может быть таким: изучили крабов и узнали, что дельфины и киты — это не рыбы, а млекопитающие.
В процессе занятий младшим школьникам можно давать задания не только по школьной программе, но и на развитие психических функций. Особенно если с какими-то из них есть проблемы. Например, можно делать «пятиминутку чтения», во время которой ребёнок читает вслух любимую книгу.
Важно помнить про возрастные особенности начальных классов. Ученик 1–4 классов — всё ещё ребёнок, который очень любит играть. По мере взросления в играх всё чаще появляются чёткие правила, делается упор на сюжет и распределение ролей. Здорово, если занятия по школьной программе время от времени проходят в игровой форме. Например, можно поставить спектакль по прочитанной книге или устроить семейный клуб дебатов по проблемам Мирового океана.
Особенность уроков в начальных классах: детям не ставятся оценки, но им нужно обязательно давать домашнее задание. Главное, чтобы его выполнение занимало меньше одного часа. Например, найти информацию о китах и нарисовать их. Задания должны быть:
И главный совет родителям — наберитесь терпения. Учить ребёнка, даже собственного, нелёгкий труд. Преподаватели и наставники начальной школы «Фоксфорда» рады помочь родителям в обучении и мотивации юных школьников. Наша программа включает в себя все предметы, которые по ФГОС должны изучать и сдавать ученики начальных классов.
Особенности обучения в начальных классах
1.1 Особенности обучения в начальных классах
«Младший школьный возраст – это период в жизни ребёнка с шести до десяти лет, когда он проходит обучение в начальных классах» [14, C. 43]. «В этот период учение является основным видом деятельности, в которой формируется человек» [16, C. 616]. В начальных классах дети приступают к познанию начала наук. На данном этапе преимущественно развивается интеллектуально-познавательная сфера психики. На этом этапе появляется много психических новообразований, совершенствуются и развиваются старые. «Школьный период характеризуется интенсивным развитием познавательных функций, сенсорно-перцептивных, мыслительных, мнемических и др» [17, C.185].
Обычно ученик начальной школы с охотой идёт в это учебное заведение. «Для учащихся первых-третьих классов характерным является стремление к положению школьника (80-63% ответов). С момента поступления в школу центральное место – социальный мотив – стремление к новой социальной позиции школьника» [17, C.185]. В первые дни учёбы в школе большое значение имеет опыт, приобретённый ребёнком дома. Раньше маленький дошкольник был единственным и уникальным существом, но с поступлением в школу, он попадает в среду, где вокруг него такие же «уникальные и единственные». Кроме необходимости приспосабливаться к ритму школьной жизни и новым требованиям, осваивать пространство школы, овладеть способами самоорганизации и организации своего времени младший школьник должен учиться взаимодействовать с одноклассниками. Но главная задача младшего школьника заключается в успешном обучении в школе.
Также важно отметить, что на этапе младшего школьного возраста ребёнок переживает так называемый кризис семи лет. У ребёнка изменяются восприятие своего места в системе отношений. «Меняется социальная ситуация развития, и ребёнок оказывается на границе нового возрастного периода» [8, C.251]. Ребёнок осознаёт своё место в мире общественных отношений и приобретает новую социальную позицию школьника, которая непосредственно связана с учебной деятельностью. Этот процесс коренным образом меняет его самосознание, что приводит к переоценке ценностей. Учёба приобретает громадное значение для школьника, поэтому, например, цепь неудач ребёнка в этой ведущей на данном этапе деятельности может привести к формированию устойчивых комплексов или даже синдрому хронической неуспеваемости [8, C. 255].
Конечно, чтобы учение стало ведущей деятельностью, оно и по-особому должно быть организованно. Важным элементом учебной деятельности является игра, в процессе которой ребёнок учится взаимодействовать со сверстниками, осваивает социальные роли, требования и правила, принятые в человеческом обществе. Игра, которая принимает социальную окраску, развивает чувства соперничества и сотрудничества. В течение игры младшие школьники усваивают такие понятия как равенство, подчинение, справедливость, несправедливость. Обычно младшие школьники предпочитают компанию своих сверстников одного с ними пола. Продолжается усвоение норм поведения, присущих их полу и одобряемых обществом. К тому же младшие школьники не могут долго сидеть на одном месте. Они нуждаются в движении. Урок должен содержать не только объяснение нового материала, его закрепление и повторение старого. Но также должно отводиться время различным двигательным действия, играм, подвижной деятельности.
Учитывая, что у дошкольников игра была ведущей деятельностью, учебная деятельность, которая становится ведущей на данном этапе развития, непосредственно связанна с игрой. Поэтому учебная деятельность может возникнуть только на определённой стадии развития игры.
Благодаря учебной деятельности рамки восприятия ребёнком окружающего мира расширяются. Неосознанные и вымышленные страхи прошлых лет сменяются более осознанными (уроки, природные явления, уколы).
«К важнейшим личностным характеристикам младшего школьника относятся: доверчивое подчинение авторитету, повышенная восприимчивость, внимательность, наивно-игровое отношение ко многому из того, с чем он сталкивается» [3, C.32]. В поведении учащегося начальных классов видны послушание, конформизм и подражательность.
Обучение в школе является для детей достаточно новой и поэтому интересной деятельностью, при этом они сталкиваются и с рядом трудностей. «Школьники первоначально, естественно, не умеют самостоятельно формулировать учебные задачи и выполнять действия по их решению. «До поры до времени им помогает в этом учитель, но постепенно соответствующие умения они приобретают сами (именно в этом процессе у них формируется самостоятельно осуществляемая учебная деятельность, умение учиться» [3, C.97]. Дети в этом возрасте обладают долей импульсивности, капризности, упрямства. Волевые процессы ещё недостаточно развиты у младших школьников. Но постепенно умение проявлять волевые усилия появляется в умственной деятельности и поведении школьников. У школьников формируются произвольные умственные действия, например, намеренное запоминание, волевое внимание, направленное и стойкое наблюдение, упорство в решении разнообразных задач. Поэтому возрастает значение оценки результатов деятельности школьника со стороны взрослых. «Учебно-познавательная деятельность школьника как социально и индивидуально значимая по существу имеет двойственную стимуляцию: внутреннюю, когда школьник получает удовлетворение, приобретая новые знания и умения, и внешнюю, когда его достижения в познании оцениваются учителем» [17, C.203] Оценка со стороны учителя является стимулом для учащегося. Эта оценка сильно влияет также и на самооценку учащегося. Причём, потребность в оценке и сила переживаний намного выше у более слабых учеников [7, C.43]. Оценка выступает в роли поощрения. Оценка учителя помогает ребёнку со временем самостоятельно научиться оценивать свою работу. Причём это должна быть не просто оценка результата, но и самих действий школьника, выбранного им способа для решения какой-либо конкретной задачи. Учитель в начальных классах школы не может ограничиться просто отметкой в журнале как оценкой деятельности ученика. Здесь важна содержательная оценка, то есть преподавателю необходимо объяснить школьнику, почему поставлена именно эта оценка, выделить положительные и отрицательные стороны работы ребёнка. В последствии педагог, оценивая учебную деятельность детей, её результаты и процесс, формирует у детей критерии оценки. [8, C.67].
Учебная деятельность побуждается различными мотивами. У ребёнка появляется стремление к саморазвитию и познавательная потребность. «Это интерес к содержательной стороне учебной деятельности, к тому, что изучается, и интерес к процессу деятельности – как, какими способами достигаются результаты, решаются учебные задачи» [8, C.255]. Но не только результат учебной деятельности, оценка мотивируют маленького школьника, а также и сам процесс учебной деятельности: развитие и совершенствование себя самого как личности, своих талантов, способностей. «Школьник, становясь субъектом познавательной деятельности в общей системе учебно-воспитательных воздействий, в это же время приобретает личностные свойства и личностное отношение к тому, что он делает, и процессу обучения в целом» [17, C. 206].
«Своеобразие и сложность учебно-познавательной деятельности школьного периода заключается в том, что она осуществляется преимущественно в условиях непосредственного общения с учителями и учениками класса и школы» [17, C.202]. В начале младшие школьники всецело опираются на мнение учителя. Они смотрят на отношение преподавателя к различным ученикам и даже могут перенять это отношение. Но в процессе общения со своими одноклассниками и учебной деятельности младшие школьники относятся к себе уже более критично. Они начинают оценивать как плохие, так и хорошие поступки. Хотя по–прежнему «центральное место в учебном процессе занимает общение ученика с учителем» [17, C.202].
В младшем школьном возрасте складываются наиболее благоприятные возможности для формирования нравственных и социальных качеств, положительных черт личности. Податливость и известная внушаемость школьников, их доверчивость, склонность к подражанию, огромный авторитет, которым пользуется учитель, создают благоприятные предпосылки для формирования высоконравственной личности.
Ребёнку предстоит ещё долгий и тернистый путь обучения в школе, на протяжении которого он будет осваивать новые предметы, новые навыки, новые умения. Он будет самосовершенствоваться и развивать свои способности, но основы для их дальнейшего формирования закладываются именно в первые годы обучения.
Особенности обучения и воспитания детей младшего школьного возраста
Вы будете перенаправлены на Автор24
Особенности младшего школьного возраста
Младший школьный возраст принято называть вершиной детства. Это объясняется тем, что младший школьник сочетает в себе качества, которые присущи дошкольнику (наивность, легкомыслие, увлеченность), но при этом у него уже проявляется более взрослая логика мышления, направленность на учение, определенный социальный статус в обществе (школьник). Изменения затрагивают все стороны жизни ребенка, весь ее уклад, меняются интересы и ценности.
Возрастные границы младшего школьного возраста совпадают с началом обучения в школе. В настоящее время границы младшего школьного возраста установлены с 6-7 лет до 9-10 лет.
В младшем школьном возрасте у ребенка происходят изменения в физическом и психофизическом развитии, данные изменения направлены на обеспечение дальнейшей возможности успешного обучения в школе.
Наибольшее значение, конкретно для ребенка имеет изменение его социального статуса. В этот период ребенок становится «общественным» субъектом, ему предоставляется больше свободы, но при этом возрастают требования и ответственность.
На протяжении младшего школьного возраста ребенок учится выстраивать взаимоотношения уже не только со сверстниками, но и со взрослыми окружающими его людьми. Постепенно безусловный авторитет взрослого утрачивается, все большее значение приобретают сверстники, их мнение, возрастает значимость детского сообщества.
Основная задача начального образования – заложить фундамент знаний, необходимых для дальнейшего успешного обучения ребенка, которое в рамках современных условий может продолжаться всю жизнь.
В начальной школе ребенка учат писать, читать, считать, рассуждать, связно и грамотно выражать свои мысли, правильно и логично делать выводы. Весь процесс обучения сопровождается интенсивным воспитанием. Воспитание в начальной школе имеет несколько направлений:
Готовые работы на аналогичную тему
Необходимо отметить, что процесс воспитания в младшем школьном возрасте является превалирующим процессом и подчиняет себе обучение и образование. Это связано с тем, что если человек не воспитан, то давать ему знания не только не целесообразно, но и опасно.
Особенности воспитания детей младшего школьного возраста
Особенность воспитания младших школьников вытекает из особенностей данного возрастного периода. Основой воспитания выступает сюжетно-ролевая игра, которая уже достигла своего максимального развития. В игре ребенок имеет возможность не только примерить на себе определенную социальную роль, но и овладеть нормами поведения в различных ситуациях. При усвоении первичных этических норм, формируются нравственные представления.
В процессе воспитания у детей возникает моральная мотивация поведения, в зависимости от складывающейся вокруг ситуации.
С возрастанием самостоятельности ребенка происходят изменения и во взаимоотношениях с педагогом и сверстниками. В этот момент большое внимание следует уделять воспитанию самооценки и авторегуляции собственного поведения. Ребенок должен научиться контролировать собственное поведение не только с позиции авторитета, но и согласно усвоенным нравственным нормам.
В процессе воспитания, под руководством педагога, дети младшего школьного возраста приобретают навыки коллективного взаимодействия. Учатся осознанно применять общественные нормы, соотносить их с собственным поведением и поступками.
У младших школьников во время взаимодействия друг с другом начинают оформляться первые микрогруппы, в которых часто возникают противоречия, вплоть до конфликтов. Задача педагога состоит в том, чтобы не просто передать детям навыки поведения, а воспитать нравственные убеждения. Достигается это путем формирования и развития опыта осуществления нравственной оценки собственного поведения и поведения других.
В основе воспитательного процесса, осуществляемого в рамках школы, лежат два основных подхода:
Основу содержания воспитания в начальной школе составляет формирование всесторонне развитой личности, а конкретные разделы содержания группируются вокруг воспитания жизненно важных качеств гражданина, работника, семьянина.
Особенности обучения детей младшего школьного возраста
Основной особенностью обучения младших школьников является то, что в этот возрастной период происходит интенсивное развитие и изменение направленности их потребностей. Постепенно ведущим видом деятельности становится обучение.
Современная начальная школа старается удовлетворять потребности детей в получении новых знаний, посредством использования разнообразных методов и форм обучения, которые не только познавательны, но и интересны для детей.
Приобретение новых знаний и умений осуществляется на основании возрастных возможностей детей, с учетом их индивидуальности.
Помимо работы в классе постепенно вводится система домашних заданий, которая направлена не только на закрепление пройденного учебного материала, но и на развитие у детей самостоятельности и самоконтроля.
Важным является вопрос контроля результативности обучения. В первый учебный год дети не получают оценки за свои работы и знания, результат отмечается педагогом устно. Это необходимо для того, чтобы не оттолкнуть ребенка от учебы, не сформировать у него негативного отношения к ней. Так же это связано с тем, что в этот период у ребенка происходит перенаправленность ведущей деятельности с игровой на учебную и ему нужна поддержка, а не указания на собственные ошибки.
Педагог осуществляет диагностику знаний учащихся, но исключительно в личных целях, чтобы понять в каком направлении двигаться дальше, эффективны ли используемые им методы и приемы.
Таким образом, особенность обучения детей младшего школьного возраста заключается в том, что образование направлено на всестороннее развитие ребенка, полноценное овладение им всем комплектом умений учебной деятельности, которые необходимы ему для дельнейшего успешного обучения.
Особенности обучения детей в начальной школе
Особенности обучения детей в начальной школе
Говоря о разных способностях детей, мы не имеем в виду то словоупотребление, которое мы часто слышим в школе и дома: «этот ребенок способный, а этот совсем не способный». Мы же говорим о том, что у разных детей имеются способности в разных областях, в частности, есть просто разные виды интеллекта. Жизнь в школе, безусловно, должна способствовать максимальному развитию самых разных способностей и навыков ребенка, расширению его внутренних возможностей. Для этого в школе должны быть созданы соответствующие условия, а школьная среда обитания и учения должна быть насыщена предметами и инструментами для работы разных детей, для обеспечения их индивидуального и разностороннего развития в своем темпе и своим путем.
Активная модель организации жизни в начальной школе
Существует небольшое число конкретных базовых ЗУНов, которыми должны обладать все выпускники начальной школы. Они должны, в частности, уметь читать, писать и считать. Существуют и общие, называемые иногда общеучебными, умения. К ним относятся умения собирать факты, их сопоставлять, организовывать, выражать свои мысли на бумаге и устно, логически рассуждать, открывать что-то новое, принимать решения и делать выбор. Эти умения можно было бы назвать даже не общеучебными, а общеинтеллектуальными, поскольку они нужны не только в учебной, но и в интеллектуальной деятельности человека вообще. Поскольку такого сорта деятельность становится все более существенной на большинстве рабочих мест, в большинстве профессий, то речь идет вообще о жизненных умениях. (Сейчас стало модным, следуя за некоторыми западными источниками, говорить о компетенциях, или о компетентностях, под которыми понимается умение применять знания и навыки в определенной области в различных реальных практических ситуациях).
Для формирования этих умений (и самых конкретных, базовых, и самых обобщенных и возвышенных), есть много путей. Выбор пути формирования умений определяет школу. На результат влияют как условия, целенаправленно создаваемые учителем, так и случайные обстоятельства (проболел, совпал интерес к увиденному по телевизору с проходимой в школе темой) и ситуации (нелюбимый учитель, в школе нет химреактивов), а также исходными способностями и типом личности ученика.
При этом даже для конкретных ЗУНов, которые должен получить каждый (таких как умение складывать числа), будут выбираться индивидуальные пути их усвоения. Обобщенные ЗУНы будут формироваться и на этих разных путях для общих конкретных ЗУНов и на разном материале для разных учащихся. Поощряться и оцениваться будут индивидуальные достижения во всем их разнообразии. Во всем постигаемом индивидуально мы будем добавлять ученику наше признание и формальные баллы за то, что он сделал, а не вычитать за то, что он не сумел.
Речь идет о планировании человеком своей работы и корректировке планов, о способности к контролю результатов работы, ее хода и своего поведения, о кооперации и разделении труда, о стратегиях индивидуального и общего выигрыша, об анализе своего опыта и поиске закономерностей, об умении делать произвольный выбор, строить модели социальных ситуаций и примерять на себя роли, умении спорить, отстаивать свою точку зрения, понимать и принимать точку зрения оппонента и т. д.
Замечательно, что многие из умений, которые упомянуты выше, важность которых в общем-то никогда не отрицалась, легко достигаются в тех или иных детских играх и весьма проблематично, с трудом в ситуации урока. Более того, начиная обсуждать это и с практическими российскими учителями, и с профессионалами науки-педагогики наталкиваешься на то, что указанные умения действительно трудно совмещаются с общепринятым содержанием образования¦. В лучшем случае тебе скажут, что все относится к воспитанию и, конечно, воспитание необыкновенно важно, но вот собеседник занимается другим.
Организация пространства начальной школы
Наличие в школе даже одного компьютера с мультимедийным проектором, позволяющим передавать изображение с компьютера или видеомагнитофона на экран для работы с целым классом или даже большим залом, существенно меняет и способ представления материала учителем и работу «у доски». Учитель может сопровождать свой рассказ заранее подготовленными иллюстрациями. Основные тезисы выступления или факты, которые нужно запомнить, могут также быть выделены на экране. Работа с текстом (например, его редактирование) происходит гораздо эффективнее, если ее можно осуществлять прямо на глазах у всего класса, с участием всех. Имея проектор, естественно показывать всему классу и детские сочинения с иллюстрациями. Зная, что твою работу будут смотреть все, каждому хочется сделать ее интересней, снабдить картинками, проверить лишний раз, нет ли ошибок.
Особое внимание хочется обратить на необходимость создания для учащихся начальной школы многофункционального помещения, в котором школьный психолог, воспитатель группы продленного дня, преподаватель классов коррекции и т. д. могли бы организовывать индивидуальные занятия или работу с небольшой группой детей, помогая им справиться со специфическими психологическими, физиологическими проблемами, помочь избавиться от плохого настроения или решать индивидуальные проблемы: будь то развитие внимания учащихся или умение концентрироваться, тренировка мелкой моторики или развитие координации движений и т. д. Бывает достаточно важно в течение учебного дня какому-то ребенку получить возможность (иногда даже и во время урока) побыть одному, оценить неадекватность своего состояния и попытаться самостоятельно или с помощью доброжелательно настроенного взрослого преодолеть его, чтобы вновь вернуться к занятиям. Кому-то из детей может оказаться достаточно полезно получить возможность избавиться от «лишней» энергии и агрессии (например, надев боксерские перчатки, «помутузить» «грушу» или что есть силы попинать футбольный мяч, привязанный специальной резинкой к поясу игрока, так, чтобы не пострадали окружающие люди и предметы. Такое помещение можно условно назвать «Психомоторной комнатой» или «Комнатой психологической разгрузки» и, естественно, оно должно содержать достаточно большое разнообразие специально подобранных для работы в нем предметов.
Организация пространства классной комнаты
Сказанное выше о разнообразии путей в учении получает разнообразную реализацию и поддержку в школе будущего, которую мы создаем сегодня. Современный урок предусматривает различные виды деятельности, сменяющие друг друга в ходе урока. Более того, разные дети одного класса одновременно могут быть вовлечены в разные виды деятельности. Естественно, это требует особой организации пространства класса начальной школы. Класс в каждый момент урока имеет зоны для различных видов активности, между которыми перемещаются учащиеся. В силу ограниченности физического пространства, оно в классе оказывается трансформируемым, когда это нужно.
Все дети слушают учительницу, которая что-то пишет на доске или показывает на экране, сопровождая пояснениями. Когда нужно, учительница оказывается в центре круга, одинаково близко ото всех и легко видит, что у детей в тетрадях. Возможно и такое, что учительница читает и обсуждает сказку с пятью детьми, кто-то в другом углу класса слушает в наушниках музыку или работает с компьютером, а кто-то расставляет на места рабочие материалы, использовавшиеся на уроке.
Мы призываем к большей двигательной активности во время урока (смена видов работы, позы, перемещения по классу с той или иной учебной целью) и за активные паузы между уроками.
Перемены дети должны проводить в спортивных подвижных играх, которые будут компенсировать сидячие занятия, для этого желательно иметь некоторый минимальный инвентарь (скакалки, кегли, резиночки для прыжков, педали для балансировки и т. д.).
Эта модель организации жизни в начальной школе предполагает, что именно учитель является активным участником образовательного процесса: все смотрят на него, подражают ему, слушают только его, повторяют за ним и только тогда, когда он разрешит. Учитель является актером на классной сцене и часто все действо так и остается театром одного актера. Даже если формально несколько учащихся сделали нечто по просьбе учителя, в результате этого они все еще не стали активными участниками образовательного процесса, строителями собственных знаний, собирателями информации на интересующую их тему, исследователями происходящих у них на глазах, при их непосредственном участии процессов. Учитель, являясь на уроке практически единственным источником информации, как правило, сообщая нечто, тем самым дает ответ на вопрос, который еще не возник в сознании учащихся. Тем самым включенность большей части класса и мотивация к предлагаемой учителем деятельности остается достаточно низкой.
Выстраивая «активную» модель школы, мы предполагаем, что учитель становится организатором всего происходящего в классе, умело ставит перед детьми проблемы и учит самостоятельно находить решения путем совместного обсуждения, поиска нужной информации в разных источниках (в справочниках, энциклопедиях, в Интернете, путем эксперимента и самостоятельных размышлений и т. д.). Учитель вместе с детьми действует, чему-то учится, что-то исследует, читает, рисует, пишет на компьютере, помогает и сочувствует своим подопечным, дает им советы и советуется с ними, делится опытом, совместно с учащимися планирует дальнейшие действия.
Возвращаясь к теме расстановки мебели и организации пространства, заметим, что для разных моделей урока требуется различная обстановка:
— обсуждать что-то удобно, расположившись в кругу (или расставив парты в «каре», так чтобы все видели друг друга и учитель, если он ведет обсуждение, мог бы смотреть в глаза каждому ребенку);
— в случае, когда у нескольких детей есть общая задача, им естественно сидеть вместе и иметь возможность распределить между собой работу, ассистировать друг другу по мере необходимости, обсуждать и совместно формулировать результаты;
— необходимость самостоятельной работы с книгой, за компьютером, с индивидуальным заданием на карточке, написание сочинения и т. д. предполагает отдельное рабочее место, (чтобы легче было сосредоточиться, собраться с мыслями), хотя можно сидеть и парами, как это принято в традиционной школе;
— для возведения на полу большого города, дворца или средневекового замка из картона или кубиков ЛЕГО, с тем, чтобы про созданное говорить, писать или снимать фильм, необходимо сдвинуть столы и стулья к стенам и освободить пространство в центре класса для ролевого действа;
— для того, чтобы послушать рассказ или обсудить какой-то вопрос всем классом в конце дня, когда дети устали, всем вместе с учителем иногда бывает удобно расположиться в той части комнаты, где на полу есть коврик, спортивный мат или диванчики, а может быть горка мягких больших подушек, с тем, чтобы можно было комфортно устроиться, расслабиться и принять удобные позы;
— некоторым детям в соответствии с их настроением (например, для того, чтобы успокоиться) или самочувствием (устал, болит голова, все вокруг вызывает раздражение и мешает жить) требуется хотя бы на какое-то время уединиться. В таких случаев можно использовать Психомотороную комнату. Но можно и в классе отвести уголок или соорудить с помощью родителей или местных строителей антресоли или гамаки под потолком. Ребенок с разрешения учителя может взобраться по лесенке с тем, чтобы послушать в наушниках музыку или сказку, почитать книжку или подумать о жизни.
Для различных изменений пространства необходимо иметь в школе легко перемещаемую самими учащимися мебель. Хорошо бы, чтобы это были модули, из которых при необходимости можно было бы сконструировать лестницу, лабиринт, теремок и т. д. Такая мебель разработана, апробирована и последние несколько лет активно внедряется в практику в европейских и в российских школах. Современная учебная мебель может поддерживать и возможность для всех учащихся заниматься одним и тем же, но в разных позах, с разным уровнем двигательной активности.
Тщательные исследования сангигиенистов показали, что отсутствие у стула спинки, вынуждает детей держать спину прямо, сохранять равновесие при неустойчивом положении стула, тем самым тренируются соответствующие мышцы и позвоночник, что способствует укреплению осанки и профилактике сколиоза, который при многочасовом сидении учащихся начальной школы прогрессирует. Возможность в течение урока несколько раз менять позу, в том числе сидеть и раскачиваться на стуле в то время, когда происходит обсуждение (дома на обычном стуле мама никогда не разрешает это делать), снижает утомляемость, помогает гиперактивным детям. Выпускники такой начальной школы легче концентрируются, проявляют больший уровень работоспособности, самоконтроля и дисциплинированности, чем в контрольных группах.
Стулья-качалки, столы и полочки организуются в десятки мебельно-архитектурных ансамблей в классе, а могут и выстроиться в три этажа у стенки и освободить помещение.
Мы, безусловно, далеки от мысли, что все должны срочно пересесть именно на такую мебель. Прежде всего, такое решение требует финансирования, обсуждения с учителями, родителями, в конце концов это вопрос вкуса. Что важно, так это понимание того, что проблема с традиционной школьной мебелью (ее большим весом, несоответствием росту конкретного ребенка) существует и решать ее путем внесения в класс дополнительных предметов (типа упомянутых диванчиков, больших резиновых мячей для сидения или скамеечек без спинки), а также смены видов деятельности можно и нужно. И с существующей сегодня в школе мебелью можно организовать более динамичную среду. Надо только не бояться переставлять предметы в классе в зависимости от задач, решаемых на конкретном уроке.
Элементы среды классной комнаты
Элементы образовательной среды можно очень условно расклассифицировать на используемые преимущественно учителем (демонстрационные) и используемые преимущественно учащимися (лабораторные или раздаточные). Кроме этого, их можно разделить по образовательным областям и видам деятельности. Эти деления весьма условны, желательно, чтобы каждый объект использовался в разных областях и в разных видах учебной деятельности.
Для поддержки разных видов деятельности в классе необходимо обеспечить максимальное разнообразие материальной и информационной среды. Мы будем упоминать наиболее оптимальные на наш взгляд современные варианты наполнения образовательной среды начальной школы, что требует материальных затрат. Нужно, однако, подчеркнуть, что общие идеи деятельностного изменения содержания образования возможно начать реализовывать и без значительных денежных вложений.
Важнейшим аспектом является не оборудование, а изменение позиции учителя. Например, для формирования у ребенка представления о числе и количестве, необходимо большое разнообразие счетного материала. Существует много вариантов замечательно сделанного счетного материала, но можно с успехом использовать и различные подсобные материалы: спички, горох, желуди, палочки.
В процесс формирования такого образа класса вложили свой вклад почти все выдающиеся педагоги-мыслители и педагоги-практики двадцатого столетия, от Монтессори и Штайнера, до Выготского и Пиаже, на него оказали влияние и гиганты игровой индустрии, такие как ЛЕГО.
Для воспитания детей немаловажно и то, что школа может оказаться местом, где дети знакомятся с настоящими вещами. Хорошо, если там можно найти настоящее дерево, металл, камень, самому обжечь глину, спрясть шерсть, сколотить скворечник. Если школа не может позволить себе наличие нескольких отдельных помещений для организации специфических видов деятельности (кабинет технологии для начальной школы или детскую естественно-научную лабораторию), то можно предложить организовать в основном кабинете несколько (по крайней мере, четыре) центров активности, с расположенными в них соответствующими материалами для самостоятельной и групповой работы. Это:
1) группа материалов для организации занятий по математике;
2) материалы и инструменты для работы по развитию речи, чтению, созданию письменных текстов;
3) приборы и оборудование для естественно-научных испытаний;
4) множество инструментов для конструирования, лепки, рисования, вырезания и т. д.